Научная статья на тему 'Концепция истории белорусской государственности'

Концепция истории белорусской государственности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2709
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вячеслав Данилович

Здание сильной и процветающей Беларуси возводится, с одной стороны, на фундаменте конкурентоспособной экономики, всемерном повышении уровня жизни народа, а с другой – на собственных историкокультурных традициях и ценностях, способных сохранять и развивать национальную идентичность. К их числу следует отнести белорусскую государственность. Научнотеоретическое осмысление ее проблем неотделимо от социальнополитических реалий нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция истории белорусской государственности»

Концепция истории

белорусской

государственности

Вячеслав Данилович,

директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук

Здание сильной и процветающей Беларуси возводится, с одной стороны, на фундаменте конкурентоспособной экономики, всемерном повышении уровня жизни народа, а с другой -на собственных историко-культурных традициях и ценностях, способных сохранять и развивать национальную идентичность. К их числу следует отнести белорусскую государственность. Научно-теоретическое осмысление ее проблем неотделимо от социально-политических реалий нашей страны.

Конституция Республики Беларусь, провозгласив, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», а условие ее достижения - принцип взаимной ответственности государства перед гражданином, а гражданина - перед государством (ст. 2), засвидетельствовала, что в нашей стране утвердилась концепция общества-государства. Это значит, что общество ориентируется на утверждение социального мира и согласия как необходимого условия эволюционно-исторического развития. Поэтому белорусское государство не может существовать и развиваться без собственной идеологии государственности,которая составляет фундамент его внутреннего единства и целостности.

Углубленное исследование и аргументированное обеспечение исторической правомерности белорусской государственности важно для отстаивания национально-государственных интересов республики в мировом сообществе, сохранения духовных и материальных ценностей историко-культурного наследия нашего народа, укрепления международного престижа страны.

"Гг'Г"-f!

Ä

уь Waf^fl«

о -К"

Ученые Института истории

НАН Беларуси уделяют большое внимание этой проблеме, основываясь на органичном соединении опытно-практических наработок археологов с абстрактно-логическими рассуждениями историков. Методологическим фундаментом работы стала сформулированная коллективом исследователей впервые в истории мировой научной мысли принципиально новая трактовка дефиниции «государственность». Она рассматривается как внутренняя потенциальная способность этнонационального сообщества и его элиты обеспечивать право и возможность длительного самостоятельного исторического существования и развития. Государство же - это конкретно-историческое воплощение потенциала государственности, совокупность государствообразую-щих факторов. Формы олицетворения государственности могут меняться и эволюционировать. На процесс ее становления, развития и само существование оказывает влияние конкретная историческая ситуация.

В данном форматном определении государственности как категории исторической науки объектом исследования выступает натуральное условие и пространственная граница общности - территория расселения и проживания, что обеспечивает реализацию неотъемлемого права на длительное самостоятельное историческое развитие. Такой подход обусловил возможность проследить эволюцию и определить формы белорусской государственности.

Согласно разработанной учеными Института истории НАН Беларуси концепции, белорусская

государственность как неразрывное целое в процессе эволюции нашла воплощение в исторических формах (они принадлежат не только белорусскому, но и другим народам, на территории которых существовали, так как являлись полиэтническими образованиями) и национальных (в них заложено национальное содержание титульного этноса). Киевская Русь, Полоцкое и Туровское княжества, Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская империя - все это исторические формы государственности на наших землях, в рамках которых постепенно формировалась, несмотря на различные трудности, государственность белорусского народа, нашедшая воплощение в национальных формах: Белорусская Народная Республика, Социалистическая Советская Республика Беларусь, Советская Социалистическая Республика Литвы и Беларуси, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусь.

Новая трактовка дефиниции «государственность» - это существенное достижение отечественной исторической мысли, которое имеет принципиальное значение для дальнейшей разработки идеологии белорусской государственности учеными и специалистами-обществоведами. Современное состояние научной информации позволяет рассмотреть те аспекты возникновения и развития государственности на территории Беларуси, которые до этого находились вне поля зрения исследователей либо представлялись в самом общем виде.

Безусловно, ранний этап формирования государственности на территории нашей страны имеет исключительное значение для дальнейшего осмысления понятия «национальная идея» белорусов.

Невозможно оспорить то, что история белорусского народа имеет глубинные корни. Новейшие археологические исследования выявили в Белорусском Полесье самые древние на сегодня славянские поселения, которые датируются IV в. В VШ-IX веках фиксируется массовое присутствие славян на территории Беларуси. Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли важную роль не только в формировании белорусского этноса, но и в образовании древнейших протогосударственных структур на наших землях.

Уже в IX в. сложились исторически важные для всех восточных славян территориально-политические объединения - Киевское, Новгородское и Полоцкое княжества, которые играли ведущую роль в государствообразующих процессах у восточных славян.

Киевская Русь объединила Киевское и Новгородское княжества, на разных условиях включила в свой состав другие восточноевропейские славянские и неславянские территории. Особое место в Киевской Руси занимало Туровское княжество (земля), имевшее, как и ряд других земель этого государственного образования, значительную автономию.

Княжество полочан послужило основой отдельной территориально-политической структуры -Полоцкой земли, государственное развитие которой проходило по тем же принципам, что и Киевской Руси. Полоцкая земля была ее равноправным партнером в межгосударственных отношениях.

Первый полоцкий князь Рогво-лод (около 976-980 гг.) «держал, владел и княжил Полоцкую землю», что свидетельствует о начальном этапе оформления государственности на территории нашей страны. Научные исследования отечественных археологов не дают оснований для принятия норманнской теории, прежде всего в отношении этнического облика варягов. Обнаруженные артефакты говорят о том, что если в Полоцке после 862 г. и жила варяжская знать, то ее этнический облик не имел коренного отличия от местного кривичского населения. Следует отметить, что формирование границ Полоцкой и Туровской земель, утверждение политической системы с самостоятельными княжескими династиями совпадает с аналогичными процессами, протекающими и у других европейских народов - чехов, моравов, хорватов, словенцев, поляков, а также с созданием первых централизованных государств в Скандинавии.

Самобытной исторической формой государственности являлось Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ) - мощнейшая европейская держава, созданная предками белорусов и литовцев. Основу ее составляли белорусские земли, которые имели широкую автономию. Важно подчеркнуть, что к общегосударственному управлению активно привлекались представители белорусской знати. Языком государственного общения являлся старобелорусский - официальный язык государства, на котором были написаны основные государственные законы, в том числе Судебник 1468 г., Статуты 1529, 1566, 1588 гг., изданы шедевры белорусской письменности XVI в. К тому же Статут ВКЛ

ЦШ1 ышйиго ччрг Ь ш

г&д У. МмцЯ Ккяепэщ грцт^ПМ! г__№ 41

Наши Шва

ПЕ-РШАЯ БЕЛКУСШ ГЯЗЭТЯ 3 РЫЧУ МЛ ЯП

Иы\идИ1Ц1.1лто7&1ДЭ11ньрус1:]и1 к л1тзрвя1.

¿«рас ЦНицИ I ±*шл;сгрлци: Нища, ЦЛцп, д. Л Й

„Гусьдагр" Я- Купаны,

Ктч» тли Ш'дзуно ¿даьмося, или ус? у нас наперло, щт рпна у нленлго нариж н: дуиак, ;м пссснь, л кх.т1 ггтлиалшл и с чужым! I л II к те литы!: ,1то дал I —ли. ьеручи у глорчаьнь, у *ыиую плу народа, адаазд и или щиВ|)1 еабпраеицу Уч-5 ИЫЕС .у йулучшы'. — Йо цмш и;и; аеоуа яйсмН да^лие, песы« ьпиукоЯ ы \ ну ¡Г ич и и н, толыс! пыли лущи' ГОЛлСу 11« Алло ЧуТНО лллса. ЯК у СЩ;С|| .пара/]|1|ь, I—11 вам1<-.[№та пнп^ то 1 погг.— Ала чутвлл лушн кшиш и

1588 г. оставался главным источником права в Беларуси до 1840 г., то есть на протяжении 252 лет.

В результате сложных социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили на белорусских землях в Х1У-ХУ1 вв., сформировалась самостоятельная этносоциальная общность - белорусская народность. Она имела свою историческую территорию, право, язык, правящую элиту, этническое самосознание, духовно-культурные ценности и общность хозяйственной жизни.

Анализ культурного наследия того времени указывает на высокий интеллектуальный уровень наших предков, вызывая чувство уважения и восхищения. Их достижения получали признание не только в ВКЛ, но и во всем европейском сообществе. По глубине проникновения в народные массы, по традициям они нисколько не уступали культуре других европейских народов.

К историческим формам государственности относится период Речи Посполитой (середина XVI -конец XVIII в.). Речь Посполитая в первые десятилетия своего существования являлась государственным союзом (конфедерацией) Королевства Польского и ВКЛ, который постепенно эволюционировал в федерацию - союзное государство. Однако Люблинская уния создала условия для постепенной сословной интеграции польского и белорусско-литовского шляхетства. Перенимая польские институты политической и общественной организации, культуру и язык, все больше обращаясь к «польщизне», белорусское (а также литовское) шляхетство встало на путь ассимиляции. В результате ВКЛ охватила социальная дезинтеграция, что в итоге

привело к упадку и регрессу культуры, существенно замедлило национальное развитие белорусского народа.

Период нахождения Беларуси в составе Российской империи (конец XVIII - начало ХХ в.) -эпоха формирования исторических предпосылок объективного и субъективного характера, которые обусловили возможность реализации национальной государственности. Ликвидация Речи Посполитой означала, что этнические общности - польская, белорусская, украинская и литовская, - носители совместной государственности, в новой ситуации могли выбрать два пути: направить свою деятельность на восстановление в той или иной форме старой, но нежизнеспособной Речи Посполитой или реализовать идеи государственности путем формирования и консолидации своих национальных элит, которые обеспечат дальнейшее развитие в рамках собственного титульного государства. Анализ внутриполитических событий XIX - начала ХХ в. дает основания утверждать, что были предприняты попытки воплотить первый путь. Но он был простым и понятным только для бывшего правящего класса - шляхты, и лишь незначительная часть крестьянства (основной массы населения), надеясь на лучшее, приняла участие в восстаниях 1794 г., 1830-1831 гг., 1863-1864 гг. В итоге молодая белорусская национальная элита осознала необходимость добиваться реализации права своего народа на самостоятельное историческое существование. Об этом первыми возвестили белорусские народники из группы

«Гомон» в столице Российской империи - Санкт-Петербурге.

Конечно, нет необходимости идеализировать этот период. Однако даже самый критический анализ позволяет утверждать, что в это время была остановлена полонизация белорусов, возрождались и развивались национально-духовные традиции.

Не следует забывать и о том, что наши многочисленные предки считали Российскую империю своим Отечеством, а белорусы рассматривались как часть ее триединого (великорусы, белорусы и малорусы) титульного народа. Также нельзя не отметить, что Российская империя при всех своих недостатках, в отличие от других держав того времени, стремилась не выкачивать средства из подвластных территорий, а развивать их социально-экономический и духовно-культурный потенциал. Неоспорим и тот факт, что для нашего народа она стала колыбелью нации.

Консолидация белорусов в отдельную нацию была объективным и закономерным результатом социальных и геополитических процессов в период индустриальной цивилизации. Одновременно с нацией формировался белорусский литературный язык, оказывающий важное влияние на развитие национального самосознания и культуры.

Нациеобразующие процессы, происходившие на территории белорусских губерний на протяжении XIX - начала ХХ в., были неразрывно связаны с государ-ствообразующими. Возникновение самостоятельной национальной государственности тесно переплетено с формированием нации. Белорусы в своих стремлениях

не отличались от других народов Европы. Совершенно закономерным явлением была попытка самоопределения белорусов в форме политических намерений и действий. Последние нашли воплощение в программах и организационно-пропагандистской работе политических партий.

Важнейшую роль в становлении белорусской нации и национальной государственности сыграла газета «Наша шва», которая в 1906-1915 гг. фактически являлась центром национального движения, объединившим вокруг себя выдающихся представителей белорусского народа, в том числе классиков отечественной литературы - Янку Купалу, Якуба Кола-са, Максима Богдановича.

Все, что было связано с вопросом автономии, находило отражение не только в публицистике, но и в деятельности российской Государственной Думы периода 1906-1917 гг. Обсуждение этой проблемы в дискуссионных речах ее депутатов отразилось непосредственно на всей дальнейшей послеимперской истории нашей государственности.

Переломным моментом в политической жизни Беларуси стала Первая мировая война, резко обострившая национальный вопрос, от решения которого зависела дальнейшая судьба белорусского народа. Революционные события 1917 г. сформировали относительно благоприятную конкретно-историческую ситуацию для дальнейшего развития национального движения и окончательной его победы в борьбе за создание белорусского государства. Решения I Всебелорус-ского съезда, состоявшегося в декабре 1917 г., засвидетельствовали,

что общество было политически

подготовлено к этому.

Усилия, направленные на создание суверенного национального государства, начали осуществляться с провозглашением в марте 1918 г. Белорусской Народной Республики. По сути, впервые за всю историю существования белорусского народа была не только сформулирована идея национальной государственности, но и сделаны практические шаги по ее реализации. Вместе с тем из-за неблагоприятных обстоятельств, прежде всего геополитического характера, инициаторы создания БНР не смогли добиться суверенитета. Белорусская Народная Республика как государство не состоялась, но с ее провозглашением вопрос белорусской государственности вошел в повестку дня европейской геополитики.

Национальная государственность на советской основе (Советская Беларусь периода 1919-1991 гг.) стала для белорусов политической реальностью только после победы Октябрьской революции 1917 г. Социалистическая Советская Республика Беларусь была провозглашена 1 января 1919 г. Этим актом был заложен прецедент образования политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя. Это происходило в исключительно сложной экономической и военно-политической обстановке, обусловленной гражданской войной и военной интервенцией стран Антанты против Советской России. Однако ее правительство выполнило главное - обеспечило реальное решение вопроса о самоопределении белорусов в форме создания независимого, самостоятельного белорусского советского

государства - национального дома нашего народа.

Важным этапом дальнейшего успешного развития белорусской государственности был период Союза Советских Социалистических Республик, среди основателей которого была и Советская Социалистическая Республика Беларусь. Именно в это время, в 1924 и 1926 гг., произошло воссоединение с БССР восточнобелорусских территорий, находившихся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

На пути эволюционного укрепления и развития белорусская государственность пережила трагедию территориального раздела 1921-1939 гг., когда по условиям Рижского мирного договора Западная Беларусь была аннексирована Польшей. Однако все завершилось актом исторической справедливости - воссоединением белорусского народа осенью 1939 г. в едином национальном государстве.

Нападение нацистской Германии и ее союзников на СССР в июне 1941 г. поставило под угрозу дальнейшее существование (даже биологическое) многих народов Советского Союза, включая и белорусский. Под вопросом была и государственность союзных республик, в том числе БССР. Поэтому Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. над немецко-фашистскими захватчиками, достигнутая благодаря невиданной стойкости, мужеству и самопожертвованию советских людей, имеет колоссальное значение.

В целом главным результатом советского периода было то, что белорусская государственность приобрела геополитический вес

и реальный социально-экономический базис, которой обеспечивал дальнейший прогресс страны. Так, в 1945 г. БССР стала одним из основателей ООН, получив тем самым мировое признание со стороны других государств и народов. Именно в составе СССР Беларусь выросла в индустриально развитую республику.

Современная Республика Беларусь - независимое суверенное демократическое правовое социальное государство, историческая правопреемница Советской Белоруссии. Декларация о государственном суверенитете БССР, принятая Верховным Советом республики 27 июля 1990 г., стала последним конституционным актом Беларуси в составе СССР. В 1994 и 1996 гг. основные идеи Декларации были реализованы в Конституции страны. Начиная с этого времени национальная государственность нашего народа обрела надежный политический и правовой фундамент, стала важным фактором региональной и мировой геополитики.

К фундаментальным, неотъемлемым правовым и идеологическим принципам, на которых базируется тысячелетняя история белорусской государственности как в исторических, так и в национальных формах, можно отнести идеи:

■ утверждения в белорусском обществе социального равенства и социальной справедливости;

■ движения общества к сильному правовому государству;

■ фундаментальной нормы, согласно которой институты политической власти должны служить всему народу;

■ персонификации верховной политической власти, олицетворяющей государство;

■ формирования прямого народовластия и самоуправляющихся структур гражданского общества;

■ необходимости и обязательности развития науки и образования как основы прогресса общества и государства;

■ политической преемственности, ненасильственности и эволюци-онности, этапности и поступательности в социальной жизни. Исторический опыт ВКЛ, Речи

Посполитой, СССР свидетельствует, что государственная элита по своему составу отличается неоднородностью. Корпоративные, групповые, классовые, идеологические, культурные и иные интересы у групп элиты, даже у членов правящей верхушки могут быть несовпадающими, раз-новекторными. Функционирование каждой из частей государственной элиты возможно лишь в рамках подготовки, принятия, реализации политических решений и изучения ответной реакции общества на них. Однако если этнонациональ-ная общность не владеет способностью к самоорганизации, не может осмыслить и осознать свое право на самостоятельное историческое существование, она не будет бороться за его реализацию в форме создания или отстаивания собственного государства. И в случае, когда элита такой общности не будет способна обеспечить это право, государство будет нежизнеспособно.

Обратившись к истории последней трети XVIII в., можно проследить, как элита Речи Посполитой не смогла сохранить целостность своего государства, в результате чего оно исчезло с политической и исторической арены. В 1917 г. государственная элита Российской империи оказалась не в состоянии

обеспечить ее жизнеспособность. Многонациональный советский народ как новая историческая общность также имел право на самостоятельное существование, у него была реальная возможность и далее его реализовывать, но государственная элита - политическая, научная и культурная - оказалась неспособной обеспечить реализацию этого права, даже несмотря на волю народа, высказанную им на Всесоюзном референдуме. Поэтому как общность советский народ, а вместе с ним и СССР в 1991 г. ушли с исторической арены.

Исходя из опыта становления белорусской государственности, каждый гражданин должен быть не только хорошим специалистом, но и патриотом своего Отечества. Если человек ничего положительного не видит в прошлом, осуждает историю, он становится маргинальной личностью, разрушителем в отношении своего государства. Гордость за историческое прошлое -один из важнейших компонентов самосознания, который обусловливает и формирует национальное достоинство. Потеря этих качеств приводит к формированию рабской психологии: в людях появляется чувство неполноценности, бесперспективности, разочарования и духовного дискомфорта. Недаром в нашем народе особым уважением пользуется культ предков. Это святая славянская традиция, направленная на сохранение своей самобытности и исторического наследия.

Еще одним необходимым условием в деле обеспечения будущего белорусской государственности является способность белорусской нации/народа к самоорганизации в форме диалектического единства

народа как источника власти, носителя суверенитета и действующей власти. Только соответствие интересам большинства народа делает государство устойчивым. Именно данный вектор развития выразительно представлен в современной Беларуси, где государственность тесно связана с институтом президентства, выполняющим общесоциальную консолидирующую функцию, выступающим организационным началом в объединении национальной элиты для дальнейшего исторического прогресса белорусского общества, обеспечивающим национальную безопасность, социальную справедливость и общественный порядок. Это прекрасно осознают белорусские граждане, которые выступают за сильный институт президентства, объединяющий все прогрессивные силы общества для экономического роста, упрочения правового государства, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности.

С уверенностью можно констатировать, что институт президентства в Беларуси является ведущим органом государственной власти, а Президент Александр Лукашенко -не только юридический, но и фактический лидер нашего государства, который пользуется поддержкой населения страны. Белорусская социально-экономическая и общественно-политическая модель, государственный аппарат доказали свою эффективность. У нас существует единство власти и народа на основе общей исторической цели - сильной и процветающей Беларуси - настоящего государства для народа. Все это в комплексе -источник силы белорусского государства, необходимый залог его успешного развития в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.