Научная статья на тему 'Концепция эмоциональной выразительности в произведениях архитектурного бюро соор Himmelb(l)au (Куп Химмельблау)'

Концепция эмоциональной выразительности в произведениях архитектурного бюро соор Himmelb(l)au (Куп Химмельблау) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
642
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / НЕОКСПРЕССИОНИЗМ / ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЕЙ / ТЕОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / EMOTIONAL EXPRESSIVENESS / EXPRESSIONISM / NEO-EXPRESSIONISM / DECONSTRUCTION / THE EVOLUTION OF STYLE / THEORY OF ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сазанова Римма Сергеевна

Тема экспрессии в образах архитектурных произведений актуальна для истории и теории новейшей архитектуры, а также архитектурной практики. В течение ХХ века происходила трансформация данной стилистики в архитектуре: от футуристических эскизов и проектов через экспрессионизм 1920-х, неоэкспрессионизм 1950-1970-х к новому революционному взлёту на рубеже ХХ и XXI столетий благодаря развитию новых компьютерных технологий, которые позволяют воплотить в реальность любой экстравагантный замысел архитектора. Бюро Coop Himmelb(l)au отражает свой авторский подход к теме экспрессии в различных проектах от временных павильонов до конгресс-центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Emotional Expression in the Works of the Architectural bureau Coop Himmelb(l)au

The theme of expression in the images of architectural works is relevant to the history and theory of modern architecture and architectural practice. There is a transformation of this style in architecture: from the futuristic sketches and projects through the expressionism of the 1920s, neo-expressionism 1950-1970, a revolutionary new phase at the turn of the XX and XXI centuries thanks to the development of new computer technologies, which allow to make on reality of any extravagant architect's idea. Bureau Coop Himmelb(l)au reflects its author's approach to the expression of the subject in a different projects from temporary pavilions to conference centers.

Текст научной работы на тему «Концепция эмоциональной выразительности в произведениях архитектурного бюро соор Himmelb(l)au (Куп Химмельблау)»

Концепция эмоциональной выразительности в произведениях архитектурного бюро Сoop Himmelb(l)au (Куп Химмельблау)

Р.С.Сазанова

Тема экспрессии в образах архитектурных произведений актуальна для истории и теории новейшей архитектуры, а также архитектурной практики. В течение ХХ века происходила трансформация данной стилистики в архитектуре: от футуристических эскизов и проектов через экспрессионизм 1920-х, неоэкспрессионизм 1950-1970-х к новому революционному взлёту на рубеже ХХ и XXI столетий благодаря развитию новых компьютерных технологий, которые позволяют воплотить в реальность любой экстравагантный замысел архитектора. Бюро Coop Himmelb(l)au отражает свой авторский подход к теме экспрессии в различных проектах - от временных павильонов до конгресс-центров.

Ключевые слова: эмоциональная выразительность, экспрессионизм, неокспрессионизм, деконструктивизм, эволюция стилей, теория архитектуры.

The Concept of Emotional Expression in the Works of the

Architectural bureau Coop Himmelb(l)au. By R.S.Sazanova

The theme of expression in the images of architectural works is relevant to the history and theory of modern architecture and architectural practice. There is a transformation of this style in architecture: from the futuristic sketches and projects through the expressionism of the 1920s, neo-expressionism 1950-1970, a revolutionary new phase at the turn of the XX and XXI centuries thanks to the development of new computer technologies, which allow to make on reality of any extravagant architect's idea. Bureau Coop Himmelb(l)au reflects its author's approach to the expression of the subject in a different projects - from temporary pavilions to conference centers.

Keywords: emotional expressiveness, expressionism, neo-expressionism, deconstruction, the evolution of style, theory of architecture.

Когда задумывается значимый в градостроительном плане объект, который заведомо должен стать достопримечательностью и доминантой в городской застройке, от архитекторов ждут ярких образных решений, говоря другими словами, эмоционально выразительной архитектуры. Необычные идеи и формы складываются в каждом конкретном случае в запоминающийся знаковый архитектурный образ, который становится центром притяжения туристов и горожан. Уникальный архитектурный объект, отличный от традиционного окружения, притягивает не только зрителей, но и заказчиков,

инвесторов, планирующих размещение своих бизнес-проектов. Объектами такого рода чаще всего становятся общественные здания и сооружения. Это музеи и концертные залы, бизнес-центры и конгресс-холлы. Данные объекты сложных форм - непростая задача в плане конструктивного исполнения. Они требуют значительных материальных и временных ресурсов и затрат, но при успешном результате служат мощным импульсом для развития и привлекательности территории.

Австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au (Куп Химмельблау), основанное в 1968 году, известно во всём мире своим узнаваемым почерком. В числе реализованных преобладают именно объекты, доминирующие своей формообразующей экспрессией над окружением. В начале своей творческой деятельности бюро было не слишком успешно в плане реализации проектных замыслов: они были сложны для воплощения и оставались на бумаге. Творческая позиция с точки зрения стилистической направленности участниками профессионального сообщества определялась как декон-структивистская. Во второй половине ХХ века в их архитектурных объектах находила реализацию литературная идея о потайных смыслах и закодированных значениях произведения [1]. В деконструктивизме постмодернистский принцип двойного кодирования приобрёл особое значение: «игра» с деформациями осуществлялась с базовыми формами. Подобными приёмами пользовались в период становления современной архитектуры авангардисты. Лейтмотивом же большинства произведений названного бюро является идея привнесения экспрессии в архитектурный образ сооружения, что достигается за счёт всевозможных искажений форм.

Идея создания эмоционально выразительной архитектуры в историческом смысле не нова. Стоит вспомнить более ранние произведения Оскара Нимейера (проект музея современного искусства в Каракасе, 1954-1955), Ле Корбюзье (капелла в Роншане, 1956), Ганса Шаруна (здание Берлинской филармонии, 1956-1963) [3]. Принцип обострённой выразительности форм использовался в ХХ веке и ранее. До деконструктивистов в западной архитектуре его применяли архитекторы-экспрессионисты (Эрих Мендельсон, Фриц Хёгер; Германия, Австрия, 1920-1930). Конечной целью создания произведения для них была передача эмоционального состояния, порыва, замысла автора. Внешней силой, побуждающей к такого рода творческим поискам, была революционная атмосфера начала ХХ века, когда идея коренного переустройства окружающего мира проникала во все сферы человеческой деятельности [4].

Рассматривая явление эмоциональной выразительности в истории архитектуры до ХХ века, мы находим её истоки в произведениях барокко, готики, модерна.

На разных этапах импульсами, рождающими идеи динамики, экспрессии в архитектуре, были различные философские, социо-культурные и научно-технические условия. Однако при этом в произведениях архитектуры различных периодов прослеживается общность эмоциональной содержательности.

Творческие работы бюро Coop Himmelb(l)au (Куп Хим-мельблау) представляют интерес с точки зрения продолжения данного «экспрессионистического пунктира» в истории архитектуры ХХ-ХХ1 веков.

Самым новым объектом бюро, наводящим на мысль о продолжении экспрессионистической линии архитектуры в настоящем времени, является Даляньский международный конференц-центр (Китай, проект 2008 года, реализация 2008-2012 годов) (рис. 1). Предполагалось, что этот Центр станет городской достопримечательностью. Он расположен у морского порта, который планируется соединить с новым круизным терминалом. Планировка этого масштабного комплекса строится на принципе подобия городской структуре: центральным ядром сооружения являются два зальных объёма (конференц-зал на 2500 мест и многофункциональный зал на 1600 мест). Их огибают пространства фойе, играющие роль улиц, из которых можно попасть в остальные более мелкие залы и помещения, расположенные по периметру. При проек-

Рис. 2.

тировании применялись параметрические средства моделирования. Объём криволинейных очертаний имеет выразительный динамичный силуэт, а поверхность образована металлическим покрытием с включением складчатых элементов. Своеобразные «чешуйки» в покрытии воплощают идею частичного открытия внешнего пространства для попадания внутрь естественного света. Произведение несёт богатую ассоциативную нагрузку. Городское окружение достаточно удалено от этого сооружения, поэтому его образ свободно и эффектно и взаимодействует с открытым водным пространством.

Ещё одним, но не реализованным объектом бюро является проект музея в Стронголи (был создан в 2009 году для небольшого городка, расположенного близ побережья Средиземного моря, в регионе Калабрия, Италия) (рис. 2). Его жители занимаются в основном сельскохозяйственной деятельностью, и желание развить туризм на своей территории явилось побуждающим фактором для создания столь неожиданного архитектурного объекта, ставшего новой достопримечательностью. Местоположение музея выбрано неподалёку от города на высоком холме Мотта-Гранде, что позволяет усилить звучание утрированной экспрессии объёма, расположенного на самой вершине холма. Организация музейного пространства выразилась в свободной планировке выставочной зоны. В консольной части постройки, откуда открывается панорамный вид, размещён ресторан. Композиционно объём представляет собой изогнутую «ленту», скручивающуюся в узел. Расположение на возвышенности и неожиданная форма с парящей консолью вызывает ассоциацию с поражающим воображение экспрессионистическим нереализованным проектом Оскара Нимейера - музеем в Каракасе (проект 1955 года).

В ряду успешно реализованных архитектурных замыслов стоит упомянуть презентационный центр «Мир BMW» (Мюнхен, Германия, 2001-2007) (рис. 3). Назначение здания по своей идее ближе даже не к автосалону, а скорее к музею. Оно определённо имеет рекламную функцию и средствами архитектурной выразительности раскрывает инновационные идеи автопроизводителя. Градостроительное положение на пересечении транспортных магистралей характеризует

объект, а точнее его входной блок, как ориентир в городском пространстве. Несмотря на сложную форму, изобилие криволинейных и ломаных поверхностей, объект имеет рациональную планировочную и пространственную структуру, позволяющую с удобством вместить в себя необходимые функции. Здание состоит из шести этажей, три из них являются подземной автостоянкой. Наземная часть постройки состоит из четырёх блоков, в которых находятся бизнес-центр, кафе, магазины, зрительный зал и выставочная зона. Их соединяет массивная крыша из стали, которую сравнивают с огромным крылом или простирающимся по горизонтали облаком. Последний из блоков имеет самую выразительную форму, подобную скрученному цилиндру или двум конусам, его даже называют «стеклянным торнадо». Внешний вид и интерьер этого объёма впечатляют своей динамикой, образованной спирально направленными конструктивными элементами, а также внутренними лестницами и пандусами. По вертикальной оси конусов «провисает» и часть крыши, словно она не смогла сопротивляться потоку, приводящему в движение все вокруг. Внутренние опоры основных блоков, расположенные на расстоянии 15 метров друг от друга при высоте 7,5 метров, находящемуся внутри посетителю кажутся тонкими и неустойчивыми. Данный приём работает на обострение ощущений посетителя от наблюдаемого объёма. Блестящие металлические и стеклянные поверхности наряду с фантастическими экспрессивными формами создают образ подчеркнуто футуристичный. Этот образ работает как представление и реклама концерна, и его качества переносятся на продукт, олицетворяя инновационность.

Тема простирающейся над поверхностью земли, то есть «парящей» крыши была также разработана архитектурным бюро в составе проекта киноцентра в Южнокорейском городе Пусан (2005-2012) (рис. 4). Экспрессия подчёркнута длинным консольным выносом конструкции крыши и включением в её состав мультимедийной поверхности. Нижняя плоскость конструкции является по своей сути огромным экраном, на котором транслируются произведения видеоискусства. Объёмно-планировочная структура подобна предыдущему объекту и представляет собой соединенные в блоки группы

помещений (всего три блока), которые связаны между собой извилистыми пандусами. Перекрытие имеет двухчастную структуру. Один её элемент с консольным вылетом направлен горизонтально и «вырастает» из объёма (двойного конуса), который служит ему опорой, похожей на «ножку». Второй элемент, перекрывающий остальную часть комплекса, обладает движением в диагональном направлении.

Конструктивное решение делает консоль уникальной с точки зрения её размеров (длина консольной части 85 метров). Объект также становится «новой достопримечательностью», которая увеличивает инвестиционную привлекательность места. Основной идеей проекта является размышление о завершающей части архитектурного объёма. Экспрессионисты 1920-х годов, а затем Оскар Нимейер и Ле Корбюзье уже трактовали её не просто как нечто, отделяющее внутреннее пространство от внешнего, а как ещё одну возможность скульптурной артикуляции архитектурного объёма.

Среди объектов Coop Himmelb(l)au (Куп Химмельблау) особого внимания заслуживает пример культовой архитектуры - протестантский храм Мартина Лютера (2008-2011) (рис. 5) в австрийском городе Хайнбург. Основной объём храма выполнен в виде куба, на который опирается скульптурное завершение сложной геометрии. Совокупность этих объёмов формирует внутреннее пространство, создающее впечатляющий интерьер молитвенного зала. В помещение поступают потоки света сквозь три отверстия в крыше. Геометрия завершения настолько сложна, что его реализация оказалась возможна лишь в стальном материале при использовании технологий судостроения. Объём изготавливался по частям на судостроительной верфи и собирался на месте. Эмоциональный посыл произведения через экспрессивную форму создает яркий запоминающийся образ объекта, хотя процесс её построения достаточно формален и заключается в транслировании геометрии направляющих расположенной рядом исторической романской постройки [5].

Экспрессия образа объекта часто используется в павильонах, так как их временный характер позволяет причудливым формам оказывать дозированное воздействие на эмоциональное состояние зрителя. Примером тому является пави-

Рис. 5.

льон 21 Mini opera space (Мюнхен, 2008-2010) (рис. 6). При создании этого передвижного музыкального павильона на 300 мест авторская группа Coop Himmelb(l)au разрабатывала лёгкие разборные и обладающие акустическим эффектом конструкции. Появление формы моно-объёма, как описывают авторы, произошло путём расшифровки последовательности двух музыкальных произведений, которые затем с помощью параметрических программ были преобразованы в абстрактную форму [5]. Эффект получился впечатляющим: динамика разнонаправленных игольчатых объёмов - осколков (которые, кстати, в интерьере также работают на создание хорошей акустики) - оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя, создавая форму, которая «говорит сама за себя».

Здесь снова возможно вспомнить об исторической преемственности идеи экспрессионистической архитектуры, так как обратив внимание на архитектурные фантазии, к примеру, немецкого архитектора-экспрессиониста В. Лукхарда (Wassili Luckhardt) (рис. 7) можно отметить подобные рассмотренному павильону динамические «осколки» и проследить общее сходство образов архитектурных произведений.

Тема экспрессии в образах архитектурных произведений остаётся актуальной для истории и теории новейшей архитектуры, а также архитектурной практики. Но к этому эмоциональному всплеску зарубежная архитектура шла весь ХХ век, пройдя несколько этапов: от футуристических эскизов и проектов через экспрессионизм 1920-х, неоэкспрессионизм 1950-1970-х, подойдя к своему новому революционному взлёту на рубеже ХХ и XXI столетий благодаря развитию новых компьютерных технологий, позволяющих воплотить в реальность любой самый фантазийный замысел архитектора. В последние десятилетия параметрические средства моделирования формы позволяют реализовывать сложнейшие геометрические объёмы, обладающие значительным формально-образным потенциалом [1; 2].

У архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au объекты такого рода - основное направление творческих поисков. Ответственные градостроительные доминанты и знаковые зрелищные сооружения воплощаются не в образах статичной архитектуры, в основе которой лежит евклидова геометрия, а за счёт другой - экспрессивной, динамичной архитектуры, которая пред-

ставляет собой чаще всего симбиоз стилистических течений (неоэкспрессионизм, деконструктивизм, био-тек). Данный подход стремится нарушить традиционную архитектоническую упорядоченность, демонстрируя как новые структурные, конструктивные, так и образные, метафорические возможности архитектуры. Перечисленные стилистические направления объединяют образные фантазии и интуитивные импульсы архитектора-автора, противостоящие рациональности предшествующих десятилетий. Архитекторы, обращаясь к деконструктивизму и новому экспрессионизму, в настоящее время ведут активные эксперименты с архитектурной формой, которые позволяют создавать уникальные произведения архитектуры.

Литература:

1. Добрицына, И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с., ил.

2. Дуцев, М.В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре : монография / М. В. Дуцев / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2013. - 235 с., ил.

3. Орельская, О.В. Современная зарубежная архитектура / О. В. Орельская. - М.: Изд. центр «Академия». Архитектура, 20 07. - 272 с.

4. Sharp, D. Modern Architecture and Expressionism/ D. Sharp, - Калифорнийский Университет: Longmans, 1966. - 204 c.

5. OfficiaL site of Coop Himmelb(l)au [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.coop-himmeLbLau.at/

Literatura

1. Dobricyna I.A. Ot postmodernizma - k neLinejnoj arhitekture: Arhitektura v kontekste sovremennoj fiLosofii i nauki / I. A. Dobricyna. - M.: Progress-Tradiciya, 2004. - 416 s., iL.

2. Ducev M.V. Koncepciya hudozhestvennoj integracii v novejshej arhitekture : monografiya / M. V. Ducev / Nizhegor. gos. arhitektur.-stroit. un-t - N. Novgorod, 2013. - 235 s., iL.

3. Orel'skaya O.V. Sovremennaya zarubezhnaya arhitektura / O.V. OreL'skaya. - M.: Izd. centr «Akademiya». Arhitektura, 2007. - 272 s.

Рис. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.