Научная статья на тему 'Концептосфера молодежного сленга'

Концептосфера молодежного сленга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1731
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ / YOUTH SLANG / КОНЦЕПТ / ЧЕЛОВЕК / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / CONCEPT: HUMAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова О. Е.

Рассматриваются проблемы изучения ключевых концептов современного молодежного сленга. Исследуются концепты человек, Интернет, компьютер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL SPHERE OF YOUTH SLANG

The article is devoted to the study of key concepts of youth slang. The subject of study are the concepts: human, Internet, computer.

Текст научной работы на тему «Концептосфера молодежного сленга»

Языкознание

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 478-482

УДК 811.161.1

КОНЦЕПТОСФЕРА МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА © 2015 г. О.Е. Морозова

Северный Арктический федеральный университет, Архангельск

moroz [email protected]

Поступила в редакцию 14.01.2015

Рассматриваются проблемы изучения ключевых концептов современного молодежного сленга. Исследуются концепты человек, Интернет, компьютер.

Ключевые слова: молодежный сленг, концепт, человек, Интернет, компьютер.

Концептосфера национальной культуры объективируется не только в литературном языке, обслуживающем элитарную, книжную культуру, но и в иных формах существования языка - социальных и территориальных диалектах.

Молодежный сленг, являясь «зеркалом» молодежной субкультуры, отражает ценности, приоритеты и стереотипные представления молодого поколения в наиболее актуальных и значимых для молодежи концептах. Концептосфера молодежного сленга носит лакунарный характер; так, в ней практически не представлен концепт природа, зато чрезвычайно развернутым является смысловое поле человек, репрезентирующее одноименный концепт. По активности или, напротив, лакунарности тех или иных полей можно сделать вывод о круге интересов носителей сленга, выявить ключевые концепты и их аксиологическую составляющую.

Речь молодежи - экспериментальное поле языка, во многом определяющее его дальнейшее развитие. Молодые люди быстро реагируют на изменения, происходящие в обществе, что ведет к образованию языковых новшеств, часть которых переходит в общенародный язык, часть остается принадлежностью молодежной речи, часть довольно быстро исчезает. Каждое новое поколение привносит в молодежную речь нечто свое, при этом происходят изменения не только на лексическом, но и на когнитивном уровне: меняется актуальность тех или иных концептов, возникают новые структуры знаний.

В рамках данной статьи не представляется возможным рассмотреть всю совокупность концептов молодежной субкультуры. Обратимся к тем, которые, на наш взгляд, являются в настоящее время наиболее актуальными: человек, Интернет, компьютер (имена концептов в

сленге - чел, Инет, комп) - и рассмотрим связи, существующие между ними, позволяющие выделить данные концепты в особый фрагмент картины мира молодежи. Три названных концепта являются ключевыми, поскольку, во-первых, они вербализованы большим количеством слов (при этом представлены различные типы системных отношений: родо-видовые, синонимические, антонимические), во-вторых, данные ряды слов интенсивно пополняются и активно функционируют в речи современной молодежи. Следует отметить, что концепт человек всегда был актуален для молодежи, а Интернет и компьютер вошли в молодежный тезаурус относительно недавно. Концепт Интернет входит в смысловые поля общение и коммуникация, а концепт компьютер - в смысловые поля материальная культура и техника.

Человек в сленге представлен как биологическое (живое), интеллектуальное и социальное существо. Поле человек как живое существо входит в смысловую оппозицию: живое — неживое (человек - компьютер). Смысловое поле, репрезентирующее человека как биологическое существо, является в молодежной речи самым развернутым по сравнению с другими полями и включает субполя анатомия и физиология человека (части тела и органы, их функции; биологические потребности; физиологические действия и состояния), внешний вид (общая характеристика; рост, вес, физические недостатки), пол, возраст, здоровье - болезнь.

Следует отметить, что в центре пристального внимания носителя сленга прежде всего находится анатомия человека, то есть человеческое тело. По частотности использования и количеству наименований тела молодежный сленг можно сопоставить разве что с медицинским дискурсом. «Тело человека» имеет яркую

метафорическую составляющую, при этом традиционно используются зооморфный и фито-морфный коды культуры: голова - тыква, дыня, репа; лицо - турнепс; волосы - ботва; руки - клешни; рот - клюв; нос - пятачок.

Внешний вид человека представлен в сленге метафорически: бык - 'человек с грубыми, агрессивными манерами'; лось - 'крупный, физически сильный человек'; амёба - 'невзрачная девушка'. При описании внешнего вида человека в молодежном сленге преобладают метафорические номинации пейоративной оценки. Отрицательно оцениваются физические качества, обладающие избыточностью (чрезмерная худоба: глиста в скафандре; чрезмерная полнота: бегемот; чересчур высокий рост: жираф и т.п.).

При именовании лиц женского пола актуален эстетический критерий: красивая девушка -киска, чика; некрасивая - крокодил, амеба, лохушка; при именовании лиц мужского пола важен фактор силы: лось - 'сильный человек'; дрищ - 'человек слабого телосложения'.

Образ человека как биологического существа в жаргоне гиперболизирован. Это существо, которое бухает, а не пьёт, не ходит, а нарезает землю, во рту у него бивни. У супертела гипертрофированный телесный низ. Одна из самых больших тематических групп, обозначающих части тела в жаргоне, - это наименования мужских гениталий. В словаре Т.Г. Никитиной [1] имеется более 300 наименований этих органов.

В последние десятилетия при создании образа человека активно реализуются технический и предметный коды культуры. В качестве именований частей тела используются названия различных предметов, механизмов, технических деталей и соответствующих им функций (действий). Голова человека - компьютер; чугун, глаза - болты, фары, иллюминаторы; нос - рубильник, паяльник; лоб и ягодицы - бампер (передний и задний); нос - руль, сопло, рубильник; ноги - педали, рессоры, шарниры, поршни. Совокупность наименований частей тела формирует метафорический образ человека-«робота», при этом частотны функциональные метафоры, подчеркивающие неодушевлённый, механистический характер этого образа. Каждая часть тела «робота» имеет своё функциональное предназначение. Главное предназначение руки «робота» - брать, загребать, отсюда возникают: хваталка, клешня, грабля. В сленге нередко объективируются концептуальные смыслы, не всегда типичные для литературного языка, что выявляется через частотную и устойчивую со-

четаемость сленгизмов. Ноги (педали) нужны, в первую очередь, для того, чтобы убежать от какой-либо опасности (сделать ноги, рисовать ноги, нажать на педали), во-вторых, с ног можно сбить (кегли) и ногами можно бить (клюшки). Лоб (бампер) необходим, чтобы «держать» удар; уши (локаторы), чтобы слышать; рот (варежка, коробочка, хавальник, мясорубка), чтобы поглощать пищу, желудок -касса, где пища обрабатывается. Голова - это объект, по которому можно ударить (дать в бубен) и который можно снести (снести башню). Лицо человека - визитная карточка (виза, вывеска), несущая информацию (табло), и объект для битья (витрина, которую можно легко разбить). Таким образом, человек, биологическое живое существо, в концептосфере молодежного сленга представлен как нечто неживое, как техническое устройство, как думающая машина, у которой вместо головы - компьютер. «Образ робота появился сравнительно недавно, и детали его постоянно и активно пополняются. Мы наблюдаем своеобразную эволюцию традиционного мифотворчества: от наивного всеобщего очеловечивания природы — к расчеловечиванию человека» [2, с. 203]. Метафора «человек-робот» не случайна, а компьютер - один из наиболее актуальных концептов современной молодежной субкультуры.

Компьютер имеет в молодежной речи имена: комп, машина. В современном обществе компьютер превратился в одну из социальных ценностей, оказывающих влияние на различные сферы жизни человека и формирующих его ми-ровидение. Можно сказать, что «компьютер» -одна из доминант современной культуры в целом, а не только молодежной субкультуры. Данный концепт может быть описан в виде фрейма, представляющего собой совокупность признаков. Являясь многоуровневым концептом, он состоит из понятийного ядра и дополнительных когнитивных слоев, которые охватывают различные признаки, связанные с компьютером. Понятийное ядро рассматриваемого концепта - электронно-вычислительная машина, или сокращенно - машина. Дополнительные когнитивные слои характеризуют:

1) разновидности компьютеров (компьютер РС: писюк, писишник; компьютер IBM: ибээмка; ноутбук - ноут);

2) названия деталей компьютера (внутренние детали компьютера - железо; процессор: проц, кирпич; винчестер - винт, вертушка; материнская плата - мать, мамка; монитор - глаз; видеокарта - видимокарта; клавиатура - клава; клавиша - батон);

3) названия людей, работающих с компьютером (пользователь - юзер; профессионал, работающий с программным обеспечением компьютера - айтишник; человек, проводящий всё свободное время за компьютером, находящийся в зависимости от него - задрот; неумелый пользователь — ламер; высококвалифицированный пользователь, компьютерный взломщик -хакер);

4) работу компьютера и действия пользователя (обновлять детали компьютера - апгрей-дить; работать за компьютером — сидеть за компом; перезагрузить компьютер — залапить; работать на клавиатуре — давить батоны, жать батоны; плохо работать (о компьютере) - глючить, тормозить; плохо работающий компьютер - тормоз, задумчивый);

В сленге много метафор, построенных по модели человек — техника (мать, мамка — материнская плата, глаз — монитор, задумчивый — о плохо работающем компьютере и др.), что отражает тенденцию современного русского языка (ср.: девочка - автомобиль, телефон). Названные метафоры являются выражением культурных предпочтений социума. В речи молодежи одни и те предикаты часто характеризуют действия и компьютера, и человека (глючит, тормозит, зависает). По закону Шпербе-ра, основным источником метафорических переносов значения слова в каждую эпоху служит комплекс идей, имеющих особую значимость для данного времени. Для нашего времени такими идеями являются Интернет и компьютер. См.: сбой файлов - проявление усталости: У меня от этих экзаменов сбой файлов (Зап. 2013). Компьютер представлен не только как человек, но и как часть природы (фаза Луны -неожиданное включение компьютерной программы).

Рассмотрим далее концепт, тесно связанный с предыдущим. Речь идет о концепте Интернет. В концептосфере мировой и русской культуры он появился относительно недавно, но значимость этого концепта постоянно растет. Об этом говорит большое количество цитат, высказываний, афоризмов об Интернете, обращение к проблемам Интернета в художественной литературе; недаром Интернет образно называют «всемирной паутиной». В молодежной речи данный концепт носит имя Инет. Понятийная составляющая концепта - та же, что и в литературном языке: компьютерная информационная сеть, для пользования которой необходимы программы-браузеры, имеющие в молодежном сленге персонализированный, антропоморфный характер: Яша (Яндекс), Гоша (Гугл).

Метафорически Инет — это пространство, где можно ходить, бродить, куда можно нырять. Это пространство имеет свою «географическую» карту с адресами сайтов, форумов, электронной почты, чатов, социальных сетей, блогов и др. Концепт «Инет» представляет структуру знаний, которую можно определить как сценарий, поскольку пребывание в Интернете — процесс, имеющий определенные этапы: войти в Интернет — зависнуть в Интернете — выйти из Интернета. Субъект, «путешествующий» по Интернету, выполняет различные роли, позиционируя себя через Ник (условное имя пользователя) и аву (картинку или фотографию); при этом он осуществляет действия с информацией, общаясь с другими пользователями: гуглит — 'ищет информацию в Интернете', сейвит — 'сохраняет информацию', банит — 'вводит различные запреты для пользователя', постит - 'отправляет сообщения', комментит — 'комментирует сообщения', лайкает — 'отмечает понравившуюся фотографию'; троллит — 'занимается провокациями', скачивает - 'берет информацию из Интернета'.

Человек через Интернет реализует свои потребности в когниции, коммуникации и развлечениях: скачивает информацию, чатится, кон-нектится, глючится (неотрывно играет в компьютерные игры). Ценностная составляющая концепта Инет для молодежи прежде всего заключается в том, что Интернет - это общение. Общение - один из ключевых концептов молодежной субкультуры; Интернет и общение -это взаимопересекающиеся концепты. В реальном общении концепт общение репрезентируется большим количеством слов, при этом частотными являются тусовка, тусня, тусить (неформальное общение) и базар (разговор). Внутренняя форма слова тусовка - 'беспорядочное перемешивание карт во время игры'. Переносное значение слова базар - 'шум'. Семы 'хаотичность', 'шум', 'хаос', характерные для названных языковых единиц, объективируют концепт общение в картине мира молодежи. В молодежной среде ценится легкость общения, умение шутить (прикалываться, стебаться); в то же время общение молодежи нередко носит агрессивный характер. В нем одновременно присутствуют два стиля: с одной стороны, грубо-агрессивный, пришедший из 1990-х: отвали, закрой варежку, не щелкай клювом, чеши, катись, заглохни, не наезжай, не грузи, не тормози, с другой стороны - слащаво-сентиментальный. Этот стиль связан с феминизацией жаргона, с молодежными субкультурами (эмо, ванильки), для которых характерны эмоцио-

нальность, уход в мир чувств и грез от грубой реальной действительности, романтичность, депрессивность. В современном молодежном общении появляются и активно используются такие слова, как обнимашки, поцелушки, вкус-няшки, няши и няшки (милые, симпатичные существа), печальки и грустнявочки. За очень короткий период времени от слова няша возникло множество производных: няшка, няшно, няш-ность, няшный, няшиться и др.

Названные противоположные тенденции молодежного сленга типичны и для реального общения, и для Интернета. При этом следует отметить, что необходимость быстро и чётко выражать эмоции при общении в Интернете, обмениваться мыслями, ставить и решать проблемы привела к созданию особого пласта коммуникативной лексики, специально создаваемой для удобного общения в сети. Часть этих слов переходит в устную речь, часть остается принадлежностью письменного общения. Среди этой лексики: 1) сокращенные формулы речевого этикета: СПС - спасибо; ПЖЛ - пожалуйста; НЗЧ - не за что; СУВ - с уважением; 2) эмоти-вы: ОМГ (от англ. oh my god) - Боже мой!; 3) словесные заместители невербальных реакций: ЛОЛ (смех), ХД (улыбка); 4) имитация пауз хезитации: мммм; 5) вводные слова и словосочетания с различными значениями: модальным - IMHO (от англ. in my humble opinion) - по моему скромному мнению, МБ - может быть; начинающие текст (читать до конца) или заканчивающие его (занавес); 6) релятивы (реакции на ситуацию): Спасибо, Кэп (Кэп - Капитан Очевидность, популярный персонаж Интернета, говорящий прописные истины), Горизонт завален - комментарий к неудачному фото.

Подводя итоги, отметим, что концепты человек (чел), компьютер (комп), Интернет (Инет), рассмотренные выше, тесно взаимосвязаны друг с другом. Интернет для человека - средство когниции, коммуникации и развлечения. Компьютер - машина, с помощью которой человек реализует свои потребности в когниции, коммуникации и развлечениях. Между компьютером, Интернетом и человеком могут формироваться отношения зависимости (см.: задрот).

Человек, будучи интеллектуальным существом, постепенно осваивает новые пространства; на данном уровне развития цивилизации таким пространством является виртуальное пространство Интернета. Компьютер, построенный по модели функционирующего мозга человека, метафорически представлен в кон-цептосфере молодежного сленга как живое существо, а человек, напротив, как робот, как машина, что подчеркивает единство универсума. Г.Н. Скляревская пишет: «Все элементы материального мира: космос и элементарные частицы, живая и неживая материя, общество, человек как живое существо, как носитель разума и как звено социального устройства, все явления физического и психологического мира, а также абстракции связаны друг с другом, взаимозависимы и взаимообусловлены, упорядочены и системно организованы. Человек постигает этот мир посредством лексической системы своего языка» [3, с. 65].

Реальность, в которой существует современный человек, очень изменилась за относительно короткое время. Эти изменения не всегда находят отражение в концептосфере литературного языка, а молодежный сленг более чутко реагирует на происходящие изменения, например, на такие проблемы, как взаимопроникновение человеческого и технологического и воздействие виртуальной реальности на человека.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Архангельской области в рамках научно-исследовательского проекта «Роль городских социолектов в формировании общенационального русского языка», № 13-14-29006а (р).

Список литературы

1. Никитина Т.Г. Ключевые концепты молодежной культуры: тематический словарь сленга. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. 864 с.

2. Морозова О.Е. Мир человека и его речь. Архангельск: Поморский госуниверситет, 2005. 254 с.

3. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. 152 с.

CONCEPTUAL SPHERE OF YOUTH SLANG O.E. Morozova

The article is devoted to the study of key concepts of youth slang. The subject of study are the concepts: human, Internet, computer.

Keywords: youth slang, concept: human, Internet, computer.

References 2. Morozova O.E. Mir cheloveka i ego rech'.

Arkhangelsk: Pomorskiy gosuniversitet, 2005. 254 s. 1. Nikitina T.G. Klyuchevye kontsepty molodezhnoy 3. Sklyarevskaya G.N. Metafora v sisteme yazyka. kul'tury: tematicheskiy slovar' slenga. SPb.: Dmitriy SPb.: Nauka, 1993. 152 s. Bulamn, 2013. 864 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.