Научная статья на тему 'Концепт «Пространство» в поэтическом тексте'

Концепт «Пространство» в поэтическом тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
456
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ / LYRIC POEM / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / COGNITIVE LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радчук Ольга Андреевна, Мельничук Злата Анатольевна

В статье рассматривается концепт «пространство» в поэзии. Причем само слово пространство анализируется с точки зрения его первоначального понятия, в качестве места. Материалами для исследования послужили стихотворения Р. М. Рильке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept «space» in poetic text

This article considers gender concept of space in the lyric. The world “space” is analyzed as a primary definition the place. Materials for research were R. M. Rilke lyric poems.

Текст научной работы на тему «Концепт «Пространство» в поэтическом тексте»

Lingua mobilis № 7 (46), 2013

УДК 81.44

КОНЦЕПТ «ПРОСТРАНСТВО» В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

О. А. Радчук, З. А. Мельничук

В статье рассматривается концепт «пространство» в поэзии. Причем само слово пространство анализируется с точки зрения его первоначального понятия, в качестве места. Материалами для исследования послужили стихотворения Р. М. Рильке.

Ключевые слова: концепт, пространство, лирическое стихотворение, когнитивная лингвистика.

Поэзия - сфера одновременно разреженного и максимально сгущенного смысла. Комбинации концептов - единиц смысла - направляют интерпретативную деятельность реципиента, вовлекают его в игру развертывания смыслов [2. С. 121]. Концепт пространства в данной статье мы будем рассматривать в качестве термина, связанного с антропоцентрической парадигмой языкознания и когнитивно-прагматической методологией и представления мировоззренческих, интеллектуальных и эмоциональных переживаний личности, выраженных в лирических текстах.

Если говорить о категории пространства, то данный концепт можно рассматривать с точек зрения, как логики, философии, психологии так и лингвистики. Ведь понятие пространства относится к основным категориям текста.

Это одно из основных проявлений реальности, с которым сталкивается человек, как только он начинает осознавать себя и познавать окружающий мир. Само слово пространство используется в поэзии не часто. Очевидно, это связано с абстрактным характером его семантики [3. С. 205]. Лексема пространство достаточно редко употребляется в поэзии рубежа XIX-XX вв., поскольку обозначенное слово более философское, нежели поэтическое. Интересно, что пространство в зависимости от контекста получает различные трактовки [1. С. 96]. Так, например, Л. Г. Панова сводит пространство к трем ступеням от сложного к простому: физическое пространство, окружающее человека, или пространство - вместилище; пространство как атрибут этого мира; пространство как первоначало мира [4. С. 429].

42

Языкознание

Исследовательской базой анализа концепта «пространство» послужили стихотворения Р. М Рильке. Так в поэзии Рильке пространство не имеет физического смысла. Это лишь поэтический термин, в котором нет места времени. Ещё одной отличительной особенностью реализации этого концепта в лирике Рильке является его эксплицитный характер, поскольку он реализуется прямыми речевыми номинациями, прежде всего именем концепта (Raum - пространство), выражающим его в наиболее полном объеме и общей форме. К тому же лексема Raum нередко занимает сильные позиции в заглавиях, начальных и заключительных строчках стихотворений.

«Die Insel ist wie ein zu kleiner Stem

welchen der Raum nicht merkt und stumm zerstort

in seinem unbewuBten Furchtbarsein....»

(«Die Insel Nordsee»)

В этом стихотворении Рильке включает в понятие «Raum» не внутреннее пространство и не просто пространство без всяких границ, а мир, населённый людьми, который просто позабыл об этом острове.

«Worte gehen noch zart am Unsaglichen aus ...

Und die Musik, immer neu, aus den bebendsten Steinen, baut im unbrauchbaren Raum ihr vergottlichtes Haus.»

(«Sonnet X (2)»)

В данном случае под понятием «Raum» подразумевается как земля, поверхность, определенное место, которое непригодно (unbrauchbar) для возведения здания.

«Durch alle Wesen reicht der eine Raum:

Weltinnenraum. Die Vogel fliegen still durch uns hindurch. O, der ich wachsen will, ich seh hinaus, und in mir wachst der Baum.»

(«Es winkt zu Ftihlung fast aus allen Dingen»)

Как правило, исследователи творчества Рильке знаменитое его понятие Weltinnenraum переводят как «мировая душа» или «душа мира», в целом данный перевод отражает сущность Weltinnenraum, но данный концепт можно передать как «Пространство души» (пространство внутреннего мира).

Ведь именно в его произведения можно проследить одно из основных пространственных оппозиций между внешним и внутренним миром.

43

Lingua mobilis № 7 (46), 2013

«.. .auf diesem Blumenkelhe

aufzuricten: stummer, ruhiggelber

als ein goldenes und rundherum

auch den Raum beruhrend wie sich selber.»

(«Buddha»)

В этом произведение «Raum» можно перевести дословно как пространство, ведь для поэта оно бесконечно, не имеет границ.

Концепт «пространство» у Р. М. Рильке связан не только с внутренней формой этого слова - простор, но и с образами философского понятия - пространство души. Отметим, что в поэзии Р. М. Рильке пространство понимается как первичное знание о нем, то есть место - вместилище, которое заполнено чем-либо.

Список литературы

1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. М. : Флинта : Наука, 2006. 496 с.

2. Еременко, И. А. К вопросу о статусе понятия «художественный концепт» // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. 2006. Сер. Филология. Т. 19 (58). № 3.

3. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст -семиосфера - история. М., 1996.

4. Панова, Л. Г. Пространство в поэтическом мире О. Мандельштама // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонти-на. М. : Языки русской культуры, 2000. 429 с.

List of literature

1. Babenko, L. G. Lingvisticheskij analiz hudozhestvennogo teksta. Teorija i praktika: uchebnik / L. G. Babenko, Ju. V. Kazarin. M. : Flinta : Nauka, 2006. 496 s.

2. Eremenko, I. A. K voprosu o statuse ponjatija «hudozhestvennyj koncept» // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. 2006. Ser. Filologija. T. 19 (58). № 3.

3. Lotman, Ju. M. Vnutri myslja-shhih mirov. Chelovek - tekst -semiosfera - istorija. M., 1996.

4. Panova, L. G. Prostranstvo v pojeticheskom mire O. Mandel'shtama // Logicheskij analiz jazyka. Jazyki prostranstv / otv. red. N. D. Arutjunova, I. B. Levontina. M. : Jazyki russkoj kul'tury, 2000. 429 s.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.