Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ'

КОНЦЕПЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
антикризисное управление / концепции / кризис / менеджмент / эффективность / принципы / система / кризисные ситуации / anti-crisis management / concepts / crisis / management / efficiency / principles / system / crisis situations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Л.А., Михеева К.С.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью применения концепций антикризисного управления компаниями, чтобы повысить их конкурентоспособность и эффективность. Статья направлена на рассмотрение разнообразных концепций управления на современном этапе и его принципов. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ российских и зарубежных предпосылок и элементов концепций антикризисного управления, необходимых для их применения компаниями. В статье обозначаются задачи концепций антикризисного управления предприятиями. Материалы статьи могут быть полезными для разработки алгоритмов антикризисного управления предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF COMPANIES

The urgency of the problem under investigation is conditioned by the need to apply the concepts of crisis management of companies in order to increase their competitiveness and efficiency. The article is aimed at consideration of various management concepts at the present stage and its principles. The leading approach to the study of this problem is the analysis of Russian and foreign prerequisites and elements of anti-crisis management concepts necessary for their application by companies. The article outlines the tasks of the concepts of anti-crisis management of enterprises. The materials of the article can be useful for the development of algorithms for crisis management of enterprises.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ»

The scientific heritage No 18 (18),2017 37

КОНЦЕПЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ

Солдатова Л.А.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента Института менеджмента, Оренбургский Государственный Университет

Михеева К. С.

Магистр 2 курса Института менеджмента, Оренбургский Государственный Университет

CONCEPTS OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF COMPANIES

Soldatova L.A.

Ph.D. in Economics, A.P. in Management of Orenburg State University

Mikheeva K.S.

Master's Degree student of 2 course of Orenburg State University

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью применения концепций антикризисного управления компаниями, чтобы повысить их конкурентоспособность и эффективность. Статья направлена на рассмотрение разнообразных концепций управления на современном этапе и его принципов. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ российских и зарубежных предпосылок и элементов концепций антикризисного управления, необходимых для их применения компаниями. В статье обозначаются задачи концепций антикризисного управления предприятиями. Материалы статьи могут быть полезными для разработки алгоритмов антикризисного управления предприятиями.

Abstract

The urgency of the problem under investigation is conditioned by the need to apply the concepts of crisis management of companies in order to increase their competitiveness and efficiency. The article is aimed at consideration of various management concepts at the present stage and its principles. The leading approach to the study of this problem is the analysis of Russian and foreign prerequisites and elements of anti-crisis management concepts necessary for their application by companies. The article outlines the tasks of the concepts of anti-crisis management of enterprises. The materials of the article can be useful for the development of algorithms for crisis management of enterprises.

Ключевые слова: антикризисное управление, концепции, кризис, менеджмент, эффективность, принципы, система, кризисные ситуации.

Keywords: anti-crisis management, concepts, crisis, management, efficiency, principles, system, crisis situations.

Антикризисное управление - это один из самых распространённых терминов в деловой среде России. На сегодняшний момент в период нестабильной экономики и кризиса всю большую значимость для предприятий приобретают концепции антикризисного управления, которые позволяют им удерживать свою позицию на рынке, повышать конкурентоспособность и сокращать риск возможного банкротства. Современные концепции дают возможность компаниям повысить эффективность производства и укрепить рыночные отношения.

Проблемой антикризисного управления и его концепций занимались такие зарубежные ученые, как Шредер Г.А., Ансофф И., Котлер Ф., Боумэн К., Томпсон А.А., Стриклепд А.Дж. и др. Эта проблема также нашла отражение в работах таких авторов, как Василенко В.А., Демчук О.В., Зайцев Н.Л., Ко-ротков Э.М., Лунев В.Л., Маренков Н.Л., Касьянов В.В., Круглова Н.Ю. и др.

Рассмотрим, что это за деятельность, чем она отличается от обычного управления. Таким образом, антикризисное управление — это совокупность определенных знаний и результатов анализа практического опыта, которая направлена на оптимизацию механизмов управления систем, необхо-

димых для выявления возможных скрытых ресурсов, а также определенного потенциала развития. Стратегия антикризисного управления напрямую связана с принятием решений в условиях ограниченности ресурсов, большой степени риска и неопределенности.

В одном случае под ним подразумевается управление фирмой в период кризиса экономики, а в другом антикризисное управление - это управление фирмой при ее банкротстве. Это понятие часто связывают с деятельностью управляющих именно в судебных процедурах на определенном этапе банкротства.

Система антикризисного управления - это система, при которой упомянутый вид управления рассматривается как единый комплекс мероприятий от предварительного обнаружения кризисной ситуации до методов по ее преодолению и устранению.

Антикризисное управление - это система руководства, при которой осуществляется системный и комплексный подход, направленный на обнаружение, а также устранение неблагоприятных для дел явлений с использованием всего потенциал современного менеджмента. А также сюда входит разработка и реализация на предприятии специальной

эффективной программы, обладающей стратегическим характером, позволяющей устранить определенные временные трудности, укрепить, а для начала хотя бы сохранить свои рыночные позиции, опираясь на собственные ресурсы.

Система антикризисного управления базируется на следующих основных принципах [5]:

1 начальная диагностика и выявление кризисных ситуаций в финансовой деятельности определенного предприятия. Если учитывать, что любое появление кризисных ситуаций на предприятии несет непоправимую угрозу самой организации и связано с неоправданными потерями капитала, то возможность появления кризиса непременно должна диагностироваться на ранних стадиях для своевременной нейтрализации такого рода ситуаций;

2 следующим неотъемлемым принципом является срочность реагирования на подобные кризисные ситуации, так как подобные явления имеют тенденцию к порождению сопутствующих проблем. Поэтому чем раньше будут выявлены такие ситуации, тем скорее можно будет заняться восстановлением баланса;

3 еще один принцип - полная реализация всех доступных внутренних возможностей по выходу предприятия из сложившегося кризисного состояния. При преодолении угрозы банкротства предприятие должно надеяться исключительно на свои внутренние финансовые возможности.

Итак, подведем итоги. Сегодня любое предприятие, как бы эффективно оно ни функционировало, нуждается в такой управленческой деятельности, как антикризисное управление. Это понятие подразумевает не только руководство организацией в период кризиса с применением процедур банкротства, но и предкризисное управле-ние, предназначенное для разработки мер по недо-пу-щению кризисных ситуаций, и даже послекризис-ное управление, направленное на устранение негативных последствий кризиса и максимальное использования его позитивных результатов.

В антикризисном управлении концепции играют немаловажную роль. Кризис, в частности, как состояние предприятия, в котором ощущается нехватка средств на решение необходимых задач приводит к необходимости проведения определенных мер для стабилизации и восстановления деятельности компании. Антикризисная политика как раз направлена на создание определенных концепций, которые помогут компании выйти из кризисной ситуации. Они могут включать в себя несколько основных составляющих. Например, недостаточная эффективность управленческой политики требует проведения комплекса мер по смене руководящего состава. Рассматриваемая концепция включает в себя человеческий фактор как способ предупреждения, адаптации компании под изменившиеся экономические условия.

Концепции могут вырабатываться, основываясь на предпосылках, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Предпосылки концепций антикризисного управления_

№ Предпосылки концепций антикризисного управления

1 Критические ситуации можно предвидеть, своевременно обнаружить симптомы

2 Критические ситуации можно отодвигать посредством грамотного менеджмента

3 К критическим ситуациям требуется готовиться заблаговременно

4 Критические ситуации можно смягчить, сократить негативные последствия

5 Критические ситуации являются частично управляемыми

6 Такой менеджмент предполагает специальный подход и дополнительные знания

В концепциях можно выделить четыре основных групп проблем:

- опознавание симптомов, которые предшествуют кризису. Специальные механизмы и знания оценивают вероятность банкротства компании. Своевременное выявление симптомов даст возможность предотвратить кризисную ситуацию;

- организация работы компании. Цели, задачи, способы управления и особенности деятельности компании в целом должны быть построены на основе антикризисного менеджмента, который не допустит появление проблем финансово-экономические сферы в долгосрочной перспективе;

- дифференциация видов менеджмента: разработка управленческих стратегий, прогнозирование проблем, поиск данных для их решения, оценка кризиса и степени его тяжести, а также инновационные технологии и решения, позволяющие преодолеть кризис;

- человеческий фактор: конфликтология и подбор персонала, в частности. В кризисной ситуации, как уже было сказано и ранее, человеческий фактор играл и играет основную роль. Конфликты возникают на почве увольнения неэффективных сотрудников и сокращения штата. В данной ситуации необходимо следовать стратегиям, включающим также работу с инвесторами, банковскими структурами, юристами [1].

Концепции антикризисного управления также определяются в зависимости от типа кризиса. В данном случае учитывается степень кризиса, его причины возникновения, характер, длительность и т.д. Таким образом, меры, которые предпринимаются при первых симптомах, отличаются от мер, необходимых при длительных кризисных явлениях. При этом, концепции должны учитывать такие составляющие, как:

- гибкость и быстрая адаптация к изменяющимся условиям;

- приоритет неформального менеджмента: сплочение штата, мотивирование сотрудников, внушение уверенности в потенциале компании;

- диверсификация инструментов менеджмента, нахождение наиболее оптимального варианта контроля над ситуацией;

- уменьшение влияния централизованного аппарата власти для быстрого тактического решения

проблем, выявление возникающих сложностей и их рациональное разрешение;

- работа над интеграционными действиями, способствующими концентрации всех имеющихся сил, средств и потенциала.

Концепции антикризисного управления можно определить в виде совокупности шести частей, каждая из которых характеризует определенные аспекты антикризисного менеджмента [3].

Таблица 2

Элементы концепции антикризисного управления_

Элементы концепции Характеристика

Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития Она включает в себя базовые понятия антикризисного управления: понятие кризиса, анализ различных кризисов, причины их возникновения, структура. Важность здесь также представляет классификация кризисов с точки зрения различных признаков, так как она позволяет понять все грани этого явления и его особенности, и в соответствии с ними найти выход из кризисной ситуации. Поэтому необходимо изучать кризисы и искать решения по их предотвращению или преодолению последствий

Формирование и реализация антикризисного управления Она включает в себя информацию об основных чертах антикризисного управления, диагностику кризисов в процессах управления, стратегию и тактику антикризисного управления, его технологию, а также реализацию процедуры банкротства

Механизм антикризисного управления Он реализуется на практике с помощью ряда средств, каждое из которых должно применяться в организации осознанно и обоснованно. Особую роль играют инновации в деятельности организации, инвестиционная политика, контроллинг, оценка рисков в антикризисном управлении, а также процедура санаций. Это важнейшие проблемы, составляющие механизм реализации антикризисного управления

Человеческий фактор в антикризисном управлении Независимо от объекта управления основную роль в антикризисном управлении будет играть человек, хотя его роль часто недооценивается. Анализ человеческого фактора предполагает формирование человеческого капитала, изучение в процессе управления психологии и конфликтологии применительно к кризисным или иным ситуациям, формирование корпоративных отношений в организации, а также обеспечение эффективной деятельности арбитражного управляющего в организации

Антикризисное управление и процессы общественного развития Рассмотрение антикризисного управления в масштабах всего общества, включая такие вопросы: регулирование кризисных ситуаций, социальное партнерство, социокультурные факторы, региональные аспекты, роль профсоюзов в процессе разрешения кризисов. Антикризисное управление рассматривается как процесс взаимодействия социально-экономической системы с другими системами и организациями

Зарубежный опыт антикризисного управления Зарубежный опыт позволяет принимать более эффективные решения в той или иной ситуации, учитывать возможные ошибки. В странах с большим опытом антикризисного управления выработана база, которая дает возможность проводить его оперативно и эффективно. Опыт экономически развитых стран особенно полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой

Основываясь на современных теории и практике антикризисного менеджмента, можно выделить также некоторые концепции данного типа управления в деятельности компании. В зависимости от стабильности финансово-экономического

состояния компании и перечня реализуемых антикризисных мероприятий, выделяют концепции, представленные на рисунке 1 [7].

Рисунок 1 Современные концепции антикризисного управления

Теперь рассмотрим данные концепции более подробно.

Превентивная или упреждающая концепция включает в себя комплекс мер, направленных на предупреждение на ранних стадиях момента возникновения и развития кризисных ситуаций в компании. Такая концепция характеризуется реализацией программ по выявлению, оценке вероятности появления рисковых событий в работе компании и заблаговременной разработке политики, направленной на недопущение вероятности их реализации и/или минимизации возможных негативных последствий. Данная концепция включает в себя также планирование, приведение в действие мероприятий по повышению экономической безопасности компании с помощью увеличения уровня его

адаптируемости к всевозможным изменениям внешней среды.

Многие ученые не выделяют данную концепцию в виде отдельного типа, но его сущность и содержание диктуют взаимосвязь с такой функцией антикризисного управления, как предкризисное управление.

Данный тип концепции антикризисного управления можно также охарактеризовать как рутинно-профилактический, так как ее цель - снижение вероятности возникновения кризисов в компании с помощью планомерной постоянной реализации определенной системы профилактических мероприятий [6].

Некоторые ученые выделяют в данном виде концепции два подвида, представленных на рисунке 2.

Подвиды превентивной концепции

/

\

ранняя антикризисная концепция управления, цель которой: преодоление опасности кризиса и создание потенциала прибыльности в случае изменения рыночной конъюнктуры. В данном случае регулярное управление дополняется: рядом специальных функций, например, по реализации антикризисных инноваций, способных оказать предупреждающее действие в случае регресса в организации

Концепщш антикризисного управления по некоторым слабым сигналам об угрозе кризиса, реализуемого при потере конкурентоспособности продукции и организации в целом. Его основная цель заключается в том, чтобы избегать надвигающегося кризиса платежей, и б этом смысле данный вид сочетает в себе примерно в равной степени функции как регулярного, так и антикризисного управления

Рисунок 2 Подвиды превентивной концепции [2]

По мнению некоторых ученых, раняя антикризисная концепция управления должна быть выделена в качестве отдельного самостоятельного типа антикризисного управления и названа: антиципа-тивная концепция антикризисного управления, целью которой является реализация комплекса мероприятий, которые обеспечат компании с устойчивым финансово-экономическим состоянием дальнейшее стабильное бескризисное развитие. Превентивная же концепция антикризисного управления применяется в компании с квазиустойчивым финансово-экономическим состоянием.

Таким образом, главным отличием антиципа-тивного антикризисного управления от превентивного является то, что первое применяется задолго до того, как кризисные явления могут быть выявлены.

Реактивная (экстренная) концепция антикризисного управления реализуется, как правило, при остром кризисе в условиях значительного дефицита времени. В данном случае действительно сложно глубоко переосмыслить принятые ранее стратегические цели компании и разработать взвешенные антикризисные концепции [6]. Основная цель данного типа концепции антикризисного управления -восстановление достаточного уровня ликвидности и платежеспособности компании, а именно ее переход к прежнему, докризисному состоянию.

Основные задачи данной концепции:

- блокировать сопровождающие наиболее опасные негативные проявления признаков кризиса;

- разработать и выполнить программу намеченных мер по ликвидации кризисов и их последствий;

- искать и реализовывать новые модели функционирования компании как комплекса организационных и технологических процессов работы объекта антикризисного управления, которые в будущем обеспечат жизнеспособность компании в отличие от старой несостоятельной модели.

На корпоративном уровне данная концепция в неустойчивом финансово-экономическом состоянии, как правило, включает в себя такие мероприятия, как: - разработка и реализация мер по ликвидации симптомов неплатежеспособности организации;

- защита от рейдерских захватов и предотвращение возбуждения дела о банкротстве.

Особой формой экстренной концепции антикризисного управления считается арбитражная концепция управление, которая осуществляется в рамках формализованных процедур на основе решения арбитражного суда.

Данный вид концепции антикризисного управления определяется учеными как чрезвычайный. Его объектом становится непосредственно кризисный процесс, а целью реализации - «спасение любой ценой той социально-экономической системы, которая переживает кризис» [6].

Реабилитационная концепция антикризисного управления реализуется в посткризисный период. Основные задачами данной концепции:

- минимизация негативных финансово-экономических и социальных последствий кризиса;

- использование факторов кризиса для развития и обеспечение финансовой устойчивости бизнеса.

Ученые утверждают, что именно арбитражное управление в посткризисный период преобразуется

в реабилитационное антикризисное управление, в том числе при завершении процедур банкротства. Результатом данного завершения становится восстановление платежеспособности организации и сохранение ее бизнеса [8].

Выход любой компании из кризиса предполагает потери независимо от того, насколько успешно он окончился. Данные потери обычно связаны с ликвидацией некоторых нежизнеспособных элементов социально-экономической системы. При этом, возникает еще одна важная задача реабилитационной концепции - «цивилизованная утилизация элементов разрушенной структуры», представленной в виде «своеобразной расчистки экономического пространства» для новых составляющих данной системы либо новых систем в целом [4].

Провокативная (провоцирующая) концепция антикризисного управления предусматривает планирование и реализацию мер по организации контролируемого кризиса, лимитированного по времени, масштабам и последствиям, с целью предотвращения катастрофического кризиса.

Данный вид концепции антикризисного управления определяется комплексом мер, которые провоцируют в первую очередь социально-психологическую напряженность сотрудников всего трудового коллектива компании либо его части. Основные задачи провоцирующей концепции антикризисного управления:

- активизация усилий служащих предприятия;

- выявление сотрудников с наименьшей профессиональной компетенцией или нелояльных членов трудового коллектива, в том числе из числа руководителей;

- отвлечение внимания на спровоцированную проблему от конфликта более системного и значимого [5].

Основные сферы применения провокативной концепции антикризисного управления - это военное дело и медицина. Однако, в настоящее время явно прослеживается тенденция развития данного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The scientific heritage No 18 (18),2017 типа концепции управления кризисами в отношении компаний других отраслей, что требует его дальнейшего глубокого изучения.

Все концепции взаимосвязаны, и лишь во взаимодействии они дают возможность понять суть антикризисного управления и повысить его эффективность.

Проблематика антикризисного управления обширна. Поэтому анализ и применение на практике основных концепций дает возможность компаниям наиболее эффективно выйти из сложившегося кризиса с наименьшими потерями.

Список литературы

1. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. А.З. Бобылевой. - М.: Изд-во «Юрайт», 2015. -639 с.

2. Антикризисное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.Д. Корягина. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016. -367 с.

3. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие / К.В. Бал-дин, И.И. Передеряев, А.В. Рукосуев. - 6-е изд., испр. - М.: ИТК «Дашков и К», 2012. - 268 с.

4. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 311 с.

5. Гореликов К.А. Антикризисное управление предприятиями и финансово-кредитными организациями: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2008.

6. Основы антикризисного менеджмента. Ч. I: учебное пособие / Т.М. Катаева, М.Ю. Ланкина; Южный федеральный университет. - Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 92 с.

7. Петухов Д.В. Антикризисное управление. - М.: МИЭМП, 2010. - 134 с.

8. Файншмидт Е.А. Теория антикризисного управления. - 2-е изд., доп. - М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.