Научная статья на тему 'Концептосфера и дискурс силы в немецкой философской традиции'

Концептосфера и дискурс силы в немецкой философской традиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛА / KRAFT / ФИЛОСОФИЯ / КОНЦЕПТ / ФРЕЙМ / ОНТОЛОГИЯ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ДИСКУРС / FORCE / ‘KRAFT'' / PHILOSOPHY / CONCEPT / FRAME / ONTOLOGY / CONCEPTOSPHERE / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанов В. Н.

В статье концепт силыKraft») описывается на материале текстов классической немецкой философии последней трети XVIII и первой трети XIX вв. (философская традиция), толковых словарей, зафиксировавших словарный состав немецкого языка на рубеже XVIII-XIX вв. Это позволяет, по мнению автора, обозначить предметную сферу (концептосферу) концепта «Kraft» в период зарождения немецкой философской традиции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the concept of forceKraft») is described on a material of texts of classical German philosophy of last third XVIII and first third XIX centuries (philosophical tradition), the explanatory dictionaries which have fixed dictionary structure of German language on boundary XVIII-XIX centuries. It allows, according to the author, to designate subject sphere (conceptosphere) of the concept «Kraft» in origin of German philosophical tradition.

Текст научной работы на тему «Концептосфера и дискурс силы в немецкой философской традиции»

Конференц-зал

УДК 81.32

КОНЦЕПТОСФЕРА И ДИСКУРС СИЛЫ В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ1

Степанов Валентин Николаевич,

Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), заведующий кафедрой массовых коммуникаций, проректор по управлению знаниями, доктор филологических наук, профессор, Ярославль, Россия, E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье концепт силы («Kraft») описывается на материале текстов классической немецкой философии последней трети XVIII и первой трети XIX вв. (философская традиция), толковых словарей, зафиксировавших словарный состав немецкого языка на рубеже XVIII-XIX вв. Это позволяет, по мнению автора, обозначить предметную сферу (концептосферу) концепта «Kraft» в период зарождения немецкой философской традиции.

Ключевые слова:

сила, Kraft, философия, концепт, фрейм, онтология, концептосфера, дискурс.

В качестве инструмента предпринятого нами анализа концептосферы силы выбрана методика концептуального анализа - описание семантики лингвальных сетей (СЛС) С.А. Жаботинской [3], что позволяет описать язык в его соотношении с мышлением - концептуальными структурами и когнитивными операциями. Для построения моделей сетей используется набор обобщенных понятийных структур (базисные пропозиции), отслеживаемых в значениях и формах языковых единиц разных уровней. Базисные пропозиции выделяются с опорой на лексическое значение слов и контексты их употребления, имеют наивысший уровень обобщения, или схемности,

представляют собой изначальные категории мышления и типы отношений между ними. Тип пропозицональной схемы определяется по ее принадлежности к одному из пяти базисных фреймов - предметному, акциональ-ному, посессивному, идентификационному, компаративному.

Семантика лингвальных сетей позволяет охватить онтологию предметной сферы (в близком инженерии знания понимании) и наметить очертания концептосферы силы (Kraft): «Онтология как концептуальная модель предметной области состоит из иерархии понятий предметной области, связей между ними и законов, которые действуют в рам-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «От контекстов употребления к концептос-фере: философская традиция интерпретации понятия Kraft («сила»)» № 15-03-00537/15.

I \ DISCOURSE P 1/П I - I

ШЩСШ Конференц-зал

ках этой модели» [2, c. 566]. Концептосферой в этом ключе будет называться все структурируемое семантическое пространство.

В предметном фрейме репрезентации силы (Kraft) группируются по общим для философской традиции и наивной картины мира в немецком языке категориям: выделяются виды сил (силы живые и мертвые, единичные и множественные), отмечается их активность, наличие у них количественных и качественных показателей, присутствует поуровневая организация - «личностные», «надличностные», «сверхличностные», «внеличностные».

В философской традиции и наивной картине мира в немецком языке указываются общность действия сил и наличие у них временного измерения (первозданная, первоначальная сила/силы). Уникально для философской традиции указание на независимость сил, их стремление к выражению и означиванию.

В акциональном фрейме репрезентации силы (Kraft) характеризуются по общим для философской традиции и наивной картины мира в немецком языке категориям: силы обладают активностью, способностью направленно воздействовать, обратимостью (ре-ципрокностью) своего действия, их действие носит опосредованный (инструментальный, медиаторный) характер и проявляется на разных уровнях организации мира - «личностном», «надличностном», «сверхличностном», «внеличностном»).

Общим для характеристики силы (Kraft) в философской традиции и наивной картины мира в немецком языке является указание на способность сил целенаправленно изменять поведение человека и наличие у сил предела.

Уникальным для философской традиции является указание на особую роль сил в формировании «надличностного» уровня -в обществе и человеческих сообществах.

В посессивном фрейме репрезентации силы (Kraft) характеризуются по общим для философской традиции и наивной картины

мира в немецком языке категориям: «собственниками», или субъектами силы, выступают человек, природа, дух. В философской традиции этот ряд представлен богаче: помимо явлений собственно личностного уровня упоминаются сущности «сверхличностные» (дух, гений), «внеличностные» (природа, животное, Единичное), «надличностные» (поколение).

В философской традиции встречается единственный пример идентификации (персонификации) силы (Kraft) через имя перво-человека (согласно древнеиндийской мифологии) - Пуруша: «die Purusha-Kraft». Вильгельм фон Гумбольдт характеризует Пуруши как высшего, вечного, божественного, древнего, первоначального, абсолютного духа [49, S. 214].

Общей компаративной схемой в концеп-тосфере силы (Kraft) в философской традиции и наивной картине мира в немецком языке является тождество (метаморфоза): сила как воплощение высшего, вечного, божественного, древнего, первоначального, абсолютного духа; сила как ноги бегущего животного.

Ряд исследований были посвящены нами другим концептам в структуре концептосфе-ры силы (Kraft): «5uva^t^» («сила») в трудах Платона [44]; «Kraft» («сила»), «Geist» («дух»), «Genie» («гений»), «Genius» («гений») в трудах Вильгельма фон Гумбольдта [5; 6; 7; 45].

Концепты «Kraft» («сила»), «Geist» («дух»), «Genie» («гений»), «Genius» («гений») встречаются у Гумбольдта в одних и тех же или близких лексических и грамматических контекстах с гомогенной референцией, по отношению к одному и тому же (или смежным) субъекту, источнику или объекту, что позволило нам сделать предположение об их гомогенности и рассматривать их как транспарентные по отношению друг к другу, т. е. имеющие близкую ментальную структуру. Соотношение концептов «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius» в рамках общей концептосферы отражено на рисунке 1.

Актуализация личностного начала в трудах Вильгельма фон Гумбольдта с помощью

Конференц-зал

I \ DISCOURSE P VЛ

ШЩрпи

Kraft

Внеличностный уровень

Сверхличностный уровень

Kraft

Geist Genie Genius

Kraft

Надличностный уровень

Личностный уровень

Kraft Geist Kraft

Kraft

Genie

Kraft

Geist Genie Genius

Kraft

Рисунок 1 - Соотношение концептов «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius» в рамках общей концептосферы.

концептов «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius» происходит поуровнево, в соответствии с описанной нами выше структурой концептосферы - на личностном, надличностном, сверхличностном и внеличностном уровнях.

На личностном уровне концепты «Kraft», «Geist», «Genie» обладают близкой (прозрачной) референцией и обозначают сугубо человеческие признаки. Для обозначения надличностных образований Гумбольдт использует преимущественно слово «Kraft»; для обозначения сверхличностных сущностей Гумбольдт используются все концепты: «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius»; для обозначения неодушевленных или мертвых, умерших сущностей, а также животных (на внеличностном уровне) Гумбольдт использует слово «Kraft». Существительное «силы» (Kräfte) используется для синекдо-хального наименования человека, растения, нации, поколения, народа. В качестве определений слова «Genie» в трудах Гумбольдта

используются дериваты имени собственного («гений Канта», «гений Гомера», «гений Корнеля»).

Концептосферу Kraft составляют амбивалентные когнитивные феномены, получившие различное наименование в национальных языках: в древнегреческом -«Suva^ig», в латинском - «potential», «vis», в итальянском - «forza», в английском и французском - «force». Самое большое разнообразие (вариативность) наблюдается, на наш взгляд, в немецком - «Kraft», «Geist», «Genie», «Genius», «Macht», «Gewalt», «Herrschaft», «Intentionalität». Мы полагаем, что этот список далеко не полный. Он отражает сложную и разветвленную структуру семантического поля силы.

Авторы статьи о «Kraft» в историческом философском словаре [22] прослеживают историю изучения категории силы, ее дискурс, начиная с мифологии Древнего Египта и Древней Греции, в трудах древнегреческих

I \ DISCOURSE РИ /П . - I

ШЩСШ Конференц-зал

философов Фалеса, Анаксимена, Эмпедокла, Аристотеля, средневековых схоластов, ученых Нового времени - Кеплера, Ньютона, Гельмгольца, Эйнштейна, Лейбница, Кондильяка, Канта, Шопенгауэра, Юма и др. В состав трудов о дискурсе силы, по нашему мнению, вписываются работы Платона [44], Аврелия Августина [1], Гегеля [20; 21], Штейнталя [43].

Дискурс силы в рамках немецкой философской традиции развивается в русле наук, которые традиционно относят к наукам «о духе» (Geisteswissenschaft): классическая философия Канта [17; 27; 28; 29], Гегеля [20; 21], Вильгельма фон Гумбольдта [25; 48; 49; 50; 51], феноменология Эдмунда Гуссерля и его учителя Франца Брентано [10; 24; 26; 42; 46; 52], аналитическая философия Джона Серля [41], политическая философия в целом [31; 32; 33]; взгляды Ханны Арендт [11], Генриха Попитца [40], Вальтера Беньямина [14], Макса Мюллера [38], учение Никласа Лумана [30], социальная психология Пауля Тиллиха [34], социология [9; 18; 19; 35; 39], история [15], антропология [36], права [37] и беллетристика [13; 23]. В этом же ряду находятся труды отечественного философа и литературоведа Михаила Бахтина по теории речевых жанров, в которой исследователь, как мы показали [44], оперирует понятием речевой воли говорящего, определяющей речевое поведение и литературное творчество человека.

Проведенный (далеко не полный и не совершенный) анализ текстов, относящихся к немецкой философской традиции, репрезентирующих наивную картину мира в немецком языке (дискурс силы), позволяет обозначить структурированное семантическое пространство (концептосферу) силы (Kraft), представить его концептуальную модель (онтологию).

Анализ собранного языкового материала по пяти базисным фреймам - предметному, акциональному, посессивному, идентификационному и компаративному -

помог выявить общие параметры описания силы (Kraft).

Репрезентации силы группируются по общим для философской традиции и наивной картины мира в немецком языке параметрам: выделяются виды сил (силы живые и мертвые, единичные и множественные), отмечается их активность, наличие у них количественных и качественных показателей, присутствует поуровневая организация сил -«личностные», «надличностные», «сверхличностные», «внеличностные»).

В соответствии с представлениями, зафиксированными в философской традиции и наивной картине мира в немецком языке, силы обладают активностью, способностью направленно воздействовать, обратимостью (реципрокностью) своего действия, их действие носит опосредованный (инструментальный, медиаторный) характер и проявляется на разных уровнях организации мира.

Субъектами, или «собственниками», силы выступают человек, природа, дух. В текстах философской традиции этот ряд представлен богаче: помимо явлений собственно «личностного» уровня упоминаются сущности «сверхличностные» (гений), «внеличностные» (животное, Единичное), «надличностные» (поколение).

Общим местом в философской традиции и наивной картине мира в немецком языке является характеристика сил как когнитивных и физических способностей и поведения человека, основания когнитивных, физических, социальных действий и явлений, а также констатация общности действия сил и наличие у них временного измерения (первозданная, первоначальная сила/силы), способности сил целенаправленно изменять поведение человека и наличие у сил предела,

Для философской традиции уникально указание на независимость сил, их стремление к выражению и означиванию, на особую роль сил в формировании «надличностного» уровня - в обществе и человеческих сообществах. Сила классифицируется через смежные

Конференц-зал

I \ DISCOURSE-Р

[)тщк*пи

категории бога, духа, единого (единичного), материи.

Описание системы и структуры кон-цептосферы силы (Kraft) с учетом, по возможности, полного списка ее конституэнтов в немецкой и других национальных философских традициях, изучение научных трудов, посвященных исследованию тех или иных аспектов силы (того, что мы называем дискурсом силы) в разных национальных школах, составляет перспективу дальнейшего исследования, направленного на структурирование концептосферы дискурса силы, изучение его онтологии.

1. Августин. О диалектике. Электронный философский журнал Vox / Голос: http://vox-journal.org. Выпуск 20, июнь 2016.

2. Воинов А.В. Онтология как холистическая модель слабо структурированной предметной области / А.В. Воинов, Т.А. Гаврилова // Третья междунар. конф. По когнитивной науке. Москва, 20-25 июня, 2008 г.: тезисы докл. - Том 1. - 2008. - С. 566-567.

3. Жаботинская С.А. Имя как текст: концептуальная сеть лексического значения (анализ имени эмоции) // Когниция, коммуникация, дискурс. - 2013. - № 6. -С. 47-76. - Режим доступа: http://sites.google.com/site/ cognitiondiscourse/vypusk-no6-2013/zabotinskaa-s-a (дата обращения: 01.06.2016).

4. Рябцева Н.К. Язык и естественный интеллект. М.: Академия, 2005. 640 с.

5. Степанов В.Н. Интерпретация понятия Kraft («сила») в трудах Вильгельма фон Гумбольдта // Иностранные языки в высшей школе. - № 2 (29). - Рязань 2014. - С. 5-14.

6. Степанов В.Н. 'Kraft' ('сила') и 'Geist' ('дух') как концепты актуализации личностного и сверхличностного в философии Вильгельма фон Гумбольдта // Ярославский педагогический вестник - 2015. - № 2 - Том I (Культурология). - С. 74-81.

7. Степанов В.Н. 'Kraft' («сила»), 'Geist' («дух»), 'Genie' и 'Genius' («гений») как транспарентные концепты в философии Вильгельма фон Гумбольдта // Иностранные языки в высшей школе. - № 1 (32). - Рязань, 2015. - С. 3541.

8. Adelung, Johann Christoph, 1811, "Das Grammatisch-kritische Wörterbuch der hochdeutschen Mundart". URL: http://lexika.digitale-sammlungen.de/ adelung/lemma/bsb00009132_2_0_949 (дата обращения: 01.06.2016).

9. Anter, Andreas. Theorien der Macht zur Einführung. Hamburg: Junius, 2012. 171 S.

10. Anzenbacher, Arno. Die Intentionalität bei Thomas von Aquin und Edmund Husserl. Wien, München: Oldenbourg, 1972, 234 S.

11. Arendt, Hannah. Macht und Gewalt. München: Piper, 1971. 135 S.

12. Baberowski, Jörg. Macht ohne Grenzen: Herrschaft und Terror im Stalinismus. Frankfurt am Main [u.a.]: CampusVerl., 2014. 223 S.

13. Barbusse, Henri. Kraft. Berlin: Verl. die Schmiede; Hellerau: Hegner, 1926. 246 S.

14. Benjamin, Walter. Zur Kritik der Gewalt und andere Aufsätze. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1978. 106 S.

15. Berle, Adolf Augustus. Macht: die treibende Kraft der Geschichte. Hamburg: Hoffmann & Campe, 1973. 594 S.

16. Deutsches Wörterbuch von Jacob und Wilhelm Grimm. 16 Bde. in 32 Teilbänden. Leipzig 1854-1961.

17. Die Kraft: eine real-monistische Weltanschauung / von J.G. Vogt. Leipzig: Haupt & Tischler, 1878.

18. Hammer, Felix. Macht: Wesen, Formen, Grenzen. Königstein/Ts.: Hanstein, 1979. 93 S.

19. Haferkamp, Hans. Soziologie der Herrschaft: Analyse von Struktur, Entwicklung u. Zustand von Herrschaftszusammenhängen. Opladen: Westdt. Verl., 1983. 321 S.

20. Hegel, Georg Wilhelm Friedrich. Phänomenologie des Geistes // Werke / Georg Wilhelm Friedrich Hegel. [Red. Eva Moldenhauer...]; Bd. 3. Suhrkamp-Taschenbuch Wissenschaft: Stw. - Berlin: Suhrkamp, 1970; 603.

21. Hegel-Lexikon / Hrsg. Von Paul Cobben, Paul Cruysberghs, Peter Jonkers und Du De Vos. Darmstadt: Wiss. Buchges., 2006, 552 S.

22. Historisches Wörterbuch der Philosophie / in Verbindung mit Günther Bien ... hrsg. von Joachim Ritter und Karlfried Gründer. Bd. 3: G. Basel [u.a.]: Schwabe, 1974. 1272 S.

23. Horkheimer, Max. Kraft // Gesammelte Schriften, Bd.1: Aus der Pubertät. Novellen und Tadebuchblatter, 19141918. Frankfurt am Main: S. Fischer, 1988. S. 120-125.

24. Hoyos Vasquez, Guillermo. Intentionalität als Verantwortung: Geschichtsteleologie und Teleologie der Intentionalität bei Husserl. Den Haag: Nijhoff, 1976. VII, 212 S.

25. Humboldt, Wilhelm von. Gesammelte Schriften (Hrsg. Albert Leitzmann u. a.). 17 Bde. Berlin: Behr (Nachdruck Berlin: de Gruyter, 1968), 1903-36.

26. Intentionalität / hrsg. von Wilhelm Baumgartner ... In Verbindung mit der Franz Brentano Foundation / Baumgartner, Wilhelm. Dettelbach: Röll, 1991. 274 S.

27. Jammer, Max. Concepts of force; A study in the foundations of dynamics. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Pr., 1957. 269 S.

28. Kant, Immanuel. Kritik der Urteilskraft / Hrsg. Von Wilhelm Weischedel. Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1974. 468 S.

29. Kant-Lexikon: Nachschlagewerk zu Kants sämtlichen Schriften, Briefen und handschriftlichem Nachlaß / Rudolf Eisler, Eisler, Rudolf, 1873-1926, Nachdr. der Ausg. Berlin, Mittler [u.a.], 1930, Darmstadt: Wiss. Buchges., 2008, 642 S.

30. Luhmann, Niklas. Macht. Stuttgart: Lucius & Lucius, 2003. 156 S.

31. Macht / Berger, Wilhelm; Liessmann, Konrad Paul. 1. Aufl. Wien: Facultas Wuv, 2009. 115 S.

I \ DISCOURSE P1/H . - ■

DHCKypC^/iM KoH$epeH^3a^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Macht: Begriff und Wirkung in der politischen Philosophie der Gegenwart / Ralf Krause; Marc Rölli (Hg.) Bielefeld: Transcript, c 2008. 282 S.

33. Macht: Performativität, Performanz und Polittheater seit 1990 / hrsg. von Birgit Haas. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005. 305 S.

34. Macht und Gewalt: Annäherungen im Horizont des Denkens von Paul Tillich / Werner Schüssler, Erdmann Sturm (Hg.) Münster: Lit, 2005 / 123 S.

35. Maurer, Andrea. Herrschaftssoziologie: eine Einführung. Frankfurt/Main [u.a.]: Campus-Verl., 2004. 172 S.

36. Menke, Christoph. Kraft: ein Grundbegriff ästhetischer Anthropologie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2008. 155 S.

37. Menke, Christoph. Recht und Gewalt. Köln [u.a.]: August-Verl., 2011. 108 S.

38. Müller, Max. Macht und Gewalt: Prolegomena einer politischen Philosophie / Hrsg. und kommentiert von Anton Bösl. Freiburg [u.a.]: Alber, 1999. 192 S.

39. Pachtner, Fritz. Kraft: vom Kampf der Menschen um die Krafterzeugung. München: Knorr & Hirth, 1943. 241 S.

40. Popitz, Heinrich. Phänomene der Macht: Autorität, Herrschaft, Gewalt, Technik. Tübingen: Mohr, 1986. 129 S.

41. Searle, John R. Intentionalität: e. Abh. zur Philosophie d. Geistes Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1987. 352 S.

42. Staub, Christoph. Leerintentionen und leere Namen: eine semantische Untersuchung zur Phänomenologie Husserls. Sankt Augustin: Academia-Verl., 2003. 160 S.

43. Steinthal, Heymann. Die Sprachwissenschaft Wilhelm v [on] Humboldt's und die Hegel'sche Philosophie. Reprograf. Nachdr. d. Ausg. Berlin 1848. Hildesheim, New York: Olms, 1971. 170 S.

44. Stepanov, V.N. Dimensions ofthe concept <k>va^i<; in the course of the history of linguistics. In: Gerda Haßler (Hrsg.) Nationale und transnationale Perspektiven der Geschichte der Sprachwissenschaft. Beiträge zur XI. Internationalen Konferenz zur Geschichte der Sprachwissenschaften (ICHoLS) -Potsdam, 28.8.-2.9.2008. Juli 2011, xx, 350 S. Münster: Nodus Publikationen, 2011. S. 203-210.

45. Stepanov, V.N. Die Verwendung und Bedeutung des Konzepts Kraft bei Wilhelm von Humboldt // AnnalideiDipartamento di Studi Letterari, Linguistici e Comparati, N.S. IV, 2015. P. 245-262.

46. The history of intentionality: theories of consciousness from Brentano to Husserl. London: Continuum Publishing, 2007. VIII, 172 S.

47. Theorien der Gewalt zur Einführung / Teresa Koloma Beck; Klaus Schlichte. Hamburg: Junius, c 2014. 187 S.

48. Wilhelm von Humboldts Gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 1: 1785-1795 / Wilhelm von Humboldt. Berlin: Behr, 1903. 438 S.

49. Wilhelm von Humboldts gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 2: 1796-1799 / Wilhelm von Humboldt. Berlin: Behr, 1904. 407 S.

50. Wilhelm von Humboldts Gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der

Wissenschaften. Bd. 5: 1823-1826 / Wilhelm von Humboldt. Berlin 1906. - 481 S.

51. Wilhelm von Humboldts Gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 7. Hälfte 1: Einleitung zum Kawiwerk / Wilhelm von Humboldt. Berlin: Behr, 1907. 351 S.

52. Wörterbuch der phänomenologischen Begriffe / unter Mitarb. von ... hrsg. von Helmuth Vetter. Hamburg: Meiner, 2004. IX, 699 S.

1. Avgustin. O dialektike. E'lektronnyj filosofskij zhurnal Vox / Golos: http://vox-journal.org. Vypusk 20, iyun' 2016.

2. Voinov A. V. Ontologiya kak xolisticheskaya model' slabo strukturirovannoj predmetnoj oblasti / A.V. Voinov, T.A. Gavrilova // Tret'ya mezhdunar. konf. Po kognitivnoj nauke. Moskva, 20-25 iyunya, 2008 g.: tezisy dokl. - Tom 1. -2008. - S. 566-567.

3. Zhabotinskaya S.A. Imya kak tekst: konceptual'naya set' leksicheskogo znacheniya (analiz imeni e'mocii) // Kogniciya, kommunikaciya, diskurs. - 2013. - № 6. -S. 47-76. - Rezhim dostupa: http://sites.google.com/site/ cognitiondiscourse/vypusk-no6-2013/zabotinskaa-s-a (data obrashheniya: 01.06.2016).

4. Ryabceva N.K. Yazyk i estestvennyj intellekt. M.: Akademiya, 2005. 640 s.

5. Stepanov V.N. Interpretaciya ponyatiya Kraft («sila») v trudax Vil'gel'ma fon Gumbol'dta // Inostrannye yazyki v vysshej shkole. - №2 2 (29). - Ryazan' 2014. - S. 5-14.

6. Stepanov V.N. 'Kraft' ('sila') i 'Geist' ('dux') kak koncepty aktualizacii lichnostnogo i sverxlichnostnogo v filosofii Vil'gel'ma fon Gumbol'dta // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - 2015. - № 2 - Tom I (Kul'turologiya). - S. 74-81.

7. Stepanov V.N. 'Kraft' («sila»), 'Geist' («dux»), 'Genie' i 'Genius' («genij») kak transparentnye koncepty v filosofii Vil'gel'ma fon Gumbol'dta // Inostrannye yazyki v vysshej shkole. - № 1 (32). - Ryazan', 2015. - S. 35-41.

8. Adelung, Johann Christoph, 1811, "Das Grammatisch-kritische Wörterbuch der hochdeutschen Mundart". URL: http://lexika.digitale-sammlungen.de/ adelung/lemma/bsb00009132_2_0_949 (data obrashheniya: 01.06.2016).

9. Anter, Andreas. Theorien der Macht zur Einführung. Hamburg: Junius, 2012. 171 S.

10. Anzenbacher, Arno. Die Intentionalität bei Thomas von Aquin und Edmund Husserl. Wien, München: Oldenbourg, 1972, 234 S.

11. Arendt, Hannah. Macht und Gewalt. München: Piper, 1971. 135 S.

12. Baberowski, Jörg. Macht ohne Grenzen: Herrschaft und Terror im Stalinismus. Frankfurt am Main [u.a.]: CampusVerl., 2014. 223 S.

13. Barbusse, Henri. Kraft. Berlin: Verl. die Schmiede; Hellerau: Hegner, 1926. 246 S.

14. Benjamin, Walter. Zur Kritik der Gewalt und andere Aufsätze. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1978. 106 S.

15. Berle, Adolf Augustus. Macht: die treibende Kraft der Geschichte. Hamburg: Hoffmann & Campe, 1973. 594 S.

16. Deutsches Wörterbuch von Jacob und Wilhelm

Конференц-зал

I \ DISCOURSE-P

[)тщк*пи

Grimm. 16 Bde. in 32 Teilbänden. Leipzig 1854-1961.

17. Die Kraft: eine real-monistische Weltanschauung / von J.G. Vogt. Leipzig: Haupt & Tischler, 1878.

18. Hammer, Felix. Macht: Wesen, Formen, Grenzen. Königstein/Ts.: Hanstein, 1979. 93 S.

19. Haferkamp, Hans. Soziologie der Herrschaft: Analyse von Struktur, Entwicklung u. Zustand von Herrschaftszusammenhängen. Opladen: Westdt. Verl., 1983. 321 S.

20. Hegel, Georg Wilhelm Friedrich. Phänomenologie des Geistes // Werke / Georg Wilhelm Friedrich Hegel. [Red. Eva Moldenhauer...]; Bd. 3. Suhrkamp-Taschenbuch Wissenschaft: Stw. - Berlin: Suhrkamp, 1970; 603.

21. Hegel-Lexikon / Hrsg. Von Paul Cobben, Paul Cruysberghs, Peter Jonkers und Du De Vos. Darmstadt: Wiss. Buchges., 2006, 552 S.

22. Historisches Wörterbuch der Philosophie / in Verbindung mit Günther Bien ... hrsg. von Joachim Ritter und Karlfried Gründer. Bd. 3: G. Basel [u.a.]: Schwabe, 1974. 1272 S.

23. Horkheimer, Max. Kraft // Gesammelte Schriften, Bd.1: Aus der Pubertät. Novellen und Tadebuchblatter, 19141918. Frankfurt am Main: S. Fischer, 1988. S. 120-125.

24. Hoyos Vasquez, Guillermo. Intentionalität als Verantwortung: Geschichtsteleologie und Teleologie der Intentionalität bei Husserl. Den Haag: Nijhoff, 1976. VII, 212 S.

25. Humboldt, Wilhelm von. Gesammelte Schriften (Hrsg. Albert Leitzmann u. a.). 17 Bde. Berlin: Behr (Nachdruck Berlin: de Gruyter, 1968), 1903-36.

26. Intentionalität / hrsg. von Wilhelm Baumgartner . In Verbindung mit der Franz Brentano Foundation / Baumgartner, Wilhelm. Dettelbach: Röll, 1991. 274 S.

27. Jammer, Max. Concepts of force; A study in the foundations of dynamics. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Pr., 1957. 269 S.

28. Kant, Immanuel. Kritik der Urteilskraft / Hrsg. Von Wilhelm Weischedel. Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1974. 468 S.

29. Kant-Lexikon: Nachschlagewerk zu Kants sämtlichen Schriften, Briefen und handschriftlichem Nachlaß / Rudolf Eisler, Eisler, Rudolf, 1873-1926, Nachdr. der Ausg. Berlin, Mittler [u.a.], 1930, Darmstadt: Wiss. Buchges., 2008, 642 S.

30. Luhmann, Niklas. Macht. Stuttgart: Lucius & Lucius, 2003. 156 S.

31. Macht / Berger, Wilhelm; Liessmann, Konrad Paul. 1. Aufl. Wien: Facultas Wuv, 2009. 115 S.

32. Macht: Begriff und Wirkung in der politischen Philosophie der Gegenwart / Ralf Krause; Marc Rölli (Hg.) Bielefeld: Transcript, c 2008. 282 S.

33. Macht: Performativität, Performanz und Polittheater seit 1990 / hrsg. von Birgit Haas. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005. 305 S.

34. Macht und Gewalt: Annäherungen im Horizont des Denkens von Paul Tillich / Werner Schüssler, Erdmann Sturm (Hg.) Münster: Lit, 2005/ 123 S.

35. Maurer, Andrea. Herrschaftssoziologie: eine Einführung. Frankfurt/Main [u.a.]: Campus-Verl., 2004. 172 S.

36. Menke, Christoph. Kraft: ein Grundbegriff ästhetischer Anthropologie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2008. 155 S.

37. Menke, Christoph. Recht und Gewalt. Köln [u.a.]: August-Verl., 2011. 108 S.

38. Müller, Max. Macht und Gewalt: Prolegomena einer politischen Philosophie / Hrsg. und kommentiert von Anton Bösl. Freiburg [u.a.]: Alber, 1999. 192 S.

39. Pachtner, Fritz. Kraft: vom Kampf der Menschen um die Krafterzeugung. München: Knorr & Hirth, 1943. 241 S.

40. Popitz, Heinrich. Phänomene der Macht: Autorität, Herrschaft, Gewalt, Technik. Tübingen: Mohr, 1986. 129 S.

41. Searle, John R. Intentionalität: e. Abh. zur Philosophie d. Geistes Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1987. 352 S.

42. Staub, Christoph. Leerintentionen und leere Namen: eine semantische Untersuchung zur Phänomenologie Husserls. Sankt Augustin: Academia-Verl., 2003. 160 S.

43. Steinthal, Heymann. Die Sprachwissenschaft Wilhelm v [on] Humboldt's und die Hegel'sche Philosophie. Reprograf. Nachdr. d. Ausg. Berlin 1848. Hildesheim, New York: Olms, 1971. 170 S.

44. Stepanov, V.N. Dimensions of the concept éuva^iç in the course of the history of linguistics. In: Gerda Haßler (Hrsg.) Nationale und transnationale Perspektiven der Geschichte der Sprachwissenschaft. Beiträge zur XI. Internationalen Konferenz zur Geschichte der Sprachwissenschaften (ICHoLS) - Potsdam, 28.8.-2.9.2008. Juli 2011, xx, 350 S. Münster: Nodus Publikationen, 2011. S. 203-210.

45. Stepanov, V.N. Die Verwendung und Bedeutung des Konzepts Kraft bei Wilhelm von Humboldt // AnnalideiDipartamento di Studi Letterari, Linguistici e Comparati, N.S. IV, 2015. P. 245-262.

46. The history of intentionality: theories of consciousness from Brentano to Husserl. London: Continuum Publishing, 2007. VIII, 172 S.

47. Theorien der Gewalt zur Einführung / Teresa Koloma Beck; Klaus Schlichte. Hamburg: Junius, c 2014. 187 S.

48. Wilhelm von Humboldts Gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 1: 1785-1795 / Wilhelm von Humboldt. Berlin: Behr, 1903. 438 S.

49. Wilhelm von Humboldts gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 2: 1796-1799 / Wilhelm von Humboldt. Berlin: Behr, 1904. 407 S.

50. Wilhelm von Humboldts Gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 5: 1823-1826 / Wilhelm von Humboldt. Berlin 1906. - 481 S.

51. Wilhelm von Humboldts Gesammelte Schriften / hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 7. Hälfte 1: Einleitung zum Kawiwerk / Wilhelm von Humboldt. Berlin: Behr, 1907. 351 S.

52. Wörterbuch der phänomenologischen Begriffe / unter Mitarb. von ... hrsg. von Helmuth Vetter. Hamburg: Meiner, 2004. IX, 699 S.

I \ DISCOURSE P1/H i - i

DHCKypC^/iM KoH$epeH^3a^

UDC 81.32

CONCEPTOSPHERE AND A FORCE DISCOURSE IN GERMAN PHILOSOPHICAL TRADITION

Stepanov Valentine Nikolaevich,

The international academy of business and new technologies (MUBiNT),

Managing chair of mass communications,

The pro-rector on management of knowledge,

Doctor of Philology, professor,

Yaroslavl, Russia,

E-mail: [email protected]

Annotation

In the article the concept of force («Kraft») is described on a material of texts of classical German philosophy of last third XVIII and first third XIX centuries (philosophical tradition), the explanatory dictionaries which have fixed dictionary structure of German language on boundary XVIII-XIX centuries. It allows, according to the author, to designate subject sphere (conceptosphere) of the concept «Kraft» in origin of German philosophical tradition.

Key words:

force, 'Kraft', philosophy, concept, frame, ontology, conceptosphere, discourse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.