Научная статья на тему 'Концепция формирования эффективной инновационной среды на предприятиях нефтехимического комплекса'

Концепция формирования эффективной инновационной среды на предприятиях нефтехимического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА EFFECTIVE INNOVATIVE ENVIRONMENT / ENTERPRISES OF PETROCHEMICAL BRANCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касперович Сергей Антонович, Чикида Н. В.

В статье раскрыты основные проблемы в развитии предприятий нефтехимического комплекса Республики Беларусь в современных условиях, показано значение инноваций как интенсивного фактора, влияющего на развитие предприятий отрасли. Определены основные элементы концепции формирования эффективной инновационной среды, включая механизм финансирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического комплекса, модель мотивации персонала в области реализации отдельных проектов, структуру управления инновационным развитием на уровне отдельных предприятий и концерна «Белнефтехим» в целом. Предложенная концепция может быть трансформирована в комплекс мероприятий, направленных на формирование эффективной инновационной среды на предприятиях нефтехимического комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касперович Сергей Антонович, Чикида Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept formation of the effective innovative environment at the enterprises of petrochemical branch

Considered are the basic problems of petrochemical branch enterprises development in the Republic of Belarus in modern conditions. The paper is shown of innovation development as intensive factor which have influence to enterprises of the «Belneftehim» concern. Analyzed are the basic elements of the concept of effective innovation environment formation, including mechanism of innovation activity financing of the petrochemical branch enterprises, model of staff motivation for realization of innovation projects, structure of innovation development management at the level of separate enterprises and the «Belneftehim» concern as whole. The offered concept can be transformed into the complex of measures directed to formation of effective innovation environment at the enterprises of petrochemical branch in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования эффективной инновационной среды на предприятиях нефтехимического комплекса»

УДК 339.138

С. А. Касперович, доцент; Н. В. Чикида, начальник ПЭО ОАО «Завод горного воска»

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Considered are the basic problems of petrochemical branch enterprises development in the Republic of Belarus in modern conditions. The paper is shown of innovation development as intensive factor which have influence to enterprises of the «Belneftehim» concern. Analyzed are the basic elements of the concept of effective innovation environment formation, including mechanism of innovation activity financing of the petrochemical branch enterprises, model of staff motivation for realization of innovation projects, structure of innovation development management at the level of separate enterprises and the «Belneftehim» concern as whole. The offered concept can be transformed into the complex of measures directed to formation of effective innovation environment at the enterprises of petrochemical branch in the Republic of Belarus.

Введение. Эффективное экономическое развитие в современных условиях невозможно без создания действенных механизмов для широкомасштабной разработки и внедрения новшеств. Поэтому перед белорусской экономикой остро стоит проблема развития инновационной среды в отраслях народного хозяйства. Первоначальный этап становления инновационной среды, характеризующийся созданием нормативно-правовой базы в области финансирования инвестиций, проведения НИОКР, оценки эффективности инноваций, разработкой механизмов формирования национальной инновационной системы и соответствующей инфраструктуры, можно считать завершенным. Акцент в управлении инновационной средой смещается с механизмов законодательного регулирования к изучению и использованию рычагов воздействия на развитие инновационной деятельности, отвечающей приоритетным направлениям стратегии регулирования отечественной экономики.

Особое значение приобретает необходимость выработки научных подходов к способам влияния на уровень развития инновационной среды в нефтехимическом комплексе Республики Беларусь, основу которого составляют предприятия концерна «Белнефтехим». Предприятия отрасли, развиваясь главным образом на основе импортных технологий и подвергаясь монопольному давлению со стороны зарубежных (в основном российских) поставщиков и конкурентов, не в полной мере используют имеющийся потенциал, внутренние факторы роста и возможности интенсивной формы развития. Это, в свою очередь, частично переносит комплекс проблем на органы государственного управления и потребителей, сказываясь на платежеспособности предприятий других отраслей и населения.

Противоречия между объективными предпосылками развития инновационной среды в нефтехимической отрасли отечественной экономики и реальным состоянием производства в ней обусловили актуальность исследования во-

просов использования инструментов развития инновационной среды.

Результаты и обсуждение. Основу нефтехимического комплекса Республики Беларусь составляют предприятия концерна «Белнефтехим», который представляет собой вертикально интегрированную структуру, включающую предприятия, которые обеспечивают полный цикл работ, связанных с разведкой и добычей нефти, ее транспортировкой, переработкой, реализацией нефтепродуктов, а также производят широкий спектр химической и нефтехимической продукции. С учетом указанных особенностей, а также имеющегося научно-технического и финансового потенциала формирование эффективной инновационной среды предприятий нефтехимического комплекса может стать одним из важнейших условий решения задачи повышения эффективности работы предприятий отрасли и их гармоничной интеграции в систему внешнеэкономических связей страны.

Формирование инновационной среды представляет собой сложный процесс с точки зрения практики и четкости определения его содержания в экономической теории. Эффективная инновационная среда создает предпосылки для рационального размещения инвестиционных ресурсов, оптимального их использования, свободного движения факторов производства (включая перелив капитала), увеличения потока инновационных идей и совершенствования их отбора для практической реализации, повышения конкурентоспособности.

Одной из важнейших особенностей нефтехимической отрасли Республики Беларусь с точки зрения формирования инновационной среды является то, что для большинства предприятий основные рынки сбыта продукции находятся за рубежом (на экспорт реализуется более 75% продукции). При этом сравнительный анализ конкурентных преимуществ предприятий по производству химической и нефтехимической продукции с ведущими мировыми производителями показал, что отечественные предприятия в последнее время теряют свои позиции.

Немаловажная проблема развития нефтехимического комплекса Беларуси состоит в том, что рынки сбыта предприятий концерна захвачены и поделены корпорациями («Лукойл», «Сибур», «Амтел» и другие), и отдельным, даже крупным предприятиям трудно конкурировать с ними.

Поэтому необходимо создание условий для развития внешнеэкономической деятельности, что может быть обеспечено путем создания отраслевого маркетингового центра, в функции которого должны входить: проведение системных маркетинговых исследований, разработка стратегии маркетинга, информационная поддержка отделов маркетинга и сбыта предприятий, проведение консолидированной сбытовой политики.

При характеристике среды хозяйствования предприятий концерна «Белнефтехим» также нужно отметить проблему высокой зависимости отечественных предприятий от зарубежных поставщиков сырья, главным образом российских. В товарной структуре импорта концерна оборудование, приборы, материалы составляют около 20%, остальная часть приходится на сырье, в т. ч. на углеводородное - около 62% от общего импорта, из него нефть - 56,1%. По отдельным предприятиям доля импортного сырья достигает 90%.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости сокращения потребности в импортном сырье на основе разработки и внедрения новых ресурсосберегающих технологий, а также освоения выпуска отдельных материалов и полуфабрикатов на предприятиях концерна.

Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и в то же время проблематично для предприятий нефтехимического комплекса Беларуси. Износ оборудования нефтехимической промышленности составляет более 70%. Действующие в химической и нефтехимической промышленности производства по затратам сырья и энергии на 10-40%, а по затратам труда на 30-60% выше, чем аналогичные зарубежные.

При этом существующий механизм замены средств производства на большинстве предприятий отрасли не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало руководителей из-за боязни экономического риска и отсутствия достаточной мотивации предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции.

В настоящее время механизм управления финансовыми ресурсами концерна «Белнефте-

хим» основан на том, что центральный орган объединения предприятий консолидирует у себя два централизованных фонда: инновационный и фонд финансовой помощи и поддержки. Размер начисляемого в себестоимость инновационного фонда (в процентах) для каждого предприятия утверждается центральным органом концерна исходя из финансовых возможностей субъектов хозяйствования. Фонд финансовой поддержки формируется из прибыли предприятий, остающейся после уплаты всех налогов и сборов. Однако наличие недостатка оборотных средств у многих предприятий концерна (прежде всего химического комплекса) позволяет сделать вывод, что средств фонда финансовой поддержки не хватает для проведения сбалансированной политики развития отрасли.

Кроме указанных, используются и другие инструменты финансовой поддержки предприятий отрасли. Концерн «Белнефтехим» является учредителем финансовых организаций «Слав-нефтебанк» и «Белнефтестрах», которые осуществляют по льготным схемам кредитование субъектов хозяйствования отрасли. Однако потенциала данных финансовых институтов недостаточно для обеспечения отрасли, и поэтому многие предприятия взаимодействуют с другими банками и финансовыми организациями.

Для руководства концерна целесообразным является развитие форм и методов финансирования инновационной деятельности, которыми могут быть следующие:

- размещение целевого (под специально рекламируемый инновационный проект и его бизнес-план, с которыми желающие могут ознакомиться) выпуска акций, облигаций иных видов ценных бумаг;

- учреждение под инновационный проект целевого («проектного») предприятия с привлечением в него сторонних пайщиков, акционеров;

- финансирование более долгосрочных инновационных проектов из синхронизируемых с ожидаемыми расходами по нему доходов от «парных» этим проектам более краткосрочных параллельных проектов (это означает в рамках концерна ориентацию на реализацию требующих небольших инвестиций высокоприбыльных и быстро окупаемых проектов, за счет доходов по которым возможна дальнейшая реализация более крупных проектов);

- аренда материально-технических средств (в т. ч. лизинг), материального имущества и прочих имущественных прав в кредит на срок, увязанный со сроком реализации инновационного проекта и получения от него прибылей, за счет которых будет обслуживаться и погашаться товарный кредит;

- приобретение лицензий на технологию, заложенную в инновационный проект, с пол-

ным комплектом услуг и поставок при оплате лицензии исключительно в форме «роялти» (процента, от объема продаж продукции, услуг, освоенных по лицензии) [3].

Следует также отметить, что наблюдается недостаточная мотивация сотрудников в инновационном развитии предприятий. Изучение положений о премировании работников предприятий отрасли показывает, что в них практически не предусматриваются показатели премирования за рационализаторские разработки и внедрение инноваций. Кроме того, отсутствует система неденежного стимулирования работников. Перечисленные факторы препятствуют активизации инновационной деятельности предприятия и существенно снижают степень использования творческого потенциала персонала [2].

Для активизации творческого потенциала персонала необходимо предусмотреть комплекс вознаграждений за творческую деятельность. Общая система стимулирования инновационной деятельности должна включать показатели и формы, разработанные для разных категорий работников, занятых реализацией инноваций. Возможно использование модели, в рамках которой личное вознаграждение любого сотрудника, внесшего вклад в реализацию проекта, должно быть оценено исходя из степени инновационности, доходности и рискованности проекта, а также из степени участия сотрудника в проекте. Для определения личного вклада каждого участника проекта (или группы участников), целесообразно разбить инновационный процесс по сферам ответственности и выделить в нем следующие группы:

- лица, являющиеся инициаторами идеи (таких людей должен определять либо директор, либо главный инженер) в рамках конкурса или мозгового штурма; их уровень вознаграждения должен зависеть от четкости формулировки идеи и от степени проработанности первоначального пакета решений;

- лица, участвующие в разработке проекта (инженер, экономист, маркетолог, финансист).

- лица, ответственные за внедрение проекта.

Одной из важнейших задач, которые необходимо решить руководству концерна, является создание либо усиление структур, которые смогут целенаправленно и эффективно осуществлять разработку возможных схем привлечения инвестиций, поиск инвесторов, подготовку и экспертизу инвестиционных предложений, бизнес-планов, выбор поставщиков оборудования и т. д. Как показывает практика, в настоящее время на отдельных предприятиях концерна таких подразделений не существует или указанные функции зачастую «размыты» между отдельными службами, на которые возлагается еще и решение текущих задач, что заметно ухудшает

качество принимаемых решений в области инновационного развития.

Для эффективного управления инновационными процессами на предприятиях целесообразно создание проектно-целевых групп, а в отдельных случаях на крупных предприятиях -специальных инновационных отделов или служб, которые занимались бы всем комплексом работ, начиная с отбора и поиска новаторских идей и заканчивая внедрением разработок в производство [1, 4].

Предлагаемая модель организационной структуры (проектно-целевые группы) позволит оперативно решать вопросы планирования инновационной деятельности, финансирования инновационных проектов, создания конструкторско-технологической документации, изготовления и испытания опытных образцов и оснащенности производства при запуске новых видов продукции.

Заключение. В ходе проведенного исследования раскрыты основные проблемы в развитии предприятий нефтехимического комплекса Республики Беларусь; показано значение инноваций как интенсивного фактора, влияющего на развитие предприятий отрасли; определены основные элементы концепции инновационного развития, включая механизм финансирования инновационной деятельности предприятий, модель мотивации персонала в области реализации отдельных проектов, структуру управления инновационным развитием на уровне отдельных предприятий и концерна «Белнефтехим» в целом.

Кроме указанных элементов, предлагаемая концепция также включает комплекс мер государственного регулирования, направленных на стимулирование формирования эффективной инновационной среды, включающий обеспечение равных условий конкуренции на внутреннем рынке; развитие рыночной инфраструктуры; создание благоприятного инвестиционного климата в стране; развитие стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой, внешнеторговой политики.

Литература

1. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 208 с.

2. Выбор форм и методов проектного финансирования / К. А. Щиборщ // Рынок ценных бумаг. - 2004. - № 19. - С. 21-27.

3. Мотивация инвестиционных проектов / В. Р. Загорская // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 4. - С. 138-144.

4. Организационные формы управления инновационной деятельностью / О. К. Хотяшева // Проблемы теории и практики управления. -1999. - № 6. - С. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.