Научная статья на тему 'Концепция информационно-аналитической системы “Электронный регион - Ростовская область” в контексте электронной безопасности'

Концепция информационно-аналитической системы “Электронный регион - Ростовская область” в контексте электронной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC GOVERNMENT / ELECTRONIC REGION / INFORMATION SYSTEM / MUNICIPAL ENTITY / STATE PUBLIC SERVICES / PUBLIC CONTROL / MONITORING / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / INFORMATION / SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкин Андрей Викторович

В статье представлена концепция информационно-аналитической системы «Электронный регион Ростовская область» (ИАС ЭР РО). Описывается структура и подача информационных потоков ИАС ЭР РО, подробно рассматриваются основные модули(подсистемы), составляющие ИАС ЭР РО, анализируется вывод о неограниченном расширении количества подсистем в ИАС ЭР РО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курочкин Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INFORMATION-ANALYTIC SYSTEM “ELECTRONIC REGION - ROSTOV REGION” WITHIN THE CONTEXT OF ELECTRONIC SAFETY

The article introduces the concept of information-analytical system "Electronic region Rostov region" (IAS ER RO) The structure and the supply of information flows IAS ER PO determined the direction of the system: the residents of the Rostov region, public authorities, municipalities, community organizations business organizations based on Rostov region, describes how the information will be supplied, details the main modules (subsystems) components IAS ER PO also analyzed conclusion, unlimited expansion of the number of subsystems in IAS ER RO.

Текст научной работы на тему «Концепция информационно-аналитической системы “Электронный регион - Ростовская область” в контексте электронной безопасности»

УДК 352

(КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГИОН -РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ" В КОНТЕКСТЕ ЭЛЕКТРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Курочкин кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного Андрей и муниципального права, Южно-Российский институт управления - филиал Викторович Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: zam.director@uriu.ranepa.ru Аннотация

В статье представлена концепция информационно-аналитической системы «Электронный регион - Ростовская область» (ИАС ЭР РО). Описывается структура и подача информационных потоков ИАС ЭР РО, подробно рассматриваются основные модули(подсистемы), составляющие ИАС ЭР РО, анализируется вывод о неограниченном расширении количества подсистем в ИАС ЭР РО.

Ключевые слова: открытое правительство, электронный регион, информационная система, муниципальное образование, государственные и муниципальные услуги, народный контроль, мониторинг, межведомственное взаимодействие, информация, безопасность.

1. Цели и задачи выполнения работ по созданию Системы

Принимая во внимание наличие в Ростовской области большого количества разрозненных социально-ориентированных информационных систем и общую стратегию Ростовской области, направленную на создание единой областной информационной инфраструктуры, считаем возможным построение на уровне региона публичного интернет-ресурса, предоставляющего доступ к социально и бизнес-ориентированным сервисам и данным. Предлагаемый ресурс будет основан на применении единой визуальной оболочки, понятной и удобной для жителей Ростовской области, относящихся к различным социальным группам. Таким интернет-ресурсом может выступить информационно-аналитическая система "Электронный регион - Ростовская область" (далее ИАС ЭР), описание которой приводится ниже.

Структура и подача информационных потоков ИАС ЭР будет ориентирована по направлениям: жители Ростовской области, органы государственной власти, муниципальные органы, общественные организации бизнес-организации расположенные на территории Ростовской области. Информация будет подаваться посредством подключённых к ИАС ЭР подсистем, состав которых может неограниченно расширяться. В качестве приоритетных подсистем (подсистемы первой очереди) выбраны следующие:

- Обеспечение интерактивного, открытого и эффективного диалога между органами исполнительной власти, гражданами и бизнесом - подсистема «Народный контроль».

- Организации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения функций, осуществления межведомственного электронного взаимодействия и предоставления на портале четкой информации о способе получения услуги на территории Ростовской области - подсистема «Услуги и межвед».

- Обеспечение открытости формирования и исполнения бюджета для жителей региона и конкретного муниципального образования - подсистема «Открытый бюджет».

- Объединение информационных регистров в электронном виде и автоматизация сбора, обработки и представление данных для муниципального управления, повышения инвестиционной привлекательности муниципалитета и региона в целом, а также подготовки регламентированной отчетности для передачи на региональный уровень - подсистема «Электронный паспорт муниципалитета».

Информационно-аналитическая система "Электронный регион" предназначена для обеспечения эффективной информационной поддержки населения и является основой формирования открытого правительства Ростовской области.

Основными целями разработки и внедрения ИАС ЭР являются:

- Повышение эффективности управления органов власти в регионе путем применения информационных технологий при построении социальных информационных систем и сервисов муниципального и регионального уровней.

- Повышение инвестиционной привлекательности региона путем объединения информационных потоков в электронном виде и автоматизации сбора, обработки данных об экономическом потенциале региона, муниципалитета, о состоянии инфраструктуры посредством внедрения подсистемы «Электронный паспорт муниципалитета».

- Популяризация социальных информационных систем и сервисов среди жителей Ростовской области.

- Развитие эффективного взаимодействия между населением и региональными органами власти и органами местного самоуправления (обратная связь) посредством электронных систем.

- Повышение уровня доступности для населения информации о муниципальных и государственных услугах.

- Снижение социальной напряженности посредством повышения удовлетворенности населения услугами власти.

- Повышение контроля качества услуг власти путем взаимодействия граждан с региональными и муниципальными ведомствами посредством подсистемы «Народный контроль».

- Мониторинг оперативной обстановки событий и проблем граждан, повышение информационной безопасности жителей Ростовской области.

- Повышение оперативности, реагирование власти на проблемы жителей за счет аналитики по результатам решения проблем и вопросов граждан через подсистему «Народный контроль».

- Увеличение качества информации и детализации статистических сведений за счет получения информации от граждан и ее дальнейшей актуализации.

- Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- Формирование единого информационного пространства для взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- Формирование удобного социально ориентированного информационного содержимого для граждан по возможным жизненным ситуациям.

- Создание единой технологической платформы для формирования новых социально значимых сервисов для граждан и организаций области.

2. Архитектура информационно-аналитической системы "Электронный регион"

ИАС ЭР состоит из 4 обобщенных элементов структуры:

1). Региональный интернет портал "Электронный регион" (рис. 1) - это:

- семантическая поисковая система по жизненным ситуациям;

- единый социально ориентированный интерфейс для получения электронных сервисов от различных информационных систем региона;

- визуальное представление консолидированного бюджета региона в целом и отдельных муниципалитетов в разрезе сфер, особенно социально значимых;

- сервисы для населения и организаций, позволяющие подать предложения в бюджет региона и/или муниципалитета, а также предложения по возможностям сэкономить;

- визуализация представления открытых данных поставляемых государственными и муниципальными информационными системами в разрезе предметных областей;

- визуализация представления открытых данных поставляемых коммерческим сектором обеспечивающим социальные сервисы и их информационное представление.

2) Региональная информационная сервисная шина (РИСШ)

Назначение РИСШ - формирование региональной информационно-сервисной платформы, позволяющей интегрировать информационные потоки и базы данных различных региональных и муниципальных информационных систем для предоставления социально значимых электронных сервисов населению и организациям Ростовской области путем объединения в единое информационное пространство - "Электронный регион".

Рис. 1

Базовые функции РИСШ:

- единая авторизация сотрудников ведомств (ЕСИА и/или СИР);

- открытая API, для возможности интеграции различных подсистем в рамках региона;

- доступ к региональным базам данных и справочникам;

- обеспечение доступа к государственным региональным, муниципальным электронным сервисам;

- возможность подключения коммерческих сервисов с публикацией их на портале ЭР. Преимущества архитектуры:

- возможность интеграции разрозненных информационных систем и баз данных;

- вовлечение бизнеса в создание социально значимых сервисов;

- упрощение процесса подключения новых сервисов за счет упрощенной регистрации, стандартизации и открытого API;

- унификация интерфейсов разрабатываемых ИС;

- возможность гибкого архитектурного роста и масштабирования системы;

- ориентированность на облачные технологии. Особенности:

все интегрируемые информационные системы сохраняют свою логическую архитектуру и функциональность тем самым решается вопрос независимой разработки, но вводятся общие правила и требования для подключения к единому пространству "Электронный регион". 3) Сервис-ориентированные информационные системы РОИВ и ОМСУ. Предназначены для реализации бизнес-логики таких направлений, как:

- народный контроль;

- электронный паспорт муниципалитета;

- открытый бюджет;

- открытые данные;

- действующие муниципальные ИС (ИСОГД, АС УМС, ГИСОД, ...);

- другие подключаемые к РИСШ информационные системы.

В предлагаемой архитектуре взаимодействия, расширение функциональности ИАС "Электронный регион" осуществляется за счет подключения (интеграции) новых информационных систем реализующих бизнес-логику и отвечающих необходимым требованиям на момент подключения к ИАС ЭР.

4) Коммерческие сервис-ориентированные информационные системы.

Являются поставщиками социально ориентированных сервисов для населения и организаций региона, в том числе создаваемых в рамках работы коммерческих организаций по государственным и муниципальным контрактам. В качестве примера можно привести следующие сервисы:

- оплата услуг (банковский, страховой и любой иной сектор удаленных услуг);

- информационные сервисы, например, информирование об эвакуации автомобиля на штраф-стоянку (все в конечном итоге может отразится у человека в личном кабинете), об отключении воды, света и других аварийных ситуациях.

3. Информационные подсистемы ИАС "Электронный регион" 3.1 Общие требования и цели подсистемы «Народный контроль»

Цели создания:

- обеспечение возможности осуществления гражданского контроля за событиями, происходящими на территории Ростовской области с помощью автоматизированных средств фото/видео фиксации;

- создание эффективного инструмента оперативного реагирования на жизненные ситуации и проблемы связанные с осуществлением конституционных прав граждан РФ.

Назначение - создание автоматизированного средства гражданского контроля с помощью средств фото/видео фиксации.

Место подсистемы в единой концепции проекта «Электронный регион». Разрабатываемая подсистема архитектурно входит в состав проекта «Электронный регион» и является обеспечивающей подсистемой, в задачу которой входит: сбор, обработка и представление информации о ситуациях, проблемах и событиях требующих оперативного реагирования государственных и муниципальных органов Ростовской области.

Базовые функции системы:

1. Отправка электронных сообщений с фото/видео материалами по поводу инцидентов в соответствии с рубрикаторами: оказания государственных и муниципальных услуг; социального обслуживания; состояния дорог; организации дорожного движения; благоустройства территории; жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

2. Регистрация инцидентов в информационной системе.

3. Обмен статусами с мобильным и веб-приложением по состоянию инцидента.

4. Отправка инцидента на исполнение в ответственный за сферу орган государственной власти и/или орган местного самоуправления в соответствии с регламентом, с постановкой на контроль у единого Оператора системы, ответственного за исполнение в целом заявок поступивших в систему.

5. Мониторинг и контроль участников согласно регламента обработки инцидента.

6. Формирование статистических отчетов.

7. Система управления регламентами, ролями пользователей.

8. Функция администратора по созданию пользователей и определения прав доступа в системе.

9. Интеграция с геоинформационной системой правительства Ростовской области.

Схема взаимодействия подсистемы представлена на рис. 2.

Технологические требования к подсистеме

1. Разрабатываемая подсистема должна состоять из четырех основных модулей:

- мобильное приложение пользователя для операционных систем: iOS, Android;

- веб-приложение пользователя для просмотра состояния и создания заявок;

- веб-приложение ответственного органа;

- веб-приложение администратора: управление, мониторинг и отчеты подсистемы.

Рис. 2

2. Информация о месторасположении объектов фото/видео фиксации должна отображать на соответствующих картографических топоосновах: Яндекс-карты, геоинформационной системе правительства Ростовской области (А^^).

3. Разрабатываемая подсистема должна быть построена по сервис ориентированной архитектуре @ОА).

Идентификация. Авторизация

С целью избегания поступления анонимных заявок, подсистема должна обеспечивать авторизацию и аутентификацию средствами ЕСИА и средствами авторизации посредством социальных сетей.

Хранение данных

Сведения для хранения будут включать данные, необходимые для подачи заявления: адрес прописки, ФИО, СНИЛС. Обработка данных должна вестись с использованием транзакционного подхода.

3.2 Общие требования и цели подсистемы «Услуги и межвед»

Подсистема создаётся с целью организации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения функций и осуществления межведомственного электронного взаимодействия. Подсистема «Услуги и межвед» будет состоять из четырех функциональных блоков (модулей):

Административные модули доступны соответствующим специалистам ОМСУ и РОИВ:

1. Муниципальная система межведомственного электронного взаимодействия (МСМЭВ).

МСМЭВ - управляющая транспортная часть подсистема «Услуги и межвед», которая обеспечивает технологическую возможность внутреннего информационного обмена между пользователями подсистемы (подведомственными учреждениями муниципального образования), а также передачу (прием) данных в региональную систему межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области (далее - РСМЭВ) через корпоративную сеть телекоммуникационной связи Правительства Ростовской области (далее - КСТС).

2. Типовая информационная система автоматизации регламентов межведомственного электронного взаимодействия (типовая ИСАР МЭВ) подведомственных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типовая ИСАР МЭВ предназначена для автоматизации процессов исполнения регламентов при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия в процессе оказания государственных и (или) муниципальных услуг, а также при исполнении функций в соответствии с полномочиями подведомственного учреждения муниципального образования.

Публичные сервисные модули - доступны населению и организациям на портале "Электронный регион":

3. Поисково-аналитический поиск услуг и сервисов по жизненным ситуациям.

Модуль позволит на портале "Электронный регион" проводить поиск муниципальных и государственных услуг исходя из конкретной жизненной ситуации/потребности. Итогом поиска будут высту-

пать услуги, социально-доступные описания к ним и способы их получения. За счёт интеграции с ЕП-ГУ и МФЦ РО посредством ЕСИА пользователь портала сможет сразу заказать необходимую услугу на ЕПГУ, если предусмотрена электронная форма предоставления услуги, или записаться на приём в ближайший к нему МФЦ. Стоит отметить, что помимо услуг за жизненной ситуацией могут быть закреплены и социально-ориентированные электронные сервисы (см. далее).

4. Модуль публикации на портале "Электронный регион" социально ориентированных электронных сервисов для населения и организаций.

Модуль позволит предоставлять для населения и организаций электронные сервисы, предоставляющие персонализированную информацию, к примеру, узнать: свой долг перед бюджетом города; сведения о наличии разрешения на строительство и вид строительства на земельном участке; узнать к какой зоне правил землепользования и застройки принадлежит земельный участок; узнать плановую дату проведения мероприятий земельного контроля на земельном участке, арендуемом организацией;

- и так далее.

3.3 Общие требования и цели подсистемы «Открытый бюджет»

Подсистема «Открытый бюджет» предназначена для обеспечения открытости формирования и исполнения бюджета для жителей региона и конкретного муниципального образования.

Подсистема на уровне муниципалитета должна обеспечивать реализацию следующих основных функций:

- публикация плановых бюджетов для общественного обсуждения;

- мониторинг доходов и расходов бюджета и эффективности использования средств;

- возможность внести предложения в формируемый бюджет и обсудить их;

- возможности анализа динамики бюджетных доходов и расходов по статьям.

Повышение уровня открытости бюджета будет обеспечено за счет следующих возможностей подсистемы "Открытый бюджет" по представлению аналитических срезов.

В части аналитики по муниципальному бюджету:

- представление плановых и отчетных бюджетов;

- детализация бюджетов по статьям расходов и доходов;

- детализация источников по собственным и привлеченным;

- индикация дефицита или профицита бюджета;

- детализация доходов и расходов бюджетов по ответственным ведомствам муниципалитета;

- представление консолидированного бюджета в разрезе сфер жизнедеятельности, особенно социально-значимых.

В части представления аналитики по контролю исполнения бюджета:

- представление заключений о контроле исполнения бюджета и результатов проверок;

- представление оценок эффективности исполнения бюджета.

В части аналитики по налоговым поступлениям:

- отражение структуры налоговых поступлений в доходную часть бюджета;

- отражение недоимок по налогам и другим обязательным платежам и показателей работы по недоимкам;

- представление основных неплательщиков - организаций, имеющих недоимку по различным видам налогов.

В части аналитики по финансированию целевых программ:

- отражение реализуемых в муниципалитете целевых программ муниципального уровня и их мероприятий с финансированием;

- отражение реализуемых в муниципалитете целевых программ регионального уровня и их мероприятий, относящихся к муниципалитету, с финансированием;

- отражение реализуемых в муниципалитете целевых программ федерального уровня и их мероприятий, относящихся к муниципалитету, с их финансированием;

- отражение ожидаемого результата по реализуемым в муниципалитете целевым программам;

- публикация критериев оценки эффективности выполнения муниципальных целевых программ;

- публикация отчетных достигнутых показателей целевых программ;

- публикация аналитических записок по итогам реализации целевых программ.

3.4 Общие требования и цели подсистемы «Электронный паспорт муниципалитета»

Подсистема «Электронный паспорт муниципалитета» - это справочно-аналитический и учетно-программный комплекс, объединяющий информационные регистры в электронном виде и автоматизирующий сбор, обработку и представление данных для муниципального управления, а также подготовку регламентированной отчетности для передачи на региональный уровень по следующим блокам:

- паспорт муниципального образования;

- реестр муниципальных отраслевых органов и учреждений и их отчетность;

- справочник главы муниципального образования;

- рейтинг муниципального образования по эффективности инвестиционно-инновационных процессов;

- паспорта инвестиционных проектов и площадок.

- характеристика социально-экономической ситуации на территории муниципалитета по показателям сфер (по жилищно-коммунальному хозяйству; предоставлению ЖКУ и по оплате за них; по труду и социальному обеспечению; по здравоохранению; по образованию; по благоустройству; дорожному хозяйству; транспорту; по культуре, спорту, связи и информатизации; по услугам населению; ценам на потребительских рынках на продукты и услуги).

- мониторинг эффективности выполнения целевых программ (в интеграции с подсистемой «открытый бюджет»).

Важным преимуществом подсистемы "Электронный паспорт муниципалитета" является представление информации на топооснове региона и отдельного муниципалитета, включая инвестиционные проекты.

4. Перспективы развития и модернизации информационно-аналитической системы «Электронный регион - Ростовская область»

При разработке Системы учитываются возможности ее последующего развития и модернизации по следующим направлениям:

- расширение функциональных возможностей за счет дополнительной разработки и/или внедрения новых подсистем и модулей;

- расширение перечня услуг и электронных сервисов для подсистемы «Услуги и межвед»;

- увеличение количества пользователей, при своевременной модернизации вычислительных мощностей технического обеспечения Системы;

- информационное взаимодействие с федеральными ИС посредством использования веб-сервисов;

- принцип развития (открытости). Система будет разработана с учетом возможности пополнения и обновления функций без нарушения целостности;

- принцип совместимости. Будут реализованы информационные интерфейсы на базе веб-сервисов, с помощью которых система может взаимодействовать с другими системами в соответствии с установленными правилами;

- принцип стандартизации (унификации). При разработке Системы будут применены типовые, унифицированные и стандартизированные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты;

- принцип развития (модифицируемости). Будет обеспечена возможность развития, расширения и интеграции с другими системами;

- принцип санкционированного доступа к информации. ИАС "Электронный регион" обеспечивает санкционированный доступ к информации и имеет функции администрирования.

Kurochkin Andrey Viktorovich, candidate of jurisprudence, associate professor of the department of constitutional and municipal right; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: zam.director@uriu.ranepa.ru

THE CONCEPT OF INFORMATION-ANALYTIC SYSTEM "ELECTRONIC REGION - ROSTOV REGION" WITHIN THE CONTEXT OF ELECTRONIC SAFETY

Abstract

The article introduces the concept of information-analytical system "Electronic region Rostov region" (IAS ER RO) The structure and the supply of information flows IAS ER PO determined the direction of the system: the residents of the Rostov region, public authorities, municipalities, community organizations business organizations based on Rostov region, describes how the information will be supplied, details the main modules (subsystems) components IAS ER PO also analyzed conclusion, unlimited expansion of the number of subsystems in IAS ER RO. Keywords: public government, electronic region, information system, municipal entity, state public services, public control, monitoring, interdepartmental interaction, information, security.

УДК 32

СТРАТЕГИЯ «ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Гишко кандидат философских наук, профессор кафедры философии и методологии Владимир науки, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Яковлевич народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: sovet@uriu.ranepa.ru Коваленко аспирант кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт Александра управления - филиал Российской академии народного хозяйства Сергеевна и государственной службы при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: kas080@rambler.ru Придыба магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Оксана Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Всеволо- народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ довна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: sovet@uriu.ranepa.ru

Аннотация

В статье представлена деятельность российского государства по правовому обеспечению процесса перехода к информационному обществу. Эффективным условием такого перехода являются программы «Открытого правительства» и «Открытого региона», которые предоставляют право гражданам участвовать в выработке и реализации государственных программ. В этих условиях общество должно обеспечить как безопасность информационно-коммуникационных систем, так и информационно-идеологических идей по консолидации общества.

Ключевые слова: «Открытое правительство, «Открытый регион», информационная безопасность, идеологическая безопасность, целевые программы, информационная среда.

Мировое сообщество вступило в XXI столетие с новыми качественными характеристиками, которые свидетельствуют о том, что в своем развитии оно пришло к такому состоянию благодаря процессам глобализации современного мира, проявляющимся в возрастании уровня взаимодействия и взаимозависимости между государствами и различными социальными сообществами. Формируется новый уровень экономических, социальных, политических и социокультурных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.