Научная статья на тему 'Стилевое решение нестационарных объектов торговли в формировании уникального образа города'

Стилевое решение нестационарных объектов торговли в формировании уникального образа города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
758
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАЦИОНАРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ARCHITECTURAL COMPOSITION / DESIGN OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / NON-STATIONARY OBJECTS OF THE CONSUMER MARKET / PUBLIC SPACE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Каракова Татьяна Владимировна

В данной статье рассматриваются вопросы сохранения и совершенствования архитектурного облика городского пространства в условиях современного развития и функционирования города. Автор освещает опыт разработки нестационарных объектов торговли, получивших признание общественности, прежде всего, за архитектурно-композиционное решение. Содержание статьи посвящено изложению концептуальных подходов к решению внешнего вида объектов потребительского рынка в свете реализации основных положений «Схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории г.о. Самара»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STYLE SOLUTION OF NON-STATIONARY OBJECTS OF TRADE IN FORMATION OF UNIQUE IMAGE OF THE CITY

In this article questions of preservation and improvement of architectural shape of city space in the conditions of modern development and city functioning are considered. The author shares experience of development of non-stationary objects of trade which have gained recognition of the public, first of all, for architectural and composite decision. The contents of article are devoted to a statement of conceptual approaches to the solution of appearance of objects of the consumer market in the light of realization of basic provisions of the Scheme of placement of non-stationary objects of trade in the territory of the city district Samara.

Текст научной работы на тему «Стилевое решение нестационарных объектов торговли в формировании уникального образа города»

УДК 72.012

СТИЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ОБЪЕКТОВ ТОРГОВЛИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИКАЛЬНОГО ОБРАЗА ГОРОДА

© 2015 Т.В.Каракова

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 28.09.2014

В данной статье рассматриваются вопросы сохранения и совершенствования архитектурного облика городского пространства в условиях современного развития и функционирования города. Автор освещает опыт разработки нестационарных объектов торговли, получивших признание общественности, прежде всего, за архитектурно-композиционное решение. Содержание статьи посвящено изложению концептуальных подходов к решению внешнего вида объектов потребительского рынка в свете реализации основных положений «Схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории г.о. Самара» Ключевые слова: нестационарные объекты потребительского рынка, архитектурно-композиционные решения, средовой дизайн, общественное пространство.

°У архитектуры не может быть иной цели, кроме неустанного исследовательского погружения в ее уникальность, благодаря которой она конституирует образ каждого конкретного города1. Если представление о городе в сознании горожан - это модель, отражающая его функциональное и композиционное насыщение, то для архитектора и средового дизайнера город - полигон совершенствования материально-пространственной структуры через призму пространственного комфорта, визуального разнообразия, стилевого решения ансамблей и отдельных зданий, колористического решения и ландшафтного дизайна участков городской среды. Функ-ционально-пространствен-ная среда города предопределяет не только ориентационные и коммуникационные характеристики, она активно влияет на психику человека, вызывает у него чувство гордости, или раздражения и отчуждения. Среда города, его архитектура и уровень благоустройства формирует то самое «бытие», которое во многом предопределяет «сознание горожанина».

Специалисты определяют различные виды информации, характеризующей восприятие окружающей среды как целое, когда среда: 1) не имеет определенных, твердо фиксированных рамок во времени и пространстве; 2) воздействует на все чувства, и информацию о среде мы получаем из сочетания данных всех органов; 3) дает не только главную, но и периферийную информацию; 4) содержит всегда больше информации, чем

2 Шубенков М.В. Структура архитектурного простран-" ства: дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.01 / Михаил Ва-

Каракова Татьяна Владимировна, доктор архитекту- лерьевич Шубенков. - М.: 2006. - 335 с. ры, профессор, заведующая кафедрой дизайна. 3 Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы

E-mail: t.karakowa@mail.ru художественного проектирования архитектурной сре-

1 Пьер Витторио Аурели. Препятствие. Грамматика городды: учебное пособие / Шимко В.Т., Гаврилина А.А. -// ПроектШТБКМЛТЮМЛЬ. - 2006. - №15. - С.124. М.: Архитектура, 2004. - 104 с.

мы способны зарегистрировать и понять; 5) воспринимается в тесной связи с практической деятельностью; 6) наряду с физическими и химическими особенностями обладает психологическими и символическими значениями.

Городская среда - сложное субъектно-объект-ное единство, включающее в себя множество пространственно-функциональных и поведенческих взаимодействий. Ее пространственная организация включает в себя ограниченный набор элементов, сложившихся в ходе длительной исторической эволюции городской структуры: площади, улицы, переулки. Параметры этих элементов одновременно и образуют городскую среду, и задаются ею2. Городской житель воспринимает не только содержание и ритм урбанистического искусства -геометрическую комплексность, формы, отношения, порядок и хаос, декоративные элементы, - но и город в символических, стилевых характеристиках. Средовое состояние, та атмосфера, которую создает дизайнер в пространстве, не мыслится без деятельности средового субъекта с его внутренним миром в качестве неотъемлемой части объекта проектирования. Дизайн улицы, двора, зданий в рамках средового дизайна становится пространственно-композиционной, экологической, навигационной средой, в которой человек движется, отдыхает, удовлетворяет социо-культурные и бытовые потребности3.

Искусствоведение

В основу стилевого зонирования территории городского округа Самара автором был положен принцип концентрации преобладающей стилевой застройки различных участков городской среды, учтены архитектурно-планировочные характеристики застройки, их роль в перспективном развитии в рамках реализации генерального плана городского округа Самара и его градостроительного зонирования. Также были проанализированы топонимические и ассоциативно-образные характеристики различных районов города, предопределяющие архитектурно-композиционную структуру объектов и их дизайн. Результатом укрупненного стилевого зонирования территории го-

родского округа Самара стало выделение трех основных зон, максимально концентрирующих: 1) памятники архитектуры, ценную фоновую застройку - зона исторической застройки в границах исторической зоны города, вплоть до ул. Полевой; 2) здания застройки 50-х годов, являющиеся на сегодняшний день памятником архитектуры 20-го века, формирующие архитектурно-пространственную композицию ряда улиц г.о. Самара (ул. Победы, проспект Масленникова и др.), а также - фрагментарные участки городской среды; 3) жилые районы г.о. Самара, застроенные зданиями индустриального домостроения различных серий (застройка 60-х, 80-х, 90-х и т.д. годов).

Рис. 1. Стилевое решение нестационарного объекта торговли для исторической зоны

городского округа Самара (Архитектор - Т.В.Каракова; дизайнер - Д.В.Суслова)

В рамках выделенных стилевых зон при разработке архитектуры нестационарных торговых объектов неотъемлемым условием стал учет семантических особенностей фоновой застройки (рис. 1). Так, при разработке внешнего облика нестационарных торговых объектов, размещенных в каждой из вышеперечисленных зон, была выбрана следующая архитектурная семантика: 1) «Классицизм, модерн» - в зоне исторической застройки; 2) «Неоклассицизм» - в зоне застройки 50-х годов; 3) «Авангард» - в зоне застройки зданиями индустриального типа.

Особое внимание архитекторы уделили анализу репрезентативных зон, представляющих собой

наиболее значимые исторические, архитектурные, социальные, топонимические участки городской среды. К их числу следует отнести городские площади и парки, набережную, выходы и прилегающую территорию станций Самарского метрополитена, а также - участки городской среды, отмеченные важными для страны и города историческими событиями, насыщенные уникальными объектами. Для репрезентативных участков городской среды целесообразным видится проектирование авторских проектов, отобранных для реализации на конкурсной основе.

THE STYLE SOLUTION OF NON-STATIONARY OBJECTS OF TRADE IN FORMATION

OF UNIQUE IMAGE OF THE CITY

© 2014 T.V.Karakova°

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

In this article questions of preservation and improvement of architectural shape of city space in the conditions of modern development and city functioning are considered. The author shares experience of development of non-stationary objects of trade which have gained recognition of the public, first of all, for architectural and composite decision. The contents of article are devoted to a statement of conceptual approaches to the solution of appearance of objects of the consumer market in the light of realization of basic provisions of the Scheme of placement of non-stationary obj ects of trade in the territory of the city district Samara.

Keywords: architectural composition, design of architectural environment, non-stationary objects of the consumer market, public space.

o

Tatyana Vladimirovna Karakova, Doctor of architecture, Professor, Head of Department of design. E-mail: t.karakowa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.