Научная статья на тему 'Концепт веселья в творчестве Егора Летова'

Концепт веселья в творчестве Егора Летова Текст научной статьи по специальности «Поэзия»

CC BY
317
80
Поделиться
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Концепт веселья в творчестве Егора Летова»

14 Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока: дисс. в виде научного доклада ... докт. филол. наук. - М., 1998. - С. 7.

15 Барт Р. Миф сегодня [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/BART/barthes.txt.

16 Там же.

17 Там же.

18 ЛосевА.Ф. Указ. соч.

19 Барт Р. Указ. соч.

20 Никитина О.Э. Биографический миф как литературоведческая проблема (на материале русского рока): дисс. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2006. - С. 21.

21 Барт Р. Указ. соч.

22 Мелетинский Е.М. Культурный герой [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philologoz.ru/myth/heilbringer.htm.

23 Никитина О.Э. Указ. соч. С. 11.

24 Летов Е. Некрофилия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gr-

oborona.ru/texts/1056909643 .Ыт^

25 Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: пособие к спецсеминару [Электронный документ]: авторский экземпляр без выходных данных.

26 Егор Летов: «Я не верю в анархию» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gr-oborona.ru/ р^/апаЛ^

27 Там же.

28 Там же.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

29 Там же.

30 Никитина О.Э. Указ. соч. С. 12.

31 Летов Е. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны.

05.04.05. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gr-

oborona.ru/pub/of^line/1112791243 .Мт^

32 По материалам сайта Livejoumal.ru

33 По материалам сайта psychonauts.ru

34 Егор Летов: «Я не верю в анархию» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gr-oborona.ru/ pub/anarhi/

35 Там же.

© Н.Ю. Лётин

А.С. НОВИЦКАЯ

Калининград

КОНЦЕПТ ВЕСЕЛЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕГОРА ЛЕТОВА

Творчество Егора Летова представляется нам феноменом по следующим причинам.

При всей своей монологичности, оно оказало решающее влияние на формирование мировоззрения не одного поколения причисляющих себя к советской и русской панк-культуре как музыкантов и поэтов-песенников, так и слушателей. Творчество Летова имеет закрытый характер, оно не предусматривает никакого диалога: автор констатирует, и весьма своеобразно, те или иные факты бытия, не заботясь о том, как отнесутся к этой констатации реципиенты. Тем удивительнее, что реципиенты - поклонники - с восторгом принимают данную модель мышления и следуют ей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Другое необъяснённое свойство летовского творчества - его несомненная современность, вопреки тому, что реалии, к которым обращается автор, сделались делами давно ушедших дней. Антисоветская направленность его текстов по-прежнему воспринимается как актуальная, несмотря на то, что многие из сегодняшних реципиентов СССР не застали.

Главным же парадоксом всего летовского творчества мы полагаем то, что при абсолютной мрачности и безысходности текстов и песен творчество Летова несёт в себе заряд однозначно положительной энергетики, и даже наиболее негативные тексты, вроде «Оптимизма», провозглашающего: «Мы скоро умрём», - воздействуют на реципиента противоположным ожидаемому образом. Деструктивное в летовском пространстве оказывается конструктивным, пессимистичное воспринимается как жизнеутверждающее.

Однако наблюдается в художественном пространстве Летова и обратная тенденция, связанная с использованием концепта веселья, который достаточно частотен в его текстах и стихотворениях.

Весёлое традиционно воспринимается человеческим сознанием как позитивное. Ушаков объясняет «веселье» как «беззаботно-радостное настроение (с его внешними проявлениями), весёлость»1. В психологии веселье - «беззаботно-радостное состояние, выражающееся в склонности к забавам, шуткам, смеху»2. Однако в контексте творчества Е. Летова, как мы увидим ниже, веселье не содержит ничего «беззаботно-радостного».

Песня «Хорошо!!» имела, очевидно, для автора большое значение, поскольку это же название он дал альбому 1987 г. Текст песни начинается словами:

Без передышки убивают свинцом

Молодые излишки под колесом

Угарным газом потянуло с полей

Всенародным указом становись веселей

Угарным газом потянуло с полей - хорошо!!

Во-первых, бинарная оппозиция «хорошо - плохо» переворачивается здесь автором, ибо лексемой «хорошо» обозначается здесь как раз обрат-ное3. Во-вторых, упомянутое «веселье», имеющее принудительный характер, конечно, не содержит ничего весёлого и, тем более, радостного в контексте изображаемой ситуации. Но в этом тексте концепт веселья ещё не раскрывается с той ясностью, которая будет наблюдаться позднее.

В том же 1987 году была записана песня «Детский мир», где на первый план выходит иллюзорность любых совершаемых лирическим героем действий:

Я стрельну себе в висок - потечёт веселый сок.

Если это повторить - будет вдвое веселей.

Почему кровь - «весёлый сок»4? Суицид преподносится здесь автором как игровое действие; смерть иллюзорна, она может повторяться, и тогда вызванное ею веселье умножается. Весь текст «Детского мира» пронизан образом игры. Иллюзорность бытия ещё не до конца осознана Летовым как поэтом, он придёт к этому чуть позднее5, но ощущение нереальности всего существующего уже формируется в текстах поэта. Поэтому и смерть - явление не столько страшное, сколько весёлое, ибо воспринимается не всерьёз.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Подобное же видим мы в тексте «Иваново детство», где Егор Летов затрагивает военную тему:

Иваново детство - дело прошлое

Шёл весёлый год войны.

Вообще, изображение войны у Летова двояко. С одной стороны, война может быть долгой, страшной, несущей горе и усталость (как в песне «Дембельская»), но это встречается редко. В художественном пространстве Летова война, чаще всего, - процесс бурный, изображённый яркими красками, несущий участникам даже удовольствие. Даже в «Дембельской» наблюдаются:

Холода, тревоги, праздники войны

А в тексте песни «Ещё немного» о войне лирический герой говорит

так:

Наточу я шашку поострей

Веселей, братишка, веселей!

И здесь уже совсем не то «веселей», что было в песне «Хорошо!!», проникнутой страхом. Здесь «весело» значит «бесстрашно». Весь текст песни - изображение некоего фэнтезийного действия, и лишь по использованию отдельных лексем реципиент может догадаться, что речь идёт о бое. Автор рассказывает, что ожидает того, кто будет действовать «веселей»:

Загорятся крылья на ветру,

Повторятся сказки наяву.

Живые ливни брызнут нам в глаза,

Земные боги выйдут нам навстречу.

Мы видим, что концепт веселья в творчестве Е. Летова всегда появляется именно там, где автор упоминает о смерти. Категорию смерти мы полагаем главенствующей во всём художественном пространстве, созданном

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

текстами Егора Летова6. Иногда эта связь неоспорима, как, например, в песне «Вершки и корешки», посвящённой памяти Дмитрия Селиванова7, чьё самоубийство в 1989 году произвело на Летова огромное впечатление. Это событие отражено не в одном тексте, однако песня «Вершки и корешки» нас интересует в данном случае именно в той степени, в какой содержит рассматриваемый нами концепт.

Музыкант Селиванов удавился шарфом.

Никто не знал, что будет смешно

Никто не знал, что всем так будет смешно...

Летов в этой песне предельно сближает смерть и смех. Автор приглашает посмеяться над тем, что он изображает. Это может показаться абсурдным, если не брать в расчёт другую посвящённую Селиванову песню: «Харакири», - где автор говорит об этом самоубийстве не со смехом, а с яростью:

Мой друг повесился у вас на глазах А все вы остались такими же.

Подобные же эмоции будит в реципиенте и упоминание о том, как «всем будет смешно»8. Изображаемое «веселье» усиливается последующим:

Мир пробудился от тяжёлого сна И вот наступила ещё большая весна Под тяжестью тел застонала кровать Такое веселье просто ё. твою мать

Следует упомянуть, что исполнение этой песни сопровождается плясовым мотивом в быстром темпе. Лишь последняя строка полностью раскрывает подлинную причину всепоглощающего веселья, царящего в тексте:

А своей авторучки я сломал колпачок По дороге навстречу шёл мёртвый мужичок Завтрак, ужин и обед Мужичок мёртв, а мы ещё - нет!

В этой заключительной строке Летов провозглашает торжество жизни, которое и является поводом для веселья, сопровождающего этот текст, полный упоминаний о смертях, и все другие тексты, в которых смерть и веселье соседствуют. Демонстративное равнодушие к смерти (всегда неизбежной) и объясняет такое использование автором концепта веселья.

1 Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. - М., 2000.

207

2 Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека: терминологический словарь. - СПб, 2005.

3 Также характерная для Летова тенденция. Например, в тексте «Хороший царь и знакомая вонь» автор называет «хорошим» безликого и всемогущего властелина. Текст имеет форму карикатурной оды правителю: «Мы неизменны и непобедимы / Ведь всё, что мы имеем, - это наш любимый / Хороший царь и знакомая вонь».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4 В 1997 г. Летов вернётся к этому образу в тексте «Поздно»: «Буйная кровь просится на волю, / Буйная кровь просится наружу. / Просится так выпусти, пусть себе гуляет, / Просится так выпусти, пусть себе идёт». Кровь изображается здесь как живая субстанция, обладающая собственным характером, уже не просто «весёлым», а «буйным».

5 См. подробнее: НовицкаяА.С. «Следы на снегу»: анализ одного текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 166-168.

6 См. подробнее: Новицкая А.С. Смерть в художественной картине мира Егора Летова // Проблемы филологии и журналистики. - Калининград, 2006. - С. 54-58.

7 Дмитрий Алексеевич Селиванов (1964-1989) - рок-музыкант, участник групп «Калинов мост», «Гражданская оборона», «Промышленная архитектура».

8 Кстати, смерть Селиванова - не единственная, упоминаемая в «Вершках и корешках». Строфой ниже следует строка: «Поэт Башлачёв упал-убился из окна».

© А.С. Новицкая

Ю.В. ДОМАНСКИЙ

Тверь

«ИСТЕРИКА» «АГАТЫ КРИСТИ»: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ

Песня «Истерика» (музыка Вадима Самойлова и Александра Козлова, слова Г леба Самойлова) впервые появилась на альбоме «Позорная звезда» группы «Агата Кристи» в 1993-м году1. Потом песня эта не раз звучала на концертах, становилась частью саундтреков к фильмам, даже пародировалась. Авторский комментарий по поводу появления «Истерики» принадлежит Глебу Самойлову, который указал ещё в 1994-м году, что эта песня была «спровоцирована» «красноармейской песней “Имя ты моё услышишь из-под топота копыт...” Была такая песня о гражданской войне»2. Казалось бы с учётом данного авторского метатекста вся песня «Агаты Кристи» должна интерпретироваться как вторичная по отношению к красноармейскому источнику, должна рассматриваться как своего рода его вариант. А между тем приведённое авторское указание на текст-источник лишь в небольшой степени корректирует понимание песни «Истерика» даже при рассмотрении только её вербальной составляющей. Вот словесный текст «Истерики» целиком:

Ты была одна в доме тишина Не работал даже телефон Мужа не было не было отца Потому что все ушли на фронт Я пришёл один я пришёл с войны Я лишился сил и загнал коня