КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «СРЕДОВОЙ КАДАСТР ГОРОДА»
Т.В. Каракова
СамГАСУ
Сохранение бесконечного многообразия ликов города и своеобразия каждого из них невозможно без знания средовых характеристик каждого планировочного фрагмента и разработки «средовой типологии» города в целом. «Средовой кадастр городского округа Самара» как программный документ позволит улучшить функционально-эстетические качества городской среды, рационально использовать материальные средства, привлеченные из различных форм собственности на благоустройство города, его мощение, озеленение, обводнение, проведение ремонта городских объектов. подразумевает получение максимального социально-культурного эффекта, при котором исчезает противопоставление периферийных и центральных территорий города по потребительским качествам, а только сохраняется разница между номенклатурой предоставляемых населению услуг и концентрацией наиболее ценных исторических объектов.
Целью данной программы является получение высокого морально-этического эффекта, проявляющегося в воспитании чувства гордости и патриотизма горожан, в знакомстве подрастающего поколения с историческими корнями «малой Родины», в формировании «памяти места» в сознании жителей и гостей губернской столицы.
С научно-проектной точки зрения она является логическим сопровождением ряда положений Генерального плана города, вооружая специальные подразделения системы управления городом конкретными рекомендациями по формированию эстетической композиционно-пространственной среды городского округа Самара, представляет собой инструмент градорегулирования.
Сегодня городской округ Самара занимает важнейшие позиции в геополитической системе России. Жители губернской столицы хотят видеть нашу малую Родину в прекрасном состоянии. Цвет, композиция, ландшафтный дизайн, подсветка и прочие факторы воплощают индивидуальность города, формируют его облик, отражают степень его развития.
Для г.о. Самара не разработаны рекомендации по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Назрела необходимость создания карт визуального «загрязнения» города, которые позволят представить масштабы бедствия и наметить пути улучшения визуальной среды. Город и его периферийные районы практически лишены городской скульптуры, объектов артдизайна. Крупнейший волжский город имеет незначительное число фонтанов и водных зеркал, благоустроенных скверов и бульваров. Основная их масса сосредоточены в центральной исторической части города. Помимо цветодизайна, жизнь современного города невозможна без искусственного освещения. Проблема све-тодизайна российских городов, среди которых Самара занимает видное место, становится сегодня наиболее актуальной и, только в первом приближении, обусловлена следующими факторами:
1. В городе минимизировано количество освещаемых городских объектов (при том, что освещение играет функциональную и эстетическую роль, наполняет архитектурные
3/2009 ВЕСТНИК
композиции новым содержанием, становится ориентиром для горожан в пространстве улиц, площадей и парков, является мощнейшим инструментом формирования зрительных образов и впечатлений).
2. Отсутствует грамотный подход к решению светодизайна городской среды: игра теней на фасадах зданий, ландшафтных объектах является следствием их освещенности и, в отсутствии продуманных действий, может уничтожить композиционные достоинства объекта и его фактуры.
3. Для городских пространств не разработаны принципы создания световых ансамблей.
4. Не разработан механизм социализации репрезентативных пространств города с использованием возможностей светодизайна, притом, что искусственный свет является мобильным носителем информации.
5. Игнорируется коммерческий эффект светодизайна по повышению потребительских качеств отдельных районов и участков городской среды.
6. Нарастает упущенная коммерческая выгода по активному размещению объектов светового дизайна в городской среде (подсветка фонтанов, бассейнов, скверов, газонов, скульптуры, декоративных оград и прочего).
7. Отсутствует координация субъектов - участников формирования светодизайна городской среды.
Занимая самую активную позицию в формировании экологически визуального, познавательного и композиционного пространства города, светодизайн выступает средством социализации населения, повышения популяризации архитектурных стилей, инвестиционной привлекательности участков городской среды. Реклама стала неотъемлемой частью дизайна городской среды и получения дохода муниципалитетом, поэтому требует регулирования и управления со стороны специалистов. Учитывая складывающийся дефицит городских земель, нерачительным представляется существование малоосвоенных озелененных пространств города, а также функционирование ряда городских площадей «в свободном режиме». Включая ряд исторически важных зон и районов города, среди которых Самарский и Ленинский, требуют повышенного внимания специалистов в обеспечении условий социального и эстетического комфорта. Можно выделить ряд кварталов, в которых сохраняется «дух времени» и особый колорит места. При этом исторические кварталы - зоны сосредоточения и жилых функций, а проживание в старой части города связано с проблемой организации сферы тор-гово-бытового обслуживания. Необходима увязка форм осуществления повседневных функций жизнедеятельности и стандартов проживания с характером реконструктивных мероприятий.
В процессе эволюции территориально-пространственной организации городского пространства и изменения социально-экономических условий неизменным остается стремление горожан получить максимум торгово-бытовых услуг в максимальной близости от места проживания, либо - попутно маршрутам к местам приложения труда. Социально-экономическая целесообразность упорядочения торгово-обслуживающих функций на территории административных районов г.о. Самара предопределена активным развитием мелкорозничной торговли различных форм собственности. Ее хаотичная дислокация создает чересполосицу зон концентрации подобных объектов, либо - их нехватку. Торговые объекты часто расположены в зонах, нарушающих комфортность проживания местных жителей. В районах исторических центров наблюдается выхола-
щивание торгово-бытовых объектов с ассортиментом товаров повседневного спроса. Их место занимают крупные торговые центры избирательного характера.
Развивающаяся в городе многоступенчатая сеть объектов питания (рестораны, кафе, патио, пиццерии, закусочные и пр.) становится все более востребованной горожанами. Сеть среднестандартного уровня обслуживания пользуется особой популярностью и становится сегодня необходимым атрибутом жизни города - ланч, обеды для работников предприятий, фирм, учебных заведений, проведение торжеств и досуга в вечернее время для жителей района и гостей города. Размещение объектов торгово-бытового обслуживания на территории районов вне учета сложившегося пешеходного и транспортного каркаса, функционального назначения территориально-пространственных зон, узлов социальной активности часто приводит либо к дублированию объектов, либо - к формированию жилых кварталов, лишенных таких объектов. Между тем, торговля как никакая другая функция активна по отношению к формированию планировочной структуры города и является лидером в создании социально значимых узлов, представляет собой важнейшую сферу жизнедеятельности человека в социально освоенном пространстве. Для отдельных участков городской среды торгово-обслуживающие объекты становятся композиционноформирующим фактором, определяющим эстетические характеристики среды, создающим новые объемно-пространственные, цветовые и световые образы.
Специалисты, рассматривая средовой подход к решению градостроительных задач как современное состояние художественного сознания, определяют его как «мировосприятие человека ХХ1 века». Под воздействием средового подхода объект архитектуры воссоединяется с произведением ландшафтной архитектуры, благоустройства, рекламой, социально-историческим контекстом места, превращаясь в городскую среду.
Потенциал каждого участка среды складывается из анализа комплексного развития территории (коммерческой активности и сервиса, комфортности элементов благоустройства и жилья, развитости системы транспортного обслуживания, роли в коммуникационно - обслуживающей системе города, способности генерировать и привлекать потоки населения, развитости и доступности мест приложения труда, ландшафтно-компо-зиционной организации и цветовой палитры города).
При таком подходе задачи городского дизайна становятся конкретными для каждого участка среды, при всем том, что сохраняется главная цель - создание в городе разнообразной ориентационно- психологической связности среды и персонализации отдельных участков в сознании горожанина.
Повышенного внимания специалистов требуют участки городской среды, обладающие пограничными свойствами - особое внимание уделяется «промежуточным пространствам», располагающимся на стыках улицы или площади с жилыми кварталами. Инвесторы крайне заинтересованы в выявлении резервов для нового строительства, которые есть во внутриквартальных пространствах.
Программа городского дизайна должна учитывать условия восприятия выразительности пространства и характер кадрирования фрагментов среды - функциональных, символических и визуальных; дифференцироваться с учетом зон различной социальной активности населения, репрезентативности среды и предлагаемых населению услуг.
Важнейшей составной частью программы является разработка мероприятий по озеленению города, подбору растений по экологическим, эстетическим, физическим и
3/2009 ВЕСТНИК
колористическим характеристикам. Основываясь на основных положениях предполагаемой к разработке «Цветовой карты города», данные мероприятия становятся неотъемлемой частью целостной программы создания эстетической среды города.
Постиндустриальное развитие города в условиях рыночной экономики имеет свои особенности и диалектические закономерности. Наряду с реабилитацией периферийных территорий города жизненно необходимым является и движение капитала в исторический центр, что обеспечивает расширение объема «центральных» функций, смену стандартов жизни, реконструкцию инженерной инфраструктуры. В этой зоне городской среды процесс принятия проектных решений сложен и затрагивает множественность интересов инвесторов, архитекторов, жителей города, инженерных служб, органов охраны и использования памятников истории и культуры. Проектный процесс требует разработки научно обоснованных рекомендаций в сфере дизайна городской среды, сущность которого все больше занимает не только дизайнеров и архитекторов, но и социологов, культурологов, философов и других представителей социально-гуманитарного знания. Дизайн среды выступает выражением проектной культуры постиндустриального общества, средством реабилитации и сохранения индивидуальности города, его исторического наследия.
В связи с усложнением мира, расширением информационного поля культуры изменяется не только предметно-пространственная среда человеческого окружения, но ценностно-смысловые и эстетические параметры ее функционирования. Дизайн рассматривается как ресурс развития социо-культурного пространства, в котором человек может реализовать свою потребность в гармонизации среды своего обитания на локально-замкнутых территориях. Состояние материально-пространственной среды города, сохранение и преумножение его ценностно-ориентационной среды, архитектурной и ландшафтной композиции, колористическое и световое оформление и другие характеристики, формирующее его потребительские качества, становятся сегодня объектом градорегулирования. Анализ показал, что в рамках разработки генерального плана города эти вопросы остаются нерешенными. Современное градостроительство оперирует активно терминами «среда города», «средовой подход к архитектурному проектированию», «средовой район», под которыми понимается только учет ландшафтно-экологи-ческого аспекта, или своеобразные историко-архитектурные, планировочные и функциональные особенности застройки.
Создание программных документов, регулирующих палитру вопросов средового дизайна города, требует нового содержательного подхода к определению места и роли средового дизайна в разработке генерального плана города.
Кадастры ведутся почти во всех странах мира и непосредственно связаны с понятиями учета, оценки состояния и использование естественных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и предусматривают выделение однородных по своим правовым и экономическим условиям территориальных единиц, их картографирование и описание их количественных и качественных характеристик. Различают кадастр земельный, водный, лесной, кадастр месторождений полезных ископаемых, животного мира. Термин «кадастр» чаще всего связывают с понятием «недвижимость».
Применительно к вопросам развития городского дизайна понятие кадастра может быть расширено, включая помимо системы данных, необходимых для налогообложения объектов недвижимости и регистрации юридических прав, определение качественного состояния участков городской среды, ее диагностику, перспективы преобразования и
использования, композиционные и колористические характеристики, вопросы размещения и содержания рекламы, световой дизайн, ландшафтный дизайн и прочее. Кадастровая оценка позволяет прогнозировать потребительские качества среды и предполагаемый размер дохода, получаемого на различных участках городской среды.
Разработка средового кадастра города является основой формирования социо-куль-турного пространства города. Он предусматривает:
а) возрождение и создание культурных ценностей;
б) развитие и обслуживание творческой деятельности населения;
в) распространение, сохранение и общественное использование в материально-пространственной среде всех видов культурных ценностей;
г) создание единого социо-культурного пространства, социо-культурной и досуго-вой деятельности населения;
г) совершенствование структуры и методов управления единым социо-культурным пространством области г.о. Самара
Литература
1. Цойгнер У Учение о цвете. - М.: «Стройиздат», 1971.- 158 с.
2. Ефимов A.B. Колористика города. -М.: «Стройиздат», 1980.- 215 с.
3. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учеб. пособие. - М.: «Архитектура-С», 2004.- 312 с.
4. Сэндидж Ч.Г., Фрайбургер B. Реклама: теория и практика.- М.: «Прогресс», 1989.- 630с.
5. Н.И. Щепетков Световой дизайн города: Учеб. пособие-М.: «Архитектура-С»,2006.-320 с.
Ключевые слова: (дизайн, городская среда, средовой дизайн, среда города, «средовой подход к архитектурному проектированию, средовой район, кадастр, генеральный план города, градоре-гулирование)
Рецензент: Директор института АиД СГАСУ, зав. каф. «Градостроительство», док. арх., проф., член-корр. РААСН, академик МАНЭБ - Ахмедова Е.А.