Научная статья на тему 'Концепция эффективности познавательных процессов в рамках теории функциональных систем'

Концепция эффективности познавательных процессов в рамках теории функциональных систем Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Никишина Нина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция эффективности познавательных процессов в рамках теории функциональных систем»

КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ

ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Никишина Нина Алексеевна

Канд.психол.наук, доцент кафедры социальной работы и социальных технологий Курского института социального образования (филиал) РГСУ, г.Курск

Исходной концепцией в исследовании структурной организации функциональных систем познавательных способностей явилось положение В. Д. Шадрикова, согласно которому проблема природы любой способности -это проблема происхождения разноуровневых функциональных систем, реализуемых совместной работой психологических, нейропсихологических и психофизиологических ансамблей мозговых образований.

Согласно В.Д.Шадрикову, познавательные процессы отражают процессуальный аспект функциональных систем, в то время как сама функциональная система отражает мозговую организацию соответствующей познавательной способности, в том числе и причину её индивидуальной выраженности [4, с.63].

Однако следует признать, что концепция успешности и качественного своеобразия структурной организации функциональных систем требует дальнейшего обоснования.

Поэтому, целью настоящего исследования является выявление параметров структурной организации функциональных систем реализующих познавательные способности с разной эффективностью.

Методы исследования

Сущность предлагаемого метода состоит в изучении степени влияния более сильной и инертной доминантной функциональной системы когнитивного процесса на показатели структурной организации, сформированной ранее функциональной системы (фона).

Данный методический прием построен на предположении, что более сильная и устойчивая функциональная система, сформированная познавательным процессом отразится в изменении внутри- и межполушарных сенсорных соотношений функциональной системы сформированной на первом этапе эксперимента (в фоне). Можно предположить, что вызываемая перестройка функциональной системы фона является «эхом» тех сильных и инертных функциональных систем познавательных процессов, прямое наблюдение за которых остается пока недоступным.

С этой целью на первом этапе эксперимента в строго определенном количестве и последовательности проводилось измерение показателей времени реакции (ВР) сначала лево-, а затем правополушарных реакций на световые, вибрационные и звуковые сигналы. При регистрации параметров ВР применялось дублирование сигналов каждой модальности, объясняемое различием регулирующих механизмов на новую и повторную стимуляцию.

Изменение показателей ВР в условиях постоянства их моторных компонентов могут иметь место лишь при изменении функциональных состояний сенсорных составляющих соответствующих реакций в каждом из полушарий. В формирующихся функциональных системах, реализующих данный познавательный процесс, отсутствовал феномен избирательности в скорости реагирования на какой-либо предъявляемый сигнал, поэтому особенности соотношения активности сенсорных образований в каждом из полушарий в значительной степени определялись

нейробиологическими, а не психологическими факторами.

Ситуация существенно изменилась на втором этапе эксперимента, включающем тестирование познавательных (аттенционных) способностей, проводимом с помощью корректурной таблицы. После 3-х минут работы с корректурной пробой проводились измерения полушар-ных реакций по схеме первого этапа эксперимента. Такое чередование умственной нагрузки с тестированием показателей ВР на право - и левополушарные сигналы проводилось 3 раза.

Исследование проводилось на 18-19 летних студентах Курского института социального образования (филиал) РГСУ. Все участники эксперимента на основании среднего балла успеваемости были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили испытуемые с высокой успеваемостью, средний балл которых был выше 4,5; 2-я группа включала студентов, чей средний балл был ниже 3,5. Промежуточная группа к обследованиям не привлекалась.

Обработка данных осуществлялась с помощью компьютерных методов вариационной статистики и корреляционного анализа. В ряде случаев достоверность различий при сравнении эмпирических показателей проводилась на основании показателей вариации признаков (метод парных сравнений, дисперсионный анализ с помощью критерия Фишера).

Результаты исследования и их обсуждение

В концепции эффективности познавательны способностей, мы сосредоточились на уровне блока реализации программы деятельности в общей структуре функциональной системы. На основе литературных данных были выделены сенсомоторные параметры, которые можно рассматривать в качестве структурных компонентов функциональных систем познавательных способностей благодаря следующим аргументам [1, с.24]:

- во-первых, регистрируемые показатели должны коррелировать с показателями эффективности познавательных способностей;

- во-вторых, каждый из них должен отражать активность определенных мозговых образований;

- в-третьих, каждый из этих показателей должен позволять отражать динамику активности мозговых структур в процессе познавательной деятельности. В качестве первого сенсомоторного параметра

была выделена усредненная величина ВР отдельно для левого и правого полушарий, которая у юношей равнялась 276,4 мс и 267,8 мс, а у женщин - 367,1 мс и 362,6 мс.

Известно, что мужчины всегда отличаются большей скоростью как лево-, так и правополушарного реагирования на все предъявляемые сигналы, независимо от их латеральности и модальности, а также характера выполняемой нагрузки, что говорит в пользу генетического детерминирования рассматриваемых гендерных различий.

Независимо от пола испытуемых у студентов с высокими показателями учебной успеваемости, уже на первом этапе эксперимента (до корректурной пробы) установлена большая скорость всех регистрируемых показателей ВР (р < 0,05).

Чередование корректурной пробы с регистрацией показателей ВР позволяет выделить целый ряд особенностей сенсомоторного реагирования. Во-первых, это степень полушарной активации. Была установлена высокая успеваемости с величиной активации коры измеряемой в ускорении показателей ВР по сравнения с первым этапом (фоном).

Во-вторых, значимым показателем оказался характер асимметрии полушарной активации. У студентов с высокой успеваемостью работа с корректурными пробами чаще сопровождалась преимущественной активацией ле-вополушарных сенсорных образований.

Наиболее неблагоприятный вариант отмечался как у юношей, так и у девушек с низкой учебной успеваемостью, когда предъявление умственной нагрузки сопровождалось угнетением полушарных реакций.

Внутриполушарные соотношения показателей ВР на разномодальные сигналы до нагрузки носили неустойчивый характер. Однако на фоне умственной нагрузки у большинства студентов независимо от успешности выполнения задания, это соотношение принимает неоднократно подтвержденный многими авторами стандартный вид: ВРзвук < ВР кож < ВР светУ студентов с высокой успеваемостью под влиянием умственной нагрузки среди правополушарных реакций в большей мере ускорялись реакции на свет, а среди левополушарных - на кожные и, особенно, на звуковые раздражители, что приводило к левополушарному доминированию. Ведущей сенсорной системой на этом этапе являлась слуховая афферентация, при этом на сигналы других модальностей отмечалось торможение показателе ВР.

Объяснение полученных данных представляется возможным с учетом целесообразности системной организации изучаемых мозговых структур. Сформированная функциональная система обеспечила более эффективное выполнение корректурной пробы у студентов-отличников. Доминирование правополушарных реакций на свет объясняется не только анатомически большей величиной этих зон, но и наиболее интенсивным развитием сложных интегративных зрительных функций.

Имеющаяся связь между активностью двигательных центров с зонами кожной чувствительности делает понятным доминирование левополушарных кожных центров при активной работе правой руки с корректурными таблицами. Активацию левополушарных слуховых зон коры на этом этапе можно объяснить повышением активности вторичных слуховых зон в силу необходимости удержания в памяти словесной инструкции реализуемого эксперимента.

В то же время динамика активности сенсорных центров у студентов с невысокой успешностью познавательных способностей отличалась:

- более медленной скоростью и преимущественно генерализованной активацией обоих полушарий на умственную нагрузку;

- диаметрально противоположным характером меж-полушарной асимметрии: в правом полушарии отмечалась более высокая активность слуховых и кожных, а в левом - зрительных;

- более низкими функциональными возможностями префронтальных механизмов. Представленная «зеркальная» мозаика активности сенсорных зон во второй группе по сравнению с первой группой студентов, позволяет предположить определенную дезинтеграцию мозговых механизмов в функциональных системах.

Выделению параметров регуляторных механизмов способствовало использование в эксперименте методического приема с повторным, двойным предъявлением сигнала той же модальности. Известно, что величина на первое предъявление стимулов [2, с.24], связана с динамичностью нервных процессов, положительно коррелирующей со скоростью образования условных реакций и способностью к обучению. Переход на сигналы новой модальности связан с процессами «перепрограммирования, внесением корректив в новую программу» [1, с.24].

Повторное предъявление стимула сопровождается значительным ускорением ответных реакций, обусловленных процессом срочной дополнительной «мобилизацией» корковых ресурсов и активизацией процессов кратковременного запоминания [3, с.42].

Есть основания предполагать, что преимущество в скорости реагирования на первое и повторное предъявление раздражителей косвенным образом позволяет судить о преимуществе функционального состояния одного из сопоставляемых механизмов, либо «перепрограммирования», либо «экстренной мобилизации» сенсомоторных реакций.

Установлено, что у студентов с отличной успеваемостью отмечено существенное преимущество левополу-шарных реакций на первое предъявление (больше 65 мс по сравнению с ответами на второе предъявление, р<0,05). У слабоуспевающих студентов подобного преобладания левополушарных реакций не отмечалось.

Учитывая вышеизложенные данные проведенного исследования, есть основания рассматривать выявленные сенсомоторные характеристики как результат деятельности различных сенсорных звеньев сложноорганизованной функциональной системы когнитивных способностей, включающих показатели реактивности сенсорных образований обоих полушарий, а также их активационные и регулирующие механизмы.

Выводы

Выявленные показатели структурной организации перцептивных звеньев функциональных систем познавательных способностей позволяют объяснять причину разной эффективности познавательных способностей рамках в рамках теории о функциональных системах мозга.

Литература

1. Голубева, Э. А. Способности, личность, индивидуальность / Э. А. Голубева. - Дубна: Феникс, 2005. -512 с.

2. Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В. Д. Небылициын. - М.: Просвещение, 1966. - 190 с.

3. Чуприкова, Н.И. Предпусковая интеграция в опытах с измерением времени реакций человека / Н. И. Чуприкова // Системный анализ механизмов поведения. - М., 2009. - С. 42-56.

4. Шадриков, В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 274 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.