ответственность раскрыть ведущую тему философии - фундаментальные основания бытия. Раздел «Онтология» нетрадиционно - сквозь призму связи, детерминации состояний - раскрывает традиционные проблемы материи, движения, пространства и времени.
Своеобразно изложены и вопросы сложнейшей общенаучной и философской темы - «Сознание». Наука до сих пор не может ясно и определенно ответить на вопросы о соотношении сознания и души, души и психики, тем более объяснить явления ясновидения, экстрасенсорики, парапсихологии, передачи мыслей на расстояние и т. д. «До сих пор науке неизвестно, есть у человека душа отдельно от сознания, или душа -это состояние сознания, его направленность». Автор (Тетерин В.Н.) применил для объяснения темы функциональный подход; на наш взгляд, целесообразнее было бы использовать сущностный.
Есть необходимость сделать ряд пожеланий по теме «Общество как система» (В.А. Писачкин). Глава носит во многом чисто информационный характер и совершенно не раскрывает сущности конкретного типа отношений между людьми, возникающих и формирующихся в процессе производства и воспроизводства общественной жизни.
Есть необходимость в последующих изданияхвнести некоторые структурные
изменения. Желательно, я думаю, выделить разделы, объединяющие близкие по содержанию темы, чтобы более четко в методологическом и методическом плане «просвечивалась» диалектика развертывания философского анализа.
Приятное впечатление четкостью, ясностью, логикой изложения производят главы «Природа», «Человек», «Личность». Удачно выделен именно философский аспект этих сложных явлений. Вместе с тем хотелось бы, чтобы авторы внесли небольшие коррективы такого характера: а) уточнить направления воздействия природы на общество, б) пишется о «стройном учении В.И. Вернадского о ноосфере» - и ни слова о том, что это такое.
Курс лекций свидетельствует о наличии превосходной философской школы в Мордовии, высокого профессионализма и широкого диапазона философского мышления. Это показатель не только исканий, но прежде всего находок, положительных итогов философских размышлений.
Книга адресована студентам экономических и юридических специальностей высших учебных заведений, хотя интересна и полезна всем, кто «пытливо всматривается в окружающий мир, стремясь понять его и свое место в нем» (с. 3), как справедливо отмечает автор предисловия к учебнику.
В. ЛАЗАРЕВ, профессор
Концепции современного естествознания: философское осмысление1
Рецензируемый учебник является совместным проектом двух университетов России - МГУ им. М.В. Ломоносова и Северо-Осетинского государственного университета им. К.Т. Хета-
гурова - и посвящен предстоящему 250-летию Московского университета. Он адресован студентам и аспирантам всех гуманитарных факультетов, а также тем, кто интересуется философскими
1 Концепции современного естествознания: философское осмысление. Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. - М. - Владикавказ: Иристон, 2003. - 328 с.
Рецензии. Информация
165
основаниями современного естествознания. Авторский коллектив состоит из ведущих профессоров кафедр философии МГУ и СОГУ, большинство из которых имеет профессиональное естественнонаучное образование и богатый опыт преподавания и философии, и естествознания в университетах.
Характерной особенностью представленного учебника, выделяющего его среди других пособий по данной дисциплине, является то, что в нем основные концепции современного естествознания рассматриваются с позиций выявления их мировоззренческого содержания и философской интерпретации. Именно в таком ключе, по мнению авторов, и должно вестись преподавание этого учебного курса студентам гуманитарных факультетов, способствуя, во-первых, максимальной эффективности усвоения гуманитариями достижений современного естествознания, а во-вторых, последующему практическому использованию полученного знания в гуманитарных исследованиях и разработках.
Открывается учебник главой «Современные концепции естествознания и философия» (проф. Лебедев), в которой даны четкие, развернутые и обоснованные ответы на три вопроса: 1) основные концепции взаимоотношения философии и естествознания и их критический анализ; 2) что может дать и дает современное естествознание философии; 3) в какой степени естествознание нуждается в использовании философских идей и каков механизм «заимствования» этого когнитивного ресурса.
С позиций единства философского и естественнонаучного знания написаны все двенадцать глав учебника, в которых рассмотрены основные концепции в современной физике, химии, биологии, экологии, географии, геологии, принципы системного анализа. Наи-
большее место занимает изложение теоретических проблем в физике (член-корр. РАН С.Т. Мелюхин «Природа, материя, современная физическая картина мира; проф. В.П. Казарян «Конструкции пространства и времени в физике»; проф. Т.П. Лолаев «Функциональная концепция времени в физике»; проф. С.А. Лебедев, проф. А.Р. Познер «Детерминизм, индетерминизм, вероятность»; канд. физ.-мат. наук И.К. Кудрявцев «Синергетика»). Очень интересной и методологически насыщенной представляется глава «Современные концепции биологии» (проф. В.Г. Борзенков), в которой четко и глубоко разработаны две темы: сущность живого и синтетическая теория эволюции. Внимание читателя, безусловно, привлекут и темы, которым в ранее вышедших учебниках по КСЕ уделялось явно недостаточное внимание. Это «Концепции современной химии» (доктор хим. н., проф. Л.А. Асланов), «Современная геология: концепции и проблемы» (канд. филос. н. А.С. Щербаков), «Экология в зеркале философии» (проф. А.Н. Кочергин), «Современные концепции географии» (проф. В.С. Лямин), «Системный подход в современной науке» (проф. В.П. Казарян). Достаточно широко представленная палитра концепций современного естествознания, безусловно, одно из главных достоинств учебника.
Вместе с тем, на мой взгляд, авторскому коллективу не удалось полностью достичь всех заявленных целей. Во-первых, не во всех главах достаточно весомо представлена философская компонента излагаемых концепций естествознания (это относится прежде всего к главам по химии и синергетике). Во-вторых, имеет место определенный разнобой в философских воззрениях самих авторов учебника. Так, в главах о современной физической картине мира и концепциях современ-
ной географии очевидна некритическая приверженность их авторов старым «диаматовским» штампам, тогда как в других главах четко прослеживается стремление осуществить интерпретацию излагаемых в них концепций с более современных позиций философии науки.
Этот философский разнобой вряд ли будет способствовать целостному восприятию читателями содержания ново-
го учебника, представляющего бесспорно оригинальное видение предмета и структуры курса «Концепции современного естествознания». Однако в любом случае он удачно заполнил пустовавшую до сих пор нишу учебника по КСЕ для студентов философских факультетов. Будет он полезен и аспирантам всех специальностей при подготовке к сдаче нового кандидатского минимума «История и философия науки».
Т. ДАВЫДОВА, доктор филологических наук
Московский государственный университет печати
Чтобы наслаждаться гармонией произведений искусства слова и уметь их анализировать, необходимо овладеть «алгеброй» теории литературы. Рецензируемые учебные пособия1 знакомят школьников, абитуриентов, учителей-словесников, студентов-фи-лологов, аспирантов и преподавателей вузов с наиболее важными и актуальными проблемами введения в литературоведение.
Авторы двух пособий избрали разную форму. Поскольку введение в литературоведение изучается на первом курсе, московские преподаватели предпочли вид литературоведческого словаря, в котором легко и просто ориентироваться благодаря своего рода индексу — указаниям, данным в предисловии. В этой книге, предназначенной в основном для школьников и абитуриентов, полно представлены только два
1 Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2002; Фесенко Э.Я. Теория литературы. Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2001.
«Алгебра» литературоведения в вузе и школе
раздела введения в литературоведение, помогающие понять, в чем состоит своеобразие искусства слова, — стилистика художественной речи и стиховедение. Теория литературы — предмет, изучаемый на старших курсах, поэтому Э.Я. Фесенко написала традиционный учебник из пяти глав по основным разделам данной дисциплины: художественное произведение и его структура, стиховедение, теория родов, видов, жанров художественной словесности, важнейшие закономерности историколитературного процесса.
Оба учебные пособия, несмотря на присущие им различия, объединяют их методология и некоторые особенности структуры.
Авторы переработали множество источников, прежде всего классических — работы Платона, Аристотеля, Горация, Н. Буало, И. Канта, Г. Гегеля, А.Н. Веселовского, Ю. Тынянова, Р. Якобсона, М. Бахтина, Ю. Лотмана, М. Гас-парова и других выдающихся ученых. Особенно разнообразен в этом отношении «Школьный словарь литературоведческих терминов», представляю-