Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

КОНЦЕПЦИЯ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДНИЕ ШКОЛЫ / УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ / STATE GUARANTEES OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE SPHERE OF EDUCATION / GENERAL SECONDARY SCHOOLS / CONDITIONS FOR THE REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Сергей Валерьевич, Грудцына Людмила Юрьевна

Обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования напрямую связано с общественным значением права на образование. Поскольку образование отдельного индивида - потребность всего общества, главной гарантией является в основном его бесплатность. Дополнительными конституционными гарантиями прав и свобод человека в сфере образования является получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе, плюрализм форм образования, самообразование и наличие федеральных образовательных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF GUARANTEES FOR THE REALIZATION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF PARTICIPANTS EDUCATIONAL PROCESS

Ensuring state guarantees of human rights and freedoms in the field of education is directly related to the public significance of the right to education. Since the formation of a single individual is a requirement of the whole society, the main guarantee is basically its free-of-charge. Additional constitutional guarantees of human rights and freedoms in the sphere of education are the receipt of free higher education on a competitive basis, the pluralism of the forms of education, self-education and the availability of federal educational standards

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

G^ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^Г)

УДК 37 МОЛЧАНОВ Сергей Валерьевич,

ББК 74 04 ученый секретарь ФГБНУ «Институт управления образованием»

Российской академии образования, кандидат юридических наук

e-mail: msv.molchanov@gmail.com

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

эксперт РАН, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, доктор юридических наук, профессор, Почетный адвокат России. e-mail: ludmilagr@mail.ru

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

КОНЦЕПЦИЯ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования напрямую связано с общественным значением права на образование. Поскольку образование отдельного индивида - потребность всего общества, главной гарантией является в основном его бесплатность. Дополнительными конституционными гарантиями прав и свобод человека в сфере образования является получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе, плюрализм форм образования, самообразование и наличие федеральных образовательных стандартов.

Ключевые слова: государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования, общеобразовательные средние школы, условия для реализации права на образование.

MOLCHANOVSergey Valerevich,

Academic Secretary of the FGBU «Institute for Educational Management» Russian Academy of Education, Candidate of Legal Sciences

GRUDTSINA Ludmila Yurievna,

expert of the Russian Academy of Sciences, chief research officer of the Department of Educational Law and Control of the Educational Law Center of the Russian Academy of Education, Doctor of Law, Professor, Honorary lawyer of Russia

THE CONCEPT OF GUARANTEES FOR THE REALIZATION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF PARTICIPANTS EDUCATIONAL PROCESS

Annotation. Ensuring state guarantees of human rights and freedoms in the field of education is directly related to the public significance of the right to education. Since the formation of a single individual is a requirement of the whole society, the main guarantee is basically its free-of-charge. Additional constitutional guarantees of human rights and freedoms in the sphere of education are the receipt of free higher education on a competitive basis, the pluralism of the forms of education, self-education and the availability of federal educational standards.

Key words: state guarantees of human rights and freedoms in the sphere of education, general secondary schools, conditions for the realization of the right to education.

Часть 2 ст. 43 Конституции России гарантирует дов вынуждены дополнительно обучать несовершен-

каждому (в том числе иностранцу) общедоступ- нолетних иностранных граждан русскому языку, в про-

ность и бесплатность дошкольного, основного тивном случае те лишаются возможности успешно

общего и среднего профессионального образования в осваивать учебную программу средней школы. Есте-

государственных или муниципальных образователь- ственно, это делается за счет регионального и иных

ных учреждениях и на предприятиях. Хотя попутно государственных и муниципальных бюджетов,

необходимо отметить такой факт. Московские и другие поскольку брать за это плату с родителей не позволяет

общеобразовательные средние школы крупных горо- Конституция страны, а с работодателей родителей

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

этих детей - юридически нереально. Такая же проблема (обучение русскому языку) остро стоит и перед вузами страны, обучающими иностранных студентов, например перед РУДН, но этот вопрос решается за счет направляющей стороны или самого обучаемого.

Что касается остальных уровней образования -среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, то для его финансирования используются следующие источники:

а) бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством квотой на образование иностранцев в России. Таким образом, в любом случае эти расходы подлежат компенсации в прямом виде в соответствии с международными договорами или в косвенной, через квоту, устанавливающую взаимный обмен обучаемыми между российскими и иностранными образовательными учреждениями, или путем компенсации расходов в иной форме.

б) за счет средств физических и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

От количества образованных людей на тысячу человек населения зависит уровень общественного, экономического, социального развития конкретной страны, производительность труда работающей части населения, его интеллектуальный потенциал, место, которое занимает то или иное государство в различного рода рейтингах и аналитических исследованиях.

Обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования напрямую связано с общественным значением права на образование. Поскольку образование отдельного индивида -потребность всего общества, главной гарантией является в основном его бесплатность. Дополнительными конституционными гарантиями прав и свобод человека в сфере образования является получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе, плюрализм форм образования, самообразование и наличие федеральных образовательных стандартов (ч. 3 и 5 ст. 43 Основного закона). Закон, кроме ст. 5, не содержит отдельной, обобщенной главы «Гарантии права на образование», однако все его главы в той или иной форме устанавливают юридические гарантии отдельных видов и форм реализации этого права.

Примечательно, что комментируемая норма устанавливает государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования. Это вовсе не означает, что негосударственные образовательные учреждения не устанавливают юридических гарантий этих прав и свобод, действующих в рассматриваемой сфере. Однако очевидно, что государство выступает в этих отношениях основным гарантом, причем не только в юридическом смысле, но и в экономическом, организационном и иных аспектах.

Создание условий для реализации права на образование. Этот вид общественных отношений в сфере образования атрибутивно связан с первыми двумя. Право на образование остается на бумаге без реального механизма его реализации. На наш взгляд, это одна из важнейших целей закона. Важно не только продекларировать право на образование, но и обеспечить его реальное получение. В этом отношении комментируемый закон при всех его недостатках представляет собой значительный шаг вперед, поскольку аккумулирует опыт двадцатилетнего периода исполнения норм первого Закона «Об образовании» 1992 г. (утратил силу), постоянно дополняемого и совершенствовавшегося на протяжении последних лет. Поскольку сфера образования - одна из самых динамично развивающихся в современном обществе, его авторы перенесли значительную часть условий реализации права на образование в область подзаконного правового регулирования. Можно критиковать Закон за это, но нельзя не признать, что совершенствовать подзаконную часть обеспечения реализации этого права легче, чем сам Закон.

Содержание понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» раскрыто в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Как следует из содержания ч. 5 ст. 43 Конституции и названной статьи Закона, стандарты обязательны для образовательных учреждений всех видов и форм собственности. В связи с этим Закон установил ряд единых федеральных государственных требований к их содержанию. Так, стандарты обязаны обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, обеспечивающую непрерывность обучения на всем протяжении жизни обучаемого, вариативность их содержания применительно к типу учебного заведения и этапу развития общества и государства, а также государственные гарантии уровня и качества образования, основанные на единстве обязательных требований к условиям реализации образовательных программ и уровню способностей обучающихся.

Стандарты призваны обеспечить баланс между конституционно установленной свободой преподавания (ч. 1 ст. 44 Основного закона), автономией образовательных учреждений и объективной оценкой качества знаний обучаемых, независимо от формы получения образования и формы обучения. Исключение сделано только для стандартов дошкольного образования, результат выполнения которых в значительной мере зависит от индивидуальных физических и умственных способностей обучаемых.

Государственные образовательные стандарты должны отвечать следующим требованиям:

- по структуре (в том числе, в части соотношения обязательной и творческой их компоненты);

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

- по условиям реализации основных образовательных программ, прежде всего кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Обращаем внимание читателей, что список требований открытый, оставляющий простор для административного усмотрения;

- самой главное: результатам освоения основных образовательных программ.

Основным критерием разработки стандарта являются сроки получения общего и профессионального образования. Разумеется, их продления или сокращение для отдельных обучаемых, видимо, возможно при наличии объективных к тому причин. Но общие сроки обучения должны быть стандартом установлены.

Помимо сроков, основными критериями при разработке стандартов общего образования выступают уровни образования, профессии, специальности и направления подготовки. В этом случае перечень критериев, установленный Законом, исчерпывающий. На случай получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться специальные стандарты применительно к этим особенностям. Стандарты профессионального образования должны учитывать меняющийся перечень специальностей и требований к ним.

Получение среднего общего образования для иностранцев является бесплатным. При этом необходимо учитывать, что иностранцем считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству образовательного учреждения.

Приглашение в целях обучения в образовательном учреждении профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами обороны, либо безопасности, либо внутренних дел, либо таможенного дела, либо предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, если указанные органы имеют в своей структуре образовательные учреждения профессионального образования соответствующих типов и видов. Образовательное учреждение, пригласившее иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения, гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данном образовательном учреждении, содействует его своев-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

ременной регистрации по месту пребывания, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» прием иностранных граждан в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (в том числе, в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты), а также по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

В целях поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, Закон устанавливает, что иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, имеют право на получение среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», который в настоящее время действует в редакции от 23.07.2010.

В соответствии с данным Законом соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Закон говорит об особенностях организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы. При обучении инвалидов им бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.