УДК 336.581
Публикация подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ по базовой части государственного задания №2015/702
Черемисинова Д.В.
Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Севастопольский
государственный университет
КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ
В работе рассмотрены основные понятия, связанные с созданием индустриальных парков, а также проблемы их создания и размещения в Республике Крым и г. Севастополь. Показано, что в условиях экономической блокады региона ключевыми источниками финансирования индустриальных парков могут стать средства Федерального бюджета, средства бюджета субъекта РФ, собственные средства резидентов парков и кредиты коммерческих банков.
Ключевые слова: региональное развитие, локомотивы роста, индустриальные парки, технопарки.
Успешное встраивание и адаптация к новым социально-экономическим условиям, выравнивание жизненного уровня с остальными регионами Российской Федерации и переход к устойчивому росту экономики Крыма и Севастополя невозможен без активного участия государства. Именно ему принадлежит регулирующая роль в этой деятельности, государство выступает в качестве организатора, консультанта, источника финансирования и гаранта, т. е. института, поддерживающего и контролирующего развитие новых регионов. Для создания благоприятной экономической среды и обеспечения устойчивого развития региона необходимым условием является размещение наукоемких предприятий, успешное инкорпорирование научно-технологического и производственного предпринимательства. Это позволит региону более полно реализовать и повысить инновационный потенциал, обеспечить увеличение производства и выпуска конкурентоспособной продукции, в т.ч. в рамках концепции импортозамещения, привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы, создать новые рабочие места и обеспечить приток высококвалифицированных кадров.
Степень изученности проблемы. Вопросы создания, размещения и финансирования индустриальных парков в региональном аспекте активно изучаются российскими специалистами. Исследование процессов создания и эффективного управления индустриальными парками проведены в трудах российских ученых, таких как Астахова А. [1], Гаман О. [2], Грибанов В. [3], Мальцева А. [4, 7], Митрофанова И. [5], Рыкова И. [6], Щеглов А. [4, 7] Отдельно необходимо отметить работу Ванюшкина А.С. [8], посвященную анализу концепций развития индустриальных парков в Крыму. В работе проведен критический анализ возможностей размещения четырех индустриальных парков в Республике Крым с позиций выявления соответствия концепций индустриальных парков инвестиционным возможностям Крымского региона. Однако в данных работах не рассматриваются актуальные вопросы размещения и финансирования индустриальных парков в условиях экономической блокады.
Целью исследования является анализ проблемных аспектов создания и размещения индустриальных парков Крыма и Севастополя, а также их финансирования в условиях санкционного давления.
Основные отрасли, которые могут стать локомотивами роста крымской экономики, — это судостроение, химический комплекс, машиностроение и авиастроение, фармацевтическая и парфюмерная промышленность, пищевая отрасль. Финансирование данных отраслей будет осуществляться через государственные отраслевые программы. Кроме государственной поддержки целесообразно также включение крымских предприятий в производственные и коммерческие цепочки крупных российский производителей. Помимо этого необходимо активно привлекать средний и малый бизнес, создание, подведение и поддержание инфраструктуры для которого при реализации инвестиционных проектов является непосильной и непрофильной задачей, поэтому оптимальным вариантом может послужить создание специализированных площадок — индустриальных парков. Согласно определению, приведенному в Правилах отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденным Постановлением правительства РФ от 30.10.2014 г. №1119 «индустриальный парк — это совокупность объектов инфраструктуры, предназначенных для осуществления нового промышленного производства или модернизации промышленного производства, управляемых специализированной управляющей компанией [9].
Как правило, управляющей компанией является российская специализированная компания (оператор), она осуществляет девелопмент территории и осуществляющая (осуществившая) в рамках инвестиционных проектов капитальное строительство объектов инфраструктуры и промышленности индустриального парка, включающие в себя земельные участки, производственные, складские, административные здания и сооружения, инженерную, транспортную инфраструктуру, энергообеспечение.
Еще одним преимуществом для компаний является то, что администрирование парка осуществляет управляющая компания, тем самым сокращаются издержки финансовых и временных ресурсов для предприятий-участников при взаимодействии и решении проблем аренды и обслуживания. В качестве резидентов индустриальных парков рассматриваются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не применяющие упрощенную систему налогообложения, заключившие с субъектом Российской Федерации и (или) специализированной управляющей компанией индустриального парка или технопарка соглашение, предусматривающее местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории индустриального парка или технопарка, а также не имеющие за пределами территории обособленных подразделений и филиалов, давшие согласие на передачу федеральным органам исполнительной власти сведений о фактических налоговых и таможенных платежах в федеральный бюджет при ведении хозяйственной деятельности [9].
Государство и региональные власти выступили инициаторами создания в Крыму и Севастополе относительного молодого в РФ, но перспективного направления кооперации бизнеса — индустриальных парков. В 2014 году созданы и находятся в стадии строительства и проектирования 150 индустриальных парков на территории 55 регионов РФ: Москва и Московская область — 8 парков, Санкт-Петербург и область — 10, Калужская область — 10, Республика Татарстан — 21. В остальных регионах число технопарков не превышает трех [10].
Согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» от 11.08.2014 г. с изменениями в Крыму планируется создать 6 индустриальных парков [11]. Размещение и специализация парков обусловлены не только близостью транспортных развязок и сырьевой базы, но и спецификой
деятельности предприятий в прошлом. Создание и работа технопарков позволит создать в регионе новые рабочие места, наладить выпуск качественной конкурентоспособной продукции, особенно актуальной в рамках стратегии импортозамещения, разработать эффективные логистические и дистрибутивные цепочки, сети сбыта. Ответственными исполнителями согласно Государственной программе развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы [12] являются Министерство промышленной политики Республики Крым, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Ассоциация индустриальных парков России, администрация города Бахчисарая, администрация города Джанкоя, администрация города Щелкино Ленинского района, администрация города Феодосии, администрация города Евпатории, администрация Симферопольского района Республики Крым.
Краткие сведения об индустриальных парках представлены в табл.1.
Таблица 1
Краткая характеристика индустриальных парков Крымского федерального округа и г.
Севастополя
Наименование Месторасположение, выделяемые земли Транспортная инфраструктура Объем финансирования, млн. руб. Планируемый вид деятельности
Финансирование за счет средств Федеральной целевой программы
Бахчисарайский районный промышленный парк На территории площадью 132 Га Ближайшая погрузочно-пассажирская железнодорожная станция без терминалов для сыпучих грузов и обработки морских контейнеров находится в г. Бахчисарай на расстоянии 1 км, ближайший грузовой международный аэропорт «Бельбек» на расстоянии 29 км, а ближайший грузовой и пассажирский международный аэропорт «Симферополь» на расстоянии 43 км. Ближайший глубоководный морской порт находится в городе Севастополь в 50 км от участка, рассматриваемого для создания Индустриального парка. 669,8 Производство стройматериалов Сельскохозяйственно е машиностроение Парфюмерное и фармакологическое производство
Индустриальный экотехнопарк «Евпатория» На территории площадью около 56 Га (северовосточная часть г. н/д Переработка овощей и фруктов из соседних районов (производство концентратов, соков, детского питания,
Евпатория, в зоне промышленны х и складских предприятий) томатной пасты и т.д.) Производство медицинского оборудования и препаратов, хозяйственных товаров для санаторно-курортного комплекса Крыма
Индустриальный парк «Феодосия» На территории площадью около 100 Га (участок на границе с Кировским районом вблизи трассы Симферополь — Керчь) Аэропорт Симферополь — 120 км Феодосийский торговый порт — 12 км Керченский морской порт — 120 км Расстояние до трассы Р 23 — 0 км Расстояние до грузовой ж/д станции - 10 км 1753,4 Сборка техники, в том числе сельскохозяйственно го назначения Легкая промышленность Приборостроение Пищевая промышленность Фармацевтическая промышленность
Индустриальный парк «Таврида» (г. Севастополь) На территории площадью 145 Га (западный берег бухты Камышовой в районе торгового порта и Камышовое шоссе) Высокотехнологично е приборостроение 1Т-индустрия Энергетическое оборудование Фармацевтическая промышленность Пищевая промышленность
Финансирование за счет частных инвестиций
Индустриальный парк «Новый Крым» г. Джанкой На территории площадью 25 Га в юго-западной (промышленно й) части г. Джанкой На границе с городом протекает СевероКрымский канал Джанкой — крупный железнодорожный узел В городе сохранен и функционирует аэродромный комплекс Через город проходит автомагистраль Джанкой-Симферополь — Алушта — Ялта и автодорога Джанкой — Феодосия — Керчь Переработка сельскохозяйственно й продукции Логистический центр по хранению сельскохозяйственно й продукции Машиностроительно е и сборочное производство Легкая промышленность
Щелкинский индустриальный парк На территории площадью 200 Га (территория бывшей Крымской АЭС) Расстояние до Международной автомобильной дороги М17 Херсон — Джанкой — Феодосия — Керчь — 19км, пгт. Ленино- 14 км, г. Симферополь — 190 км Железнодорожной станции: «Семь колодезей» (Ленино)- 14 км, г.Симферополя — 202 км Международного аэропорта Симферополь — 225 км Паромной переправы порт «Крым» (Керчь) — 92 км., морпорта г. Феодосия — 60 км. Производство бытовой техники, электроприборов Машиностроение (в т.ч. энергетическое) Производство оборудования для альтернативной энергетики Производство транспортного оборудования Металлообработка Пищевая промышленность Фармацевтическая промышленность
Индустриальный парк «Широкое» н/д н/д н/д
Составлена автором на основании [13]
В рамках правового обеспечения и регулирования работы индустриальных парков в 2015 г. запланировано принятие закона Республики Крым «Об индустриальных парках», а в г. Севастополь планируется создание «Корпорации Развития Севастополя» (КРС), одним из учредителей который выступит Правительство Севастополя. Кроме того, в КРС готовы войти: холдинг «Вертолеты России», Федеральное космическое агентство, госкорпорация «Росатом», «Объединенная судостроительная корпорация», а также «Внешэкономбанк» и ВТБ. По оценкам правительства Севастополя вложения частных инвесторов в строительство парка составят более 10 миллиардов рублей [14]. Одним из основных активов КРС станет индустриальный парк «Таврида», на строительство которого в федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя предусмотрено выделение 1,6 млрд рублей.
Разработчики, чтобы гарантировать загрузку парка, предлагают еще на этапе его строительства пригласить 3 -4 «якорных инвестора», представляющих собой юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который не применяет упрощенную систему налогообложения, подтвердившие при составлении заявки на создание индустриального парка или технопарка намерение заключить с субъектом Российской Федерации и специализированной управляющей компанией соглашение, предусматривающее условия о местонахождении юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории индустриального парка или технопарка и об отсутствии у них обособленных подразделений и филиалов за пределами территории, а также обязательство инвестировать не менее 10 процентов планового значения объема частных инвестиций в индустриальном парке или технопарке [9].
Предполагается, что помимо высокотехнологичного приборостроения и ИТ-индустрии в севастопольском индустриальном парке разместится ПСК «РАВЕЛИН» и начнет строительство двух заводов: по производству физрастворов и по производству биоцидов (обеззараживающих растворов). Эти направления крайне востребованы как в г. Севастополе, так и в КФО, аналогичных производств в Крыму нет, что поспособствует реализации концепции импортозамещения, в т.ч. фармацевтической продукции.
Реализация проектов по индустриальным паркам «Феодосия», «Евпатория» и «Бахчисарай» начнется в 2016 году, при этом финансирование каждого из этих парков будет осуществлено в объеме 50 млн. руб. за счет средств федерального бюджета и частично за счет бюджета Республики Крым. На развитие производства на данных площадках планируется привлечь более 17 млрд. руб. частных инвестиций. Предполагается, что разработка проекта парка «Бахчисарай» будет завершена в 2015-2016 годах, а в 2017-2019 годах будет осуществляться непосредственно строительство. Ввод индустриального парка в эксплуатацию запланирован на 30 октября 2019 года. Финансирование и управление строительством будет осуществлять государственное предприятие «Промышленно-инвестиционная компания «Таврида».
Решение о создании промышленно-инвестиционной компании «Таврида» было принято распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.04.2015 г. Корпорация должна быть создана до 1 августа 2015 года. Уставный капитал составляет 600 тыс. руб., которые должны быть перечислены из республиканского бюджета, однако на сегодняшний день такой объем уставного капитала признан недостаточным, а финансирование так и не было осуществлено.
Преимущества организации индустриальных парков в Крыму и Севастополе:
- государственная инициатива создания индустриальных парков, активная поддержка государством, в т.ч. финансовая;
- наличие разработанного национального стандарта индустриальных парков, определяющего основные требования к управляющей компании, процессам регулирования деятельности таких производственных площадок, который вступит в силу с 1.09.2015 г.;
- наличие в Республике Крым свободной экономической зоны с льготным режимом налогообложения и свободной таможенной зоны на период в 25 лет с возможностью его продления;
- наличие промышленных зон и предприятий, на базе которых могут быть созданы индустриальные парки;
- наличие крупных университетов, которые могут стать ядром консолидации высокотехнологического бизнеса.
Необходимо учесть и отрицательные моменты, которые возникнут при реализации данных проектов:
- необходимость большого объема финансовых ресурсов на строительство или реконструкцию помещений, существенные вложения в инфраструктуру, закупку оборудования;
- настороженное отношение инвесторов к размещению в индустриальном парке, большинство не имеет полного представления о преимуществах технопарков и предпочитают инвестиции в офисную или торговую недвижимость;
- высокие политические риски, давление санкций;
- слабая инфраструктура полуострова, отсутствие железнодорожного сообщения;
- отсутствие опыта работы в такой среде ведения бизнеса, отсутствие единых стандартов;
- несоответствие земельной и градостроительной документации российским требованиям;
- проблемы с вынесением границ земельных участков индустриальных парков в натуре и утверждение генплана;
- административное давление местной власти;
- зарегулированность в получении необходимых документов для ведения бизнеса;
- высокая стоимость аренды для малых инновационных компаний;
- дефицит квалифицированных кадров.
Успешная реализация программ по созданию и обеспечению деятельности индустриальных парков на территории Республики Крым и г. Севастополя в рамках реализации стратегических государственных и региональных программ экономического развития возможна при создании и функционировании полноценного профессионального контроля за их созданием, профилированием и работой. В противном случае данное мероприятие станет не дополнительным центром создания и освоения новых технологий, источником новых рабочих мест и поступлений в бюджет, а очередной формой хищения бюджетных средств, закамуфлированной под идею модернизации экономики страны.
Литература
1. Астахова А. Парк индустриального периода / А. Астахова // Прямые инвестиции. — 2012. — №9. — с. 78-81.
2. Гаман О. Brownfield vs Greenfield: преимущества и недостатки / О. Гаман // Архитектура и дизайн. — 2010. — С.30-32.
3. Грибанов В. Промышленников посылают в парк / В. Грибанов // Коммерсант. — №100 от 21.01.13 г.
4. Мальцева А.А. Терминологический анализ понятия «индустриальный парк» с позиций современной науки и практики / А.А. Мальцева, А.А. Щеглов// Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». — 2014. — Выпуск №1(2).
5. Митрофанова И.В. Преимущества и проблемы организации регионального промышленного комплекса в формате индустриального парка / И.В. Митрофанова, И.А. Митрофанова, Е.В. Родионова, М.Г. Майорникова // Известия ВолгТУ. — 2013. — № 11. — С. 96-103.
6. Рыкова И.Н. Исследование финансовых затрат на создание индустриальных парков в России. Аналитический обзор / И.Н. Рыкова, Т.С. Ремизова. — М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2014. — 47 с.
7. Щеглов А.А. Индустриальные парки Тверской области: аналитический обзор / А.А. Щеглов // Вестник Тверского государственного университета. — 2014. — №4. — С. 219-225.
8. Ванюшкин А.С. Анализ концепций развития индустриальных парков в Крыму / А.С. Ванюшкин // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». — Т.27(66). — 2014. — №1. — С.18-31.
9. Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков: утв. Постановлением правительства РФ от 30.10.2014 г. №1119. [Электронный ресурс] / URL: http://www.rg.ru/2014/11/08/poddergka-site-dok.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.07.2015).
10. Утятина, К.Е. Меры государственной поддержки индустриальных парков [Электронный ресурс] / К. Утятина. — Электрон. текстовые данные: Доклад на заседании Комитета РСПП по промышленной политике в РСПП. / URL: www.ppp-russia.ru/upload/file/Утятина.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.07.2015).
11. Об утверждении Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» [Электронный ресурс] / URL: government.ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.03.2015).
12. Государственная программа развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы [Электронный ресурс] / URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub 236048.pdf, (дата обращения: 12.03.2015).
13. Справка о проектах индустриальных парков Крымского федерального округа [Электронный ресурс] / URL: http://mgo.tpprf.ru/download.php? GET=6LPAY%2F81BmztRxpCojdwlg%3D%3D, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.03.2015).
14. «Корпорация развития Севастополя» будет включать в себя крупные банки и госкорпорации [Электронный ресурс] / URL: http://hubprom.ru/news/2301, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.03.2015).