УДК 101
В. Н. Степанов
доктор филологических наук, профессор, проректор по управлению знаниями, Образовательная организация высшего образования (частное учреждение) «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)» (Ярославль); e-mail: [email protected]
КОНЦЕПТ СИЛЫ («KRAFT») В «КРИТИКЕ СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» ИММАНУИЛА КАНТА
Данное исследование представляет собой авторскую попытку интерпретации концепта «Kraft» в контексте его собственного эпистемологического потенциала и смысловых / семантических связей со смежными концептами. В центр внимания - конституэнты концептосферы «силы», концептуальной «сети», («Kraft», «Geist», «Genie», «Gewalt», «Macht», «Herrschaft», «Intentionalität», «Stärke», «Urteilskraft», «Erkenntniskräfte», «Einbildungskraft», «Vorstellungskraft», «Gemütskräfte» «Lebenskräfte»), как они представлены в «Критике способности суждения» (1790) Иммануила Канта. Концепт «Kraft» рассматривается в рамках данного исследования как ядерный и смыслоустанавливающий для концептосферы силы. Ключевыми для понимания структуры и объема концептосферы «Kraft» в «Критике способности суждения» Иммануила Канта выступают концепты, не содержащие смыслового компонента «сила», но определяющие смыслообразующий контекст концепта «Kraft» и его сетевых аналогов: «Natur», «Kausalität», «Ursache», «Zweckmäßigkeit», «Vermögen», «Gebrauch», «Anwendung», «Maxime», «Gesetze», «Regel», «Prinzip», «Spiel», «Zusammensetzung" «Bestrebung», «Bewegung», «Progressus», «Erweiterung», «Verhältnis».
Ключевые слова: Кант; «Критика способности суждения»; «Kraft»; «Geist»; «Genie»; «Gewalt»; «Macht»; «Herrschaft»; «Intentionalität»; «Stärke»; «Urteilskraft»; «Erkenntniskräfte»; «Einbildungskraft»; «Vorstellungskraft»; «Gemütskräfte» «Lebenskräfte»
Stepanov V. N.
Doctor of Philosophy (Dr. habil.), Professor, Vice Rector for Knowledge Management, Jaroslavl Institute of International University of Business and New Technologies; e-mail: [email protected]
THE CONCEPT "FORCE" ("KRAFT") IN IMMANUEL KANT'S "THE CRITIQUE OF JUDGEMENT"
The study considers the concept "Kraft" ("Force") and seeks to interpret it in the context of its epistemological potential and semantic links to correlating concepts. The focus is placed on those components of the conceptoshere "Force" that are presented in I. Kant's "The Critique of Judgment". It is stressed that the constituent concepts do not reveal the idea of force directly but still serve as meaning-making elements of the conceptoshere "Force".
Key words. Kant; "KritikderUrteilskraft"; Concept "Kraft"; "Geist"; "Genie"; "Gewalt"; "Macht"; "Herrschaft"; "Intentionalität"; "Stärke"; "Urteilskraft"; "Erkenntniskräfte"; "Einbildungskraft"; "Vorstellungskraft"; "Gemütskräfte"; "Lebenskräfte".
Данное исследование представляет собой авторскую попытку интерпретации концепта «Kraft» в контексте его собственного эпистемологического потенциала и смысловых / семантических связей со смежными концептами в «Критике способности суждения» («Kritik der Urteilskraft») Иммануила Канта [Kant 2004].
В центр внимания помещен концепт 'Kraft', который в немецкоязычной (и шире - англосаксонской) традиции используется в философском, культурологическом, политологическом дискурсах в широком и часто нетерминологическом значении, имеет очевидные контекстуальные связи с целым кругом понятий со смысловым компонентом 'сила' и, на наш взгляд, давно требует точного понятийного определении в качестве автономного эпистемологического концепта, единицы современного философского знания и ядра целостной кон-цептосферы [Злотникова 2014; Степанов 2016]1.
Начиная с XVIII столетия, в научных трудах прослеживаются контекстуальные связи между понятиями концептуального (смыслового) поля 'сила', сложилось понимание силы в немецкой философской традиции, тем не менее трансформация и эволюция смысловых отношений между разными терминологическими наименованиями силы в философии, культурологии, политологии, языкознании нуждаются в верификации, целенаправленном обобщении и структурировании [Концепты культуры и концепосфера... 2011].
В рамках разных течений немецкой философии и широкого спектра гуманитарных наук - «наук о духе» (Geisteswissenschaften) -сформировались понятийные системы, использующиеся по сей день в дискурсах современных наук и актуальные для междисциплинарной интерпретации значимых культурных и социально-политических явлений [Лекторский, Киященко 2012], смысловым компонентом которых является «сила» («Kraft» - «Geist» - «Genie» - «Gewalt» -«Macht» - «Herrschaft» - «Intentionalität» - «Stärke») [Stepanov 2011].
Разные элементы концептосферы Kraft, "силы", легли в основу теоретических систем и научных взглядов таких представителей
1 В задачи данного исследования не входит ни описание силы (Kraft) как физического феномена, ни сопоставительное изучение силы как физического и философского концепта.
немецкой философской традиции, как Иоганн Гердер, Вильгельм фон Гумбольдт, Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Макс Вебер.
Концепт «Kraft» рассматривается в рамках данного исследования как ядерный и смыслоустанавливающий для концептосферы силы.
Исследование концепта «Kraft» преследует следующие задачи:
- описать структуру концептов «Kraft» («Kräfte»), «Geist», «Genie», «Gewalt», «Macht», «Herrschaft», «Intentionalität», «Stärke» в «Критике способности суждения» («Kritik der Urteilskraft») Иммануила Канта через выявление контекстов употребления и вариантов терминологического наименования [Kant 2004];
- на основе анализа контекстов реконструировать объем понятий каждого концепта относительно ядерного «Kraft» - и структуру его концептосферы.
Как показали наши исследования [Степанов 2014, 2016, 2015; Stepanov 2015], структура концепта «Kraft» в трудах Гумбольдта многослойна. Он понимает «Kraft» как собственно дух, вечный, божественный, единственный и абсолютный, первобытный и изначальный («Puruscha-Kraft»), который ее одушевляет, «говорит» через нее, в ней проявляется и через нее действует. В специальном смысле «Kraft» представляет собой философскую категорию, внутренний, саморазвивающийся принцип жизни («Lebensprincip»), по мнению Штейн-таля, сам себя выражающий, сам собой являющийся; сохраняющий постоянную связь с Единым («Einzige»), с одной стороны, и с Сущим («Wesen») - с другой.
Как философская категория «Kraft» предстает и в теории Гегеля, для которого сила - это соединение и объединение выражений Частного («Einzelnen»), выражение которого самодостаточно.
В более широком смысле «Kraft» употребляется Гумбольдтом в значении когнитивная способность, возможность или мотив, которой обладают природа, одушевленные и неодушевленные предметы и их классы (человек, животные), надындивидуальные образования и философские категории (гений, дух, Единичное) и социальные структуры (поколение, нация, человеческий род), отдельные когнитивные способности человека и части речи, виды деятельности и искусства, физические величины; способами выражения которой являются душа, воля, дух, гений, мышление, язык, а инструментами - идеи, чувства, ощущения, опыт, суждения, воображение, предположения.
Форма множественного числа слова «Kraft» - «Kräfte» - является ядром концепта «Kraft», единственное число данного слова лишь указывает на дифференциальный признак и потенциальное состояние «сил», а именно - возможность их обособленного проявления, действия и исследования. Существительное «силы» («Kräfte») могут использоваться для синекдохального наименования человека, растения, нации, поколения, народа. Очевидное многообразие субъектов сил позволяет утверждать, что отличительным признаком философской системы Гумбольдта является пананимизм, объединение всех проявлений сущего и наделение их однородными когнитивными способностями, своеобразной «интеллектуальной личностью».
Актуализация личностного начала в трудах Вильгельма фон Гумбольдта с помощью концептов «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius» происходит поуровнево, на собственно личностном, надличностном, сверхличностном и внеличностном уровнях.
Проведенное нами исследование показало, что концепты «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius» употребляются в одних и тех же или близких лексических и грамматических контекстах, по отношению к одному и тому же субъекту или источнику, что позволяет нам рассматривать их как транспарентные по отношению друг к другу, т. е. имеющие близкую ментальную структуру, определяющие один и тот же способ хранения и передачи знаний [Степанов 2015].
Тождественная уровневая организация концептов «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius» позволяет рассматривать их как единую концептос-феру, транспарентную по отношению к своим конституэнтам:
1) на личностном уровне концепты «Kraft», «Geist», «Genie» обладают близкой (прозрачной) референцией и обозначают сугубо человеческие признаки;
2) для обозначения надличностных образований Гумбольдт использует преимущественно слово «Kraft»;
3) для обозначения сверхличностных сущностей Гумбольдт используются все концепты: «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius»;
4) для обозначения неодушевленных или мертвых, умерших сущностей, а также животных (на внеличностном уровне) Гумбольдт использует слово «Kraft»;
5) существительное «силы» («Kräfte») используется для синекдо-хального наименования человека, растения, нации, поколения, народа;
6) в качестве определений слова «Genie» в трудах Гумбольдта приводятся дериваты имени собственного («гений Канта», «гений Гомера», «гений Корнеля»).
Как и Гумбольдт, Кант не дает определения - что такое «сила» («Kraft»), но активно обращается к этому понятию в своих рассуждениях в «Критике способности суждения» (1790). Одним из ключевых звеньев в размышлениях Канта о силе является природа («Natur»). Философ отмечает, например, что именно природа вызывает в нас силу («in uns aufruft») [Kant 2004, с. 186], но сама сила не является природой и не отождествляется с ней [там же]. Кант уточняет: природа вызывает наши силы, даже можно сказать, приказывает им («unsere Kräfte auffordert») [там же, с. 189].
В характеристике современной ему эволюционной теории Кант использует наименование «сила природы» («Kraft der Natur») и указывает, что «последователи эволюционной теории» («die Verfechter der Evolutionstheorie») исключают индивида из сферы действия «творческой силы природы» («von der bildenden Kraft der Natur ausnehmen») [там же 2004, с. 379].
Кант оперирует разветвленной системой атрибутирования силы (сил): «menschliche» («человеческие») и «mechanische» («механические»), которые могут быть названы и «психологическими» (как отмечает автор, «wenn ich die nicht psychologischen so nennen soll» [там же, с. 85]), «bewegende» («движущие, побудительные»), «bildende» («творческие»), «abstoßende» («отталкивающие»), «productive» («продуктивные»), «vereinigte» («объединенные») и даже «allgewaltige» («всемогущие»).
Важной характеристикой силы у Канта является отношение «причина - цель». «Приложение силы» следует, по мнению ученого, рассматривать с точки зрения категории причинности, каузальности («Kausalität»): «Wenn ich einem Körper bewegende Kraft beilege, mithin ihn durch die Kategorie der Kausalität denke» [там же, с. 453]. «Причину» («Ursache») Кант представляет в качестве репрезентации, представления («Vorstellung»), категории каузальности, которая содержится в каждом «желании» («in jedem Wunsch enthalten») и «эмоции» («Affekt»), например, в тоске («Sehnsucht»), что свидетельствует («beweisen») о том, что силы человека исчерпаны, истощены («erschöpfen»), их выражение потребовало длительного напряжения [там же, с. 86]. Обычно люди, как пишет Кант, познают свои силы,
когда их пробуют. Далее Кант описывает виды каузальности и выделяет «финальные» («Endursache») и «опосредующие» («Mittelursache») причины, к которым и относит «побудительные силы» («bewegende Kräfte») [Kant 2004, с. 340].
Другая часть рассматриваемого отношения - «целесообразность» («Zweckmäßigkeit») - становится, с точки зрения Канта, мерилом и «правилом» («nach der Regel der Zwecke») продуктивности сил в системе «технологии природы» («in Ansehung der Technik der Natur») [там же, с. 341].
В тесной связи с каузальностью и целесообразностью сил находится их нормативность. Кант неоднократно использует в своих размышлениях по отношению к силам и в связи с описанием их действий понятия «правило» («Regel»), «закон» («Gesetz»: «wozu jenes heilige Gesetz allen seinen Kräften die Richtung gibt» [там же, с. 415]).
Нормативность сил определяет их «применение» («Gebrauch unserer Kräfte» [там же, с. 212]) и «использование» («Anwendung unserer Kräfte» [там же, с. 413]). Использование сил предполагает субъект-объектный характер, подчиняется законам каузальности и целесообразности и способствует «усилению» сил («die Kräfte dazu stärkt» [там же, с. 249]) и их воздействия ("um unsere Käfte zur Bewirkung dessselben anzuwenden» [там же, с. 418]).
«Субъекты», или носители, сил («Kräfte des Subjekts») способствуют «определимости» («Bestimmbarkeit») сил через выражение эмоций, которые Кант называет «осознанием сил» («nämlich das Bewußtsein unserer Kräfte» [Kant 2004, с. 199]). В качестве примера Кант размышляет об энтузиазме, который определяет как «напряжение сил через идеи» («eine Anspannung der Kräfte durch Ideen» [там же, с. 199]). Интересно, что такие идеи могут быть, по мнению Канта, слабыми и истощаться («Kraftlosigkeit») [там же, с. 202].
К субъектам, или источникам, силы в «Критике способности суждения» Кант относит «природу» («Kraft der Natur»), «доводы» («Kraft der Beweisgründe»), «душу» («Kräfte der Seele»), в роли продукта сил («Kräfte») и способностей («Vermögen») описывает «материю» («Materie») [там же, с. 362].
В качестве репрезентаций силы Кант рассматривает собственно суждение, или рассудок («Urteilskraft»), силы познаия («Erkenntniskräfte»), силу воображения, или фантазию («Einbildungskraft», «Vorstellungskraft»), силы ума и характера («Gemütskräfte»), жизненные
силы, или энергию («Lebenskräfte»). В качестве их общего родового признака Кант указывает «способность» ("Vermögen") [Kant 2004, с. 33, 64, 87, 178, 257, 312]. Так, уточняя объем понятия «Gemütskräfte» («силы ума или характера»), он использует квазиформулу: «Einbildungskraft und Vernunft» («сила воображения и разум») [там же, с. 182].
Характеризуя эти воплощения силы, Кант указывает в первую очередь на «целесообразность» («Zweckmäßigkeit») как принцип способности суждения [там же, с. 61, 64, 89, 97, 104, 105]. Красоту ("Schönheit") Кант определяет как форму целесообразности вещи [там же, с. 155].
Важными признаками концептосферы силы являются нормативные аспекты, для наименования которых Кант использует слова «Maxime» («максима, принцип, правило, норма поведения»), «Gesetze» («законы»), «Regel» («правило»), «Prinzip» («принцип»).
Стоит отметить также используемый для характеристики репрезентаций силы концепт игры («Spiel»), с помощью которого описывается состояние сил, их атрибуты, например: «spielende Einbildungskraft» [там же, с. 165], "im Spiele der Gemütskräfte" («в игре сил ума») [там же, с. 144], "aus dem freien Spiel unsrer Erkenntniskräfte" («из свободной игры наших сил познания») [там же, с. 157], "subjektives Spiel der Vorstellungskräfte" («субъективная игра сил воображения») [там же, с. 157], "schnell vorübergehende Spiel der Einbildungskraft" («мимолетная игра воображения») [там же, с. 254].
Как и собственно сила («Kraft»), ее репрезентации, например, сила воображения, стремятся к соединению друг с другом ("Die Einbildungskraft schreitet in der Zusammensetzung" [там же, с. 176]), способны к стремлению («eine solche Bestrebung der Einbildungskraft» [Философский словарь..., с. 181]), движению («eine subjective Bewegung der Einbildungskraft» [Kant 2004, с. 182]), поступательному развитию («Progressus der Einbildungskraft» [там же, с. 182]), расширению («notwendige Erweiterung der Einbildungskraft» [там же, с. 183]), на отношения («ein Verhältnis der Einbildungskraft» [там же, с. 228]).
Концепт "Macht" («сила, мощь, власть, влияние») Кант определяет как «способность» («Vermögen») и «препятствие» («Hindernis»): "Macht ist ein Vermögen, welches großen Hindernissen überlegen ist" [там же, с. 184]. С этим концептом связан другой - "Gewalt" («власть, сила, могущество»), - смысл которого Кант определяет через идею
«сопротивления» («Widerstand») тому, что представляет собой сама «мощь» ("Macht") [Kant 2004, с. 184]. В качестве примера Кант рассуждает о природе, которая, с эстетической точки зрения, определяется им как мощь ("Macht"), не имеет над нами власти, «могущества» ("Gewalt") [там же, с. 184]. «Превосходство» («Obermacht»), еще один вариант наименования силы, возникает благодаря «правилам» («auf Maximen»), по которым «рассудочный человек» («Intellektuelle») по законам здравого смысла формирует представление о «чувственности» («Sinnlichkeit») [там же, с. 201]. Далее Кант говорит о «всемогуществе природы» («Allgewalt der Natur») [там же, с. 185].
В отношении «Macht» («мощи») Кант вводит идею меры («dem großen Maßstabe ihrer Macht» [там же, с. 190]), атрибутирует «могущество» («Gewalt») как «закономерное» («gesetzmäßige») и являющееся «деятельностью» («Gewalttätigkeit») [там же, с. 391]. Концепт «господство» («Herrschaft») Кант связывает полностью с концептами «могущество» ("Gewalt") и «разум» («Vernunft»): "in welcher die Vernunft allein Gewalt haben soll" [там же, с. 392].
В своих рассуждениях Кант обращается к понятию «Intentionalität» («намеренность, целенаправленность»), которое связывает с целенаправленным порождением, или «целью, которая выдается за причину» («ein Zweck die Ursache sei» [там же, с. 343]).
Концепт «Geist» («дух») Кант атрибутирует тоже через способность: «Geistesvermögens» [там же, с. 186] и даже поведение («Handlungsgeist» [там же, с. 187]).
В эстетическом смысле «Geist» («дух») для Канта это «живительный принцип ума» («Geist, in ästhetischer Bedeutung, heißt das belebende Prinzip im Gemüte» [там же, с. 249]), этот принцип оживляет душу («die Seele belebt» [там же]) и «усиливает» сами силы («selbst die Kräfte dazu stärkt» [там же]). Дух оживляет работы художника и поэта [там же, с. 252]. «Чувство» («das Gefühl») оживляет способности познания и связывает дух с языком [там же, с. 253]. «Духом» («Geist»), как считает Кант, можно назвать и талант [там же, с. 254]. Для художественного творчества («Kunst») нужны «сила воображения» («Einbildungskraft»), «интеллект» («Verstand»), «дух» («Geist») и «вкус» («Geschmack») [там же, с. 257].
Концепт «Genie» («гений») Кант определяет как «талант» и «дар природы», который «привносит правило в искусство»: «Genie ist das Talent (Naturgabe), welches der Kunst die Regel gibt» [там же, с. 241]. И далее
уточняет: «Genie ist die angeborne Gemütsanlage (ingenium), durch welche die Natur der Kunst die Regel gibt» [Kant 2004, с. 241-242] («Гений -врожденная умственная способность (дарование), с помощью которого природа привносит правила в искусство»). Кант размышляет о происхождении слова «Genie» и возводит его к слову «genius» - «присущий человеку от рождения защищающий его и руководящий им дух («Geist»)» [там же, с. 243].
Кант подробно анализирует свойства гения и доказывает, что гений следует противопоставить «духу подражания» («Nachahmungsgeist») [там же, с. 243]. Обучение не является подражанием, с точки зрения Канта, и даже самое выдающееся «умение» («Fähigkeit»), «смышлен-ность» («Gelehrigkeit»), «способность» («Kapazität») не равнозначны «гению» («Genie») [там же, с. 243]. В заключение Кант дает определение гения: достойный подражания человек, имеющий природный дар и свободно использующий свои способности познания («die musterhafte Originalität der Naturgabe eines Subjekts im freien Gebrauche seiner Erkenntnisvermögen") [там же, с. 255]. Вкус, как и «суждение» («Urteilskraft»), это дисциплина (или надзор) гения [Философский словарь..., с. 257]. И собственно «художественное творчество» («Kunst») Кант рассматривает не как интеллектуальный или научный продукт, но труд гения [Kant 2004, с. 294].
В заключение необходимо отметить, что в «Критике способности суждения» (1790) Иммануила Канта нами отмечены все конституэнты концептосферы силы, концептуальной сети: «Kraft», «Geist», «Genie», «Gewalt», «Macht», «Herrschaft», «Intentionalität», «Stärke», «Urteilskraft», «Erkenntniskräfte», «Einbildungskraft», «Vorstellungskraft», «Gemütskräfte» «Lebenskräfte».
Актуализация личностного начала силы («Kraft») у Канта, как и в трудах Вильгельма фон Гумбольдта, происходит поуровнево, на собственно личностном, надличностном, сверхличностном и внелич-ностном уровнях.
К родовым характеристикам силы («Kraft») Канта относит способность («Vermögen») и использует разветвленную систему видового атрибутирования силы (сил): «menschliche» («человеческие») и «mechanische» («механические»), «bewegende» («движущие, побудительные»), «bildende» («творческие»), «abstoßende» («отталкивающие»), «productive» («продуктивные»), «vereinigte» («объединенные») и даже «allgewaltige» («всемогущие»).
Ключевыми для понимания структуры и объема концептосферы «Kraft» в «Критике способности суждения» Иммануила Канта выступают концепты, не содержащие смыслового компонента 'сила', но определяющие смыслообразующий контекст концепта «Kraft» и его сетевых аналогов: «Natur», «Kausalität», «Ursache», «Zweckmäßigkeit», «Gebrauch», «Anwendung», «Maxime», «Gesetze», «Regel», «Prinzip», «Spiel», «Zusammensetzung» «Bestrebung», «Bewegung», «Progressus», «Erweiterung», «Verhältnis».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Злотникова Т. С. Субъект культуры и субъект власти (русские творцы -интерпретаторы коллизий власти в России) // Вопросы культурологии. 2014. № 9. С. 44-53. Концепты культуры и концептосфера культурологии: коллективная монография / Ю. А. Асоян и др. ; науч. ред. Л. В. Никифорова, А. В. Конева ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб. : Астерион, 2011. 379 с. Лекторский В. А., Киященко Л. П. Философия и социальные науки: ответы на вызовы времени // Вестник российского гуманитарного научного фонда. № 2. 2012. С. 19-25. Степанов В. Н. Интерпретация понятия «Kraft» («сила») в трудах Вильгельма фон Гумбольдта // Иностранные языки в высшей школе. Рязанск. гос. ун-т им. С. А. Есенина. 2014. № 2 (29). С. 5-13; Степанов В. Н. Смысл силы: Очерки немецкой философской традиции. -Ярославль : Междунар. академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), 2016. 160 с.
Степанов В. Н. «Kraft» («сила») и «Geist» («дух») как концепты актуализации личностного и сверхличностного в философии Вильгельма фон Гумбольдта // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2 Т. 1 (Культурология). С. 74-81.
Степанов В. Н. «Kraft» («сила»), «Geist» («дух»), «Genie» и «Genius» («гений») как транспарентные концепты в философии Вильгельма фон Гумбольдта // Иностранные языки в высшей школе. 2015. № 1 (32). С. 35-41.
Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
Kant I. Kritik der Urteilskraft / Hrsg. von W. Weischedel. Frankfurt am Main :
Suhrkamp, 2004. 461 S. Stepanov V. Dimensions of the concept биуацц in the course of the history of linguistics // Gerda Haßler (Hrsg.) Nationale und transnationale Perspektiven der Geschichte der Sprachwissenschaft. Beiträge zur XI. Internationalen
Konferenz zur Geschichte der Sprachwissenschaften (ICHoLS). Münster : Nodus Publikationen. 2011. S. 203-210. Stepanov V. Die Verwendung und Bedeutung des Konzepts Kraft bei Wilhelm von Humboldt (2015) // Annali dei Dipartamento di Studi Letterari, Linguistici e Comparati, II. 2015. P. 259-276.