УДК 338.242.2 Канд. экон. наук Е.А. ЖИДКОВА
(КемТИПП, [email protected])
КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЛИНГА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Контроллинг, управление, концепция, планирование, контроль, стейкхолдеры
В условиях повышения неопределенности рыночной экономики, усиления агрессивности конкурентной среды менеджментом экономических субъектов все большее внимание уделяется внедрению новейших типов управления бизнесом, среди которых основная роль отводится контроллингу. Знание особенностей возникновения и внедрения элементов контроллинга способствует лучшему пониманию современного уровня состояния концепции контроллинга, перспектив его развития, новых методов управления экономическими системами.
Исследование классической и современной научной теоретической литературы о контроллинге позволило выделить концептуальные положения.
Под концепцией контроллинга понимается комплексность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности в контексте целей экономического субъекта, релевантных контроллингу, и целей контроллинга, которые обусловлены целя экономического субъекта [1].
На настоящий момент также не имеется единой системы для классификации различных концепций контроллинга. В научных трудах как зарубежных, так и российских авторов приводятся всевозможные теоретические концепции контроллинга, которые по своей сути условны и отличаются различной трактовкой взаимоотношений между управлением и контроллингом. Среди множества концепций в основном превалируют три концепции, ориентированные на систему бухгалтерского учета, на информацию, на координацию деятельности экономического субъекта. Однако невозможно точно определить границы между предлагаемыми концепциями, что влечет за собой их частичное пересечение.
Следует отметить, что мнения авторов в отношении концепций контроллинга по-прежнему различаются. Начавшиеся в начале XX века дискуссии получили сегодня новое продолжение. Анализ научно-практических тенденций в области контроллинга позволил нам выделить основные концепции, которые представлены на рисунке.
Формирование теоретической базы контроллинга необходимо связать с возникновением организационных концепций управления, разработчиком которых являлся Фредерик Уинслоу Тейлор в начале индустриальной эпохи. В своем труде «Принципы научного менеджмента», который вышел в свет в 1911 году, Тейлор акцентировал внимание на необходимости корпоративного труда для устранения неэффективного производства [2]. В рамках научной теории он обосновал концепцию разделения труда, а также выдвинул «ряд богатейших научных завоеваний в деле ... выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д.» [3]. В иерархии управления Тейлором были выделены функциональные специалисты в бухгалтерском учете, кадровом обеспечении, продажах и производстве в границах компании. Реализация концепции Тейлора в прикладном плане заключалась в смене традиционной линейной структуры управления на линейно-функциональную.
Причем слово «контроллинг» и должность «контроллер» в компаниях оставались неизвестными вплоть до великой депрессии [4].
К началу XX века сложившиеся в американской экономике традиционные методы производственного учета в условиях научно-технической революции (далее НТР) не отвечали требованиям управления. В этот момент происходит зарождение регистрационной концепции контроллинга, которая успешно развивалась вплоть до 30 годов ХХ столетия. Функции контроллера ограничивались регистрацией информации, на базе которой формировались отчеты для руководителей, ревизией фактов хозяйственной жизни, которые уже произошли (т.е. ориентация на ретроспективу).
Концепция ориентации на
С 2000 г. оптимизацию
интересов
заинтересованных лиц
Концепция
С 1990 г. ориентации на
стратегическую
навигацию
Концепция
1980-1990 гг. ориентации
на координацию
Концепция
1970-1980 гг. ориентации на
информацию
1930-1970 гг. Концепция
ориентации на учет
1920-1930 гг. Регистрационная
концепция
Начало Теория Тейлора
ХХ века Разделение
полномочий
Рис. Основные концепции контроллинга
С 20-х годов XX века происходит развитие системы управления издержками организации, как основного инструмента повышения прибыльности и конкурентоспособности. В качестве инструментов использовались, в частности, аллокация издержек по продукции, стандарт-костинг. Функции контроллеров постепенно стали расширяться. Усложнение задач учета привело к тому, что определенные задачи казначея (финансового директора) и секретаря (ассистента управления) были переданы в организационно оформленную службу - контроллинг, в связи с чем возросла необходимость овладения планово-учетными методами [4].
Появление концепции контроллинга ориентации на управленческий учет в значительной степени обусловлено экономическим кризисом 30-х годов. В этот период происходило развитие контроллинга как системы управленческого учета. Согласно данной концепции, к контроллингу относили задачи внутреннего учета, что приближало понимание контроллинга к содержанию
«management accounting» («управленческий учет»). В результате в обязанности контроллера стали входить вопросы планирования и контроля.
В 1972 году в США официально был признан управленческий учет как самостоятельная подсистема бухгалтерского учета. Создана организация - Институт управленческого учета (IMA - the Institute of Management Accounting), который занимается стандартизацией управленческого учета.
Внедрение контроллинга в значительной степени связано с именем Альбрехта Дайле (Albrecht Deyhle). В 1967 г. вышла в свет книга Альбрехта Дайле «Управление прибылью», в которой концепция управленческого учета рассматривалась как эффективный инструмент управления прибылью. В данном случае имеет место концепция контроллинга ориентации на учет, когда преследуемые информационные цели реализуются с помощью данных бухгалтерского учета.
Данный подход может быть охарактеризован как ориентированный на прибыль или ограниченно ориентированный на информацию, так как информационной базой служат данные бухгалтерского учета. При этом контроллинг использует релевантные состояния дел, данные в денежном выражении, в результате эта количественность относится большей частью к оперативным связям. В этой связи контроллинг имеет отношение прежде всего к оперативному уровню и лишь отчасти - к стратегическому, если речь заходит о потенциале успеха [1].
В научных публикациях, которые ориентированы на данную концепцию контроллинга, по сути, описывается управленческий учет и приводятся методы и модели управления затратами и бюджетирования [5].
Как управленческая доктрина контроллинг используется с 70-х годов прошлого столетия преимущественно в крупных корпорациях Германии, Австрии и Швейцарии. Начиная с этого момента в Европе получает серьезное развитие теория контроллинга, которая сопровождается выработкой ряда концепций, причем каждая из концепций является логическим продолжением предыдущей.
Представителями концепции ориентации на учет являлись А. Дайле, Р. Манн, Э. Майер, которые связывали понятие «контроллинг» с управлением прибылью, системой регулирования, которая позволяла компании получать максимальную для данных условий прибыль [6,7].
В 1970-1980 гг. формировалась концепция ориентации на информацию, что совпало одновременно с развитием компьютерной техники. Основная функция контроллинга видится в снабжении руководства компании релевантной информацией для планирования, принятия и продвижения решений и контроля. При этом на контроллеров возложена задача регулирования спроса и предложения информации при помощи совершенствования систем электронной обработки данных и их передачи. Согласно данной концепции важным источником информации оставался бухгалтерский учет, но также использовалась количественная и качественная информация из различных внутренних и внешних источников. Представителем данной концепции является Т. Райхманн, который считал основной задачей контроллинга обеспечение руководства организации информацией для принятия решений. В соответствии с высказыванием П. Прайсслера контроллинг - это выходящий за рамки одной функции управленческий инструмент, который поддерживает внутрифирменный процесс управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации [8]. Следовательно контроллинг представлял собой в тот период функцию поддержки руководства, проводимую контроллерами. Контроллеры осуществляли надзор за тем, чтобы у менеджеров на протяжении всего процесса управления были в распоряжении необходимые сведения. Тем не менее указанные обстоятельства являются закономерным продолжением естественного развития управленческого учета. Определение «контроллинг» ассоциируется в данном случае с понятием «управленческий учет», а не позиционирует новую специальную область управления.
Концепция контроллинга, ориентирования на координацию, начала свое активное становление в конце 80-х - начале 90-х годов. Данная концепция строилась прежде всего на расхождении между системой управления и системой исполнения. В соответствии с ней первичная координация исполнения управленческих решений являлась задачей самой системы управления, а вторичная координация внутри управленческой системы относилась к контроллингу. В рамках концепции определялось два направления контроллинга: с акцентом на системы планирования, контроля и информационного обеспечения и на систему управления компанией для достижения стоящих перед ней целей [9]. Координационная функция контроллинга охватывала своим
содержанием формирование и текущее выполнение процессов согласования между функциями.
Один из родоначальников направления с акцентом на системы планирования, контроля и информационного обеспечения П. Хорват определяет контроллинг как комплексную межфункциональную концепцию управления, целью которой является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения. Ввиду возможного оппортунистического поведения менеджеров или ошибочной обработки информации эффективность управления может снизиться. Во избежание неэффективного управления второе направление контроллинга с акцентом на систему управления в контексте предыдущего рассматривается некоторыми авторами как «система управления управлением» [4; 10].
В этот период на основе выводов своего исследования профессор Роберт Каплан и президент консалтинговой фирмы Дэвид Норт продвигали сбалансированную систему показателей (Balanced Scorecards) как один из основных инструментов координационной концепции контроллинга. Квинтэссенция концепции состояла в том, что если корректно подобраны, измерены и сбалансированы стратегические и оперативные показатели производственно-экономических аспектов деятельности компании, то тогда будет возможным устойчивое эффективное достижение поставленных целей и показателей в будущем.
Метод сбалансированной системы оценочных показателей связывает стратегические установки компании и их реализацию, обеспечивая тем самым стратегическое развитие.
С 1990 годов начинает формироваться концепция ориентации на стратегическую навигацию, в новом формате управления экономическим субъектом посредством синтеза действующих компонентов стратегического управления: стратегического планирования, информационного обеспечения и контроля. В данной концепции контроллеры сосредотачивают особое внимание на постановке и решении задач информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента, поскольку именно на этом уровне можно гарантировать будущую эффективность экономического субъекта. Одним из основных источников информационного обеспечения в контроллинге становится стратегический учет, использующий в качестве инструмента метод стратегических балансов - внешних и внутренних (опыт промышленно развитых стран Запада). Контроллинг де-факто заканчивает управленческий цикл, закладываются основы (потенциалы) будущей эффективности экономического субъекта, обеспечиваются системы показателей информацией, которая необходима для оценки стратегических намерений и степени достижения соответствующих стратегических целей. В границах стратегического контроллинга анализируются внешняя и внутренняя среда, конкуренция, весомые факторы успеха, стратегические планы и подконтрольные показатели деятельности, цепочки ценностей, стратегическое позиционирование, затратоформирующие факторы и портфель стратегий. Следовательно, контроллер становится «стратегическим» помощником (консультантом) руководства в ходе формирования стратегических планов, врешении задач стратегического учета, контроля и анализа. Однако в настоящее время фигурирует некоторая неопределенность в подходе реализации этой концепции в современной теории управления.
Появление концепции ориентации на оптимизацию интересов заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в рамках концепции Corporate Governance (Корпоративное управление) приходится на начало 2000 г.
Под Corporate Governance понимают систему взаимоотношений, взаимодействий и взаимозависимостей между менеджерами компании и ее владельцами для обеспечения эффективности ее деятельности и оптимизированной уравновешенности интересов между всеми заинтересованными группами, нацеленной на получение максимальной прибыли от всех видов деятельности компании в соответствии с действующим национальным законодательством и с учетом международно признанных стандартов в этой области [11].
Появление теории заинтересованных сторон связано с выходом работы Э.Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон», в которой автор вводит новое понятие «заинтересованная сторона» (stakeholder в переводе c английского «держатель интереса»). В определении Э. Фримена «stakeholder» характеризуется как «любой группы или индивида, которые могут повлиять или на которые влияет достижение целей организации»[12, р. 46]. В русскоязычной литературе это определение используется как «заинтересованная группа», «заинтересованные лица». Теория заинтересованных сторон неразрывно связана с управленческими процессами и их результатами, возникающими относительно ресурсных отношений фирмы с заинтересованными
сторонами.
В настоящее время проявляются определенные очертания данной концепции. Данная концепция основывается на положениях неоинституциональной экономики и нацеливает корпоративные структуры как на выработку оптимальной системы собственных финансово-экономических параметров, так и на учет интересов широкого круга стейкхолдеров.
С позиций неоинституционализма структура множества заинтересованных лиц представлена множеством индивидов, которые относятся к различным социальным институтам. Данная структура управления не зависит от заинтересованного субъекта и представляет цели, ресурсы и процессы в объективной форме. Появление новых целей, ресурсов, процессов связаны с возникновением интереса индивида, а потому могут быть представлены только через связь с заинтересованным индивидом. Главным внутренним механизмом является корпоративное управление, которое непосредственно ориентировано на разрешение конфликтов институциональных интересов.
В соответствии с концепцией контроллинга ориентации на оптимизацию интересов заинтересованных лиц происходит снижение издержек конфликта интересов и достигается их консенсус. Достижение консенсуса обеспечивается за счет двух видов (подсистем) контроллинга, ориентированных на достижение целей (эффективности - оперативный, а конкурентности и роста -стратегический).
Деятельность службы контроллинга экономического агента должна быть ориентирована на удовлетворение и защиту интересов множества заинтересованных лиц (государства, владельцев, кредиторов, акционеров, персонала, конкурентов, социальных и экологических институтов, местного сообщества и т. д.), которые представлены внутрикорпоративными или внешними социальными институтами.
Данная концепция в наибольшей мере должна соответствовать приоритетам инновационного развития экономики.
В настоящее время концепции стратегической навигации, оптимизации интересов заинтересованных лиц находятся на этапе формирования.
Рассмотренные концепции предъявляют новые требования к развитию контроллинга как части системы управления. При этом изменения контроллинга должны эволюционировать в направлении повышения децентрализации, самоорганизации, самоконтроля, самоуправления.
Л и т е р а т у р а
1. Перехватов В. Эволюция системных концепций управления компанией. URL: http://www.icon3.ru/about/press.php
2. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контроллинг, 1991 г. - 104 с.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. Т. 36. - М.: Политиздат, 1969. - 742 с.
4. Хан Д. Пик. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 799 с.
5. Пыткин А.Н. Теория и методология взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга. — Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. - 162 с.
6. Дайле А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой.-М.: Финансы и статистика, 2001. -336 с.
7. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1992. -208 с.
8. Preissler P.R. Controlling: Lehrbuch und Intensivkurs / Von Peter R. Preissler - 4, durchges Aufl - Munchen: Oldenbourg --Wien, 1992. - 215 s.
9. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
10. Weber J. Einfuhrung in das Controlling. Stuttgart, 1991.
11. Михайлов Д. Эффективный механизм корпоративного управления // Экономические стратегии. 2011. №. 3. - URL: http://www.cfin.ru/investor/ao/corporate_governance.shtml
12. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1984.