Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СЕРТИФИКАЦИИ'

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СЕРТИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Computational nanotechnology
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА / ВЕРТОЛЕТ / MATHEMATICAL MODEL / CERTIFICATION / FUEL SYSTEM / HELICOPTER

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Грачев Сергей Васильевич, Смагин Денис Игоревич, Савельев Роман Сергеевич, Напреенко Константин Сергеевич, Зинина Анна Ивановна

В статье рассмотрена концепция моделирования топливной системы с учетом требований сертификации. Дано описание безопасной эксплуатации авиационной техники с учетом нормы летной годности. Также представлены методы оценки соответствия сертификации. Разработка концепции моделирования невозможна без методологии построения комплексной математической модели, в которой представлено решение задач с использованием одномерной и трехмерной модели функционирования. Совместный расчет в одномерной и трехмерной постановке позволяет моделировать процесс заправки топливом с учетом работы дренажной системы, сигнализации и процессов управления централизованной заправкой. В качестве результатов расчета продемонстрировано моделирование динамики выработки топлива из баков при отказе одного подкачивающего насоса. Также представлено динамическое моделирование выработки топлива из баков для расчета изменения статического момента топлива и геометрическое моделирование невырабатываемого и несливаемого остатка. В статье проанализированы требования к топливной системе, соответствие которым может быть подтверждено посредством использования комплекса средств математического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Грачев Сергей Васильевич, Смагин Денис Игоревич, Савельев Роман Сергеевич, Напреенко Константин Сергеевич, Зинина Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FUEL SYSTEM’S MATHEMATICAL MODELING BASED ON CERTIFICATION REQUIREMENTS

The article discusses the concept of fuel system’s mathematical modeling based on certification requirements. A detailed description of the safety of aircraft operation, taking into account the standard of airworthiness, and methods for conformity assessment of certification has also been presented. The development concept modeling is not possible to without a methodology to construct an integrated mathematical model which presents a solution using a one-dimensional and three-dimensional functioning model. The combined calculation in a one-dimensional and three-dimensional setting allows the modulating of the refuelling process with drainage system, signaling and centralized fuelling management process. Also as the calculation results of simulation of fuel flow from tanks when one pump fails are shown. Dynamic simulation of fuel production from tanks for calculation of static change fuel static moment and geometric modelling of non-working and non-poured remainder also presented. The article analysed fuel system requirements. This conformity can be met using a complex of mathematical modeling tools.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СЕРТИФИКАЦИИ»

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СЕРТИФИКАЦИИ Грачев С.В., Смагин Д.С., Савельев Р.С., Напреенко К.С., Зинина А.И.

DOI: 10.33693/2313-223X-2020-7-3-45-51

Концепция моделирования топливной системы с учетом требований сертификации

С.В. Грачев3 ©, Д.С. Смагинь ©, Р.С. Савельев0 ©, К.С. Напреенкос| ©, А.И. Зининае ©,

ФГБОУ ВО Московский Авиационный Институт (Научно-исследовательский университет), г. Москва, Российская Федерация

a E-mail: s-gra2004@mail.ru b E-mail: 79637587781@yandex.ru c E-mail: r_sr@inbox.ru

e

E-mail: konaprko@yandex.ru E-mail: zinina0818@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена концепция моделирования топливной системы с учетом требований сертификации. Дано описание безопасной эксплуатации авиационной техники с учетом нормы летной годности. Также представлены методы оценки соответствия сертификации. Разработка концепции моделирования невозможна без методологии построения комплексной математической модели, в которой представлено решение задач с использованием одномерной и трехмерной модели функционирования. Совместный расчет в одномерной и трехмерной постановке позволяет моделировать процесс заправки топливом с учетом работы дренажной системы, сигнализации и процессов управления централизованной заправкой. В качестве результатов расчета продемонстрировано моделирование динамики выработки топлива из баков при отказе одного подкачивающего насоса. Также представлено динамическое моделирование выработки топлива из баков для расчета изменения статического момента топлива и геометрическое моделирование невырабатываемого и несливаемого остатка. В статье проанализированы требования к топливной системе, соответствие которым может быть подтверждено посредством использования комплекса средств математического моделирования.

Ключевые слова: Математическое моделирование, сертификация, топливная система, вертолет

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Грачев С.В., Смагин Д.С., Савельев Р.С., Напреенко К.С., Зинина А.И. Концепция моделирования топливной системы с учетом требований сертификации // Computational nanotechnology. 2020. Т. 7. № 3. С. 45-51. DOI: 10.33693/2313-223X-2020-7-3-45-51

DOI: 10.33693/2313-223X-2020-7-3-45-51

The concept of fuel system's mathematical modeling based on certification requirements

S.V. Gracheva ©, D.I. Smaginb ©, R.S. Savelevc ©, K.S. Napreenkod ©, A.I. Zininae ©

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation

a E-mail: s-gra2004@mail.ru

b E-mail: 79637587781@yandex.ru

c E-mail: r_sr@inbox.ru

d E-mail: konaprko@yandex.ru

e E-mail: zinina0818@mail.ru

Abstract. The article discusses the concept of fuel system's mathematical modeling based on certification requirements. A detailed description of the safety of aircraft operation, taking into account the standard of airworthiness, and methods for conformity assessment of certification has also been presented. The development concept modeling is not possible to without a methodology to construct an integrated mathematical model which presents a solution using a one-dimensional and three-dimensional functioning

МНОГОМАСШТАБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

MULTISCALE MODELING FOR INFORMATION CONTROL AND PROCESSING

model. The combined calculation in a one-dimensional and three-dimensional setting allows the modulating of the refuelling process with drainage system, signaling and centralized fuelling management process. Also as the calculation results of simulation of fuel flow from tanks when one pump fails are shown. Dynamic simulation of fuel production from tanks for calculation of static change fuel static moment and geometric modelling of non-working and non-poured remainder also presented. The article analysed fuel system requirements. This conformity can be met using a complex of mathematical modeling tools.

Key words: Mathematical model, certification, fuel system, helicopter

f ^

FOR CITATION: Grachev S.V., Smagin D.I.,Savelev R.S., Napreenko K.S., Zinina A.I. The concept of fuel system's mathemati cal modeling based on certification requirements. Computational nanotechnology. 2020. Vol. 7. No. 3. Pp. 45-51. (In Russ. DOI: 10.33693/2313-223X-2020-7-3-45-51

ВВЕДЕНИЕ

Безопасная эксплуатация авиационной техники является главной задачей для инженеров конструкторов. Особое внимание в современном мире предъявляется к пассажирским вертолетам.

Действие воздушного кодекса (ВК), устанавливающего правовые основы на использование воздушного пространства, регламентирует требования и процедуры сертификации авиационной техники. Основной объем сертификационных работ проводится при летных испытаниях объектов [1].

Авиатехника должна соответствовать нормам летной годности и иметь сертификат соответствующего типа с прописанной нормативной базой. Основными методами оценки соответствия данной техники при сертификации являются:

• определение действительных значений величин (параметров);

• выполнение технических операций, заключающихся в определении одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой;

• установление факта нахождения характеристик авиационной техники в пределах заданных нормативов [2].

Безопасная эксплуатация топливной системы вертолета базируется на предотвращении утечек топлива из топливных баков и топливных магистралей при жесткой посадке [3]. Так как характеристики топливной системы оказывают наибольшее влияние на безопасность эксплуатации вертолета, сертификация топливной системы требует большого количества наземных и летных испытаний, что, свою очередь, значительно увеличивает стоимость и продолжительность процесса сертификации всего вертолета [4].

На этапе проектирования и испытаний топливных систем широко применяются программные комплексы, позволяющие заменить реальные сложные системы или конструкции структурными схемами в виде блоков математических моделей, полностью описывающих как структуру, так и функционал этих систем или конструкций (одномерные математические модели).

При этом существуют ограничения возможностей одномерных математических моделей в части корректного расчета пространственного распределения параметров с учетом геометрических особенностей конструктивных элементов систем. Данный фактор блокирует поиск и оптимизацию исследований для ряда эксплуатационных режимов топливной системы, связанных с заправкой и вентиляцией топливных баков при различных комбинациях углов тангажа и крена вертолета.

В данной статье рассмотрена методология построения комплекса математического моделирования, в состав которого входит одномерная математическая модель функционирования топливной системы в комплексе с трехмерными математическими моделями на примере авариестойкой топливной системы легкого вертолета.

Выполнением проекта по созданию комплекса средств математического моделирования в совокупности с испытательной установкой для сопровождения процессов проектирования, испытаний и дальнейшей эксплуатации ава-риестойкой топливной системы современного вертолета занимается МАИ и АО «ОКБ «Кристалл» в рамках реализации постановления Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 (ред. от 21.07.2016).

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

В рамках построения комплексной математической модели авариестойких топливных систем должны быть решены три класса задач.

1. Функционирование системы в части подкачки топлива к двигателям и перекачки топлива внутри топливных баков - моделирование данных процессов не требует точного пространственного распределения характеристик, а необходимые геометрические параметры внутреннего объема топливных баков и трубопроводов подкачки могут быть отражены в одномерной постановке.

2. Функционирование системы в части заправки, слива топлива, определение статического момента топлива и вентиляции топливных баков - моделирование данных процессов требует учета пространственного распределения параметров в соответствие с геометрией и расположением вентиляционных точек топливных баков, а также пространственным положением вертолета по крену и тангажу.

3. Динамика разрушения элементов топливной системы при воздействии расчетной нагрузки в условиях аварийной посадки (слабые звенья в системе) с учетом различных направлений воздействия нагрузок, обусловленных пространственным положением вертолета в момент аварийной ситуации.

Для решения перечисленных задач комплексная модель должна включать в себя комбинацию одномерных и трехмерных модулей.

Результатом анализа сертификационного базиса является перечень требований, соответствие АСТС которым может быть подтверждено с использованием комплекса средств математического моделирования и испытательной установки [5; 6].

Комплекс средств математического моделирования и математические модели должны обеспечивать выполнение следующих функций:

• расчет гидравлических параметров компонентов АСТС с возможностью изменения характеристик компонентов;

• имитация функционирования системы во всем диапазоне высот и скоростей полета вертолета с учетом переходных процессов;

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СЕРТИФИКАЦИИ Грачев С.В., Смагин Д.С., Савельев Р.С., Напреенко К.С, Зинина А.И.

• имитация функционирования алгоритмов управления системы (управление АСТС по сигналам от вертолетного БРЭО, управление АСТС по сигналам от СУИТ);

• моделирование работы АСТС при различных комбинациях отказов компонентов.

Комплекс средств математического моделирования состоит из:

• теплогидравлической модели АСТС, включающей все функциональные подсистемы;

• модели электропитания компонентов СЭС;

• интегрированной трехмерной геометрической модели системы хранения топлива, дренажной системы и системы заправки, предназначенной для гидравлических расчетов

процессов заправки, слива топлива и геометрического положения уровня топлива при выработке.

Математическая модель алгоритмов функционирования АСТС, включающая в себя математические модели датчиков и модели управляющих сигналов от БРЭО и СУИТ [7].

ОДНОМЕРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Пример разработанной в программном комплексе SimInTech [8; 9] одномерной динамической математической модели топливной системы показан на рис. 1.

-i--Я

о

Рис. 1. Одномерная математическая модель Fig. 1. One-dimensional mathematical model

Одномерная математическая модель функционирования АСТС предназначена для моделирования функционирования следующих подсистем:

• системы перекачки топлива;

• системы подкачки топлива к двигателю;

• дренажной системы;

• система управления и измерения топлива (СУИТ) в части индикации количества топлива в баках;

• электропитание компонентов АСТС.

Для задания геометрии топливных баков в окне свойств модели закрытого топливного бака использован скрипт, содержащий массивы с информацией о геометрии топливных баков (рис. 2). Также в модели баков присутствует возмож-

ность учитывать разницу в расположении по высоте баков параметром «высотная отметка днища бака». [10]

//Бак 1

L_H_1 = [в,

V_H_1 = [в,

S_H_1 = [1е-4,

//Бак 2 L_H_2 = V_H_2 = S_H_2 =

[в, [0,

[le-4,

//Бак 3

L_H_3 = [0,

V_H_3 = [в,

S_H_3 = [le-4,

1.0725, (.958, 1.284,

). 17875, >.0398, ).3375,

1.17875, 1.0398, 1.3375,

>.145, 0.2175, 0.29]; >.116, 0.174, 0.232]; >.284, 0.284, 0.284];

0.3575, 0.53625, 0.715, 0.0796, 0.1194, 0.1592, 0.3375, 0.3375, 0.3375,

0.78,

0.1897,

0.19,

0.3575, 0.53625, 0.715, 0.78, 0.0796, 0.1194, 0.1592, 0.1897, 0.3375, 0.3375, 0.3375, 0.19,

). 845, 5.2202, ). 19,

0.91,

0.2507,

0.19,

0.2507, 0.19,

0.975]; 0.2812]; 0.19];

0.975]; 0.2812]; 0.19];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Модель топливного бака Fig. 2. Fuel tank model

МНОГОМАСШТАБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ MULTISCALE MODELING FOR INFORMATION CONTROL AND PROCESSING

ТРЕХМЕРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Для оптимизации процесса моделирования целесообразно проведение совместного расчета в одномерной и трехмерной постановке задачи для моделирования процессов заправки топлива и размещения сигнализаторов уровня топлива при различных пространственных положениях топливных баков. Данные расчеты позволяют подтвердить соответствие разрабатываемой системы требованиям сертификационного базиса в части проверки полной заправочной вместимости, времени заправки, корректной работы сигнализаторов, наличие пространства для температурного расширения топлива [11]. Расположение топливных баков на вертолете показано на рис. 3.

Правый передний бак [Right front tank]

£

Задний бак [Rear tank]

Левый передний бак [Left front tank]

Рис. 3. Взаимное расположение топливных баков Fig. 3. Relative location of fuel tanks

Трехмерная математическая модель базируется на расчетных методах, использующих CFD-коды. Полнота описания процессов такими кодами дает возможность с помощью методов вычислительной гидродинамики учитывать геометрические особенности конструкции и различные положения в пространстве, которые не могут быть корректно описаны при построении одномерных математических моделей.

Трехмерная математическая модель топливных баков моделирует геометрическое положение зеркала топлива,

величину невырабатываемого и несливаемого остатка топлива, а также объем и давление среды в надтопливном пространстве.

Расчетная сетка для моделей построена с использованием модуля ANSYSMeshing и представляет собой тетраэдральную сетку. Так могут быть использованы такие программные комплексы, как Логос, Femap и др.

В качестве граничных условий выбирается задание расхода среды на входе в расчетную модель и среднее статическое давление на выходе (дренаж передних и заднего баков).

Для моделирования течения топлива внутри баков используется модель турбулентности к-г.

Модель турбулентности к-г часто применяется для решения различных инженерных задач, менее требовательна по отношению к качеству сетки. Решает два уравнения переноса: одно для турбулентной кинетической энергии к, второе для диссипации г.

Трехмерная математическая модель системы заправки (централизованной и самотеком) позволяет моделировать расход, давление и скорость истечения топлива через штуцер централизованной заправки и горловину открытой заправки, а также время заполнения топливных баков, давление и объем среды в надтопливном пространстве.

Совместный расчет в одномерной и трехмерной постановке позволяет моделировать процесс заправки топливом с учетом работы дренажной системы, сигнализации и процессов управления централизованной заправкой в штатном режиме работы, а также при отказных ситуациях.

Концепция взаимодействия одномерного и трехмерного модуля комплексной математической модели для решения задач функционирования показана на рис. 4 [12].

РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

На рис. 5 представлен результат моделирования динамики выработки топлива из баков при отказе одного подкачивающего насоса.

Одномерная математическая модель позволяет отрабатывать алгоритмы управления топливной системы при штатном функционировании и отказных ситуациях. Расчетная скорость выработки расходных баков подтверждает правильность заложенных характеристик насосов подкачки в части обеспечения бесперебойного топливопитания двух маршевых двигателей [13].

Одномерная модель функционирования [One-dimensional functioning model]

Пульт управления [Remote control]

Трехмерная расчетная модель системы [Three-dimensional design model of the system]

Моделирование скорости истечения топлива через штуцер централизованной заправки [Simulation of the rate of fuel flow through the centralized filling nozzle]

Рис. 4. Концепция взаимодействия одномерного и трехмерного модуля Fig. 4. Concept of one-dimensional and three-dimensional module interaction

Грачев С.В., Смагин Д.С., Савельев Р.С., Напреенко К.С, Зинина А.И.

о

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 2200 2400 2600 2800 3000 3200 3400 3600 3800 4000 4200 4400 4600

Время t, с [Time t, s]

Рис. 5. Результат моделирования динамики выработки топлива Fig. 5. Results of fuel production dynamics simulation

Масса топлива в баках, кг [Fuel mass in tanks, kg]

1 1 1 1 1

Правый передний бак [Right front tank] Левый передний бак [Left front tank] Задний бак [Rear tank] -

: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рис. 6. Моделирование невырабатываемого остатка Fig. 6. Modelling non-working remainder

На рис. 6 представлены результаты динамического моделирования выработки топлива из баков для расчета изменения статического момента топлива и геометрическое моделирование невырабатываемого и несливаемого остатка, выполненного с помощью трехмерной математической модели.

Применение трехмерного математического моделирования обусловлено невозможностью учета пространственного положения вертолета при одномерном расчете. Крайние значения эксплуатационного диапазона вертолета по крену и тангажу наиболее критичны с точки зрения смещения центра масс топлива при непрерывной выработки топлива и геометрического положения невырабатываемого остатка [14].

В данном расчете (см. рис. 6) применялась связь одномерного и трехмерного математического моделирования со следующим разделением функционирования моделей: в одномерной модели рассчитывался процесс выработки топлив (подкачивающие насосы), в трехмерной модели моделировалось изменение геометрического положения зеркала топлива в соответствии с углами тангажа и крена [15].

В таблице технических требований к авариестойкой топливной системе, приведен перечень пунктов сертификационного базиса топливной системы, соответствие которым может быть подтверждено использованием комплекса средств математического моделирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье проанализированы требования к АСТС с учетом сертификации, соответствие которым должно быть подтверждено посредством математического моделирования.

При математическом моделировании топливных систем вертолета по нормам сертификации и методам соответствия важно применять комплексные решения. Например, взаимосвязанный расчет в одномерной и трехмерной постановке.

Рассмотренный в данной статье комплекс средств математического моделирования предназначен для решения задач сопровождения процесса проектирования и дальнейшей сертификации. Возможности данного комплекса позволяют в рамках сертификации сократить как количество

МНОГОМАСШТАБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

MULTISCALE MODELING FOR INFORMATION CONTROL AND PROCESSING

необходимых наземных и летных испытаний системы в составе вертолета, так и полностью заменить натурные испытания ряда режимов работы. Частичная замена натурных

испытаний цифровыми возможна при условии валидации математических моделей по результатам наземных и летных испытаний системы в составе вертолета.

Сводная таблица технических требований к АСТС, подтверждаемых с использованием математического моделирования и экспериментальной установки [Pivot table of technical requirements for ASTS, confirmed using mathematical modeling and experimental setup]

Пункт [Item] Содержание требований (Требования к реализации комплексного проекта, п. 3.2) [The content of requests (The demands for implementing the comprehensive project, i. 3.2)] Комплекс средств математического моделирования [Set of tools of mathematical modeling] Стендовые испытания [Bench tests]

1 Полная заправочная вместимость АСТС [The total filling capacity fuel system] + +

2 Частичная и полная централизованная заправка АСТС [The partial and total central filling capacity fuel system] + +

3 Обеспечение подачи топлива к каждому двигателю с расходом не менее 100% расхода топлива, требуемого для всех эксплуатационных условий и маневров, подлежащих одобрению для винтокрылого аппарата [The fuel supply ensures that each engine could provide at least 100 per cent fuel consumption. This is required for all operating conditions and manoeuvres, to be approved by the rotary-valve unit] + -

4 Исключение возможности перетекания такого количества топлива, которое бы привело к вытеканию топлива через дренажную систему бака при любых возможных условиях полета [Excludes the possibility of a certain amount of fuel flowing. Because it would drive the fuel through the tank drainage system whenever possible flight condition] + +

5 Невырабатываемый остаток топлива, при котором наблюдается первый признак нарушения работы двигателя при наиболее неблагоприятных условиях подачи топлива на всех предполагаемых эксплуатационных режимах и маневрах винтокрылого аппарата, при которых производится забор топлива из данного бака [Unusable fuel, at which the first criteria of engine malfunction is observed under the most unfavorable conditions of fuel supply at all expected operating conditions and maneuvers of the rotary- winged aircraft, where by fuel is taken from this tank] + +

6 Топливные баки способны выдерживать испытание на избыточное давление 0,14 кг/см2 без повреждения и потери герметичности [Fuel tanks capable of withstanding the overpressure test 0,14 kg/cm2 without damage and leakproofness] + +

7 При нормальном стояночном положении винтокрылого аппарата на земле исключена возможность непреднамеренного заполнения расширительного пространства каждого топливного бака [At the normal parking position of the propeller apparatus on the ground. The possibility of unintentional filling of the expansion space of each fuel tank is deleted] + +

Литература

1. Инновационные процессы. Модель от стадии до выхода от идеи до запуска. Стандарт по системе Stage-Gate. http://stage-gate. com

2. Приказ министерства транспорта Российской Федерации от 20 февраля 2003 г. № 19 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация наземной авиационной техники"».

3. Управление полетом от 01 января 2014. Онлайн. www.faa.gov

4. Ахметшин Т.Ф. Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение». Сертификация авиационной техники. УДК 629.7:658.516.

5. Маковецкий М.Б., Пугачев Ю.Н. Основные требования к авари-естойкой топливной системе вертолета // 14-я Международная конференция «Авиация и космонавтика-2015». 16-20 ноября 2015 г. М.: Тезисы; Типография «Люксор», 2015. 520 с.

6. Карташов Б.А., Шабаев Е.А., Козлов О.С., Щекатуров А.М. Среда динамического моделирования технических систем SimlnTech. М.: ДМК Пресс, 2017. 424 с.

References

1. Innovation Process. Stage-Gate Idea-to-launch Model. System standard Stage-Gate. http://stage-gate.com

2. The order of the Ministry of Transport Russian Federation on February 20, 2003. No. 19 "On the approval of the Federal Aviation Rules 'Certification of ground aviation equipment' ".

3. Flight Controls. January 01, 2014. [Online]. www.faa.gov

4. Ahmetshin T.F. Text of scientific article on the specialty "Mechanics and machine building". Certification aviation equipment. UDK 629.7:658.516.

5. MakoveckijM.B., Pugachev Yu.N. Basic requirements for an accident-resistant fuel system of a helicopter. 14th International Conference "Aviation and Cosmonautics" (AviaSpace-2015). November 16-20, 2015. Moscow: Abstracts; Printing house "Luxor", 2015. 520 p.

6. Kartashov B.A., Shabaev E.A., Kozlov O.S., Shchekaturov A.M. Dynamic modelling environment for technical systems SimInTech. Moscow: DMK Press, 2017. 424 p.

7. Smagin D.I., Saveliev R.S., Satin A.A. Application of the SiminTech software package for mathematical modeling of various onboard

Грачев С.В., Смагин Д.С., Савельев Р.С., Напреенко К.С., Зинина А.И.

7. Сатин А, Савельев Р., Смагин Д. Приложение SimlnTech Software для оптимизации параметров топливной системы перспективного вертолета // Тезисы докладов XXIII Междунар. науч. конф. «Системный анализ, управление и навигация».

8. Сундарараджан В. Что такое моделирование и симуляция, а также разработка программного обеспечения // Центр развития и передовых вычислений. 2012. Т. 1. Вып. 1. С. 1-5.

9. SimlnTech Manual. http://simintech.ru

10. Варгафтик Н.Б. Справочник физических свойств жидкостей и газов. 2-е изд. М., 1972. 721 с.

11. Зайцева Т.Ю., Смагин Д.И., Савельев Р.С. Решение задач оптимизации внешнего вида агрегатов типа «пламегаситель» с использованием передовых производственных технологий // 10-я Междунар. конф. по машиностроению и аэрокосмической технике (ICMAE). Брюссель, Бельгия, 2019. С. 247-251.

12. Мария А.Введение в моделирование и симуляцию // Матер. 29-й конф. по зимнему моделированию. Декабрь 1997. С. 7-13.

13. Аверьянов И.О., Зинин А.В., Кузнецов В.М. и др. Задача проектирования авариестойкой топливной системы вертолета // Материалы XXII междунар. симпозиума «Динамические и технологические проблемы механики конструкций и сплошных сред» им. А.Г. Горшкова. Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет). М.: ООО «ТРП», 2016.

14. Бретшнайдер С. Свойства газов и жидкостей. Инженерные методы расчета / пер. с польск,; под ред, П.Г. Романкова. Л.: Химия (Ленингр. отд.), 1966. 536 с.

aircraft systems. Abstracts of the XXIII International Scientific Conference "System Analysis, Management and Navigation".

8. Sundararajan V. What is modelling and simulation and software engineering. Centre of Development and Advanced Computing. 2012. Vol. 1. No. 1.

9. SimlnTech Manual. http://simintech.ru

10. Vargaftik N.B. Handbook of thermophysical properties of gases and liquids. 2nd edit. Moscow: Science, 1972. 721 p.

11. Zyazeva T.Y., Smagin D.I., Savelev R.S. A solution to the problems of appearance optimization for "Flame blocker"-type units using advanced production technologies. IEEE 10th International Conference on Mechanical and Aerospace Engineering (ICMAE). Brussels, Belgium, 2019. Pp. 247-251.

12. Maria A. Introduction to modelling and simulation. Proceedings of the 1997 Winter Simulation Conference. 1997. Vol. 1. No. 1.

13. Averyanov I.O., Zinin A.V., Kuznecov V.M. et al. The task of designing an emergency fuel system for a helicopter. Materials XXII International Symposium "Dynamic and Technological Problems of Mechanics of Structures and Continuous Media" A.G. Gorshkov. Moscow Aviation Institute (National Research University). Moscow: Publishing office OOO "TRP", 2016.

14. Bretschneider S. The properties of gases and liquids. Engineering methods of calculation. Transl. from Polish. P.G. Romankov (ed.). Leningrad: Chemistry, Leningrad branch, 1966. 536 p.

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензенты: Горбачевский Е.В., канд. техн. наук; начальник Департамента интеллектуальной собственности, Группы Компаний «Специальные системы и технологии» (ГК «ССТ»); Пугачев Ю.Н., канд. техн. наук; ведущий специалист НИО-1 Московского авиационного института

Статья поступила в редакцию 25.08.2020, принята к публикации 20.09.2020 The article was received on 25.08.2020, accepted for publication 20.09.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Грачев Сергей Васильевич, заместитель директора дирекции перспективных научных программ, ФГБОУ ВО Московский Авиационный Институт (Научно-исследовательский университет). Москва, Российская Федерация. E-mail: s-gra2004@mail.ru Смагин Денис Игоревич, начальник лаборатории НИО-101, ФГБОУ ВО Московский Авиационный Институт (Научно-исследовательский университет). Москва, Российская Федерация. E-mail: 79637587781@yandex.ru Савельев Роман Сергеевич, ведущий инженер, ФГБОУ ВО Московский Авиационный Институт (Научно-исследовательский университет). Москва, Российская Федерация. E-mail: r_sr@inbox.ru Напреенко Константин Сергеевич, инженер 2-й категории, ФГБОУ ВО Московский Авиационный Институт (Научно-исследовательский университет). Москва, Российская Федерация. E-mail: konaprko@yandex.ru Зинина Анна Ивановна, техник, ФГБОУ ВО Московский Авиационный Институт (Научно-исследовательский университет). Москва, Российская Федерация. E-mail: zinina0818@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Sergej V. Grachev, Deputy Director of the Directorate of advanced research programs, Moscow Aviation Institute (National Research University). Moscow, Russian Federation. E-mail: s-gra2004@mail.ru

Denis I. Smagin, Head of the laboratory of NIO-101, Moscow Aviation Institute (National Research University). Moscow, Russian Federation. E-mail: 79637587781@ yandex.ru

Roman S. Savelev, lead engineer, Moscow Aviation Institute (National Research University). Moscow, Russian Federation. E-mail: r_sr@inbox.ru

Konstantin S. Napreenko, 2st category engineer, Moscow Aviation Institute (National Research University). Moscow, Russian Federation. E-mail: konaprko@yandex.ru Anna I. Zinina, technician, Moscow Aviation Institute (National Research University). Moscow, Russian Federation. E-mail: zinina0818@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.