GS4 ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-324-330 СТОЖКО Наталия Юрьевна,
NIION: 2018-0076-11/22-1159 доктор химических наук, профессор,
MOSURED: 77/27-023-2022-11-1357 заведующая кафедрой физики и химии
Уральского государственного экономического университета, e- mail: [email protected]
СТОЖКО Дмитрий Константинович,
кандидат философских наук, доцент кафедры креативного управления и гуманитарных наук Уральского государственного экономического университета,
e- mail: [email protected]
ШИЛОВЦЕВ Андрей Владимирович,
кандидат исторических наук доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, e-mail: [email protected]
СОРОКИНА Наталья Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой иностранных языков Уральского государственного аграрного университета, e-mail: [email protected]
МАКАРОВА Татьяна Николаевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected]
КОНЦЕПТ ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЙОХАНА ХЕЙЗИНГИ)
Аннотация. Концепт времени как философская категория, отражает объективную реальность, в которой живет человек. Но только отражает, выступая в процессе человеческой жизнедеятельности в качестве субъективной реальности, в виде некоего «зеркала», в которое «смотрится» человек. Закономерно возникает вопрос о том, насколько тот его образ, который человек видит в этом «зеркале», соответствует объективной реальности.
Характер текущего (синхрония) и исторического (диахрония) времени трактуются разными исследователями по-разному: от прямолинейного до циклического, от открытого до замкнутого движения и т.д. Дилемма феномена и ноумена времени в контексте формирующейся новой реальности делает данный концепт актуальным не только в теоретическом, но и предметно-практическом аспектах.
В статье рассмотрены различные мировоззренческие представления о времени, его сущности и характере, раскрыты конкретные теории времени в истории мировой философии, показаны диалектика времени и его хронологические форматы, связь с настоящим, опосредованность культурой, в том числе и уровнем развития науки. В контексте соотношения понятий «время» и «жизнь», «время» и «пространство» сформулирована и аргумен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
тируется мысль о том, что техника счета времени («хронотип»), как техника его количественной оценки имела и до сих пор имеет относительный характер, обусловленный спецификой различных исторических эпох и не позволяет постичь его качественный аспект, а, следовательно - и его сущность, которую можно раскрыть лишь в диалектическом единстве количественного и качественного его понимания. На основе научных и художественных (метафорических) представлений о времени как о «потоке бытия» авторами сформулировано положение о времени как о сущностной характеристике жизни.
Ключевые слова: время, диахрония, культура, линейность, мышление, реальность, синхрония, сознание, цикличность.
STOZHKO Natalia Yurievna,
doctor of chemical sciences, professor, Head of the Department of Physics and Chemistry Ural State Economic University;
STOZHKO Dmitry Konstantinovich,
PhD in Philosophy,
Associate Professor, Department of Creative Management and Humanities
Ural State Economic University;
SHILOVTSEV Andrey Vladimirovich,
Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal
Support of State and Municipal Administration Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
SOROKINA Natalya Ivanovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Head of the Department of Foreign Languages Ural State Agrarian University
MAKAROVA Tatyana Nikolaevna,
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages
Ural State Agrarian University
THE CONCEPT OF TIME IN PHILOSOPHY(ON THE 150TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF JOHAN HAZINGA)
Annotation. The concept of time as a philosophical category reflects the objective reality in which a person lives. But it only reflects, acting in the process of human life as a subjective reality, in the form of a kind of "mirror" into which a person "looks". Naturally, the question arises as to how much the image that a person sees in this "mirror" corresponds to objective reality.
The nature of the current (synchrony) and historical (diachrony) time is interpreted by different researchers in different ways: from rectilinear to cyclic, from open to closed movement, etc. The dilemma of the phenomenon and the noumenon of time in the context of the emerging new reality makes this concept relevant not only in theoretical, but also in subject-practical aspects.
The article discusses various worldview ideas about time, its essence and character, reveals specific theories of time in the history of world philosophy, shows the dialectics of time and its chronological formats, connection with the present, mediation by culture, including the level of development of science. In the context of the relationship between the concepts of "time" and "life", "time" and "space", the idea is formulated and argued that the technique of counting time ("chronotype"), as a technique for its quantitative assessment, had and still has a relative character, due to the specifics of various historical eras and does not allow us to comprehend its qualitative aspect, and, conse-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
quently - its essence, which can be revealed only in the dialectical unity of its quantitative and qualitative understanding. On the basis of scientific and artistic (metaphorical) ideas about time as a "stream of being", the authors formulated a position about time as an essential characteristic of life. Key words: time, diachrony, culture, linearity, thinking, reality, synchrony, consciousness, cy-
clicity.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом» Екклесиаст
Введение
В философии науки с древности и до сегодняшнего дня существуют разные проблемы, решение которых еще далеко от своего завершения. Одной из таких проблем является тайна времени. Что есть время? Что скрывается за этим понятием? Как разгадать тайну времени? Эти и некоторые другие вопросы давно интересуют самых разных ученых: математиков, физиков, философов, антропологов, палеонтологов, историков и др. Но до сих пор все еще актуальными остаются слова Св. Августина: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю» [1, с. 217].
Тайна времени состоит в самой возможности или невозможности его постижения. Подчеркнем, не просто понимания, не просто наделения понятия «время» какими-то смыслами и значениями, а именно постижения, т.е. не только теоретического, но и вполне эмпирического, опытного его переживания. И здесь именно жизнь выступает единственным убедительным средством постижения времени. Хотя она и дает множество субъективных его образов. Достаточно отметить, что в детстве и юности время «двигается медленно», хотя наше собственное освоение окружающей нас реальности происходит быстро, а в зрелости и особенно в старости время летит, подобно птице
- «не успеваешь даже оглянуться». В действительности - это человеческие ощущения времени, тогда как само оно «никуда не торопится».
Понимание времени - это объяснение того, что есть время на наш взгляд, но весь вопрос состоит в том, а есть ли время само по себе, существует ли оно объективно, можно ли его обнаружить в субстанциональном состоянии, как физический или химический факт, как «сгусток времени», аналогичный «сгусткам материи» или «искривлениям пространства»? Или оно - время
- с физической точки зрения - фикция, всего лишь результат нашего мышления, продукт человеческого сознания, а значит, всего лишь субъективная реальность и не более? Постигаем и можем ли постичь мы его как объективную реальность, или просто объясняем, представляем, выражаем, наделяем смыслами некий фантом?
Интересно, что в книге Бытия (Библия) повествуется о том, что потомки Ноя жили по 300-400 лет и более. Но, с точки зрения современного человека, даже вооруженного новейшими достижениями науки, такого быть не может. Но - если только представления о времени у нас и у древних людей не разные. Постичь его смысл и суть -значит объяснить то, что пока не объяснимо, в том числе - и разные представления о нем.
Как когда-то писал немецкий историк и философ, представитель направления «философия жизни» О. Шпенглер (1880-1936 гг.) - «время - слово, предназначенное для того, чтобы намекнуть на нечто непостижимое, звуковой символ, которого совершенно не понимают, когда также пытаются его научно трактовать в качестве понятия» [2, с. 162-163]. Рассуждая далее о «призраке времени», автор приходит к выводу о том, что мы сами, пока живем, и являемся временем, и время как символ имеет свое протяжение, а прошлое и будущее - вне времени [2, с. 163]. Полагая необходимым выяснить феномен времени в контексте пространства и смерти, О. Шпенглер подчеркивал: «Мы являемся временем, однако, мы обладаем также картиной истории, и на ней рождение предстает по отношению к смерти еще одной загадкой» [2, с. 209].
Наиболее «старыми» философскими концепциями времени можно считать теорию Х. Л. Борхеса, полагавшего, что время - это сфера открытости и бесконечности, синоним периодичности, и теорию временной замкнутости, согласно которой время - характеристика движения по кругу.
Изученность проблемы
Концепт времени постоянно привлекает повышенное внимание многих исследователей. Среди авторов, посвятивших свои работы данной тематике, можно отметить О. С. Гилязову [3], И. П. Вайнберга [4], Э. А. Спайзера [5], И. С. Клочкова [6], М. Д. Ахундова [7], К. Ясперса [8], Т. Аоушан [9], Е. Ю. Ванину [10], С. В. Архипова [11], Т. Куна [12], А. Харт-Дэвис [13], У. К. Митчелла [14], С. Кит-чина [15], А. А. Сорокина [16], Г. Лебона [17], М. И. Туган-Барановского [18], Я. Ван Дейна [19], Н. Д. Кондратьева [20], Ж. Кондорсе [21] и др. Среди предложенных ими идей отметим идеи временной цикличности, временной линейности, временной повторяемости, замкнутости времени, спирально-сти времени, временных скачков (парадигм),
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
«осевого» времени, временных флуктуаций, хро-нотипа и т.д. Для обоснования своих новаций разные исследователи использовали разные инструменты: диалектический, структурно-функциональный, программно-целевой, идеографический, герменевтический и другие методы.
Накопленный наукой опыт осмысления концепта времени позволил выделить текущее время (в философских форматах данности, обыденности, повседневности и т.д.) и историческое время (диахрония), рассмотреть вопросы синхронии и асинхронности, табуировать разные феномены времени (мгновение, чувственное время, время жизни и др.) в контексте аксиологического пространства [22]. Особо следует отметить сопряжение времени и культуры и формирование художественных представлений о времени культуры или о культурно-временном континуитете [23].
Отдельным вариантом этого подхода можно считать теорию поколений Н. Хау и У. Штрауса [24], которая после недолгой, но глубокой трансформации превратилась в идею о существовании поколений Х, Y и Z [25; 26]. Время поколения исчисляется в 20-25 лет, а смена времени обусловлена сменой ценностных ориентиров самих поколений. Тем самым, время и ценности опосредуют друг друга.
Результаты исследования
В настоящее время в связи с высокой социальной и аксиологической турбулентностью и неопределенностью, переживаемой современным обществом, остро встает очень важный вопрос о том, в какой именно момент трансформация ценностей и поколенческих ценностных ориентиров ведет к смене времени или, выражаясь иначе, к возникновению формата «нового времени». Известная фраза «о времена, о нравы» непосредственно ориентирует на осознание их взаимосвязи и взаимной обусловленности.
Но дело в том, что ценности далеко не сразу превращаются в социальные институты - нормы поведения людей. Соответственно, генезис ценностей и процесс их трансформации нуждается в серьезном исследовании [27]. Представляется правомерным считать, что изменение времени как такового, его «качествования» (термин Л. П. Карсавина) не просто обусловлено ценностными системами, складывающимися в обществе под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов, а именно процессом их превращения в социальные институты, их формированием и степенью их зрелости.
Известно, что в жизни человека по мере его взросления многие моменты сначала представлены в игровой форме, но затем становятся стереотипами мышления и правилами поведения.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
Дети играют в войну и в куклы, взрослые люди растят детей и, к сожалению, реально воюют. Вопрос о том, как закладывается игровой формат в реальный сценарий поведения до сих пор открыт и не имеет однозначного психологического и философского объяснения.
В этой связи особый интерес представляет концепт времени нидерландского философа, историка и исследователя культуры Й. Хейзинги (1872-1945 гг.), которому в 2022 г. исполнилось 150 лет со дня рождения. Будучи историком культуры, Й. Хейзинга использовал культурологический подход в понимании времени и обращался к такой ее форме, как игра и рассматривал концепт времени как игру разных исторических обстоятельств. Игровой формат времени крайне мало исследован в истории культуры, в отличие, например от аналогичного формата в экономике (теория игр О. Моргенштерна и Ф. Найта) или политике. А вместе с тем этот формат позволяет во многом по-новому взглянуть и на саму историю, и на время. Ведь люди часто выстраивают игровые сценарии собственного поведения и рассматривают «гонки со временем» как своеобразную игру. Например, игру со смертью («русская рулетка»), игру в политику («политические игры»), семейную игру («ролевые игры»), «игру случая» и т.д.
В своей книге «Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры» (1982 г.), которая принесла автору мировую славу, Й. Хейзинга, в общем-то, вплотную подошел и к пониманию самого времени как смысловой игры человека. С его точки зрения, человек порой просто играет смыслами, которыми он наделяет те или иные предметы и явления. И время для него - масштаб, посредством которого он измеряет жизнь.
Формально, само время - это некий нарра-тив игры. Среди таких нарративов, например, «время жить» и «время умирать», «время говорить правду» и др. Понятно, что в каждом конкретном случае наши представления о таких наррати-вах могут быть диаметрально противоположными , поскольку игра все-таки есть игра.
Но любая игра не бесконечна, она имеет свои хронологические рамки и происходит либо в текущем (актуальном) времени (онлайн), либо в историческом времени (диахронии). Суть этой игры состоит в том, что люди ставят перед собой какие-то задачи и временные сроки их осуществления. И в том-то и состоит игра со временем: успел или нет. Тем самым, время всегда обращено на саму жизнь. Без жизни его как бы и нет. Вопрос же о времени существования неживой материи Й. Хейзинга вообще не затрагивает полагая, что такая материя вне времени.
Если обратиться к представлениям Й. Хей-зинги об историческом времени, то, по его мнению, до появления культуры было безвременье (состояние дикости и варварства). Или в терминологии самого Й. Хейзинги, это было тогда, когда существовал некий «затемненный мир» [28]. А само время стало исчисляться людьми как раз при появлении духовной и материальной культуры. Следовательно, время - признак цивилизации и характеристика культуры. Во времени автор видит только прошлое и будущее. Настоящее не измеримо временем, потому что оно - процесс живой культуры, процесс игры, временные характеристики которых сформируются и станут ясными уже после того, как она - эта игра - состоится.
Время, подобно строящемуся зданию, время строительства здания становится ясным и определенным не на стадии его проектирования или рытья котлована, а на стадии отделки и окончательной приемки - сдачи. Особенно ярко эту мысль автор проводит в своей наиболее известной книге «Осень Средневековья» (1919 г.) [29], в которой развенчивает миф о том, что эпоха Средневековья была временем варварства, дикости и упадка культуры. Несмотря на духовный упадок, обусловивший обнищание европейской цивилизации (по сравнению с эпохой Античности), Й. Хей-зинга все-таки показывает и «цветущее время» (на примере Бургундии ХМ- ХV вв.).
Оценивая разные концепты времени и особенно теории времени ХХ века можно сделать вывод о том, что философия все еще очень далека от проникновения в его тайну (сущность) и всегда смотрится в «зеркало» времени для того, чтобы разгадать эту загадку.
Известная метафора о том, что «время течет», что «время как река» давно вошло в образ нашего мышления, как и представление о времени, как о реальности. Этот образ нашел свое отражение и в художественной форме: знаменитые «текущие часы», картина «Постоянство памяти» (1931 г.) С. Дали, «Три возраста человека» (1500 г.) Джорджоне и др. Но может быть оно - всего лишь метафора, отражающая нечто иное гораздо и большее? И возможно ли его измерить в целом, а не в частностях, не в алгоритмах - ведь для постижения времени измерение играет особую роль.
С философской точки зрения, время - это количественная характеристика «качествования» жизни (термин Л. П. Карсавина), ее важный (наряду с пространственным) онтологический параметр. И эта количественная характеристика в своем историческом «развертывании» приобретает особые качественные признаки: телеологическое, личностное, социальное и др. [30, с. 214]. И приобретает и особые значения, как, например,
у Л. Н. Гумилева: подъем, перегрев, надлом, инерция, обскурация, гомеостаз, мемориальная фаза [31, с. 239].
Конечно, можно считать, что время - это история. а история - время, а все что вне истории - вне времени и наоборот. Но время существует и вне истории, которая сама появилась во времени и без него вряд ли мыслима. Когда люди в глубокой древности составляли свой календарь и выстраивали собственный «хронотоп», они, конечно, даже не думали о том, что спустя тысячи лет А. А. Ухтомский предпримет попытку объединить время и пространство в единое целое и введет физическое понятие «пространство - время» [32, с. 22], а М. М. Бахтин предложит рассматривать это понятие к литературно-художественной форме [33, с. 253]. Но, по большому счету, собственно, этим и исчерпываются все философские достижения в постижении концепта времени на текущий момент.
Заключение
Таким образом, в своих стремлениях проникнуть в суть времени наука в целом, а философия - в частности и в прошлом, и сейчас все еще пытаются заниматься главным образом счетоводством: «считать» время, рассматривая вопросы его периодичности, цикличности, фазовости и т.д. Это - иллюстрация кризиса в самой науке, в том числе и в философии [34], кризиса редукционизма и релятивизма, порождающих так называемое «туннельное видение» - болезненное состояние, при котором исследователь теряет способность к периферическому обзору предмета (объекта). Сведение времени к счету, по существу есть сведение формы к содержанию, сущности - к явлению.
Но считать время оказалось отнюдь не тем, чтобы постичь его суть. И в этом отношении юлианский календарь (46 г. до н.э.) и сменивший его григорианский календарь - это лишь способы подсчета времени, попытки его количественного измерения. Как и другие календари (китайский, мая и т.п.).
Наподобие тех, что за тысячу лет до этого предпринимали индийские брахманы, которые меряли время супер-циклами длиной в 4329 млн. земных лет и делили его на 14 периодов, по истечении каждого из которых Вселенная будто бы возрождается и снова возникает человеческий род. Каждый из таких периодов они делили на 71 «больших промежутков», которые, в свою очередь, делились на четыре «юги» и т.д. Вот и получается, что считать время и создавать календари можно по-разному, а его тайна скрыта в самой жизни, в самом человеке. Поэтому здесь вполне уместно вспомнить слова Ф. М. Достоевского:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время ...».
Список литературы:
[1]. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Азбука-классика, 2022. - 400 с.
[2]. Шпенглер О. Закат Европы: пер. с нем. В 2-х т. М.: Айрис-Пресс, 2003. Т. 1. - 528 с.; Т. 2. -624 с.
[3].Гилязова О. С. Сумма философии. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа - https:// elar.urfu.ru/bitstream/10995/4432/2/sf-06-11.pdf
[4]. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука. 1986. - 208 с.
[5]. Speiser E.A. Oriental and Biblical studies. USA: Philadelphia. 1967. - 616 p.
[6]. Клочков И.С. Духовная культура Вавилона: человек, судьба, время. М. 1983. - 207 с.
[7]. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М: Наука, 1982. - 224 с.
[8]. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Республика, 1994. - 527 с.
[9]. Аошуан Тань. Китайская картина мира: язык, культура, ментальность: пер. с кит. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 232 с.
[10]. Ванина Е.Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2007. - 375 с.
[11]. Архипов С.В. Древнеегипетские представления о времени и месте человека в локальном пространстве // Образы времени и исторические представления. Россия - Восток - Запад. Сб. ст. / под ред. Л. П. Репиной. М. 2010. С. 98-112.
[12]. Кун Т. Структура научных революций: пер. с англ. М.: АСТ, 2002. - 608 с.
[13]. Харт-Дэвис А. Книга о времени. Секреты времени. Факты. Загадки. Открытия: пер. с англ. М.: Арт-родник, 2013. - 256 с.
[14]. Kitchin J. Cycles and Trends in Economic Factors // The Review of Economics and Statistics: journal. The MIT Press. Vol. 5, no. 1. 1923. P. 10-19.
[15]. Митчелл У. К. Экономические циклы. Проблема и ее постановка: пер. с англ. М.; Л.: Гос. изд., 1930. - 503 с.
[16]. Сорокин П. А. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: пер. с англ. М.: Астрель.2006. - 1176 с.
[17]. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2021. - 320 с.
[18]. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. М.: РОСППЭН, 1996. - 528 с.
[19]. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика. 1989. - 526 с.
[20]. Von Dain J. The Long Wave in Economic Life. London: Routledge, 2013. - 256 p.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
[21].Кондорсе Ж. Эскиз истории картины прогресса: пер. с фр. М.: Либроком, 2020. - 278 с.
[22].Шуб М. Л. Феномен времени в контексте современного ценностного пространства // Система ценностей современного общества. 2009. № 5-2. С. 64-68.
[23].Денисова Т. Ю. Феномен времени: воплощение философской идеи в художественных образах // Вестник МГУКИ, 2018. № 4(84). С.99-106.
[24].Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С.94-97.
[25]. Тулган Б. Не всем достанется приз. Как управлять поколением Y: пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 256 с.
[26]. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе: пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.
[27]. Стожко Д. К. Превращение ценностей в социальные институты (опыт философского осмысления культуры хозяйства) // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16. № 3. С.228-238.
[28].Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: пер. с голл. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2010. - 456 с.
[29]. Хейзинга Й. Осень Средневековья: пер. с голл. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2016. - 768 с.
[30]. Зверева О. В. Качество времени в социокультурном пространстве постмодерна // Вестник ТГУ. 2008. № 1(57). С. 214-222.
[31].Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990. - 279 с.
[32]. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. - 342 с.
[33]. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. - 502 с.
[34]. Кемеров В. Н. Кризис, который всегда с тобой // Вопросы философии. 2018. № 6.
Spisok literatury:
[1]. Augustine Aurelius. Confession. M.: Azbu-ka-klassika, 2022. - 400 p.
[2]. Spengler O. Decline of Europe: per. with him. In 2 vols. M.: Iris-Press, 2003. Vol. 1. - 528 p.; T. 2. - 624 p.
[3]. Gilyazova O. S. The sum of philosophy. -[Electronic resource]. - Access mode - https://elar. urfu.ru/bitstream/10995/4432/2/sf-06-11.pdf
[4]. Weinberg I.P. Man in the culture of the ancient Near East. M.: Science. 1986. - 208 p.
[5]. Speiser E.A. Oriental and Biblical studies. US: Philadelphia. 1967. - 616 p.
[6]. Klochkov I.S. Spiritual culture of Babylon: man, fate, time. M. 1983. - 207 p.
[7]. Akhundov M.D. Concepts of space and time: origins, evolution, prospects. M: Nauka, 1982. -224 p.
[8]. Jaspers K. The meaning and purpose of history: per. with him. M.: Respublika, 1994. - 527 p.
[9]. Aoshuang Tan. Chinese picture of the world: language, culture, mentality: Per. with whale. M.: Languages of Slavic culture, 2004. - 232 p.
[10]. Va n ina E.Yu. medieval thinking. Indian variant. M.: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2007. - 375 p.
[11]. Arkhipov S.V. Ancient Egyptian ideas about the time and place of a person in local space // Images of time and historical ideas. Russia - East - West. Sat. Art. / ed. L. P. Repina. M. 2010. S. 98-112.
[12]. Kuhn T. The structure of scientific revolutions: per. from English. M.: AST, 2002. - 608 p.
[13]. Hart-Davis A. A book about time. Secrets of time. Data. Puzzles. Discoveries: per. from English. M.: Art spring, 2013. - 256 p.
[14]. Kitchin J. Cycles and Trends in Economic Factors // The Review of Economics and Statistics: journal. The MIT Press. Vol. 5, no. 1. 1923. P. 10-19.
[15]. Mitchell W.K. Economic cycles. The problem and its formulation: per. from English. M.; L.: Mrs. ed., 1930. - 503 p.
[16]. Sorokin P.A. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics: per. from English. M.: Astrel. 2006. -1176 p.
[17]. Lebon G. Psychology of peoples and masses. M.: AST, 2021. - 320 p.
[18]. Tugan-Baranovsky M.I. To a better future. M.: ROSPPEN, 1996. - 528 p.
[19]. Kondratiev N.D. Problems of economic dynamics. M.: Economics. 1989. - 526 p.
[20]. Von Dain J. The Long Wave in Economic Life. London: Routledge, 2013. - 256 p.
[21]. Condorcet J. A sketch of the history of the picture of progress: per. from fr. M.: Librokom, 2020. - 278 p.
[22]. Shub M.L. Phenomenon of time in the context of modern value space // System of values of modern society. 2009. No. 5-2. pp. 64-68.
[23]. Denisova T. Yu. The phenomenon of time: the embodiment of a philosophical idea in artistic images // Vestnik MGUKI, 2018. No. 4 (84). S.99-106.
[24]. Ozhiganova E.M. The theory of generations by N. Howe and W. Strauss. Possibilities of practical application // Business education in the knowledge economy. 2015. No. 1. P. 94-97.
[25]. Tulgan B. Not everyone will get a prize. How to manage generation Y: per. from English. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2017. - 256 p.
[26]. Stillman D., Stillman I. Generation Z at work: per. from English. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2018. - 272 p.
[27]. Stozhko D.K. The transformation of values into social institutions (the experience of philosophical understanding of the culture of the economy) // Observatory of Culture. 2019. V. 16. No. 3. P. 228238.
[28]. Huizinga J. Shadows of Tomorrow. Man and culture. Darkened World: Per. with a goal St. Petersburg: I. Limbach Publishing House, 2010. - 456 p.
[29]. Huizinga J. Autumn of the Middle Ages: per. with a goal St. Petersburg: I. Limbach Publishing House, 2016. - 768 p.
[30]. Zvereva O. V. The quality of time in the socio-cultural space of postmodern // Bulletin of TSU. 2008. No. 1(57). pp. 214-222.
[31]. Gumilyov LN Geography of the ethnos in the historical period. L.: Nauka, 1990. - 279 p.
[32]. Ukhtomsky A. A. Dominant. St. Petersburg: Peter, 2002. - 342 p.
[33]. Bakhtin M. M. Questions of Literature and Aesthetics: Studies of Different Years. M.: Hood. lit., 1975. - 502 p.
[34]. Kemerov VN Crisis, which is always with you // Questions of Philosophy. 2018. No. 6.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022