Научная статья на тему 'Концепт смерть в песенном дискурсе музыкального направления метал'

Концепт смерть в песенном дискурсе музыкального направления метал Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
504
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА / КОННОТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Приходько Оксана Евгеньевна

В настоящей статье раскрываются характерные особенности концептосферы песенного дискурса музыкального направления метал, а также отличие вербализации концепта 'смерть' в песенной лирике жанра от репрезентации данного концепта в языковой картине мира в целом, которое заключается в использовании лексических единиц с негативной коннотацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт смерть в песенном дискурсе музыкального направления метал»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 11 (226).

Филология. Искусствоведение. Вып. 53. С. 109-111.

О. Е. Приходько

КОНЦЕПТ ‘СМЕРТЬ ’ В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕТАЛ

В настоящей статье раскрываются характерные особенности концептосферы песенного дискурса музыкального направления метал, а также отличие вербализации концепта ‘смерть’ в песенной лирике жанра от репрезентации данного концепта в языковой картине мира в целом, которое заключается в использовании лексических единиц с негативной коннотацией.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, языковая картина мира, вербализация, песенная

лирика, коннотация.

Как известно, основной категорией когнитивной лингвистики является концепт. Понятие ‘концепт’ признано утвердившимся термином, однако он до сих пор трактуется неоднозначно. Отсутствие единого универсального определения данного понятия В. А. Маслова объясняет многомерной структурой концепта, состоящей из понятийной основы и социо-психико-культурной части, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им, он включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре1.

Кроме того, концепты иерархичны, их системные отношения образуют концептосферу, которая, в свою очередь, обуславливает особенности языковой картины мира. Под языковой картиной мира в современной лингвистике понимается совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способы полу-

'■'2

чения и интерпретации новых знаний2.

Как в культуре, так и в языке каждого народа присутствует универсальное (общечеловеческое) и национально-специфическое. Национальная концептосфера складывается из совокупности индивидуальных, групповых, классовых, национальных и универсальных концептов, то есть концептов, имеющих общечеловеческую ценность3.

Концепт ‘смерть’ наряду с концептом ‘жизнь’ является одним из универсальных концептов в языковой картине мира многих народов.

Трудно найти еще одну такую проблему, которая бы на протяжении всей истории человечества так привлекала бы к себе внимание людей, представляла для них столь непреходящий и непосредственный интерес и служила источником постоянного страха, как проблема смерти.

Поскольку смерть - неоднозначное, многогранное явление, концепт ‘смерть’ также включает множество значений: биологический феномен (необратимое прекращение жизнедеятельности организма), философское понимание смерти, религиозное осмысление и т. д.

Смерть - одна из наиболее популярных тем в искусстве. И это не удивительно. Смерть - явление неизбежное, оно не минует ни богатого, ни бедного. Однако у каждого живописца или композитора свое видение вопроса о том, что такое конец жизни, и что ждет нас после него.

Особое место тема смерти занимает в музыке. «Аскольдова могила», «Песни и пляски смерти», «Остров мертвых» в русской музыке; жанры музыкального Реквиема и Мессы, бесконечная вереница смертей, венчающая западноевропейскую оперу, «поющие» смерть и погребение немецкие Lieder - лишь небольшие примеры бытия этой темы в классической музыке.

В современном музыкальном пространстве образ смерти наиболее полно раскрывается внутри музыкального жанра метал, особенно, в таких его направлениях, как блэк и дэт метал.

Метал или металл - музыкальное направление, экстремальный вид рок-музыки, возникший в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Для метала характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. ‘distortion’ - ‘искривление, искажение’). Метал имеет достаточно большое число подстилей, сильно различающихся по своему звучанию, «тяжести» и тематике песен: от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хэви метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт метал, блэк метал и т. п.)4.

Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке. В русскоязычных источниках наиболее распространено написание ‘металл’, что является переводом на русский английского слова ‘metal’. Однако музыкальные направления, зародившиеся на Западе, в России традиционно получают названия, являющиеся кальками с английского (например: джаз, блюз, панк, рок-н-ролл). С этой точки зрения правильным русским названием данного направления является ‘метал’. Кроме того, такое написание позволяет отличить название музыкального течения от класса химических элементов. В названиях подстилей почти всегда используется второй вариант (спид-метал, пауэр-метал и т. д.)5.

Наряду с ритмом и музыкой, одним из важнейших компонентов метала является его лирика. Поэзия метала представляет большой интерес для языковеда, изучающего тексты разнообразных жанров.

Тематика лирики блэк и дэт метала связана с мрачной и темной стороной жизни людей. Характерны темы антихристианства, сатанизма, оккультизма, мизантропии, нигилизма6.

Своеобразие тематики обуславливает особенности концептосферы текстов песен блэк и дэт метала. Ядро концептосферы лирики этих музыкальных жанров составляет базовый концепт ‘смерть’, на периферии - концепты ‘насилие’, ‘тьма’, ‘ненависть’, ‘отрицание’, ‘вечность’.

В ходе анализа многочисленных песенных текстов различных метал-исполнителей были выделеныследующиеединицы,вербализующие концепт ‘смерть’: death, dead, die, pass away, perish, slay, mortify, slaughter, murder, kill, destroy, suicide, blood, bleed, cold, fade, darkness, black, tomb, grave, sepulcher, funeral, corpse, execute, end, mortal, extinct, gone, pain, agony, torture, martyr, suffer, grief, grieve, cry, tear, weep, fear, victim, ashes, dust, remains, rot, rotten, decay, emptiness, eternity, gore, maggot, guts, decease, fate, zombie, flesh, terror, scream, termination, obituary, coffin, enshrine, hurt, last, vanish, wither, gruesome, silence, eternal, sleep, mystery, gloom, doom, inevitable, ruin, shadow, scared, night, stench, morbid, hell, paradise, devil, angels, salvation, decapitate, consume, fatal, lost, soul, resurrection, damned, sin, dark, spirit, rip, cannibal, wound, crucify, skull, bones. В основном это лексические единицы, имеющие негативную коннотацию, что является отличительной осо-

бенностью репрезентации концепта ‘смерть’ в песенной лирике метала.

Во многих языках мира существует огромное количество синонимов к понятиям ‘смерть’ и ‘умереть’, причем многие из них носят ироничный характер: ‘дать дуба’, ‘отдать концы’, ‘коньки/копыта отбросить’, ‘приказать долго жить’, ‘протянуть ноги’, ‘Кондрашка хватил’ и др. в русском; to kick off, to kick the bucket, to turn up one’s toes, to kneel over, to peg out, to have a stroke и др. в английском; ins Gras beissen, in den Tod sinken в немецком и т. д. Данные синонимы связаны с народной традицией понимания смерти. Они указывают на то, что дух народа старался быть выше смерти, смерть принималась им как явление обычное и закономерное, однако стоящее ниже жизни, потому в бытовом разговорном языке и сохранилось большое количество синонимов, умаляющих смерть благодаря шутке, смеху. Выражения типа ‘умереть со смеху’, ‘до смерти испугаться’, ‘наскучить до смерти’, ‘смерть как хотеть’, ‘до смерти обрадоваться’ и др.; to frighten to death, to bore to death, to talk to death, to tickle to death, to die laughing и т. д.; sterbensmьde (totmьde) sein, zum Sterben ьberdrьssig sein и др. указывают на то, что человек, несмотря на естественный страх перед своей кончиной или пытаясь умалить его, смирился с неизбежностью, используя понятие смерти в различных бытовых ситуациях.

Поскольку в основе идеологии метал субкультуры (особенно в блэк и дэт метале) лежит противостояние массам, отрицание традиционных взглядов на мироустройство и религии, метал-исполнители в своей лирике чаще всего отражают только негативные, отталкивающие, «темные» стороны жизни, в первую очередь, связанные с ее окончанием. Поэтому концепт ‘смерть’ вербализуется через лексические единицы с негативным коннотативным значением, и сам феномен смерти превращается в нечто ужасающе противоестественное:

Lying there cold after a torturous death Your life ended fast you took your last breath Dead in a grave, your final place The maggots infest your disfigured face Puss through your veins takes the place of blood

Decay sets in, bones begin to crack Thrown six feet down left to rot Brains oozing black down the side of your broken neck

(Cannibal Corpse «Pounded Into Dust»)

Однако, также как и в языковой картине многих народов, в концепте ‘смерть’ метал-дискурса отразился, с одной стороны, страх перед смертью:

In your dreams The pain is so real Before the dead You'll have to kneel Hear your future screams See your epitaph As you scream The dead they laugh Pain, growing stronger Life, exists no longer Welcome, to a world of pain Death and despair

(Death «Denial of life»). С другой стороны - желание умереть, встретить свою смерть и избавиться от земных страданий:

I am so cold Death is beyond me

I dream of peace Yet all I feel is pain Why can't I be free From life's tragedy (Cryptal Darkness «Lost Visions Of Sanity») Таким образом, в концептосфере метал лирики, так же, как и в большинстве культур, смерть представляется как диалектическое понятие, с одной стороны, внушающее трепет, а

с другой, являющееся единственным и неизбежным концом земного пути, избавляющий от страданий. Однако, в отличие от репрезентации концепта ‘смерть’ в языковой картине мире различных народов, где он зачастую выражается с помощью лексических средств, иронизирующих, умаляющих значение смерти и страх перед ней (‘копыта отбросить’, to kick the bucket, ins Gras beissen и др.), метал лирика отражает только негативные, ужасающие и отталкивающие аспекты самого феномена смерти.

Примечания

1 Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие. 2-е изд., испр. М. : Флинта : Наука, 2007. С. 45.

2 Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж : Истоки, 2001. С. 20.

3 Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста : антология / под ред. проф. В. П. Нерознака. М. : Academia, 1997. С. 13.

4 Боймер, У. Нам нужна только твоя душа. Рок-сцена и оккультизм : дата, факты, подоплека. М. : Индипресс, 2005. С. 7.

5 Там же. С. 15.

6 Walser, Robert. Running with the Devil : Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. Wesleyan Univ. Press, 1993. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.