Научная статья на тему 'Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности: опыт феноменологического анализа понятий'

Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности: опыт феноменологического анализа понятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импровизация / экспромт / творческая рефлексия / интуиция / инсайт / неопределенность ситуаций профессиональной деятельности / акмесинергетика / improvisation / impromptu / creative reflection / intuition / insight / uncertainty of situations in professional activity / acmesynergetics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крохина Светлана Алексеевна

Раскрывается смысл понятий «импровизация» и «экс-промт», их общность и различие, а также место в контекстедеятельности сотрудников органов внутренних дел. Оба фе-номена рассматриваются как неспецифическое проявлениепсихической активности сотрудника в экстремальной ситуа-ции профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крохина Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvisation and impromptu in the structure of law enforcement activity: experience of phenomenological analysis of concepts

The author reveals the meaning of concepts “improvisation” and “impromptu”, their common and distinguishing features and the role in the Interior Ministry officers’ activity. Both phenomena are considered as non-specific forms of an officer’s mental activity in extreme professional situations.

Текст научной работы на тему «Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности: опыт феноменологического анализа понятий»

Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...

В познавательном аспекте профессиональной деятельности низкоинтуитивные следователи проявляются как погруженные в себя, поглощенные идеями и фантазиями, что порождает непрактичность и безразличие по отношению к насущным вопросам, делает внешние ценности и реальные события незначимыми и непривлекательными.

В коммуникативном аспекте следственной деятельности наблюдается избыточная тенденция к подчеркиванию своих миротворческих стремлений, что маскирует гиперкомпенсаторную установку у агрессивных сотрудников. Отмечается сниженная способность к сопереживанию, необходимая для установления коммуникативного контакта с участниками следственных действий. Грубая и жесткая манера поведения, отсутствие щепетильности в вопросах морали, подверженность аффективным переживаниям, сильным колебаниям настроения в течение дня, неспособность выражать свои эмоции в социально допустимой

УДК 159.9

ИМПРОВИЗАЦИЯ И ЭКСПРОМТ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЙ

С. А. Крохина

Раскрывается смысл понятий «импровизация» и «экспромт», их общность и различие, а также место в контексте деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оба феномена рассматриваются как неспецифическое проявление психической активности сотрудника в экстремальной ситуации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: импровизация, экспромт, творческая рефлексия, интуиция, инсайт, неопределенность ситуаций профессиональной деятельности, акмесинергетика.

Во многих словарях определение понятия «импровизация» раскрывается, как правило, в контексте деятельности художника, композитора или музыканта, поэта или писателя. Например, Т. Ф. Ефремова говорит о нем как о произведении (стихотворение, мелодия и т. п.), созданном в момент исполнения '. В Советском энциклопедическом словаре импровизация трактуется как сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, неподготовленным заранее; произведение, созданное таким образом 1 2. По словарю Д. Н. Ушакова, «импровизация» — это словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки 3.

Энциклопедический словарь и словарь Д. Н. Ушакова предлагают для понимания значения слова «импровизация» обратиться к другому близкому понятию — «экспромт». Получается, что эти два слова синонимы, оба характерны только для деятельности в области искусства. Однако многие понятия и категории со временем рас-

форме, — все это делает коммуникативный процесс сложным и конфликтным.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Показатели интуитивности личности следователей статистически значимо определяют своеобразие их личностной организации, выражающейся в индивидуальных стилях профессиональной деятельности.

1 Науменко Е. А., Васильева И. В. Интуиционные основы эффективной деятельности следователей : монография. Тюмень, 2008. 204 с.

2 Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный

метод исследования личности СМИЛ. СПб., 2002. 289 с. ; Соб-

чик Л. Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руко-

водство. М., 2007. 416 с. ; Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Лич-

ностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск, 2000. 54 с. ; Сидоренко Е. В. Методы математической обработ-

ки в психологии. СПб., 2000. 350 с.

ширяют свой первоначальный диапазон, используются сначала в смежных, а затем и в иных сферах практической деятельности. Точно такие тенденции наблюдаются и в соотношении понятий «экспромт» и «импровизация». Импровизация обладает собственной онтологической сущностью, ее востребованность определяется необходимостью в построении непротиворечивой иерархии понятий и категорий в области современной психологии творчества.

Сегодня можно только констатировать, что большинство исследователей продолжают подчеркивать наличие и важность данного явления в разных областях науки. Так, Е. Б. Шпаковская рассматривает импровизацию как способ воспитания творческой индивидуальности, личности, которая овладела этим приемом 4. Другие авторы характеризуют потребность в импровизации как фактор успешности в кризисной ситуации, которая часто не может быть интерпретирована однозначно, а внезапность ее возникновения заставляет личность молниеносно принимать решение 5. В. Б. Храмов, исследуя данный феномен, приходит к выводу, что импровизация является ответом личности на вызов окружающей действительности и важным фактором в борьбе за существование 6. О. А. Герасимова обращается к ней как к дидактическому средству, выступающему своеобразным инструментом для вдохновения, акцентируя внимание на недостаточной разработанности теоретических и практических подходов к данному феномену 7.

Анализ публикаций показывает, что авторы меньше (чем следовало бы ожидать) пытаются охватить сущностные проблемы, касающиеся источников возникновения импровизации и механизмах ее функционирования. Другими словами, в этих работах сложно найти ответ на главный вопрос: что создает условия для запуска импровизации и порождает ее?

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

111

Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...

Общими факторами, запускающими экспромт и импровизацию, выступают: свойства объектов среды, определяющие границы функционирования деятельности; сама деятельность, ее мотивационные и целевые интенции; характеристики субъектности сотрудника. В нашей трактовке понятие «среда» может быть связано с различными видами деятельности, где высшим уровнем организации деятельности выступает профессиональная занятость (работа, труд). В зависимости от типа среды можно говорить об уровне свободы и размытости границ деятельности, или наоборот: о ее нормативной и структурной жесткости, низкой лабильности и вариативности (получение продукта деятельности строго по социальным лекалам). В последнем случае творческой и импровизационной активности субъекта отводится небольшое пространство, или же творчество совсем исключается.

Субъект (в нашем понимании) в момент импровизации осуществляет свободную и спонтанную активность, выступая автором изменения деятельности и собственной самореализации. При экспромте, как правило, отсутствует спонтанная активность и свобода личности, которая преимущественно манипулирует привычными формами и способами деятельности. Импровизация как специфическая деятельность подразумевает ситуацию синхронизации различных уровней темпоральности психики личности, процессов осмысления и переживания субъектом своей актуальной потребности в творческом самовыражении и построения на этой основе внутреннего плана, образа деятельности, не совпадающего с границами исходной деятельности и границами субъекта.

Термины «экспромт» и «импровизация» широко используются и в философии, психологии, педагогике, искусстве. Однако до сих пор не выработано единого подхода к пониманию этих феноменов. Универсальной концепцией, моделью нашей трактовки импровизации является теория неопределенных состояний субъекта В. М. Статного и Ю. А. Шаранова 8. В их понимании экспромт и импровизация — результат сознательного и свободного выбора, т. е. ответ субъекта на вызов неопределенной ситуации и соответствующего ей творческого неопределенного состояния.

Именно типы неопределенных состояний в деятельности порождают экспромт как феномен авторства (субъектности) деятельности. Деятельность из безличностной превращается в личностную, становится авторской (с элементами творческой обработки).

В настоящее время не существует четкого разграничения между понятиями «экспромт» и «импровизация»: в одних исследованиях они идентичны, в других первичным является импровизация, а экспромт считается формой творчества, производной от него. Другими словами, до сих пор четко не определены ни объем понятий «экспромт» и «импровизация», ни их отношения друг с другом.

Мы считаем, что суть экспромта заключается в том, что личность в процессе деятельности для достижения цели использует уже существующие объекты и предметы, способы и средства. При помощи комбинации раз-

ноплановых видов деятельности, рекомбинации и сочетаний тех или иных данных, заранее продуманных и отработанных способов деятельности, личность развивает эту деятельность, видоизменяет ее исходные характеристики. В процессе экспромта личность не создает принципиально новых продуктов деятельности, а оперируя существующими в ней ресурсами, базовыми видами деятельности, способами и средствами, видоизменяет или комбинирует существующие алгоритмы.

Импровизация же задействует иные ресурсы субъекта, его способность к самоизменению, пластичность и самоорганизацию эмоциональной и когнитивной сферы психики. В этом смысле можно говорить о том, что экспромт является базовым уровнем развития импровизации. Ведь импровизация не может возникнуть из ниоткуда. Для ее запуска необходимо два фактора. Первый — личность субъекта деятельности. Субъект должен обладать сензитивностью к новизне, высоким уровнем интуитивности, творческой рефлексией. Именно благодаря первому качеству личность способна опознать неопределенную ситуацию как творческий вызов и выбрать соответствующую стратегию поведения. Неопределенность ситуации деятельности, отсутствие у субъекта опыта решения подобных ситуаций является вторым фактором запуска импровизации.

Но импровизация может возникнуть не сразу, вначале это может быть экспромт. Первоначально, попав в ситуацию неопределенности, личность может не создавать ничего нового, а лишь видоизменять, модифицировать существующие средствами и способы деятельности. Дефицит ресурсов экспромта заставляет человека импровизировать, перестраиваться и подстраиваться, самоорганизуясь согласно требованиям ситуации неопределенности и способов ее преодоления.

Об этапе импровизации мы можем говорить только тогда, когда в процессе деятельности возникает новый вид состояния субъекта, который может выражаться в виде творческого кризиса. Выход из творческого кризиса может найти личность, обладающая способностью к трансценденции, при этом возникает новая деятельность и одновременно происходит «удвоение» личности, появляется новая индивидуальность.

Импровизация как свободная творческая деятельность субъекта способствует порождению новых объектов из уже существующих, но взятых не со стороны их внешних функций, а со стороны внутренней целостности, самостоятельной определенности посредством «прочтения» их новых смыслов. В процессе творчества происходит переосмысление, возникают новые определенности и целостности. Создаются новые предметы и объекты, со своим самостоятельным смыслом.

Импровизация содержит момент самодвижения, в котором в снятом виде содержатся ценности, смыслы, идеи базовой доминирующей профессиональной деятельности как социального института. Это не позволяет сводить импровизацию только к удовлетворению индивидуальных потребностей, индивидуальному самовыражению, исключающему простой ответ или реакцию на требование сложившейся ситуации, произволу

112

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...

Таблица. Сравнительная оценка результатов диагностических процедур в группах следователей и преподавателей

Наименование методики Показатели, уровни Группы

Преподаватели Следователи

Анкета «Структура субъектной позиции» (Е. Шишко) Высокий уровень развития 60 78,95% 66 97,06%

Средний уровень развития 16 21,05% 2 2,94%

Низкий уровень развития 0 0,00% 0 0,00%

Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) Любознательность 10,16 9,74

Воображение 3,92 4,77

Сложность 9,79 11

Склонность к риску 12,47 12,85

Диагностика уровня развития рефлексивности (методика А. В. Карпова) Высокий уровень 4 5,26% 4 5,88%

Средний уровень 48 63,16% 40 58,82%

Низкий уровень 24 31,58% 22 33,33%

Тест Е. Торренса «Завершение картинок» (адаптация А. Н. Воронина) Оригинальность 0,72 0,73

Уникальность 4,47 3,62

Методика оценки уровня интуитивности (Е. А. Науменко) Высокий уровень интуитивности 0 0,00% 0 0,00%

Средний уровень интуитивности 74 97,37% 68 100,00%

Низкий уровень интуитивности 2 2,63% 0 0,00%

Высокий уровень гипнабельности 4 5,26% 0 0,00%

Средний уровень гипнабельности 70 92,11% 68 100,00%

Низкий уровень гипнабельности 2 2,63% 0 0,00%

духовной активности творческой личности. Поскольку это еще и социальный акт, что выводит импровизацию на уровень общезначимого результата. Иначе говоря, акт импровизации реализует не только внутреннюю, но и внешнюю цель, в которой содержится необходимость разрешения возникшей ситуации. Отсюда результат импровизации приобретает статус, превосходящий индивидуальные цели деятельности.

В связи с тем, что правоохранительная деятельность характеризуется рациональной организационной структурой, статусным контекстом групповых отношений, многие считают, что в правоохранительной системе нет места неопределенности, экспромту и творческой импровизации.

Мы исходим из того, что правоохранительная деятельность функционирует на творческих принципах, содержит тенденцию к расширению объема креативных видов форм и способов достижения цели деятельности. Так, в условиях дефицита времени и опыта, криминальной угрозы экспромт и импровизации в деятельности сотрудника органов внутренних дел нередко являются единственным способом выйти за рамки ситуации расследования, из-под давления формальных доказательств, попытаться увидеть ее в другом свете или контексте, находясь при этом в рамках норм УПК РФ.

Благодаря креативному мышлению, творческой мотивации, рефлексии и чувствительности к новизне, личность становится способной схватывать полутона и действовать эффективно в изменяющейся ситуации. Тем самым следователь перестает мыслить и действо-

вать в двухмерном пространстве — «хорошо — плохо», «правильно — неправильно», личность обретает свободу самовыражения и изменяется сама, становится субъектом деятельности и начинает развивать и видоизменять ее. С точки зрения уровня субъектности, гносеологическая сущность понятий «импровизация» и «экспромт» являются тождественными, поскольку, имея отличия, они являются категориями одной природы. Импровизация и экспромт существуют в форме творческой деятельности, отражают ее различные стороны и структурные элементы креативности личности сотрудника полиции. Содержательно оба эти феномена проявляются в «интуитивном схватывании», в «ин-сайте», в «творческой рефлексии», в «эмпатии» и других свойствах творческой деятельности. Вместе с тем характер сущности, объем и иерархия креативного содержания экспромта и импровизации различаются, опираясь на специфику предмета правоохранительной деятельности. Так, предмет деятельности педагогических работников образовательных организаций МВД России заключается в формировании и развитии систем компетенций обучаемых в целостной образовательной среде вуза, а у следователей предмет деятельности определяется целями праворегулирования и правоприменения в тех или иных областях общественных отношений. По этой причине характер деятельности, ее цели, задачи, содержание запрашивают и различные специфические стороны экспромта и импровизации, а потому мы можем наблюдать различный объем креативной нагрузки у субъектов деятельности.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

113

Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...

Единство и различие характера, интенсивности, содержания и объема экспромта и импровизации были выявлены нами в ходе эмпирического исследования двух групп — преподавателей образовательных организаций МВД России и следователей. Цель исследования заключалась в поиске отличий объема, характера, элементов содержания, интенсивности проявлений показателей экспромта и импровизации в деятельности следователей и педагогических работников. В качестве психодиагностических инструментов были использованы следующие методики:

1. Анкета «Структура субъектной позиции» (сост. Е. Шишко);

2. Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник);

3. Диагностика уровня развития рефлексивности (методика А. В. Карпова);

4. Тест Е. Торренса «Завершение картинок» (адаптация А. Н. Воронина);

5. Методика оценки уровня интуитивности (Е. А. Науменко).

Результаты сравнительной оценки результатов диагностических процедур представлены в таблице.

Из таблицы видно, что показатели уровня развития субъектности, оригинальности, интуитивности и воображения у следователей выше, чем у преподавателей. Это связано с тем, что импровизация для следователя выступает необходимым атрибутом процесса выстраивания оптимальных отношений между ограничениями, заложенными в УПК РФ, детерминантами профессиональных ситуаций и внутренним балансом (равновесием) собственных психических состояний. Очевидно, что импровизация является системообразующим, интегративным образованием в структуре профессиональной деятельности следователя, личность которого вынуждена меняться в сторону большей гибкости, свободы выбора вариантов решения и богатства репертуара поведения (в зависимости от условий и целей предварительного следствия).

У преподавателей выявлены более высокие показатели любознательности, рефлексивности и уникальности. Это связано с тем, что экспромт и импровизация в деятельности педагогических работников выступают в качестве необходимого инструмента познания, обобщения и персонализации значительного объема учебной, научной и эмпирической информации, а также в качестве средства игровых форм и методов проведения занятий в интересах развития профессиональных компетентностей у будущих специалистов органов внутренних дел.

Подчеркнем, что элементы импровизации в той или иной мере свойственны сотрудникам всех видов правоохранительной деятельности, это единственный способ надситуативной активности личности, способ социально-психологической «левитации». Очевидно, что после освоения технологии импровизации, совокупности ее качеств появится возможность произвольно за-

пускать этот процесс, развивать деятельность независимо от времени, возможностей, цели, опираясь только на личность, ее творческие способности.

Импровизация — это свободная творческая деятельность субъекта, возникающая в ситуации неопределенности или стрессовых обстоятельствах, необходима для решения поставленной задачи в условиях творческого вызова.

Импровизации и экспромт — два близких понятия, оба связаны с творческой активностью личности. Но последний не создает принципиально нового, а лишь видоизменяет отдельные параметры деятельности, в том числе ее нормативно-целевую структуру. Импровизация же неизбежно меняет нормативную структуру деятельности, динамику и логику функционирования различных концептов личности: от когнитивных до эмоционально-волевых и духовных структур. Другими словами, импровизация, находясь в одном пространстве с экспромтом, запрашивает иные свойства, состояния, компетентности субъекта, обусловливающие его способность к трансценденции, т. е. к высшему уровню творческого инсайта или надситуативной и личностной активности. Импровизация переживается как «вненахо-димость» и подлинность субъекта деятельности. Поэтому оба феномена взаимно обусловлены, придают динамике правоохранительной деятельности творческую направленность.

Овладение экспромтом и импровизацией требует иного уровня организации деятельности и креативного статуса личности — специфической сензитивно-сти к новизне и психологической готовности действовать в инновационных условиях правоохранительной деятельности.

1 Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М., 2000. С. 45.

2 Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 36.

3 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4. М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000. С. 78.

4 Шпаковская Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей: дис. . канд. пед. наук. СПб, 2002. С. 20.

5 Rankin Amy, Dahlback Nils, Lundberg Jonas. A case study of factor influencing role improvisation in crisis response teams. ORIGINAL ARTICLE. Cogn Tech Work (2013) 15:79-93 DOI 10.1007/s10111-011-0186-3. Received: 6 May 2011.

6 Храмов В. Б. Импровизация как форма творческой деятельности // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4(42). С. 10-13.

7 Герасимова О. А. Импровизация как средство формирования готовности к профессиональной деятельности режиссеров в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2005. № 1. С. 45.

8 Шарапов Ю. А., Статный В. М. Импровизация в структуре субъектогенеза личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1(57). С. 206-214.

114

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.