Научная статья на тему 'Концепт престиж в отражении системной и ассоциативной лексикографии'

Концепт престиж в отражении системной и ассоциативной лексикографии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
332
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ ПРЕСТИЖ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крючкова Надежда Владимировна

Статья посвящена описанию содержания концепта престиж с использованием данных системной и ассоциативной лексикографии. Как показывает анализ, ассоциативный материал, являющийся важным дополнением данных системной лексикографии, отражает нормативные ассоциации, связанные с репрезентирующей концепт лексической единицей и составляющие базовый слой концептуального содержания, и позволяет выявить ценностный компонент в составе концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт престиж в отражении системной и ассоциативной лексикографии»

УДК 801

Н. В. Крючкова

КОНЦЕПТ ПРЕСТИЖ В ОТРАЖЕНИИ СИСТЕМНОЙ И АССОЦИАТИВНОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ

Статья посвящена описанию содержания концепта престиж с использованием данных системной и ассоциативной лексикографии. Как показывает анализ, ассоциативный материал, являющийся важным дополнением данных системной лексикографии, отражает нормативные ассоциации, связанные с репрезентирующей концепт лексической единицей и составляющие базовый слой концептуального содержания, и позволяет выявить ценностный компонент в составе концепта.

Понятие престижа является одним из важнейших ценностных ориентиров современного общества, одной из важнейших категорий социальной оценки. Вместе с тем лексикография не отражает в полной мере значимости этого понятия и не позволяет отграничить его от других смежных понятий, выражающих идею социальной ценностности. В значительной степени это связано и с «неуловимостью», трудностью определения самого понятия престиж: подобно многим концептам абстрактных имен (ср. [1]), престиж обладает сложным и многоаспектным содержанием и большой вариативностью интерпретаций, которая ярко проявляется при функционировании имени (или имен) концепта в речи.

Проблематичность точного определения понятия престиж связана также с объективной трудностью проведения четких границ внутри концептуальной сферы социальной ценностности, представляющей собой некое единое смысловое поле с взаимопересекающимися, «перетекающими» друг в друга составляющими элементами, которые по-разному комбинируются в разных концептах (таких как престиж, авторитет, мода, популярность и др.). Как отмечается в предисловии к «Русскому семантическому словарю», «абстрактные существительные представляют собой весьма сложный объект для словарного описания: здесь часто обнаруживается нежесткость границ между отдельными участками системы» [2, с. XXI]. Эту особенность семантической и, по-видимому, концептуальной систем в полной мере демонстрируют и концепты социальной ценностности.

К подобным концептам применим образ «калейдоскопичности», использованный А. П. Бабушкиным для характеристики абстрактных концептов [3]; нам кажется, что «калейдоскопичной» можно назвать, скорее, всю концептуальную сферу социальной ценностности целиком, т.к. она поворачивается разными гранями своего содержания в концептах различных абстрактных имен.

Отсутствие четких переходов, границ между смежными понятиями концептуальной сферы социальной ценностности отражается в лексикографических толкованиях, где слово престиж определяется часто через синонимичные, по мнению авторов, понятия: влияние, уважение, авторитет, репутация. Так, в «Русском семантическом словаре» слово престиж определяется как книжное и имеющее значение «уважение, безупречная репутация»; при этом лексема уважение толкуется как «почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, действий», а лексема репута-

ция - как «сложившееся общественное мнение о ком- или о чем-нибудь». Лексема престиж включается авторами семантического словаря в группу «Социальная ценностность, общественная оценка», наряду с лексемами авторитет, величие, вес, влияние, заслуга, известность, имя, популярность, признание, рейтинг, репутация, слава, уважение, успех и др. Большинство лексем данной группы определяются с отсылкой на одни и те же повторяющиеся ключевые слова - или слова, значение которых сводится к таким ключевым словам, объясняется через них. Поэтому в рамках группы слов, выражающих идею социальной ценностности, можно выделить следующие подгруппы лексем по повторяющимся базовым элементам значений:

а) авторитет - «заслуженное уважение в обществе у многих», величие -«наличие в ком- или чем-нибудь выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение», кредит - «авторитет того, кто внушает доверие, кто надежен», культ - «преклонение перед кем-, чем-нибудь, безмерное почитание кого-, чего-нибудь», лавр - «слава, всеобщий почет», пиетет - «благоговейное уважение», почесть - «официальное выражение признания, почет», почет - «уважение со стороны общества, окружающих», почтение - «глубокое уважение, обычно к старшему, вышестоящему», преклонение - «глубокое уважение и восхищение», престиж - «уважение, безупречная репутация»; уважение - «почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, действий».

Ключевым в этой группе является понятие «уважение», другие подчеркнутые слова (почет, авторитет) толкуются через него. В толковании лексемы «уважение» мы сталкиваемся с лексикографическим кругом (ср. уважение - «почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, действий», в то же время значение слова почтительный является производным от значения лексемы почтение, в свою очередь, толкуется через понятие уважения). Это еще раз подчеркивает объективную трудность членения концептуальных областей, образуемых абстрактными концептами.

Еще один элемент толкования лексемы уважение («признание») приводит нас к идее положительного отношения (ср. значение слова признание -«оценка по достоинству, положительное отношение со стороны кого-, чего-нибудь»);

б) бессмертие - «посмертная слава», имя - «личная широкая известность, заслуженная репутация», лавр - «слава, всеобщий почет», популярность - «широкая известность, признание со стороны очень многих», рейтинг - «показатель популярности, известности какого-нибудь лица или предприятия, издания, зрелища», реноме - репутация, известность», слава -почетная широкая известность», известность - «состояние кого-, чего-нибудь, о котором знают многие».

Ключевым здесь является слово известность;

в) вес - «большое влияние, сила», сила - «значительное влияние, его возможность», влияние - «возможность воздействовать на многих, на ход событий».

В этой группе слов ключевым является слово влияние;

г) уважение - «почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, действий», успех - «общественное признание», признание - «оценка по достоинству, положительное отношение со стороны кого-, чего-нибудь».

Ключевой здесь является лексема признание. К этой группе примыкает и лексема заслуга, значение которой также содержит сему признания: «общепризнанная полезность, важность чьих-нибудь поступков, деятельности; сами такие поступки, действия»;

д) имя - «личная широкая известность, заслуженная репутация», престиж - «уважение, безупречная репутация», реноме - «репутация, известность», репутация - «сложившееся общественное мнение о ком-, чем-нибудь».

В данной группе ключевым является слово репутация.

В значении некоторых лексем базовые, ключевые для данной семантической сферы понятия пересекаются; соответственно, такие лексемы были включены одновременно в несколько из вышеперечисленных подгрупп. К таким лексемам относится, в частности, и лексема престиж.

Большинство слов, с помощью которых толкуются понятия социальной ценностности, разложимы до более простых элементов смысла: сложившееся общественное мнение, положительное отношение/оценка, известность, возможность воздействия (на многих людей или на ход событий). Как показывает анализ дискурсивного функционирования репрезентирующих концепт престиж лексем, данный концепт аккумулирует все эти смысловые элементы, которые в разной степени проявляются в том или ином конкретном речевом употреблении. В этом и состоит, по-видимому, «калейдоскопичность» абстрактного концепта, а точнее концептосферы абстрактных понятий, в данном случае концептосферы социальной ценностности, - представляющей собой единое смысловое поле, составляющие которого определенным (но не жестко установленным!) образом комбинируются в разных фрагментах этого концептуального поля (отдельных концептах). Наделение подобных комбинаторных объединений смысловых - концептуальных - элементов языковым обозначением (именем) и таким образом выделение (в какой-то степени условное) этой комбинации смыслов из единого смыслового поля происходят вследствие коммуникативной релевантности выделения именно такой комбинации, в которой преломляются важнейшие ценности данной лингвокультуры.

В словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой [4] престиж, так же как и в других лексикографических источниках, наделяется пометой «книжн.» и определяется следующим образом: «влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь или что-нибудь»; при этом выделяется значение для лексемы престиж в одном из узуальных употреблений «социальный престиж» - «значимость, приписываемая в общественном сознании тому или иному роду деятельности». В БАС и МАС престиж имеет значение «авторитет, влияние, которым пользуется кто-, что-либо».

В «Толковом словаре русского языка начала XXI века» [5] слово престиж отсутствует, однако даются лексемы престижно, престижность и престижный. Для последней указываются два значения: 1) «такой, который высоко ценится (в обществе или какой-либо среде), предпочитается другим; такой, который способствует приобретению или сохранению престижа»; 2) «дорогой, высококачественный; такой, который свидетельствует о жизненном успехе кого-либо». Последнее значение показывает стремление выделить, обособить на лексикографическом уровне один из типов употребления лексем престиж и престижный - употребление, показывающее приложение понятия престижа к артефактам (некоторые типы артефактов имеют особую

функцию - быть символом престижа); однако формулировка «свидетельствует о жизненном успехе кого-либо», на наш взгляд, несколько смещает акценты: она наводит на мысль о том, что обладание престижными вещами является следствием личных достижений («успешности» человека), тогда как на самом деле одно может быть никак не связано с другим. Эта формулировка («жизненный успех») излишне конкретизирует понятие высокого социального статуса, указывая на причины возникновения такого статуса. Нам представляется, что престижные вещи являются престижными не только и не столько потому, что возможность их приобретения возникает вследствие «жизненного успеха» (т.е. личных достижений в какой-либо сфере), а вследствие своей исключительности, доступности немногим (в частности, из-за высокой стоимости, что очень удачно отражено в толковании), а также просто вследствие моды; престижен сам факт обладания определенными артефактами (машинами, часами, недвижимостью и т.п.), который и является, сам по себе, целью и успехом. Оценка артефактов как престижных и их функция (быть знаком престижа) в значительной степени взаимообусловлены: артефакт престижен потому, что в данном обществе он принят в качестве конвенционального атрибута престижа.

Чрезвычайно показательно и первое из приведенных в этом словаре значений («такой, который высоко ценится (в обществе или какой-либо среде), предпочитается другим...»), т.к. оно строится путем толкования значения лексемы престиж через общий, универсальный для всей семантической сферы социальной ценностности компонент - «высокая оценка, высокая ценность». Универсальность престижа как категории социальной оценки подтверждается и особенностями его дискурсивного функционирования: в различных контекстах концепт престиж актуализирует в той или иной степени разные ключевые семантические компоненты лексических единиц, образующих сферу социальной ценностности (сложившееся общественное мнение, положительное отношение/оценка, известность, возможность воздействия), и сближается благодаря контекстным сопоставлениям с различными понятиями данной сферы (авторитет, репутация, признание, популярность и др.).

Таким образом, трудность вычленения понятия «престиж» среди других понятий семантической сферы социальной ценностности связана, по-видимому, не только с объективной трудностью проведения границ внутри подобных семантических сфер, но и с универсальностью самого понятия «престиж» в современной русской лингвокультуре, его взаимопересечениями с множеством других компонентов данной сферы.

Наиболее подробный сравнительный анализ семантики слова престиж находим в «Новом объяснительном словаре синонимов русского языка» [6]. Члены синонимического ряда «авторитет» (авторитет, вес, влияние, престиж) рассматриваются здесь в сопоставлении с двумя другими синонимическими рядами, содержащими указание на особый статус кого-либо или чего-либо среди какой-то группы лиц: ряд известность, популярность, слава и ряд репутация, реноме, имя, слава. Общим для всех трех рядов, по мнению автора словарной статьи Е. Э. Бабаевой, является указание на то, что группа лиц знает о существовании кого-либо или чего-либо.

Объединяет синонимы ряда «авторитет», по мнению автора, то, что «свойства авторитет, вес, влияние и престиж формируются среди людей, знакомых с деятельностью субъекта» [6, с. 1]. В качестве отличительного

смыслового признака синонимов ряда «авторитет» указывается, в частности, «характер мотивировки, объясняющей особое положение субъекта среди некоторого круга лиц: личные заслуги субъекта (авторитет), возможность влиять на людей и события (влияние), значимость в глазах всего общества (престиж)»; далее отмечается, что «авторитет приобретается в результате собственной деятельности субъекта и определяется глубиной его суждений, опытом, заслугами, правильными поступками в трудных ситуациях и т.п.», «. существительное авторитет, в отличие от других синонимов ряда, сочетается с прилагательными, характеризующими данное свойство с точки зрения заслуженности; ср. дутый (раздутый, фальшивый, ложный) авторитет» [6, с. 1, 3].

В качестве дифференциального семантического признака слова престиж в синонимическом ряду с доминантой «авторитет» отмечается, кроме указанного выше признака, и специфический, сравнительно с другими членами синонимического ряда, круг носителей престижа (престиж может быть не только у человека, группы, социального института, но и у занятий, свойств и т. п.). Авторитетом же, в отличие от престижа, может обладать небольшая группа лиц или даже одно лицо. Кроме того, свойства авторитет, престиж и влияние порождают различные состояния у других людей: «уважение (авторитет), желание тем или иным образом оказаться причастным (престиж), перемены (влияние)» [6, с. 1].

Не совсем понятным остается то, какую роль, по мнению автора, играет признак круга субъектов оценки (т.е. количества субъектов, выносящих суждение о таких свойствах, как авторитет, престиж, известность) в семантике соответствующих синонимов: является ли наличие «очень многих» субъектов оценки отличительной особенностью семантики ряда известность, или же этот признак свойствен в какой-то степени и ряду авторитет, в частности включаемому в этот ряд синониму престиж? С одной стороны, наличие большого количества субъектов оценки постулируется в качестве признака, характеризующего ряд известность, в отличие от ряда авторитет: «Синонимы, входящие в ряд известность, указывают на то, что очень многие члены общества (здесь и далее подчеркнуто мною - Н. К.) знают или слышали что-то о некотором лице или другом объекте» [6, с. 1]. Вместе с тем признак широкой известности («значимость в глазах всего общества») отмечается и как выделяющий слово престиж из ряда авторитет: «Синонимы (ряда авторитет - Н. К.) различаются по следующим смысловым признакам: . 3) характер мотивировки, объясняющей особое положение субъекта среди некоторого круга лиц: личные заслуги субъекта (авторитет), возможность влиять на людей и события (влияние), значимость в глазах всего общества (престиж)» [6, с. 1]. Однако далее утверждается, что «для ряда авторитет ни идея широкой известности, ни идея положительной оценки не является значимой» [6, с. 1].

Вместе с тем очень точным представляется следующее суждение Е. Э. Бабаевой: «Престиж, в отличие от других синонимов ряда, обозначает свойство, которым объект наделяется на основании сложившейся в обществе в данный момент и меняющейся со временем иерархии ценностей. Все престижное обладает в глазах общества особой значимостью и вызывает желание попасть в его орбиту, потому что причастность к престижному (знакомства в элитарных кругах, обладание престижной специальностью, принадлежность к престижному клубу и т.п.) сама по себе повышает социальный

статус человека». И далее: «Присвоение объекту свойства престиж происходит в результате постепенного изменения общественного мнения, а иногда и воздействия на него» [6, с. 2]. Полностью соглашаясь с этим рассуждением, скажем лишь, что, на наш взгляд, оно доказывает существенные различия в семантике слов престиж и авторитет, с одной стороны (в том, что касается признака положительной оценки в семантике слова престиж, а также круга субъектов оценки - сложившееся в обществе мнение означает наличие множества таких субъектов), и указывает на точки сближения современного понятия престижа с понятиями моды, популярности - с другой.

Мы видим, что в словарных толкованиях лексемы престиж нет единства; они колеблются от указания на наиболее общее значение («высокая ценность») до сопоставления с различными синонимичными, по мнению авторов словарей, понятиями (авторитет, влияние, уважение, репутация); вместе с тем основания для установления сходства и различия между синонимами остаются не совсем ясными.

Обратимся теперь к ассоциативным данным. Ассоциативные реакции, зафиксированные на стимулы престиж и престижно в «Русском ассоциативном словаре» [7], показывают, что концептуальная и семантическая область, репрезентированная именем престиж, в сознании современных носителей русского языка имеет больше точек пересечения с понятиями моды, популярности, имиджа, чем с понятием авторитет. Так, в статье на стимул престиж присутствует единичная реакция авторитет и реакция уважение, встретившаяся два раза. Намного сильнее эксплицируют реакции данной статьи тему популярности (ср. известность, популярность, рейтинг, слава) и тему моды (ср. модно, мода). В статье на стимул престижный реакции авторитет, авторитетный, уважение вовсе отсутствуют, однако есть реакции известный и популярный.

Реакции должность, положение, встретившиеся на стимулы престиж и престижный, указывают на присутствующую в сознании носителей языка связь понятий престижа и статуса (кстати, рейтинг - это тоже положение на какой-либо шкале); сам по себе высокий статус является фактором возникновения, источником престижа. Интуитивное представление носителей языка о престиже можно было бы сформулировать примерно так: престиж - это высокая ценность чего-либо или кого-либо вследствие статуса, положения либо вследствие моды, популярности (а не вследствие каких-либо заслуг).

Значительную долю ассоциативных реакций на стимулы престиж и престижный составляют реакции, связывающие престиж с имиджем, внешним видом, производимым впечатлением (ср. реакции имидж, шик в статье престиж и реакции вид, имидж, красивый, стиль, стильный в статье престижный). Сходные реакции были даны на стимул мода (ср.: красиво, стиль, люкс, блеск, шикарная); совокупность таких реакций образует область пересечения концептов престиж и мода, подтверждая тем самым тесную связь между ними в сознании современных носителей русского языка. Обращает на себя внимание и схожесть оценочных реакций в статьях мода и престиж. При отдельных реакциях положительной оценки оба стимула вызвали целый ряд отрицательнооценочных реакций, выражающих пренебрежительное отношение к этим социальным ценностям (ср. реакции все фигня, иллюзия, коварный, чушь на стимул престиж и реакции ерунда, глупо, глупость, фигня и др. на стимул мода). Причина такого реагирования состоит, видимо, в ощу-

щении внешнего, поверхностного, иллюзорного характера моды и престижа; подобные реакции отсутствуют на стимул авторитет. Вероятно, реакции типа ерунда, чушь, глупость, объединяющие ассоциативные поля стимулов мода и престиж, эксплицируют оппозицию внешнего впечатления (осознаваемого как иллюзорное, что влечет за собой отрицательнооценочную маркированность данного полюса оппозиции) и внутреннего содержания. В этой оппозиции престиж тяготеет к первому полюсу, к которому также относятся мода, имидж, популярность.

Представляется, что в современном массовом сознании носителей русского языка престиж и авторитет являются отчасти со-положенными, но все же более противопоставленными понятиями. Они противопоставлены, во-первых, по признаку субъекта оценки, т.е. по тому, является ли эта оценка частной (или оценкой небольшой группы лиц - как авторитет) или массовой (т.е. оценкой толпы - как престиж или мода), а во-вторых, по признаку источника (причины) возникновения социальной ценности лица, объекта или явления, обозначаемой именем престиж, т.е. по тому, является ли эта высокая ценность следствием заслуг (как авторитет) или же следствием моды, популярности (как мода или престиж), или статуса. Поэтому престиж может интерпретироваться в речевом употреблении как ложная ценность (ср.: ...за человечество? За достоинство землянина? За галактический престиж? К чертовой матери! Я не дерусь за слова! У меня заботы поважнее!).

Как видно, понятие престижа в современном речевом употреблении и в сознании носителей русского языка в большей степени сближается не с понятием авторитет, а с понятиями моды, популярности, известности, приобретая общие с ними элементы смысла: наличие широкого круга субъектов оценки (мнение масс), положительная оценка, отсутствие обязательного обоснования в виде заслуг, высокого качества или глубокого содержания.

На наш взгляд, данный пример показывает, что ассоциативные данные позволяют также, с одной стороны, в определенной мере скорректировать лексикографическое описание, а с другой - выявить ценностный компонент в содержании концепта (вслед за В. И. Карасиком мы считаем этот компонент важной частью содержания лингвокультурного концепта [8]), обозначить то место, какое занимает данное понятие в системе ценностных ориентиров, в концептосфере носителей данного языка и данной культуры.

Современные исследования ассоциативного материала показывают, что ответы испытуемых, полученные в ходе ненаправленных ассоциативных экспериментов отражают не только (и не столько) индивидуальные ассоциации. Так, по мнению В. Е. Гольдина, ассоциативный материал раскрывает нормативные компоненты концептуального содержания (при условии проведения массовых экспериментов). Поэтому ассоциативные значения могут составить психологически реальное ядро национального концепта, его базовый слой [9].

Список литературы

1. Чернейко, Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени / Л. О. Чер-нейко. - М. : Б.и., 1997. - 320 с.

2. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / под общ. ред. Н. Ю. Шведовой ; РАН ; Ин-т рус. яз. -М. : Азбуковник, 2003. - Т. 3.

3. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. - 103 с.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 3-е изд., стереот. - М. : АЗЪ, 1996.

5. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. - М. : Эксмо, 2006.

6. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. акад. Ю. Д. Апресяна. - Вып. 2. - М. : Языки русской культуры, 2000.

7. Русский ассоциативный словарь. Книга 5. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть III / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. - М. : ИРЯ РАН, 1998.

8. Карасик, В. И. Языковые ключи / В. И. Карасик. - Волгоград : Парадигма, 2007. - 520 с.

9. Гольдин, В. Е. Нормативный аспект лексических ассоциаций / В. Е. Гольдин // Русский язык сегодня. Проблемы языковой нормы : сборник статей / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. - М., 2006. - С. 128-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.