16. Леонтьев, А. А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1977. - С.223-228
17. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. - М.: Наука, 1989. - 216 с.
18. Психологический словарь. - М.: Педагогика-пресс, 1997. - 440 с.
19. Пушкин, А. А. Прагмалингвистические характеристики авторитарной языковой личности: Дисс. ... канд. фи-лол. наук./ А. А. Пушкин - Тверь, 1991. - 236 с.
20. Пузырев, А. В. Общество, язык, текст и языковая личность в аспекте субстратного подхода к языку // Общество, язык, личность. - М., 1996. Вып. 1. С. 20 - 23.
21. Сусов, И. П. Личность как субъект языкового общения // Личностные аспекты языкового общения. - Калинин: КГУ, 1989. с. 9-16
22. Тимофеев, В. П. Личность и языковая среда: Учеб. Пособие. - Шадринск: [Б.И.], 1971. - 122с
23. Трубецкой, Н. С. К проблеме русского самопознания // Вавилонская башня - 2: слово. Текст. Культура. - М.: ИВ РАН, 2003. С. 7-12.
Е.А.Черкашина КОНЦЕПТ «СЧАСТЬЕ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация. Работа посвящается описанию концепта«счастье», значимого дляконцепто-сферы русского языка. Исследование проводилось на основе анализа лексикографических материалов и русской фразеологии.
Ключевые слова: концепт, ядро концепта, счастье, чувство высшего удовлетворения, успех, удача.
E.A. Cherkashina THE CONCEPT OF HAPPINESS IN THE RUSSIAN LANGUAGE
Abstract. Work is devoted to the description of the concept of "happiness", a significant event in the conceptual sphere of the Russian language, on the basis of lexicographic materials and russianphrase-ology.
Key words: concept, the core of the concept, happiness, feeling of ultimate satisfaction , success , good luck.
Настоящее небольшое исследование посвящено изучению содержания концепта счастье в русском языке.
В результате взаимодействия человека с миром складываются его представления о мире, формируется некоторая модель мира, которая в философско-лингвистической литературе именуется картиной мира.
В последнее время одной из важнейших проблем когнитивной лингвистики стала проблема отображения в сознании человека целостной картины мира, фиксируемой языком.
Человек, приобретая опыт, трансформирует его в определенные концепты, которые, логически связываясь между собой, образуют концептуальную систему; она конструируется, модифицируется и уточняется человеком непрерывно. Это объясняется таким свойством концепта, как способность к изменчивости в сознании. Концепты, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются. Изменяется со временем и число концептов, и объем их содержания [4, 102].
Понятие картины мира (в том числе и языковой) строится на изучении представлений человека о мире. Явления и предметы внешнего мира представлены в человеческом сознании в форме внутреннего образа. По мнению А.А. Леонтьева, существует особое «пятое квазиизмерение», в котором представлена человеку окружающая его действительность: «Это - «смысловое поле», система значений». Тогда картина мира - это система образов. Картина мира, которую можно назвать знанием о мире, лежит в основе индивидуального и общественного сознания. Язык же выполняет требования познавательного процесса. Концептуальные картины мира у разных людей могут быть различными, например, у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп, разных областей научного знания [3, 39].
Люди, говорящие на разных языках, могут иметь при определенных условиях близкие концептуальные картины мира, а люди, говорящие на одном языке, - разные. Следовательно, в концептуальной картине мира взаимодействует общечеловеческое, национальное и личностное, а система социально-типичных позиций, отношений, оценок находит знаковое отображение в системе национального языка и принимает участие в конструировании языковой картины мира.
Решая проблему соотношения концептуальной и языковой картин мира, лингвисты пытаются установить, как происходит формирование тех или иных концептов. Они выделяют целый
ряд базисных когнитивных категорий (концептов), которые являются универсальными, ибо отражают единый для всех когнитивный процесс. К таким универсальным концептам относятся совесть, правда, дружба, любовь, счастье и др. Они являются важнейшими концептами культуры.
В истории любой национальной культуры вопросы, касающиеся судьбы человека, всегда имели и до сих пор имеют первостепенное значение. Люди пытаются выяснить, в чем заключается смысл счастья, как его достичь.
Дофилософским понятием счастья была благоприятная судьба, в мифологии счастье связывалось с удовлетворением жизнью.
В Древней Греции счастьем считалась удачная судьба, т.е. судьба человека, находящегося под защитой добрых богов. Основоположник этики как науки, Аристотель, связывал счастье с состоянием души, когда добродетельная жизнь приносит человеку наслаждение и моральное удовлетворение, обладание различными благами.
Все античные философские школы были едины в том, что только нравственное и разумное поведение ведет к счастью. Греки пользовались всеми четырьмя понятиями, которые в настоящее время выступают под названием счастье: благоприятная судьба, блаженство, удовлетворение жизнью, обладание наиценнейшими благами.
Понимая счастье как благоприятную судьбу, древние греки считали ее даром богов, однако позднее пришли к выводу о том, что счастье - это все-таки дело рук человека, он творит его независимо от судьбы и богов.
Христианство связало понятие счастья с царством божьим на земле, которое должно возникнуть, когда произойдут перемены в душах людских.
В средние века счастьем признавалось обладание благами, а в новое время понятие счастья резко изменилось, и в него стали вкладывать чувство удовлетворения, когда человек был доволен своей жизнью независимо от обладания благами.
Таким образом, за два тысячелетия понятие счастья претерпело существенные изменения: вначале счастьем называли благоприятную судьбу, везение. В эпоху античности и средние века его понимали как обладание наивысшими достоинствами и благами. В новое время счастьем считали удовольствие.
Претерпевая изменения, понятие счастье осознавалось либо как совершенное состояние человека, главным правилом для которого было следование моральным нормам, голосу разума (добродетельная и разумная жизнь была верной дорогой к счастью), либо как удовольствие, и в этом случае моральные блага признавались постольку, поскольку они способны увеличивать размер получаемых удовольствий.
Обратимся к этимологии рассматриваемой лексемы. Русское слово счастье объясняют из индоевропейских корней sъ - и cestь. По мнению И.А. Бодуэна де Куртенэ, приставка съ(как, например, в слове смерть) связана с санскритским su-, которое означало и «свое, родное» и «благо». Смысл второго корня - «часть» или «доля».
Таким образом, счастье в славянских языках первоначально означало «благую долю» или «хороший удел», хотя могло пониматься и как «совместное участие» - этимология, несомненная для позднецерковнославянского, «причастный» [7, 816]. Утрата семантических и словообразовательных связей лексемы «часть» со словом счастье привела к изменению его значения.
Счастье перестало восприниматься как конкретный предмет (хорошая часть при делении чего-либо) и перешло в разряд абстрактных имен.
Основная лексема, представляющая рассматриваемый концепт в русском языке, - счастье. Концепт представлен также производными словообразовательными единицами, обозначающими лиц (счастливец, счастливчик), качества (счастливый, счастливо, несчастливый, несчастный), действия (осчастливить, посчастливиться).
Богатство средств языковой репрезентации концепта счастье в русском языке подтверждает его значимость для носителей русского языка. На базовый слой «нарастает» когнитивный слой, компоненты которого появляются в процессе познания, культурного развития.
Проанализируем словарные статьи в ряде толковых словарей, чтобы проследить основные этапы становления концепта счастье.
Итак, в толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля отмечаются многочисленные семантические аспекты слова счастье и производных от него: СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье незаедешь. || Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по рассчету, счасть, счастки ж. мн. сев. вост. зап. и счаски, пск. счас. Кому счастье (кто счастлив) в игре, тому несчастье (тот несчастлив) в женитьбе. Эко счастье: два гриба на ложку, третий к стеблу пристал! Кому счастье, кому ненастье. От своих счасток не отказываться. По счасткам, я сам там был. На счастье, на авось, наудачу. На счастье мужики хлеб сеет. || Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная
жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство; вообще, все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по убежденьям, вкусам и привычкам его. Жить в счастии, во времени, благоденствовать. Счастье в нас, а не вкруг да около. Домашнее счастье, совет да любовь. Лады, в семье, большое счастье! Даст Бог здоровья, даст и счастья... Счастный, счастковый, ко счастью, счасткамотносящ. Счастливый человек, кому все удается, удатный, удачливый; — случай, желанный, благополучный. — день, принесший угодное. — жизнь, покойная, без бед....Счастливец, — вица, счастливый человек удатный, удачливый. Божьи племяннички счастливчики, у кого бабушка ворожит. Счастливить кого, осчастливить, делать счастливым, наделять счастьем, чем-либо желанным. Жизнь мою счастливят дети. || — кому, удаваться, спорить, везти, таланить. Ему счастливит во всем, в торговле, в картах.
В словаре Д.Н. Ушакова наблюдается расширение значения слова счастье, приводится 4 значения данной лексемы, кроме указанных в словаре В. И. Даля, фиксируется такое значение, как очень хорошо, крайне приятно. Кроме этого, этимологически исходное значение, занимающее первое место в словарной статье в словаре В.И. Даля, перемещается на 3 место и получает помету простореч, обл. В словаре Д.Н. Ушакова уточняется также грамматическая характеристика лексемы счастье и в качестве 4 значения представляется употребление данного слова в форме Им. п. в качестве сказуемого главного предложения в знач. очень хорошо, крайне приятно (Да! счастье, у кого есть эдакий сынок. Грибоедов) Также есть указание на то, что сочетания со словом счастье (к счастью, на счастье, по счастью) - употр. в знач. вводного слова при выражении удовлетворения по поводу чего-н., для указания на удачу, успех. (Где деться? к счастью, дуб сухой в глаза попался. Крылов). Приводятся значения таких сочетаний со словом счастье, как на счастье чьё -чтобы была удача, чтобы повезло (при помощи кого -чего-нибудь); счастье мое (твое, его и т.д.), что - удачно получилось для меня, тебя, него и т.д.) Ваше счастье, что вы приехали вовремя.
В словаре С.И. Ожегова приводится всего 2 значения слова счастье. На первом месте значение успех, удача, которые предполагают случайное везение, не зависящее от самого человека, наступают без всяких усилий со стороны человека. Вторым значением является чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Пример: С. созидания. Стремление к счастью. Приводятся вводные комплексы со словом счастье, среди которых сочетание на счастье получило второе значение - чтобы была удача. Дай руку на счастье. Сочетание твое (мое, его и т. д.) счастье, что... получает помету разговорное.
В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой значения слова счастье снова меняются местами 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача. Во всём с. кому-н. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.). * К счастью или по счастью, вводн, сл. - выражает удовлетворение по поводу чего-н. На счастье - 1) вводн. сл., то же, что к счастью. На моё счастье, всё кончилось благополучно; 2) чтобы была удача. Дай руку на счастье. Твоё (моё, его и т. д.) счастье, что... (разг.) - тебе (мне, ему и т. д.) повезло, что... Твоё счастье, что всё обошлось благополучно.
В словаре Т.Ф. Ефремовой даются такие же значения, как в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, однако первое значение несколько уточняется и в него вводится сема «радость», слово счастье также характеризуется как предикатив и в этой функции имеет тоже два значения: 1) О состоянии, когда очень хорошо; 2) О везении, удаче, сопутствующих кому-л.
Обращает на себя внимание тот факт, что в словарной статье В.И. Даля в 3 значении раскрывается суть счастья - благоденствие, благополучие, земное блаженство, жизнь без горя, смут, тревоги, покой, довольство и т.д. Однако первое и второе значения слова свидетельствуют о случайности счастья, о том, что у каждого оно своё (всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь). Кроме того, прослеживается связь счастья со здоровьем, семьей (лады в семье - большое счастье; даст Бог здоровья - даст и счастья), одновременно подчеркивается ненадежность счастья (счастье что вешнее вёдро), что оно дороже ума, богатства, очень важно в боях.
В Толковом словаре Д.Н. Ушакова счастье конкретизируется, приписывается народу (И стала счастием народа цвесть радость в селах и градах. Рылеев) или отдельной личности (Вопрос о личном счастье не прост. Маяковский; Но счастья нет в моей душе. Пушкин), может иметь внешнее проявление (Мурашкина просияла от счастья. Чехов); приравнивается к чувству любви (То же, как воплощение чувства любви. Без любви, без счастья по миру скитаюсь А.Кольцов). Слово счастье получает новое значение, весьма поверхностное по сравнению с предыдущими, не затрагивающее внутреннего состояния человека - очень хорошо, крайне приятно.
И наконец, в современных словарях С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Т.Ф. Ефремовой представлено всего два значения: Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача. Это говорит о сужении семантики слова счастье.
Уточняется грамматическая и стилистическая характеристика слова счастье. Так, в словаре Д.Н. Ушакова подчеркивается просторечный характер значения слова участь, доля, судьба,
тогда как в словаре В.И. Даля такая помета отсутствовала. А в словаре Т.Ф. Ефремовой слово счастье в функции сказуемого перестает расцениваться как разговорное, в отличие от всех словарей более раннего времени издания. Следовательно, можно констатировать, что у данного значения слова изменилась стилистическая окраска.
Следует отметить трансформации и в понятийной характеристике лексемы счастье: от судьбы, рока, доли (т.е. чего-то предопределенного), успеха, удачи (т.е. чего-то случайного) до чувства и состояния полного, высшего удовлетворения (т.е. внутреннего, душевного состояния). Таким образом, внимание перемещается от внешних сил, неподвластных человеку, к внутреннему состоянию человека, которое зависит от его воли, от восприятия окружающего мира и своего позиционирования в нем, от собственного понимания благополучной, безоблачной жизни, чувства удовлетворенности своей жизнью.
Таким образом, на основе анализа словарных статей ряда толковых словарей можно выделить основные компоненты семантики ядра концепта счастье: чувство и состояние полного удовлетворения, успех, удача; счастье в функции сказуемого - хорошо, удачно, повезло. К приядер-ной части концепта счастье относятся: судьба, доля, участь; состояние радости.
К концептосфере концепта счастье относятся родственные слова, синонимы и антонимы: родственные слова - счастливый, счастливо, счастливчик, счастливец, осчастливить, посчастливиться, несчастье, несчастливый, несчастный; синонимы - блаженство, благополучие; благодать (разг.); благоденствие, доброденствие (устар., книж.); идиллия, упоение, нега (устар.); удача; везение (разг.); доля, участь, удел, судьба (простореч.); фортуна; антонимы - несчастье, горе, беда, злосчастье.
Многочисленные синонимы слова счастье свидетельствуют о том, что счастье предполагает разную степень эмоционального состояния удовлетворения: от сдержанного проявления чувств до бурного проявления радости по поводу наивысшего удовольствия. Перечисленные синонимы усиливают и несколько конкретизируют главный компонент концепта счастье - чувство и состояние полного удовлетворения - блаженство, благодать, упоение, которые подчеркивают состояние наслаждения от счастливой жизни.
Обращает на себя внимание стилистическая неоднородность синонимов лексемы счастье: синонимы, которые относятся к первому значению лексемы счастье (чувство и состояние полного, высшего удовлетворения), являются нейтральными, книжными или устаревшими, а синонимы к остальным значениям рассматриваемой лексемы, связанные с чем-то предопределенным, случайным, не зависящим от человека, являются разговорными или просторечными.
В русской фразеологии счастье представлено очень многогранно, имеет как положительные, так и отрицательные коннотации. В связи с этим пословицы и поговорки, вербализующие концепт счастье, можно разделить по значению на несколько групп:
1) счастье заключается в радости от благополучной жизни (ковать счастье; на седьмом небе от счастья; счастливому везде добро; любовь и согласие - счастье);
2) счастье может прийти неожиданно, случайно, оно непостоянно (выпало счастье; счастье не палка: в руки не возьмешь; легко найти счастье, а потерять и того легче; наше счастье как вода в бредне: тянешь - надулась, а вытащишь - ничего нет; счастье покидает, а добрая надежда никогда; легче счастье найти, чем удержать его; легко найти счастье, а потерять и того легче; счастье, что волк: обманет да в лес уйдет; счастье дается вслепую; счастье придет и на печи найдет; счастье - вешнее вёдро; счастье - вольная пташка: где захотела, там и села; счастье в руки не поймаешь; счастье, сквозь пальцы проскочило; счастье что солнышко: и улыбнется и скроется);
3) счастье бывает обманчиво (счастью не вовсе верь; счастью не верь, а беды не пугайся);
4) счастье у всех разное (каждому свое счастье ;кто ни шасть - все на мою часть; у каждого своя доля; всякому свое счастье - в чужое не заедешь; не в воле счастье, а в доле; кому счастье, кому два, а кому и нет ничего);
5) счастье и несчастье часто идут рядом (счастье с несчастьем - ближние соседи; счастье с несчастьем двор о двор живут; счастье с несчастьем на одном полозу едут; счастлив бывал, да бессчастье в руки поймал; счастье с несчастьем смешалось - ничего не осталось);
6) счастье можно добыть только трудом и умом (счастья не поищешь, счастье не придет; кто за счастье борется, к тому оно и клонится; в нужде не унывай, в счастье не ослабевай; там счастье не диво, где трудятся нелениво; счастье без ума - дырявая сума; ум в голове - удача на гряде, а без ума и счастье из рук ушло; счастье без ума нипочем);
7) отсутствие счастья приводит к беде (счастье отойдет, много бед наведет; счастье отпало, ничего в доме не стало);
8) несчастье - необходимое условие счастья (бояться несчастья - так и счастья не видать; не было бы счастья, так несчастье помогло; кто горя (нужды) не знал, тот и счастья не знает; иное горько проглотишь, да сладко выплюнешь);
9) счастье дороже богатства, красоты, ума (горсточка счастья лучше воза ума; не родись красивым, а родись счастливым; счастье лучше богатства);
10) счастье связано с общечеловеческими ценностями: дружбой, правдой, любовью и т.п.:
(счастлив тот, у кого совесть спокойна; кто дружбу водит, счастье находит; где правда, там и счастье);
11) счастье недостижимо (счастье не кляп: в руки не возьмешь; счастье не конь: хомута не наденешь);
12) счастье не в материальном благополучии, богатстве, деньгах (не в деньгах счастье, а в добром согласье; счастье не в богатстве, а в труде; счастье много денег дает, да скоро от них и погибает; счастье не в кошельке, счастье в руках);
13) счастье сопутствует смелым, правдивым, соблюдающим нормы поведения, ведущим правильный образ жизни (счастье на стороне отважных; счастье смелым помогает; счастье видишь - смелее идешь; счастлив тот, у кого совесть спокойна; счастлив тот, кто без порока живет; счастлив тот, кто вина не пьет; где правда, там и счастье);
14) счастьем нельзя управлять(счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке, не слушается вожжей; счастье не курочка: не прокормишь; счастье в руки не поймаешь; счастье в оглобли не впряжешь);
15) счастье приносит удачу, успех, окрыляет человека(кому счастье, у того и петух несется; со счастьем на клад набредешь, без счастья и гроша но найдешь; было бы счастье, а дни впереди; счастливый ходит - на клад набредет, а несчастный пойдет - и гриба не найдет; счастливому везде добро; счастливому везде счастится; счастливому и в зубах вязнет; счастливому и на воде сметана; счастливые часов не наблюдают; в счастье человек добреет, а от бед звереет; счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет);
16) несчастье - неотъемлемое условие счастья(не отведав горя, не познаешь и счастья; бояться несчастья - так и счастья не видать; не было бы счастья, так несчастье помогло; кто горя (нужды) не знал, тот и счастья не знает);
17) счастье может быть связано с негативными эмоциями (счастью не вовсе верь, на счастье не надейся; счастливым быть, всем досадить).
Таким образом, анализ фразеологии показал, что в русских пословицах и поговорках отразилось довольно противоречивое представление о счастье: почти нет пословиц, раскрывающих содержание понятия счастье, но к нему все стремятся; оно случайно, непостоянно, избирательно, но в тоже время его можно добиться только трудом и умом. Однако оно нелогично и несправедливо (глупому счастье, умному бог даст), хотя учение положительно влияет как на счастливых, так и на несчастливых людей(ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает). Счастье приносит удачу, успех, добро, но оно обманчиво и может вызывать негативные эмоции (Где счастье плодится, там и зависть родится). К счастью относятся с опасением, так как оно часто идет рядом с несчастьем. Если счастье отвернется от человека, это приведет к несчастьям.
Из всего вышеизложенного следует, что концепт счастье является одним из основных концептов, отражающих понимание того, какой должна быть жизнь человека, какова цель его существования, какие жизненные ценности являются для него приоритетными. С течением времени семантическая структура и эмоционально-стилистическая окраска концепта счастье в русской лингвокультуре претерпели изменения.
В лексикографических материалах счастье представлено как чувство и состояние полного удовлетворения, успех, удача. В русской фразеологии прослеживается понимание того, что к счастью стремятся все, хотя оно неожиданно, непостоянно, избирательно. Счастье, безусловно, добывается трудом, умом, зависит от самого индивида. Традиционно для русского человека более важна моральная, а не материальная сторона вопроса, поэтому прослеживается понимание того, что счастье не в деньгах и не в богатстве. Отрицательные коннотации концепта счастье связаны с тем, что счастье бывает обманчиво, необходимым условием его достижения бывает несчастье, счастье может вызвать зависть или достаться глупому, в то время как умному придется добывать его собственным трудом. Думается, что такое представление о счастье закрепилось во фразеологии в результате влияния времени и эпохи, а в понимании наших современников счастье предстает несколько в ином виде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: сб.науч.тр. - Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3-16.
2. Кубрякова, Е. С. О понятиях места, предмета и пространства. Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Наука, 1997. -576 с.
3. Леонтьев, А. А. Языковое сознание и образ мира //Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: ИЯ РАН, 1993. - С. 35-39.
4. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Наука, 2011. - 296 с.
6. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культу-
ры», 2001. - 824 с.
7. Фасмер, М.Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т.3. 4-е изд. стереотип. М.: Астрель: АСТ, 2003. -
832 с.