УДК 330.341
М. Г. Варламов
КОНЦЕПЦИЯ МОДУЛЬНО - СЕТЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Ключевые слова: инновационная система, национальная инновационная система, окружная инновационная система,
инновационная инфраструктура, инновационная среда.
В статье излагается авторская концепция модульно - сетевой структуры национальной инновационной системы России. По мнению автора такая структура национальной системы органична для России, имеющей обширную территорию, состоящую из 9 федеральных округов, соразмерных по территории с экономически развитыми странами. Такая структура позволит подключить к инновационной деятельности большее количество регионов и усилит равномерность инновационного развития страны.
Key words: innovative system, national innovative system, innovative system of district, innovative infrastructure, innovative
environment.
In this article the author states a conception of module-networks tructure of Russia national innovative system. In author opinion such structure of national system is organic for Russia possessing extensive territory consistingof9 federal districts proportionate to territory of economical ywell - developedcountrys. Such structures hallallow to attach to innovative activity more quantity of regions and shall intensify evenness of country innovative development.
Инновационная система - развивающаяся совокупность взаимодействующих институтов, государственных структур, экономических агентов негосударственного сектора экономики, образовательных и финансово - кредитных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность на основе эффективно действующих институциональных механизмов [1]. Инновационная система призвана объединять и направлять усилия всех ее участников для ускорения рыночного этапа реализации инноваций путем создания партнерских отношений между экономическими агентами, осуществляющими инновационную деятельность.
Формирование национальных
инновационных систем во всех странах осуществляется при активном участии государства, которое проводит масштабную поддержку и стимулирование инновационной деятельности, включая меры, которые способствуют созданию условий для инновационного развития. Это:
- участие государства в финансировании НИИОКР;
- развитие и эффективное использование венчурного капитала;
- активное участие в создании научно-технической инфраструктуры;
-развитие частно-государственного
партнерства;
- обеспечение эффективной защиты интеллектуальной собственности;
- стимулирование инновационной активности бизнеса за счет эффективной схемы налогообложения прибыли и имущества;
- предоставление низкопроцентных займов субъектам инновационной деятельности.
Положительные результаты научных исследований, получаемые в короткие сроки, и эффективная трансформация их в новые конкурентоспособные продукты и услуги в развитых странах происходит вследствие развитой инфраструктуры инновационной деятельности. Это совокупность предприятий и организаций,
призванных создавать необходимые условия для продвижения нововведений, играющих
вспомогательную и обслуживающую роль и являющиеся важной составной частью инновационной системы, без которых инновационный процесс нежизнеспособен [2].
Инновационная инфраструктура важна на всех этапах инновационного процесса - от проведения исследований до внедрения новаций, на каждом из которых должна обеспечивать технологическое, финансовое, кадровое, информационное и другое сопровождение инновационной деятельности.
Построить национальную инновационную систему в России не просто, в том числе, и по причине обширной территории.
Создать условия, благоприятные для инновационной деятельности, на всей территории России в короткие сроки с управлением из центра очень сложно, а создание точечных инновационных центров и платформ не приводит к желаемым результатам. Существующая структура управления не является мобильной, излишняя централизация тормозит оперативность принятия управленческих решений [3]. Для пространственного развития страны важно обеспечить развитие инфраструктуры и производства в периферийных регионах. Только такой подход позволит создать полноценную национальную инновационную систему.
Существующий сегодня факт деления Российской территории на федеральные округа, соразмерные по территориям с экономически развитыми странами, в которых действуют и развиваются инновационные системы, можно использовать для создания на их территориях окружных инновационных систем.
Первым и необходимым условием построения окружных инновационных систем является создание на территории округов инновационной среды.
Создание инновационной среды на территориях округов должно осуществляться
усилиями регионов, входящих в соответствующий округ при инициировании и поддержке государства. Безусловно, регионы, входящие в округ могут сильно различаться по уровню экономического развития: например, в Приволжский федеральный округ входят такие экономически развитые регионы, как Республика Татарстан и Самарская область и регионы со слабой экономикой и инфраструктурой, такие как Республика Мордовия, но и те и другие заинтересованы в благоприятной среде для осуществления инновационной деятельности.
Создание инновационной среды на территории федерального округа, должно затрагивать следующие аспекты:
- совершенствование среднего и высшего образования, ориентированного на рынок труда, повышение качества образования и координация образовательного процесса учебных заведений регионов, входящих в округ;
- активизация научных и опытно -конструкторских разработок путем кооперации усилий регионов, направленных на совершенствование системы научно - технической информации и развитие сферы консалтинговых услуг;
- усиление поддержки малого и среднего бизнеса, участвующего в продвижении научных и опытных разработок внутри округа на российский и международный рынки путем применения для них преференций и льгот;
- создание институциональной среды на территории округа для возможности совершенствования образовательной сферы, активизации научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок, а также развития малого и среднего бизнеса.
Схема - Модульно-сетевая инновационной системы России
структура
Инновационная среда - категория многоаспектная и деятельность по каждому аспекту необходимо осуществлять комплексно. Только при таком условии можно получитьсинергетический эффект экономического развитиятерриторииокруга.
В качестве экспериментальной площадки на начальном этапе проекта может стать Приволжский
федеральный округ, а в качестве лидера на этой площадке Республика Татарстан, учитывая экономический потенциал округа и региона.
В проекте по созданию инновационной среды должны участвовать обязательно все регионы округа, внося в него каждый свою компоненту и, кооперируя свои действия по созданию благоприятных условий инновационной деятельности со всеми остальными регионами округа. В результате должно сложиться сетевое взаимодействие регионов, способствующее развитию каждого из них. Все это не может не способствовать формированию инновационной системы округа - первого модуля национальной инновационной системы.
Если в дальнейшем распространить опыт первого модуля на все остальные федеральные округа с адаптацией этого опыта к условиям на местах, то получим модульную национальную инновационную систему, управление которой из центра значительно упростится.
В связи с политическим моментом сегодняшнего дня в качестве второй экспериментальной площадки целесообразно выбрать Крымский федеральный округ, учитывая необходимость в кратчайшие сроки обустраивать хозяйство Крыма в соответствии с российскими законами, внедряя в его экономику, в том числе и инновационную деятельность. Процесс создания инновационной среды должен проходить параллельно со всеми другими преобразованиями, что обязательно приведет к качественному скачку развития округа.
Проект создания инновационной среды федерального округа является важным социально-экономическим проектом, в котором должен быть задействован механизм государственно - частного партнерства [4]. В рамках проектов государственно-частного партнерства взаимодействие сторон имеет равноправный характер, то есть соблюдается баланс интересов. Реализация таких проектов позволяет не только консолидировать ресурсы сторон для осуществления инноваций, но имеет и другие преимущества, как для предпринимателей, так и для государства. Механизм государственно-частного партнерства одновременно является инструментом поддержки государством инновационного развития предпринимательства [5].
Обширное поле для предпринимательской деятельности малых и средних предприятий в рамках федерального округа является информационная, консультационная и
консалтинговая деятельность по обслуживанию инновационной деятельности регионов, входящих в округ. Объединив информационные ресурсы регионов, используя новые информационные технологии, и квалифицированный кадровый потенциал регионов в данной области, появляется возможностьсоздать окружную систему научно-технической информации. Информационная система округа будет способствовать интенсивному развитию научных исследований, образовательной, изобретательской, производственной и
управленческой деятельности, следствием чего станет, несомненно, инновационное развитие округа.
Разрушенная Государственная система научно-технической информации страны может быть восстановлена на базе современных коммуникационных технологий собиранием из модулей, размещенных на территориях федеральных округов. На базе Государственной системы научно-технической информации национальная инновационная система, собранная из окружных инновационных систем, получит возможность для дальнейшего развития.
Литература
1. Шинкевич А.И.,Зарайченко И.А.Повышение инновационной активности в энерго - и ресурсосбережении на основе концепции «технологических окон возможностей»/А.И.
Шинкевич, И.А. Зарайченко//Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9. - С. 897-899.
2. Маркин Н.П. Об условиях инновационного развития / Н.П. Макаркин. - М.: Экономика, 2012. - 148 с.
3. Райская М.В., Кулагина И.В. Проектирование организационно-управленческих инноваций на предприятии инновационной инфраструктуры /М.В. Райская, И. В. Кулагина // Вестник Казан. технол. унта.- 2013.- №2. - С.242-245.
4. Андреева Е.С., Дырдонова А.Н., Стародубова А.А., Зинурова Р.И. Государственно - частное партнерство как механизм трансфера инновационных технологий в регионе /Е.С.Андреева, А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова, Р.И.Зинурова// Вестник Казан. технол. ун-та.- 2013.- №5. - С.294-296.
5. Андреева Е.С., Дырдонова А.Н., Стародубова А.А., Зинурова Р.И. Стимулирование развития инновационного предпринимательства в рамках проектов государственно-частного партнерства / Е.С.Андреева, А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова, Р.И.Зинурова// Вестник Казан. технол. ун-та.- 2013.-№4. - С.313-315.
© М. Г. Варламов - ст. преп. каф. правоведения, соиск. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected].
© M. G. Varlamova - senior Lecturer KNRTU, [email protected].