Научная статья на тему 'Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей)'

Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Драпкина О. М., Астанина С. Ю., Шепель Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей)»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4041. doi: 10.15829/1728-8800-2024-4041 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

KS

Ä м

fäVy

РОПНИЗ

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей)

Драпкина О. М., Астанина С. Ю., Шепель Р. Н.

ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России. Москва, Россия

Отношения и деятельность: нет.

Для цитирования: Драпкина О. М., Астанина С. Ю., Шепель Р. Н. Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(^):4041. doi: 10.15829/1728-8800-20244041. EDN ZZVXUD

Поступила 13/05-2024 Принята к публикации 14/05-2024

The concept of forming a system of unified educational space for medical practitioners, internists, general practitioners (family doctors)

Drapkina O. M., Astanina S. Yu., Shepel R. N.

National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine. Moscow, Russia

Relationships and Activities: none.

Drapkina O. M. ORCID: 0000-0002-4453-8430, Astanina S.Yu.* ORCID: 0000-0003-1570-1814, Shepel R. N. ORCID: 0000-0002-8984-9056.

'Corresponding author: umu.profmed@gmail.com

Received: 13/05-2024 Accepted: 14/05-2024

For citation: Drapkina O. M., Astanina S.Yu., Shepel R. N. The concept of forming a system of unified educational space for medical practitioners, internists, general practitioners (family doctors). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):4041. doi: 10.15829/1728-88002024-4041. EDN ZZVXUD

Современный образовательный процесс характеризуется неравномерностью, нестабильностью, многовариантностью и неопределенностью путей развития в зависимости от множества влияющих факторов и условий. В реальной образовательной практике очевиден переход от линейного к нелинейному построению образовательного процесса, что соответствует нелинейности окружающего мира. Современные вызовы к новой организации образовательного процесса обозначили проблемы, требующие поиска их решения:

♦ содействие самоопределению человека в ситуациях неопределенности и кризисов;

♦ конструирование содержания образовательных (учебных) программ, ориентированного на самостоятельное построение обучающимся персонализированного обучения, нацеленного на формирование умения решать профессиональные задачи;

♦ усиление роли процедурных знаний, направленных на: освоение способов познания; оценку ценностных установок; формирование ценностей и критическую интерпретацию информации;

♦ конструирования содержания программ, электронных учебных курсов, онлайн курсов, реализуемых в условиях измененного временного режима занятий.

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: umu.profmed@gmail.com

[Драпкина О. М. — д.м.н., профессор, академик РАН, директор, ORCID: 0000-0002-4453-8430, Астанина С. Ю.* — к.пед.н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и методики профессионального образования Института профессионального образования и аккредитации, с.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра, ORCID: 0000-0003-1570-1814, Шепель Р. Н. — к.м.н., зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности, в.н.с., руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, ORCID: 0000-0002-8984-9056].

В этой связи произошли серьезные изменения в федеральном законодательстве. В конце 2023г в Федеральный закон (ФЗ) № 273-ФЗ (в ред. от 25.12.2023), гл. 2, ст. 1 — были внесены уточнения в понятие "образование" путем расширения этого понятия за счет процесса воспитания. Так, в современном законодательстве — "Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения", являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Также произошли изменения в законодательстве и в уточнении понятия "воспитание". В действующем законодательстве "Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде" (ФЗ № 273-ФЗ (в ред. от 25.12.2023), гл. 2, ст. 2). Таким образом, на уровне федерального законодательства определена актуальность профессионально-трудового воспитания обучающихся — формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.

С учетом современных тенденций развития образования и нормативных требований к образовательному процессу значительно усложняется подготовка врача-терапевта, включающая подготовку к оказанию разных видов медицинской помощи — 1) оказанию первичной медико-санитарной помощи взрослому населению и 2) оказанию специализированной медицинской помощи населению по профилю "Терапия" в условиях стационара и дневного стационара.

В условиях нелинейной организации образовательного процесса, усиливающей функции воспитательного процесса, интенсивности подготовки врача-терапевта, решающую роль играет концептуализация стратегии изменений, которая понимается как средство формирования идеальной дей-

ствительности, соорганизации разнонаправленных и многообразных течений.

27 марта 2024г на видеоселекторном совещании профессорско-преподавательского состава терапевтических кафедр образовательных организаций был рассмотрен проект Концепции формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) (далее — Концепция). В процессе обсуждения были внесены дополнения в содержание Концепции и 18 апреля 2024г Концепция была принята на пленарном совещании образовательных организаций XXXI Российского национального конгресса "Человек и лекарство" (https://internist.ru/ events/detail/799754/?lang=ru&confirm=1).

В совещании приняли участие:

— 189 участников (подключений);

— 8 федеральных округов, 2 республики (ЦФО; ЮФО; СЗФО; ДВФО; СФО; ПФО; УФО; СКФО; ЛНР; ДНР);

— 56 субъектов Российской Федерации;

— 75 организаций (образовательные и медицинские):

1. ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (г. Москва);

2. ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России (г. Москва);

3. ФГАОУ ВО РУДН Минобрнауки России (г. Москва);

4. Ассоциация врачей первичного звена (г. Москва);

5. ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ (г. Москва);

6. ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (г. Москва);

7. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Педиатрический медицинский университет Минздрава России (г. Санкт-Петербург);

8. ФГБОУ ВО СПбГУ им. акад. И. П. Павлова Минздрава России (г. Санкт-Петербург);

9. ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России (г. Санкт-Петербург);

10. ФГБОУ ВО ЛГМУ им. св. Луки Минздрава России (Луганская Народная Республика);

11. ФГБОУ ВО Дон ГМУ им. М. Горького Минздрава России (Донецкая Народная Республика);

12. КФУ Медицинский институт Минобрнауки России (Республика Крым);

13. ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России (Алтайский край);

14. Центр Общественного здоровья (Алтайский край);

15. ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская область);

16. ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России (Архангельская область);

17. ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России (Астраханская область);

18. ФГОУ ВО НИУ БелГМУ Министерства науки и образования (Белгородская область);

19. ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России (Курская область);

20. ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России (Волгоградская область);

21. ФБГОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России (Воронежская область);

22. ВОКПТД (Воронежская область);

23. ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России (Забайкальский край);

24. ГУЗ Краевая клиническая больница (Забайкальский край);

25. ФГБОУ ИвГМА Минздрава России (Ивановская область);

26. ИГМАПО - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутская область);

27. ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России (Иркутская область);

28. ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России (Краснодарский край);

29. ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (Красноярский край);

30. ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России (Кировская область);

31. ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России (Нижегородская область);

32. ФГБОУ ВО Новгородский ГУ им. Ярослава Мудрого Минобрнауки России (Новгородская область);

33. ФИЦ ФТМ (Новосибирская область);

34. ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Новосибирская область);

35. ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России (Омская область);

36. ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (Оренбургская область);

37. ФГБОУ ВО Орловский ГУ им. И. С. Тургенева Минобрнауки России (Орловская область);

38. ПИУВ - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Пензенская область);

39. ФГАОУ ПГНИУ Минобрнауки России (Пензенская область);

40. ФГБОУ ВО ПГМУ им. акад. Е. А. Вагнера Минздрава России (Пермская область);

41. ФГБОУ ВО Тихоокеанский ГМУ Минздрава России (Приморский край);

42. ФГБОУ ВО Ростовский ГМУ Минздрава России (Ростовская область);

43. ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (Рязанская область);

44. ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России (Самарская область);

45. ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ Минздрава России (Саратовская область);

46. ФГБОУ ВО Уральский ГМУ Минздрава России (Свердловская область);

47. ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница № 6" (Свердловская область);

48. ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России (Смоленская область);

49. ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России (Ставропольский край);

50. ФГБОУ ВО Тамбовский ГУ им. Г. Р. Державина. Медицинский институт Минобрнауки России (Тамбовская область);

51. ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России (Тверская область);

52. ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (Томская область);

53. ФГБОУ ВО ТулГУ Минобрнауки России (Тульская область);

54. ГУЗ ТО "Тульская клиническая больница" (Тульская область);

55. ФГБОУ ВО "Тюменский ГМУ" Минобрнауки России (Тюменская область);

56. ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (Челябинская область);

57. ФГБОУ ВО Дальневосточный ГМУ Минздрава России (Хабаровский край);

58. ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России (Республика Татарстан);

59. КГМА филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Республика Татарстан);

60. ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России (Республика Башкортостан);

61. ФГБОУ ВО ЧГУ им. А. Кадырова. Медицинский институт (Чеченская Республика);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62. ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России (Республика Северная Осетия — Алания);

63. ФГБОУ ВО МГУ им. Н. П. Огарева Мин-обрнауки России (Республика Мордовия);

64. ФГБОУ ВО КБГУ Медицинский факультет Минобрнауки России (КБР);

65. ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России (Республика Дагестан);

66. ФГБОУ ВО Хакасский ГУ им. Н. Ф. Ка-танова (Республика Хакасия);

67. ФГБОУ ВО Сыктывкарский ГУ им. Пити-рима Сорокина (Республика Коми);

68. ФГБОУ ВО МГТУ Минобрнауки России (Республика Адыгея);

69. ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (Удмуртская республика);

70. ГАУ ДПО "Институт усовершенствования врачей Минздрава Чувашкой Республики (Чувашская республика);

71. РКБ (Чувашская республика);

72. ФГБОУ ВО ЧГУ им. И. Н. Ульянова Минобр-науки России (Чувашская республика);

73. ФГАОУ ВО СВФУ Медицинский институт Минобрнауки России (Республика Саха (Якутия));

74. ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России (г. Москва).

Приложение 1.

КОНЦЕПЦИЯ формирования системы единого (общего) образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)

1. Общие положения

1.1. Цель настоящей Концепции — определение основных принципов, задач, мероприятий, механизмов и этапов формирования и развития системы единого (общего) образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — единое образовательное пространство).

1.2. Система единого образовательного пространства характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования кадров здравоохранения, согласованностью федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

1.3. Нормативным обоснованием Концепции выступают: ФЗ от 29 декабря 2012г № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024г № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012г № 2580-р "Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022г № 1688-р "Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года".

1.4. Формирование системы единого образовательного пространства является одним из приоритетных направлений повышения качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

1.5. Система единого образовательного пространства объединяет всех участников образовательного процесса, обеспечивающего подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

1.6. Взаимодействие участников системы единого образовательного пространства должно способствовать:

— свободному приобщению обучающихся к ценностям национальных культур народов Российской Федерации;

— сохранению исторически сложившихся традиций российских научно-педагогических школ терапии и общей врачебной практики (семейной медицины);

— созданию условий и возможностей для подготовки квалифицированных специалистов (врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)), в соответствии квалификационными требованиями в рамках каждой указанной специальности;

— расширению возможностей непрерывного профессионального развития для врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей врачебной практики (семейных врачей) вне зависимости от территориальной отдаленности и социального благополучия;

— расширению возможностей в подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров для обеспечения образовательного процесса подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с актуальными запросами практического здравоохранения Российской Федерации.

2. Основные задачи Концепции

2.1. Основными задачами Концепции являются:

— обеспечение единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), обеспечивающих концептуальные основы единого образовательного пространства;

— обеспечение единых подходов к процессу воспитания и формирования профессиональной культуры врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации;

— разработка единых требований к обязательной части содержания программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и определение единых требований к результатам освоения образовательных программ для подготовки специалистов указанных специальностей на всех уровнях образования;

— совершенствование системы оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— развитие кадрового потенциала образовательных организаций, обеспечивающих реализацию программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

3. Основные принципы формирования и развития системы единого образовательного пространства

3.1. Основными принципами формирования системы единого образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов

и врачей общей практики (семейных врачей) являются:

— приоритет равной доступности качественного образования врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;

— единство образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) при соблюдении автономии образовательных организаций путем дифференциации образовательных программ на базовую и вариативную части;

— открытость и независимость оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), общественно-профессиональных сообществ и работодателей практического здравоохранения с учетом актуальных задач и потребностей системы здравоохранения Российской Федерации;

— непрерывность и преемственность профессионального развития врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, профессионально-общественных объединений и иных юридических лиц по вопросам совершенствования системы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

4. Основные мероприятия Концепции

4.1. Решение задач обеспечения единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), разработки единых требований к обязательной части содержания программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), определения единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней предусматривает:

— определение единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), содействующих формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и соответствующих профессиональных стандартов;

— определение единых принципов и установок в воспитании и формировании профессиональной культуры врача врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач;

— ориентация на положения модульного подхода в проектировании и реализации образовательных программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей-общей практики (семейных врачей);

— определение единых требований к результатам освоения образовательных программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей-общей практики (семейных врачей), выраженным в компетенциях: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных;

— определение единых показателей (индикаторов) сформированности компетенций у врачей-лечебников, врачей-терапевтов и у врачей-общей практики (семейных врачей) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и соответствующих профессиональных стандартов;

— определение примерного1 (или рекоменду-емого2) содержания программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) в объеме обязательной ее части, обеспечивающей выполнение единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней;

— разработка и апробация механизма постоянного обновления учебных планов образовательных программ, обеспечивающего соответствие актуальным нормативным требованиям здравоохранения и клиническим рекомендациям;

— создание системы мониторинга качества программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) с активным включением в нее объективных данных и мнения работодателей;

— разработку и внедрение методических рекомендаций по подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— разработку и внедрение методических рекомендаций по реализации наставничества как формы внутрикорпоративной подготовки кадров;

— разработку и внедрение рекомендаций по повышению качества подготовки наставников в практическом здравоохранении;

— разработку и внедрение рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия клинических баз и кафедр;

1 Примерные программы для системы дополнительного профессионального образования.

2 Рекомендуемые профессиональным сообществом для высшего образования (ординатура).

— создание системы непрерывного обучения специалистов, ответственных за разработку и реализацию образовательных программ;

— поддержку распространения сетевой формы реализации образовательных программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

4.2. Решение задачи обеспечения единых подходов к процессу воспитания и формирования профессиональной культуры и ответственности врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач предусматривает:

— педагогическое сопровождение подготовки специалистов на этапе освоения новой профессиональной деятельности;

— формирование профессионального мировоззрения врача;

— профессиональное развитие и саморазвитие личности врача;

— личностное развитие в профессиональном образовании;

— формирование воспитывающей среды образовательных организаций, создающих условия для личностного и профессионального развития обучающихся, формирования у них социально значимых, нравственных качеств личности, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения;

— разработку и внедрение в программы подготовки педагогических кадров (повышения квалификации) дисциплин (модулей), направленных на формирование профессиональной культуры и ответственности врача в решении профессиональных задач;

— увеличение количества обучающихся, привлекаемых к добровольческой (волонтерской) и социально значимой деятельности.

4.3. Решение задачи совершенствования системы оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) предусматривает:

— создание системы оценки сформированно-сти компетенций выпускников в рамках итоговой аттестации;

— внедрение механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности обучающегося, в том числе на этапе обучения, предусматривающей определения уровня соответствия обучающегося требованиям профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов;

— разработку механизмов учета результатов текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций при формировании индивидуального портфолио обучающегося;

— формирование системы профессионально-общественной экспертизы качества и условий под-

готовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— создание системы мониторинга результатов освоения обучающимися программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (в том числе в рамках промежуточной аттестации и учетом академических свобод образовательной организации), предполагающего сравнительный анализ результатов в его индивидуальном образовательном маршруте.

4.4. Решение задачи развития кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) предусматривает:

— повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), по приоритетным направлениям развития науки и образования, обеспечение постоянной экспертизы качества реализации образовательных программ, развитие академической мобильности преподавателей;

— реализация сетевых форматов повышения квалификации для молодых преподавателей, вовлеченных в реализацию образовательных программ подготовки педагогических кадров.

5. Механизмы и этапы развития Концепции

5.1. Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с Российским обществом профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ).

5.2. Реализация Концепции осуществляется терапевтическими кафедрами образовательных организаций, ответственных за подготовку врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), Центр компетенций подготовки врачей-терапевтов ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с РОПНИЗ.

5.3. Основным механизмом реализации и развития Концепции является план ее реализации, разрабатываемый ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с РОПНИЗ, терапевтическими кафедрами образовательных организаций, обеспечивающих подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), а также заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. План реализации Концепции разрабатывается на каждый этап.

5.4. Создание системы мониторинга и оценки эффективности реализации Концепции, включающая:

— проведение мониторинговых исследований качества подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— организацию деятельности по проведению сбора данных о достижении целевых показателей Концепции.

5.5. Реализация мероприятий Концепции осуществляется в 3 этапа:

— первый этап — 2024-2026гг;

— второй период — 2027-2029гг;

— третий период — 2030-2032гг.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции к 2032 году

6.1. Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2032г являются:

— доступность качественного образования врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;

— обеспечение единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;

— ориентация на единые принципы и установки в формировании профессиональной культуры врача;

— внедрение единых методологических подходов к структуре и содержанию подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;

— разработка и внедрение образовательных программ подготовки врачей-терапевтов и врачей

общей практики (семейных врачей), имеющих единое содержание обязательной части и определение единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней;

— разработка и внедрение образовательных программ (модулей образовательных программ), позволяющих обучающимся получать в период обучения дополнительные квалификации в сфере здравоохранения;

— внедрение системы профессионально-общественной аккредитации программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), проводимой с участием работодателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обеспечение повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), по актуальным вопросам развития образования, внедрение публичного формата проведения итоговой аттестации по программам подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— внедрение в систему подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся в период обучения, результаты которой учитываются при аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.