ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
гии), или «созвучию энергии, соцветию сил, сливающихся в истине, красоте и любви» [3, с. 44]. Воплотив эту идею в хоровом звуча-
нии, символизирующем соборное «Мы», Танеев тем самым переосмыслил жанр кантаты в православном ключе.
Примечания
1. Арановский М. Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960—1975 гг. Ленинград, 1979. 288 с.
2. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Москва, 1991. 368 с.
3. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. Москва, 1993. 262 с.
4. Танеев С. И., Чайковский П. И. Письма / сост. и ред. В. А. Жданова. Москва, 1951. 557 с.
^КОНЦЕПЦИЯ «ИДЕАЛЬНОГО ДОМА » В АРХИТЕКТУРЕ АНГЛИЙСКОГО «ДВИЖЕНИЯ ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ»
УДК 72.01 А. В. Ильин
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена домовой архитектуре английского «Движения искусств и ремесел», основанного У. Моррисом в начале 1860-х годов. Движение представляло собой попытку возрождения ручных художественных ремесел в области декоративных искусств и возрождения традиций сельского домового строительства в сфере архитектуры. В статье анализируется концепция «идеального дома», разработанная архитекторами движения и кратко сформулированная У. Г. Бидлейком в его учении о «трех светочах» архитектуры. Зарождение данной концепции в контексте английской архитектуры второй половины XIX столетия рассматривается как результат негативной реакции на стилевой эклектизм в викторианской архитектуре. В статье выявлены основные положения и особенности концепции «идеального дома» «Движения искусств и ремесел». В заключении дается краткая характеристика влияния, оказанного данной концепцией на зарождение эстетики Ар Нуво в английской домовой архитектуре конца XIX — начала XX века. Ключевые слова: викторианская эпоха, английская домовая архитектура, «Движение искусств и ремесел», концепция «идеального дома».
A. V. Il'in
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
THE CONCEPT OF THE "IDEAL HOUSE" IN THE ENGLISH ARTS AND CRAFTS MOVEMENT ARCHITECTURE
The article is devoted to the domestic architecture of the English Arts and Crafts Movement launched by W. Morris in the early 1860s. The Movement was an attempt ofreviving the artistic handicrafts in the field of decorative arts and reviving the traditions of country domestic building in the sphere of architecture. The article analyzes the concept of the "ideal house" worked out by the Movement architects and briefly formulated by W. H. Bidlake in his theory of the "three lamps" of architecture. The origination of this concept in the context of the English architecture of the second half of the XIXth century is contemplated as the negative reaction to the stylistic eclecticism in the Victorian architecture. The basic attitudes and peculiarities of the concept of the "ideal house" of the Arts and Crafts Movement are revealed in the article. In conclusion the brief description of the influence of this concept on the origination of the Art Nouveau aesthetics in the English domestic architecture of the late XIXth — early XXth centuries is given.
Keywords: the Victorian era, the English domestic architecture, the Arts and Crafts Movement, the concept of the "ideal house".
ИЛЬИН АКИМ ВАСИЛЬЕВИЧ — аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения 304 Московского государственного университета культуры и искусств
IL'IN AKIM VASIL'EVICH — doctoral student of Department of history, cultural history and museum studies, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Ильин А. В., 2014
^ Искусствознание
Ф
Характерной особенностью английской архитектуры Викторианской эпохи (1837—1901) был эклектический ретроспективизм, заключавшийся в одновременном развитии различных стилевых «историзмов». Обращение викторианских архитекторов в их профессиональной практике к художественным стилям прошлого привело в результате к формированию в контексте английской архитектуры XIX столетия целого ряда неостилей: неоготики, неорококо (преимущественно в оформлении интерьеров), «неоренессанса», «неостиля королевы Анны» и др. В полной мере эклектизм как художественная тенденция проявлялся в оформлении так называемых викторианских «вещных интерьеров», переполненных различными произведениями декоративно-прикладного искусства, «предметами роскоши», которые нередко могли иметь разное стилевое решение и были призваны демонстрировать индивидуальный вкус и социальный статус хозяина дома.
Во второй половине XIX века для прогрессивных английских архитекторов стала очевидной необходимость преодоления эклектизма и формирования некоего единого стиля в архитектуре и дизайне интерьеров, основанного на исторических традициях английской архитектуры. Такой стиль был предложен архитекторами «Движения искусств и ремесел», основанного в Англии в начале 1860-х годов дизайнером Уильямом Моррисом (William Morris) и преследовавшего в качестве своих ос нов ных це лей возрож де ние ре мес лен ного производства в области создания предметов декоративно-прикладного искусства и возрождение традиций сельского домового строитель ст ва в сфе ре архи тек ту ры. В про ти во вес историзму и эклектике, преобладавшим в викторианской домовой архитектуре, архитекторы движения предложили качественно новый тип дома, основанный на принципе стилевого един ст ва экс терь ера, ин терь еров дома и прилегающего к дому сада. В своем стремлении к созданию подлинно «английского» стиля, свободного от общеевропейских «историзмов», они обратились к традициям домового строи тель ст ва, харак тер ным для английской сельской местности. Предложенная «Движе-
нием искусств и ремесел» концепция «идеального дома» кратко сформулирована архитектором Уильямом Генри Бидлейком (William Henry Bidlake), бирмингемским представителем движения, в его учении о трех «светочах» архитектуры.
Первый «светоч» домовой архитектуры, по Бидлейку, это «Светоч Покоя». Данный принцип предписывает архитекторам избегать в их практике каких-либо декоративных изысков, особенно в оформлении внутренних помещений, так как дом должен служить для его владельца, прежде всего местом отдыха после рабочего дня. В дизайне интерьеров должны присутствовать гармоничные, «спокойные» темы [6, p. 246].
Вторым важным принципом домовой архи тек ту ры, по мне нию Бид лей ка, яв ляет ся «Светоч Гармонии». Дом должен гармонично соотноситься с окружающим его природным ландшафтом. При этом в архитектуре дома должна четко выявляться его конструктивная составляющая, исходя из особенностей его местоположения. Иными словами, план здания должен повторять все уступы и неровности того мес та, на ко тором оно воз водит ся, с це лью максимально вписать строя щийся дом в существующий природный ландшафт. Для строительства дома, по мнению Бидлейка, необходимо использовать преимущественно местные природные материалы [6, p. 246, 253].
Третьим принципом домовой архитектуры, по Бидлейку, является «Светоч Гостеприимства». Данный «светоч» означает, что функ-ционально-пла нировоч ное решение зда ния и дизайн его ин терьеров долж ны быть комфор-табель ны как в от но ше нии оби та те лей дома, так и его гостей. Бидлейк призывал архитекторов к использованию в их домовых проектах перетекающих пространств, обязательному присутствию холла на первом этаже, а также к от казу от уз ких ко ри до ров и за ме не их более широкими, что позволило бы использовать коридоры в дополнительных бытовых целях (например, размещение в них ларей и сундуков, необходимых в хозяйстве) [6, p. 253].
Прин ци пы, из ложен ные Бид лей ком в его теории домовой архитектуры, развивали на практике такие ведущие архитекторы и ди-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
зайнеры «Движения искусств и ремесел», как Чарльз Фрэнсис Эннесли Войси (Charles Francis Annesley Voysey), Уильям Ричард Ле-таби (William Richard Lethaby), Эрнест Джим-сон (Ernest Gimson), Эдвин Лэндсир Латченс (Edwin Landseer Lutyens), Эрнест Барнсли (Ernest Barnsley), Маккей Хью Бейлли Скотт (Mackay Hugh Baillie Scott), Раймонд Унвин (Raymond Unwin) и др.
Дизайн интерьеров домов, построенных архитекторами «Движения искусств и ремесел», как и функционально-планировочное решение этих домов, отличался новаторским подходом. В противовес типичным викторианским интерьерам, перегруженным различными предметами и элементами декоративного оформления, архитекторы и дизайнеры движения предложили абсолютно противоположную эстетику быта, основанную на принципах простоты, гармонии и удобства. Главный принцип оформления интерьеров в стиле движения описал У. Моррис в своей лекции «Красота жизни» («The Beauty of Life», 1880): «...если мы хотим, чтобы искусство началось с нашего дома, как это и следует, надо очистить дома от назой ли вых изли шеств, от стандартного комфорта, который не есть под-лин ный комфорт и лишь дос тав ляет хлопоты слугам и врачам. И если вам нужно золотое правило, подходящее для каждого, так вот оно: не держите в доме ничего такого, в чем вы не видите ни пользы, ни красоты» [1, с. 123]. Полистилизму викторианских интерьеров архитекторы движения противопоставили декоративный минимализм и стилевое единство своих дизайнерских проектов. Единство стилевого решения внутреннего пространства дома достигалось за счет использования повторяющихся тем в различных элементах декоративного оформления: драпировках мебели, коврах, портьерах и т.д. При этом архи-тек торы и дизай не ры дви же ния час то пред почитали сохранять белый цвет стен, либо декорировали их обоями, дизайн которых был основан, как правило, на флоральных мотивах и отличался цветовой сдержанностью. Данная особен ность дизай нерских проектов участ-ни ков «Дви же ния ис кусств и ре ме сел» име ла особое значение для формирования в контек-
сте отдельного дома гармоничной среды обитания человека. Архитекторы и дизайнеры дви жения од ними из первых стали разрабатывать дизайн интерьеров на основе принципа «видеоэкологичности», стараясь использовать такие цвета и узоры в оформлении, которые были бы приятны человеческому глазу и не вызывали бы у обитателей дома ощущение усталости. Меблировка интерьеров движения отличалась простотой, удобством и функциональностью. На обстановке интерьеров простой и добротной мебелью настаивал, в частности, М. Х. Бейлли Скотт — один из ведущих архитекторов и дизайнеров «Движения искусств и ремесел» [3].
При проектировании жилых домов архитекторы «Движения искусств и ремесел» одними из первых в последней трети XIX века ста ли рас смат ри вать сад как ин те гра тив ную со став ляю щую до ма. В представ ле нии архитекторов движения сад и дом должны быть взаимосвязаны между собой посредством их гармонического соотношения с естественным природным ландшафтом, характерным для местоположения дома. Сады «Движения искусств и ремесел» соединяли в себе черты как «формальных», так и «диких», или «натуралистических» садов. С «формальной» школой садового дизайна архитекторов и ди зай не ров дви же ния род ни ло ис пользование ими в оформлении садов аккуратно под стри жен ных деревь ев и кус тар ни ков, а также формирование в отдельных частях са да замк ну тых про странств, ого рожен ных, как правило, живыми изгородями. При этом архитекторы движения при помощи пергол создавали в структуре сада «помещения» на открытом воздухе, служившие своего рода продолжением дома, что позволяло соединить на архитектурном уровне сад с домом. С «дикими», или «натуралистическими», садами сады «Движения искусств и ремесел» связывало присутствие в их оформлении диких и «старомодных» сельских цветов и трав, схе мы вы сад ки ко торых в ком пози ци-онном отношении создавали иллюзии естественного природного ландшафта. Особенностью садов движения был их одновременно декоративный и утилитарный характер.
Ф
^ Искусствознание
Ф
Сад «Движения искусств и ремесел» мог объединять в своем пространстве не только чисто декоративные композиции из цветов и кустарников, но также фруктовый и кухонный сады, где выращивались фрукты и овощи для нужд хозяев дома.
Характерным примером воплощения на практике концепции «идеального дома», разработанной архитекторами «Движения искусств и ремесел», может служить Ман-стед-Вуд — личный дом садового дизайнера Гертруды Джикилл (Gertrude Jekyll), построенный в конце 1890-х годов недалеко от Годалминга (графство Суррей) по проекту архитектора Эдвина Латченса. При проектировании дома Латченс опирался на традиции строительства небольших сельских коттеджей, харак тер ные для Сур рея. Ман стед-Вуд, построенный из местного песчаника, был достаточно небольшим по меркам того времени и пре крас но гар мони ро вал с ок ру жав шим его садом и естественным природным ланд-шаф том.
На основе проведенного анализа концеп-
ции «идеального дома», разработанной архитекторами «Движения искусств и ремесел», можно сделать вывод о том, что данная концепция была направлена на преодоление эклектизма в домовой архитектуре и предполагала проектирование дома как стилистически единой предметно-пространственной среды, представлен ной в сти левом единст ве экс терьера, интерьеров дома и прилегающего к дому сада. Следует также отметить, что концепция «идеального дома» «Движения искусств и ремесел», в основе которой лежал, фактически, так называемый принцип «тотального дизайна» (проектирование дома и оформление его интерьеров в едином стиле), оказала влияние на зарождение в контексте английской домовой архитектуры конца XIX — начала XX века эстетики Ар Нуво. При проектировании индивидуальных жилых домов передовые архитекторы «эпохи модерна», подобно архитекторам «Движения искусств и ремесел», стреми лись к соеди нению раз лич ных элемен тов дома как архитектурного объекта в единое художественное целое.
Примечания
1. Моррис У. Красота жизни // Моррис У. Искусство и жизнь: избранные статьи, лекции, речи, письма. Москва : Искусство, 1973. С. 98—126.
2. Anscombe I. Arts and Crafts Style. London: Phaidon, 2007. 232 p.
3. Baillie Scott M. H. On the Choice of Simple Furniture // The Studio: An Illustrated Magazine ofFine and Applied Art. 1897. Vol. 10. № 49. Pp. 152—158.
4. Blakesley R. P. The Arts and Crafts Movement. London : Phaidon, 2011. 272 p.
5. Todd P. The Arts and Crafts Companion. London: Thames & Hudson, 2008. 320 p.
6. Wainwright A. S. A Birmingham Architect — W. H. Bidlake // The Studio: An Illustrated Magazine of Fine and Applied Art. 1902. Vol. 25. № 110. Pp. 245—253.
Ф
Ф