Важным является то, что генетические операторы будут работать с групповой частью хромосом, стандартная элементная часть служит только для определения, какие элементы формируют группу.
УДК 681.51
Бутенко Д.В., Бутенко Л.Н.
Концепция маркетинга, основанного на закономерностях развития Технических
Систем (Инновационный маркетинг)
В условиях насыщенности рынка товаров и услуг, постоянного роста сложности предлагаемых товаров, когда многосторонняя конкурентная борьба заставляет постоянно увеличивать потребительскую привлекательность продукта, качество выходного товара, совершенствовать технологии и увеличивать требования к сырью, управление процессом выработки решений повышения эффективности производства должен взять на себя маркетинг.
В настоящее время традиционный маркетинг использует следующие методы прогнозирования:
нормативное прогнозирование, по сути не столько прогнозирование, сколько планирование, когда составляются подробнейшее описание последовательности осуществления проекта.
исследовательское прогнозирование, которое разделяется на три вида: экспертное прогнозирование, основанное на суммировании мнений специалистов, прогнозирование по аналогии, использующее знания о развитии живых и биологических систем ; экстраполяция тенденций развития -это метод, основанный на предположении, что тенденция развития, проявленная ранее, сохранится и в будущем.
Нами предлагается концепция инновационного маркетинга, использующая закономерности развития технических систем. Суть концепции инновационного маркетинга заключается в следующем. Поскольку развитие технических систем осуществляется по объективным законам развития техники, логично использовать выявленные законы для прогнозирования развития. Таким образом, можно предсказать последовательность замены существующих на рынке технических продуктов и осуществлять опережающее планирование выдвижения на рынок тех или иных товаров. Речь идет о том, что можно управлять появлением на рынке новых продуктов. Могут быть созданы как безмашинные так и интеллектуальные информационные системы. Такие начальные подходы к созданию инновационного маркетинга в настоящее время разработаны, в частности, создан макет экспертной системы прогнозирования развития технических систем, система ассоциативного поиска решений для различных областей «ИНСПИРАТОР», использующая эвристические функции языка и визуальных образов, а так же практически реализованная система маркетинга, выполняющая стандартные функции слежения за состоянием рынка, потоков финансов и продукции, разработана система наполнения банка потребностей предприятий, для реализации ассоциативной цепи «потребность» - «цели» - «функции».
Отметим также, что для целей инновационного маркетинга можно использовать банки фундаментальных знаний при создании объектно-ориентированного интеллектуального интерфейса.
Традиционные методы исследования рынка должны быть использованы как часть системы маркетинга, для получения и передачи результатов анализа в предлагаемое инновационное звено.
В заключительной части такой системы маркетинга логично использовать звено, решающее вопросы продвижения товаров на рынки, создания потребительской потребности в новых товарах, выработку и поддержание фирменного стиля предприятия, рекламных решений и внешнего облика продуктов.
Материалы Всероссийской конференции
“Интеллектуальные САПР-97”
В целом, необходимо отметить, что такой подход, что немаловажно, не требует реинжиниринга, т.е. перестройки структуры предприятия и создается для усиления роли существующих элементов управления.
УДК 681.51
Бутенко Д.В., Рыбаков А.А., Чернухин А.В., Бутенко JI.H.
Компьютерная поддержка ассоциативного поиска инновационных решений
Одной из важнейших задач в проектировании в условиях многокритериальности и неполноты информации является задача синтеза и принятия решений. Работа по созданию компьютерных процедур автоматизации трудноформализуемых процедур аналогизирования и ассоциаций непроста, по сути необходимо формализовать и автоматизировать то, посредством чего человек осуществляет творческий процесс. Целью выполнения работы является создание Банка Знаний с ассоциативными процедурами вывода.
Необходимость проведения работ обусловлена достаточно малым количеством современного программного продукта для персональных машин, интенсифицирующего творческую деятельность человека, при растущей потребности в таковом. Кроме того, актуальность создания такой системы растет в силу необходимости проведения опытных исследований в данной области для дальнейшего выяснения законов функционирования человеческого сознания. И третье, объективное основание для появления подобного рода компьютерных систем есть проявление закономерности развития Технических, в частности компьютерных, и другого рода Систем: Автоматизация Интеллектуализация Одушевление.
Предметная область была выбрана с учетом обязательных требований, предъявляемых к новизне, оригинальности и ассоциативной насыщенности получаемого вывода, - «Рекламные решения».
Таким образом, эта работа удачно вписывается в общий проект «Интеллектуальный маркетинг».
Для реализации поставленных задач необходимо было исследовать существующие системы-прототипы и разработать собственные формы представления знаний, наиболее подходящие для использования в данной предметной области. В качестве таких прототипов были взяты системы “Idea Fisher” и “УЛИС”. Формы представления знаний в этих программах явились основой для построения нашей модели предметной области.
Кроме того, большое внимание при исследовании уделялось методикам, позволяющим облегчить синтез новых идей и основывающихся на принципах ассоциативности человеческого мышления. Здесь в качестве основы были взяты метод гирлянд ассоциаций и его прототип, так называемый, логографический диалог М.В. Ломоносова. В ходе исследования и построения формы представления знаний в системе, появилась возможность формализовать некоторые основные операции поиска на сети связанных понятий и синтезировать из них алгоритмы нахождения некоторых подмножеств понятий. Эти алгоритмы могут не только имитировать работу указанных выше методик, но и допускают создание других методик подобного типа. Было принято решение о создании в рамках системы интерпретатора, на входном языке которого можно было бы создавать описания работы таких методик.
В результате разработана информационная модель представления знаний, создан язык обработки данных для принятия решений на ассоциативной сети.
Процесс создания рекламного решения в системе может быть представлен следующим образом (пунктам соответствуют отдельные проектные процедуры):
1) наполнение системы информацией о понятиях, их темах и связях между ними, которое может происходить как в диалоге при формировании набора ключевых понятий