Научная статья на тему 'Концепция личности в военных повестях А. Хакимова'

Концепция личности в военных повестях А. Хакимова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
337
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / БАШКИРСКАЯ ПРОЗА / ВОЕННАЯ ПРОЗА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВДА / КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ / ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ / ТИПИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маликова Л. И.

В статье рассматриваются образы солдат и офицеров на войне на примере повестей Ахияра Хакимова. Герои повестей проходят через ряд нравственных испытаний, каждый раз решая проблему выбора. Через призму их восприятия войны усиливается не только трагичность ситуаций, а также трагичность характеров и судеб. Именно в жестоких условиях войны проявились нравственные стороны человеческих поступков. Мастерство психологического анализа в соединении с высокой степенью обобщения происходящего, философичность вот те слагаемые, с помощью которых А. Хакимов поднимает на новую высоту тему подвига и гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция личности в военных повестях А. Хакимова»

УДК 821.512.141.09

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ВОЕННЫХ ПОВЕСТЯХ А. ХАКИМОВА

© Л. И. Маликова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются образы солдат и офицеров на войне на примере повестей Ахияра Хакимова. Герои повестей проходят через ряд нравственных испытаний, каждый раз решая проблему выбора. Через призму их восприятия войны усиливается не только трагичность ситуаций, а также трагичность характеров и судеб. Именно в жестоких условиях войны проявились нравственные стороны человеческих поступков. Мастерство психологического анализа в соединении с высокой степенью обобщения происходящего, философичность — вот те слагаемые, с помощью которых А. Хакимов поднимает на новую высоту тему подвига и гуманизма.

Ключевые слова: образ, башкирская проза, военная проза, художественная правда, концепция героя, главный герой, центральный конфликт, внутренний монолог, типический характер.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась крупнейшим событием в мировой истории, она не только оставила неизгладимый след в сознании военного поколения, но и определила дальнейший ход художественного развития общества.

Башкирская литература за шесть истекших десятилетий сделала большие художественноэстетические открытия в изображении человека на войне. Литературная летопись этих событий отражала «состояние духа» народа в годы грозных испытаний, великих подвигов и трагедий. Она и сейчас обогащает читателей все новыми и новыми открытиями о суровом времени и человеке. Тенденции развития башкирской прозы о войне наглядно прослеживаются в особенностях создания художественной правды и концепции героя. Главное в литературе - ее обращенность к человеку страдающему, убежденность, что страдание и сострадание

- это и есть путь к постижению правды.

Главная истина военной прозы - человек, решивший остаться человеком в этой бесстрашной, жестокой войне. Центральными героями произведений стали рядовые солдаты, офицеры, совершающие незаурядные, героические поступки. Жизнь героев хорошо знакома писателям, они тесно общались с ними, порой вместе ходили в атаки, отражали наступления противника.

В основу многих произведений о войне легли события, свидетелями которых были сами авторы. Познанию правды жизни способствовал личный фронтовой опыт писателей, что отразилось в изображении типических характеров в типических ситуациях, в верной подаче деталей. Таковыми являются многие произведения башкирской литературы. В данной статье проанализированы образная и идейная структуры повестей «Хромая волчица» и «Мост» Ахияра Хакимова.

Центральным конфликтом повести «Хромая волчица» является условие сохранения личности в критической ситуации, выбор: гибель физическая или гибель нравственная. Активное противопоставление разных жизненных принципов двух геро-

ев - Иргалина Рамазана и Суминова выполняет структурно-организационную функцию: в произведении повествование организовано с точки зрения то одного, то другого героя. Одни и те же ситуации каждый из героев оценивает согласно своему характеру, миропониманию, жизненным принципам, выработанным в течение всей жизни.

В основе движения повествования, как любого фрагмента, так и произведения в целом, лежит движение мыслей и чувств,- движение души человека в единстве противоположных мотивов.

Характер, нравственная его сущность проявляются в героях не вдруг, в последнюю решающую минуту, а раньше, раскрываются постепенно, в незаметных на первый взгляд деталях.

Произведение начинается с повествования о том, как капитан Соколов, лейтенант Федотов, Рамазан Иргалин и Суминов при выполнении боевого задания сталкиваются с многими трудностями, при преодолении которых раскрывается сущность каждого из спутников. Во время бомбардировок сильное ранение получает и впоследствии умирает капитан Соколов. Вскоре тяжелое ранение получает и Федотов. Вся ответственность за выполнение боевого задания ложится на плечи Рамазана и Сумино-ва. Герои проходят ряд нравственных испытаний, каждый раз перед ними встает проблема выбора.

Рамазан - подвижный, бесстрашный, пылкий парень, который готов к атаке в любой момент. В условиях военных действий зачастую приходится выбирать тактику выжидания, а ненависть героя к врагу зовет в бой - быстрее остановить и отомстить за все страдания и потери кровью. Разведка - первое важное боевое задание Рамазана. При выполнении этого задания он видит, как беспощадно убивают невинных людей, зверски издеваются и насилуют советских женщин, и как кровавыми слезами обливаются осиротевшие дети. Увиденное разожгло в нем пламя ненависти, а утолить это чувство можно было только местью. Узнав о том, что Су-минов хочет бежать, Рамазан продолжает ему верить. «Возможно, последние события, страх перед

964

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

смертью, сломили его дух, он колеблется и нужно успокоить его»,- предполагает Рамазан [1, с. 50].

Иргалин успешно доставляет пакет в штаб и на обратном пути впадает в раздумье. Фашисты наступают очень быстро. Герой задается вопросом: «Как долго смогут советские войска выдержать натиск врага?» Он не теряет надежду, мысли уносят его в родные края. Сладкие воспоминания о мирной, счастливой жизни утверждают веру в победу в бесстрашном сердце героя.

После выполнения задания Суминов не видит смысла оставаться с командой Федотова и ночью, поймав удачный момент, убегает в лес. Чувство растерянности перед грозно движущейся на нашу страну фашистской Германией, оседлавшей технику и армию всей Европы, возникло у Суминова, когда Федотов отправил его в разведку, чтобы оценить ситуацию в округе. «Кому нужен твой героизм? Вся его жизнь впереди. Дома ждут его молодая, красивая жена и сын, которому еще нет и года. Он должен выжить для их счастья. Как они будут жить, если глава семьи бессмысленно, по неосторожности погибнет и будет гнить под каким-то кустом? Суминов твердо решил - пройти через плен, предательство, голод, но выжить» [1, с. 62]. Суминов считал бессмысленной смерть за Родину, для него была дорога только собственная жизнь. Он не понимал, что для того, чтобы построить счастливое светлое будущее нужно сначала отстоять свободу, прогнать с Родной земли и добить врага. Дезертировав, Суминов перешел грань человечности и в дальнейшем поступал по-зверски. Он решает добраться до близлежащей деревни и подождать, когда военные действия утихнут. По дороге беглец встречает брошенного ребенка, который, дрожа от страха и боли, умоляет его не бросать. Оставляя бедного ребенка в неизвестности, Суминов направляется дальше, захлебываясь в слезах, которые были вызваны жалостью к самому себе. «Кто тебя самого пожалеет? Сейчас, когда все пошло вверх дном, каждый о собственной шкуре печется. Своя рубашка ближе к телу»... мысленно твердит себе Суминов. Страх, трусость, нравственная нечистоплотность - исходные точки разложения этой «гниды», как называет его с отвращением Иргалин.

В деревне, чтобы украсить свое одиночество и утратить страх, к себе в дом пускает его одинокая женщина - Нина. Сначала в их семейной жизни царит взаимопонимание и мир. Вскоре, чтобы спасти свою шкуру, Суминов начинает прислуживать немцам. Собственными руками он разлучает матерей и детей и отправляет в рабство молодых женщин и девушек. Его не останавливают ни душераздирающие крики, ни кровавые слезы осиротевших детей. Он так хорошо прислуживает, что его повышают в должности - ставят старшим полицаем. «Ну, кто был прав? Все еще не верите?» думал он в ситуации, когда держал под прицелом своего недавнего спутника Рамазана и молодого партизана

Васю [1, с. 115]. Держа в руках фашистское ружье, Суминов считает себя сильнее своих товарищей. Он торжествует с мыслью, что эти патриоты будут гнить в сырой яме, а он остается жить. После рабочего дня угрызения совести он пытается заглушить алкоголем. Возненавидевшая мужа за мерзкое предательство Нина сдает Суминова в руки партизанской группы Федотова.

Повесть А. Хакимова «Хромая волчица» созвучна с повестью В. Быкова «Сотников». В этом произведении два партизана, Сотников и Рыбак в результате целого ряда случайностей оказались в ситуации, где им остается лишь умереть достойно или, став предателями, сохранить себе жизнь. Здесь также между героями идет непрекращающийся прямой и скрытый диалог: происходит столкновение их представлений о войне, нравственных принципов, принимаемых ими решений. В повести «Сотников» ситуация выбора обостряется после того, как Рыбак и Сотников попадают в руки полицаев. Вот тут-то расходятся пути Сотникова и Рыбака. Рыбак ненавидит полицаев, он хочет вырваться из их лап, чтобы вновь быть со своими. Руководствуясь самыми благими намерениями, он начинает вести свою «игру» со следователем Портновым. Рыбаку хватает патриотизма, чтобы не выдать дислокацию своего. И ведя эту «игру», которая все больше походит на торг, Рыбак незаметно все дальше и дальше отступает, отдавая в жертву «машине» Петра, Демчиху, Сотникова. В своем желании выжить Рыбак, также как Суминов в «Хромой волчице», теряет нравственные ориентиры.

Сотников в отличие от Рыбака с самого начала знает, что с машиной тотального порабощения играть в кошки-мышки нельзя. Он сразу рассматривает все варианты конца. Он выбирает смерть. Сотникову есть кого защищать, ему есть за что умирать. И единственную предоставленную ему возможность получить свободу в роковой безвыходной ситуации - самому сделать свой последний выбор герой использовал: он предпочел по совести «уйти из этого мира», чем оставаться в нем ценой отказа от совести, он предпочел умереть человеком, чем жить сволочью. Самопожертвование во имя других Сотников рассматривает как свою обязанность перед людьми, будущим. Сложный конфликт повести, развертывающийся в моральной плоскости, приобретает общественный характер.

Таким образом, в произведениях А. Хакимова и В. Быкова характеры героев раскрываются в атмосфере сложного выбора, в тяжелых ситуациях. Авторы используют прием раскрытия характеров посредством нравственно-философского осмысления. Заостренность, значительность мысли писателей заставляет думать о нескольких возможных измерениях поступка человека, совершенного в данных обстоятельствах, о большой нравственной проблеме, выходящей за пределы конкретного, частного случая.

В произведениях А. Хакимова образ человека-воина раскрывается не только через его поступки, но и посредством внутреннего монолога. В его повести «Мост» основное внимание уделяется освещению духовного мира командира взвода Ахтяма Кадырова и солдат. В начале повести выпускник военного училища Ахтям «от всей души» стремится быстрее попасть на поле боя. Он хочет самоотверженно сражаться с врагами и мечтает внести свою лепту в победу, боится, что война закончится до его прибытия на фронт. Но на фронте все оказывается не так просто и легко, как казалось Кадырову. С первых дней перед молодым офицером встают сложные вопросы, например: как завоевать уважение солдат, нужно ли с ними общаться тесно, по-товарищески, или следует соблюдать дистанцию, как нужно поступить в любой критической ситуации? На протяжении всей повести Кадыров духовно растет и крепнет. Уроки военной и мирной жизни помогает усвоить ему командир роты Васильев. Солдаты любят его за сдержанность, человечность, спокойный нрав, духовное богатство и уважают за храбрость и справедливость. После героической смерти Васильева, по его завещанию, в руки Кадырова попадает блокнот с личными его записями. Читая этот блокнот, Ахтям задумывается о смысле и ценностях жизни, о взаимоотношениях и поступках людей. Молодой командир учится у Васильева быть терпеливым и обдуманно принимать решения. На войне все должно выполняться по уставу. Но есть неписаные законы, определяющие нравственные поступки. Ахтям понимает, что несет ответственность за жизнь каждого своего солдата и что необдуманные действия, нелепые поступки здесь недопустимы [2, с. 87]. В ситуации, когда Долгов уходит без разрешения из военной части в имение, Кадыров оказывается перед сложным выбором: если он сообщит о проступке солдата, его ожидает трибунал, а если оставит Долгова без наказания - может стать причиной распространения произвола во взводе. Умолчав об этой ситуации, командир уберегает солдата от печального исхода. Его человечный поступок положительно оценивает взвод. После того, как Кадыров спасает своих двух солдат, которые остаются под угрозой смерти и за этот поступок получает строгий выговор от Васильева, солдаты еще больше начинают уважать и ценить своего командира.

Последний бой в произведении описывается не авторским повествованием, а через внутренний монолог героя, который помогает передать душевное состояние командира и показать напряженность всей ситуации. Ахтям Кадыров сильно переживает и подробно обдумывает план боя, ведь исход важной операции у моста зависит от выбора удачной позиции и его правильных решений. В такой критический момент он вспоминает Васильева и думает, какое бы решение он принял в этой ситуации? План командира приносит победу.

Как видно, самое трудное на войне - не отсутствие «возможности как можно скорее схлестнуться с врагом», как самонадеянно думалось молодому офицеру, а потери товарищей, жесткая необходимость распоряжаться чужими жизнями. Впервые эту истину Ахтям осознает, когда, потеряв почти весь взвод воинов, направленных им же на взятие моста, раненый, он вдруг открывает для себя подлинную цену подвига, чаще всего достигаемого ценой невосполнимых потерь, оставляющих в душе незатухающую боль.

В финале повести Ахтям Кадыров предстает перед нами как бесстрашный офицер, бесконечно преданный своему народу, умелый военный руководитель, творчески решающий многие тактические вопросы. Именно такие умелые командиры и их отважные солдаты приблизили день великой Победы. Кадыров не смог дожить до победы, он погиб за десять дней до нее.

Война испытывала и взыскивала, безжалостно вторгалась в жизнь людей. Улавливая жестокие уроки войны, А. Хакимов стремился раскрыть процесс нравственного возмужания. Контрастность как знак противоборства непримиримых сил становится характерной чертой его произведений. Рассмотренные нами повести «Хромая волчица» и «Мост»

- о войне, о нравственном облике защитников родины, о том, как проявляли себя люди, изо дня в день находясь под огнем. Лучшие из них (Рамазан Иргалин, Ахтям Кадыров) ценою своей жизни обретали бессмертие, но были и такие, кто трусливо прятался за чужую спину (Суминов).

Вместе с ненавистью к захватчикам священная любовь к Родине, горячий патриотизм и сознание своего воинского долга были главной движущей силой на пути к победе. Не только месть и ненависть, но, главным образом, любовь ко всему святому составляли сущность патриотизма и гуманизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хакимов. А. Х. Хромая волчица: Повести, роман: Книга I. Уфа: Китап, 1999. 528 с.

2. Быков В. В. Сотников. Повесть. М.: Вече, 2004. 151 с.

3. Ахметзянов К. А. Теория литературы. Уфа: Китап, 2004. 389 с.

4. Баимов Р. Н. Башкирская литература ХХ века / Учебник для высших учебных заведений. Уфа: РИЦ БашГУ, 2003. 574 с.

5. Бочаров А. Человек и война. Идея социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. М., 1978. 478 с.

6. Вахитов А. Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. 348 с.

7. Гареева Г. Н. Вопросы мастерства в современной башкирской прозе: Учебное пособие / Уфа: Издательство БашГУ, 1996. 128 с.

8. История башкирской литературы в VI томах, том VI. Современная литература (1966-1994 гг.). Уфа: Китап, 1996. 710 с.

9. Идрисов Р. Р. На пути художественного постижения правды войны (Татарская проза о Великой Отечественной войне): Учебное пособие. Уфа: РИО Баш ГУ, 2005. 124 с.

10. Холодяков И. В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы ХХ века // Литература в школе. М., 2004. №4, №5.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.