Научная статья на тему 'Концепция неопределенных состояний субъекта правоохранительной деятельности: акмесинергетический подход'

Концепция неопределенных состояний субъекта правоохранительной деятельности: акмесинергетический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕСИНЕРГЕТИКА / НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИССИПАТИВНАЯ СИСТЕМА / НЕРАВНОВЕСНОСТЬ / ДИСКРЕТНОСТЬ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PERSONALITY’S ORGANIZATION / ACMESYNERGETICS / UNCERTAIN STATE / DISPERSIVE SYSTEM / DISEQUILIBRIUM / DISCRETION / NONLINEAR NATURE / OPENNESS / LAW ENFORCEMENT / SELF-ORGANIZATION / SELF-CONTROL / MODEL / DEVELOPMENT / SUBJECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Статный Владлен Михайлович

Концепция неопределенных состояний субъекта является результатом рассмотрения правоохранительной деятельности в свете теории социальной синергетики и акмеологии. Неопределенность постулируется в качестве системного атрибута любой деятельностной активности субъекта. Предпринята попытка сформулировать основания логики развития правоохранительной деятельности, объяснения возникающих при этом затруднений и проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Статный Владлен Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Uncertain States of the Subject of Law Enforcement: Acmesynergetical Approach

The conception of uncertain states of the subject is the result of considering law enforcement in the light of the social synergetic and acmeology theory. Uncertainty is stated as a system’s attribute of a subject’s active performance. The researcher attempts to articulate and explain the grounds of logics of law enforcement development and difficulties connected with it.

Текст научной работы на тему «Концепция неопределенных состояний субъекта правоохранительной деятельности: акмесинергетический подход»

УДК 159.9.072.43

КОНЦЕПЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СУБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКМЕСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В. М. Статный

Концепция неопределенных состояний субъекта является результатом рассмотрения правоохранительной деятельности в свете теории социальной синергетики и ак-меологии. Неопределенность постулируется в качестве системного атрибута любой деятельностной активности субъекта. Предпринята попытка сформулировать основания логики развития правоохранительной деятельности, объяснения возникающих при этом затруднений и проблем.

Ключевые слова: акмесинергетика, неопределенное состояние, диссипативная система, неравновесность, дискретность, нелинейность, открытость, правоохранительная деятельность, самоорганизация, самоконтроль, модель, развитие, субъект, личностная организация.

С точки зрения акмесинергетики правоохранительная деятельность является разновидностью диссипативной системы, атрибутами которой выступают открытость, неравновесность и нелинейность. Сегодня она находится в состоянии бифуркации, когда у системы существует набор возможных путей развития. Выбор пути является результатом взаимодействия между элементами системы, при этом самовзаимодействие представляет собой «столкновение противодействующих причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции, а другая — кооперации» '. Применительно к последнему можно говорить о «синергии» или процессах самоорганизации. Дальнейший поэлементный анализ процесса самоорганизации правоохранительной деятельности в пространстве юридической психологии неизбежно требует решить проблему синтеза психологии и теории самоорганизации. Возможен ли продуктивный синтез теории предельно системного уровня, к которому, несомненно, относится акмесинергетика, и относительно конкретной области психологического, преимущественно прикладного знания правоохранительной деятельности? При раскрытии содержания и механизмов функционирования правоохранительной деятельности как одной из подсистем общества и представления развития как целостного, нелинейного процесса качественного преобразования деятельности и субъекта нами используются подходы и принципы акмесинергетики и системные психологические концепции темпоральности, сложности, множественности, которые с определенными оговорками совместимы друг с другом.

Если идти дальше, по пути построения дифференциально-психологических моделей акмесинер-гетического развития правоохранительной деятельности, то придется создавать модель, позволяющую

анализировать динамику развития субъекта в сравнительно узких рамках предмета юридической психологии. Психика устроена принципиально нелинейно, так как человек находится постоянно в процессе становления, и собственно теория самоорганизации — это научный язык, адекватный психологической сложности человека, однако потребуется определенная доля редукции. Более того, пока отсутствует теория психогенеза правоохранительной деятельности и не создан математический аппарат, адекватный теории самоорганизации, где главное свойство процесса развития человека — его нелинейность, трудно добиться органичного единства гносеологического и онтологического, теоретического и эмпирического подходов. Дискуссии психологов о возможности нового понимания принципов системности и детерминизма, роли и границах методологических заимствований к значимым результатам пока не привели 2.

На этом фоне более чувствительными к теоретическому модерну оказались «сами психологические теории, структуры которых изменяются в силу поиска преодоления ограничений в классических вариантах раскрытия и понимания сути психологических закономерностей» 3. В частности, новым и перспективным итогом в развитии методологии психологической науки стало формулирование принципа неопределенности наряду с принципами непрерывности (континуальности), антиципации развития и субъектности 4. Он постулирует открытость человека, взаимосвязанность всех психических систем его организации, а также субъектность, авторство собственной жизнедеятельности. Сегодня уже очевидно, что толерантность к неопределенности, открытость и незаданность регулятивных профилей любого выбора, произвольных и самоопределяемых действий являются основными условиями активности человека в современном мире 5. Истоки принципа неопределенности можно обнаружить и в гносеологии, и в онтологии, а также в акмесинергетических подходах к пониманию процесса развития и функционирования правоохранительной деятельности. В этой связи мы выстраиваем концепцию неопределенных состояний субъекта в правоохранительной деятельности, опираясь на принцип неопределенности, в качестве ведущего в построении психологических объяснений присущих правоохранительной деятельности «типов нелинейности» и новой трактовки «необходимости» редукционизма в психологии 6.

Каковы источники, механизмы, психологический и онтологический статус неопределенных состояний субъекта правоохранительной деятельности?

В правоохранительных видах деятельности, как правило, решение служебных задач осуществляется в условиях неполноты информации, внутригрупповой и межгрупповой конкуренции, ограниченного времени, сложности и неоднозначности ситуаций.

Поэтому для всех видов деятельности общей является проблема неопределенности, которая возникает вследствие многих причин: неполноты информации, ее асимметричного распределения; уровня доверия; противодействия криминальных структур; индивидуальных и групповых особенностей субъектов; коррупции во властных структурах; несовершенства законодательства; упадка позитивного воздействия духовных, социальных и культурных факторов и др. Если несколько «спрямить» сущность проблемы, то смысл деятельности профессионала можно представить в виде непрерывных усилий, направленных на уменьшение количества неопределенных связей между целями, предметами и средствами труда, а также преодоление возникающих противоречий между особенностями предмета и средствами деятельности, между типом ситуации и уровнем готовности субъекта деятельности к ее разрешению. Естественно, преодоление ситуаций неопределенности и разрешение возникающих при этом противоречий должно сопровождаться осознанием и опознанием типа неопределенности, она соответствующим образом должна приниматься и переживаться как ценностносмысловой вызов, как конфликт профессионального самосознания и цели деятельности субъекта. В противном случае трудно ожидать определенности «развязки в борьбе мотивов» и высокого уровня напряженности победивших мотивов деятельности.

В познавательном плане необходимость в регулировании деятельности возникает в результате «остановки» сознания на факте расхождения параметров деятельности с нормативно заданными образцами. Это связано с тем, что познавательная активность человека основана на восприятии различий, т. е. его сознание возбуждается восприятием разницы между переживаемым впечатлением и непосредственно предшествовавшим. Тем самым момент неопределенности фиксируется в виде познавательной ситуации. В ее основе лежит дискретность, неравновесность психических процессов, в том числе восприятия и познания человеком окружающего мира. Познавательная ситуация становится достоянием сознания субъекта познания частями, «квантами», в соответствии с физиологически детерминированными возможностями переработки мозговыми центрами поступающей из внешнего и внутреннего мира информации. Как представляется, именно отсюда возникает принципиальное противоречие между не всегда осознаваемым переходом субъекта в процессе познания от реального объекта деятельности к его идеальной модели, предмету.

Такой переход или трансформация в результате редукции всегда сопровождаются неизбежными издержками и потерями, пропусками отдельных, наиболее сложных актов, приемов и средств познания, кроме того, возникает проблема переноса и удержания

ценностей и смыслов служебной деятельности в пространстве познания. Если восприятие ситуации является целостным, то процесс ее понимания и мера предметной структурированности опосредуются (ограничиваются) понятиями, концептами, дискурсом, кате-горизируются в соответствии с опытом субъекта, правовыми, этическими и нравственными нормами, что и порождает специфические неопределенности.

Отсюда становится понятным сущность взаимодействия социального, психологического и натурального, когда любой предмет в процессе познания и преобразования должен вначале стать субъектным (так как средством познания предмета выступает общение с другими субъектами), затем объектным (выступает как натуральность, в собственном обличии), а затем снова субъектным (как система значений, ценностей и смысложизненных ориентаций). Напомним известную теорию поэтапного действия П. Я. Гальперина о механизмах перехода познавательного действия из внешнего плана деятельности во внутренний, идеальный план и доминирование в этом процессе внутреннего познавательного действия. Ее основной недостаток — сужение социального смысла деятельности, попытка объяснить ее механизмы с позиции индивидуальной деятельности. Например, возникшее у следователя подозрение может рассматриваться применительно к его деятельности, по крайней мере, в трех значениях: как психологическая характеристика состояния сознания следователя, определяющая его субъективное отношение к исследуемому факту; как криминалистическое понятие, используемое при подборе оснований к решению задач расследования и для выдвижения версий; наконец, как процессуальная категория, когда с возникшим подозрением закон связывает наступление определенных процессуальных последствий. Здесь видна диалектика внутренних психологических аспектов деятельности, профессиональных средств, субъективно-правовой убежденности следователя и внешних, уголовно-процессуальных средств обеспечения этой деятельности. Для данного вида профессиональной деятельности характерны не только широкий кругозор, большой объем знаний и интенсивная мыслительная деятельность, связанная со сбором доказательств преступления в условиях психологического противоборства с подозреваемым, но и ценностносмысловая связь с охраняемым правом общественным отношением 7.

Профессиональный опыт человека складывается не только из результатов собственной активности, ценностей и смыслов объективно необходимой для общества служебной деятельности, он включает присвоенные результаты социальной практики. Однако в реальности позиция общества в служебной деятельности далеко не всегда очевидна. Сотрудник может не отдаваться полностью служебному долгу, из-

бегать контроля со стороны общества, игнорировать культивируемые в обществе нормы и ценности и превратить конкретную служебную деятельность в эгодеятельность, источник собственного обогащения.

Таким образом, неопределенность применительно к индивидуальному субъекту познавательной деятельности характеризует условия выбора предмета познания, способов, средств, действий, а также сами критерии выборов, основания предпочтений. Если условия выборов и критерии оценки формализованы, сведены в технологию, их можно исключить из познавательного процесса субъекта, сведя на нет и неопределенность служебной ситуации. Другими словами, если в основе неопределенности служебной деятельности лежат вариативность и неповторяемость как условий, так и способов мышления, актов выбора, то требуется создать систему деятельности с отработанными алгоритмами поведения сотрудника. Однако следует иметь в виду, что в человеческой активности имеет место тенденция к неповторяемости не только движения (В. П. Зинченко), но и актов мышления, принятия решения и поведения. Н. А. Бернштейн в свое время подчеркивал, что ни одно действие не повторяется дважды, оно строится каждый раз заново, при этом выбирается оптимальный ведущий уровень этого построения 8. В психологии известна мысль о том, что человек может только притвориться, что у него нет выбора. Экзистенциальный смысл идеи заключается в том, что человек обречен выбирать ситуации, содержащие неопределенности. Они ему необходимы для самопонимания, самопринятия и самореализации. «Живой ум испытывает дискомфорт от застоявшейся определенности и ищет неизведанного, жаждет „известной меры“ неопределенности, связывая с ней свободу, оппозиционность старому, надежды на открытия новых содержаний и т. п.» 9. Преодоление неопределенности возможно только в «активной неадаптивности», поступке, жизнедеятельности человека 10. Тем самым оснований, факторов для проявления неопределенности в деятельности субъекта может быть множество.

В правоохранительной деятельности в последнее время появляются «искусственные» средства и технологии, которые по-новому ставят вопрос о корректном сопряжении искусственного и естественного 1 1. Последнее опирается на механизмы самодвижения, саморазвития, самообучения, спонтанности и нерав-новесности, тогда как любая технология деятельности подчиняется жесткому алгоритму 12. Соотношение и связь «искусственного» и естественного или субъективного, управляемого вмешательства и составляет сущность «ситуации деятельности». При этом управление обеспечивает эффект синергии, «упаковывая» естественные и «искусственные» объекты в единый технологический процесс. Появляется возможность контролировать и прогнозировать возникновение

различного рода неопределенностей в соответствии со спецификой выполняемых сотрудниками задач.

Концепция неопределенных состояний субъекта правоохранительной деятельности позволяет несколько под иным углом рассматривать так называемые стресс-сфакторы и стрессовые ситуации. В своих предельных формах различные виды неопределенностей, в том числе «смысловая неопределенность, отсутствие должной степени „порядка в значимом“ объективном и субъективном жизненном пространстве выступают как стресс-фактор, как фактор душевного дискомфорта, а в ряде случаев являются травмирующей психику человека причиной» 13. Совершенно очевидно, что в условиях напряженной служебной деятельности сотрудники по-разному демонстрируют переносимость-непереносимость неопределенности. Часть сотрудников затрудняются при необходимости и возможности персонального выбора, проявлении позиции авторства. Им свойственны повышенная тревожность, непродуктивные копинг-стратегии, способы психологической защиты и преодоления психотравмирующих ситуаций, неуверенность и заниженная самооценка, что может угрожать состоянию самоидентичности человека. На фоне низкой переносимости неопределенности у сотрудников может наблюдаться страх перед всем новым, необычным, предпочтение упорядоченности, предсказуемости и когнитивной простоты.

По мнению Е. Т. Соколовой, можно говорить как минимум о пяти типичных переживаниях субъективной неопределенности, порождаемых отчасти неспособностью личности справиться с хаосом социальной и культурной неопределенности и в этом смысле характеризующих глубину личностного расстройства, а отчасти ее ресурсными возможностями 14. Особый интерес представляет менее известный в психологии тип личности, которой характерны переживания, окрашенные позитивным эмоциональным тоном: любопытство, поисковая надситуативная активность, игра фантазии, порождение новых смыслов, радость, азарт, связанные с удовольствием от исследований и инсайтов и приводящие к творческому и осмысленному преобразованию ситуаций неопределенности.

Сегодня формируется новая парадигма рациональности, характерной для современных условий неопределенности, распространения новых ситуаций амбивалентности и институциональных рисков. Человек должен обладать способностями «входить» и «пребывать» в соответствующих состояниях, функциональными коррелятами которых выступают разнообразные формы активности. Совершая поступок, заявляя о себе как авторе делания, личность самораскрывается, становится «прозрачной» или «видимой», что может быть крайне травматично для нее. И если зрелая личность в ситуациях неопределенности может самостоятельно обеспечить целостность и устойчивость своего Я, продуктив-

ность средств самоконтроля и саморегуляции, то люди с неустойчивой, диффузной личностной организацией, как правило, нуждаются во внешней опоре на авторитетное мнение, профессиональные и семейные кодексы, культурные и моральные нормы, идеалы, обеспечивающие структурированность и предсказуемость социокультурного окружения.

1 Бранский В. П. Философия физики ХХ века. СПб., 2003. С. 70-71.

2 См., напр.: Завершнева Е. Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 2001. № 4. С. 67-77 ; 2002. № 1. С. 75-80.

3 Корнилова Т. В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журнал. 2010. № 3 (11). таЬ http://psystudy.ru. 0421000116/0030 (дата обращения: 12.06.2013).

4 Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006. 300 с.

5 Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Человек в ситуации неопределенности. М., 2007. С. 9-33 ; Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. № 1. С. 140-150.

6 Юревич А. В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 1. С. 97-106.

7 Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел : справ. пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М., 1997. С. 41.

8 Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 349 с.

9 Георгиев Ю. Ф. Континуальность социальной жизни, закон ее пульсации и вакуум. СПб., 1993. С. 7-8.

10 Раймова В. Г. Активная неадаптивность как фактор психологической защищенности личности [Электронный ресурс] // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 11, Естественные науки. Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.rU/article/c/psihologiya/ (дата обращения: 27.09.2013).

11 Инструментальные и неинструментальные способы получения достоверной информации (полиграфные и профай-линговые проверки).

12 Способность принимать решения и действовать в реальном времени, адекватно изменениям среды продолжает отличать и в настоящее время естественный интеллект от его пока что не вполне жизнеспособного искусственного собрата.

13 Георгиев Ю. Ф. Указ. соч. С. 7-8.

14 Соколова Е. Т. Переносимость-непереносимость неопределенности: социокультурные, дифференциально-психологические, клинические аспекты // Ежегодник РПО. М., 2005. С. 422-423.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.