Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НЕОРОМАНТИЗМА В.Г. КОРОЛЕНКО: ТЕОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ОЧЕРК "МГНОВЕНИЕ")'

КОНЦЕПЦИЯ НЕОРОМАНТИЗМА В.Г. КОРОЛЕНКО: ТЕОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ОЧЕРК "МГНОВЕНИЕ") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
377
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОЛЕНКО / НЕОРОМАНТИЗМ / РЕАЛИЗМ / РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС / КОНФЛИКТ / ОЧЕРК / KOROLENKO / NEO-ROMANTICISM / REALISM / ROMANTIC PATHOS / CONFLICT / ESSAY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зотов Н.В.

Статья посвящена доказательству гипотезы о неоромантической проблематике и поэтике как важнейшей составляющей художественного мира В.Г. Короленко. На примере анализа очерка «Мгновение» показано соотношение реалистического и романтического способов раскрытия авторского замысла, дана характеристика героического и сюжетно-композиционных форм его воплощения в очерковом жанре - художественнодокументальном повествовании, в котором автор мотивирует психологию поступков героя сменой исторической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF V. G. KOROLENKO NEO-ROMANTICISM: THEORY AND ARTISTIC PRACTICE (ESSAY "MGNOVENIYE")

The article is devoted to proving the hypothesis of neo-romantic problems and poetics as the most important component of the artistic world of V.G. Korolenko. The ratio of realistic and romantic ways of disclosure of the author’s plan is shown on the example of the analysis of the essay ”Mgnoveniye”. Theauthor gives the characteristic of the heroic and plot-compositional forms of its embodiment in the essay genre - art-documentary narration in which the author motivates the psychology of the hero’s actions by changing the historical situation.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НЕОРОМАНТИЗМА В.Г. КОРОЛЕНКО: ТЕОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ОЧЕРК "МГНОВЕНИЕ")»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

УДК [7.036.1+7.035] :82.09 ЗОТОВ Н.В.

магистр по направлению подготовки 42.04.02 «Международная журналистика», институт филологии и журналистики, Нижегородский университет имени Н.И. Лобачевского E-mail: kolianzot@mail.ru

UDC [7.036.1+7.035]:82.09 ZOTOV N.V.

master, PhD student of the Institute of philology and journalism, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Russia, Nizhni Novgorod E-mail: kolianzot@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ НЕОРОМАНТИЗМА В.Г. КОРОЛЕНКО: ТЕОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ОЧЕРК «МГНОВЕНИЕ»)

THE CONCEPT OF V. G. KOROLENKO NEO-ROMANTICISM: THEORY AND ARTISTIC PRACTICE (ESSAY "MGNOVENIYE")

Статья посвящена доказательству гипотезы о неоромантической проблематике и поэтике как важнейшей составляющей художественного мира В.Г. Короленко. На примере анализа очерка «Мгновение» показано соотношение реалистического и романтического способов раскрытия авторского замысла, дана характеристика героического и сюжетно-композиционных форм его воплощения в очерковом жанре - художественно-документальном повествовании, в котором автор мотивирует психологию поступков героя сменой исторической ситуации.

Ключевые слова: Короленко, неоромантизм, реализм, романтический пафос, конфликт, очерк.

The article is devoted to proving the hypothesis of neo-romantic problems and poetics as the most important component of the artistic world of V.G. Korolenko. The ratio of realistic and romantic ways of disclosure of the author's plan is shown on the example of the analysis of the essay "Mgnoveniye". Theauthor gives the characteristic of the heroic and plot-compositional forms of its embodiment in the essay genre - art-documentary narration in which the author motivates the psychology of the hero's actions by changing the historical situation.

Keywords: Korolenko, neo-romanticism, realism, romantic pathos, conflict, essay, literary neoromantic features, combination of realistic and neoromantic principles, с^цАШ, main humanistic ideas, landscape.

В отечественном литературоведении ХХ столетия сложилась тенденция рассматривать произведения В.Г. Короленко в рамках классического реализма, несмотря на то, что уже современники писателя отмечали характерный для его произведений романтический пафос, а сам писатель, определяя эстетическую концепцию реализма, характеризовал его как синтетическое искусство, отмечая существенную роль в нем романтической традиции. Реальность литературного процесса подтверждала генетическую связь реализма и романтизма, что объяснялось, по мнению ученых, тем, что «интерес реализма к низкой реальности, отчужденной от сакральной осмысленности, порожден и оправдан романтизмом» [7, с. 154]. Действительно, существенные изменения в социальной и духовной сферах жизни России вызывают поиск новых форм художественного осмысления действительности, что рождает искусство модернизма, в котором романтическое начало играет далеко не последнюю роль. Об этом еще в начале ХХ века писал С.А. Венгеров, по мнению которого, «писатели всех направлений, выдвинувшиеся в 1890-1910 годах, каждый по-своему, отдавались влечению к чрезвычайности, одни в форме стремления к утонченному изысканному, другие в форме влечения к яркому и колоритному, но все в форме отвлечения от ежедневного и

обыденного» [3, с. 18]. Эта особенность литературного процесса конца Х1Х-начала ХХ столетия в исследованиях современных историков литературы становится основанием для введения в научный оборот термина «неоромантизм».

По свидетельству современных ученых, концепция неоромантизма в русской литературе конца XIX - начала XX в. настоящий момент является дискуссионной [19]. Так В.М. Толмачев отмечает, что «промежуточность» неоромантизма» затрудняет поиск его конкретных литературных свойств, что связано и с несинхронностью утверждения модернистских проектов «новизны» и крайней противоречивостью авторских самодефиниций» [18, с. 644]. В работах других исследователей термин «неореализм» определяется «через философскую концепцию, сформировавшую особое знаковое пространство, и обусловленную кризисным сознанием рубежа веков». По мнению исследователей, возникновение неоромантизма обусловлено исторически и объясняется культурологическим «сдвигом» [19, с. 219]. Подчеркивая синкретичность неоромантизма, содержащего черты символизма и реализма, а также - философского экзистенционализма. Т.В. Федосеева считает, что идея Ф. Ницше о «сверхчеловеке», соединившем в себе «мудреца» и «зверя», оказала значительное влияние на

© Зотов Н.В. © ZotovN.V.

неоромантиков, утверждавших возможность слияния реальности и идеала [19]. По мнению В.Л. Лукова, ранее творчество М. Горького и других писателей начала XX в., окрашено «неоромантическим ореолом», так как «неоромантизм в России является в большей мере господствующей в литературе атмосферой ностальгии о прошлом и ожиданием будущего, великолепного и великодушного или беспощадного мира, нежели как четко определяемое течение» [14, с. 312]. В.Т. Захарова, изучая процесс приобретения реализмом новых качеств в творчестве раннего М. Горького, показывает, как происходило освоение реализмом эстетики других художественных течений, и характеризует его произведения 1890-х годов как «неореалистические» [5], созвучные в целом эстетике Серебряного века. Определяя особенность творческого метода писателя, В.Б. Катаев отмечает, что В.Г. Короленко - реалист, «которого неизменно привлекают проявления романтики в жизни. Реалист, размышляющий о судьбах романтического, высокого в суровой, отнюдь не романтической действительности» [8, с. 7]. Обращаясь к творчеству В.Г. Короленко, современная исследовательница предлагает свою концепцию неоромантической составляющей его произведений, отмечая, что на сегодняшний день эта сторона его произведений остается неисследованной [4]. Цель нашей работы - на примере анализа очерка «Мгновение» показать, как теоретическая рефлексия В.Г. Короленко и суждения писателя о новом этапе литературного процесса нашли воплощение в его художественной практике.

Размышления В.Г. Короленко о литературных направлениях современного искусства следует рассматривать как важнейший «первоисточник» его концепции неоромантизма. Одно из первых обращений Короленко к характеристике современного искусства - большая статья «Две картины» (1897), посвященная сопоставительному анализу картин В. Поленова «Христос и грешница» и В. Сурикова «Боярыня Морозова» [10]. Она имеет подзаголовок «Заметки литератора», и помимо подробного историко-философского анализа сюжетов картин, содержит материал, раскрывающий основные положения искусства, которое в современных исследованиях русской литературы конца XIX века характеризуют термином «неоромантизм». В письме к польскому писателю В. Козловскому, переводившему его очерк «Мгновение» (первоначальное название «Море») на польский язык, Короленко, отвечая на вопрос корреспондента об отношении к романтизму, высказывает свое суждение о романтической традиции путем сопоставления условий художественности реализма и романтизма, ссылаясь, в том числе и на свою статью, опубликованную ранее. «По поводу Вашего вопроса, -пишет Короленко, - о том, насколько я сам считаю себя романтиком - ответить пока затрудняюсь<.. .> едва ли я вполне могу примкнуть к романтизму... Однако и крайний реализм, например, французский, нашедший у нас столько подражателей, - мне органически противен» [11, с. 413]. Довольно резкое заявление Короленко связано с тем, что он не приемлет натурализм, нашедший

воплощение в творчестве Э. Золя и других французских писателей, которые, по его мнению, отрицают «самую возможность героизма в человечестве и малое отожествляет с низким». Высказывая эту мысль, Короленко подчеркивает необходимость разделять теоретическое мышление автора и художественный результат его творчества. Рассматривая реализм и романтизм как условия художественности, соответствующие определенной исторической эпохе, Короленко уверен в том, что ни романтизм, ни реализм не могут служить целью сами по себе и не исчерпывают всей художественности. Рассуждая о различии романтизма и реализма, Короленко дает свою оценку такой важной черте художественных направлений как их отношение к героическому, видя в ней существенное отличие романтизма и реализма. С его точки зрения, романтизм представляет всю историю человечества как историю великих людей, а реализм отдает предпочтение изображению масс. Короленко считает, что философские основания обоих направлений «есть односторонность», поэтому задачу нового искусства Короленко видел в преодолении обозначенных им крайностей, полагая, что новое направление в искусстве может возникнуть на путях выработки приемов синтеза художественных принципов романтизма и реализма. Писатель говорил о появлении нового направления в искусстве, не давая ему названия.

Письмо В.С. Козловскому было написано в 1887 г., а первое упоминание о новом направлении в литературном процессе России рубежа XIX и XX вв. и его определение - «неоромантизм» появилось в статьях Д.С. Мережковского «Неоромантизм в драме» [15], «Новейшая лирика» [16] в 1894 году. Исследуя присущее его времени состояние европейской литературы, которая ярко выражала цель новой тенденции в литературе противодействовать наступлению натурализма и течениям в рамках декадентства, Д. Мережковский описывает философскую компоненту нового направления. «Во-первых, это «бунт против позитивизма»; во-вторых, «смелое вторжение субъективности в область творчества»; в-третьих, «возврат к идеализму, к творческим, религиозным порывам человеческого духа, к неразрешенным и презренным позитивною наукою...»» [19, с. 220]. Согласно эстетике неоромантизма художественное слово должно было приблизить реальность к идеалу, соответственно - стать оружием совершенствования действительности. Подобного взгляда на задачи современного искусства придерживался и Короленко, считая, что создание образа будущего, изображение положительного начала жизни свойственно именно романтизму как художественному методу.

Неоромантизм в качестве героя рассматривал личность, обладающую способностью осознанно или бессознательно воплотить идею воплощенного идеала в концентрированном виде [19]. Эстетика Короленко сближается с главной целью неоромантизма - передать мысль о свободном человеке, который неразрывно связан со стихией простого народа и чужд личностного саморазрушения, что свидетельствует о том, что писатель

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

«искал реальных путей воплощения героического в образе рядового человека» [3].

Идея синтеза реализма и романтизма и выработка на его основе новой поэтики нашла воплощение в очерке В. Короленко «Мгновенье». Первоначально данный очерк носил заглавие «Море». Именно под этим заглавием произведение было опубликовано в газете «Волжский вестник» в 1886 году. Чтобы выпустить свое произведение в свет на страницах сборника «На славном посту» (1900) Владимир Галактионович изменяет материал и переименовывает его в «Мгновенье». В 1901 году очерк был размещен в газете «Нижегородский листок» [11]. Краткий обзор истории публикаций очерка свидетельствует о том значении, которое писатель придавал этому материалу.

В очерке Короленко героическое, идеализирующее начало питалось действительной жизнью, было обусловлено законами исторического развития, что не противоречило неоромантической эстетике - изображению мужества, подвига и героики «в необычайной, часто экзотической обстановке» [13]. В очерке «Мгновенье» местом действия становится небольшой испанский остров, на котором расположена тюрьма, где в заключении томится «инсургент и флибустьер» Мигуэль Диац, герой испанской революции 1868-1874 гг. Образ Хуана-Марии-Хозе-Мигуэля-Диаца написан так, что можно рассматривать его как образ конкретного человека, а рассказанную историю считать произошедшей на самом деле, хотя образ Диаца - собирательный. В судьбе героя очерка, его душевных порывах, переживаниях, устремлениях отчасти воплотились и черты биографии Короленко, пережившего и тюрьму, и многолетнюю ссылку. Писатель прекрасно понимал, что собой представляет подлинный героизм, органически не имеющий ничего общего с рационализмом. Такая черта личности Диаца, как готовность жертвовать собой во имя счастья и свободы других, была подсказана опытом знакомства ссыльного В.Г. Короленко со множеством людей подобного типа, однако из-за цензурных соображений писатель делает своего героя-революционера испанцем, придает сюжету экзотический характер.

Неоромантизм, как известно, предполагает строение сюжета на основе острого конфликта, сопряженного с борьбой, риском, опасными приключениями, что не исключает возможность развития его в нескольких направлениях. Первое в очерке «Мгновенье» реализовано в романтическом варианте решения конфликта «свобода - неволя», когда герой «терпеливо, осторожно, настойчиво долбил камень около ржавой решетки» [9, с. 2]. В пространном описании страны Диаца, готовящей восстание, появляются аллюзии на романтически окрашенные образы стихотворений М.Ю. Лермонтова «Узник» («Сижу за решеткой в темнице сырой») [12, с. 89] и «Парус» («Белеет парус одинокой / В тумане моря голубом...» [12, с. 70]. У Короленко романтические образы паруса, бури, побега включаются в качестве знаковых элементов в приземлено-бытовую картину тюрьмы: «Когда все молитвы были прочитаны, часовой

повернулся и замер в удивлении. Вдоль бухты, среди сравнительного затишья едва заметная в темноте, двигалась лодка, приближаясь к тому месту, где, уже незащищенное от ветра, море кипело и металось во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась, поднялась и исчезла» [9, с. 3].

Однако если романтически герой Лермонтова выбирает свободу, не колеблясь, то персонаж Короленко испытывает сомнение - это второй «узел» конфликта. Диацу предстоит выбрать между «безопасной неволей» в тюрьме и возможной гибелью в разбушевавшейся морской стихии. Однако борьба заканчивается тем, что Диац решает бежать, понимая, что лучше риск и возможная гибель, чем жизнь в заточении.

Романтический герой - это многогранная личность, увлекаемая множеством страстей. Внутренний мир романтического героя полон противоречий. Противоречивость внутренних стремлений героя очерка обусловлена тем, что многие годы он мирится с неволей и поражением революции: «И еще годы прошли в этой летаргии. Хуан-Мария-Мигуэль-Хозе-Диац успокоился и даже стал забывать свои сны. Даже на дальний берег он смотрел уже с тупым равнодушием и давно уже перестал долбить решетку... К чему?..» [9, с. 2]. В отличие от героев романтической литературы начала XIX века, герой В. Короленко имеет человеческие слабости, он сомневается и отказывается от борьбы, однако Короленко дает психологическую мотивацию такого поведения героя: Диаца в плену держала не решетка и не башня, а понимание того, что при поражении революции ему больше не для чего жить. Это третий «узел» сюжетного движения, связанный с образом природной стихии. Именно Буря, как символ свободы, пробудила в нем смелость, позволила отождествить себя с волнующимся морем, и понять, что движение на том берегу, на который он смотрит все эти годы в тоске, было не сном: «Ведь это был не сон! Как мог он считать это сном? Это было движение, это были выстрелы... Это было восстание!..» [9, с. 2]. Диац решает бежать не ради себя, не ради собственной свободы - это он мог сделать и раньше, но ради того, чтобы стать частью революции, которая, как он понял, разгорелась с новой силой.

Рассматривая образ Диаца, следует особо обратить внимание на то, как Короленко по-своему решает проблему героического и формах его проявления. Черты неоромантизма В.Г. Короленко коррелируют с произведениями европейских неоромантиков, в творчестве которых были выработаны способы изображения героического. К ним относится антропоцентрический подход к решению проблемы героической личности, выстраивание сюжета, основанного на изображении человека, непосредственно не противопоставленного среде, широкое использование трансформированного символистского стиля и другие формы героического, отмеченные современным исследователем [1]. Романтическое стремление героя к подвигу в очерке Короленко корректируется рациональностью принятого решения. Герой, отказавшись от возможности побега в бурную ночь, не изменяет своим идеалам и не

сомневается в справедливости идеи свободы, которой готов отдать жизнь. Он по-человечески мудр, не желая совершать опрометчивый поступок и погибнуть в шторм, зная, что его жизнь принадлежит не только ему, но и его товарищам по борьбе. Именно поэтому Диац бежит из тюрьмы только тогда, когда понимает, что началось восстание его народа, которому необходим вождь. Диац, как личность, обретает свою значимость тогда, когда героическая идея гибели во имя свободы овладевает массами, то есть героизм личности обусловлен исторической необходимостью [1].

Приверженность человека своему делу, общему благу помогает главному герою преодолеть многие трудности, противостоять социальной среде и стихии -это важная составляющая гуманистической позиции В. Короленко. «Романтизм» короленковских героев, -как писал об этом Д. Мережковский, - заключается в их «выстраданном оптимизме», созвучном мировоззрению самого писателя»» [Цит. по 4, с. 58]. Герой очерка Короленко - романтик, даже за долгие годы, проведенные в заточении, не потерявший веру в возможность освобождения и в революцию. На примере «выстраданного оптимизма» своих героев писатель демонстрирует реальную возможность противостояния личности судьбе, стихии.

Для читателя остается загадкой - как завершается побег главного героя: «сверкающее волны загадочно смеялись, набегая на берег острова и звонко разбиваясь о камни». Вероятно, главная задача писателя была не в исследовании последствий событий, а в описании конфликта героя с самим собой и с природной стихией, способа его разрешения. Возможно, главная цель Диаца осуществилась - читатель понимает это, прочитав строки в конце очерка: «Офицеры переглянулись... Что значило это непонятное оживление на позициях восставших туземцев?.. Ответ ли это на вопрос об участи беглеца?.. Или просто случайная перестрелка внезапной тревоги?.. Ответа не было...» [9, с. 3]. По крайней мере, отчаянный поступок главного героя не прошел бесследно даже для тех, кто держал его взаперти, о чем говорят слова молодого испанского офицера: «А кто знает, не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябанья!» [9, с. 3]. В них сосредоточен весь романтический пафос очерка, он «передает рефлективную душевную восторженность, которая возникает в результате выявления некого возвышенного начала и стремления обозначить его черты» [19, с. 50]. Эта мысль о ценности каждого мига свободы созвучна идее притчи об орле и вороне из повести «Капитанская дочка»: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» [17, с. 207].

Центральная часть композиции очерка - образ бури. Это - неумолимая стихия, которой противостоит главный герой, с одной стороны, с другой - это символ революции, неукротимого бунта, желанной свободы и, вместе с тем, буря - это отражение смятенного душевного состояния самого героя, который борется сам с собою, выбирая между сонным, безопасным покоем и

смертельным риском в стремлении к свободе. Первые слова короленковского «Мгновенья»: «Будет буря, товарищ. - Да, капрал, будет сильная буря» [9, с. 2], - очень схожи с «Песней о Буревестнике» М. Горького: «Буря, скоро грянет буря!» [5, с. 61].

Средством эффективного выражения чувств и эмоций персонажа становится в очерке пейзаж, который, по наблюдению исследователей, «дополняется <.. .> своеобразной "звукописью"» [20, с. 173]. Читатель вместе с главным героем слышит звуки «природной стихии» -звуки волнующегося моря, которое бушует вокруг острова, на котором заточен пленник. Можно сказать, звуки моря - это "звуковая" окраска пейзажа - основное выразительное и смысловое средство, так как большая часть действия совершается в темноте грозовой ночи.

В описаниях звуков моря Короленко использует олицетворения, как бы «очеловечивая» стихию: «море ревело глубоко и протяжно», «прибой заводил свою глубокую песню, берег отвечал глубокими стонами и гулом», «когда грохот стих, камера была полна шипением и свистом», «были слышны смешанные крики убегающего шквала». Однако Диац смог услышать в устрашающих звуках призывный голос: «остался только шум, могучий дико сознательный, суетливо и радостно зовущий» [20, с. 2]. Этот голос меняет его настроение, и ге-ройпонимает, что означает движение на родном берегу: постепенное уменьшение «разнузданного гула» моря позволило расслышать в себе «еще что-то тихое, ласковое и незнакомое» [20, с. 2].

Диац - главный герой «Мгновенья» - активная, героическая личность, он не противопоставлен обществу напрямую, так как не показано, против чего он бунтует (он революционер, но против кого направлена его деятельность, не сказано), и главный конфликт заключается не в противопоставлении личности - обществу, а в отношении человека к неволе, что и определяет напряженный характер интриги. Финал очерка - открыт: автор не сообщает читателю о дальнейшей судьбе героя, не понятно, выжил он в борьбе со стихией или нет, однако прием умолчания можно рассматривать как надежду на благоприятный для него прогноз. Бушующее море это не враг Диаца, а скорее его соратник, в котором он видит родственную ему стихию, описанию восприятия которой героем Короленко уделяет большое внимание.

Однако в отличие от многих неоромантиков, которые с помощью образа-символа стремились создать некий контакт между землей и небом, человеком и высшим разумом, Короленко с помощью образов-символов стремился показать связь человека и природы. В «Мгновенье» Короленко «одушевляет» природу, что придает стилю очерка черту, свойственную импрессионизму, характерную для творчества молодого М. Горького, в рассказах и очерках которого образ моря создан по принципу «антропоморфизма» и имеет глубокий подтекстовый смысл, а художественный эффект достигается благодаря соединению олицетворения неживого образа с духовным состоянием героя [6]. В этом очерке Короленко как бы предсказывает ту художе-

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

ственную тенденцию, которую впоследствии будет развивать и М. Горький, создавая произведение, в котором на первый план выдвигается изображение эмоционального импульса душевных движений героя, а для его раскрытия привлекаются емкие колоритные метафоры [6]. Известно, что Короленко одним из первых отметил новаторство произведений Горького и, прочитав один из ранних его рассказов («Челкаш»), сказал писателю, что он реалист, но в то же время романтик.

Очерк «Мгновение», так же, как и другие произведения Короленко 1890-х годов («Сон Макара», «Река

играет», «За иконой» и др.), естественно встраивался в философско-эстетические искания русской литературы периода Серебряного века, когда в объяснении и понимании связей человека и окружающего мира был осуществлен поворот в сторону смягчения антропоцентризма: человек перестал господствовать над миром природы, в то время, когда литературу стало более интересовать изображение того, как в судьбе отдельного человека проявляются его связи с миром, с общей жизнью народа его страны и за ее пределами.

Библиографический список

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы / под ред. В.П. Мещерякова М.: «Издательство Юрайт», 2016. 424 с.

2. Велиева З.А. Характер существования реализма и романтических тенденций в творчестве В.Г. Короленко конца XIX - начала XX в.в.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: кандидата филологических наук: 10.01.08. Баку, 1984 / [Электронный ресурс].// Сайт dissercat. com - Режим доступа https://www.dissercat.com/content/kharakter-sushchestvovaniya-realizma-i-romanticheskikh-tendentsii-v-tvorchestve-vg-korolenko (дата обращения 25.02.2019)

3. Венгеров А.С. Этапы неоромантического движения // Русская литература XXв., 1890-1910 / под ред. Венгерова С.А. М.: Республика, 2004. 543 с.

4. Вечерок О.М. Жанрово-стилевое своеобразие художественной прозы В.Г. Короленко. Полтава: ПолтНТУ 2014. [электронный ресурс] // Сайт «Бесплатная электронная библиотека» - режим доступа: http://doc.knigi-x.ru/22hudoj/331395-1-54-udk-821161109-vecherok-neoromanticheskiy-geroy-korolenko-dolgoe-vremya-tvorchestvo-korolenko-prinyato-bilo-rassmatr.php(дата обращения: 03.04.2019)

5. ГорькийМ. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. 62 с.

6. ЗахароваВ.Т. Проза М. Горького Серебряноговека: Монография. Н. Новгород: НГПУ 2008. 82 с.

7. КазаковА.А. / Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921) // Русская литература третьей трети XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов). Курс лекций: Учебное пособие. / А.А. Казаков. Томск, Томский госуниверситет, 2010. 196 с.

8. Катаев В.Б. Мгновения героизма[Электронный ресурс].// Сайт e-libra.ru. - Режим доступа https://e-libra.ru/read/92434-mgnoveniya-geroizma.html (дата обращения 25.02.2019)

9. Короленко В.Г. Мгновенье / В.Г. Короленко // Нижегородский листок. 1901. 18 апр. С. 2-3.

10. Короленко В.Г. Собрание сочинений в десяти томах / Том 8 Статьи, рецензии, очерки / Две картины[Электронный ресурс].// Сайт litmir.me. - Режим доступа https://www.litmir.me/br/?b=202731&p=107 (дата обращения 25.02.2019)

11. Короленко о литературе / сост., подгот. Текста и примеч. А.В. Храбровицкого //Короленко В.Г. // «К вопросу о романтизме» М.: Госполитиздат, 1957. С. 413 - 415.

12. ЛермонтовМ.Ю. Избранные произведения / Под ред. С.В. Иванова, М.: «Московский рабочий», 1957. 704 с.

13. Литературный энциклопедический словарь/Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева, М.: «Советская энциклопедия», 1987 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.twirpx.com/file/1461096/ (дата обращения 25.02.2019).

14. Луков В.А. Неоромантизм. // Знание. Понимание. Умение. М., 2012. № 2. С. 309-312.

15. Мережковский Д.С. Неоромантизм в драме // Вечные спутники: Портреты из всемирнойлитературы [Электронный ресурс].// Сайт az.lib.ru. - Режим доступа http://az.Hb.ru/rn/merezhkowskij_d_s/text_1894_ noveyshaya_lirika.shtml (дата обращения 25.02.2019)

16. 16. Мережковский Д.С. Новейшая лирика// Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы [Электронный ресурс].// Сайт az.lib.ru. - Режим доступа http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_1894_ noveyshaya_lirika.shtml(дата обращения 25.02.2019)

17. Пушкин А.С. Дубровский; Капитанская дочка: романы. - М.: Дет. лит., 2011. - 253 с.

18. Толмачёв В.М. Неоромантизм // Литературная энциклопедия понятий и терминов / сост. и гл.ред. А. Н. Николюкин. М., 2001. С. 640-646.

19. Федосеева Т.В. Творчество С.А. Есенина 1910-х гг. в контексте русского неоромантизма. // Известия Уральского Федерального Университета. Серия 2: Гуманитарные науки. Рязань, 2015. № 4 (145). С. 218-232.

20. Фортунатов А.Н. Нижегородские путевые очерки В.Г. Короленко (проблемы мастерства писателя-очеркиста): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Н. Новгород, 1998. 201 с.

References

1. Introduction to literary studies. Fundamentals of the theory of literature / edited byV.P. Meshcheryakova - Moscow: «Yurajt», 2016. 424 p.

2. Velieva Z.A. The nature of the existence of realism and romantic trends in the work of V.G. Korolenko of the late XIX - early XX century.: auto abstract. dissertations. ... Cand. Philol. Sciences 10.01.08. Baky, 1984 / [electronic resource].// Website dissercat.com - available at: https://www.dissercat.com/content/kharakter-sushchestvovaniya-realizma-i-romanticheskikh-tendentsii-v-tvorchestve-vg-korolenko (accessed 25 February 2019)

3. Vengerov A.S. Stages of the neo-romantic movement // Russian literature of the XX century., 1890-1910 / edited byVengerova S.A. Moscow: Republic, 2004. 543 p.

4. Vecherok O.M. Genre and style originality of V. G. Korolenko's fiction / O.N. Vecherok. - Poltava: PoltNTU, 2014. [electronic resource] // Website «Free electronic library» - available at:http://doc.knigi-x.ru/22hudoj/331395-1-54-udk-821161109-vecherok-neoromanticheskiy-geroy-korolenko-dolgoe-vremya-tvorchestvo-korolenko-prinyato-bilo-rassmatr.php(accessed 25 February 2019)

5. Gor'kij M.The Old Woman Izergil. Chelkash. Song of the Falcon. The song of the stormy Petrel. Grozny: Chechen-Ingush book publishing house, 1976. 62 p.

6. Zaharova V.T. M. Gorky's prose of the Silver age: Monograph. Nizhny Novgorod: NGPU, 2008.82 p.

7. Kazakov A.A. /Vladimir Galaktionovich Korolenko (1853-1921) // Russian literature of the third of the XIX century (F.M. Dostoevsky, L.N. Tolstoy, A. p. Chekhov). Course of lectures: Tutorial. Tomsk, Tomskij gosuniversitet, 2010. 196 p.

8. Kataev V.B. Moments of heroism [electronic resource]// Website e-libra.ru. - available at:https://e-libra.ru/read/92434-mgnoveniya-geroizma.html (accessed 25 February 2019)

9. Korolenko KG. Instant. // Nizhny Novgorod leaf 1901. 18 apr. Pp. 2-3.

10. Korolenko KG. Collected works in ten volumes / Volume 8 Articles, reviews, essays / Two paintings [electronic resource].// Website litmir.me. - available at: https://www.litmir.me/br/?b=202731&p=107 (accessed 25 February 2019)

11. Korolenko on literature / comp.,made. Text and notes. A.V. Khrabrovitsky. / / «On the question of romanticism» - Moscow: Gospolitizdat, 1957. Pp. 413 415.

12. Lermontov M.U. Selected works / edited by S.V. Ivanov, Moscow: «Moscow worker», 1957. 704 p.

13. Literary encyclopedic dictionary/ edited by V.M. Kozhevnikova, Very.A. Nikolaev, Moscow: "Soviet encyclopedia", 1987, 1987 [electronic resource]. - available at: https://www.twirpx.com/file/1461096/ (accessed 25 February 2019).

14. Lukov V.A. Neo-Romanticism. // Knowledge. Understanding. Skill. Moscow, 2012. № 2. Pp. 309-312.

15. Merezhkovskij D.S. Neo-romanticism in drama / / Eternal companions: Portraits from world literature [electronic resource].// Website az.lib.ru. - available at: http://az.lib.ru/rn/merezhkowskij_d_s/text_1894_ noveyshaya_lirika.shtml (accessed 25 February 2019)

16. Merezhkovskij D.S. The latest lyrics/ / Eternal companions: Portraits from world literature [electronic resource].// Sajt az.lib.ru. - available at: http://az.lib.ru/rn/merezhkowskij_d_s/text_1894_noveyshaya_lirika.shtml (accessed 25 February 2019)

17. Pushkin A.S. Captain's daughter: novels. - Moscow: Children's literature, 2011. 253 p.

18. Tolmachyov V.M. Neo-romanticism // Literary encyclopedia of concepts and terms /edited by A.N. Nikolyukin. Moscow, 2001. Pp. 640-646.

19. FedoseevaT.V. S.A. Yesenin's creative work of the 1910s in the context of Russian neo-romanticism. // Izvestiya Ural Federal University. Series 2: Humanities. Ryazan, 2015. № 4 (145). Pp. 218-232.

20. Fortunatov A.N. Nizhny Novgorod travel essays by V. G. Korolenko (problems of skill of the essayist writer).: dis. ...Cand. Philol. Sciences: 10.01.01/ A.N. Fortunatov. Nizhny Novgorod, 1998. 201 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.