Научная статья на тему 'Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины'

Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-педагогическая школа / лидер научной школы / идеи и принципы научной школы / подготовка врачей-терапевтов и врачей общей практики / педагогическая деятельность врача / scientific and pedagogical school / head of a scientific school / ideas and principles of a scientific school / training of internists and general practitioners / educational work of a doctor

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Астанина С.Ю., Шепель Р.Н., Драпкина О.М.

5 октября 2023г по инициативе ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и при поддержке Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) был проведен III Международный научно-практический форум "Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины". Организация Форума включала два направления: симпозиумы, посвященные лучшим практикам высших учебных заведений; круглые столы, посвященные обсуждению проблем интеграции образования и практики. Были представлены научно-педагогические школы Дальневосточного ГМУ, Сибирского ГМУ, Самарского ГМУ, Северного ГМУ, Смоленского ГМУ, Ордена Трудового Красного знамени медицинского института им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского". В обсуждении проблем интеграции медицинского образования и практического здравоохранения приняли участие ученые, практикующие врачи, представляющие образовательные организации Белгородского ГНИУ, Кемеровского ГМУ, Медицинского института Тамбовского ГУ им. Г.З. Державина, Красноярского ГМУ им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Академии постдипломного образования Федерального научно-клинического центра ФМБА; Автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский медицинский центр "Геронтология", Многофункционального медицинского центра (Ташкент, Республика Узбекистан), больницы Улан-Батор Сонго (Улан-Батор, Монголия), Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, Ярославского ГМУ, Волгоградского ГМУ, ГБУЗ Волгоградской областной клинической больницы № 3, НМИЦ ТПМ Минздрава России. Проведенный Форум позволил сделать вывод о том, что во многих медицинских высших учебных заведениях страны сформировались как самостоятельные, имеющие всероссийское и международное признание научно-педагогические школы фундаментальных медико-биологических наук, терапии, профилактической медицины, так и интенсивно развивающиеся в соответствии с российскими и международными принципами и запросами практического здравоохранения. Наличие в медицинском образовании авторитетных научно-педагогических школ терапии и профилактической медицины является одним из показателей эффективности деятельности университетов и академий в подготовке врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Астанина С.Ю., Шепель Р.Н., Драпкина О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and pedagogical schools of therapy and preventive medicine

On October 5, 2023, on the initiative of the National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine and with the support of the Russian Society for the Prevention of Non-communicable Diseases, the III International Research and Practice Forum "Scientific and Pedagogical Schools of Therapy and Preventive Medicine" was held. The Forum included two areas: symposiums dedicated to the best practices of higher education institutions; round tables dedicated to problems of education and practice integration. Scientific and pedagogical schools of the Far Eastern State Medical University, Siberian State Medical University, Samara State Medical University, Northern State Medical University, Smolensk State Medical University, S.I. Georgievsky Medical Institute of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University were represented. Scientists and practicing doctors representing the following educational organizations took part in the discussion of integration of medical education and practical healthcare: Belgorod National Research University, Kemerovo State Medical University, Medical Institute of the Derzhavin Tambov State University, V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Academy of Postgraduate Education of the Federal Scientific and Clinical Center, Research Medical Center "Gerontology", Multifunctional Medical Center (Tashkent, Republic of Uzbekistan), Ulaanbaatar Songo Hospital (Ulaanbaatar, Mongolia), First Pavlov State Medical University of St. Petersburg, Yaroslavl State Medical University, Volgograd State Medical University, Volgograd Regional Clinical Hospital № 3, National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine of the Russian Ministry of Health. The Forum showed that many medical higher educational institutions of the country have formed both independent scientific and pedagogical schools of fundamental biomedical sciences, therapy, preventive medicine, which have national and international recognition, and those that are intensively developing in accordance with Russian and international principles and demands of practical healthcare. The presence in medical education of authoritative scientific and pedagogical schools of therapy and preventive medicine is one of the indicators of the effectiveness of universities and academies in training internists and general practitioners.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(3S):3858. doi:10.15829/1728-8800-2023-3858 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

ш

РОПНИЗ

41,

«мин

V9

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины

Астанина С. Ю., Шепель Р. Н., Драпкина О. М.

ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России. Москва, Россия

5 октября 2023г по инициативе ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и при поддержке Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) был проведен III Международный научно-практический форум "Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины".

Организация Форума включала два направления: симпозиумы, посвященные лучшим практикам высших учебных заведений; круглые столы, посвященные обсуждению проблем интеграции образования и практики.

Были представлены научно-педагогические школы Дальневосточного ГМУ, Сибирского ГМУ, Самарского ГМУ, Северного ГМУ, Смоленского ГМУ, Ордена Трудового Красного знамени медицинского института им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского". В обсуждении проблем интеграции медицинского образования и практического здравоохранения приняли участие ученые, практикующие врачи, представляющие образовательные организации Белгородского ГНИУ, Кемеровского ГМУ, Медицинского института Тамбовского ГУ им. Г. З. Державина, Красноярского ГМУ им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Академии постдипломного образования Федерального научно-клинического центра ФМБА; Автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский медицинский центр "Геронтология", Многофункционального медицинского центра (Ташкент, Республика Узбекистан), больницы Улан-Батор Сонго (Улан-Батор, Монголия), Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова, Ярославского ГМУ, Волгоградского ГМУ, ГБУЗ Волгоградской областной клинической больницы № 3, НМИЦ ТПМ Минздрава России. Проведенный Форум позволил сделать вывод о том, что во многих медицинских высших учебных заведениях страны сформировались

как самостоятельные, имеющие всероссийское и международное признание научно-педагогические школы фундаментальных медико-биологических наук, терапии, профилактической медицины, так и интенсивно развивающиеся в соответствии с российскими и международными принципами и запросами практического здравоохранения.

Наличие в медицинском образовании авторитетных научно-педагогических школ терапии и профилактической медицины является одним из показателей эффективности деятельности университетов и академий в подготовке врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

Ключевые слова: научно-педагогическая школа, лидер научной школы, идеи и принципы научной школы, подготовка врачей-терапевтов и врачей общей практики, педагогическая деятельность врача.

Отношения и деятельность: нет.

Поступила 13/11-2023 Принята к публикации 20/11-2023

Для цитирования: Астанина С. Ю., Шепель Р. Н., Драпкина О. М. Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(3в): 3858. doi:10.15829/1728-8800-2023-3858. EDN ZWFNHL

Scientific and pedagogical schools of therapy and preventive medicine

Astanina S.Yu., Shepel R. N., Drapkina O. M.

National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine. Moscow, Russia

On October 5, 2023, on the initiative of the National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine and with the support of the Russian Society for the Prevention of Noncommunicable Diseases, the III International Research and Practice Forum "Scientific and Pedagogical Schools of Therapy and Preventive Medicine" was held. The Forum included two areas: symposiums dedicated to the best practices of higher education institutions; round tables dedicated to problems of education and practice integration.

Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: umu.profmed@gmail.com

[Астанина С. Ю.* — к.пед.н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и методики профессионального образования Института профессионального образования и аккредитации, с.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра, ORCID: 0000-0003-1570-1814, Шепель Р. Н. — к.м.н., зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности, в.н.с., руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, ORCID: 0000-0002-8984-9056, Драпкина О. М. — д.м.н., профессор, академик РАН, директор, ORCID: 0000-0002-4453-8430].

Scientific and pedagogical schools of the Far Eastern State Medical University, Siberian State Medical University, Samara State Medical University, Northern State Medical University, Smolensk State Medical University, S. I. Georgievsky Medical Institute of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University were represented. Scientists and practicing doctors representing the following educational organizations took part in the discussion of integration of medical education and practical healthcare: Belgorod National Research

University, Kemerovo State Medical University, Medical Institute of the Derzhavin Tambov State University, V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Academy of Postgraduate Education of the Federal Scientific and Clinical Center, Research Medical Center "Gerontology", Multifunctional Medical Center (Tashkent, Republic of Uzbekistan), Ulaanbaatar Songo Hospital (Ulaanbaatar, Mongolia), First Pavlov State Medical University of St. Petersburg, Yaroslavl State Medical University, Volgograd State Medical University, Volgograd Regional Clinical Hospital № 3, National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine of the Russian Ministry of Health. The Forum showed that many medical higher educational institutions of the country have formed both independent scientific and pedagogical schools of fundamental biomedical sciences, therapy, preventive medicine, which have national and international recognition, and those that are intensively developing in accordance with Russian and international principles and demands of practical healthcare. The presence in medical education of authoritative scientific and pedagogical schools of therapy and preventive medicine is one of the indicators of the effectiveness of universities and academies in training internists and general practitioners.

ВУЗ — высшее учебное заведение.

Keywords: scientific and pedagogical school, head of a scientific school, ideas and principles of a scientific school, training of internists and general practitioners, educational work of a doctor.

Relationships and Activities: none.

Astanina S.Yu.* ORCID: 0000-0003-1570-1814, Shepel R. N. ORCID: 0000-0002-8984-9056, Drapkina O. M. ORCID: 0000-0002-44538430.

'Corresponding author: umu.profmed@gmail.com

Received: 13/11-2023 Accepted: 20/11-2023

For citation: Astanina S.Yu., Shepel R. N., Drapkina O. M. Scientific and pedagogical schools of therapy and preventive medicine. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(3S):3858. doi:10.15829/1728-8800-2023-3858. EDN ZWFNHL

Введение

Важнейшей формой подготовки ученых и развития науки были и остаются сегодня научно-педагогические школы (школы в науке). Исторически научные школы возникли еще в античной Греции из обычной школы как формы передачи идей и знаний от поколения к поколению через учеников — как стихийно, так и целенаправленно (школы Пифагора, Гиппократа, Платона, Аристотеля и т.д.). Философские школы начинались как педагогические и решали задачи обучения и образования.

Как мы знаем из истории древней медицины, медицинские школы существовали уже во времена Гиппократа: 25 веков назад Гиппократом была создана Косская школа и глава ее Гиппократ пользовался огромным авторитетом у своих учеников и в народе.

Ученики высоко ценили эти школы. "Клянусь... считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями", читаем мы у Гиппократа в главе "Клятва" [1].

Из этой же главы мы узнаем, что подлинной врачебной школой была школа Гиппократа и вообще медицинские школы во времена античной Греции. Они прививали молодым врачам не только специальные знания, но и определённые принципы врачебного поведения, врачебной этики, методологии и методики работы.

С тех времен развивались и процветали клинические школы. И, конечно, школа должна отвечать постулатам подлинной науки.

Изучению этого уникального для отечествен -ной науки явления — становления и развития научных школ, выявление их отличительных признаков

и характеристик, критериев и показателей — уделялось, да и сейчас уделяется отечественными исследователями в области науковедения и истории науки много внимания (А. Н. Антонов, Д. Б. Аронов, О. Ю. Грезнева, Д. Ю. Гузевич, И. Г. Дежина, Г. Б. Жданов, Г. Л. Ильин, В. К. Криворученко, С. А. Кугель, Н. А. Куперштох, Н. А. Логинова, Е. С. Ляхович, Е. З. Мирская, С. Р. Микулинский, О. А. Овчинников, В. Г. Садков, Б. А. Старостин, Э. А. Тропп, М. Г. Ярошевский и др.) [2].

И хотя законодательно понятие "научная школа" не закреплено, в научном сообществе существуют и развиваются научные школы.

Профессор М. Г. Ярошевский подчеркивал,

что:

"Школы в науке являются непременным постоянно действующим фактором её прогресса... Школа — это, прежде всего, "посвящение в науку", усвоение её концептуального и методического аппарата, ценностных ориентаций и категориального строя. Школы выполняют двойную функцию — образовательную (обучение творчеству) и собственно исследовательскую. Подобно организму, школа не только зарождается, но и распадается. Каждую школу нужно рассматривать в динамике, учитывая сдвиги, происходящие в научном обществе в целом..." [3].

Многообразие научных школ, позволяющее учитывать те или иные типы школ, научные направления определяет систему их классификации [4, 5].

Д. Ю. Гузевич в работе "Научные школы как форма деятельности" [6], проанализировав более 900 работ, где, так или иначе, используется понятие "школа", предлагает общепринятыми считать

пять признаков, являющихся необходимыми и достаточными для формулировки определения школы как формы деятельности: 1) школа — это люди, точнее, их совокупность (сообщество); 2) каждая школа относится к какой-либо области деятельности; 3) вопрос о том, представляет ли данная совокупность людей школу, возникает лишь тогда, когда она продуцирует нечто, что позволяет выделять ее из множества аналогичных сообществ, действующих в данной области; 4) школа есть там, где обеспечено наследование этого нечто, его передача от одного поколения деятелей к другому; 5) наследование возможно лишь при наличии в рамках рассматриваемого сообщества, как минимум, двух поколений [6].

Д. Ю. Гузевич не включил в число обязательных признаков часто встречающееся требование наличия лидера школы, считая, что "оно не является инвариантом. Так, школы глобального характера не имеют лидера в принципе. Он подчас отсутствует и в региональных школах" [2].

Рассматривая феномен клинической научной школы, академик Академии медицинских наук СССР, советский терапевт и гематолог И. А. Кас-сирский подчеркивал:

"Школа — это прежде всего принципы, идеи, порядок, система, а не аппараты и высокая техника. Подлинная школа "наполняет сосуд знаниями" и вместе с тем "зажигает факел" идей и принципов. Разумеется, руководитель школы должен сам иметь добротную клиническую (и врачебную) школу, должен пройти ее у мастера клинической науки, и не только пройти, но продолжить связь с серьезной клинической школой, совершенствуя свои знания" [7].

Коллектив, являющийся восприемником идей учителя — руководителя школы, продолжает его дело. В такой школе воспитывается подлинная коллегиальность в научно-исследовательской и педагогической работе. Всем указанным выше постулатам для создания фундаментальных школ в области медицины отвечали наши корифеи — И. П. Павлов, С. П. Боткин, И. И. Мечников, Е. Н. Павловский, Н. Н. Бурденко, Г. Ф. Ланг, М. П. Кончаловский, Н. Д. Стражеско, А. Л. Мясников и др.

Однин из основоположников отечественной терапевтической школы М. Я. Мудров назвал терапию "матерью медицины", и с этим нельзя не согласиться. Терапия всегда есть и будет основой всех медицинских наук. Терапевтические школы и сообщества играют важнейшую роль в формировании клинического мышления врачей многих специальностей, в стратегическом развитии здравоохранения в целом [8].

5 октября 2023г по инициативе ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и при поддержке Российского общества профилактики неинфекци-

онных заболеваний (РОПНИЗ) был проведен III Международный научно-практический форум "Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины", в котором приняли участие:

— 16 высших учебных заведений (ВУЗ), подведомственных Минздраву России и Минобрнауки России;

— международные участники: 2 (1 — Ташкент, Республика Узбекистан; 1 — Улан-Батор, Монголия);

— было проведено 10 симпозиумов (не считая пленарную сессию), из них 4 круглых стола по обсуждению актуальных проблем медицинского образования;

— 93 докладчика, из них: 4 академика РАН, 3 члена-корреспондента РАН, 29 профессоров, 38 докторов медицинских наук, 2 доктора философских наук, 13 кандидатов медицинских наук, 2 кандидата философских наук, 2 кандидата педагогических наук.

Организация III Международного научно-практического форума "Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины" включала два направления:

— симпозиумы, посвященные лучшим практикам ВУЗов. В рамках данного направления ВУЗам предоставлялась возможность организовать свои симпозиумы, отражающие становление и развитие идей научно-педагогической школы ВУЗа в научной и образовательной деятельности;

— круглые столы, посвященные обсуждению проблем интеграции образования и практики. Участниками дискуссий выступили организаторы и специалисты практического здравоохранения, преподаватели ВУЗов, научные сотрудники. Результаты работы нашли отражение в резолюции каждого круглого стола.

В ходе симпозиумов были представлены научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины шести ведущих медицинских ВУЗов страны (рисунок 1).

В ходе симпозиума "Научно-педагогические школы ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный медицинский университет" Минздрава России" (ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России), ректор ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, главный внештатный специалист по терапии Министерства здравоохранения Хабаровского края, член-корр. РАН, д.м.н. Жмеренецкий К. В. выступил с докладом "Вклад основателей научно-терапевтических школ ДВГМУ в становление и развитие терапевтической службы в Дальневосточном регионе". Особенности современного развития терапевтической школы ВУЗа были раскрыты в докладах Корнеевой Н. В., к.м.н., доцента, зав. кафедрой терапии педиатрического и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО

Северный ГМУ

Смоленский ГМУ

Самарский ГМУ

Крымский ГМИ

Сибирский ГМУ

Дальневосточный ГМУ

Рис. 1 География ВУЗов, представивших становление и развитие научно-педагогических школ терапии и профилактической медицины.

ДВГМУ Минздрава России "Роль кафедры терапии педиатрического и стоматологического факультетов в формировании профессиональных компетенций по профессиональным заболеваниям" и Зайковой-Хелимской И. В., д.м.н., профессора кафедры госпитальной терапии ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России "Геллеровские чтения, как форма формирования профессиональных компетенций и воспитания молодежи".

Симпозиум "Научно-педагогическая школа терапии ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России. Профилактика хронических неинфекционных заболевании' (ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России) представляли Федорова О. С., д.м.н., проректор по научной работе и последипломной подготовке ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России и Федосенко С. В., д.м.н., профессор кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, выступившие с докладом "Исторические аспекты зарождения Сибирской школы терапевтов".

Матвеева М. В., д.м.н., доцент ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в докладе "Аспирантские школы. Интегративный подход" обратила внимание на передовой опыт университета в подготовке научных и научно-педагогических кадров.

Старовойтова Е. А., д.м.н., доцент, врач-педиатр ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в докладе "Хронические неинфекционные заболевания: от истоков до современных эпидемиологических исследований" показала реализацию принципа преемственности в становлении и развитии научной школы университета.

Огородова Л. М., член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в докладе "Бронхиальная астма и опистор-хоз: новые данные, меняющие клиническую парадигму. К 125-летию Д. Д. Яблокова" раскрыла эволюцию подходов в диагностике и лечении заболевания, обращая внимание на развитие научных идей основателя школы Д. Д. Яблокова.

Шикунова Я. В., к.м.н., доцент кафедры общей и детской урологии-андрологии ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в докладе "Новые технологии симуляционного обучения врачей терапевтов" подробно показала особенности формирования практических навыков врачей-терапевтов с использованием симуляционных технологий.

Симпозиум "Научная школа терапии в Крыму: актуальные направления исследований — достижения и результаты' представлял председатель: Крутиков Е. С. — д.м.н., профессор, директор Ордена Трудового Красного знамени медицинского института им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского". Особенности становления и развития терапевтической школы были раскрыты в докладах:

Цветкова В. А., к.м.н., доцента пропедевтики внутренней медицины Медицинского института им. С. И. Георгиевского "Современные подходы к лечению хронической сердечной недостаточности с сохранной фракцией выброса левого желудочка при сахарном диабете 2 типа — опыт терапевтической школы медицинского института им. С. И. Георгиевского";

Ушакова А. В., д.м.н., профессора, зав. кафедрой внутренней медицины № 1 и Гагариной А. А.,

к.м.н., доцента кафедры внутренней медицины № 1 "Крымская кардиологическая научная школа: сердечно-сосудистая патология у больных сахарным диабетом: патогенетические и клинические аспекты";

Белоглазова В. А., д.м.н., профессора, зав. кафедрой внутренней медицины № 2, Шадуро Д. В., к.м.н. доцента кафедры внутренней медицины № 2, Яцкова И. А., к.м.н., ассистента кафедры внутренней медицины № 2 "Клиническая эндото-ксинология — научно-практическое направление в Крымской терапевтической школе".

Симпозиум "Научно-педагогические школы ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет" Минздрава России" (ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России) представлял председатель Гржибовский А. М., д.м.н., профессор, начальник Управления по научной и инновационной работе, доктор философии (PhD), ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России.

В докладе Попова В. В., д.м.н., профессора, директора Института семейной медицины, зав. кафедрой семейной медицины и внутренних болезней ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России и Новиковой И. А., д.м.н., профессора, зам. директора Института семейной медицины по научной работе, профессора кафедры семейной медицины и внутренних болезней ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России "Институт семейной медицины СГМУ: история и перспективы" были освещены методологические подходы становления института общей врачебной практики в условиях Русского Севера.

Холматова К. К., к.м.н., доцент кафедры госпитальной терапии и эндокринологии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России и Поляруш Н. А., к.м.н., доцент, зав. кафедрой госпитальной терапии и эндокринологии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России в докладе "От традиций к современным образовательным технологиям при подготовке врача терапевтического профиля. Опыт кафедры госпитальной терапии и эндокринологии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России" показали примеры лучших практик в подготовке врачей-терапевтов.

Гудков А. Б., д.м.н., профессор, зав. кафедрой гигиены и медицинской экологии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России в докладе "Становление и развитие научно-педагогической школы гигиены в АГМИ-АГМА-СГМУ" обратил внимание на проблемы экологизации подготовки врачей-специалистов. С позиции исторического подхода докладчик показал роль преемственности в формировании компетенций врачей.

Киров М. Ю., член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, главный внештатный специалист по анесте-

зиологии-реаниматологии Минздрава Архангельской области, ученый секретарь Федерации анестезиологов-реаниматологов (ФАР) в докладе "Кафедра анестезиологии и реаниматологии СГМУ: прошлое, настоящее, будущее" показал роль научно-педагогических школ в подготовке врачей-специалистов.

Воробьева Н. В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России в докладе "Здоровье человека в Арктике — можно ли его сохранить" подчеркнула необходимость учета влияния региональных условий Крайнего Севера на здоровье человека, обращая внимание на особенности подготовки врачей.

Симпозиум "Научно-педагогические школы ФГБОУ ВО "Самарский государственный медицинский университет" Минздрава России (ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России)" представляли председатели: Давыдкин И. Л., д.м.н., профессор, лауреат премии Правительства РФ, проректор по научной работе ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России и Щукин Ю. В., д.м.н., профессор кафедры пропедевтической терапии с курсом кардиологии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.

Щукин Ю. В. выступил с докладом "Научно-педагогическая школа по кардиологии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России".

Давыдкин И. Л. представил доклад "Научно-педагогическая школа кафедры госпитальной терапии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. Болезни крови в амбулаторной практике".

Купаев В. И., д.м.н., профессор, зав. кафедрой семейной медицины с курсом телемедицинских технологий ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России выступил с докладом "Научно-педагогическая школа кафедры семейной медицины с курсом телемедицинских технологий ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. История и современность врачей общей практики Самарской области", обращая внимание слушателей на уникальный опыт подготовки врачей общей практики, основанный на тесной интеграции образования и практического здравоохранения.

Фатенков О. В., д.м.н., доцент, зав. кафедрой факультетской терапии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России в докладе "Научно-педагогическая школа кафедры факультетской терапии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. Традиции кафедры историческая основа инновационного развития" показал перспективные направления развития научной школы, интенсивно развивающиеся в подготовке врачей-терапевтов.

Губарева И. В., д.м.н., доцент, зав. кафедрой внутренних болезней ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России в докладе "Научно-педагогическая школа кафедры внутренних болезней ФГБОУ ВО

СамГМУ Минздрава России. Прошлое, настоящее, будущее" обратила внимание на сохранение и развитие традиций научной школы СамГМУ.

Симпозиум "Научно-педагогическая школа ФГБОУ ВО "Смоленский государственный медицинский университет" Минздрава России (ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России)" возглавлял председатель: Дехнич Н. Н., д.м.н., профессор кафедры факультетской терапии, проректор по дополнительному профессиональному образованию и развитию регионального здравоохранения ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России. Под ее руководством было представлено два очень интересных и глубоких по своему содержанию доклада.

Пунин А. А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой факультетской терапии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России "История становления терапевтической школы на Смоленщине" подробно и последовательно показал основные пути развития в зависимости от существующих предпосылок становления терапевтической школы в Смоленской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Голованова Е. Д., д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей врачебной практики, поликлинической терапии с курсом гериатрии факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России в докладе "Семейная медицина и гериатрия — приоритеты будущего" показала развитие института семейной медицины в Смоленской области, акцентируя внимание на актуальные проблемы практического здравоохранения в регионе.

Представленные доклады в ходе симпозиумов доказательно показали, что научные и научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины в стране, безусловно, являются нашим национальным достоянием. В их активе содержится уникальный опыт по разработке и внедрению в учебный процесс оригинальных методик преподавания дисциплин и подготовке кадров, громадный массив научных идей, открытий и научно-технических разработок, способствующих научно-техническому прогрессу в стране.

Не меньший интерес вызвали дискуссии по обсуждению проблем практического здравоохранения, возникшие в ходе проведения "круглых столов".

Круглый стол на тему "Особенности цифрового взаимодействия в экосистеме образовательного пространства", возглавляемый председателем Явеловым И. С., д.м.н., зав. кафедры кардиологии с курсом аритмологии Института профессионального образования и аккредитации, руководителем отдела фундаментальных и клинических проблем тромбоза при неинфекционных заболеваниях ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России.

В ходе обсуждения главной проблемы цифро-визации медицинского образования в дискуссии участвовали:

Белоусова О. Н., д.м.н., профессор, профессор кафедры госпитальной терапии ФГАОУ ВО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" с докладом "Проблемы интеграции образования и практики в реализации систем информатизации здравоохранения";

Кочергина А. М., к.м.н., ассистент кафедры кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный медицинский университет" Минздрава России с докладом "Эффективность взаимодействия преподавателя и студентов-медиков в условиях цифрового обучения";

Воронин Н. И., к.м.н., и.о. директора ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина" и Зрютина А. В., старший преподаватель кафедры анатомии и топографической анатомии с курсом онкологии Медицинского института ФГБОУ ВО ТГУ им. Г. Р. Державина с докладом "Цифровые технологии и современные методы преподавания в медицинском ВУЗе";

Авдеева Е. А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России и Демина Н. А., к.ф.н., доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России с докладом "Развитие процессов цифровизации — новый этап в судьбе человечества".

В ходе обсуждения проблемы были предложены конструктивные предложения, вошедшие в резолюцию круглого стола.

Резолюция по результатам обсуждения проблемы "Особенности цифрового взаимодействия в экосистеме образовательного пространства"

1. Широко использовать практические занятия (клинический разбор) в режиме онлайн;

2. Содействовать повышению уровня юридической грамотности врачей в разрезе работы в информационных системах;

3. Усилить расширение профориентационной работы с учащимися и студентами;

4. Содействовать созданию реестра наставников-новаторов для работы в информационных системах;

5. Способствовать развитию у врачей, студентов умений и навыков поиска и анализа информации в информационной среде;

6. Формировать у преподавателей и у врачей компетенции по работе с цифровыми системами здравоохранения;

7. Организовать разработку качественного контента (модулей, пособий);

8. Регулярно повышать квалификацию преподавателей по работе в цифровой системе (создать консолидированный контент);

9. Для повышения доступности образовательного контента широко использовать соцсети в качестве консультаций;

10. Содействовать системному использованию электронных средств обучения;

11. Создать учебный вариант медицинской информационной системы (МИС) с обзором особенностей реальных вариантов.

Круглый стол на тему "Здоровье и старение — роль терапевтических школ", возглавляемый председателем Бернс С. А., д.м.н., профессором, зав. кафедрой терапии и общей врачебной практики, руководителем отдела изучения патогенетических аспектов старения ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России.

В ходе обсуждения проблемы — подготовки врачей к сохранению здоровья населения при его старении — в дискуссии участвовали:

Ильницкий А. Н., д.м.н., профессор, зав. кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины Академии постдипломного образования Федерального научно-клинического центра ФМБА России с докладом "Возраст как этиология. Новые болезни и методология их изучения в свете традиций русской терапевтической школы";

Прощаев К. И., д.м.н., профессор, директор Автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский медицинский центр "Геронтология" с докладом "Пептидология в профилактике и лечении внутренних болезней";

Горелик С. Г., д.м.н., доцент Академии постдипломного образования Федерального научно-клинического центра ФМБА России с докладом "Эйджизм как клиническая проблема. Традиции русской терапевтической школы и имплементация в процессы диагностики и лечения";

Мартыненко А. В., с.н.с. Многофункционального медицинского центра (Ташкент, Республика Узбекистан) с докладом "Возрастная жизнеспособность (resilience) как новый критерий эффективности популяционной профилактики";

Сэнгээ Энхмандал, врач-невролог больницы Улан-Батор Сонго (Улан-Батор, Монголия) с докладом "Русская терапевтическая школа в мире. Создание среды, дружественной долголетию, в Монголии".

В ходе обсуждения проблемы были предложены конструктивные предложения, вошедшие в резолюцию круглого стола.

Резолюция по результатам обсуждения проблемы "Здоровье и старение — роль терапевтических школ"

1. На всех этапах подготовки врачей содействовать популяризации принципов здорового старения;

2. Усилить внимание к исследованию взаимосвязей влияния среды и старения человека;

3. Обеспечить преемственность в подготовке врачей по вопросам физиологических изменений организма человека в процессе его онтогенеза (первые курсы специалитета ^ этап старших курсов ^ ординатура по специальности "Терапия");

4. Исследовать роль пептидологии в профилактике заболеваний, ассоциированных с возрастом;

5. Содействовать расширению общественного движения в формировании антиэйджизма;

6. Содействовать формированию мировоззрения детей и их родителей, студентов, врачей, основанного на принципах уважения и толерантности к людям пожилого и старческого возраста;

7. Популяризировать возрастную жизнеспособность (в аспекте правильного питания), как одного из критериев эффективности профилактики;

8. Популяризировать положительную роль социализации в возрастной жизнеспособности населения;

9. Содействовать изучению международного опыта в решении проблем, связанных со старением общества.

Круглый стол на тему "Педагогическая деятельность врача", возглавляемый председателями: Астаниной С. Ю., к.п.н., доцентом, зав. кафедрой медицинской педагогики Института профессионального образования и аккредитации, руководителем методического аккредитационно-симуляционного центра, с.н.с. отдела научно-стратегического развития и первичной медико-санитарной помощи ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и Ванчаковой Н. П., д.м.н., профессором, зав. кафедрой педагогики и психологии факультета последипломного образования ФГБОУ ВО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова Минздрава России.

В ходе обсуждения проблемы — педагогической деятельности врача — в дискуссии участвовали:

Ильин М. В., д.м.н., профессор, проректор по лечебной работе и развитию регионального здравоохранения, зав. кафедрой терапии им. проф. Е. Н. Дормидонтова ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Минздрава России с докладом "Потребность современного здравоохранения в педагогической деятельности врача";

Демкин С. А., к.м.н., старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России, руководитель центра спортивной реабилитации и профилактики травм АО "Многопрофильный медицинский центр" и Мяконький Р. В., хирург хирургического отделения ГБУЗ Волгоградской областной клинической больницы № 3, при-

крепленный к кафедре общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного медицинского и фармацевтического образования ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России с докладом "Наставничество, как процесс, которым нужно управлять. Наш опыт совершенствования организации наставничества в ГУЗ "Поликлиника № 2" и ГАУЗ "Клиническая поликлиника № 3" Волгограда";

Чумаков В. И., к.п.н., доцент кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России и Артюхина А. И., д.п.н., профессор кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России с докладом "Технология пиртьюторинга в профессиональном развитии специалиста";

Джиоева О. Н., д.м.н., доцент, директор Института профессионального образования и аккредитации ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России с докладом "Культура врача — основа взаимодействия в профессиональной деятельности";

Вацкель Е. А., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования ФГБОУ ВО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова Минздрава России и Денишенко В. А., ассистент, аспирант кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования ФГБОУ ВО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова Минздрава России с докладом "Взгляд ординаторов на педагогическую деятельность врача".

В ходе обсуждения проблемы были предложены конструктивные предложения, вошедшие в резолюцию круглого стола.

Резолюция по результатам обсуждения проблемы "Педагогическая деятельность врача"

1. Содействовать расширению просветительско-образовательной деятельности врача;

2. Обеспечить непрерывную психолого-педагогическую подготовку врача;

3. Формировать мировоззрение врача, его культуры на основе принципов профессиональной этики;

4. Обеспечить создание условий для развития наставничества, как производственного процесса;

5. Содействовать развитию педагогических компетенций врача-наставника путем дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации);

6. Продолжить исследование проблемы интеграции врача-наставника в организационную структуру медицинской организации;

7. Определить ключевые функции врачей-наставников: управленческие, педагогические, психологические, контролирующие;

8. Продолжить подробное изучение плана адаптации молодого специалиста;

9. Содействовать развитию пиртьютерства, как программы развития обучающихся (внедрение педагогического и научного наставничества в студенческой среде);

10. Исследовать механизмы диверсификации института наставничества в структуре медицинских организаций;

11. Формировать культуру врача в аспекте российских традиций.

Круглый стол на тему "Многофакторность здоровья и сложность выявления влияния отдельного и совместных факторов на здоровье человека", возглавляемый председателем Шальновой С. А., д.м.н., профессором, руководителем отдела эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний, зав. кафедрой клинической эпидемиологии и доказательной медицины ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России (Москва, Россия).

В ходе обсуждения проблемы в дискуссии участвовали:

Шальнова С. А., д.м.н., профессор, руководитель отдела эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний, зав. кафедрой клинической эпидемиологии и доказательной медицины с докладом "Что такое здоровье. Роль факторов риска в эпидемии неинфекционных заболеваний";

Баланова Ю. А., д.м.н., в.н.с. отдела эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России с докладом "Кто виноват в эпидемии неинфекционных заболеваний (Поведенческие факторы риска)?";

Имаева А. Э., д.м.н., в.н.с. отдела эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России с докладом "Основной фактор жизни. Можно ли предупредить старение?";

Карамнова Н. С., д.м.н., руководитель лаборатории эпидемиологии питания ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России с докладом "Питание и здоровье";

Котова М. Б., к.п.н., в.н.с. лаборатории геопространственных и средовых факторов здоровья отдела эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России с докладом "Профессиональное выгорание и его последствия";

Максимов С. А., д.м.н., доцент, руководитель лаборатории геопространственных и средовых факторов здоровья отдела эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России с докладом "Среда обитание и здоровье";

Астанина С. Ю., к.п.н., доцент, зав. кафедрой медицинской педагогики Института профессионального образования и аккредитации, руководитель методического аккредитационно-симуляционного центра, с.н.с. отдела научно-стратегического развития и первичной медико-санитарной помощи ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России с докладом "Экологизация подготовки врачей-специалистов — проблемы и перспективы".

В ходе обсуждения проблемы были обозначены проблемы подготовки врачей к решению профессиональных задач, основывающихся на знаниях многофакторности здоровья и сложности выявления влияния отдельного и совместных факторов на здоровье человека.

Высокая результативность исследований отдела эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и отсутствие научно-обоснованной методики внедрения полученных результатов в подготовку врачей-терапевтов, врачей общей практики приводит к проблеме эффективности подготовки врачей.

Обозначенная проблема требует дальнейшего исследования.

Заключение

Проведенный III Международный научно-практический форум "Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины" позволяет сделать вывод о том, что во многих медицинских ВУЗах страны сформировались как самостоятельные, имеющие всероссийское и международное признание научно-педагогические школы фундаментальных медико-биологических наук, терапии, профилактической медицины, так и интенсивно развивающиеся в соответствии с российскими, международными принципами и запросами практического здравоохранения.

Как считают большинство исследователей, научная (научно-педагогическая) школа — это сообщество профессионалов, а не организационная структура в ВУЗе — кафедра или лаборатория. В на-

учную школу могут входить сотрудники различных кафедр, лабораторий, факультетов, различных исследовательских организаций (институтов), но есть и общее — это дух школы, атмосфера научного коллектива, наличие определенного стиля научной и педагогической работы, включающего особую моральную атмосферу, благоприятный психологический климат, особые отношения между членами школы, значительное влияние оказывает личность "создателя школы".

И опять хочется обратиться к словам академика И. А. Кассирского [7]:

"Молодому врачу приходится держать в жизни два экзамена — испытание успехом и испытание неудачей. Первый грозит самообольщением, второй капитуляцией духа. Условием стойкости перед лицом этих испытаний являются масштабы человеческой личности врача. Это прежде всего идейные принципы, убеждения и тот высокий нравственный идеал, которые привели его к постели больного... В этом, без преувеличения, проявляется огромная роль школы, где нравственный и научный авторитет руководителя цементирует научную школу более всего".

Наличие в медицинском образовании авторитетных научно-педагогических школ терапии и профилактической медицины является одним из показателей эффективности деятельности университетов и академий в подготовке врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

Познакомиться с выступлениями докладчиков можно на сайте РОПНИЗ https://ropniz.ru/doctors/forums/ т1егтйопаЦЪгит-2023 и на платформе Интерниста https://internist.ru/events/detail/742072/?confirm=1 и https://internist.ru/events/detail/742073/?confirm=1.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Литература/References

1. Hippocrates. Selected books (per. V. I. Rudnev). Moscow: State Publishing House of Biological and Medical Literature, 1936. 736 p. (In Russ.) Гиппократ. Избранные книги (пер. В. И. Руднева). Москва: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1936. 736 с.

2. Vladimirov AI. About scientific and scientific-pedagogical schools. Moscow: Publishing House Nedra LLC, 2013. 61 p. (In Russ.) Владимиров А. И. О научных и научно-педагогических школах. М.: ООО "Издательский дом Недра", 2013. 61 с. ISBN 978-58365-0414-4.

3. Yaroshevsky MG. Schools in Science. M., 1977. pp. 56, 77, 90. (In Russ.) Ярошевский М. Г. Школы в науке. М., 1977. C. 56, 77, 90.

4. Shestak NV, Astanina SYu. The role of scientific schools in the training of young scientists. Proceedings of SSU. Issue 95. Humanities. Psychology and sociology of education. M., 2006. 188 p. (In Russ.) Шестак Н. В., Астанина С. Ю. Роль научных школ в подготовке молодых ученых. Труды СГУ. Вып. 95. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М., 2006. 188 с. EDN QNYXLR.

5. Astanina SYu, Chmyhova EV, Shestak NV. Organization of research work of students in a remote university: educational and

methodological manual. NACHOU VPO "Modern Humanitarian University". Moscow: Publishing House of the Modern Humanitarian University, 2010. 128 p. (In Russ.) Астанина С. Ю., Чмыхова Е. В., Шестак Н. В. Организация научно-исследовательской работы студентов в дистанционном вузе: учебно-методическое пособие. НАЧОУ ВПО "Современный гуманитарный университет". Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2010. 128 с. ISBN: 978-5-8323-0687-2. EDN UKLWFV.

6. Guzevich DYu. Scientific schools as a form of activity. Questions of the history of natural science and technology. 2003;(1):74. (In Russ.) Гузевич Д. Ю. Научные школы как форма деятельности. Вопросы истории естествознания и техники. 2003;(1):74.

7. Kassirsky IA. About healing: Problems and thoughts. M.: Medicine, 1970. 272 p. (In Russ.) Кассирский И. А. О врачевании: Проблемы и раздумья. М.: Медицина, 1970. 272 с.

8. Therapeutic schools of Russia. Edited by O. M. Drapkina. M.: National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine of the Ministry of Health of Russia, 2020. 400 p. (In Russ.) Терапевтические школы России. Под ред. О. М. Драп-киной. М.: ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, 2020. 400 с. ISBN 978-5-6043991-2-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.