Научная статья на тему 'Концепция "мягкой силы" в политике правительства Каталонии'

Концепция "мягкой силы" в политике правительства Каталонии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
285
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / ИСПАНИЯ / КАТАЛОНИЯ / ПАРАДИПЛОМАТИЯ / SOFT POWER / SPAIN / CATALONIA / PARADIPLOMACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пендряк Ирина Анатольевна

Данная статья раскрывает такую концепцию в международных отношениях как «мягкая сила» на примере Каталонии. Сепаратизм в Каталонии является одной из острейших проблем Испании в настоящее время. Для того чтобы получить независимость Каталонии мало провести референдум, во-первых, он должен соответствовать Конституции Испании и международному праву, а, во-вторых, её независимость должно признать мировое сообщество. Автор определяет основные средства, с помощью которых правительство Каталонии пытается утвердиться на мировой арене, как самостоятельная нация, которая может существовать за пределами Испании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of soft power in the policy of the Government of Catalonia

This article is devoted to such a concept in international relations as "soft power" on the example of Catalonia. Separatism in Catalonia is one of the most acute problems of Spain at present time. In order to gain independence, it is not enough just to hold a referendum, firstly, it must comply with the Constitution of Spain and International Law, and secondly, its independence must be recognized by the world community. The author defines the main means by which the Government of Catalonia is trying to establish itself on the world stage as an independent nation that can exist outside of Spain.

Текст научной работы на тему «Концепция "мягкой силы" в политике правительства Каталонии»

Концепция "мягкой силы" в политике Правительства Каталонии The concept of soft power in the policy of the Government of Catalonia

Пендряк Ирина Анатольевна

Студент 3 курса Факультет Международные отношения Санкт-Птербургсский государственный университет улица Смольного, 1/3, подъезд № 8, Санкт-Петербург, 191060

e-mail: st063059@student.spbu.ru

Pendriak Irina Anatolyevna

Student 3 term Faculty of International Relations Saint Petersburg State University Smolny street, 1/3, entrance № 8, St. Petersburg, 191060 e-mail: st063059@student.spbu.ru

Аннотация.

Данная статья раскрывает такую концепцию в международных отношениях как «мягкая сила» на примере Каталонии. Сепаратизм в Каталонии является одной из острейших проблем Испании в настоящее время. Для того чтобы получить независимость Каталонии мало провести референдум, во-первых, он должен соответствовать Конституции Испании и международному праву, а, во-вторых, её независимость должно признать мировое сообщество. Автор определяет основные средства, с помощью которых правительство Каталонии пытается утвердиться на мировой арене, как самостоятельная нация, которая может существовать за пределами Испании.

Annotation.

This article is devoted to such a concept in international relations as "soft power" on the example of Catalonia. Separatism in Catalonia is one of the most acute problems of Spain at present time. In order to gain independence, it is not enough just to hold a referendum, firstly, it must comply with the Constitution of Spain and International Law, and secondly, its independence must be recognized by the world community. The author defines the main means by which the Government of Catalonia is trying to establish itself on the world stage as an independent nation that can exist outside of Spain.

Ключевые слова: мягкая сила, Испания, Каталония, парадипломатия.

Key words: soft power, Spain, Catalonia, paradiplomacy.

Термин «мягкая сила» впервые использовал американский политолог Джозеф Най в 1990 году. В своей работе Дж. Най, анализируя международные отношения и мировую политику, утверждает, что понятие «сила» в современном контексте изменяется. Политолог выделяет пять причин этого изменения:

1. Экономическая взаимозависимость;

2. Транснациональные акторы;

3. Национализм в слабых государствах;

4. Распространение технологий;

5. Изменение политических проблем.

Использование традиционных методов принуждения становится слишком затратным, что заставляет обратить внимание на более мягкие формы. В целом, задача «мягкой силы» состоит в достижении своих целей не принуждением, что принято называть «жесткой силой», а привлечением, другими словами, чтобы достичь цели, нужно построить свою политику так, чтобы убедить других акторов, что они сами этого хотят.

Согласно Джозефу Наю, «мягкая сила» страны основывается прежде всего на трех ресурсах: ее культуре (в тех моментах, где она привлекательна для других), ее политических ценностях (когда они соблюдаются как в самой стране, так и за рубежом) и ее внешней политике (когда она законна и имеет моральный авторитет).

Важно отметить, что «мягкая сила» опирается на такие фундаментальные принципы международного порядка, как право и дипломатия согласия и сотрудничества. Именно эти принципы позволяют концепции «мягкой силы» функционировать и обуславливают её эффективность.

При этом Дж. Най не призывает к отказу от «жесткой силы», он считает, что обе эти силы должны использоваться вместе, и их рациональное совмещение он называет «умной силой».

В настоящее время в программе внешней политики многих государств можно проследить принципы «мягкой силы», которые помогают им достичь своих целей. Каталония не стала исключением, хоть она и не является отдельным государством, но активно стремится обрести независимость и утвердиться на международной арене, как отдельная нация со своей культурой и историей.

Парадипломатия Каталонии. В современном мире акторами международных отношений являются не только государства, но и различные неправительственные, межправительственные организации, а также субнациональные акторы. Этот аспект внешних связей несуверенных субнациональных акторов получил название идентификационная парадипломатия. Такие внешние связи чаще всего используются для утверждения своей идентичности на мировой арене.

В настоящее время Каталония обладает очень высоким уровнем самоуправления. По сути, Каталония очень похожа на квазигосударство, так как, согласно реформе автономного статута 2006 года, она обладает большим количеством признаков, которые присущи государствам:

• Каталония имеет свой собственный официальный язык - каталанский (наряду с ним официальными языками также являются испанский и окситанский);

• Каталония имеет собственные символы: флаг с четырьмя красными полосами на желтом фоне, праздник Каталонии «День одиннадцатого сентября» и гимн «Элс Сегадорс»;

• Каталония имеет свои политические институты: парламент, правительство и президент Женералитата;

• Женералитат в рамках своей исключительной компетенции обладает в полной форме законодательной властью, правом регламентирования и исполнительной функцией;

• К исключительной компетенции Женералитата относятся вопросы здравоохранения, туризма, технологических инноваций, транспортной инфраструктуры, промышленности, культуры, гражданской обороны и т.д. Женералитат даже имеет право создавать свою полицию - Моссос д'Эскуадра.

Однако ни одному квазигосударству не переданы полномочия по управлению внешней политикой. Каталония, напротив, стремится к сотрудничеству с зарубежными организациями, представительствами, строит свою внешнюю политику так, чтобы утвердиться на международной арене не как часть Испании, а как самостоятельный актор международных отношений. Согласно автономному статуту, Женералитат может предпринимать действия за рубежом, которые прямо вытекают из сферы его полномочий, непосредственно или через органы общего управления государством, а также для поддержки интересов Каталонии может открывать представительства за рубежом. Этим правом правительство автономии активно пользуется.

В структуре региональных органов власти автономии присутствует Министерство институциональных и иностранных дел и отношений и открытости (Departament d'Afers i Relacions Institutionals i Exteriors i Transparencia), в рамках которого действует Секретариат по иностранным делам и делам Европейского союза. Фактически этот орган, учрежденный в январе 2016 года, напоминает Министерство иностранных дел. Сначала он именно так и назывался, но правительство Испании обратилось с иском в Конституционный суд, поскольку по конституции международные отношения входят в исключительную компетенцию центральных властей. После этого деятельность органа была приостановлена, власть Каталонии переименовала его, и в июне 2016 года

министерство продолжило свою работу. В целом, изменилось только название органа, а направления деятельности остались такими же.

Каталония имеет довольно большое количество представительств по всему миру. В нее входит 7 делегаций и несколько десятков других представительств (торговых, инвестиционных, культурных, туристических и т. п.); она охватывает в общей сложности более 40 государств.

Также Женералитат активно поддерживает каталонскую диаспору за рубежом. Для такого содействия были созданы «Каталонские сообщества» («Casals Catalans»). Согласно Закону о каталонских сообществах за рубежом, целями правительства Каталонии при поддержке таких сообществ являются не только помощь своим гражданам, но также продвижение культуры Каталонии, её языка и исторического наследия за рубежом.

Стоит отметить, что в рамках парадипломатии политические деятели Каталонии довольно часто совершают официальные визиты в разные страны мира. Такие поездки обычно сопровождаются подписанием различных договоров и соглашений, направленных на различные сферы сотрудничества. Например, в 2016 году бывший президент Женералитата Карлес Пучдемон отправился с официальным визитом во Францию, где провел конференцию о будущем Каталонии в Европе в Академии наук Парижа и подписал соглашение о сотрудничестве между правительством Каталонии и Региональным советом Иль-де-Франс, направленное на укрепление политических, экономических и институциональных связей между двумя территориями. Политические деятели Каталонии также посещали Южную Корею, КНР, Японию, Палестину, Иорданию, Турцию, страны БРИКС, США и ряд европейских государств.

Инструменты «мягкой силы», используемые Женералитатом Каталонии.

1. Спорт

Иностранные действия каталонского правительства сосредоточены на понятии «спортивная страна»: концепция, посредством которой идея и восприятие страны достигаются в иностранных целях, и которые не могут быть достигнуты посредством чисто политических и бюрократических действий. В Каталонии существуют тысячи клубов по различным видам спорта: футбол, баскетбол, теннис, мотоспорт, хоккей, гандбол и т.д. Регион также снабжен богатой инфраструктурой для занятий спортом. По данным Статистического института Каталонии (IDESCAT) за 2017 год на территории региона функционирует 49.437 спортивных объекта.

«Барселона» - один из самых известных профессиональных футбольных клубов в истории этого вида спорта. Клуб расположен в Барселоне, столице Каталонии, и граждане там очень серьезно относятся к девизу клуба «Больше, чем клуб» («Més que un club»). Ведь «Барселона» (или как многие его называют «Барса») - это не просто футбольный клуб, он является символ и брендом Каталонии. Команда постоянно разъезжает по миру и тем самым становится представителем своего региона, создавая репутацию и образ Каталонии за рубежом. Например, в июле 2017 года во время тура клуба «Барселона» в Соединенные Штаты Америки Женералитат активно рекламировал Каталонию слоганом: «Если ты любишь клуб «Барселона», твое место назначения -Каталония». Также униформа футболистов и членов клуба продемонстрировала бренд Каталонии, который также был показан на игровых площадках и других графических носителях. Клуб также начал сотрудничество с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в 2006 году по вопросам спорта и образования среди детей. Такой метод формирования каталонской идентичности, безусловно, эффективен в рамках концепции «мягкой силы», ведь клуб имеет миллионы поклонников по всему миру.

Также большую роль в продвижении каталонского спорта сыграли Летние Олимпийские игры 1992 года, которые проходили в Барселоне. Такое грандиозное международное спортивное мероприятие способствовало расцвету столицы Каталонии. В течение олимпийского делового цикла (в период между 1986 и 1993 гг.)

Барселона демонстрировала наибольшие темпы роста городской инфраструктуры и развития в Европе. Мэр Барселоны с 2011 г. по 2015 г. Хавьер Триас, выступая на глобальном спортивном форуме в марте 2012 года, сказал: «В Барселоне проведение крупных спортивных соревнований сейчас является ключевым элементом нашего развития, и я убежден, что спорт - это идеальный способ вдохнуть жизнь в город, улучшить его благосостояние и поставить его на международную арену. Способность организации мероприятий в нашем городе только растет и растет. Каждые выходные в Барселоне проводится какое-то спортивное мероприятие, в котором участвуют более 40.000 девушек и юношей». Каталония, действительно, стала спортивным центром, ежегодно там проходит Барселонский марафон, а также проводятся гран-при Испании в гонках Формулы-1 и различные мотогонки.

2. Язык

Сохранение и популяризация каталанского языка является одной из первостепенных задач Женералитата. Согласно ст.3 Конституции Испании 1978 года и ст.6 автономного статута 2006 года, каталанский - официальный язык автономного сообщества.

Притеснение каталанского языка, начавшееся еще с правления Филиппа II (1566 - 1598 гг.), и полный его запрет во время сорокалетней диктатуры Ф. Франко сильно повлияли на языковую политику Каталонии. В 1998 году был принят Закон о языковой политике в Каталонии, в котором утверждалась свобода выражения на любом официальном языке, государственным и частным компаниям следовало отдавать предпочтение каталанскому языку в своих документах, это касалось и государственной администрации, знаки и объявления должны быть написаны на каталанском. Также, согласно этому закону, учебные заведения всех уровней должны сделать каталанский язык средством обычного выражения в своей образовательной и административной деятельности, как внутри страны, так и за ее пределами. Несложно заметить, что предпочтение в этом законе отдается каталанскому языку, несмотря на то, что испанский занимает такое же положение официального языка. Изучение испанского языка в школе сведено до минимума, обучение в университетах ведётся исключительно на каталанском, не говоря уже о делопроизводстве. Правительство налагает огромные штрафы, если какой-то знак написан на испанском, или предприниматель использовал испанский на рекламном щите. Однако граждане имеют право использовать любой из официальных языков в повседневной жизни без какой-либо дискриминации. Эта ситуация контрастирует с тем, что происходит в политической сфере: вмешательство на испанском языке члена парламента стало восприниматься как невыносимая агрессия против политиков и политики.

В 1973 году была основана Международная ассоциация каталанского языка и литературы (Associació Internacional de Llengua i Literatura Catalanes). Целью данной ассоциации является объединение всех тех, кто интересуется каталанским языком и литературой, и пропаганда различных проявлений каталонской культуры. Ассоциация каждые три года организует коллоквиум по темам, связанным с каталонской филологией. Коллоквиумы проходили как в каталонских городах, так и за её пределами, например, в Риме, Париже, Будапеште, Франкфурте и др. Также Ассоциация каждые два года публикует научный журнал «Изучение каталанского языка и культуры».

Для продвижения языка в 2002 году был создан Институт Рамона Льюля - государственный орган, целью которого является продвижение исследований каталанского языка в университетах за рубежом, перевод литературы, написанной на каталанском, и изучение каталонской культурной продукции в других областях таких, как театр, кино, цирк, танец, музыка, изобразительное искусство, дизайн и архитектура.

Институт также занимается распространением каталанской литературы на различных книжных ярмарках, помогает художникам в участии на международных выставках, заключая договоры с

художественными центрами и музеями. Институт имеет свои представительства в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и Париже, более 150 университетов по всему миру преподают каталанский, в России его партнерами являются филологические факультеты Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (кафедры иберо-романской филологии).

Институт Рамона Льюля организует экзамены для получения сертификата о знании каталанского языка в академических и профессиональных целях. Важной частью поддержки и продвижения языка является программа грантов по различным направлениям: музыка, театр, литература, перевод субтитров и т.д. Стипендии также предоставляются иностранным переводчикам, которые занимаются каталонской литературой, и международным издателям.

Таким образом, Каталония, действительно, активно старается пропагандировать свой язык не только на территории автономии, но и за рубежом, создавая различные международные организации и заключая соглашения с зарубежными партнерами.

3. Культура

Каталония богата своим культурным наследием, которым она гордится и использует для формирования своего бренда за рубежом. Регион известен своей архитектурой и искусством.

В 2000 году в Каталонии был создан Институт по продвижению культурных инициатив (ICEC), который является органом, прилегающим к Департаменту культуры автономного правительства Каталонии, созданный для содействия художественному творчеству и распространению культурного контента, путем развития культурных компаний, поощрения культурного потребления и расширения рынков каталонской культуры.

Его основные направления деятельности - консультирование и сопровождение компаний и профессионалов в области культуры разных секторов: исполнительское искусство, изобразительное искусство, аудиовизуальное, цифровая культура, литература и музыка, а также предложение помощи и инструментов финансирования, услуг по интернационализации, обучению бизнесу и развитию аудитории.

В Каталонии есть несколько объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО:

• Археологический ансамбль Таррако, Таррагона;

• Каталонские романские церкви Валь-де-Бои, провинция Лерида;

• Монастырь Поблет, Поблет, провинция Таррагона;

• Работы Льюиса Доминек-и-Монтанера:

o Дворец каталонской музыки, Барселона;

o Госпиталь Сант-Пау, Барселона;

• Ряд произведений Антонио Гауди.

В статуте Каталонии 2006 г. и в Плане о внешнеполитической деятельности Женералитата на 2010- 2015 гг. указывается несколько направлений работы в ЮНЕСКО:

а) в составе постоянной делегации Испании,

б) в испанской Комиссии по сотрудничеству,

в) через центры и ассоциации ЮНЕСКО в Каталонии (которые существуют с 1961 г.),

г) посредством прямого участия Женералитата.

Женералитат имеет право отправлять своих представителей на мероприятия, проводимые ЮНЕСКО, для продвижения каталонской культуры, но, по крайней мере пока что, они все же не могут иметь свою собственную самостоятельную делегацию. Также ЮНЕСКО обязалось переводить доклады, представляющие интерес для Каталонии, на каталанский язык, что представляет особую важность для региона.

Также одним из культурных брендов Каталонии можно выделить архитектора Антонио Гауди, чьи архитектурные шедевры располагаются в основном в Барселоне, но и ещё в некоторых испанских городах. Здания Гауди являются одними из самых известных достопримечательностей Барселоны, которые каждый приезжающий турист хочет увидеть. Архитектурные сооружения Гауди относят к модерну, и вообще считают его пионером модернизма. Одной из важнейших предпосылок зарождения национального архитектурного стиля Modernisme было исконное стремление жителей Каталонии к политической независимости. Культура Каталонии пронизана духом самобытности, и действительно архитектура автономии сильно отличается от всей остальной Испании.

4. Туризм

Еще одним способом популяризации автономного сообщества является туризм. Каталония - одно из самых популярных туристических мест в Европе. Безусловно, этому способствует богатство каталонской культуры, описанное выше, но также и прибрежное местонахождения.

До 2010 г. этим занимался консорциум «Туризм Каталонии», а после - его преемник «Агентство по туризму Каталонии». Агентство по туризму Каталонии - организация, учрежденная Женералитатом и ответственная за продвижение и продажу туристических предложений Каталонии по всему миру. Агентство имеет 12 представительств за рубежом в Москве, Мадриде, Лондоне, Париже, Риме, Брюсселе, Франкфурте-на-Майне, Хельсинки, Нью-Йорке, Пекине, Сингапуре и Сан-Паулу. Организация занимается довольно обширным кругом вопросов: сотрудничает с турфирмами, отелями, предпринимателями, организовывает поездки в различные страны для представления там региона, организует мероприятия для туристов. Также Большое внимание Агентство придает «цифровой дипломатии»: на страницах в Facebook каждого офиса, в Instagram, Twitter, Youtube, а также в российской социальной сети Вконтакте ежедневно публикуется фото- и видеоконтент.

5. Образование

Образование является еще одним инструментом «мягкой силы», и играет большую роль в формировании образа государства или региона на международной арене. Важность этого инструмента заключается в том, что именно в это время у людей формируются мировоззренческие ценности и политические взгляды. Во время обучения иностранные студенты изучают не только учебные дисциплины, но и язык, и культуру страны. Такие студенты приобретают ценный социальный капитал и, вернувшись на родину с новым багажом накопленных знаний, связей, симпатий и новых друзей, как правило, становятся эффективными проводниками языка и культуры той страны, где учились.

Каталония в этом плане тоже не является исключением и подчеркивает важность университетского образования в развитии региона. Содействие правительству Каталонии в вопросах образования оказывают Ассоциация государственных университетов Каталонии и Межвузовский совет Каталонии. Общей установкой является «интернационализация», т. е. участие университетов в расширении международных связей региона, и вклад университетов в собственно региональное развитие, прежде всего в ускорение модернизации его экономики, научно-технологической сферы и культуры.

Одним из крупнейших университетов Каталонии является Университет Барселоны, и считается флагманом каталонского высшего образования. Являясь ведущим высшим учреждением, университет активно участвует в международной деятельности: на 2017 год у университета было 3376 соглашений с университетами и другими учреждениями за пределами Испании, 11.175 иностранных студентов 120 различных национальностей, 1754 иностранных студента по программам обмена, 250 иностранных преподавателей, а 1293 студента Университета Барселоны проходили обучение за рубежом по программам обмена. Университет

также является членом таких международных организация, как Коимбра групп (объединение европейских университетов, созданное для развития связей и координации учебного процесса в русле общеевропейской образовательной политики между старейшими и наиболее значительными университетами Европы), Лига европейских исследовательских университетов, Европейская ассоциация университетов, Ассоциация средиземноморских университетов и Международная сеть исследовательских центров.

Таким образом, университет оказывает поддержку каталонскому правительству в формировании региональной идентичности за рубежом, и не останавливаясь на достигнутом, стремится усилить свои международные связи, фокусируясь на следующих задачах:

1. Усиление международной мобильности студентов и преподавательского состава как неотъемлемой составной части совершенствования образовательного;

2. Развитие передовых форм образования в широком международном контексте;

3. Интенсификация международных научных связей с целью поддержки международных исследовательских проектов;

4. Сотрудничество между университетом и учебными заведениями развивающихся стран с целью оказания помощи народам стран «третьего мира»;

5. Присутствие и участие Университета Барселоны в международных сетях.

6. Содействие бизнесу

Каталония позиционирует себя как выгодное место для ведения бизнеса, благодаря своей разнообразной экономике. Этому способствует Агентство по поддержке каталонского бизнеса, созданное в 2008 году, цель которого - повысить конкурентоспособность и рост каталонской бизнес-структуры за счет продвижения инноваций, интернационализации бизнеса и привлечения инвестиций.

Организация помогает бизнесам с поиском возможностей для развития, консультирует по вопросам финансирования, привлечения инвестиций, а также направляет на учебные программы, которые способствуют росту бизнеса. Для осуществления всех этих действий Агентство по поддержке каталонского бизнеса обладает широким спектром специалистов в Барселоне и в 7 делегациях в других частях Каталонии. А также организация имеет 40 офисов внешней торговли и инвестиций по всему миру, которые помогают компаниям освоиться в новой бизнес-среде, изучить особенности конкретного рынка и разместить на нем свой продукт. Каждый год Агентство поддерживает более 24 000 компаний и сопровождает их более чем в 15 000 проектах с целью повышения конкурентоспособности каталонской экономики. Также Агентство по поддержке каталонского бизнеса каждый год проводит Инвестиционный форум, на котором предприниматели могут встретиться с инвесторами и показать свои проекты.

Однако референдум о независимости Каталонии, состоявшийся 1 октября 2017 года, подорвал привлекательность региона для ведения бизнеса. Как сообщает агентство Франс-Пресс, с момента голосования, более 2700 фирм по данным испанского коммерческого реестра перенесли свои штаб-квартиры из региона. Этот факт связан с нестабильной политической обстановкой в регионе, которая без сомнений может отразиться на работе местных компаний. Также такая реакция бизнеса могла быть связана с тем, что в случае отделения Каталонии от Испании, регион перестал бы входить в Европейский Союз, это создало бы большие трудности для сотрудничества с европейскими компаниями.

Выводы. Используя все инструменты «мягкой силы», описанные выше, правительство Каталонии стремилось убедить мировое сообщество в том, что Каталония - отдельная нация со своей культурой и историей, и она вполне может существовать обособленно от Испании. Однако, большая часть государств не признало

независимость Каталонии, так как референдум был незаконным, согласно Конституции Испании. При этом отделение Каталонии от Испании доставило бы ей много неприятностей. Во-первых, выход из Испании означал бы выход из Европейского Союза, что помешало бы свободному перемещению капитала, товаров и рабочей силы и негативно сказалось бы на экономике Каталонии. Для вступления в Евросоюз региону пришлось бы пройти довольно сложную и длительную процедуру, и вряд ли бы у Каталонии это получилось, так как Испания наложило бы вето на её вступление. Таким образом, можно сделать вывод, что правительство Каталонии на данный момент не достигло своей цели, и мировое сообщество ещё не готово поддержать сепаратистские настроения в Каталонии и признать её суверенным государством.

Список используемой литературы:

1. Акимов Ю.Г. Идентификационная парадипломатия несуверенных территориальных акторов (на примере Квебека, Каталонии и Фламандского региона). // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. - 2017. - № 1.

2. Гринина Е.А. Каталония: что сулит ветер перемен, или немного о языковой политике. // Ибероамериканские тетради. - 2013. - № 1. - С. 61-69.

3. Гринина Е.А. Притеснение испанского языка в Каталонии: миф или реальность? // Испанский язык в контексте диалога культур: исследование и преподавание. Материалы III Международной научной конференции испанистов. - 2008. - С. 84-87.

4. Громыко А.А. «Мягкая сила» и сила права: к постановке проблемы. // Вестник Московского университета. Серия 25: международные отношения и мировая политика. - 2014. - № 3. - С. 3-19.

5. Дончук Т.В.,Поляков Е.Н. Зарождение стиля Modernisme в архитектуре Каталонии. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 1(54). - С. 9-19.

6. Нуреев Р.М., Маркин Е.В. Издержки и выгоды Олимпийских игр. // Общественные науки и современность. - 2010. - № 1.

7. Рудник С.М. Стратегия «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Женералитата Каталонии в начале XXI в. // Клио. — 2017. — № 7 (127). — С. 141-145.

8. Торкунов А.В. Образование как инструмент «Мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. - 2012. - №4. - С. 85-93.

9. Хрипун А.А. Роль университета в региональном развитии: пример Каталонии. // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 168-172.

10. ACCIO - Agenda per la Competitivitat de l'Empresa. // http://www.accio.gencat.cat/ca/accio/agencia/coneix-accio/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Act No. 1, of 7th January 1998, on linguistic policy.

12. Barcelona "Totally Transformed" by Hosting 1992 Olympic Games. // 17.07.2012 https://www.olympic.org/news/barcelona-totally-transformed-by-hosting-1992-olympic-games

13. Discover innovative ideas in search of funding at our annual Investment Forum. // http://catalonia.com/startups-in-catalonia/startup-ecosystem/annual-investment-forum-2017.isp

14. Erickson A. Since Catalonia's independence vote, 2,700 businesses have moved their headquarters. // The Washington Post. November 30, 2017. https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2017/11/30/since-catalonias-independence-vote-2700-businesses-have-moved-their-

headquarters/?noredirect=on&utm term=.9a2a989443de

15. Estatut d'autonomia de Catalunya de 2006. // https://web.gencat.cat/ca/generalitat/estatut/estatut2006/index.html

16. FC Barcelona to extend alliance with Unicef until 2016. // 12.11.2013. https://www.fcbarcelona.com/club/news/2013-2014/fc-barcelona-to-extend-alliance-with-unicef-until-2016

17. Government of Catalonia and FC Barcelona promote Catalonia in the United States. // 03.07.2017. https://www.fcbarcelona.com/club/news/2017-2018/government-of-catalonia-and-fc-barcelona-promote-catalonia-in-the-united-states

18. Institut Catala de les Empreses Culturals. // http://icec.gencat.cat/ca/sobre icec/qui/

19. Jordi Xifra Catalan public diplomacy, soft power, and noopolitik: A public relations approach to Catalonia's governance. // Catalan Journal of Communication & Cultural Studies. - 2009. - Volume 1. - Number 1.

20. LLEI 8/2017, del 15 de juny, de la comunitat catalana a l'exterior.

21. Nye, J.S. Soft power // Foreign Policy. 1990. № 80. P. 153-171.

22. Nye, J.S. Soft power: the means to success in world politics // New York: Public Affairs. 2004. 191 p.

23. President Puigdemont travels to Paris on his first official visit to France since taking office. // 14.10.2016 http://premsa.gencat.cat/pres fsvp/AppJava/notapremsavw/296126/en/president-puigdemont-travels-paris-official-visit-france-taking-office.do

24. Sport facilities. 2017. // Institut d'Estadística de Catalunya https://www.idescat.cat/pub/?id=aec&n=807&lang=en

25. The UB in figures. // http://www.ub.edu/web/ub/en/universitat/la ub avui/xifres sobre la ub/xifres sobre la ub.html

26. What is the Institut Ramon Llull? // https://www.Uull.cat/english/quisom/quisom.cfm

27. World Heritage List // https://whc.unesco.org/en/list/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.