Научная статья на тему 'Концепция использования систем дополненной реальности в вопросах обучения иностранному языку детей дошкольного возраста'

Концепция использования систем дополненной реальности в вопросах обучения иностранному языку детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СИСТЕМА ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Анна Владимировна

Дополненная реальность (augmented reality) это технологии, позволяющие дополнять изображение реальных объектов различными объектами компьютерной графики, а также совмещать изображения, полученные от разных источников. В отличие от «виртуальной реальности», которая предполагает полностью искусственный синтезированный мир (видеоряд), дополненная реальность предполагает внедрение синтезированных объектов в естественные видеосцены [1]. Системы дополненной реальности (ДР) в настоящее время востребованы в различных областях, например, в медицине, в проектировании, в геоинформационных технологиях (ГИС). В медицине данные технологии востребованы для создания реалистичных тренажеров. Это позволяет врачам, например, практиковаться в проведении различного рода хирургических операций на тренажере и только затем начинать работать с пациентами. При этом интерактивность и реалистичность тренажеров будут гарантировать правильность действий врача при проведении реальной операции. В проектировании дополненная реальность может использоваться для совмещения реальных объектов и инструкций по сборке [2], управлению и реализации управляющих воздействий. В системах картографии и ГИС дополненная реальность находит широкое применение в связи с повсеместным распространением мобильных устройств. Основной принцип применения подобных систем состоит в идентификации окружающих объектов, позволяя пользователю с легкостью ориентироваться в пространстве. Однако необходимо отметить тот факт, что в практике российской педагогической науки данным системам уделяется недостаточно пристальное внимание, что является некоторым упущением, так как данные технологии открывают новые возможности, особенно в вопросах когнитивного развития детей дошкольного возраста. Естественно, что в современных условиях вопросы когнитивного развития детей коррелируют в том числе и с возможностями реализации раннего изучения иностранного языка. Связано это с тем, что в условиях развития глобальной экономики, расширения мультикультурных связей, вопросы раннего изучения иностранного языка выходят на первое место, в конечном итоге оказывая влияние на успешность интеграции личности в современное общество. Немаловажен и тот факт, что изучение иностранного языка способствует и повышению когнитивных способностей ребенка, однако вполне естественно, что данный процесс должен не оставаться бесконтрольным. В процессе изучения иностранного языка важное место занимают когнитивные способности ребенка, характерными особенностями которых является то, что особенности когнитивного развития детей имеют несколько стадий, важных для формирования начальной иноязычной подготовки. Для раннего изучения иностранного языка наиболее важны дооперационная стадия и стадия конкретных операций. В стадии конкретных операций [3] ребенок может мыслить логически об объектах и событиях, постигает сохранение количества, объема и веса, классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине. Именно в этой стадии ребенок изучает новый предмет не только с любознательным интересом, но и с большим желанием, особенно в процессе создания различных обучающих игровых ситуаций. Именно в этот период использование систем дополненной реальности для создания игровых 772 ситуаций, направленных на изучение иностранного языка, даст максимальный эффект. Однако в настоящий момент отсутствуют наработки программного обеспечения, позволяющего использовать системы ДР в вопросах создания и моделирования игровых ситуаций для детей дошкольного возраста, что приводит к некоторым противоречиям к увеличившимся возможностям компьютерных технологий, пригодных для применения в процессе изучения иностранного языка детей дошкольного возраста, с одной стороны, и практически полным отсутствием примеров и разработок практического применения этих технологий в процессе иноязычной подготовки. Таким образом, в работе были проанализированы возможности систем ДР в контексте применения к созданию информационных обучающих систем иностранному языку для детей дошкольного возраста, а также предложена концепция построения модели информационных систем обучения с ДР. В процессе декомпозиции модели информационной обучающей системы иностранному языку для детей дошкольного возраста были выделены следующие основные элементы: 1.Модуль хранения и обработки информации, представляющий собой совокупность аппаратных и программных средств, построенных на клиент-серверной технологии, что позволит реализовать удаленную обработку информации и предъявить пониженные требования по производительности к клиентским устройства систем ДР. 2.Модуль позиционирования, предназначенный для отслеживания параметров движения пользователя обучающей системы и положения в пространстве относительно виртуализированной сцены. 3.Модуль визуализации информации, отображаемой на реальное пространство. 4.Модуль аудиосопровождения модели, предназначенный для реализации голосового интерфейса взаимодействия пользователя и звукового сопровождения процесса обучения. 5.Модуль контрольных мероприятий процесса обучения. Таким образом, описанная модель позволяет приступить к концептуальному созданию информационных обучающих систем на основе ДР для детей дошкольного возраста, что позволит мягко и ненавязчиво вовлечь ребенка в иноязычную подготовку в игровой форме с применением современных технологий визуализации информации и взаимодействия с виртуальной моделируемой средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция использования систем дополненной реальности в вопросах обучения иностранному языку детей дошкольного возраста»

Концепция использования систем дополненной реальности в вопросах обучения иностранному языку детей дошкольного возраста

Мишина Анна Владимировна

ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический

институт

Ключевые слова:

Иностранный язык, Система дополненной реальности, дошкольное образование

Дополненная реальность (augmented reality) - это технологии, позволяющие дополнять изображение реальных объектов различными объектами компьютерной графики, а также совмещать изображения, полученные от разных источников. В отличие от «виртуальной реальности», которая предполагает полностью искусственный синтезированный мир (видеоряд), дополненная реальность предполагает внедрение синтезированных объектов в естественные видеосцены [1].

Системы дополненной реальности (ДР) в настоящее время востребованы в различных областях, например, в медицине, в проектировании, в геоинформационных технологиях (ГИС). В медицине данные технологии востребованы для создания реалистичных тренажеров. Это позволяет врачам, например, практиковаться в проведении различного рода хирургических операций на тренажере и только затем начинать работать с пациентами. При этом интерактивность и реалистичность тренажеров будут гарантировать правильность действий врача при проведении реальной операции. В проектировании дополненная реальность может использоваться для совмещения реальных объектов и инструкций по сборке [2], управлению и реализации управляющих воздействий. В системах картографии и ГИС дополненная реальность находит широкое применение в связи с повсеместным распространением мобильных устройств. Основной принцип применения подобных систем состоит в идентификации окружающих объектов, позволяя пользователю с легкостью ориентироваться в пространстве. Однако необходимо отметить тот факт, что в практике российской педагогической науки данным системам уделяется недостаточно пристальное внимание, что является некоторым упущением, так как данные технологии открывают новые возможности, особенно в вопросах когнитивного развития детей дошкольного возраста.

Естественно, что в современных условиях вопросы когнитивного развития детей коррелируют в том числе и с возможностями реализации раннего изучения иностранного языка. Связано это с тем, что в условиях развития глобальной экономики, расширения мультикультурных связей, вопросы раннего изучения иностранного языка выходят на первое место, в конечном итоге оказывая влияние на успешность интеграции личности в современное общество. Немаловажен и тот факт, что изучение иностранного языка способствует и повышению когнитивных способностей ребенка, однако вполне естественно, что данный процесс должен не оставаться бесконтрольным.

В процессе изучения иностранного языка важное место занимают когнитивные способности ребенка, характерными особенностями которых является то, что особенности когнитивного развития детей имеют несколько стадий, важных для формирования начальной иноязычной подготовки. Для раннего изучения иностранного языка наиболее важны дооперационная стадия и стадия конкретных операций.

В стадии конкретных операций [3] ребенок может мыслить логически об объектах и событиях, постигает сохранение количества, объема и веса, классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине. Именно в этой стадии ребенок изучает новый предмет не только с любознательным интересом, но и с большим желанием, особенно в процессе создания различных обучающих игровых ситуаций.

Именно в этот период использование систем дополненной реальности для создания игровых

ситуаций, направленных на изучение иностранного языка, даст максимальный эффект. Однако в настоящий момент отсутствуют наработки программного обеспечения, позволяющего использовать системы ДР в вопросах создания и моделирования игровых ситуаций для детей дошкольного возраста, что приводит к некоторым противоречиям к увеличившимся возможностям компьютерных технологий, пригодных для применения в процессе изучения иностранного языка детей дошкольного возраста, с одной стороны, и практически полным отсутствием примеров и разработок практического применения этих технологий в процессе иноязычной подготовки.

Таким образом, в работе были проанализированы возможности систем ДР в контексте применения к созданию информационных обучающих систем иностранному языку для детей дошкольного возраста, а также предложена концепция построения модели информационных систем обучения с ДР.

В процессе декомпозиции модели информационной обучающей системы иностранному языку для детей дошкольного возраста были выделены следующие основные элементы:

1.Модуль хранения и обработки информации, представляющий собой совокупность аппаратных и программных средств, построенных на клиент-серверной технологии, что позволит реализовать удаленную обработку информации и предъявить пониженные требования по производительности к клиентским устройства систем ДР.

2.Модуль позиционирования, предназначенный для отслеживания параметров движения пользователя обучающей системы и положения в пространстве относительно виртуализированной сцены.

3.Модуль визуализации информации, отображаемой на реальное пространство.

4.Модуль аудиосопровождения модели, предназначенный для реализации голосового интерфейса взаимодействия пользователя и звукового сопровождения процесса обучения.

5.Модуль контрольных мероприятий процесса обучения.

Таким образом, описанная модель позволяет приступить к концептуальному созданию информационных обучающих систем на основе ДР для детей дошкольного возраста, что позволит мягко и ненавязчиво вовлечь ребенка в иноязычную подготовку в игровой форме с применением современных технологий визуализации информации и взаимодействия с виртуальной моделируемой средой.

Список литературы:

1.И.В. Бойченко, А.В. Лежанкин // Дополненная реальность: состояние, проблемы и пути решения // Доклады ТУСУРа, № 1 (21), часть 2, 2010 г, стр. 161-162.

2.Evaluating the Benefits of Augmented Reality for Task Localization in Maintenance of an Armored Personnel Carrier Turret / Steve Henderson, Steve Feiner // Proceeding of IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality (ISMAR '09). - 2009. - P. 135-144.

3.Гераськина И.Ю., Гераськин А.С. // Когнитивная педагогическая технология: основные понятия и структура // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 25 декабря 2010. URL: http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.p hp?subaction=showfull&id=1293278219&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.