Научная статья на тему 'Концепция атласа Михаил Васильевич ломоносов'

Концепция атласа Михаил Васильевич ломоносов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
264
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.В. ЛОМОНОСОВ / 300 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / АТЛАС / АТЛАС ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ / M.V. LOMONOSOV / THE 300 ANNIVERSARY / CONCEPT / ATLAS / ATLAS TO HONOR AN OUTSTANDING PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калуцков Владимир Николаевич

В статье обсуждается концепция атласа, посвященного 300-летнему юбилею основателя Московского университета М.В. Ломоносова. Разработаны методологические подходы и принципы создания атласа выдающейся личности. Концепция предполагает шесть разделов атласа. Первый посвящен родине Ломоносова, во втором показываются маршруты всех его поездок и путешествий, третий раздел демонстрирует основные проекты пространственного развития России, выдвинутые Ломоносовым. Четвертый раздел называется Образы России и мира в поэтическом творчестве М.В. Ломоносова, пятый освещает ономастику и топонимию, связанную с Ломоносовым. Заключительный раздел называется Московский университет главный образовательный проект М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Atlas Mikhail Vasilyevich Lomonosov

The concept for the atlas devoted to the 300th anniversary of the founder of Moscow University Mikhail Vasilyevich Lomonosov, is discussed. The methodological approach and principals of design of the atlas to honor the outstanding personality, have been elaborated. The concept envisages 6 main sections to be included in the atlas. The first section is devoted to Lomonosov's motherland. The second section shows geography of all his travels. The third section demonstrates major projects for spatial development of Russia, proposed by Lomonosov. The fourth section is called Images of Russia and the world in poetry heritage of Lomonosov. The fifth section highlights onomastics and toponomics, associated with Lomonosov's name. The last section is called The Moscow University the major education project of M.V. Lomonosov.

Текст научной работы на тему «Концепция атласа Михаил Васильевич ломоносов»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3

В.Н. Калуцков

КОНЦЕПЦИЯ АТЛАСА "МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ"

В статье обсуждается концепция атласа, посвященного 300-летнему юбилею основателя Московского университета — М.В. Ломоносова. Разработаны методологические подходы и принципы создания атласа выдающейся личности. Концепция предполагает шесть разделов атласа. Первый посвящен родине Ломоносова, во втором показываются маршруты всех его поездок и путешествий, третий раздел демонстрирует основные проекты пространственного развития России, выдвинутые Ломоносовым. Четвертый раздел называется "Образы России и мира в поэтическом творчестве М.В. Ломоносова", пятый освещает ономастику и топонимию, связанную с Ломоносовым. Заключительный раздел называется "Московский университет — главный образовательный проект М.В. Ломоносова".

Ключевые слова: М.В. Ломоносов, 300 лет со дня рождения, концепция, атлас, атлас выдающейся личности.

The concept for the atlas devoted to the 300th anniversary of the founder of Moscow University — Mikhail Vasilyevich Lomonosov, is discussed. The methodological approach and principals of design of the atlas to honor the outstanding personality, have been elaborated. The concept envisages 6 main sections to be included in the atlas. The first section is devoted to Lomonosov's motherland. The second section shows geography of all his travels. The third section demonstrates major projects for spatial development of Russia, proposed by Lomonosov. The fourth section is called "Images of Russia and the world in poetry heritage of Lomonosov". The fifth section highlights onomastics and toponomics, associated with Lomonosov's name. The last section is called "The Moscow University — the major education project of M.V. Lomonosov".

Key words: M.V. Lomonosov, the 300 anniversary, concept, atlas, atlas to honor an outstanding personality.

...Знаю, что дети отечества обо мне пожалеют.

Михайло Ломоносов

Я ездил с городничим и почтмейстером на то место, где родился упомянутый Михайла Васильевич Ломоносов, и любопытствовал, не увижу ли каких отменных на нем знаков, но не нашел ничего.

Челищев П.И. Путешествие по Северу России

в 1791 году

Жизни и творчеству М.В. Ломоносова посвящены исследования разных жанровых форм — мемуары, связанные с деятельностью великого ученого; публицистические статьи, как правило,

Калуцков Владимир Николаевич — докт. геогр. наук, проф. кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8 (499) 783-02-64, e-mail: [email protected]

приуроченные к юбилейным датам, включая работы таких гениев русской культуры и науки, как А.С. Пушкин, А.Н. Радищев, С.М. Соловьев, В.И. Вернадский; научные статьи и монографии, справочники, картографические произведения, изображающие места его рождения и деятельности.

Атлас среди форм мемориальных произведений, посвященных Ломоносову, представляет собой новую форму.

При этом возникают методологические проблемы, связанные с тем, что атласная картография разрабатывает преимущественно территориальную тематику, создавая атласы мира, стран, регионов, городов. Что значит географический атлас применительно к человеку, его жизни и деятельности? На каких принципах и основаниях его нужно разрабатывать? Какие вопросы он должен освещать помимо изображения жизненного пути великого человека, его научного и художественного творчества, его влияния на современное культурное пространство страны? Тем самым формальная новизна разработки атласа М.В. Ломоносова превращается в содержательную новизну.

Следует подчеркнуть, что многие грани творчества гения могут быть открыты и поняты только с помощью пространственного анализа, при чтении и соотнесении карт, фотоизображений и текстов атласа. Тем самым атлас представляет собой не только средство анализа жизненного пути, пространственного мышления и восприятия великим человеком окружающего мира, но и качественно новый способ видения научного и художественного ломоносовского наследия.

Примеров атласов выдающихся личностей немного. Например, в фондах Российской государственной библиотеки их только три, посвященных В.И. Ленину, Хосе Марти и Дж. Вашингтону. Выдержавший многочисленные издания историко-библиографиче-ский атлас В.И. Ленина, если не принимать во внимание идеологическую сторону, в качестве опыта создания атласа выдающейся личности представляет собой определенный интерес1.

Методологические подходы и принципы разработки атласа

При создании атласа великого человека выделяем территориальный, пространственный подходы и принципы визуальной и текстовой репрезентации.

Один из важнейших подходов при создании любого атласа — территориальный подход. Его сущность заключается в выявлении и картографировании основных территорий жизни и деятельности

1 Ленин: Историко-биографический атлас. М., 1970.

рассматриваемой личности — территории рождения и становления, территории образования, территории творчества. При этом территории творчества могут быть представлены через отдельные проекты, которые разрабатывал человек, особенно если эти проекты обладают территориальным измерением, могут быть локализованы. Наряду с авторскими картами, изображающими территории рождения, жизни и творчества гения, атлас должен содержать и старые карты. Карты — современники жизни личности позволяют почувствовать дух времени, лучше понять ушедшую историческую атмосферу.

Территориальный подход увязывает предлагаемую концепцию с традиционными географическими атласами. Однако территориального подхода при разработке географического атласа личности недостаточно.

Пространственный подход разработки атласа рассматриваемого типа проявляется в исследовании пространства мышления и творчества, пространства воображения человека. Карты пространственного восприятия мира человеком, или ментальные карты, как правило, центрированы и полимасштабны. Поэтому для создания таких "воображаемых карт" уместно применение анаморфированных изображений или картоидов.

Другой аспект реализации пространственного подхода заключается в исследовании изменения культурного пространства мира, страны и ее отдельных регионов под влиянием масштабной личности. Эти изменения проявляются в топонимии, в названиях природных и культурных объектов, организаций и учреждений, в создании памятников, организации музеев, связанных с жизнью и деятельностью великого человека. Широкое распространение и плотность памятных знаков в пространстве страны свидетельствуют о масштабе личности и ее вкладе в мировую и национальную культуру.

Принцип визуальной репрезентации данного типа атласа заключатся в активном использовании визуальных изображений как самой исторической личности, так и связанных с ней лиц — родственников, современников, учеников и последователей. В качестве исходного материала могут быть использованы портреты и скульптуры. Важное место в визуальном ряду занимают изображения мест, связанных с рождением, творчеством и смертью гения. К ним относятся пейзажные репрезентации на гравюрах, картинах, старых и современных фотографиях.

Система мест, связанных с жизнью и творчеством гения, образует культурный ландшафт, т.е. определенную природно-культур-ную среду, с которой "гений места" генетически связан и которая повлияла на формирование его личности. Применительно к нашему

герою можно выделять Куростровский (шире — Холмогорский) ломоносовский ландшафт и Петербургский ломоносовский ландшафт.

Принцип текстовой репрезентации занимает особое место в создании географических атласов великих личностей. Текст не сводится к комментированию карт, как это нередко случается при создании традиционных географических атласов, он играет важную и такую же самостоятельную роль в построении всего массива атласа, как системы картографических изображений и визуальных репрезентаций. Систему карт и визуальных изображений следует рассматривать как значимый контекст тестовой системы.

Корпус текстов атласа состоит из четырех типов текстов — авторского текста, раскрывающего основные моменты конкретного раздела атласа; текста-комментария, связанного с картографическими и другими визуальными изображениями (портретами, картинами, фотографиями); текстов исследователей творчества гения и текстов самого М.В. Ломоносова.

Данный атлас, как и любая разработка, приуроченная к памятной дате, неизбежно выполняет мемориальную функцию, связанную с почитанием, преклонением, уважением к таланту Ломоносова, что предъявляет ему дополнительные требования. В частности, специфический момент первого атласа Ломоносова заключается в детальном рассмотрении тематики, связанной с родиной великого помора.

Содержание и оформление атласа

Атлас состоит из шести разделов. Первый раздел называется "Родина Ломоносова на географических картах и в описаниях исследователей". За 250 лет, прошедших после смерти Ломоносова, сложилась традиция посещения его родных мест, особенно в годы юбилейных дат, сформировался и широко бытует среди исследователей ломоносовского творчества термин "Родина Ломоносова". Однако понимание того, что такое родина Ломоносова, неоднозначно. С позиции территориальной иерархии можно выделить несколько уровней его понимания — от локального (конкретное место, часть деревни, деревня) до регионального (Куростров, Холмогорский край, Поморье, русский Север).

Соответственно каждый автор в соответствии со своим пониманием того, что такое родина Ломоносова, предлагает свои текстовые описания и картографические презентации.

Картографические изображения родины Ломоносова, выполненные исследователями-путешественниками И.И. Лепехиным, П.И. Челищевым, А.Г. Тышинским, П.Л. Маштаковым и краеве-

дами С. Негодяевым и А.Н. Грандилевским, составляют важную часть первого раздела атласа. Кстати, именно земляку Ломоносова Степану Негодяеву принадлежит честь первого картографического произведения родины Ломоносова (она опубликована уже в 1780 г., спустя лишь 15 лет после смерти первого русского академика).

Наряду с картографическими изображениями родины Ломоносова сформировалась и другая — литературная традиция описания путешественниками родного для Ломоносова ландшафта Куростро-ва, при этом далеко не все описания полны положительных оценок этого места. Негативные эмоции Куростров вызвал у известного писателя С.В. Максимова и у путешественника В. Верещагина.

Важное место в разделе занимает карта современного ломоносовского наследия села Ломоносово и его окрестностей. Наряду с материальными объектами наследия (церковь Дмитрия Солунского, построенная при активном участии отца Михаила Васильевича, предполагаемое место усадьбы, Ломоносовский пруд, Музей Ломоносова, его памятник и т.д.) современное ломоносовское наследие включает и нематериальные объекты — топонимию края, живой фольклор (мифы, легенды, предания места), этнические традиции, многочисленное сообщество потомков великого помора и ныне проживающих на Курострове.

Во втором разделе, "Личная география Ломоносова: маршруты и путешествия", представлены карты и описания достоверно известных и предполагаемых поездок великого помора. В формировании его географического мировоззрения огромную роль сыграли опыт промысловых плаваний отца Василия Дорофеевича и их совместные выходы в Северный Ледовитый океан в 20-е гг. XVIII в. Во время этих плаваний Ломоносов наблюдал за состоянием моря, течениями, атмосферными явлениями. В результате складывались основы естественно-научных знаний будущего академика, которые впоследствии превратились в ряд географических исследований и мощных проектов освоения России (см. третий раздел атласа).

После ухода из дома путешествия Ломоносова по России и за рубежом носят целевой — образовательный — характер. Во-первых, путь из Холмогор в Москву, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, для получения первичного образования; во-вторых, маршрут из Москвы в Киев с целью углубления образования; в-третьих, поездка в Петербург, и наконец венец формального ломоносовского образования — многолетняя командировка в Германию, где он слушает лекции, участвует в практикумах, встречается с крупными европейскими учеными.

По возвращении из Германии в Россию в 1741 г. и до самой смерти в 1765 г. личная география Михаила Васильевича связана

только с Петербургом и его окрестностями. Наряду с картами поездок по России и Европе в атласе приводятся карта, фотографии и описания ломоносовских мест Санкт-Петербурга.

В третьем разделе рассматриваются проекты пространственного развития России, инициированные М.В. Ломоносовым. Среди проектов, инициированных М.В. Ломоносовым, выделяется проект создания первого российского национального атласа. При реализации этого проекта Михаилу Васильевичу пришлось решать целый ряд организационных, собственно научных, технических и образовательных задач. Вот как об этом пишет сам руководитель Географического департамента: "Старался весьма в приведение в порядок Географического департамента и для того... произвел в действие сочинение нового российского атласа, о коем прежде его чрез двенадцать лет не было старанья; сочиненные под его предводительством карты уже градируются."2 В атласе приводятся карты планов экспедиций, составленные Ломоносовым и реально осуществленные.

У инициированного Ломоносовым проекта Северного морского пути хорошо просматриваются поморские корни. Без опыта плавания по Белому и Баренцеву морям, без личных наблюдений за полярной природой — ветрами, течениями, льдами — он был бы невозможен. Таким образом, жизненный опыт в сочетании с глубокими научными знаниями привел Ломоносова к твердому убеждению значимости Севера в развитии страны и уверенности, что, несмотря на огромные трудности, Север будет освоен:

Колумбы Росские, презрев угрюмы рок, Меж льдами новый путь отворят на восток3.

Такое понимание роли Севера и привело его к идее Северного морского пути, идее, которой он придал глубокое геополитическое и естественно-научное обоснование и многое сделал для ее практической реализации, подготовив две северные морские экспедиции.

"Северный океан — есть пространное поле, где. усугубляться может российская слава, соединенная с беспримерной пользой, через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку"4. В атласе приводятся карты ломоносовских экспедиций, других исторических плаваний по Северу, современного Северного морского пути и его перспектив.

Четвертый раздел, "Образы России и мира в поэтическом творчестве М.В. Ломоносова", ориентирован на культурно-географи-

2 Ломоносов М.В. Отчет о завершенных и незавершенных научных и литературных работах // Избр. проза. М., 1980. С. 98.

3 Ломоносов М.В. Петр Великий // Полн. собр. соч. Т. 8. М.; Л., 1959. С. 703.

4 Ломоносов М.В. Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию // Полн. собр. соч. Т. 6. М.; Л., 1952. С. 420.

ческий анализ и картосхематическое представление его поэтического творчества. Широко известна роль Ломоносова в создании литературного и поэтического русского языка. Не менее значим его вклад в становление русского научного языка.

Прекрасное знание мировой и отечественной географии играло немаловажную роль в его литературном творчестве. Многие из литературных произведений великого географа насыщены географическими образами. Так, в Похвальном слове Петру I активно используются образы морей и рек, подчеркивается не только неукротимая энергия царя, но и его роль в создании русского флота и развитии торговли: "Что же Его (Петра I. — В.К.) путешествия или, лучше, быстропарящие летания? Едва услышало глас повеления Его Белое море, уже чувствует Балтийское море. Едва путь кораблей Его скрылся на водах Азовских, уже шумят уступающие ему Каспийские волны. И вы, великие реки, Южная Двина и Полночная, Днепр, Дон, Волга, Буг, Висла, Одра, Алба (Эльба. — В.К.), Дунай, Секвана (Сена. — В.К.), Тамиза, Рен и прочая, скажите, сколь много крат вы удостоились изображать вид Великого Петра в струях ваших? Скажите! Я не могу исчислить!"5

Другим ярким примером образно-литературной географии великого поэта и реформатора русского языка является "Ода в день вошествия на престол императрицы Елисаветы Петровны", в которой в яркой поэтической форме с использованием десятков топонимов-геоконцептов раскрывается в своей полноте и многогранности географическое пространство огромной России.

Как и в первом разделе атласа, здесь представлены анаморфированные карты: "Образ мира в поэзии Ломоносова", "Образ России в поэзии Ломоносова" и др.

Пятый раздел, "Ломоносов в культурном пространстве России и зарубежья", носит мемориальный характер. Его основная задача — представить географию материального и нематериального наследия великого помора в мире и России.

В разделе представлены карта "Музеи, памятники и мемориальные знаки Ломоносова", описания и фотографии наиболее значительных скульптурных изображений, карта "Природные объекты, носящие имя Ломоносова", карта "Города России, имеющие улицу Ломоносова" и др.

Последний раздел посвящен Московскому университету и называется "Московский университет — главный образовательный проект М.В. Ломоносова". В разделе рассматриваются структурные

5 Ломоносов М.В. Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года. 1754 г. — 14 апреля 1755 г. // Полн. собр. соч. Т. 8. М.; Л., 1959. С. 610.

изменения и территориальная динамика университета с момента его создания до нашего времени.

Современное состояние МГУ представлено текстами, фотографиями и следующими картами: "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в XXI веке в Москве" и "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в XXI веке в России и мире: филиалы, научные и учебные станции".

Таким образом, последний раздел мемориального атласа демонстрирует жизненность и глубину идеи М.В. Ломоносова о создании первого российского университета в Москве, организационные и педагогические грани его таланта.

Наряду с картографическими произведениями, современными и историческими картами в оформлении атласа используются космические снимки, современные и старые фотографии, репродукции картин, копии документов, литературные тексты, а также научные и художественные тексты самого М.В. Ломоносова. Все это позволяет создать полноценный и красочный образ первого ломоносовского атласа.

Список литературы

Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII —

начала XX века (геокультурный аспект). М., 1998. Ленин: Историко-биографический атлас. М., 1970. Ломоносов М.В. Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию // Полн. собр. соч. Т. 6. М.; Л., 1952. Ломоносов М.В. Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года. 1754 г. — 14 апреля 1755 г. // Полн. собр. соч. Т. 8. М.; Л., 1959. Ломоносов М.В. Петр Великий // Полн. собр. соч. Т. 8. М.; Л., 1959. Ломоносов М.В. Отчет о завершенных и незавершенных научных и литературных работах // Избр. проза. М., 1980. Челищев П.И. Путешествие по Северу России в 1791 году: Дневник. СПб., 1886.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.