Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ «РОДИНА» В СТИХОТВОРЕНИЯХ С.А. ЕСЕНИНА В АСПЕКТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ'

КОНЦЕПТ «РОДИНА» В СТИХОТВОРЕНИЯХ С.А. ЕСЕНИНА В АСПЕКТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
327
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / родина / поэзия С. Есенина / природа / библеизмы.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ши Мэняо

В статье представлено исследование фрагмента языковой картины мира С. Есенина, выраженной в стихах и поэмах и включающую индивидуально-авторские, национальные и универсальные взаимодействующие между собой художественные доминанты. Изучение значимого для поэта концепта «родина» позволило определить, что данный концепт репрезентирован двумя ведущими мифопоэтическими концепциями – религиозно-библейской и концепцией природы. Способ концептуализации С.А. Есениным реализуется посредством этносимволов русской этнокультуры и национальной этноидиентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ «РОДИНА» В СТИХОТВОРЕНИЯХ С.А. ЕСЕНИНА В АСПЕКТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-338-343 NIION: 2018-0076-3/22-565 MOSURED: 77/27-023-2022-3-764

ШИ Мэняо,

магистрантка Института иностранных языков Ланьчжоуского университета, г. Ланьчжоу, Ганьсу, Китай, e-mail: 1213224976@qq.com

КОНЦЕПТ «РОДИНА» В СТИХОТВОРЕНИЯХ С.А. ЕСЕНИНА В АСПЕКТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ

Аннотация. В статье представлено исследование фрагмента языковой картины мира С. Есенина, выраженной в стихах и поэмах и включающую индивидуально-авторские, национальные и универсальные взаимодействующие между собой художественные доминанты. Изучение значимого для поэта концепта «родина» позволило определить, что данный концепт репрезентирован двумя ведущими мифопоэтическими концепциями - религиозно-библейской и концепцией природы. Способ концептуализации С.А. Есениным реализуется посредством этносимволов русской этнокультуры и национальной этноидиентично-сти.

Ключевые слова: концепт, родина, поэзия С. Есенина, природа, библеизмы.

SHI Mengyao,

undergraduate student Institute of Foreign Languages, Lanzhou University, Lanzhou, Gansu, China

THE CONCEPT OF «HOMELAND» IN THE POEMS OF S.A. YESENIN IN THE ASPECT OF LINGUOCULTUROLOGY

Annotation. This article presents a study of a fragment of the linguistic picture of the world with. Yesenin, expressed in poems and poems and including individual authorial, national and universal interacting artistic dominants. The study of the concept of "homeland", which is significant for the poet, made it possible to determine that this concept is represented by two leading mythopoetic concepts - the religious-biblical and the concept of nature. The method of conceptualization by S.A. Yesenin is realized through the ethnosymbol of Russian ethnoculture and national ethnoidientity.

Key words: concept, homeland, poetry of S. Yesenin, nature, bibleisms.

Связь с родиной, запёчатлённая в поэтическом наследии, является одной из главных тем творчества «херувима и хулигана». В русской языковой картине мира родина - это родная земля, место рождения (как по плоти, так и по духу), место, откуда происходит род и ведётся родословие. В унисон с Пушкиным поэт мог бы повторить: Два чувства дивно близки нам - / В них обретает сердце пищу -/Любовь к родному пепелищу,/Любовь к отеческим гробам. Гений Есенина обращался к России - империи видимой, исторической и к России - Святой Руси, духовной. В поэзии С. Есенина ярко прослеживается обострённое чувство связи с родиной, сопереживание всему живому - и жеребёнку, и телёнку, и собаке. Так описывает отношение русского таланта к родной земле П.С. Выходцев: «Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родине. Чувство родины было всегда основным в творчестве Есенина. Мужественная, самозабвенная любовь к России, кровная связь с

народной жизнью помогали поэту находить свой путь к большой правде века» [3, с. 23].

В самосознании поэта родина, по-новому осмысленная в каждом стихе, предстаёт как таинственный и полный загадок мир. Происхождение из крестьянского рода привило поэту способность видеть и познавать единство природы и человека. Родина для него - это «родительский очаг», «дым в избе», красота сельского мира, т.е. вся сущностная глубина России. Поэт использует для номинации родины слова Россия, Русь, Руссия, Дева и определяет её как любимую, кроткую. Россия воспринималась поэтом пророчески, его живая душа отторгала грядущие анархистско-революци-онные бури и стремление к насилию. Ему нужна была «великая Россия», а не «великие потрясения».

Творчество С.А. Есенина является объектом многих литературоведческих, языковых и когнитивных исследований, однако оно недостаточно изучено в лингвокультурологическом аспекте. В

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

языковой картине любой нации есть концепты, являющиеся ключевыми, например «любовь», «судьба», «душа», «жизнь», «смерть» и т.д. К их числу относится и концепт «Родина». Стихи Есенина представляют собой ценный материал для лингвоконцептуального анализа и исследования поэтики, репрезентирующей отношение к Отечеству. Наследие поэта отмечено сложным взаимодействием индивидуально-авторских и национальных концептов, и анализ концепта «родина» позволит определить его структуру, выявить лексические средства, функционирующие в семантическом поле рассматриваемой единицы языка.

Концепт «родина» сложен по своему содержанию и включает как общие национальные, так и индивидуальные характеристики. В его семантике отражено как развитие общества в своей многогранности (история, уклад, культура), так и взгляд на настоящее и представления о будущем. Кроме того, логико-семантическая нагрузка понятия тесно коррелирует с элементами пространства, видимыми, конкретными явлениями и предметами. Представление о родине у поэта динамично меняется: в одном стихе автор использует данное понятие для обозначения села или губернии, в другом - при повествовании о всей территории Российской империи. В своей поэзии Есенин редко обращается к изображению неродной земли и иностранных персон. Однако его творчество наполнено такими именами собственными, как названия городов, морей и рек, регионов и губерний, фольклорных и литературных героев, репрезентирующих принадлежность к России.

В стихотворении «Русь» природа при создании образа родины играет символическую, но в то же важную роль, посредством деталей придавая ему конкретность и живописность. Показательно, что в стихотворении создаётся собирательный образ, изобилующий пассажами деревенской жизни. Поэт использует метафоры для изображения «родины кроткой с громкой песней весной на лугу»: огоньки домов сравниваются с совиными глазками, пеньки - с лесной нечистью, пена озёр - с саваном, вся деревня - с невестой, которая ждёт весточки от солдат, ушедших на войну, росинки - с бусами. Мастерство С. Есенина состоит в умении передать подлинную красоту России во всём её богатстве, обращаясь к незамысловатым фрагментам сельского бытия, притягательных своей живописностью. Эту картину, нарисованную автором, можно представить: читателю предоставляется возможность увидеть уголок Отечества, пусть небогатый материально, но чутко воспринятый и отражённый с сохранением атмосферы безмятежной радости, сменяемой тихой печалью.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

В стихотворении «Эта улица мне знакома» отражается глубина русской души и любовь к родной природе, которая является для поэта источником вдохновения. Концепт «родина» раскрывается в символике низкого дома, мотиве деревенского детства, художественных образах родительского дома, голубых накрапов, зелёных лапах лип и птичьего гомона, кирпичного верблюда - печи, полевой соломы.

Необходимо отметить, что тонкая художественная и музыкальная поэзия С. Есенина послужила вдохновением для произведений композиторов XX и XIX вв. Пейзажные зарисовки, внимание к деталям в изображении живой и неживой природы - всё это привлекало и привлекает творческие натуры, готовые создавать мелодии для наивных и искренних поэтических сюжетов.

Справедливым будет рассматривать творчество С.А. Есенина, отмеченное размышлениями о родине, через призму мифопоэтических концепций. Воплощение темы родины содержится в религиозно-библейской мифопоэтической концепции. В период 1918-1919 гг. общество особенно активно переживало эсхатологические настроения, что наложило свой отпечаток на творчество поэта, предпринявшего попытку создать библейский цикл поэзии, где Россия изображается в двух ипостасях - града земного и града небесного, мира зримого и духовного. Художественная ткань необиблейского цикла творчества содержит цитаты, мотивы, сюжеты Библии и маркирована ритмикой и синтаксическим строем стиха. Коннотации художественных образов свидетельствуют о переосмыслении концепций, понятий и представлений Серебряного века, но наряду с этим репрезентируют образ родины как цельный фрагмент картины мира, как единое смысловое поле. Как отмечает А.К. Воронский, Есенин смог предать плоть и кровь старой деревенской Руси, которую он любил и чувствовал, с её особым ароматом и запахом осени, садом в голубых накрапах, отзвеневшей по траве в сумерках зари косой, с полями, обрызганными позолотой заката [2, с. 102].

Концепт «родина» определяется поэтом как ментальная единица, вербализованная в плане выражения языка и зафиксированная национально-культурной спецификой. В стихотворении «Иорданская голубица» мы наблюдаем ряд внея-зыковых, культурных ассоциаций, образующих фрагмент семиосферы исследуемого концепта. Коннотационно-ценностный компонент культурных архетипов выражен образами земли как осеннего храма, стаи гусей как неисчислимой рати, злачных нив, окраины села, благих селений, где все люди окажутся рано или поздно. Этот комплекс концептообразующих областей обусловлен глубоко запечатлённым в памяти личным опытом

и социально-историческими условиями, вобравшими духовно-культурные и персонально-национальные ценности.

Индивидуальный авторский стиль во многом определяется знакомым поэту с детства богослужебным языком, опытом церковной жизни. Как отмечает Ю.Б. Орлицкий, поэт своим внутренним взором обращается к слышанные в далёком детстве церковные тексты с их нестандартным сло-воупотребелнием, а местами - и клишированно-стью, что провоцирует творить раскованно, особенно в сравнеии с «несвободной» литературной традицией [9, с. 307-308]. Земное отечество поэт воспринимает как пространство взлётов и падений души, стезю духовных исканий и перемен. Мы видим прошение поэта-ходатая о родной земле: «Господи, я верую!../Но введи в свой рай/Дождевыми стрелами/ Мой пронзенный край» («Пришествие»). Сюжет данного произведения апеллирует к совмещению перспективы и ретроспективы в аспекте сотериологии. Вполне закономерным является тот момент, что, размышляя о спасении родного края, поэт возлагает надежду не на правительство, не на армию, а обращается к Богу. Здесь мы видим случай гиперсимволичности, сложной семиотической структуры, соотношения элементов и их связи таким образом, при котором раскрывается истинный замысел автора. При помощи разнообразия техники стихосложения у читателя складывалось впечатление, что поэт владеет ключом к религиозной тайне этого мира, и залогом этого доступа является его простое происхождение [8, с. 61].

Отдельного рассмотрения заслуживает топоним прозревшая Руссия. Здесь представлено соединение названий Русь, что вызывает ассоциацию со словосчетанием Святая Русь, и Россия. В данной поэме поэтическое кредо С.А. Есенина определяется репрезентацией образа жизни крестьянина, мировоззрения и быта простого человека как прерогативы, духовного преимущества народа. Поэт использует широкое поле смыслов, ряд ветхо- и новозаветных персонажей, ключевых образов, манифестируя веру «в Духе и Истине», фокусируя внимание на исполнении пророчеств и осмысливая этический кодекс революции, а также пафос революционных событий.

Отечество земное для поэта становится пространством формирования нового духовного сознания, парадоксальная противоречивость которого сопровождалась или отвержением догм Православия и Предания, или восприятия Православия как единственного оплота социума и государства. С.А. Есенин, с детства во многом опираясь на вероучительные константы, глубоко укоренён в вере предков. Родину он воспринимает через призму своего сознания, которому свой-

ственна двойственность, выраженная во внутренней борьбе человека молящегося и человека богохульствующего.

В качестве приёма описания родины Есенин довольно часто обращается к природе, которая является для поэта понятием родным, сакральным и близким. В его произведениях проходит красной нитью мысль о тесной связи природы и человека, одухотворении и особом восприятии природы, ставшей для лирического героя родным домом. Концепт «родина» иллюстрируется посредством множества семантических полей, производных от художественной доминанты «природа». Пейзажная лирика С. Есенина основана на тонком чувстве природы, которое берёт своё начало и развито в с. Константиново - колыбели великого поэта.

Мифопоэтическая концепция природы, посредством которой автор иллюстрирует собирательный образ родины, транслируется через взгляд «желтоволосого ребёнка» на красоту мира, через «половодье чувств», через мотивы легенд и духовных песен, воплощённые в чертах народного сознания. Отечество, описываемое в ранние годы творчества с нотами радостного волнения, в период зрелости в поэзии уже представлено в глубоко пережитом, настоящем и близким русскому сердцу содержании.

Мир природы и человека в лирике поэта неделимы и составляют единое целое; С. Есенин осознавал, что удаление человека от природы причиняет личности и обществу непоправимый моральный и нравственный вред, и лишь наедине с природой человек способен смыслить перипетии жизни и набраться сил [7, с. 217].

Колорит есенинских пейзажей повторяет гамму православной иконописи, отчего у читателя создаётся впечатление бесконечности. Поэт, получив широкую известность, не перестал воспевать красоту деревни; в его творчестве почти отсутствуют сюжеты с городской средой. Изображение природы С. Есениным уникально и непохоже ни на одно другое: «небо словно вымя», «море голосов воробьиных», «облаки лают, ревёт златозубая высь...» - все эти сравнения иллюстрируют разнообразие средств выражения, поэтические образы, концентрированно расположенные в стихотворении и даже в строфе. Колоритные картины быта и просторов родной земли также поэт создаёт, не обращаясь к метафориза-ции, а используя простые и всем доступные слова и детали. Этот подход используется в стихотворениях «Край ты мой заброшенный», «В хате», «Матушка в купальницу», «Сторона ль, моя сторонка».

«Знаю, мать-земля черница,/ Все мы тесная родня.» (Алый мрак в небесной черни) - всего

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

лишь несколько строк содержит характерную для сельской жизни картину. Мать-земля - одна из самых ярких мифологем, иллюстрирующая органичную связь человека с природой. Здесь акцент сделан на перенесении внутренних, этических начал жизни на неодушевлённый объект, в котором коренится понимание архетипов и символов национальной культуры. Одушевление природы и знаково-символическое отображение миропонимания и мировоззрения иллюстрирует отношение к земле как живому организму, а эпитет мать усиливает художественную ценность этой метафоры. Посредством такого уподобления поэт декларирует отношение к родине как к единому одухотворённому пространству с богатой семиотической структурой.

Идея родины как цельного пространства подчёркнута и в звуковом отношении - ЗнАю, мАть-зЕмлЯ чЕрницА,/ ВсЕ мы тЕснАЯ роднЯ, -порождающем плавность и напевность. Как правило, строфа четырёхстрочная с законченной мыслью, в пределах одного стихотворения редко происходит смена чувств, а энергией, движущей повествование, является лирическая идея.

Для ранней, дооктябрьской лирики характерны реалистическая основа творчества, конкретность поэтических образов, определяющая роль лирической идеи, выражение чувств поэта в каждое мгновение, позволяющие оформить созвучия и краски природы, тяготение через эти фрагменты поэзии к земным источникам переживания и их обнажённой искренности. Есенин излагает содержание настолько плотно, что спрессованные слова и строки полны чувств и смысла, а упущенные поэтом подробности легко восстанавливает воображение читателя. В словесной скупости сокрыт образ России, не утопающей в роскоши, но удивительно богатой духовно. Радость и горе, печаль и буйство передаются немногословно, однако каждое слово выразительно, и двадцати строк поэту достаточно, чтобы воплотить глубокие и сложные переживания или создать законченную и яркую картину.

В стихотворении «Запели тёсаные дроги ...» поэт исповедует всецелую преданность родной земле, атрибутируя название отечества описанием природы: «О Русь - малиновое поле/ И синь, упавшая в реку.». Цвет выражает определённые представления автора, а поэтическое уподобление придаёт каждому оттенку чувственно-символическую обобщённость. Оба слова в словосочетании «Русь малиновая» в идиостиле Есенина равнозначны и по отдельности обозначают лишь одно понятие - родина. Лирические миниатюры поэта приобретают особую тональность, чувства поэта наполнены просветлённой устойчивостью и последовательной осознанностью, в строках нет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

категоричности [12, с. 356]. Необходимо отметить, что концепт «родина» в есенинском творчестве является многокомпоненным: так, в стихотворении «Запели тёсаные дроги.» он формируется на основе образов часовни, колоколен, молитвословного звона степного ковыля - ассоциаций и параллелей, которые сопровождают непосредственное указание на глубокую преданность родине (Но не любить тебя, не верить - / Я научиться не могу). Все эти объекты символичны и ассоциируются не только с Россией, Русью, но и с известными фольклору значениями. Параллелизмы поэта (в частности, психологические) заключают в себе эмоциональность, лиричность и служат отсылкой к лексико-стилистическим особенностям речи тех кругов общества, в среде которых прошли детство и ранняя юность.

В стихотворении «Край ты мой заброшенный ...» автор описывает родную землю через состояние деревни. Поэта тревожит будущее глубинки, лейтмотивом произведения является страх за её судьбу. В ранней лирике Есенина тема деревни является одной из центральных, по-своему уникальны и неповторимы. Поэт искренне тоскует по своей малой родине, его душа тянется к родной, понятной и простой деревенской жизни. Разительное отличие села от реалий города заключалось в простоте и искренности, которых русскому таланту не хватало в чуждом ему окружении. Размышляя о родине-деревне, в строках читатель слышит минорные лады, уныние и тоску, взору предстают безлюдные, покинутые места, нескошенные поля и заброшенные дома. Родина представлена образами избы, черёмухи, дополняющими общую скорее унылую, чем радостную, картину. В стихотворении поэт описывает боль и печаль лирического героя по поводу состояния деревни; особый взгляд на мир с обозначенной индивидуальностью автора стал визитной карточкой С.А. Есенина.

Признаваясь в любви родине, поэт как бы ведёт задушевную беседу, используя простые и, на первый взгляд, уже известные образы и слова, полновесно звучащие в контексте выражения чувств. Сила есенинской лирики состоит в умении проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, в искусном сочетании стилевых конструкций с философско-логическими формами. Любовь к рязанским полям послужила тем бастионом, который не позволил декадентскому наступлению отвести поэзию «певца деревни» от самого главного - служения Родине [11, с. 138].

В «Руси бесприютной» есть следующие строки: Россия-мать!/ Прости меня,/ Прости!/ Но эту дикость, подлую и злую,/Я на своём недлительном пути/ Не приголублю/ И не поцелую. Поэт просит прощения за террор, развёрнутый

коммунистами против Церкви, духовенства и верующих, экспроприацию ценностей, за вихрь революции, без разбора сметающий на своём пути всех неугодных. Россия-матушка оказалась бесприютной; бесприютными, беспризорными и оставшимися без родины оказались её дети, и Есенин просит прощения у поруганной, обманутой Руси [11, с. 165].

Подлинно народное «чувство родины» выражено в строчках Тебе одной плету венок,/ Цветами сыплю стежку серую./ О Русь, покойный уголок,/ Тебя люблю, тебе и верую. Однако Русь жила во все времена тревожно и беспокойно: то преодолевая восстания и мятежи, то поднимаясь на борьбу с внешним врагом [11, с. 150]. Лирическое чувствование и образность поэта происходят из метафоризации и лироэпических открытий, богатства эпитетов. В нравственном мире автора концепту «родина» сопутствует соборно е начало «русского уклада души», сформированного национальным мировосприятием, поведением, верой и бытом.

Удивительно чутко поэт описывает сплетение поэзии природы с магией человеческих чувств в произведении «Вот уж вечер. Роса». Эти две бездонные темы автор одушевляет и представляет в качестве двух взаимодополняющих частей образа родины. Лирической темой стихотворения стала небольшая зарисовка, в которой автор знакомит адресата с впечатлениями от наступившего вечера. Стихотворение было написано в пятнадцатилетнем возрасте, однако уже в этот период язык С. Есенина отмечен конкретикой образов и глубиной мысли. Село Константиново, описываемое в произведении, олицетворяет собой и деревню вообще, и Россию. Отечество представлено совокупностью обыденных вещей, наполненных прекрасным смыслом, в которых с природой сливается душа поэта. Окружающий мир представлен ивой, луной, освещающей крышу дома и пением соловья. Таким образом, размышление о родине развивается из масштаба деревни до масштабов большого мира.

Концепт «родина» в языковой картине мира С. А. Есенина представлена фразеологическими и лексическими единицами-репрезентантами религиозно-библейской мифопоэтической концепции и концепции природы. Реализация индивидуально-авторских сем, переносных и символических значений - фитонимов, зоонимиов, цветономина-ций, религионимов, топонимов - в контексте поэтического творчества характеризуют наследие С.А. Есенина как отражающее важное место отечества во внутреннем мире поэта и лирического персонажа.

Особенностью восприятия мира поэтом является интерпретация явлений и предметов

объективной действительности языковыми средствами, мировоззрение носителя языка. Концепт «родина», рассматриваемый через призму выражения совокупности языковых средств, используемых автором, формируется совокупностью приёмов, позволяющих передать эмоциональную окрашенность, воздействующую на сознание читателя.

Религионимы и библеизмы как компоненты идиостиля содержат философское и христианское наполнение. Родная земля сравнивается с храмом, в котором находятся люди, и рано или поздно эти люди перейдут в вышние благие селения. Родину поэт называет «пронзённым краем» и просит Бога ввести её в рай. Наблюдается расширение значений привычных слов, значение охватывает больший круг референтов под влиянием экстарлингвистическихобстоятельств [6, с. 50]. Семантическая репрезентация концепта «родина» реализуется через религиозные термины и вербализаторы, а также через имплицитное употребление. Типология библейско-религи-озных номинаций характеризуется дополнительными смыслами, которые наращиваются в контексте сочетаемости с временными и переносными значениями эмоционально-чувственного, дея-тельностного и религиозного содержания. Большинство контекстов отмечено употреблением лексем в символическом значении, что способствует более глубокому пониманию поэтического текста и определению ведущей идеи стихотворения.

Представленность концепта «родина» мифопоэтической концепцией природы репрезентирует сопряжённость творчества С. Есенина с имажинизмом. Колористические приёмы и метафорические переносы выступают в символическом значении. Семантико-структурная сущность природных образов поэта отмечена доминированием лексем пейзажей, сельской местности, совокупностью элементов живой и неживой природы. Словоупотребление в дискурсе С. Есенина декларирует преломление содержательно-смыслового заряда лексико-семантических языковых средств поэзии от буквального к образно-лирическому. Ассоциации возникают как результат художественно-творческого процесса, в котором отдалённые лексические единицы разного плана содержания приобретают вполне понятные связи [4, с. 144].

В изображении концепта «родина» «последний поэт деревни» в своих стихах-исповеди предпринимает попытку наполнить слово семантикой настолько, насколько позволяет сюжет и психология лирического героя. Родина в строчках С. Есенина представлена в русле продолжения традиций великой русской классики. Лексика, используемая поэтом в описании исследуемого концепта,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

полисемантична и моноконцентрична, поскольку все те языковые единицы, которые повествуют о родине, актуализиуют фрагмент своей семантики, сопряжённый со смысловой доминантой «родная земля»: это и малиновое поле, и синь, упавшая в реку, и тёсаные дроги, и край заброшенный и т.д. Художественную мысль поэт выражает при помощи параллелизма, антитезы, метафоры, уподобления, синекдохи, эпитета и т.п. Семиотические оппозиции имеют свойство не только противостоять друг другу, но и создавать единое целое путём взаимодополнения [5, с. 128]. Концептом «родина» определяется организация стиля литературного произведения, и этот образ для всего творчества поэта является ведущим, типичным.

Пейзаж как художественное пространство появляется уже в ранней лирике Есенина и выражает глубокий психологизм и высокую степень переживания, переходящие в философское осмысление целесообразности жизни. Специфической чертой художественного мышления поэта является антропоморфизация образов [1, с. 52]. Картина природы складывается из деталей, обозначающих эмоции, движение, звуки, цветовые характеристики пространства, движение. Элементы земного бытия мыслятся неразрывно связанными с небесным миро, пространство бек-нечно: «Не видать конца и края -/ Только синь сосёт глаза». Ярким приёмом является хронологическая коннотация, усиливающая тот или иной образ: «Тихо струится река серебристая/ В царстве вечернем зелёной весны».

Список литературы:

[1] Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. - Л.: Советский писатель, 1982. -303 с.

[2] Воронский А. К. Об отошедшем // О Есенине / Сост. С. П. Кошечкин. - М.: Правда, 1990.

- С. 102.

[3] Выходцев П. С. О народности творчества Есенина / Есенин и русская поэзия / Отв. ред. чл.-кор. АН СССР В. Г. Базанов. - Л.: Наука, 1967. -396 с.

[4] Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2007.

- 144 с.

[5] Головачева А.В. Стереотипные ментальные структуры и лингвистика текста. - М.: Институт славяноведения РАН, 2000. - 161 с.

[6] Григоренко И.Н. Значения слов и их реализация. - Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2016. - 85 с.

[7] Кидямкина С.А., Шевергина В.В. Куда мчатся кони Сергея Есенина?// Поэзия Серебряного века. Сборник научных статей / Отв. ред.

Травников С.Н. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2004. - 250 с.

[8] Лекманов О.А. Ключи к Серебряному веку. - М.: Rosebud Publishing / Роузбад Интерэк-тив, 2017. - 120 с.

[9] Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в культуре Серебряного века. - М.: Языки славянской культуры, 2019. - 904 с.

[10] Пашинина B.C. Неизвестный Есенин. -К.: Деркул, 2007. - 592 с.

[11] Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Очерк жизни и творчества. - М.: Детская литература, 1976. - 192 с.

[12] Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. - М.: Изд- во: Московского унта, 1969. - 480 с.

Spisok literatury:

[1] Bazanov V.G. Sergej Esenin i krest'yan-skaya Rossiya. - L.: Sovetskij pisatel', 1982. - 303 s.

[2] oronskij A. K. Ob otoshedshem // O Esenine / Sost. S. P. Koshechkin. - M.: Pravda, 1990. - S. 102.

[3] Vyhodcev P. S. O narodnosti tvorchestva Esenina / Esenin i russkaya poeziya / Otv. red. chl.-kor. AN SSSR V. G. Bazanov. - L.: Nauka, 1967. -396 s.

[4] Gal'perin I.R. Tekst kak ob"ekt lingvistich-eskogo issledovaniya. - M.: KomKniga, 2007. -144 s.

[5] Golovacheva A.V. Stereotipnye mental'nye struktury i lingvistika teksta. - M.: Institut slavyanove-deniya RAN, 2000. - 161 s.

[6] Grigorenko I.N. Znacheniya slov i ih real-izaciya. - Krasnodar: Kubanskij social'no-ekonom-icheskij institut, 2016. - 85 s.

[7] Kidyamkina S.A., SHevergina V.V. Kuda mchatsya koni Sergeya Esenina?// Poeziya Serebry-anogo veka. Sbornik nauchnyh statej / Otv. red. Travnikov S.N. - M.: Gosudarstvennyj institut russ-kogo yazyka im. A.S. Pushkina, 2004. - 250 s.

[8] Lekmanov O.A. Klyuchi k Serebryanomu veku. - M.: Rosebud Publishing / Rouzbad Interektiv, 2017. - 120 s.

[9] Orlickij YU.B. Stih i proza v kul'ture Serebry-anogo veka. - M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2019.

- 904 s.

[10] Pashinina B.C. Neizvestnyj Esenin. - K.: Derkul, 2007. - 592 s.

[11] Prokushev YU.L. Sergej Esenin. Ocherk zhizni i tvorchestva. - M.: Detskaya literatura, 1976.

- 192 s.

[12] YUshin P.F. Sergej Esenin. Ide-jno-tvorcheskaya evolyuciya. - M.: Izd- vo: Mosk-ovskogo un-ta, 1969. - 480 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.