Научная статья на тему 'Концепт "жидомасонство" как пустое рамочное понятие и семиотическая фикция'

Концепт "жидомасонство" как пустое рамочное понятие и семиотическая фикция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
890
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИДОМАСОНСТВО / КОНСПИРОЛОГИЯ / АНТИСЕМИТИЗМ / ЭСХАТОЛОГИЯ / МАРГИНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / JEW-MASON / CONSPIRACY / ANTI-SEMITISM / ESCHATOLOGY / MARGINAL RELIGIOSITY / RELIGIOUS SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прилуцкий А.М.

В статье анализируется семиотическое и семантическое значение концепта «жидомасонство», популярного среди части современного православного социума. Генезис данного понятия уходит еще в дореволюционное время, однако сегодня произошла вторичная семиотизация данного понятия. Эта семиотизация в общих чертах отражает динамику социальных процессов послеперестроечной России. В результате контент-анализа и дискурс-анализа автором выявлены основные функции, которые приписываются данному концепту в области политики и религии. Набор функций, приписываемых жидомасону, типичен для демонологического дискурса Средневековья. Анализ текстов, в которых воспроизводятся «жидомасонские мифологемы», позволяет сделать вывод, что в них политическая и религиозная проблематика зачастую переплетается, формируя единый синкретичный антимасонский дискурс. Адепты жидомасонского мифа ориентированы на паттерны «политического православия», для которого характерны представления о том, что русский должен быть православным, а православный монархистом, борцом с глобализацией и экуменизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analysis of the semiotic and semantic meaning of the “Jew-Mason” concept, popular among parts of modern Orthodox society. The genesis of this concept goes back to pre-revolutionary time, but today there has been a secondary semiotization of this concept. This semiotization reflects the dynamics of social processes in post-perestroika Russia. As a result of content analysis and discourse analysis, the author identified the main functions that are attributed to this concept in the area of politics and religion. The set of functions attributed to the “Jew-Mason” is typical for demonological discourse of the Middle Ages. An analysis of the texts in which the “Jew-Masonic mythologemes” are reproduced allows us to conclude that the political and religious problems are often intertwined in them, forming a single syncretic anti-masonic discourse. The adherents of the Jew-Mason myth tend to focus on the patterns of “political Orthodoxy”, for which characteristic ideas are that Russian should be an Orthodox, and Orthodox should be a monarchist, a fighter against globalization and ecumenism.

Текст научной работы на тему «Концепт "жидомасонство" как пустое рамочное понятие и семиотическая фикция»

УДК 130.2 : 003

А. М. Прилуцкий

Концепт «жидомасонство» как пустое рамочное понятие и семиотическая фикция

В статье анализируется семиотическое и семантическое значение концепта «жидомасонство», популярного среди части современного православного социума. Генезис данного понятия уходит еще в дореволюционное время, однако сегодня произошла вторичная семиотизация данного понятия. Эта семиотизация в общих чертах отражает динамику социальных процессов послеперестроечной России. В результате контент-анализа и дискурс-анализа автором выявлены основные функции, которые приписываются данному концепту в области политики и религии. Набор функций, приписываемых жидомасону, типичен для демонологического дискурса Средневековья. Анализ текстов, в которых воспроизводятся «жидомасонские мифологемы», позволяет сделать вывод, что в них политическая и религиозная проблематика зачастую переплетается, формируя единый синкретичный антимасонский дискурс. Адепты жидомасонского мифа ориентированы на паттерны «политического православия», для которого характерны представления о том, что русский должен быть православным, а православный - монархистом, борцом с глобализацией и экуменизмом.

This article is devoted to the analysis of the semiotic and semantic meaning of the "Jew-Mason" concept, popular among parts of modern Orthodox society. The genesis of this concept goes back to pre-revolutionary time, but today there has been a secondary semiotization of this concept. This semiotization reflects the dynamics of social processes in post-perestroika Russia. As a result of content analysis and discourse analysis, the author identified the main functions that are attributed to this concept in the area of politics and religion. The set of functions attributed to the "Jew-Mason" is typical for demonological discourse of the Middle Ages. An analysis of the texts in which the "Jew-Masonic mythologemes" are reproduced allows us to conclude that the political and religious problems are often intertwined in them, forming a single syncretic anti-masonic discourse. The adherents of the Jew-Mason myth tend to focus on the patterns of "political Orthodoxy", for which characteristic ideas are that Russian should be an Orthodox, and Orthodox should be a monarchist, a fighter against globalization and ecumenism.

Ключевые слова: жидомасонство, конспирология, антисемитизм, эсхатология, маргинальная религиозность, религиозные субкультуры.

Key words: Jew-Mason, conspiracy, anti-Semitism, eschatology, marginal religiosity, religious subcultures.

© Прилуцкий А. М., 2019

Лексема «жидомасон» и производные формы сегодня достаточно регулярно воспроизводится в маргинальных кластерах российского религиозного и политического дискурса, выполняя функции семиотического маркера принадлежности к субкультурам (в том числе - религиозным), среди приверженцев которых популярны конспирологические и эсхатологические мифологемы. В большинстве случаев эти субкультуры причудливым образом сочетают в различных пропорциях царебожнические, националистические, технофоб-ские и антизападнические мифологемы и идеологемы, формируя на их основе конспирологическую семиосферу. В этом отношении «жидомасон» интерпретируется в качестве неизменного актора глобальной конспирологии: это могущественный и коварный враг, слуга антихриста, противник православной церкви и Русского государства.

Следует отметить, что если в текстах радикальных (и радикализированных) субкультур православного паттерна концепт жидомасонского заговора популярен и регулярно воспроизводится, то славянские неоязычники к нему практически не обращаются, ограничиваясь апелляциями к хрестоматийному «жиду»1. Вероятно, это объясняется фактором интердискурсивности: сформировавшись на маргиналиях православной культуры, «жидомасон» сохраняет квазиправославные коннотации, неприемлемые для неоязычников, полагающих, что все христианство априорно является «упадническим» и «жидовским».

В настоящее время представляется затруднительным определить точное время формирования данного концепта и его терминологизацию. Согласно данным, приводимым А. Я. Аверхом, для дореволюционных черносотенцев «масон» был такой же жупел и объект преследования, как и пресловутый «жид», и не случайно они эти два понятия объединили в одно - «жидомасоны» и использовали для дискредитации С. Ю. Витте [1, с. 226]. По другим данным, изобретателем понятия «жидомасоны» был М. Л. Магницкий, который впервые употребил соответствующий термин в письме к императору Николаю I. Для целей настоящего исследования хронология формирования концепта не имеет принципиального значения, достаточным является то, что в предреволюционной России к теме «жидомасонского заговора» обращались крайне правые политические деятели, журналисты и отдельные иерархи православной церкви. Так, распространение текста провокативной проповеди епископа Амвросия (Гудко) «Враг рода человеческого - жидомасоны в мировой истории» было запрещено Си-

1 В данной статье лексема «жид» и производные используются исключительно как элемент анализируемой дискурсивной среды.

нодом [7]. Активно употребляли термин «жидомасонство» лидеры дореволюционных черносотенцов - Пуришкевич, Шмаков, Дубровин. Последний, например, уличал в жидомасонских симпатиях самого премьера П. А. Столыпина, доказывая, что его аграрная политика «выгодна только жидомасонам, стремящимся поколебать самодержавный строй» [14].

В развитии семантики концепта «жидомасон» в современном общественном дискурсе можно выделить два этапа. На первом этапе, хронологически приходящемся на годы перестройки, происходило активное включение данного концепта в политический нерелигиозный дискурс. Естественно, что в доперестроечное время лексема и соответствующий ей концепт были жестко табуированы в подцензурной публичной сфере (хотя и периодически воспроизводились религиозно настроенными маргиналами). В ходе адаптационных процессов концепт развивал эмотивные, образные и ассоциативные характеристики, благодаря которым он в итоге превратился в инструмент формирования перлокутивности текста, по аналогии с классическим: «Вот тоже, как услышу я слово "жупел", так руки-ноги затрясутся» (А. Н. Островский). Однако анализируемый концепт использовался не только как инструмент развития модальности страха в дискурсах повседневности, в том числе страха конспирологического, но и для оценочного (негативного) маркирования всего того, что условно можно отнести к «чуждой культуре», и что вызывает страх именно из-за этого.

Будучи семиотическим маркером определенной мировоззренческой программы, на этом этапе концепт не развивал религиозных значений и коннотаций отчасти потому, что во время перестройки и в первые послеперестроечные годы либерально-западнические политические силы старались представить православную церковь в качестве своего политического союзника. Под влиянием тогдашних стереотипов находились и их идеологические противники, которые, разрабатывая идеологические основы противостояния либерализму, апеллировали не к религиозным, но к секулярным националистическим идеологемам и мифологемам.

На втором этапе, одновременно с усилением среди либерально-западнических кругов антиправославных и антиклерикальных настроений, происходила рецепция концепта «жидомасон» частью православного социума. В наиболее выраженной форме она была востребована маргинальными кластерами православного дискурса, соответствующими субкультурам царебожнического паттерна, среди которых популярны представления об особом мессианско-сотериологическом предназначении русского народа.

Будучи явлением плохо структурированным, идеологический дискурс субкультур царебожнического паттерна формируется благодаря взаимодействию эсхатологической мифологии (включающей в себя такие компоненты, как конспирологические, технофобские и эскапистские мифологемы) и радикально-монархический комплекс (включающий миф о царе-искупителе, набор неканонических культов, веру в предстоящее восстановление монархии в России как единственно богоугодной формы государственного устройства).

Лексема «жидомасоны» и производные формы сегодня регулярно воспроизводятся не только в маргинальном религиозно-публицистическом дискурсе, но и в качестве религиозного термина звучат в профетических нарративах. При этом в текстах маргинальной ри-туалосферы данная лексема практически не встречается, хотя есть и отдельные исключения. Так, в тексте популярного «Акафиста Святому Великомученику Благоверному Царю-искупителю Николаю Второму, умученному от жидов», содержится упоминание анализируемой лексемы:

«Видяще бедствие народа православнаго, за растление в безверии знати по-гибающаго и от лютых служителей Бафамета жидомасонов нападствуема-го, на князи, сыны человеческия, не надеялся еси, обаче все упование возложил еси на вся Могущаго, выну взывая ко Господу о людех, тебе вверенных: Аллилуиа» [3].

Однако, если лексема «жид» используется в текстах маргинальной ритуалосферы постоянно, «жидомасоны» - ее редкие гости. Полагаю, это связано исключительно со стилистикой: лексема «жидомасон» воспринимается при спонтанной коммуникации как «модернистский» политический термин, она не встречается в ставших традиционными текстах церковнославянской ритуалосферы, а поэтому дисгармонирует с подчеркнуто архаической лексикой новодельных текстов неканонических молитв и акафистов. Поскольку пишутся такие тексты людьми, весьма плохо владеющими литургической традицией, то зачастую они вынуждены стилизовать свой текст при помощи нарочитой архаизации. Отсюда - страх перед тем, что современный политический термин невольно «осовременит» текст, фактический модернизм которого должен быть закамуфлирован архаикой и поэтому выглядеть «традиционно» и «церковно».

При этом классический «жид» подобной дисгармонии не создает, поэтому и употребляется регулярно, например: «Странное чудо ви-дяще державы европейския, духом антихристовым, яко проказою, зараженные: обаче Грозный Царь Московский в державе своей заразу сию, от богопротивного племени жидовского исходящую, не попустил еси» [2], - таких примеров можно привести много.

По мере адаптации концепта «жидомасоны» идеодискурсом, происходит его десемантизация, в результате чего концепт трансформируется в пустое рамочное понятие [8]. Контент-анализ интернет-публикаций показал, что по аналогии с лексемой «жидомасон» образовано множество неологизмов разной частотности, в семантике которых национальный компонент из сферы значения переходит в область факультативных коннотаций (если он есть, то хорошо, а нет -так нет). Среди таких неологизмов: жидоадвокаты, жидобанкиры, жидобендеревцы, жидодепутаты, жидожурналисты, жидоиерархи, жидоизменники, жидокапиталисты, жидокатолики, жидокомисса-ры, жидокоммунисты, жидолибералы, жидомайдановцы, жидомо-нархисты, жидоминистры, жидомонахи, жидообновленцы, жидоолигархи, жидопатриарх, жидополитики, жидопопы, жи-допреступники, жидопротестанты, жидопрофессора, жидореволю-ционеры, жидосатанисты, жидосектанты, жидоуниаты, жидоученые, жидофашисты, жидохристиане, жидочиновники, жи-доэкуменисты, жидоязычники и т. д. и т. п. Стоит отметить, что приведенные лексемы используются не только для демонизации очевидных и потенциальных «врагов», но и для дискредитации статусных социальных и профессиональных страт - фиксируются жи-доминистры, жидодепутаты, жидопатриарх, но отсутствуют жидосапожники, жидосадовники или жидопсаломщики. В одних случаях указанные неологизмы используются в качестве пейоратива, в других - для формирования модальности страха, реже отмечается воспроизведение их в иронических и пародийных дискурсах.

Почти полностью лишенный национальной привязки и связи с регулярным масонством современный «жидомасон», как правило, и не еврей, и не масон, но не более чем символическое обозначение «врага». Не так давно пожилой болгарин, относительно неплохо владеющий русским языком (разговор с ним состоялся в Болгарии), свидетельствовал автору этой статьи свою благодарность России за освобождение Болгарии от ига «жидов турецких».

Это подтверждает наше предположение о том, что образы «жида» и «жидомасона» (в условиях определенных коммуникативных ситуаций) следует трактовать в качестве пустых рамочных понятий, используемых для создания своеобразной семиотической фикции - коль скоро атрибуты и предикаты понятия строго не заданы, они всегда могут задаваться ситуативно. В результате любой «враг» и просто «нехороший человек» могут быть определены как «жидомасоны». Согласно специфической логике царебожников, коль скоро евреи и масоны -«враги», то и враги должны быть «символическими» евреями и масона-

ми, независимо от их этнической и религиозной идентичности. Так формируется семиотический симулякр, экспонент без референта.

Анализ бытийного дискурса маргинального православия позволяет выделить основные функции, которые приписываются данному концепту в областях политики и религии.

В сфере политических процессов жидомасоны:

• Захватывают власть в отдельных странах (например: «и в итоге жидомасонской экспансии в 2002 году в Украине жидомасоны фактически захватили власть в Украине» [11]; «впрочем и в России во власти жидомасоны. Я думаю и в Белоруссии они тоже господствуют в правительстве и работают на м1ровое сиономасонское правительство» [12]).

• Исторически стремятся к мировому господству (например: «к такому всемирному господству над всеми странами и народами стремились жидомасоны уже с давних времен» [16]).

• Используют современные технологии для усиления процессов глобализации (например: «в наше тяжелое отступническое время, когда жидомасоны хотят вас завести в глобалистическое болото и накрывают сетями чипирования, биометрии и начертания на клетки ДНК, для вашего уловления» [6]).

• Порабощают и уничтожают народы (например: «Народ СССР оказался в оккупации под гнетом ФРС и международного жидомасонского мирового тайного правительства, оккупировавшего территорию Великой России и превратившего его в колонию. Эксплуатируя и уничтожая Русский Народ, грабя его и природные ресурсы Нашей Родины, взявши под контроль и в свое управление экономические, политические и социальные процессы в жизни Русского Народа» [13]).

• Руководят поведением людей (например: «людей должны вести по жизни Ангелы Хранители, а ведут жидомасоны», «батюшка нам говорил, что всё это творят жидомасоны, только они тайно всё творят и из космоса управляют нами, они даже наше общение друг с другом будут знать» [10]).

• Провоцируют международные конфликты (например: «а уж то, какими подлыми и коварными методами действуют жидомасоны для достижения своих целей, сталкивая между собой целые народы, к тому же делая это не своими руками - в это трудно поверить нормальному, воспитанному, доброму человеку» [16]).

• Обеспечивают строгую конспирацию своей деятельности (например: «жидомасоны умеют хранить свои тайны» [9]).

В области религии жидомасоны:

• Ненавидят церковь и борются с ней (например: «жидомасонство - детище сатанинское, это "коллективный антихрист", это на земле сила миродержителя тьмы века сего. Должно быть масонство осуждено и анафематствовано Русской Православной Церковью, чтобы предупредить и обезопасить овец Христовых. Масоны-сатанисты ненавидят Святую Церковь Христову и называют Ее своим врагом номер один и боятся Ее» [5]; «и так как больше всего они ненавидели Христа и Православную веру, то всегда больше всего вели борьбу именно с Православием» [16]).

• Подготавливают приход антихриста и принятие людьми его власти (например: «жидомасонское правительство в России добилось больших успехов в деле подготовки русского человека к принятию антихриста и его печати» [12]; «создадут жидомасоны искусственный голод, все и побегут к нему (т. е. антихристу - А.П.) за хлебом» [4]).

• Распространяют различные ереси в целях создания новой антихристианской религии (например: «создание новой всемирной религии - вот какая конечная цель жидомасонства в религиозной деятельности. Экуменизм - это и есть то масонское средство, с помощью которого осуществляется эта цель на протяжении десятков лет» [16]).

• Строят храмы РПЦ МП, которые многие адепты жидомасонского мифа считают «безблагодатными» - «для чего сатанисты-жидомасоны реставрируют и строят на воровские деньги все новые и новые храмы (начиная с храма Христа Спасителя)? Уж конечно не для того, чтобы в мире восторжествовал дух ненавистного им Христа» [15].

Поскольку современная Русская православная церковь, с точки зрения различных неканонических сообществ1 непримиримых фундаменталистов, не стоит в истинном православии, то жидомасоны ее не особо опасаются:

«похоже, верхушка мирового жидомасонства пришла к выводу, что в настоящее время Русская Православная Церковь больше не представляет для него серьёзной опасности. Духоносные пастыри почти все истреблены, а современные архиереи чуть ли не в большинстве своем евреи, маскирующиеся под русскими фамилиями». Хотя, при этом считается, что «даже такое, духовно опустошенное новое мирское православие с новыми обработанными священниками все равно ненавистно жидомасонам» [16].

1 Речь идет о своеобразных микроюрисдикциях, в которых число клириков сопоставимо с числом мирян.

Отметим, что в вышеприведенных примерах жидомасон всегда выступает в качестве «активного деятеля», чего нельзя сказать о его дискурсных протагонистах. Набор функций, приписываемых жидомасону, типичен для демонологического дискурса Средневековья. Интересно, что с точки зрения православной аскетики1 активная деятельность, если она не связана с миссионерством, храмосторои-тельством и благотворительностью, воспринимается, скорее, негативно, поскольку соотносится с излишней привязанности к земному, суетой. Поэтому среди чтимых православных святых не так много «деятелей» в полном смысле. Суетливый жидомасон постоянно изобретает и реализует свои пагубные авантюры, он всецело и деятельно укоренен в реальности мира сего.

Анализ текстов, в которых воспроизводятся «жидомасонские мифологемы», позволяет сделать вывод, что в них политическая и религиозная проблематика зачастую переплетается, формируя единый синкретичный антимасонский дискурс. Отчасти это обеспечивается благодаря тому, что адепты жидомасонского мифа, как правило, ориентированы на паттерны «политического православия», для которого характерны представления о том, что русский априорно должен быть православным, а православный - монархистом, борцом с глобализацией и экуменизмом.

Таким образом, сложное переплетение теологем, идеологем и мифологем создает возможность для формирования своего рода дрейфующей семантики основных концептов - их значение не просто не является строгим, но принципиально не стремится к строгости, оставляя возможности для различных контекстуально обусловленных интерпретаций.

Если в большинстве случаев обвинение в жидомасонстве используются для дискредитации политических противников монархизма, то при необходимости в жидомасонстве можно обвинить и самих монархистов:

«Посмотрите, кто создает эти так называемые "монархические общества" и "монархические движения"? Опять-таки те же враги Православия, что раздувают идеи о тысячелетнем или кратковременном расцвете Православия в России, т. е. жидомасоны. Они сознательно раздувают миф о расцвете Православия в России, а русские люди, доверчивые и наивные, верят в этот миф, потому что не хотят каяться в своих грехах, а надеются "перевернуть" развращенную Россию и таким легким путем, без покаяния воссоздать Православие в России и восстановить в ней царскую власть, посадив на престол долгожданного "русского царя"» [16].

1 Отметим, что православной аскетике в меньшей степени, чем католической, свойственно разделение аскетики монашеской и мирской.

В результате происходит десемантизация концепта. Одновременно с утратой семантических связей с предметными полями «еврейство» и «масонство», наблюдается развитие значений гиперкатегориального уровня, которые можно определить как обобщенный образ могущественного тайного врага. Концептуальная связь жидомасонов с определенной национальностью и принадлежностью к масонской ложе остается на уровне интердискурсивности, но она практически полностью исключается как из области значения, так и из коннотаций.

Как уже отмечалось выше, если обвиняемый в жидомасонстве может быть заподозрен в «еврействе», это усиливает стигматизацию, но если «еврейства» нет, то это не имеет значения. В итоге сформиро-

w II II

валась и герменема, согласно которой «слово "жид" никакого отношения к национальному вопросу не имеет, это как раз жиды (и отравленные жидовскими бреднями) жестко связывают вероисповедное понятие жид с еврейской национальностью» [17]. Значит и «жидомасон» при необходимости может звучать как вненациональное понятие.

С принадлежностью к регулярному масонству дело обстоит еще проще: поскольку эта принадлежность априорно составляет тайну, то непринадлежность к масонству убедительно доказана быть не может.

Список литературы

1. Аверх А.Я. Масоны и революция. - М.: Политиздат, 1990.

2. Акафист благоверному царю-мученику Иоанну Грозному, за веру православную со сродниками убиенному и оклеветанному. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ruskmir.ru/akafisty-o-spasenii-rossii/akafist-blagovernomu-caryu-ioannu-groznomu/ (дата обращения: 18.03.2019).

3. Акафист Святому Благоверному Великомученику Царю-искупителю Николаю II, умученному от жидов. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.proza.ru/2018/06/08/1594 (дата обращения: 18.03.2019).

4. Антихристово начертание уже наносят // Третий Рим. [Электронный ресурс]. - URL: http://3rim.info/9104-antihristovo-nachertanie-uzhe-nanosyat-svidetelstva-iz-pervyh-ust-video.html (дата обращения: 18.03.2019).

5. Берестов М. И. (иеросхимонах Рафаил). Набат. [Электронный ресурс]. -URL: http://hristov.narod.ru/berestov.htm (дата обращения: 18.03.2019).

6. Близ при дверях, у последних времен. [Электронный ресурс]. - URL: http://preddverie.mybb.ru/viewtopic.php?id=99 (дата обращения: 18.03.2019).

7. Герт А. Книга: Сказки о жидо-масонах и правда о черной сотне. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/1012930/Gert_-_Skazki_o_zhido-masonah_i_pravda_o_chernoy_sotne.html (дата обращения: 18.03.2019).

8. Давыдов И. П. Эпистема мифоритуала. - М.: Макс-Пресс, 2013.

9. Жидо-масон [Электронный ресурс]. - URL: http://newzz.in.ua/mir/1148876459-putin-zhido-mason.html (дата обращения: 18.03.2019).

10. Жидомасонство // Новейший Завет. [Электронный ресурс]. - URL: http://noveyshiy-zavet.ru/p32.html (дата обращения: 18.03.2019).

11. Жидо-масоны на Украине. Хронология захвата власти, хронология их преступлений // Русское движение. Информационно-аналитический портал русских организаций Таври и Севастополя. [Электронный ресурс]. - URL: http://русскоедвижение.рф/index.php/articles/42-articles/18840-2013-12-10-08-05-37 (дата обращения: 18.03.2019).

12. За священный Третий Рим! // Глас православного народа, газета. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sobor2008-narod.ru/959-da-blagoslovit-vas-bog-russkaya-pravoslavnaya-armiya-voiny-triedinoy-rusi-opolchency-novorossii-vozzvanie-starca-rafaila-berestova-molitvy-po-soglasheniyu-v-2200.html (дата обращения: 18.03.2019).

13. Легитимная власть ВНС СССР. Наша Родина Светлая Великая Русь (ЧТО ДЕЛАТЬ?). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.soyuz-antiterror.ru/legitimnaya-vlast-vns-sssr (дата обращения: 18.03.2019).

14. Мидлин А. Государственная Дума Российской империи и еврейский вопрос / [Электронный ресурс]. - URL: http://litbook.ru/article/8729/ (дата обращения: 18.03.2019).

15. Ракута А. А. Можно ли еще ходить в эти храмы? // Самиздат, журнал. [Электронный ресурс]. - URL: http://samlib.ru/r/merzlyeushi/hrami-1.shtml (дата обращения: 18.03.2019).

16. Три врага русской церкви, или почему на Руси не будет царя? [Электронный ресурс]. - URL: http://ruspravoslavie.at.ua/publ/tri_vraga_russkoj_cerkvi_ili_pochemu_na_rusi_ne_bu det_carja/1-1-0-327 (дата обращения: 18.03.2019).

17. Чем отличается жид-кабаллист от иудея и еврея. [Электронный ресурс]. - URL: http://zerkalov.org.ua/node/4630 (дата обращения: 18.03.2019).

Статья поступила: 28.06.2019. Принята к печати: 19.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.