Научная статья на тему 'Степень сохранности когнитивных функций как фактор, повышающий возможность дожития индивида до старческого возраста'

Степень сохранности когнитивных функций как фактор, повышающий возможность дожития индивида до старческого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПРОЦЕССЫ ВНИМАНИЯ / ВРЕМЯ РЕАКЦИИ / РЕАКТИВНОСТЬ СЕНСОРНЫХ ЗОН / ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведев Илья Николаевич, Никишина Нина Алексеевна

У лиц старческого возраста изучались базальный уровень реактивности сенсорных зон, их внутриполушарное соотношение и показатели «ведущего» анализатора с повторной их оценкой через 7 лет. Определено повышение вероятности дожития индивида до старческого возраста при сохранности механизмов, обеспечивающих умственную деятельность в пожилом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Степень сохранности когнитивных функций как фактор, повышающий возможность дожития индивида до старческого возраста»

УДК 159.91: 612.8

УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОСТИ СЕНСОРНЫХ ЗОН ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

THE REACTIVITY LEVEL OF THE SENSORY AREAS OF THE RIGHT AND LEFT HEMISPHERES OF THE BRAIN OF 4-5 YEAR OLD

CHILDREN WITH UNDERDEVELOPED SPEECH

И. Н. Медведев, Н. А. Никишина I. N. Medvedev, N. A. Nikishina

Курский институт социального образования (филиал)

ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Курск

Аннотация. В статье представлен анализ реактивности зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. В архитектонике сенсорных систем в состоянии относительного покоя и в процессе умственной нагрузки зафиксированы неблагоприятные признаки, свидетельствующие о задержке и отклонении от нормального взаимодействия сенсорных зон. Выявлены нарушения внутри- и межполушарных взаимодействий зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон.

Полученные данные могут учитываться при коррекции логопедических расстройств у детей дошкольного возраста.

Abstract. The article presents the analysis of the reactivity of visual, auditory and skin sensory areas of the 4-5 year old children with underdevelopment of speech. Unfavourable characteristics, illustrating the delay and deviation form normal interaction of sensory zones are registered in the architectonics of sensory systems in the condition of guiescent state in the process of mental workload. Disturbances in intra and interhemispheric interaction of visual, auditory and skin sensory zones are discovered. The data obtained can be considered in correction of speech disorders in pre-schoolchildren.

Ключевые слова: реактивность сенсорных зон, познавательные способности, детский возраст, половые различия.

Keywords: activity, sensory areas, cognitive ability, childhood, gender characteristics.

Актуальность исследуемой проблемы. Дефектологические проблемы в дошкольном возрасте часто препятствуют правильному формированию познавательных процессов. Педагогическая и психологическая практика логопедии, направленная на устранение онтогенетических нарушений развития головного мозга, обуславливает потребность детального изучения механизмов, реализующих психические функции, поскольку знание физиологических причин их нарушений на ранних этапах развития существенно повысит эффективность методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности [1, 69], [6, 238]. Эффективность преодоления речевой недостаточности прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта, основу которого могут состав-

лять дисфункции анализаторных систем мозга. Ввиду того, что речь формируется в тесной связи слухового анализатора с кинестетическим и зрительным, становится необходимым детальное изучение реактивности сенсорных зон коры и их взаимодействия у детей с логопедическими нарушениями [5, 163], [7, 211].

Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей функционального состояния зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон коры правого и левого полушарий у детей 4-5 лет с логопедическими нарушениями в процессе познавательной деятельности.

Материал и методика исследований. В исследование были включены дети младшей и средней группы детского сада № 91 г. Курска. Экспериментальные группы составили 21 ребенок 4 лет и 23 ребенка 5 лет, имеющих диагноз «общее недоразвитие речи». В контрольные группы вошли 30 детей 4 лет и 32 ребенка 5 лет, отличающиеся адекватным поведением и сформированной речью.

Обоснованность распределения испытуемых по экспериментальным группам согласовывалась с воспитателями, логопедом и психологом детского сада.

Основным эмпирическим методом исследования являлся метод измерения времени право- и левополушарных реакций на зрительные, слуховые и кожные сигналы, осуществляющегося в два этапа [4, 218]. Первый этап состоял из трех последовательных циклов, включающих в себя измерение показателей времени право- и левополушарных реакций на попарное предъявление зрительных, кожных и звуковых сигналов (этап «фон»). Второй этап - «умственная нагрузка» - заключался в регистрации показателей времени реакции (ВР) в промежутках между диагностикой эффективности процессов внимания (тест Бурдона).

На основе показателей право- и левополушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые сигналы на этапах «фон» и «умственная нагрузка» рассчитывались сенсомо-торные показатели, отражающие структуру функциональных систем на уровне перцептивных звеньев:

- усредненные показатели времени лево- и правополушарных реакций на зрительные, кожные и звуковые сигналы;

- характер и величина активации показателей времени реакции на умственную нагрузку;

- внутриполушарное соотношение активности сенсорных зон;

- показатели межполушарной асимметрии зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон.

Достоверность различий между группами испытуемых оценивалась 1-критерием Стьюдента [2, 121].

Результаты исследований и их обсуждение. Практика коррекции логопедических расстройств на ранних этапах онтогенеза диктует необходимость поиска нарушений мозговых механизмов психических процессов у детей с дефектами речи.

В норме у детей 4 лет в процессе выполнения теста Бурдона скорость правополушарных реакций составила 500,3±21,6 мс, левополушарных - 553,7±21,5 мс, в то время как в группе детей с общим недоразвитием речи аналогичные показатели составили 666,9±23,8 мс и 803,2±29,7 мс соответственно (табл. 1).

Выявлено, что в 4 года у детей 1-й группы наиболее интенсивными оказались реакции на зрительные сигналы, предъявляемые к правому полушарию, и кожные, предъявляемые к левому полушарию. Доминирование в начале опытов левополушарных ре-

акций сменялось после умственной нагрузки заметным преобладанием правополушарных за счет значительного ускорения правополушарных реакций на световые и кожные стимулы.

В контрольной группе детей соотношение активности сенсорных зон в правом полушарии имело следующий вид: ВРсвет < ВРзвук < ВРкожн., в левом - ВРкожн. < ВРзвук < ВРсвет, в то время как в группе детей с логопедическим нарушениями слуховые сенсорные зоны обоих полушарий имели самую низкую реактивность.

У 5-летних детей с нормальным развитием речи среднее значение правополушарных реакций после умственной нагрузки составило 501,1±19,6 мс, левополушарных -515,3±21,8 мс, в то время как во второй группе аналогичные показатели составили 632,1±29,1 мс и 625,5±28,6 мс соответственно (табл. 2). В 1-й группе испытуемых наиболее реактивными среди правополушарных сенсорных центров оказались кожные и слуховые сенсорные зоны, а среди левополушарных - слуховые. В целом, дети 1-й группы отличались более высокой скоростью регистрируемых реакций, доминированием правополушарных реакций, генерализованной активацией право- и левополушарных реакций под влиянием умственной нагрузки. Соотношение активности сенсорных зон в обоих полушариях распределилось следующим образом: ВРзвук < ВРкожн. < ВРсвет с доминированием левополушарной слуховой зоны на этапе умственной нагрузки.

У детей логопедической группы наблюдалось замедление показателей времени реакции на все предъявляемые сигналы по сравнению с 1-й группой. Внутриполушарное соотношение активности их сенсорных зон в обоих полушариях имело следующий вид: ВРзвук < ВРсвет < ВРкожн. с доминированием правополушарной слуховой зоны на этапе умственной нагрузки.

В отличие от контрольной группы, где после предъявления теста Бурдона происходила активация всех сенсорных зон, для детей с дефектами речи было характерно торможение показателей времени левополушарных реакций на зрительные и кожные сигналы.

В процессе концентрации внимания у детей логопедической группы выявлена более низкая по сравнению с контрольной группой реактивность сенсорных зон коры, определяемая «базальным» уровнем активности головного мозга, которая обусловливается работой 1-го функционального блока (по А. Р. Лурия) [3, 123].

У детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи умственная нагрузка приводит к торможению активности левополушарных сенсорных зон, что говорит о низких функциональных возможностях левого полушария и дисфункциях прежде всего 3-го функционального блока мозга [3, 143]. При этом у детей логопедической группы соотношение активности зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон обоих полушарий носит иной вид по сравнению с контрольной группой и проявляется в чертах, присущих более раннему возрасту (работа 2-го информационного блока) [3, 142]. В 4 года - это отставание в реактивности слуховых сенсорных зон обоих полушарий и доминирование правополушарной слуховой сенсорной зоны (вместо левополушарной) в 5-летнем возрасте.

На втором этапе эксперимента у детей с логопедическими проблемами происходит торможение показателей времени двигательной реакции, что, вероятно, свидетельствует о низких функциональных возможностях 1-го функционального блока мозга и развитии механизмов запредельного торможения в ответ на предъявление умственной нагрузки.

Таблица 1

Право- и левополушарные реакции (в мс) у детей 4-летнего возраста до и после умственной нагрузки (М±т)

Этапы экспери- мента Группы испытуемых Правополушарные реакции Левополушарные реакции

свет кожн. звук правое полушарие свет кожн. звук левое полушарие

До нагрузки Контрольная группа, п=30 585,2±27,8 656,2±34,1 578,6±34,6 606,3±23,1 646,9±24,7 602,6±24,8 569,3±25,1 605,6±22,1

Логопедическая группа, п=21 794,7±41,7* 972,4±24,1 * 845,9±23,8* 871,2±36,6* 855,5±37,8* 714,4±25,7* 690,4±28,6* 753,1±20,5*

После нагрузки Контрольная группа, п=30 417,5±23,8 579,2±38,7 503,3±29,7 500,3±21,6 562,9±25,8 540,3±28,6 558,1±22,6 553,7±21,5

Логопедическая группа, п=21 634,5±29,4* 685,6±26,5* 689,1±21,6* 666,9±23,8* 829,2±26,6* 689,6±29,1 * 890,2±22,7* 803,2±29,7*

Условные обозначения: * - достоверность различий между 1-й и 2-й группами, Р<0,05

Таблица 2

Право- и левополушарные реакции (в мс) у детей 5-летнего возраста до и после умственной нагрузки (М±т)

Этапы экспери- мента Группы испытуемых Правополушарные реакции Левополушарные реакции

свет кожн. звук правое полушарие свет кожн. звук левое полушарие

До нагрузки Контрольная группа, п=30 570,8±28,1 567,5±42,1 558,7±38,5 565,6±39,1 605,4±32,6 647,2±27,7 508,6±20,7 587,5±26,6

Логопедическая группа, п=23 651,9±34,1* 724,7±38,4* 838,4±41,8* 738,7±29,1 * 595,5±23,7 536,1±41,8 601,9±23,1* 577,5±28,6

После нагрузки Контрольная группа, п=30 514,1±23,5 494,7±31,2 495,3±21,8 501,1±19,6 554,6±34,6 544,4±35,7 445,5±26,6 515,3±21,8

Логопедическая группа, п=23 572,4±34,1 642,2±38,4* 536,5±36,8 632,1±29,1 * 619,5±23,7 670,4±32,8* 586,9±23,1* 625,5±28,6*

Таким образом, нейрофизиологический анализ полученных результатов дает основания предполагать, что у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи нарушается структура функциональных систем познавательных способностей на уровне всех 3-х функциональных блоков (по А. Р. Лурия) и сопровождается незрелостью 1-й и 2-й сигнальных систем.

Резюме. С целью диагностики причин логопедических расстройств целесообразна регистрация реактивности сенсорных зон левого и правого полушарий в состоянии относительного покоя и на фоне предъявления умственных нагрузок.

У детей с логопедическими нарушениями изменено внутри- и межполушарное взаимодействие зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мас-тюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1989. - 163 с.

2. Лакин, Г. Ф. Биометрия : учебное пособие для биологических специальностей вузов / Г. Ф. Лакин. - М. : Высшая школа, 1990. - 293 с.

3. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учебное пособие / А. Р. Лурия. - М. : МГУ, 2007. -374 с.

4. Никишина, Н. А. Диагностика эффективности познавательных способностей с помощью сенсомо-торных показателей / Н. А. Никишина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2007. - № 3. - С. 218-222.

5. Савченко, А. А. Сенсорные и сенсомоторные корреляты психических состояний и свойств личности / А. А. Савченко, Н. А. Никишина. - М. : Изд-во РГСУ, 2006. - 321 с.

6. Фарбер, Д. А. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология человека. - 1991. - Т. 17. - № 5. -С. 237-243.

7. Фарбер, Д. А. Функционирование мозга в раннем онтогенезе / Д. А. Фарбер. - М. : Просвещение, 1995. - 279 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.