Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ «КРЕАТИВНОГО ГОРОДА»'

КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ «КРЕАТИВНОГО ГОРОДА» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
84
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативный город / креативность / инновации / конкурентоспособность / развитие города. / creative city / creativity / innovation / competitiveness / city development.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юхина Анастасия Андреевна

В статье рассмотрены и проанализированы показатели, характеристики и типы для определения креативного города. Определены подходы к моделям управления креативным городом. Рассмотрены элементы повышения конкурентоспособности творческого города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS AND APPROACHES TO UNDERSTANDING OF «CREATIVE CITY»

The article considers and analysis the indicators, characteristics and types to define creative city. Approaches to the models of governance Creative City have been determined. Elements to increase creative city competitiveness are considered.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ «КРЕАТИВНОГО ГОРОДА»»

«Научные исследования и инновации»

УДК 332.1

Юхина Анастасия Андреевна Yukhina Anastasia Andreevna

Аспирант Post-graduate

Государственный Университет Управления The State University of Management

КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ «КРЕАТИВНОГО ГОРОДА»

CONCEPTS AND APPROACHES TO UNDERSTANDING OF

«CREATIVE CITY»

Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы показатели, характеристики и типы для определения креативного города. Определены подходы к моделям управления креативным городом. Рассмотрены элементы повышения конкурентоспособности творческого города.

Abstract: The article considers and analysis the indicators, characteristics and types to define creative city. Approaches to the models of governance Creative City have been determined. Elements to increase creative city competitiveness are considered.

Ключевые слова: креативный город, креативность, инновации, конкурентоспособность, развитие города.

Keywords: creative city, creativity, innovation, competitiveness, city development.

Сегодня ученые разных стран предлагают свои концепции и подходы к пониманию и развитию креативного города.

Понятие «креативный город» в 2000 году ввел Чарльз Лэндри.

Ч. Лэндри фокусирует внимание на том, что «креативный город - это место, где люди чувствуют, что могут реализовать себя, свои возможности...Это место, где люди могут выразить свои разнообразные таланты, которые используются и продвигаются для общего блага. Город - это двигатель возможностей» [1, с.2].

XIМеждународная научно-практическая конференция

Р. Смит и К. Варфилд интерпретируют понятие «творческий

город» в двух направлениях: «культурно-ориентированном» (сосредоточение внимания на искусстве, культуре, благосостоянии общества, доступе и включении) и «экономико-ориентированном» (упор на экономику города, устойчивость и благополучие через творческие инициативы) [2].

Поскольку понятие рассматриваются разносторонне необходимо выделить основные характеристики креативного города.

Чарльз Лэндри акцентирует внимание на оценке креативности города. Автором определены индикаторы оценки, которые выявлены на основании изученных отчетов городов. Были изучены государственные учреждения, образование, университеты, миграция, создание сетей, качество жизни, искусство и культура, открытость, искусственная среда и репутация.

Десять индикаторов креативного города Чарльза Лэндри [3, с.7]:

Политические и общественные рамки.

Самобытность, разнообразие, жизненная сила и самовыражение.

Открытость, доверие, терпимость и доступность.

Предпринимательства, исследования, инновации.

Стратегическое лидерство, гибкость и деятельность дальновидность.

Ландшафт талантов и обучение.

Связь, подключение и создание сетей.

Создание места.

Пригодность для жизни.

Профессионализм и эффективность.

Другой подход демонстрирует А. Е. Андерссон. По мнению автора, креативные города независимо от стадии экономического развития должны опираться на основных пять показателей креативности [4, с.51].

«Научные исследования и инновации»

1. Критическая масса накопленного богатства и положительный

экономический рост.

2. Большое и растущее население со значительным притоком мигрантов.

3. Крупные и диверсифицированные торговые и коммуникационные потоки с другими регионами.

4. Несбалансированность между воспринимаемыми общественными и частными потребностями и их фактическим обеспечением, то есть должен существовать избыточный спрос на многочисленные товары и услуги как в качественном, так и в количественном отношении.

5. Структурная нестабильность и неопределенность в развитии институтов и философских, научных и художественных парадигм.

Автор также отмечает, что творческая городская среда не только место проживания, но и место сосредоточения сферы высоких технологий.

Эти критерии пересекаются с исследованием Дж. Хосперса, где ученый дифференцирует креативные города по четырем типам [5]:

Технологически инновационные города.

Культурно-интеллектуальные города.

Культурно-технологические города.

Технологически-организационные города.

К ключевым факторам развития креативного города по мнению исследователя Дж. Хосперса относятся: концентрация, разнообразие и нестабильность.

Авторы Д. Шентиндамар и А. Гюнсел классифицировали креативные города в соответствии со своим исследованием, где выделили пять важных параметров творческого города [6].

Творчество. В основе которого творческий класс. Это люди, которые заняты в культурных и креативных индустриях, талантливые,

XIМеждународная научно-практическая конференция высокообразованные, способные создавать инновационные рабочие места.

Инновации. Эта категория измеряется показателем НИОКР, инвестициями, количеством патентов, отражающих экономическую деятельность и т.д.

Городской уровень. Критерий направлен на определение количества компаний секторов экономики в сфере предоставления услуг и местоположения деятельности внутри города.

Интеллектуальное развитие. Показатель рассматривает человеческий капитал, активность работников, производительность и стремление к культурному росту.

Связь. Показатель подразумевает высококачественные цифровые решения, современные методы управления и мотивации.

Исследователи П. Коста, Б. Васконселос и др. исследуют управление креативными городами. Авторы выделяют три модели управления [7]:

Территориальный масштаб вмешательства. Сюда относят национальный, региональный и местный уровень управления. Управление на национальном уровне осуществляется: Министерством культуры, Министерством экономики, промышленности, торговли и другие структуры, задействованные в продвижении творческой деятельности. Региональный и местный уровень управления наиболее гибкий. Он затрагивает аспекты, которые не охватывает национальная модель управления, такие как создание стратегий культурного и креативного развития, привлечение профессиональных талантливых кадров, содействие возрождению городов.

Неполитическое вмешательство. Такой вид управления креативным городом обычно основан на традиции местной деятельности. Характерной особенностью является саморегулирование культурных и городских систем, то есть без государственного участия

«Научные исследования и инновации» и выработанной государственной политики в области культуры и

креатива. Основными инструментами управления в этом случае

выступает регулирующая и стимулирующая функция. Политическая

роль заключается в протекционизме против внешних угроз или

конкуренции, а также лоббистская деятельность отраслей культуры и

творчества.

Публичные или не публичные проекты. Модель управления основана на общественных и государственных проектах, финансируемых за счет государственных и частных инвестиций некоммерческими организациями, ассоциациями, фондами, агентствами. Проекты поддерживают два основных аспекта: 1) содействие определенной творческой деятельности

(сектору/подсектору креативной экономики) и 2) содействие территории (регион, город, квартал) в разнообразии творческой деятельности, продвижении мероприятий, образования для творчества и т.д.

Сегодня многие исследователи уделяют особое внимание факторам конкурентоспособности как важному элементу развития творческих городов.

Исследователь М.К. Сучу акцентирует внимание на основных элементах конкурентоспособности творческого города [8]:

- все жители города могут учиться творчеству. В этом случае городская политика должна быть направлена на создание культурных продуктов и услуг.

- научные учреждения (университеты, школы, исследовательские институты, театры, библиотеки и др. культурные организации), должны быть поддерживающей творческой инфраструктурой;

XIМеждународная научно-практическая конференция

- экологическая политика, которая включает историческое наследие, окружающую среду города и служит стимулом к творческому развитию населения;

- сбалансированная экономическая основа. Это также помогает поддерживать и поощрять творчество.

С. Юрене отмечает, что городская политика должна объединять творчество в единую культурную, промышленную и экологическую политику и основана на демократическом управлении. Автор также подчеркивает, что «креативные города - это возможность создавать, оживлять и обновлять городские пространства, чтобы они могли продолжать успешную конкуренцию в глобальном мире» [9, с.225].

В своем исследовании Н. Брэдфорд выделяет различные типы инноваций, которые характеризуют творческие города [10, с.7]:

Инновации в управлении - новые элементы управления творческими местами. Планирование включает налаживание сотрудничества и идентичность общества.

Гражданские инновации - вовлечение гражданского общества, поощрение инициатив, новые совместные решения проблем города.

Экономические инновации - развитие экономики на основе знаний, развитие творческих способностей.

Социальные инновации - участие граждан в культурной жизни города, оживляя приходящие в упадок районы.

Художественные и культурные инновации - поддержка городом развитие искусства и культуры.

Подводя итог выделенных разными авторами подходов и концепций к формированию творческого города важно отметить, что для успешного развития креативного города необходимо сконцентрировать знания о творческом потенциале жителей города, взаимном сотрудничестве предприятий разного уровня,

«Научные исследования и инновации» инфраструктуре, культурном разнообразии, целевой политики,

образовании, сбалансированной экономической основе и инновациях.

Библиографический список:

1. Landry C. The creative city: compeeling and contentious. -Great Britain: Creative Print and Design, 2012.

2. Smith R., Warfield K. The creative city: A matter of values // Creative Cities, Cultural Clusters and Local Economic Development. - 2007.

- С. 287-312.

3. Landry, C., Hyams, J. The creative city index: Measuring the pulse of the city. Comedian, 2012. - 64 с.

4. Andersson, A. E. Creative people need creative cities. // In D. E. Andersson, A. E. Andersson, & C.Mellander (Eds.), Handbook of creative cities . - 2011. - С. 14-55.

5. Hospers G.J. Creative Cities: Breeding places in the knowledge economy // Knowledge, Technology & Policy. - 2003. - № 16 (3). - С. 143162.

6. Centindamar D., Gunsel A. Measuring the Creativity of a City: A Proposal and. an Application // European Planning Studies. - 2012. - №8.

- С. 1-8.

7. Costa P., Magalhaes M., Vasconcelos B., Sugahara G A discussion on the governance models: a comparative approach // The Service Industries Journal . - 2007. - №3. - С. 393-413.

8. Suciu M.C. Creative economy and creative cities // Romania Journal of Regional Science. - 2009. - №1. - С. 83-91.

9. Juréné S., V. Jureniene Creative cities and clusters // Transformations in Business and Economics. - 2012. - №16 (2). - С. 214233.

10. Bradford, N., Creative cities: structured policy dialogue report.

- Canadian Policy Research Networks. - Ottawa: 2004. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.