Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №10. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/47
ФИЛОСОФСКИЕ НА УКИ /PHILOSOPHICAL SCIENCES
УДК 130.122 https://doi.org/10.33619/2414-2948/47/34
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО Э. В. ИЛЬЕНКОВА (к 95-летию со дня рождения философа)
©Итунина Н. Б., SPIN-код: 6459-3089, канд. филос. наук, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия, nina.itunina@mail.ru
E. V. ILJENKOV'S CONCEPT OF IDEAL (in the light of 95th anniversary of philosopher's birth)
©Itunina N., SPIN-code: 6459-3089, Ph.D., Smolensk State University, Smolensk, Russia, nina.itunina@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена осмыслению теоретического наследия Э. В. Ильенкова в связи с 95-летним юбилеем философа. Эвальда Васильевича Ильенкова относят с полным основанием к числу самых известных и авторитетных отечественных философов советского периода, оказавших влияние на поколение «шестидесятников». Э. В. Ильенков был автором так называемой деятельностной концепции идеального, которая стала теоретическим ядром его философского наследия. Рассматривая ильенковскую концепцию идеального в историко-философской ретроспективе, следует признать, по мнению автора, что философ выводит проблему идеального на категориальную ступень развития. Критически оценив все предыдущие истолкования феномена идеального, Э. В. Ильенков дает определение идеального как субъективного образа объективной реальности; оно непосредственно осуществляется в качестве формы, способа деятельности человека как общественного существа. Идеальное, согласно концепции Э. В. Ильенкова, направлено на изменение образа предмета и выступает в качестве внутренней потребности человека; идеальное есть также цель, направляющая и регулирующая объективно-реальные действия человека; идеальное рождается из действительности через «разпредмечивание» в труде, а не в акте созерцания. Таковы раскрытые в статье «аксиомы» ильенковской концепции идеального, которую философ отстаивал в полемике с представителями информационной (Д. И. Дубровский) и «онтогносеологической» (М. А. Лифшиц) концепций идеального, сложившихся в отечественной философии советского периода. Но именно деятельностный подход, плодотворно применявшийся Э. В. Ильенковым в анализе проблемы идеального, переживает в современной философии второе рождение. Он выступает в качестве методологической основы современной концепции конструктивного реализма (В. А. Лекторский), имеющей значительный эвристический потенциал в отношении многих проблем эпистемологии, открывая новые перспективы в их изучении. Философское наследие Э. В. Ильенкова по-прежнему актуально, его идеи обращены в будущее.
Abstract. This article focuses on thinking on E. V. Iljenkov's theoretical heritage in the light of 95th anniversary of philosopher's birth. Evald Vasiljevich Iljenkov is recognized with good reason as one of the most famous and reputable Russian philosophers of the soviet period that influenced the generation of the sixties. E. V. Iljenkov was the author of the so-called activity orientated concept of ideal, that became the theoretical core of his philosophical heritage. Considering Iljenkov's concept of the ideal in historical-philosophical retrospective, as the author thinks, it
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №10. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/47
should be recognized that the philosopher brings the problem of ideal to the categorial level of development. E. V. Iljenkov defines ideal as the subjective image of objective reality, after critical examination of all previous definitions of the phenomenon of ideal; it is carried out directly as a way, form of engagement of human as a social being. Ideal in the conception of E. V. Iljenkov is directed to changing the image of the object and acts as the inner needs of human; ideal is the purpose that directs and regulates objective-real person's activity as well; ideal grows from reality through 'desobjectivation' in work, not via the act of contemplation. These are axioms of Iljenkov's concept of ideal covered in this article, that was upheld by a philosopher in polemics with representatives of informational (D. I. Dubrovsky) and 'ontognoseological' (M. A. Lifshits) concepts of ideal, that developed in the Russian philosophy of the Soviet period. Exactly the activity orientated approach, which was fruitfully used by E. V. Iljenkov in the analysis of the problem of ideal, has its rebirth in the modern philosophy. It acts as the methodological basis of the modern concept of constructive realism (V. A. Lectorsky), that has great heuristic potential towards many problems of the epistemology, bringing new perspectives in its studying. E. V. Iljenkov's philosophical heritage is still actual, his ideas are directed to the future.
Ключевые слова: идеальное, деятельностный подход, Э. В. Ильенков, труд, культура, практика, Загорский эксперимент, слепоглухие дети, марксизм, конструктивный реализм.
Keywords: ideal, activity orientated concept, E. V. Iljenkov, work, culture, practice, Zagorsk experiment, deaf-blind children, Marxism, constructive realism.
Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979) по праву относят к числу самых известных и самостоятельно мыслящих советских философов, оказавших влияние на поколение «шестидесятников». Он не просто основал авторитетную философскую школу, но, что важно, задал новый круг проблем и предложил новые способы философствования в контексте «ренессанса» марксизма как метода анализа культуры [1, с. 95]. При этом, как считают исследователи творчества Э. В. Ильенкова и с ними нельзя не согласиться, концепция идеального стала ядром его философских взглядов [2, с. 67]. В анализе именно этой проблемы наиболее отчетливо проявился творческий подход Э. В. Ильенкова к марксизму (а он был, безусловно, марксистом), стремление дать его новое прочтение в отличие от официально признанной версии «диамата» и «истмата».
Обращаясь к историко-философской ретроспективе, следует напомнить, что проблема идеального относится к традиционным философским проблемам. При этом все многообразные варианты решения этой фундаментальной проблемы в истории мировой философской мысли оформляются в оппозиции идеалистического либо материалистического ее понимания.
В традиции философского идеализма идеальное раскрывается как самодостаточная реальность. В виде изначальных нематериальных сущностей или «идей», как прообразов всего материального, идеальное истолковывается в объективном идеализме платоновского типа. «Идея» или «вид» («Эйдос») в специфически платоновском смысле этого понятия - это есть истинно-сущее; сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом; это причина и образец всех вещей, а также цель, к которой стремится все существующее. Развивая идеи, заложенные в платоновском философском наследии, философ Нового времени Г. В. Лейбниц доказывал, что мир состоит из мельчайших монад (от греч. — единица, единое) — обладающих самостоятельностью и активностью духовных элементов. В грандиозной философской системе Г. В. Ф. Гегеля «идеальное» предстает в виде
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №10. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/47
деятельности абсолютного духа (идеи) или мирового разума, стремящегося к самопознанию. Гегель был убежден тем, что разум является субстанцией, то есть тем. Благодаря чему вся действительности имеет свое бытие. В его философской системе идеальное выступает как первоначало, обладающее атрибутом всеобщности; идеальное для Гегеля есть надындивидуальное «Я», поскольку субъективность — это лишь момент абсолютной объективности; идеальное — это единство познания и жизни, теории и практики.
Для сторонников субъективного идеализма идеальное представлено данностями индивидуального сознания, выступающими как нечто первичное, исходное. В дуализме декартовского типа идеальное наряду с материальным существует в виде особых субстанций. В рамках дуализма возникает проблема взаимоотношений этих двух субстанций, координации идеального и материального, как принципиально и фундаментально несоизмеримых альтернативных начал. Решение этой проблемы вынуждает апеллировать к Богу.
В рамках традиции философского материализма идеальное понимается как способ бытия объекта, как образ одного материального тела в другом материальном теле, то есть как атрибут и функция особым образом организованной материи. Для материализма Х"УП-Х"УШ веков типично отождествление идеального с психическим, сознанием, субъективным. Во взглядах представителей так называемого вульгарного материализма происходит сближение и прямое отождествление идеального с материальными нервно-физиологическими структурами мозга и их отправлениями.
Трансформируя предшествующие традиции раскрытия феномена идеального, К. Маркс и Ф. Энгельс в своем учении вносят в материалистическую его трактовку активную сторону отношений мыслящего человека к природе, то есть тот аспект, который по преимуществу развивали сторонники философского идеализма, преувеличивая и гипостазируя его. В «Капитале» К. Маркса содержится ставшая классической формула идеального как материального, пересаженного в человеческую голову и преобразованного в ней. Эта марксова формула стала методологическим ориентиром осмысления проблемы идеального в отечественной философии и науке советского периода.
Интерес к проблеме идеального в советское время, начиная с 20-х годов ХХ века, был проявлен прежде всего психологами. Л. С. Выготский, опираясь на метод «Капитала» К. Маркса для объяснения природы идеального, мышления, создает культурно-историческую школу в психологии, идеи которой развивают А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. С. Л. Рубинштейн, полемизировавший по целому ряду проблем с Выготским, формулирует в своих трудах основной методологический принцип психологии-единства психики, сознания и деятельности.
В начале 60-х годов ХХ столетия в философских работах Э. В. Ильенкова проблема идеального выводится на категориальную ступень развития. Как доказывает Э. В. Ильенков, материальное в мире культуры «прорастает» своей противоположностью - идеальным, которое не антипод, а «снятое» материальное, живущее по законам культуры. В подготовленной для «Философской энциклопедии» статье, которую оценивают как наиболее яркий философский текст в рамках советской философии, посвященный идеальному и опубликованный во втором томе «Философской энциклопедии» (1962, с. 206), Э. В. Ильенков подвергает всестороннему анализу эту сложнейшую философскую проблему. В середине 70-х гг. Э. В. Ильенковым написана работа «Диалектика идеального», в которой философ разворачивает многие положения энциклопедической статьи «Идеальное» [3]. Часть текста под названием «Концепция идеального» была опубликована на английском языке в 1977 году, более полно под заглавием «Проблемы идеального» работа опубликована в журнале
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №10. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/47
«Вопросы философии» в 1979 г. (№6-7). Эта же проблематика, ставшая главным направлением мыслей Э. В. Ильенкова, анализируется им в работах «Искусство и коммунистический идеал» (1984), «Философия и культура» (1991) и других.
В своих работах Э. В. Ильенков дает, прежде всего, определение идеального как субъективного образа объективной реальности. Идеальное, по Э. В. Ильенкову, есть не индивидуально-психологический и тем более не физиологический феномен, а факт общественно-исторический, проявляясь как продукт и форма духовного производства [4, с. 219]. Осуществлением идеального являются многообразные формы общественного сознания и воли человека, выступающего в качестве субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. В «Диалектике идеального», работая с понятием идеальности, философ подчеркивает, что оно является строго фиксируемым соотношением между, по крайней мере, двумя материальными объектами. Внутри этого соотношения один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в качестве представителя другого объекта, точнее, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях [3, с. 147]. При этом идеальность, по Э. В. Ильенкову, носит процессуальный характер; это превращение формы деятельности в форму вещи и обратно [3, с. 212].
Критически оценив все предшествующие истолкования проблемы идеального, Э. В. Ильенков в качестве отправного пункта решения данной проблемы берет тезис философской классики о тождестве мышления и бытия, который он называет «паролем на вход в философию» [5, с. 54]. Раскрывая его, философ имеет в виду, что содержание мышления (как и сознания вообще) является характеристикой не сознания, а самой реальной предметности. Мышление тождественно бытию, поскольку схемы его действия и схемы бытия совпадают. Они могут расходиться тогда, когда мышление впадает в заблуждение; идеи — это проверенные образцы истинного понимания вещей.
Реализуя деятельностный подход к идеальному, Э. В. Ильенков подчеркивает, что идеальное непосредственно существует лишь в качестве формы, способа деятельности человека как общественного существа, находящегося в единстве с предметным миром как сферой его жизнедеятельности. И не что иное, как культура, создаваемая людьми, является первоначальной формой существования идеального.
Не разделяя упрощенной трактовки ленинской теории отражения, Э. В. Ильенков подчеркивает, что идеальное следует рассматривать в качестве «своеобразной печати», налагаемой на вещество природы человеческой жизнедеятельностью. Идеальное в силу этого выступает как форма вещи, но находящаяся вне вещи, а именно, в человеке, как форма его активной деятельности. При этом идеальное рождается и существует не «в голове», а с помощью головы в ходе предметной деятельности человека [4, с. 221].
Разъясняя в этой связи формулу К. Маркса об идеальном как материальном, пересаженном в человеческую голову и преобразованном в ней, Э. В. Ильенков акцентирует внимание на двух моментах образования идеального. «Пересаженное в человеческую голову» фиксирует адекватность воспроизведения, а не сведение идеального к состоянию той материи, которая находится «под черепной коробкой индивида» [6, с. 215]. И при этом идеальное существует только в человеке, «вне человека и помимо него никакого «идеального» нет» [6, с. 269]. О чем это говорит? О том, что не природа, а культура в ее разнообразных проявлениях есть родина идеального. Слова же «преобразованное в ней» следует понимать как видение творческой природы идеального, через формы которого внешнее материальное превращается в общественный факт, в достояние общественного человека. Таким образом, в своей концепции идеального Э. В. Ильенков подчеркивает
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №10. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/47
важнейшее свойство идеального — быть схемой деятельной активности человека. Идеальное направлено на изменение образа предмета и выступает как внутренняя потребность человека; как цель, направляющая и регулирующая объективно-реальные действия человека. Идеальное рождается из самой действительности через «распредмечивание» не в акте созерцания, а в труде. Такова «аксиома» ильенковской концепции идеального, ее основной теоретический тезис.
Понятие идеального Э. В. Ильенков развивает в историческом и логическом аспектах, анализируя философское наследие Спинозы, Канта, Фихте, Гегеля, Маркса и демонстрируя актуальность этой проблемы не только в рамках философского дискурса, но и сточки зрения решения многих фундаментальных проблем: идеальность формы собственности; проблемы идеала,; особенности эстетического восприятия; соотношение науки и нравственности; творчество и развитие личностного начала в человеке; тайна «рождения ума» и развития человеческой психики.
Концептуальные построения Э. В. Ильенкова были использованы В. В. Давыдовым и А. И. Мещеряковым для создания системы поэтапного формирования умственных действий, преодоления созерцательности в обучении и, в частности, в практике воспитания слепоглухонемых детей с помощью совместно-разделенной деятельности, то есть деятельности, осуществляемой ребенком совместно с наставником. Как разъяснял Э. В. Ильенков, в итоге научения ребенка самостоятельно обращаться с вещами он становится субъектом высших человеческих психических функций, социально активным человеком, даже, казалось, при таком неодолимом препятствии, как слепоглухонемота [7, с. 42]. Теория и драматическая история так называемого Загорского эксперимента, в которой выразились дух и метафизика советской эпохи, неоднократно обсуждались в печати и получили непредвзятую оценку [8-10].
В настоящее время в Загорском (Сергиево-Посадском, так как городу вернули его историческое название) детском доме для слепоглухонемых детей, который успешно функционирует, оставаясь уникальным, единственным в России учебно-реабилитационным учреждением подобного рода, применяются все современные методики обучения: это и совместно-разделенная деятельность; рисунок; лепка; жестовая речь глухих; письменная и устная формы словесной речи и другое, то есть все то, что способствует включению этих детей в общечеловеческий мир культуры.
Многие аспекты многогранной проблемы идеального в советский период получили дальнейшую разработку в трудах Ф. Т. Михайлова, В. С. Библера, В. И. Толстых и др. В их работах осмысливаются проблемы роли практики в научном познании, логика орудийной деятельности и мыслительного диалога. В конце 60-х — начале 70-х гг. по проблеме идеального развернулась полемика Э. В. Ильенкова с Д. И. Дубровским, который представлял естественно-научное направление в осмыслении идеального. Для Д. И. Дубровского идеальное — это актуализированная для личности информация и способность оперировать ею с высокой степенью произвольности [11, с. 123-124]. Идеальное, по Дубровскому — это явление, присущее исключительно сфере субъективного мира человека, это его субъективное переживание. Материальным субстратом идеального образа как психического состояния определенного субъекта выступают языковые нейрофизиологические процессы. «Кибернетическое» решение проблемы идеального, сознания критиковалось Э. В. Ильенковым как рецидив биологизаторства, упрощенного понимания этой сложной философской проблемы. Если в дискуссиях 60-70-х годов информационный и деятельностный подходы к проблеме идеального в лице их ведущих представителей — Д. И. Дубровского и Э. В. Ильенкова — резко противопоставляли свои исходные постулаты, то в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №10. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/47
дальнейшем разработка проблемы идеального была связана в советской философии с уточнением принципов и возможностей создания интегральной концепции.
Еще один ракурс рассмотрения сложного феномена идеального в советской философии был предложен М. А. Лифшицем [12]. В своей концепции М. А. Лифшиц трактует идеальное не только как факт общественно-исторической жизни, но и как совершенную форму, существующую в природе. То есть идеальность человеческого сознания в концепции М. А. Лифшица оказывается производной от идеальности форм природы.
Истоки такой постановки проблемы — философская традиция, идущая от Платона к Гегелю, о чем мы уже писали выше. В рамках этой традиции идеальное тождественно объективно представленному всеобщему, тогда как в марксизме идеальное — не всеобщее как таковое, а его особая форма. М. А. Лифшиц в своей «онтогносеологии» доказывал, что уже в природе есть предметы, ставшие как бы зеркалом целого круга природных явлений, выражением их всеобщего значения. В этом качестве они идеальны; идеальное по Лифшицу есть во всем [12, с. 123].
Таким образом, в отечественной философии советского периода складываются три основные концепции идеального, авторы и сторонники которых дискутировали по многим аспектам проблемы идеального. Д. И. Дубровский отождествляет идеальное с субъективными переживаниями человека; Э. В. Ильенков — с объективированными мыслительными формами, схемами предметно-практической деятельности; М. А. Лифшиц убежден, что идеальное — это объективный эталон, оно онтологически первично как в отношении к сознанию человека, так и к практической деятельности.
Вместе с тем в изучении сложного философского феномена идеального был сделан значительный шаг вперед и особую роль в этом отношении сыграли труды Э. В. Ильенкова. Так считают многие исследователи теоретического наследия Э. В. Ильенкова и мы разделяем их убежденность. В настоящее время, справедливо пишет профессор Дэвид Бэкхерст (Канада), пора меньше говорить о позиции Э. В. Ильенкова в старых, давно затихших спорах, а больше о том, какие из его идей обращены в будущее, открывая творческие аспекты мышления [13, с. 120]. А ученик и последователь Э. В. Ильенкова академик В. А. Лекторский напоминает, что разработанный советскими философами и психологами деятельностный подход, плодотворно применявшийся Э. В. Ильенковым в анализе проблемы идеального, переживает ныне второе рождение в когнитивной науке в виде так называемого энактивизма [14, с. 36]. Концепция конструктивного реализма, которую активно разрабатывает сам В. А. Лекторский, ассимилирует деятельностный и культурно-исторический подходы и имеет значительный эвристический потенциал в отношении многих проблем эпистемологии, философии сознания, философии науки, открывая новые перспективы в их изучении. Философское наследие Э. В. Ильенкова, ядром которого является концепция идеального, актуально, его труды вызывали и продолжают вызывать интерес как в нашей стране, так и за рубежом.
Список литературы:
1. Лекторский В. А. Ильенков Эвальд Васильевич // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль. 2010.
2. Мареева Е. В. Существует ли «школа Ильенкова»? // Вопросы философии. 2004. №3. С. 66-75.
3. Ильенков Э. В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма // Диалектика идеального. М.: Мир философии. 2015. 336 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №10. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/47
4. Ильенков Э. В. Идеальное // Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия. 1962. 576 с.
5. Ильенков Э. В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии // Диалектика - теория познания: Историко-философские очерки. М.: Наука, 1964. 54 с.
6. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 462 с.
7. Ильенков Э. В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Знание, 1977. 61 с.
8. Итунина Н. Б. Э. В. Ильенков: некоторые уроки Загорского эксперимента // Известия СмолГУ 2016. №2 (34). С. 304-312.
9. Пущаев Ю. В. История и теория Загорского эксперимента. Начало (I) // Вопросы философии. 2013. №3. С. 132-145.
10. Пущаев Ю. В. История и теория Загорского эксперимента: была ли фальсификация? // Вопросы философии. 2013. №10. С. 124-134.
11. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983. С. 123-124.
12. Лифшиц М. А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. №10. С. 120135.
13. Бэкхерст Д. Ответ на статью Тома Рокмора «Ильенков об идеалах, опредмечивании и стоимости» // Вопросы философии. 2015. №5. С. 116-120.
14. «Реалистический поворот» в современной эпистемологии, философии сознания и философии науки? Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 2017. №1. 224 с.
References:
1. Lektorskii, V. A. (2010). Iljenkov Evald Vasilevich. Novaya filosofskaya entsiklopediya. In 4 v., v. 2. Moscow, Mysl. (in Russian).
2. Mareeva, E. V. (2004). Sushchestvuet li "shkola Iljenkova"? Voprosy filosofii, (3), 66-75. (in Russian).
3. Iljenkov, E. V. (2015). Leninskaya dialektika i metafizika pozitivizma. In: Dialektika ideal'nogo. Moscow, Mir filosofii, 336. (in Russian).
4. Iljenkov, E. V. (1962). Ideal'noe. In: Filosofskaya entsiklopediya, in 5 v., v. 2. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 576. (in Russian).
5. Iljenkov, E. V. (1964). Vopros o tozhdestve myshleniya i bytiya v domarksistskoi filosofii. In: Dialektika - teoriyapoznaniya: Istoriko-filosofskie ocherki. Moscow, Nauka, 54. (in Russian).
6. Iljenkov, E. V. (1991). Filosofiya i kul'tura. Moscow, Politizdat, 462. (in Russian).
7. Iljenkov, E. V. (1977). Uchites' myslit' smolodu. Moscow, Znanie, 61. (in Russian).
8. Itunina, N. B. (2016). E. V. Iljenkov: nekotorye uroki Zagorskogo eksperimenta. Izvestiya SmolGU, 2(34), 304-312. (in Russian).
9. Pushchaev, Yu. V. (2013). Istoriya i teoriya Zagorskogo eksperimenta. Nachalo (I). Voprosy filosofii, (3), 132-145. (in Russian).
10. Pushchaev, Yu. V. (2013). Istoriya i teoriya Zagorskogo eksperimenta: byla li fal'sifikatsiya? Voprosy filosofii, (10), 124-134. (in Russian).
11. Dubrovskii, D. I. (1983). Problema ideal'nogo. Moscow, 123-124. (in Russian).
12. Lifshits, M. A. (1984). Ob ideal'nom i real'nom. Voprosy filosofii, (10), 120-135. (in Russian).
13. Bekkherst, D. (2015). Otvet na stat'yu Toma Rokmora 'Iljenkov ob idealakh, opredmechivanii i stoimosti'. Voprosy filosofii, (5), 116-120. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 5. №10. 2019 DOI: 10.33619/2414-2948/47
14. 'Realisticheskii povorot' v sovremennoi epistemologii, filosofii soznaniya i filosofii nauki? Materialy Kruglogo stola (2017). Voprosy filosofii, (1), 224. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 03.09.2019 г.
Принята к публикации 06.09.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Итунина Н. Б. Концепция идеального Э. В. Ильенкова (к 95-летию со дня рождения философа) // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №10. С. 295-302. https://doi.org/10.33619/2414-2948/47/34
Cite as (APA):
Itunina, N. (2019). E. V. Iljenkov's Concept of Ideal (in the Light of 95th Anniversary of Philosopher's Birth). Bulletin of Science and Practice, 5(10), 295-302. https://doi.org/10.33619/2414-2948/47/34 (in Russian).