Научная статья на тему 'Концепция формирования механизмов устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности'

Концепция формирования механизмов устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC STABILITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРЕДПРИЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МЕДИЦИНСКОЕ ИЗДЕЛИЕ / MEDICAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герцик Ю.Г.

В статье изложены основные положения разработанной автором концепции формирования механизмов устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности посредством взаимодействия предприятий медицинской промышленности и лечебно-профилактических учреждений, в которых проводится клиническая эксплуатация продукции этих предприятий. Приведена схема управления предприятиями медицинской промышленности, направленного на решение двуединой задачи одновременного повышения организационно-экономической устойчивости и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности и связанных с ними лечебно-профилактических учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герцик Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation concept of mechanisms of sustainable development and enterprises competitiveness

The paper is devoted to the basic ideas of the formation concept of mechanism of sustain-able development and competitiveness of the enterprises in the medical industry developed by the author by means of interaction of the enterprises of the medical industry and treat-ment-and-prophylactic establishments to whom clinical operation of production of these enterprises is carried out are stated. The management scheme for the medical industry di-rected on the solution of a two-uniform problem of simultaneous increase of organizational and economic stability and competitiveness of the enterprises of the medical industry, and the related treatment-and-prophylactic establishments is provided as well.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования механизмов устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2015

Ю.Г. ГЕРЦИК кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье изложены основные положения разработанной автором концепции формирования механизмов устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности посредством взаимодействия предприятий медицинской промышленности и лечебно-профилактических учреждений, в которых проводится клиническая эксплуатация продукции этих предприятий. Приведена схема управления предприятиями медицинской промышленности, направленного на решение двуединой задачи одновременного повышения организационно-экономической устойчивости и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности и связанных с ними лечебно-профилактических учреждений.

Ключевые слова: концепция, организационно-экономическая устойчивость, конкурентоспособность, предприятие медицинской промышленности, медицинское изделие.

JEL: I11, Q01.

«Анализ текущего состояния фармацевтической и медицинской промышленности указывает на ее отставание от аналогичных отраслей экономически развитых стран по номенклатуре выпускаемой продукции. В результате в структуре потребления ежегодно растет доля импортных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения. При сохранении такой тенденции здоровье граждан Российской Федерации, как важнейшая составляющая национальной безопасности Российской Федерации, попадает в зависимость от внешней экономической конъюнктуры. В связи с этим фармацевтическая и медицинская промышленность объективно занимает особое место в экономической системе страны, что также обусловливается социальной значимостью производимой продукции, наукоемкостью производства и высокой степенью государственного регулирования. Таким образом, инновационное развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышлен-

ности является одним из приоритетных направлений модернизации экономики Российской Федерации»1.

Прошло более четырех лет со дня утверждения данной Концепции федеральной целевой программы по развитию медицинской промышленности, а проблемы и задачи, определенные в ней, в еще большей степени обострились.

Развитие отечественной медицинской промышленности в условиях нестабильности зарубежных связей, роста курса иностранных валют, угроз новых санкций и, как следствие, необходимости скорейшего импортозамещения, является сейчас актуальнейшей задачей. Более того, это является частью национальной безопасности России. Важной составляющей национальной безопасности, как это отмечено в Стратегии национальной безопасности2, является безопасность личности - неотъемлемая часть конституционных прав и свобод человека и гражданина. Меры по обеспечению безопасности личности включают в себя защищенность человека от преступлений, от пожаров, и других экстремальных ситуаций. Большое место в системе обеспечения безопасности личности занимает медицинское обслуживание населения.

В то же время проведенные исследования работы предприятий медицинской промышленности (ПМП), а также анализ рынка медицинских изделий (МИ) выявили множество проблем и факторов, сдерживающих их развитие [1, р. 235-254].

Так наиболее уязвимыми местами являются [3]: - низкая связь между спросом на рынке медицинских изделий и разработками, внедрениями НИОКР на предприятиях медицинской промышленности. Это, безусловно, снижает эффективность НИОКР, даже определяемых федеральными целевыми программами и госпрограммами и, как результат, приводит к невостребованности медицинских изделий, выпускаемых на российских ПМП, так как они либо не совсем соответствуют требованиям потребителей, либо вообще не нужны в здравоохранении на современном этапе (устарели);

1 Указанные установки были определены Распоряжением Правительства РФ от 01.10.2019 г. № 1660-р в Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года была утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. Она определяет государственную политику в реализации национальной безопасности. Данный указ дополняют такие правовые акты, как Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690, Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568, и другие.

- устаревшие технологии производства на ПМП, не обеспечивающие изготовление продукции как по своему функциональному техническому назначению (в том числе по дизайну и эргономике), так и по показателям клинической эффективности и потенциальной безопасности;

- низкая эффективность продвижения на рынок полученной продукции, вызванная неэффективной маркетинговой и рекламной деятельностью предприятия, подачей потребителю информационных сведений, не обеспеченных достоверными техническими и клиническими исследованиями;

- неэффективное послепродажное сопровождение медицинской продукции (отсутствуют или в неполной мере соответствуют: техническое обслуживание, метрологическое обеспечение, ремонт и утилизация медицинских изделий), что является результатом недостаточных производственных связей ПМП с потребителями их продукции - лечебно-производственными учреждениями (ЛПУ).

В связи с вышеуказанными факторами сегодня на повестку дня выходит задача разработки Концепции формирования механизмов устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности посредством взаимодействия (создание цепочек хозяйствующих субъектов) предприятий медицинской промышленности и лечебно-профилактических учреждений, в которых проводится клиническая эксплуатация продукции этих предприятий. На наш взгляд, данная Концепция могла бы стать составной частью Стратегии развития российской медицинской промышленности3.

Как нам представляется, разработка механизмов устойчивого развития ПМП в современных условиях возможна в первую очередь через конкурентное взаимодействие хозяйствующих субъектов [4], что возможно как в рамках медицинских кластеров, так и других организационно-экономических форм.

3 Приказом Минпромторга России от 31.01.2013 № 118 «Об утверждении Стратегии развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 года» утверждена Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, направленная на решение задачи перехода российской отрасли медицинской промышленности на инновационный путь развития и формирование ее конкурентоспособности на глобальном рынке. Основными задачами Стратегии являются: технологическое перевооружение отрасли, интеграция в мировую индустрию производства и разработки медицинских изделий, запуск инновационного цикла. Реализация Стратегии предусматривается в 2 этапа: I этап (2013-2016 гг.) -развитие локального производства; II этап (2017-2020 гг.) - развитие собственных технологий на базе полного инновационного цикла. Установлено, что объем бюджетных ассигнований на реализацию Стратегии за счет средств федерального бюджета составляет 58134 млн руб.

Необходима разработка системы управления предприятиями медицинской промышленности, направленной на решение двуединой задачи одновременного повышения организационно-экономической устойчивости (ОЭУ) и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности и связанных с ними лечебно-профилактических учреждений. Современная система управления ПМП должна включать систему взаимосвязанных показателей оценки организационно-экономической устойчивости ПМП и их конкурентоспособности. При этом при оценке ОЭУ и конкурентоспособности ПМП необходимо учитывать влияние на них показателей устойчивости и конкурентоспособности тех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), где проводится клиническая эксплуатация медицинских изделий, производимых рассматриваемым ПМП. Это связано с тем, что не может быть конкурентоспособным ПМП без конкурентоспособности своих потребителей - ЛПУ. Проведенные исследования работы российских предприятий промышленного производства показали, что когда под взаимодействием ПМП с лечебно-производственными учреждениями понимается только маркетинговая деятельность в сфере определения числа потребителей медицинских изделий, выпускаемых ПМП, то функциональные характеристики медицинских изделий в лучшем случае остаются на уровне, согласованном медицинским соисполнителем, и не корректируются в процессе дальнейшего производства с учетом замечаний и предложений ЛПУ.

Анализ деятельности ПМП в контексте «только ОЭУ» или «только конкурентоспособность» [5, с. 1-6] приводит к большой вероятности снижения эффективности деятельности предприятий медицинской промышленности. Это связано с тем, что из сферы рассмотрения выпадает целый ряд вопросов, обусловленных спецификой применения продукции предприятий медицинской промышленности для контингента, имеющего ограничения в функциональном состоянии здоровья и нуждающегося в надежных МИ, производство и воспроизводство которых наиболее результативно на предприятиях с высокой ОЭУ, что возможно в рыночных условиях только на конкурентоспособных предприятиях. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в рыночных условиях предприятие не может быть устойчивым (ни за счет бренда, ни за счет внешнего или внутреннего инвестирования и т.д.), если не конкурентоспособна выпускаемая им продукция. Устойчивость без конкурентоспособности возможна только в очень централизованном, плановом хозяйстве. Анализ деятельности, банкротств и ликвидации многих предприятий Министерства медицинской промышленности Советского Союза в условиях рынка и жесткой конкуренции после 1990-х годов подтверждает это положение.

До сих пор практически во всех российских ПМП не проводится анализ ОЭУ и конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений, в которых осуществляется клиническая эксплуатация

медицинских изделий, выпускаемых ПМП. Доказательством этого положения служит отказ большинства российских ЛПУ от продукции, выпускаемой отечественными ПМП, и оснащение клиник, в том числе госбюджетных, импортными дорогостоящими МИ, требующими сложного и дорогостоящего, в том числе, технического, обслуживания [9], но отвечающими запросам ЛПУ по функциональным, эргономическим и эксплуатационным характеристикам [1, р. 235-254; 6, с. 79-83; 7, с. 74-81; 8].

Предлагаемая нами Концепция также предполагает лидирующее положение ПМП в реализации эффективного технического обслуживания, с соответствующим метрологическим обеспечением и с обучением технического и медицинского персонала, ремонт и эксплуатацию выпускаемых им медицинских изделий непосредственно через структуры предприятия или через своих уполномоченных представителей, или через участие в деятельности Региональных центров технического обслуживания медицинских изделий на всех этапах жизненного цикла, создание которых намечено Программой Министерства здравоохранения РФ «Развитие системы технического обслуживания и ремонта медицинских изделий с учетом региональной специфики», с централизованным финансированием. Одними из главных целей Программы, обусловливающих актуальность предлагаемой работы, являются решение задач в области обеспечения высоких стандартов жизни граждан Российской Федерации, повышения приоритетов безопасности РФ, устойчивого роста экономики страны, что подтверждается и исследованиями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Исходя из изложенного, считаем целесообразным создать специальный орган сопровождения выпускаемой предприятием медицинской промышленности продукции на протяжении всего жизненного цикла - от разработки до утилизации.

Последовательность реализации концепции отражается на структурной схеме (см. рис.).

Для практической реализации концепции на уровне связки «предприятие медицинской промышленности - лечебно-профилактическое учреждение» целесообразно создание органа-регулятора, включающего представителей каждого звена названной цепочки: руководителя предприятия/его представителя, экономиста, юриста, начальника отдела кадров, с одной стороны, и представителей ЛПУ: экономиста, юриста, начальника отдела материально-технического обеспечения, с другой. Работа органа-регулятора может осуществляться в опПие-режиме с ежеквартальной документированной отчетностью. Анализ структурной схемы (см. рис.) показывает, в частности, какие действия могут быть предприняты органом-регулятором при различных взаимосвязанных оценках ОЭУ и конкурентоспособности ПМП и ЛПУ. Рассмотрим различные варианты.

1. При положительной оценке ОЭУ и конкурентоспособности ПМП, ЛПУ целесообразна или разработка модернизированной стратегии предприятия с учетом возможных потенциальных рисков, или модернизация действующей стратегии с составлением поэтапного плана его реализации для обеспечения учета влияния факторов внутренней и внешней среды в последующей деятельности ПМП и ЛПУ (1).

2. При отрицательных значениях всех показателей как ПМП, так и ЛПУ (2), требуется или изменение миссии предприятия, или его реорганизация - вплоть до ликвидации.

3. В случае неустойчивой работы ПМП (3) целесообразно из прибыли предприятия, полученной за счет реализации конкурентоспособных МИ, выпускаемых предприятием, профинансировать мероприятия по стабилизации ОЭУ предприятия путем поощрения эффективных сотрудников, увеличения социальных расходов, замены устаревших технологий на инновационные, расширения работ по привлечению инвестиций и модернизации предприятия.

4. В случае неустойчивой работы и ПМП, и ЛПУ (4), но конкурентоспособной продукции, например, за счет ее бренда, целесообразно из прибыли профинансировать перечисленные в предыдущем случае (3) расходы с учетом возможности финансовой поддержки ЛПУ и увеличение затрат на повышение квалификации или подбор нового персонала, как технического, так и медицинского.

5. Если имеются положительные показатели ОЭУ предприятия и ЛПУ, а со стороны ЛПУ поступают претензии/рекламации по поводу неэффективности (по любым причинам) выпускаемой предприятием продукции и выражаются намерения закупки, функционально аналогичных МИ другого предприятия (5), необходимо в возможно кратчайшие сроки, провести ребрендинг выпускаемой продукции, совместно с ЛПУ провести дополнительные маркетинговые исследования соответствия параметров изделия медицинским задачам ЛПУ и медико-техническим требованиям. Выпуск модернизированной продукции на основании дополнительных технических и клинических испытаний должен быть согласован с надзорными органами Минздрава РФ. Выполнение всех этих работ обусловливает возникновение дополнительных затрат и, соответственно, необходимость привлечения инвестиций.

6. При стабильной работе ПМП, но нестабильном функционировании ЛПУ, с учетом в том числе заявляемого ЛПУ фактора низкого качества (неконкурентоспособности) выпускаемой ПМП продукции (6), необходим анализ возможности использования на ПМП (для увеличения конкурентоспособности выпускаемых МИ) и в ЛПУ (для повышения качества медицинского обслуживания) новых наукоемких технологий, эффективных для применения в аналогичных случаях, повышение квалификации технического и медицинского персонала. В случае невозможности или нежелания ЛПУ реализовывать предло-

женную концепцию с использованием имеющегося финансирования целесообразно провести маркетинг ЛПУ и прекратить имеющиеся договорные отношения с прежним ЛПУ.

Таким образом, модель управления цепочкой «предприятие медицинской промышленности - лечебно-профилактическое учреждение» в рамках предлагаемой концепции позволяет анализировать и принимать взвешенные решения на уровне всех звеньев указанной цепочки предприятий для их эффективной деятельности. В основе критериев эффективности деятельности лежат одновременное повышение организационно-экономической устойчивости и конкурентоспособности путем учета влияния внешней и внутренней среды, использования резервов ПМП и ЛПУ при их взаимозависимой деятельности.

Литература

1. Герцик Ю.Г., Омельченко, И.Н. Состояние рынка медицинских изделий и перспективы международного сотрудничества в сфере производства медицинских изделий и реализации медицинских услуг в России/ Topical areas of fundamental and applied research IY Vol.2. ISBN 978-1500820442. sps Academic: Create Space, North Charleston, SC, USA. P. 235-254.

2. Герцик, Ю.Г., Омельченко, И.Н. Факторы, сдерживающие развитие медицинской промышленности/ Российский экономический Интернет-журнал. 2014. № 3. http//www.e-rej.ru/publications/155.

3. Инженерная логистика: логистически ориентированное управление жизненным циклом продукции / Учебник для вузов.// Л.Б. Миротин, И.Н. Омельченко и др. М.: Горячая линия Телеком, 2011. 644 с. (Серия «Инженерная логистика»).

4. Осипов В.С. Теория конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов / Монография. М.: Палеотип, 2013. 180с.

5. Герцик Ю.Г. Оценка конкурентоспособности проектов оснащения лечебно-профилактических учреждений высокотехнологичными медицинскимиизделиями/Экономическиестратегии.2004. №5.С. 1-6.

6. Герцик Ю.Г. Роль контроля качества и инновационных проектов в повышении эффективности и конкурентоспособности медико-технических предприятий/ Вестник машиностроения . 2012. № 2.

7. Герцик Ю.Г. Влияние внедрения инновационных технологий в сфере медицины и медицинской техники на эффективность реализации социально-значимых медико-технических проектов / ИННОВАЦИИ. 2011. № 6 (152).

8. Герцик Ю.Г., Леонов, Б.И. К вопросу оценки конкурентоспособности медицинских изделий для активно-пассивной механотерапии/ Международная научно-практическая конференция Москва -Прага - Марианские Лазни. Июнь 2013.

9. Герцик Ю.Г., Афанасьев А.А. Влияние качества технического и метрологического обеспечения в сфере здравоохранения на конкурентоспособность медицинских организаций и предприятий медицинской промышленности/ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА в сфере здравоохранения и социального развития. 2012. № 3 (13).

YU.G. GERTSIK

PhD in biology, associate professor, the head of the department of Moscow state technical university named after N.E. Bauman

THE FORMATION CONCEPT OF MECHANISMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND ENTERPRISES COMPETITIVENESS

The paper is devoted to the basic ideas of the formation concept of mechanism of sustainable development and competitiveness of the enterprises in the medical industry developed by the author by means of interaction of the enterprises of the medical industry and treat-ment-and-prophylactic establishments to whom clinical operation of production of these enterprises is carried out are stated. The management scheme for the medical industry directed on the solution of a two-uniform problem of simultaneous increase of organizational and economic stability and competitiveness of the enterprises of the medical industry, and the related treatment-and-prophylactic establishments is provided as well. Keywords: concept, organizational and economic stability, competitiveness, enterprise of the medical industry, medical product. JEL: I11, O20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.