УДК 811.161.1
Артур Эдуардович Науменко,
бакалавр 2 курс,
институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
2022103187@pnu.edu.ru
Виктория Константиновна Приходько,
доктор филологических наук, доцент высшей школы русской филологии, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
010008@pnu.edu.ru
КОНЦЕПТ «СУДЬБА» В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
Аннотация. В статье рассмотрен концепт «Судьба» на материале произведений А. С. Пушкина. Целью исследования является раскрытие смыслов концепта. В качестве задачи определено выявление смысловых типов концепта, с привлечением таких философских понятий, как детерминизм, свобода, воля, интенция, время, фатализм. Результатом исследования является типология смыслов, реализующихся как отдельные стороны концепта. Полученный результат дает возможность интерпретировать речевой материал, обращаясь к проблемам учений о бытии и о человеке.
Ключевые слова: концепт, судьба, детерминизм, свобода, воля, интенция, время, образ
Artur E. Naumenko,
2nd year Student,
Institute of Linguistics and Cross-cultural Communication, Pacific National University, Khabarovsk 2022103187@pnu.edu.ru
Victoria K. Prikhodko,
Doctor of Philology,
Associate Professor of the Higher School of Russian Philology, Pacific National University, Khabarovsk 010008@pnu.edu.ru
CONCEPT FATE IN ALEXANDER PUSHKIN’S WORKS
Abstract. The article scrutinises the concept FATE as it is manifested in the works of Alexander S. Pushkin. The objective of the study is to explicate the layers of meaning of the given concept, with reference to certain philosophical notions, i. e., determinism, freedom, volition, intention, time, and fatalism. As a result, the study presents a typology of meanings, which may be represented as specific conceptual elements. It allows for the opportunity to interpret the language data using ontological and anthropological philosophical doctrines.
Keywords: concept, fate, determinism, freedom, volition, intention, time, image
Введение
«Концепт» - термин, заимствованный филологическими науками из математики. В языкознании его впервые применил С. А. Аскольдов в 1928 г. Изучением концепта занимались такие ученые, как Д. С. Лихачев, Р. И. Павиленис, Ю. С. Степанов и многие другие. История концепта неоднородна:
© Науменко А. Э., Приходько В. К., 2024
Артур Эдуардович Науменко, Виктория Константиновна Приходько КОНЦЕПТ «СУДЬБА» В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
интерес к нему то возрастал, то снижался. Его многоаспектность позволяла ученым давать самые различные определения. Концепт заключает в себе словарное значение лексемы, пространство метафор, приложимое к ней, грамматическое значение и национальный опыт использования в речи [1].
Можно предположить, что концепт - это единица картины мира, выраженная вербально, отражающая языковой, психологический, национальный, культурологический аспекты отношения к конкретному явлению действительности.
В национальной картине мира значительное место занимает концепт судьбы [2], что объясняется особенностями национального менталитета.
Существование судьбы определяется верой, традицией, в том числе языковой, либо философскими принципами. В философии этот феномен связан с такими понятиями, как детерминизм, или обусловленность событий, свобода, воля, интенция, фатализм [3].
Термин «концепт» позволяет рассматривать философскую проблематику судьбы. Те философские проблемы, которые разрешаются в языковом сознании народа, существуют в рамках культурологического, психологического и метафорического аспектов концепта. Обращаясь к философии, можно сказать, что судьба, определяющая жизнь человека, в народном мировоззрении наделена волей, а значит и свободой, что ограничивает человека в возможности выбора.
Вопрос о судьбе связан с таким явлением, как фатализм. «Фатализм» (от лат. fatalis^роковой') обозначает воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рассматривает каждый поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор» [4].
В творчестве А. С. Пушкина этот концепт довольно хорошо изучен [5]. Выявлены значения, в которых использована эта лексема в произведениях поэта.
«На базе прямого значения доминанты синонимического ряда «судьба - рок - фортуна - провиденье» в контекстах произведений А. С. Пушкина формируются смыслы: понятие, выражающее представление о некой силе, предопределяющей все события в жизни людей»; «события, обстоятельства, не зависящие от воли человека, заставляющие его кардинально изменить свои планы или всю последующую жизнь; изменившие привычный уклад жизни человека» [6].
Целью исследования является описание концепта и раскрытие его смыслов. Задача работы состоит в том, чтобы предложить новую типологию смыслов, обращаясь к понятиям философии.
Материалы и методы
Материалом исследования в настоящей работе стали произведения А. С. Пушкина, опубликованные в разных изданиях [7].
В исследовании использовался метод концептологического анализа,
целью которого является описание концепта «Судьба» и выделение его
Litter смысловых сторон. Объектом исследования является концепт «Судьба»,
scripta предметом - объективация концепта в творчестве А. С. Пушкина. manetis
Концептологический анализ позволил в индивидуальном творчестве автора выявить национальные особенности концепта.
Результаты
В настоящей статье проанализированы следующие произведения А. С. Пушкина: роман в стихах «Евгений Онегин», неоконченный роман «Арап Петра Великого», поэма «Гавриилиада», поэма «Братья разбойники»; а также произведения цикла «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».
На основе собранного материала была предложена следующая типология использования концепта «Судьба»:
а) по создаваемым образам судьбы;
б) по субъекту, проявляющему волю;
в) по оценке человеком;
г) по временной отнесенности.
В результате исследования получен «корпус» высказываний, отнесенных к тому или иному типу.
Обсуждение
Образ судьбы как метафора представляет собой перенесение свойств материальных явлений на явление нематериальное по принципу действия последнего. К примеру, актуализация таких метафорических действий судьбы, как отсчет дней жизни человека создает образ хронометражиста, а перемена жизненных обстоятельств или событий создает образ ветра, который также может менять направление. Так, судьба может обретать образы:
1) разлучницы: «...Ее наперсница родная, Судьбою вдаль занесена, С ней навсегда разлучена.» (Пушкин, 2019: с. 130).
2) владельца: «Улан, своей невольник доли, Был должен ехать с нею в полк.» (Пушкин, 2019: с. 129).
3) хронометражиста: «.А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни» (Пушкин, 2019 с. 163).
4) Ангела-Хранителя: «Судьба Евгения хранила.» (Пушкин, 2019: с. 7).
5) природы: «Счастие мое не могло продолжиться. Я наслаждался им вопреки судьбе и природе. Ты должна была меня разлюбить; очарование должно было исчезнуть» (Пушкин, 1960: с. 11); «Мысль, что природа не создала его для взаимной страсти, избавила его от самонадеянности и притязаний самолюбия, что придавало редкую прелесть обращению его с женщинами» (Пушкин, 1960: с. 7).
6) материала, нитей, что можно соединить: «Зачем силиться соединить судьбу столь нежного, столь прекрасного создания с бедственной судьбою негра, жалкого творения, едва удостоенного названия человека?» (Пушкин, 1960: с. 12).
7) вещи, которую можно отдать: «.Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою» (Пушкин, 2019: с. 54).
8) ветра, или течения «Все вошло в обыкновенный порядок. Но Ибрагим чувствовал, что судьба его должна была перемениться и что связь его рано или поздно могла дойти до сведения графа D» (Пушкин, 1960: с. 10).
Артур Эдуардович Науменко, Виктория Константиновна Приходько КОНЦЕПТ «СУДЬБА» В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
Шш
manett
В предложениях, где задействована лексема «судьба», или лексемы соответствующего синонимического ряда, как-то: «доля», «фатум», «рок», «фортуна» [8], можно выявить закономерность. В одной группе предложений слово, обозначающее действие, т. е. предикат, относится к судьбе, указывает на действие, выполняемое внешней силой, по отношению к человеку. Например, судьба может судить, благословлять, ожидать, хранить и т. д. В таких конструкциях судьба становится субъектом, проявляющим волю.
В другой группе предложений предикат относится к человеку, он является субъектом действия, который может распоряжаться судьбой, как вещью, выражать согласие с ней или, напротив, протестовать против ее влияния, соединять её с чем-либо, действовать вопреки ей и т. д.
Главное в такой типологии - это интенция, что означает намерение, направленность сознания; а также - волю, как способность влияния и целенаправленного действия [9] проявляет внешняя сила. Тогда реальность становится обусловленной внешне, детерминированной, что ограничивает свободу человека. В другом случае человек, посвящая чему-то судьбу, распоряжаясь ею, благословляя ее, действует как волевой субъект.
В таком вопросе имеется сложность. Интенция может быть выражена не только глаголом, но другими частями речи и даже цельными конструкциями, которые не подразумевают предикативность. Например: «Быть может, волею небес, Я перестану быть поэтом, В меня вселится новый бес...» В этом примере на интенцию судьбы указывает фразеологическая единица «волею небес».
Можно привести следующие примеры высказываний.
1. Судьба как субъект высказывания:
«Увы! - Судьба судила мне иное»; «.Всевышней волею Зевеса...»; «Судьба Евгения хранила.»; «Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей.»; «... есть избранные судьбами, Людей священные друзья.»; «То в вышнем суждено совете. То воля неба: я твоя.»; «Быть может, это все пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное... Но так и быть!»; «Ужели жребий вам такой Назначен строгою судьбой?»; «Нет нужды; прав судьбы закон»; «.Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет.»; «А может быть, и то: поэта Обыкновенный ждал удел»; «.Ее наперсница родная, Судьбою вдаль занесена, С ней навсегда разлучена.»; «.Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной.»; «Что мне сулит судьба моя?»; «.А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни»; «.Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я?»; «.О много, много рок отъял!» (Пушкин, 2019: с. 333, 6, 7, 23, 33, 62, 63, 73, 114, 118, 121, 130, 134, 136, 163, 168, 172); «И тайный цвет, которому судьбою Назначена была иная честь.» (Пушкин, 2002: с. 8); «Жениться! - думал африканец, - зачем же нет? ужели суждено мне провести жизнь в одиночестве и не знать лучших наслаждений и священнейших обязанностей человека потому только, что я родился под пятнадцатым градусом?» (Пушкин, 1960: с. 29).
2. Человек как субъект высказывания:
«Нет! не могу противиться я доле Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить.»; «.Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил)
»; «.
Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою»; «Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня»; «Судьбу мою Отныне я тебе вручаю...»; «...Где скучный муж, ей цену зная (Судьбу, однако ж, проклиная), Всегда нахмурен, молчалив.»; «Все решено: я в вашей воле, И предаюсь моей судьбе» (Пушкин, 2019: с. 301,32, 54, 61,63, 72, 164); «Счастие мое не могло продолжиться. Я наслаждался им вопреки судьбе и природе. Ты должна была меня разлюбить; очарование должно было исчезнуть»; «Зачем силиться соединить судьбу столь нежного, столь прекрасного создания с бедственной судьбою негра, жалкого творения, едва удостоенного названия человека?»; «Мысль быть сподвижником великого человека и совокупно с ним действовать на судьбу великого народа возбудила в нем в первый раз благородное чувство честолюбия»; «Государь прав: мне должно обеспечить будущую судьбу мою»; «Слабой и печальной душой покорилась она своему жребию» (Пушкин, 1960: с. 11, 12, 14, 29, 34).
Высказывание может содержать оценку человеком судьбы. Как правило, в таких высказываниях судьба характеризуется с помощью определений положительной, отрицательной или нейтральной эмоциональной окраски.
1. Положительная оценка:
«.И позабыл в завидной доле Он о товарище своем!..»; «.Но Гавриил (завидная судьбина!) Не преставал являться ей тайком; Как многие.» (Пушкин, 2о02: с. 23, 19).
2. Отрицательная оценка:
«.к моей несчастной доле.»; «Улан, своей невольник доли, Был должен ехать с нею в полк.»; «Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!»; «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест)» (Пушкин, 2019: с. 61, 129, 140, 153).
3. Нейтральная оценка:
«А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел» (Пушкин, 2019: с. 121).
Четвертый тип является результатом оценки человеком судьбы в отношении той жизненной координаты, в которой он находится. Здесь человек обращается к категории времени: к прошлому, будущему, настоящему. Однако в речи не обязательно прямое указание на такую категорию. «Характеризующая» лексема может давать и косвенное указание на время. Например, лексема «неведомая» очевидно относит судьбу к будущему.
По временной отнесенности судьба может быть рассмотрена
1) в направлении прошлого времени:
«Тогда сильней / Взяла тоска по прежней доле.» (Пушкин, 2002: с. 24);
2) в направлении будущего времени:
«.Готовь себя к неведомой судьбине.» (Пушкин, 2002: с. 8);
3) в статичном, настоящем времени:
«Нет нужды; прав судьбы закон» (Пушкин, 2019: с.114).
Последний вариант содержит категоричность, носит характер постулата, что позволяет относить высказывание как к частному событию в жизни персонажа, так и ко времени, не ограниченному настоящим, т. е. к некоторому «статичному» времени.
Артур Эдуардович Науменко, Виктория Константиновна Приходько КОНЦЕПТ «СУДЬБА» В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
В некоторых предложениях «судьба» заменена такими лексемами, как «жребий», «небо», «воля», «долг» и т. д. [10].
«Слабой и печальной душой покорилась она своему жребию» (Пушкин, 1960: с. 34); «То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя...» (Пушкин, 2019: с. 62); «Ты боялся, чтоб я тебя не удержала; будь уверен, что, несмотря на мою любовь, я умела бы ею пожертвовать твоему благополучию и тому, что почитаешь ты своим долгом» (Пушкин, 1960: с. 16).
Заключение
Таким образом, употребление лексемы «судьба» и ее синонимов соответствует системе смыслов, где действуют следующие типы: создаваемые смыслы-образы (разлучницы, владелицы, хроникера, ангела-хранителя, природы, нити, вещи, ветра, или течения), субъекты действия (человек и собственно судьба), типы временной отнесенности (вперед во времени, назад во времени и по отношению к настоящему), по оценке человеком (положительная, отрицательная, нейтральная).
В рассмотрении концепта судьбы применимы такие философские понятия, как воля, интенция, детерминизм, категория времени, фатализм.
Список использованных источников
1. Ангелова М. М. «Концепт» в современной лингвокультурологии // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Москва : Прометей, 2004. №3. С. 3-10.
2. Ибрагим В. Ф. Концепт «судьба» в русской и арабской лингвокультурах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. С. 161-170.
3. Захарова Л. М. Различные философские позиции по проблеме судьбы // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. № 10. С. 13-18.
4. Пронина Е. Н. Философия: учебник. Москва: МГУП им. Ивана Федорова, 2011.612 с.
5. Гурьянова-Гречко Ю. А. Семантика слова судьба и его синонимов в языке А. С. Пушкина // Слово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры. 2016. № 10. С. 3 ; Житкова Л. Н. Мотив судьбы в творчестве А. С. Пушкина // Дергачевские чтения - 2016. Русская словесность: диалог культурнонациональных традиций: Материалы XII Всероссийской научной конференции: Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017 С. 77-82 ; Сулемина О. В. Судьба как «агент» страшного в поэмах А. С. Пушкина // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 158-164.
6. Гурьянова-Гречко Ю. А. Указ. соч.
7. Пушкин А. С. Евгений Онегин; [Борис Годунов ; Маленькие трагедии]. Москва : АСТ, 2019. 352 с ; Его же. Пушкин А. С. Поэзия. Проза. Поэмы. Сказки. Москва : АСТ, 2002. Т.2. 363 с ; Его же. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Москва : Гослитиздат, 1960. Т. 5. 360 с.
8. Захарова Л. М. Указ. соч. ; Гурьянова-Гречко Ю. А. Указ. соч.
9. Пронина Е. Н. Указ. соч. ; Куцевич Ю. А. Семантическая категория «интенция» в лингвистике и психологии // Инновации в науке. 2016. № 11(60). С. 224-228.
10. Гурьянова-Гречко Ю. А. Указ. соч.
LCttStl
maneti]