Научная статья на тему 'Концепт традиции в российском идеологическом пространстве'

Концепт традиции в российском идеологическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
175
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ / КОНВЕНЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНСЕНСУС / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ТРАДИЦИОЛОГИЯ / ТРАДИЦИЯ / ТРАНСИСТОРИЗМ / HISTORICAL GAP / CONVENTION / SOCIETAL CONSENSUS / SOCIAL PRACTICES / TRADITION STUDIES / TRADITION / TRANS-HISTORICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щипков Александр Владимирович

Статья описывает положение понятия «традиция» в современном российском идеологическом пространстве, определяет возможные направления будущих традициологических исследований и раскрывает роль традиции в достижении общественного консенсуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TRADITION ON THE SCENE OF RUSSIAN IDEOLOGY

The paper observed a position the concept «tradition» has held in the contemporary Russian scene of ideology, and specified some trends expected to arise in further traditions’ studies. The study has brought to light the part tradition has taken in gaining societal consensus.

Текст научной работы на тему «Концепт традиции в российском идеологическом пространстве»

Философские науки и культурология

УДК 308

ЩИПКОВ Александр Владимирович,

политолог, социолог религии, кандидат философских наук, гл. ред. интернет-журнала "Религия и СМИ" Москва, Россия e-mail : av@schipkov.ru

КОНЦЕПТ ТРАДИЦИИ В РОССИЙСКОМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья описывает положение понятия «традиция» в современном российском идеологическом пространстве, определяет возможные направления будущих традициологических исследований и раскрывает роль традиции в достижении общественного консенсуса.

Ключевые слова: исторический разрыв, конвенция, общественный консенсус, социальный опыт, традици-ология, традиция, трансисторизм.

SHCHIPKOV Alexander Vladimirovich,

Candidate for Doctorate in Philosophy, Political Scientist, Sociologist in Religion, Chief editor of the Internet magazine "Religion and media", Moscow , Russia e-mail : av@schipkov.ru

THE CONCEPT OF TRADITION ON THE SCENE OF RUSSIAN IDEOLOGY

The paper observed a position the concept «tradition» has held in the contemporary Russian scene of ideology, and specified some trends expected to arise in further traditions' studies. The study has brought to light the part tradition has taken in gaining societal consensus.

Key words: historical gap, Convention, societal consensus, social practices, tradition studies, tradition, trans-historicism.

Понятие «традиция» в нашей стране нередко употребляется в искаженном виде как противниками, так и сторонниками традиционализма. Эта ситуация напоминает некогда имевшую место практику употребления понятия «средневековый» в значении «отсталый». Прежде чем негативный миф о Средневековье как «темных веках» (dark ages) был разрушен усилиями независимых историков, в частности представителей французской «школы Анналов», он успел создать немало проблем для развития медиевистики.

Таким же образом сегодня обстоит дело и с традициологией. Использование понятий из концептосферы «традиции» до сих пор не свободно от неуместной оценочности, методологически сомнительного разделения обществ на «открытые» и «закрытые» и т.п.

В англоязычном контексте, в отличие от русского, концепт «традиции» распадается на два понятия: traditional и conventional. «Traditional» обозначает принадлежность к историческому механизму передачи коллективного опыта. Русская община, символизм британской монархии, германская мечта об объединении Европы - все это ряд конкретных трансисторических явлений, которые могут быть объединены в рамках понятия традиции.

«Conventional» обозначает явления, вошедшие в коллективную память именно как результат каких-то соглашений. Это ситуация скорее конвенциональная, договорная, она не принадлежит к сфере социальных и культурных архетипов.

Учитывая, что культурная и социальная системы в значительной степени структурированы как язык, можно уподобить механизм традиции некоторым лингвистическим моделям. Не в последнюю очередь здесь применима модель порождающей грамматики знаменитого лингвиста Наума Хомского, объединяющая два структурных уровня, deep structure и software structure («глубинная» и «поверхностная» структуры) [3; 5]. Правда, отношения между верхним и нижним уровнями «традиции» более динамичны. В рамках Традиции «традиция» и «конвенция» активно влияют друг на друга.

Сегодня российское научное сообщество нуждается в создании нескольких конкурирующих программ в рамках «исследований традиции» (tradition researching). Необходимо создание нескольких научных групп, которые могли бы развивать это направление исследований независимо друг от друга.

Вполне продуктивно на сегодняшний день определение традиции, которое дают С.А. Мадюкова и Ю.В. Попков: «В современных локальных сообществах неотрадиционализм характеризует ситуацию использования традиции для обоснования социальным субъектом выбираемого будущего поведения через референцию к авторитету прошлого» [2, с. 5].

Приверженцы «патриархальности» и их оппоненты-модернизаторы могут быть спокойны. Речь идет не о возвращении к обычаям и институтам прошлого, будь то реставрация монархии или проект «СССР-2», но о перезагрузке самих механизмов преемственности в культуре и обществе. Главная цель - поиск точки сборки традиции и ее самовоспроизводство, а не собирание тех или иных образцов исторического антиквариата.

Ключевой для России момент срыва традиции - церковная «реформа» XVII века. Церковный Раскол был инициирован сверху светской властью. Народная теократия и народная Церковь стали невозможны, приостановилось формирование христианской нации.

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27)

Раскол XVII века во многом предопределил 1917 год - кардинальный слом всей общественной парадигмы. Продолжение этого слома - уничтожение крестьянства, русской общины и размывание общинного сознания.

Разрыв 1991-1993 гг. вряд ли требует специальной характеристики: эти события еще свежи в коллективной памяти народа.

Часто приходится слышать: «Каждый выбирает традицию так, как считает нужным». Или: «Не фальсификация ли всякий разговор о традиции?»

Фундамент традиции есть то, что обладает безусловной ценностью для большинства. В России это победа над фашизмом, православная самоидентификация и принципы справедливого общества. Определяющими здесь должны являться ценности большинства, а не элитарный «разброс мнений» и «консенсус». Традиционализм не попытка вытащить из прошлого чего-то одного в ущерб другому, а накопление коллективного опыта. Оно невозможно в условиях исторических разрывов, расколов и верхушечных переворотов, как это бывало в русской истории. Поэтому элементы традиции служат не фетишем, но ориентиром. Они должны не разделять, а объединять людей.

Характерный пример. Политические расхождения сторонников Новороссии не мешали им сражаться за независимость их родины. Кто-то сравнивал ДНР и ЛНР с «Молодой республикой Советов», зажатой в кольце фронтов, а кто-то, напротив, воспринимал происходящее по аналогии с Белым Доном, Добровольческой армией, Ледяным походом. О чем это говорит? О том, что перед лицом настоящих испытаний национально мыслящие русские интеллектуалы едины. Обе стороны выступили против украинского либерал-нацизма, против наследников Пет-люры, Бандеры, Шухевича и Гитлера.

Можно поставить вопрос шире: как реконструировать традицию, как нащупать ее «точку сборки»? Для начала необходимо научиться слушать друг друга. Серьезный анализ состояния традиции в России дают авторы социально-политического сборника «Перелом». Они, в частности, уверены: консенсус на основе традиции «отражает собирательную точку зрения российского большинства, не раскалывая его на "левых" и "правых". Она отвечает сегодняшней политической ситуации» [4, C. V). Другое положение, проходящее сквозь тексты всех авторов, состоит в следующем: традиция не то, что априори получило «сертификат исторического соответствия». Традиция - это то, о чем договариваются. Если надо, договариваются вновь, повторно - как бывшие «красные» и «белые». Договариваются перед лицом новых исторических испытаний и вызовов. В этом суть национального консенсуса. Вот почему политолог Елена Жосул в статье о «Переломе» констатирует необходимость «договариваться во имя общих целей и святынь, которые важнее, чем изысканные особенности собственной идеологической концепции, столь дорогой сердцу» [1].

Задача состоит не в том, чтобы настоять на готовом понимании традиции, а в том, чтобы поддерживать процесс ее обсуждения. Генезис традиции должен стать делом каждого человека, осознающего принадлежность к русской культуре, мотивацией его гражданской активности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Жосул Е. Перелом как витальный диагноз. О сборнике статей о справедливости традиции [Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/perelom-kak-vitalnvi-diaanoz/ (дата обращения 14.08.2014).

2. Мадюкова С.А., Попков Ю.В. Феномен социокультурного неотрадиционализма / под ред. Е. А. Тюгашева. -СПб.: Алетейя, 2014.

3. Новое в зарубежной лингвистике, вып. V. - М., 1962.

4. Перелом. Сборник статей о справедливости традиции. - Москва, 2013.

5. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. - М., 1972.

REFERENCES

1. Zhosul E. Perelom kak vitalnyy diagnoz. O sbornike statey o spravedlivosti traditsii [Elektronnyy resurs] URL: http://www.pravmir.ru/perelom-kak-vitalnyj-diagnoz/ (data obrashcheniya 14.08.2014). (in Russ.).

2. Madyukova S.A., Popkov YU.V. Fenomen sotsiokulturnogo neotraditsionalizma / pod red. E. A. Tyugasheva. Saint-Petersburg: Aleteyya, 2014. (in Russ.).

3. Novoe v zarubezhnoy lingvistike, vyp. V. Moscow, 1962. (in Russ.).

4. Perelom. Sbornik statey o spravedlivosti traditsii. Moskva, 2013. (in Russ.).

5. KHomskiy N. Aspekty teorii sintaksisa. . Moscow .1972. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.