Научная статья на тему 'Концепция англосферы как основа внешнеполитического курса англоязычных стран'

Концепция англосферы как основа внешнеполитического курса англоязычных стран Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
546
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛОСФЕРА / БРЕКСИТ / УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ / ROBERT CONQUEST / АНГЛОСАКСОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ANGLOSPHERE / BREXIT / WINSTON CHURCHILL / ANGLO-SAXON CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косторниченко В. Н.

В статье рассматривается возникновение феномена англосферы. На основе источников политического характера (выступлений политиков, материалов периодической печати и др.) проанализированы его базовые составляющие. Использование историко-сравнительного и ретроспективного методов позволило восстановить политическую историю возникновения и теоретические основания концепции англосферы, определить ее связь с современной политикой ведущих англоязычных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE ANGLOSPHERE AS THE BASISOF THE FOREIGN POLICY OF ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES

The article deals with the emergence of the phenomenon of “anglosphere”. On the basis of sources of political character (speeches of politicians, materials of the periodical press, etc.) its basic components are analyzed. The use of historicalcomparative and retrospective methods allowed to restore the origin and theoretical foundations of the concept of “anglosphere,” to determine its connection with the modern policy of the leading English-speaking countries.

Текст научной работы на тему «Концепция англосферы как основа внешнеполитического курса англоязычных стран»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94 (41/99) В. Н. Косторниченко

доктор экономических наук, профессор кафедры исторических наук Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ АНГЛОСФЕРЫ КАК ОСНОВА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

В статье рассматривается возникновение феномена англосферы. На основе источников политического характера (выступлений политиков, материалов периодической печати и др.) проанализированы его базовые составляющие. Использование историко-сравнительного и ретроспективного методов позволило восстановить политическую историю возникновения и теоретические основания концепции англосферы, определить ее связь с современной политикой ведущих англоязычных стран.

Ключевые слова: англосфера; брексит; Уинстон Черчилль; Robert Conquest; англосаксонская цивилизация.

V. N. Kostornichenko

Professor of the Department of the History, Moscow State Linguistic University; e-maiL: [email protected].

THE CONCEPT OF THE ANGLOSPHERE AS THE BASIS OF THE FOREIGN POLICY OF ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES

The articLe deaLs with the emergence of the phenomenon of "angLosphere". On the basis of sources of poLiticaL character (speeches of poLiticians, materiaLs of the periodicaL press, etc.) its basic components are anaLyzed. The use of historicaL-comparative and retrospective methods aLLowed to restore the origin and theoreticaL foundations of the concept of "angLosphere," to determine its connection with the modern poLicy of the Leading EngLish-speaking countries.

Key words: AngLosphere; Brexit; Winston ChurchiLL; Robert Conquest; AngLo-Saxon civiLization.

Введение

Идеи сторонников глобализации, интеграции и универсализации мирового политического и экономического процесса стали неким «мейнстримом» гуманитарной науки 1990-х гг. В свою очередь

взгляды исследователей, изучающих современные социальные процессы сквозь призму историко-культурных традиций, оказались на периферии общественного внимания. Однако в конце 1990-х гг. и первом десятилетии 2000-х гг. наметился некоторый перелом: значительная часть элиты развитых стран стала активно проявлять приверженность укреплению национальных традиций, упрочению духовных основ общества. Особенно это заметно на примере западноевропейских стран, в частности Великобритании. Так, в этой стране произошла значительная эволюция в общественном сознании: британское общество перешло от демонстрации повсеместной лояльности идеям «общеевропейской судьбы» к поддержке курса на сохранение национальной самобытности, провозглашенного небольшой правокон-сервативной популистской партией независимости Великобритании (UK Independence Party).

Референдум по выходу Великобритании из Евросоюза, состоявшийся 23 июня 2016 г. (далее Brexit. - В. К), стал свидетельством того, что большинство британцев склонны поддерживать «особый» путь развития страны, видят свое будущее вне европейской интеграционной перспективы. В качестве обоснования выбора идеологи Brexit говорили о необходимости защиты традиционных британских историко-культурных ценностей, под которыми понимаются верховенство закона, защита права частной собственности, обеспечение экономических и политических свобод и т. п. По их мнению, англоязычные страны трактуют эти ценности иначе, нежели европейцы, что вынуждает «англосферу» отказаться от интеграции с Европейским союзом.

Сторонники Brexit стали широко использовать понятие «англос-фера» применительно к союзу англоязычных государств, объединенных общим языком, историей и культурой. Фактически этот неологизм стал основой концепции особого пути развития англоязычных стран, символом их общей идентичности.

Понятие «англосфера»

Рассмотрим более подробно историю возникновения и содержание понятия «англосфера».

Его появлению предшествовала идея создания добровольного объединения англоязычных государств, выделившихся из состава колоний Великобритании и именуемых Содружеством. Начало этому

объединению было положено 1 июля 1867 г., когда Канада обрела статус первого «независимого доминиона» Британской империи. По словам современной королевы Великобритании Елизаветы II, этот шаг положил начало свободной ассоциации независимых государств, именуемой в настоящее время Содружеством [Queen 1959]. Первым из британских политиков, кто всесторонне провозгласил и обосновал идею содружества доминионов, был лорд Розбери. Это было сделано им в 1884 г. в ходе посещения Австралии [Commonwealth URL].

Развивая положения лорда Розбери, один из самых авторитетных политиков викторианской Англии Джозеф Чемберлен (1836-1914) пытался в начале XX в. реализовать проект объединения англоязычных регионов в тарифном союзе. По его мнению, защищенный протекционистскими пошлинами единый рынок англоязычных стран должен был подорвать быстрый экономический рост европейских стран-конкурентов. С целью продвижения своего проекта Дж. Чемберлен, покинув министерский пост, отправился по городам Великобритании и США. В выступлении перед представителями деловых кругов Филадельфии он отмечал, что отказывался признавать себя чужим в США [Дионео 1903, с. 42]. Во время своей поездки он призывал слушателей «мыслить по-имперски», отстаивая введение тарифных преференций для англоязычного мира. В конечном итоге Дж. Чемберлен потерпел поражение: политическая элита, деловые круги и население выступили против его предложения о тарифном союзе, опасаясь повышения цен на продовольственные товары [Zebel 1967, с. 157].

Несмотря на эту неудачу, замысел равноправной интеграции английских доминионов получил дальнейшее развитие, термин «Содружество» появился в официальных документах британского правительства. Впервые объединение Великобритании и доминионов провозглашалось равноправным в декларации Бальфура 1926 г. Этот союзный статус, с одной стороны, подтверждал преданность этих территорий английскому монарху, с другой - свидетельствовал об их независимости друг от друга [Historical 1991, с. 297]. Окончательно союзный статус государств Содружества был закреплен Вестминстерским Статутом 1931 г.

Однако, как основное направление британской внешней политики, курс на объединение англоязычных стран возник в годы Второй мировой войны. 14 августа 1941 г. по инициативе премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля на борту линкора «Принц

Уэльский» было подписано соглашение между правительствами Великобритании и Соединенных Штатов. Этот договор, получивший название Атлантической хартии, зафиксировал «особый статус» англо-американских отношений (Special Relationship) в мировой политике. Многие положения хартии исходили из общих представлений «англо-американского духовного кредо», претендуя на его ведущую роль в формировании идеологии послевоенного переустройства. В понимании У. Черчилля близкие отношения между Великобританией и США должны были способствовать всесторонней интеграции всех англоязычных народов.

Уже после окончания Второй мировой войны в известной «Фул-тонской» речи, произнесенной в Вестминстерском колледже 5 марта 1946 г. У. Черчилль подчеркивал, что победа в войне была бы невозможна без союза стран, говорящих на английском языке. Говоря об этом, британский политик имел в виду кооперацию между Британским Содружеством наций и Соединенными Штатами Америки. У. Черчилль заявлял о растущей дружбе между «родственными разветвленными общественными системами» англоязычных обществ, о необходимости расширения сотрудничества между ними в послевоенный период [Churchill 1995, с. 300]. В продолжении выступления У. Черчилль приводил конкретный пример тесного сотрудничества англоязычных стран: «Соединенные Штаты уже заключили долгосрочное соглашение об обороне с Канадой, британским союзником по Содружеству... Подобный договор выходит за рамки чисто формальных союзов, его необходимо расширить на все страны Содружества... Это в интересах общей безопасности ... это не нарушает интересов других стран мира» [там же, с. 301].

Принцип «особых братских отношений» англоязычных стран был заложен У. Черчиллем и в его доктрине «трех великих кругов» внешней политики Великобритании (three majestic circles). Представляя эту доктрину, являющуюся и по сей день краеугольным камнем политики британских консерваторов, политик отмечал, что будущее Великобритании связано с «тремя великими кругами свободных наций и демократий». Первый круг определялся как Британское Содружество Наций со всеми входящими в него странами; второй представлял собой союз ведущих держав англоязычного мира под эгидой США; третий включал в себя государства Европы. По мнению У. Черчилля, «в мире нет силы, способной бросить вызов этим трем

союзам», в каждом из которых Британия играет значительную роль [Churchill 1950, с. 416-417]. Как мы видим, выделяя приоритеты британской внешней политики, У. Черчилль и возглавляемая им партия консерваторов особое внимание уделяли отношениям с англоязычными странами.

В 1960-1970 гг., когда в политической жизни доминировала лейбористская партия, вектор внешней политики Британии сместился, преобладающим стал курс на европейскую интеграцию. Однако в 1980-е гг., когда у власти в Великобритании и США утвердились «неоконсерваторы», вновь получила поддержку линия на укрепление отношений между англоязычными странами. В этот период руководители Великобритании и США Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган неоднократно заявляли об особой роли англоязычных стран в деле «защиты и будущего свободы», критиковали процесс европейской интеграции [White 2013, с. 220]. Тем не менее в 1990-е гг. в Великобритании возобладали «евроинтеграционные настроения», что во многом способствовало отставке М. Тэтчер. Уже находясь в оппозиции, она продолжала продвигать идею дальнейшего укрепления союза между англоязычными странами.

Весьма показательной в этом отношении является речь М. Тэтчер, произнесенная на заседании англоязычного Союза (English-Speaking ESU). Эта организация была основана в 1918 г. для содействия сотрудничеству между «англоязычными народами». В своем выступлении она заявила: «Англоязычный мир должен выполнить провиденциальную задачу. Мы бережно относимся к гражданским правам и свободам; мы привержены традициям религиозной толерантности; мы являемся сторонниками демократии и выборного правительства; мы выступаем за верховенство права» [Bell URL]. Апеллируя к работам Джона Локка, Эдмунда Берка и Томаса Джефферсона, М. Тэтчер призывала создать союз англоязычных государств, способный «кардинально изменить политическую атмосферу в обществе и привести мир к процветанию» [Bell URL]. Таким образом, к 1990-м гг. британские политики сформировали своего рода «заказ» на «англосферу» - сообщество англоязычных стран, объединенное общим языком, историей и культурой и призванное выполнить новую провиденциальную задачу.

Слово «англосфера» пришло в современную мировую политику из художественной литературы. Американский писатель-фантаст Нил Стивенсон фактически ввел слово «англосфера» в современный

лексический оборот, опубликовав в 1995 г. роман «Алмазный век, или букварь для благородных девиц» [Stephenson 1995].

В этом футуристическом произведении действие разворачивалось во времена так называемой нанотехнологической революции, оказывавшей влияние на все стороны жизни общества. В мире, где границы национальных государств существовали лишь формально, в этот период происходили значительные социальные изменения. Политическая структура общественных отношений определялась филами (сферами), построенными по культурному, религиозному или идеологическому признаку. Тремя филами первого эшелона (главными) являлись Новая Атлантида, основанная на культуре викторианской Англии, Ниппон, принадлежащая японской традиции, и конфуцианский Хань (фактически прообраз Китая). Связанные сетевыми коммуникациями филы были весьма разбросаны географически, имея защищенные анклавы на территории большинства городских агломераций различных стран.

По замыслу Нила Стивенсона, Новая Атлантида («англосфера»), не будучи главенствующей среди Трех Великих Фил, тем не менее имела особый статус:

члены других фил... хотят быть викторианскими джентльменами. Посмотри на ашанти, евреев, Прибрежную Республику. Носят они национальный костюм? Иногда. Чаще - одеваются по викторианскому образцу. В руке у них - зонтик со старой Бонд-стрит, в кармане - томик рассказов о Шерлоке Холмсе [Стивенсон 2003, с. 68].

Основу Новой Атлантиды составляло англо-американское сообщество, включающее не только англосаксов (их большинство), но и индийцев, африканцев, всех тех членов англосферы, кто идентифицировал себя с викторианской культурой. Центром этой филы являлся Лондон, куда съезжались молодые атланты «со всей англосферы, чтобы пустить корни и пойти в рост на удобренной веками почве» [Стивенсон 2003, с. 66].

Сюжетная линия романа Нила Стивенсона, связанная с англосфе-рой, получила развитие в медийных и научных публикациях второй половины 1990 - начале 2000-х гг., сам термин был включен в перечень статей ведущих мировых словарей.

Так, идею англосферы поддержал влиятельный англо-американский историк и литератор Роберт Конквест, игравший существенную роль в формировании идеологии консерваторов Великобритании

и США. Он был идейно близок американским республиканцам и английским консерваторам, работал консультантом Алека Дугласа-Хьюма, Маргарет Тэтчер, Рональда Рейгана, Кондолизы Райс и др. В нашей стране он более известен как своего рода «американский Солженицын», как один из исследователей сталинизма, написавший книгу «Большой террор». В мировой политике его знают как лоббиста англо-американского внешнеполитического союза, как явного противника евроинтеграционной политики Великобритании. Р. Конквест, будучи сторонником британского писателя Джорджа Оруэлла, был абсолютным приверженцем культуры верховенства прав и свобод, которую он рассматривал в качестве фундамента ценностей англоязычного мира. Исходя из этого, Р. Конквест заявлял: «Я не считаю, что ЕС способствует утверждению этой культуры. Я категорически против ЕС. Я против любого регулирования и управленчества. Я против активности подобного рода» [Conquest 2000].

В 2000 г. на страницах «The New York Review of Books» между Робертом Конквестом и известным канадским политиком и писателем Майклом Игнатьевым [Ignatieff 2000] развернулась открытая дискуссия, посвященная проблематике «англосферы». В комментарии к своей книге «Размышления об истерзанном столетии» (1999) Р. Конквест защищал концепт «англосферы», отделяя англосаксонскую традицию от континентальной. «Мы видим, как Запад и «европейская» цивилизация сама по себе разделены антиамериканизмом; уже существующим и нарастающим в невероятном масштабе бюрократическим и регулятивным кошмаром, противоречащим традициям прав и свобод; фатальным отсутствием понимания природы гражданства, которое не может быть сформировано по требованию или принуждению со стороны наднациональных институций» [Conquest 2000, с. 287]. И далее говоря об отношении британцев к США и Европе, он обращался к данным опроса, опубликованным журналом Economist в 2000 г. Отвечая на вопрос о том, каким союзникам следует доверять в кризисные времена, 60 % жителей Соединенного королевства выбрали в качестве ближайших союзников - США, и только 16 %о - Европу [Conquest 2000, с. 287].

Майкл Игнатьев выступил с критикой этих высказываний. По его мнению, Роберт Конквест преувеличил разногласия между странами «англосферы» и Европой по поводу правильного баланса между правами частных лиц и интересами общественного благосостояния.

Майкл Игнатьев отмечал, что «связи между Британией и политическими традициями других европейских стран, в частности Франции, глубже», чем Роберт Конвест предполагает. Более того, они укрепились в результате присоединения Великобритании к европейскому сообществу» [Ignatieff 2000]. Далее Майкл Игнатьев продолжал: «Я разделяю его гнев и раздражение относительно того, что европейские институты погрязли в непотизме и коррупции, но он не учитывает некоторые реальные достижения Европейского Союза, такие как: франко-германское сближение, укрепление демократии на Пиренейском полуострове, перспективное поглощение Восточной Европы. Как и он, я ненавижу европейский антиамериканизм, и так, как он, я считаю, что Британию и Америку будут связывать особые продуктивные отношения. Но он, похоже, считает, что Великобритания должна либо уйти из Европы, либо отказаться от дальнейшего сотрудничества, что может поставить под угрозу развитие европейской интеграции. Он хочет, чтобы Британия связала свою судьбу с Союзом англоязычных народов, и я считаю это романтической иллюзией» [там же].

Как представляется, истоки полемики между Р. Конквестом и М. Игнатьевым имеют историческую подоплеку и коренятся в различиях идейной платформы спорящих сторон. Так, принятие и отстаивание концепции англосферы Р. Конквестом объяснялось в значительной степени его приверженностью традиционным консервативным ценностям. «В настоящий момент некоторые общества и нации желают изменить своим историческим корням. Однако я стремлюсь оставаться консерватором, я всегда на стороне Бёрка в противовес Локку, хотя в чем-то их образ мыслей совпадает» [Conquest 2000, c. 287]. Как известно, мировоззрение родоначальника идеологии консерватизма Эдмунда Бёрка, жившего в XVIII в., было основано на принципах преемственности и эволюционного изменения устоявшихся форм общественного устройства. В своем политическом памфлете «Размышления о революции во Франции» он отмечал: «Идея наследования дает верный принцип сохранения и верный принцип передачи, нисколько не исключая принципа улучшения» [Burke 1791]. Выступая против французского радикализма, «уничтожающего духовные ресурсы общества и пренебрегающего историческим наследием», Бёрк обращался к неписаной британской конституции и английским правовым и культурным традициям. «Кто не

оглядывается на предков, не думает о потомках» [Киссинджер 2012]. Таким образом, обращение Р. Конквеста к наследию Э. Бёрка в своей полемике с М. Игнатьевым было призвано показать консервативную природу концепции англосферы.

Линия Р. Конквеста была поддержана американским технократом Джеймсом Беннеттом, тесно связанным с развитием нанотехноло-гической и космической промышленности США. В своих работах, выходивших в 2010-х гг., он представлял англосферу как трехуровневую сетевую организацию, не имеющую четких политических границ. Центром англосферы, по его мнению, должен стать союз США и Великобритании. Второй круг неформального объединения -Австралия, Новая Зеландия, англоязычные регионы Канады, Ирландии и Южной Африки (populous outliers). Границы англосферы (третий круг) определялись бы периферийными регионами, ориентирующимися на англоязычную культуру: Океанией, Карибскими островами, Африкой и Индией (Anglosphere's frontiers).

Дж. Беннетт призывал развивать особые связи между англоязычными странами, прежде всего, в сфере торговли, безопасности, свободного передвижения людей и научной кооперации. Залогом успеха в реализации этой задачи должны стать английский язык, общие культурные ценности. По его мнению, движение в этом направлении заставило бы отказаться от ложных фантазий Хаусхофера: Америке оставить свои мировые амбиции, Британии переосмыслить Европейские иллюзии, Австралии отказаться от заблуждений относительно Азиатской идентичности. Целью государств, входящих в англосфе-ру, как отмечал Дж. Беннетт, должно стать не создание политического объединения по типу Европейского союза, не присоединение Британии, Канады или Австралии к Соединенным Штатам Америки, а защита «общих ценностей англоязычного мира» от внешних и внутренних угроз [Bennett 2004, c. 16].

Заключение

В завершении Дж. Беннетт сформулировал главный тезис сторонников англосферы. «Англоязычные народы составляют не просто ветвь западной цивилизации, а представляют собой особую цивилизацию, развивающуюся по своим собственным законам» [Bennett 2004, с. 28]. В статье, посвященной постимперской идентичности Британии этого периода, М. А. Липкин отмечал, что в 1990-е и начале

2000-х гг. в гуманитарных науках Великобритании стал проявляться «своего рода взрывной интерес» к национальной культуре с упором на исследование идеологического подтекста термина британский (British) [Липкин 2007, с. 123]. В этот период в Великобритании появляется значительное количество публикаций, посвященных историко-культурному наследию англоязычных народов, возникают новые направления в исторической науке, пересматривающие основы «универсалистского, мультикультурального подхода» к британской истории, доминирующего в предшествующий период. Таким образом, в основе концепции англосферы лежит цивилизационный подход, построенный на изучении историко-культурного наследия англоязычного мира. Этот подход получает широкое распространение на территории Великобритании и других стран англоязычного мира, становится доминирующим в современных исследованиях культурной жизни этой страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дионео (Шкловский И. В.). Очерки современной Англии. С-Петербург :

Русское богатство, 1903. 558 с. Киссинджер Г. Пределы универсализма. О консерватизме Берка // Россия в глобальной политике. 2012. № 4. URL: www.globalaffairs.ru/number/ Predely-universalizma-15641(дата обращения 16.05. 2019). Липкин М. А. Двадцать первый век по Гринвичу: Британия в поисках постимперской идентичности // Национализм в мировой истории / под ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. М. : Наука, 2007. 601 с. Стивенсон Нил. Алмазный век, или Букварь для благородных девиц / пер.

Е. Доброхотовой-Майковой. М. : АСТ, 2003. 544 с. Bell D. The Anglosphere: new enthusiasm for an old dream. URL: www. prospectmagazine.co.uk/magazine/anglosphere-old-dream-brexit-role-in-the-world (дата обращения 16.05. 2019). Bennett J. C. The anglosphere challenge: why the English-speaking nations will lead the way in the twenty-first century. Rowman & Littlefield, 2004. 337 p. Burke E. Reflections on The Revolution in France. 1791. URL: sourcebooks.

fordham.edu/mod/1791burke.asp (дата обращения 16.05. 2019). Churchill W. Conservative Mass Meeting: a speech at Llandudno, 9 October 1948.

Europe Unite : speeches 1947 & 1948. L. : Cassell, 1950. P. 416-418. Churchill W. The Sinews of Peace. Quoted in Mark A. Kishlansky / Ed. Sources of World History. New York : Harper Collins, 1995. P. 298-302.

Commonwealth secretariat. URL: thecommonwealth.org/Internal/191086/34493/ history/ (дата обращения 16.05. 2019).

Conquest R. The 'Anglosphere'. The New York Review of books. URL: www. nybooks.com/articles/2000/05/11/the-anglosphere/ (дата обращения 16.05. 2019).

Conquest R. Reflections on a Ravaged Century. New York : Norton, 2000 : New edition. 316 p.

Historical Dictionary of European Imperialism. Westport, Connecticut : Greenwood Publishing Group, 1991. 1347 p.

Ignatieff M. The 'Anglosphere'. The New York Review of books. URL: www. nybooks.com/articles/2000/05/11/the-anglosphere/ (дата обращения 16.05. 2019).

Queen Elizabeth II. Queen Elizabeth's 1959 Dominion Day Message. Government House (Rideau Hall), Ottawa : CBC. 1959. URL: www.cbc.ca/archives/entry/ queen-elizabeths-1959-dominion-day-message (дата обращения 16.05. 2019).

Stephenson N. T. The Diamond Age: or A Young Lady's Illustrated Primer, 1995.

White P. Our Supreme Task: How Winston Churchill's Iron Curtain Speech Defined the Cold War Alliance. NY : PublicAffairs. 2013. 304 p.

Zebel S. Joseph Chamberlain and the Genesis of Tariff Reform // Journal of British Studies. 1967. # 1. P. 131-157.

REFERENCES

Dioneo (Shklovskij I. V.). Ocherki sovremennoj Anglii. S-Peterburg : Russkoe bogatstvo, 1903. 558 s.

Kissindzher G. Predely universalizma. O konservatizme Berka // Rossija v global'noj politike. 2012. № 4. URL: www.globalaffairs.ru/number/Predely-universalizma-15641(data obrashhenija 16.05. 2019).

Lipkin M. A. Dvadcat' pervyj vek po Grinvichu: Britanija v poiskah postimperskoj identichnosti // Nacionalizm v mirovoj istorii / pod red. V. A. Tishkova, V. A. Shnirel'mana. M. : Nauka, 2007. 601 c.

Stivenson Nil. Almaznyj vek, ili Bukvar' dlja blagorodnyh devic / per. E. Dobrohotovoj-Majkovoj. M. : AST, 2003. 544 c.

Bell D. The Anglosphere: new enthusiasm for an old dream. URL: www. prospectmagazine.co.uk/magazine/anglosphere-old-dream-brexit-role-in-the-world (data obrashhenija 16.05. 2019).

Bennett J. C. The anglosphere challenge: why the English-speaking nations will lead the way in the twenty-first century. Rowman & Littlefield, 2004. 337 p.

Burke E. Reflections on The Revolution in France. 1791. URL: sourcebooks. fordham.edu/mod/1791burke.asp (data obrashhenija 16.05. 2019).

B. H. KocmopHu^eHKO

Churchill W. Conservative Mass Meeting: a speech at Llandudno, 9 October 1948.

Europe Unite : speeches 1947 & 1948. L. : Cassell, 1950. P. 416-418. Churchill W. The Sinews of Peace. Quoted in Mark A. Kishlansky / Ed. Sources of

World History. New York : Harper Collins, 1995. P. 298-302. Commonwealth secretariat. URL: thecommonwealth.org/Internal/191086/34493/

history/ (data obrashhenija 16.05. 2019). Conquest R. The 'Anglosphere'. The New York Review of books. URL: www. nybooks.com/articles/2000/05/11/the-anglosphere/ (data obrashhenija 16.05. 2019).

Conquest R. Reflections on a Ravaged Century. New York : Norton, 2000 : New edition. 316 p.

Historical Dictionary ofEuropean Imperialism. Westport, Connecticut : Greenwood

Publishing Group, 1991. 1347 p. Ignatieff M. The 'Anglosphere'. The New York Review of books. URL: www. nybooks.com/articles/2000/05/11/the-anglosphere/ (data obrashhenija 16.05. 2019).

Queen Elizabeth II. Queen Elizabeth's 1959 Dominion Day Message. Government House (Rideau Hall), Ottawa : CBC. 1959. URL: www.cbc.ca/archives/entry/ queen-elizabeths-1959-dominion-day-message (data obrashhenija 16.05. 2019).

Stephenson N. T. The Diamond Age: or A Young Lady's Illustrated Primer, 1995. White P. Our Supreme Task: How Winston Churchill's Iron Curtain Speech

Defined the Cold War Alliance. NY : PublicAffairs. 2013. 304 p. Zebel S. Joseph Chamberlain and the Genesis of Tariff Reform // Journal of British Studies. 1967. # 1. P. 131-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.