https://doi.org/10.29013/EJA-20-3-126-130
Motsarenko Ekaterina Vadimovna, Postgraduate student of the Department of historyy of music and musical ethnography The Odessa National A. V. Nezhdanova Academy of Music
E-mail: [email protected]
THE CONCEPT OF A SYMPOSION CYCLE IN THE WORKS OF G. KANCHELI AND V. SILVESTROV: STYLISTIC PARALLELS
Abstract. The article examines the phenomenon of cycling in modern academic music. The concept of a symposium cycle, in which the "friendly community" of elements acts as a general metaphor, is presented on the example of works by G. Kancheli ("Simple Music for Piano", "Letters to Friends") and V. Silvestrov ("Cycle of Cycles" bagatelles).
Keywords: cyclic forms, macrocycle, symposium, metatext.
Моцаренко Екатерина Вадимовна, Соискатель кафедры истории музыки и музыкальной этнографии, Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой
E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТ ЦИКЛА-СИМПОСИОНА В ТВОРЧЕСТВЕ Г.КАНЧЕЛИ И В.СИЛЬВЕСТРОВА: СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Аннотация. В статье рассматривается феномен циклообразования в современной академической музыке. Концепт цикла-симпосиона, в котором в качестве генеральной метафоры выступает «содружество» элементов, представлен на примере произведений Г. Канчели («Простая музыка для фортепиано», «Письма к друзьям») и В. Сильвестрова («Цикл циклов» багателей). В данном исследовании впервые предлагается рассматривать инструментальные циклы этих родственных по стилистике и мировоззрению композиторов как единый метатекст.
Ключевые слова: циклические формы, макроцикл, симпосион, метатекст.
В нашу эпоху, когда искусство вынуждено ре- нам удалось выявить в произведениях Гии Канчели,
агировать на глобальные вызовы современности, гениального "маэстро тишины", недавно ушедшего
все актуальнее становятся камерные, «интимные» из жизни. В центре внимания данной статьи - фе-
жанры, а Встреча и Дружба как культурные универ- номен дружбы как важнейший фактор циклообра-
салии ищут новых форм воплощения. Одна из них, зования, и проводить параллель между циклами
на наш взгляд,- феномен симпосиона, дружеского двух таких близких авторов в данном контексте
застолья, который как генеральная метафора про- представляется нам уместным, учитывая теплые
низывает "Цикл циклов" багателей В. Сильвестро- дружеские отношения, общность мироощущения
ва и может быть рассмотрен как ведущий фактор и творческих принципов признанных мастеров
формирования макроцикла. Похожую тенденцию В. Сильвестрова и Г. Канчели. Прежде чем перейти
к рассмотрению идеи цикла-симпосиона, приведем ряд общепринятых определений циклической формы. Так, в энциклопедической статье В. П. Фраёно-ва циклы обозначены как «музыкальные формы, состоящие из нескольких связанных единством замысла, самостоятельных по строению частей» [7, 615]. Е. Ручьевская дает такое определение цикла как жанра: «это некая целостность, художественное единство, допускающее максимальную дискретность, самостоятельность частей, вплоть до возможности их исполнения вне цикла и заполнения пауз между частями вербальными фрагментами» [6, 457]. Данные авторы большей частью рассматривают традиционные циклические формы (сонатно-симфонический цикл, вокальные циклы, сюиты и т.д.), однако нас в связи с избранной темой интересует более широкий контекст в трактовке концепции цикла, и тут необходимо упомянуть позицию Е. Назайкинского, описанную в статье О. Лосевой [5]. Работа основана на рукописи неопубликованной книги «Цикл как тип композиции в европейской инструментальной музыке». По свидетельству О. Лосевой, Е. Назайкинский расширяет рамки идеи цикличности, причисляя к категории циклов особого рода весь композиторский опыт (периоды творчества, жанры, опусы, репертуарные выборки и др.), «формулирует еще одну важнейшую особенность циклического принципа: циклические формы как никакие другие допускают к созданию не только композиторов, а и исполнителей (выделено нами - Е.М.), издателей, организаторов концертов и, таким образом, делятся на авторские и неавторские» [5, 11].
В современном контексте проблему циклизации рассматривает С. Гончаренко [2]. Обращаясь к циклическим формам европейской профессиональной музыки в аспектах теории текста, она выделяет уровни циклизации - базовый (цикл как текст), промежуточный (цикл, содержащий субциклы), а также уровни сверхциклических конструкций, касаясь понятий макротекста, мега-текста и метатекста. Как отмечает С. Гончаренко,
«изучение уровней сверхциклизации и действующих в них текстообразующих факторов с необходимостью ставит в связь явления малых текстов - конкретных музыкальных произведений, макро-, мега- и метатекстов,- и большого Текста музыкальной культуры» [2, 123]. Одним из уровней сверхцикла С. Гончаренко называет метатекст (выделено нами - Е.М.) - группу «циклических форм, в которую исполнители, издатели или ученые включают произведения разных композиторов, объединяя их кросскультурной парадигмой» [2, 119]. В таком ракурсе мы позволим себе рассматривать инструментальные циклы В. Сильвестрова и Г. Канчели - идея цикла-симпосиолна, которую представим далее, может стать еще одним примером циклизации по принципу метатекста, где в роли кросс-культурной парадигмы выступает концепт со-дружества, дружественности. С одной стороны, метатекстом будут являться циклы по отдельности, т.к. каждый представляет собой, безусловно, нечто гораздо большее, чем собрание миниатюр, с другой же - как метатекст можем представить себе и общее поле «симпосионных» циклов разных авторов, близких по мировосприятию и способу бытия в музыке (какими и являются упомянутые композиторы). Таким образом, предлагаем версию сверхцикла от лица исполнителя и исследователя (следуя принципу, предложенному С. Гончаренко), а именно Встречу-симпосион родственных миров Сильвестрова и Канчели (и в рамках научного исследования, и в качестве элементов единой концертной программы, которую планируем реализовать).
Наше внимание в статье С. Гончаренко привлек тезис о роли программности в преодолении центробежных тенденций для формирования целостности сверхцикла, ведь, по словам автора, с выходом за пределы цикла в макро-, мега-, и мета-пространства, центростремительные силы неминуемо ослабевают, и тут вступают в действие экстрамузыкальные факторы циклизации: «важнейший из них - программность - объединяет текстовые
группы разного уровня. Часто именно глобальный, всеохватный характер программы служит причиной сверхциклизации» (курсив наш - Е.М.) [2, 120].
Анализируя «Цикл циклов» багателей В. Сильвестрова, который на данный момент состоит из более семисот номеров, можем утверждать, что целостность этой гениальной конструкции может придать именно определение такой сверхпрограммы, генеральной метафоры, которой, по нашему мнению, является симпосион. Как реализован данный концепт в музыкальных универсумах В. Сильвестрова и Г. Канчели, покажем далее.
В данном исследовании мы неслучайно ставим в один ряд фигуры равновеликих мастеров, наших гениальных современников В. Сильвестрова и Г. Канчели, которых связывала близкая дружба и сходное мировосприятие. Тема дружбы, встречи с Другим незримо присутствует в творчестве, высказываниях и образе жизни композиторов. Считаем уместным рассмотреть их произведения ближайших лет сквозь призму метафоры дружбы и выявить общие тенденции. По нашему мнению, именно циклическая форма стала наиболее удачной и гибкой основой для воплощения метафоры симпосиона. В девятой книге Никомаховой этики [1] читаем: «Не правда ли, подобно тому как созерцание любимого - для влюбленных самая большая радость и они предпочитают это чувство всему остальному <...>, так и друзья всему предпочитают жизнь сообща? Ибо дружба - это общность <.> и чем бы ни было для каждого отдельного человека бытие, и ради чего бы он не предпочитал жизнь, живя, он хочет проводить время с друзьями» [1, 265]. Именно как дружескую общность предлагаем рассмотреть циклы Сильвестрова и Канчели.
Тема встречи, дружеского общения проходит красной нитью сквозь избранные нами произведения, и если в макроцикле багателей В. Сильвестрова наблюдаем «содружество» как конструктивный принцип (что неоднократно было артикулировано самим композитором, например, в интервью, которое приводит в своей диссерта-
ции Ю. Фурдуй: «Главное, что каждая багатель ждет другую. У нее музыкальное (ожидание), из-за прерванного каданса. <...> Симфония в старом смысле, как бы содружество багателей и багательных циклов между собой» (выделено нами - Е.М.) [8, 221]), то в циклах Г. Канчели тема дружбы воплощается через авторские посвящения, где каждый адресат - близкий друг, с которым связывают теплые воспоминания и совместное творчество. Темы цикла «Письма к друзьям» основаны на музыке Канчели для театральных постановок и кинофильмов, «письма» объединены в четыре группы - «Музыканты», «Кинематограф», «Театр Руставели» и «Близкие друзья». Среди адресатов - известные соотечественники композитора - Георгий Данелия, Нани Брегвад-зе, Вахтанг Кикабидзе, Резо Габриадзе и другие. В особенной дружеской и трогательной атмосфере прошла мировая премьера цикла в версии для кларнета и струнного оркестра (2019), написанной специально для прекрасного исполнителя и друга Г. Канчели Юлиана Милкиса - это было одно из последних произведений мастера, которое он успел завершить перед уходом в вечность. Тут, будто за одним столом, вновь собираются все самые дорогие и близкие, метафора симпосиона пронизывает цикл, становится ведущим символом музыкальной Вселенной гения.
Созвучен «Письмам к друзьям» по смыслу и тематизму цикл «Простая музыка для фортепиано» (2011) на темы из музыки для театра и кино. В предисловии автор пишет: «Я решил собрать наиболее дорогие для меня фрагменты в альбом из 33 миниатюр. Окажутся ли они жизнеспособными, лишившись своего прикладного статуса, покажет время» [4, 3]. Казалось бы, никакого сакрального значения данным миниатюрам композитор не придает. Однако в прозрачном и концентрированном фортепианном изложении знакомые образы, окруженные такой характерной для Канчели особенной тишиной, не воспринимаются буквально и иллюстративно, а скорее метафорически, как
ностальгическое эхо, осколки волшебного зеркала из фильма Г. Данелии «Слезы капали» (1984) (музыка к нему, кстати, тоже представлена в цикле). Не только соратники-режиссеры, а и сами герои фильмов и спектаклей оказываются тут «за одним столом». Схожий принцип наблюдаем и у В. Сильвестрова, когда в цикле багателей встречаются значимые для композитора фигуры, которые могут принадлежать к разным эпохам (так, в «Багателях III» адресатами посвящений выступают Ф. Лист, Й. Гайдн, супруга Лариса, пианист Б. Архимович и другие). В «Цикле циклов» находим и багатели-посвящения Гии Канчели: "Eight fleeting waltzes" op.132 (2009, «Багатели X») та "Five melodies on the occasion of New Year" ор. 47 (2003-2005, «Багатели ХХ1»).
Предложенный нами концепт цикла-симпоси-она, в котором генеральной метафорой выступает койноничность, "содружество" элементов, не только проявляется в программности высшего порядка как экстрамузыкальном факторе циклизации (по С. Гончаренко), но и является своеобразным способом миросозидания композиторов - можем говорить и о "содружестве" музыкальных универсумов Сильвестрова и Канчели, проявляющемся в ряде композиционных и музыкально-стилевых принципов: особое отношение обоих авторов к тишине, специфическое воплощение мемориальных мотивов, параллели в сфере образности и драматургии циклов, черты багательности, проявление эстетики «новой простоты» и др.
Основываясь на нашем исследовании, можем предположить, что концепт цикла-симпосиона допустимо рассматривать в более широком контексте, выходя за рамки индивидуальных стилей В. Сильвестрова или Г. Канчели. Метафора сим-посиона «транслируется» на другие композиторские миры, порождает аллюзии, приобретает новые смыслы. В таком ракурсе можно анализировать, например, фортепианный цикл украинского композитора С. Лунёва «Мардонги» (по В. Пелевину), где основной темой является творческое
бессмертие. Подробное описание данного цикла приводит в своей диссертации М. Илечко [3, 167173]. По ее словам, «Мардонги» - это сосредоточенная в «лицах» история музыкального искусства «свернутая» в один опус и представленная избранными композиторскими вершинами» (перевод наш -Е.М.) [3, 172]. Текст цикла пронизан многочисленными интертекстуальными связями, тут в своеобразном пространственно-временном лабиринте «встречаются» и ведут диалог фигуры композиторов разных эпох, среди которых, кстати, и В. Сильвестров. Другой пример цикла-симпоси-она (позволим себе тут применить данную метафору) - прошедшая недавно в Берлине фестивальная программа искусства во время пандемии «Дистанция и интимность. От Пьера Булеза до сегодняшнего дня», созданная легендарным пианистом и дирижером Даниэлем Баренбоймом совместно с десятью ведущими современными композиторами. В эпоху, когда как никогда остро ощущается необходимость в живом теплом общении, а встреча со зрителем возможна только в дистанционном формате, онлайн-фестиваль камерной музыки стал своего рода посланием времени, ответом на сложившуюся в мире и искусстве ситуацию [9].
Итак, в заключение обозначим еще раз черты предложенного нами концепта цикла-сим-посиона: независимо от масштаба цикла генеральной метафорой, сверх-программой в нем выступает идея содружества элементов. Опираясь на представленные выше идеи С. Гончаренко и Е. Назайкинского, можем также допустить возможность выхода цикла-симпосиона за рамки творческого наследия одного композитора и формирования (исследователем, исполнителем) метатекста, пронизанного интертекстуальными связями, предполагающими уже содружество универсумов близких по духу авторов, где точкой Встречи становится новый сверхцикл - исполнительский, интерпретационный, а экстрамузыкальным фактором циклизации (по С. Гончаренко) выступает программность - Симпосион.
Список литературы:
1. Аристотель. Сочинения: В 4-х т.- Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура.- М.: Мысль, 1983.- 830 с.
2. Гончаренко С. С. Факторы текстообразования в группах инструментальных циклов (теоретический аспект) [Текст] / С. С. Гончаренко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014.- № 28.- С. 114-125.
3. 1лечко М. П. Укра'нська фортешанна сю!'та як предмет музикознавчого дискурсу: юторюлопчний шдх1д [Текст]: дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / 1лечко Марина Петрiвна; Одеська нацюнальна музична академiя iменi А. В. Нежданово!'.- Одеса, 2018.- 217 с.
4. Канчели Г. Простая музыка для фортепиано: на темы из музыки для кино и театра. [Ноты] /Гия Канчели.- М.: Музыка, 2011.- 72 с.
5. Лосева О. В. Теория циклических форм в наследии Е. В. Назайкинского [Текст] / О. В. Лосева // Журнал Общества теории музыки.- Вып. 2 (14). 2016.- С. 8-13.
6. Ручьевская Е. А. Цикл как жанр и форма [Текст] / Е. А. Ручьевская // Форма и стиль: Сб. науч. трудов: В 2-х ч. / Отв. ред. Е. А. Ручьевская. Ч. II.- Л.: ЛОЛГК, 1990.- С. 129-174.
7. Фраёнов В. П. Циклические формы [Текст] / В. П. Фраёнов // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш.- М.: Сов. энциклопедия, 1990.- 615 с.
8. Фурдуй Ю. В. Ритмолопчш аспекти жанрово'! еволюцп фортешанно'! багателi [Текст]: Дис. ... канд. Мистецтвознавства: 17.00. 03 / Фурдуй Юлiя Володимирiвна; Одеська нацюнальна музична академiя iм. А. В. Нежданово!'.- Одеса, 2018.- 269 с.
9. Энигма. Даниэль Баренбойм. Музыка эпохи пандемии // Режим доступа: иКЬ: ^р8://уои1:и. Ье/8еШ9Мо^