Научная статья на тему 'Концепт «нравственность» в сказочной повести А. Волкова «Волшебник изумрудного города»'

Концепт «нравственность» в сказочной повести А. Волкова «Волшебник изумрудного города» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.М. Волков / Волшебник Изумрудного города / повесть / мораль / глава / образец для подражания / А.М.Волков / Изумруд қаланың сиқыршысы / әңгіме / адамгершілік / тарау / үлгі / A.M. Volkov / The Wonderul Wizard o Oz / story / morality / chapter / role model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халупная Т.А.

Автор рассматривает книгу с воспитательной точки зрения: все хорошие детские книги несут в себе мораль. Одни учат ценить дружбу, другие – сострадать и помогать слабым, третьи – никогда не сдаваться, а в некоторых собрано всё и сразу. Повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» детально показана как ресурс нравственности: шагая по страницам сказочной повести, думая о приключениях доброй маленькой девочки Элли и её верных друзей – Страшилы, Железного Дровосека, Трусливого Льва и смешного пёсика Тотошки, маленькие читатели найдут много образцов для подражания.t of "morality" in the fairy tale by A. Volkov "the Wizard of Oz"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of "morality" in the fairy tale by A. Volkov "the Wizard of Oz"

The author considers a book as upbringing values: all good children's books have morality. Some of them teach to appreciate friendship, others – to compassion and help the weak, others – to never give up, and some books have all this at the same time. A. Volkov's story "The Wonderful Wizard of Oz" is shown in detail as a resource of morality: walking through the pages of a fairy tale, thinking about the adventures of a good little girl Ellie and her faithful friends the Scarecrow, the Tin Woodman, the Cowardly Lion and the funny dog Totoshka, little readers will fnd many role models.

Текст научной работы на тему «Концепт «нравственность» в сказочной повести А. Волкова «Волшебник изумрудного города»»

107

УДК 373.1.02

ГРНТИ 14.25.05

КОНЦЕПТ «НРАВСТВЕННОСТЬ»

В СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ А. ВОЛКОВА

«ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»

Annotation

The author considers a book as upbringing values: all

good children's books have morality. Some o them teach

to appreciate riendship, others – to compassion and help the

weak, others – to never give up, and some books have all

this at the same time. A. Volkov's story "The Wonderul

Wizard o Oz" is shown in detail as a resource o morality:

walking through the pages o a airy tale, thinking about the

adventures o a good little girl Ellie and her aithul riends

- the Scarecrow, the Tin Woodman, the Cowardly Lion and

the unny dog Totoshka, little readers will nd many role

models.

Халупная Т.А.,

учитель русского языка и

литературы,

общеобразовательная

школа №10,

г. Костанай

Негізгі сөздер: А.М.Волков, Изумруд қаланың сиқыршысы, әңгіме, адамгершілік,

тарау, үлгі..

Ключевые слова: А.М. Волков, Волшебник Изумрудного

города, повесть, мораль, глава, образец для подражания.

Keywords: A.M. Volkov, The

Wonderul Wizard o Oz, story,

morality, chapter, role model.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аңдатпа

Автор кітапты тәрбиелік тұрғыдан қарастырады: барлық қажетті балалар кітаптары бір ғибратқа ие. Кейбіреулер достықты бағалауды үйретеді, ал басқалары әлсіздерге жанашырлық пен көмек көрсетеді, енді біреулері

ешқашан берілмейді, кейбіреулерінде бәрінде бірден жинақылық қалыптасады. А.Волковтың «Изумруд қаланың

сиқыршысы» повесі адамгершілік ресурс ретінде егжей

– тегжейлі көрсетілген: ертегі повесінің беттерін аралап,

мейірімді кішкентай қыз Элли мен оның сенімді достары – Қорқынышты, темір ағаш кесуші, қорқақ Арыстан

және күлкілі ит Тотошканың шытырман оқиғалары туралы ойлана отырып, кішкентай оқырмандар көптеген

үлгілерді табады.

Аннотация

Автор рассматривает книгу с воспитательной точки

зрения: все хорошие детские книги несут в себе мораль.

Одни учат ценить дружбу, другие – сострадать и помогать слабым, третьи – никогда не сдаваться, а в некоторых собрано всё и сразу. Повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» детально показана как ресурс

нравственности: шагая по страницам сказочной повести,

думая о приключениях доброй маленькой девочки Элли

и её верных друзей – Страшилы, Железного Дровосека,

Трусливого Льва и смешного пёсика Тотошки, маленькие читатели найдут много образцов для подражания.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

108

Все хорошие детские книги несут в себе

мораль. Одни учат ценить дружбу, другие

– сострадать и помогать слабым, третьи –

никогда не сдаваться, а в некоторых собрано всё и сразу. В этом секрет сказочной повести Александра Мелентьевича Волкова

«Волшебник Изумрудного города».

А.М. Волков, писатель и переводчик,

педагог и сказочник, открыл для русскоязычной детворы магический мир Изумрудного города и прочих земель-государств

Волшебной страны.

Долгое время книга А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» стояла особняком в детской советской литературе. С

одной стороны, это была, несомненно, популярная и любимая читателями детская

сказка. С другой стороны, официальная

критика её не замечала.

В справочниках по советской детской литературе об А.М. Волкове сообщалось, как

правило, очень кратко. О его книгах редко

писали критики, так как А.М. Волков, с его

феями, волшебниками, мигунами, жевунами, летучими обезьянами и прочими сказочными персонажами, не укладывался в

официальную государственную политику

в сфере детской литературы.

В дневниках писателя есть запись, подтверждающая это: «В 1961 году исполнилось около 25 лет моей литературной деятельности в Москве, а в так называемой

«большой прессе» едва ли насчитывается

25 статей, заметок, рецензий на мои книги. ... меня с полным правом можно назвать

писателем-невидимкой!» [1, с. 215].

Тем не менее, читая отзывы современников писателя, безусловно, можно сделать

заключение: воспитательное значение сказочной повести «Волшебник Изумрудного

города» оценивали достаточно высоко.

По мнению исследователя Мирона Петровского, «…это действительно добрая

книга, написанная от доброты и для доброты. Поэтому она … по-прежнему приходит

к читателю, чтобы наставить, ободрить,

обнадёжить …» [1, с. 263].

Самуил Маршак в письме А. Волкову

написал: «В повести много хорошего. Вы

знаете читателя, пишете просто. … По моему впечатлению, Вы можете быть полезны детской нашей литературе» [1, с. 251].

Юрий Нагибин, несколько ворчливо

встретивший появление произведения, всё

же с удовольствием признавал: «В книге

масса чудесных частностей…» [1, с. 245].

«Волшебник Изумрудного города» понравился главному редактору «Детиздата»

Надежде Максимовой и известному педагогу Антону Макаренко.

По словам биографа писателя Станислава Черныха, «открыв А.М. Волкову двери

в детскую литературу, С.Я. Маршак и А.С.

Макаренко не ошиблись. Его творчество

не знало срывов и спадов. С каждым годом

оно обретает всё большее число поклонников» [2, с. 229].

Создавая произведение, А.М. Волков

ставил перед собой цель не развлечь маленького читателя, а научить его ценить

дружбу, совершать добрые поступки, быть

вежливым, сопереживать, любить родную

землю. Дружба, забота, взаимовыручка,

самоотверженность – темы, буквально

пронизывающие каждую главу сказочной

повести «Волшебник Изумрудного города».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первой главе мы читаем: «У Элли

было много забот. Она помогала матери по

хозяйству…» [3, с. 6]. Девочка заботится

о матери, пытается облегчить её труд, несмотря на то, что сама ещё слишком мала,

она даже не ходит в школу.

В этой же главе автор показывает другое

нравственное качество маленькой героини: она не бросает в беде своего питомца.

«Элли не хотела оставить своего любимца

одного и бросилась за ним в фургон» [3, с.

11]. На что добрая волшебница Виллина,

лишившая ураган разрушительной силы

и позволившая ему захватить только один

домик, чтобы сбросить его на голову коварной Гингемы, в следующей главе скажет: «Такого безрассудного поступка моя

волшебная книга никак не могла предвидеть!» [3, с. 16].

В главе «Страшила» девочка постоянно

помогает своему новому спутнику – соломенному чучелу. «Девочка помогла Страшиле сделать первые два шага… Страшила шёл прямо, падал и растягивался во всю

длину. … Элли брала его за руки, поднимала … Потом Элли подобрала у края дороги

толстую ветку и предложила её Страшиле

вместо трости…» [3, с. 31].

Почему маленькая девочка сможет

одолеть трудный путь? А путь действительно трудный и даже опасный. По словам волшебницы Виллины, «Дорога далека. Не везде страна хороша, как здесь.

Есть тёмные леса со страшными зверями,

есть быстрые реки – переправа через них

опасна…» [3, с. 18]. На наш взгляд, Элли

сопутствует удача, потому что она неравнодушная. Она помогает другим, идёт в

Изумрудный город, творя добро. «Это ты

стонал? – спросила Элли. / – Да… – ответил железный человек. – Уже целый год

никто не приходит мне помочь… / – А что

нужно сделать? – спросила Элли, растроганная жалобным голосом незнакомца» [3,

с. 36].

Исключительно положительными персонажами, наделёнными нравственностью,

являются и спутники Элли. Во-первых, и

Страшила, и Железный Дровосек очень

вежливы: «Право, для чучела, прожившего

на свете один только день, он был удивительно вежлив» [3, с. 30], «Железный Дровосек много раз поблагодарил Элли, потому что он был очень вежливым» [3, с. 39].

Во-вторых, они так же, как и Элли, проявляют заботу, помогают друг другу в пути:

«Когда Дровосек заметил, что Страшила

опирается на корявую сучковатую дубину,

он тотчас срезал с дерева прямую ветку и

сделал для товарища удобную и крепкую

трость» [3, с. 41]. В свою очередь Страшила

заботится о Железном Дровосеке: «Осторожней! – в испуге вскричал Страшила и

вытер ему слёзы голубым носовым платочком. – Ведь ты заржавеешь от слёз!» [3, с.

44]. Оба они проявляют заботу о девочке:

«Элли очень устала, и Железный Дровосек

взял её на руки… Железный Дровосек сделал для Элли уютный шалаш из ветвей. Он

и Страшила просидели всю ночь у входа в

шалаш, прислушиваясь к дыханию девочки и охраняя её сон» [3, с. 45]. Бесспорно,

заслуживают внимания и поступки Тотошки, они также благородны. Он достаёт для

своей маленькой хозяйки серебряные башмачки, которые впоследствии помогут девочке при встрече с Летучими Обезьянами

и Бастиндой, также благодаря башмачкам

Элли сможет вернуться домой, к папе и

маме. «Перепуганная Элли ждала жестокой расправы. На неё бросился сам предводитель Летучих Обезьян и уже протянул

к горлу девочки длинные лапы с острыми

когтями. Но тут он увидел на ногах Элли

серебряные башмачки, лицо его перекосилось от страха. Уорра отпрянул назад и,

загораживая Элли от подчинённых, закричал: «Девочку нельзя трогать! Это Фея!»

[3, с. 120]. Увидев Элли, Бастинда думает:

«Плохо моё дело: ведь я пальцем не могу

тронуть маленькую нахалку, пока на ней

волшебные башмачки» [3, с. 121]. «Серебряные башмачки обладают многими чудесными свойствами, – сказала Стелла, – но

самое удивительное их свойство в том, что

они за три шага перенесут тебя хоть на край

света. Надо только стукнуть каблуком о каблук и назвать место…» [3, с. 187]. Тотошка вступился за Элли, когда на неё напал

людоед: «Только чёрненький зверёк смело

вступился за неё и укусил людоеда…» [3,

с. 47]. Пёсик пытается защитить Элли ото

льва: «Крохотный Тотошка смело бросил-

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

109

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

110

ся на врага…» [3, с. 56].

Все герои без исключения самоотверженны: они выручают друг друга из беды,

рискуя собственной жизнью. Когда Элли

оказалась у людоеда в замке, который был

окружен рвом с водой, Страшила и Железный Дровосек вызволили девочку, хотя

могли погибнуть сами: «Я бы переплыл

через воду, – сказал страшила, но вода смоет мои глаза, уши и рот, и я стану слепым,

глухим и немым», «А я утону, – проговорил Железный Дровосек, ведь я очень тяжёл…» [3, с. 50]. Самоотверженно поступает и Элли: «Громадный зверь разинул

пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли

смело выбежала вперёд и загородила собой Тотошку» [3, с. 56].

В главе «Встреча с Трусливым Львом» к

наши героям присоединяется новый спутник, такой же благородный, как Элли и её

друзья: он помогает друзьям перебраться

через овраг. «Овраг был широк и глубок.

Когда Элли подползла к его краю, у неё

закружилась голова… На дне пропасти лежали острые камни, и между ними журчал

невидимый ручеёк» [3, с. 63]. В следующей главе он пытается защитить новых

друзей от саблезубых тигров: «Бегите, а я

постараюсь задержать этих бестий. Жаль,

что я не успел получить от Гудвина хоть

немного смелости! Однако буду драться,

пока не умру!» [3, с. 68]. Трусливый Лев

наравне с Железным Дровосеком, Страшилой и Тотошкой проявляет заботу о своей

маленькой спутнице: «Элли так устала и

напугалась, что не могла идти. Лев посадил её и Тотошку себе на спину, и путники

быстро пошли вперёд» [3, с. 70].

Сопоставляя произведение А. Волкова с первоисточником – сказкой Ф. Баума

«Мудрец из страны Оз» (произведение А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волкова – это вольный перевод, творческая переработка американской сказки),

журналист Д. Ефремова в своей статье

«Изумруды нашего детства» отмечает: «У

персонажей А.М. Волкова развито чувство

товарищества. Тогда как герои Ф. Баума –

каждый за себя. К примеру, после тяжёлой

переправы через реку Дороти возвращается к потерянной дороге вместе со Львом и

Дровосеком. Беспомощно барахтающегося в воде Болвашу (так в некоторых переводах зовут Страшилу) они обнаруживают

случайно. Герои А. Волкова, едва пристав

к берегу на прохудившемся плоту, тотчас

бросаются на помощь» [4, с. 36]. «Куда теперь пойдём? – спросил он (лев), щурясь

на солнышко. / – Обратно, туда, где остался

наш друг, – ответила Элли. – Ведь не можем же мы уйти отсюда, не выручив нашего милого Страшилу» [3, с. 74]. В свой

черёд и Страшила не раздумывает, стоит

ли беспокоить просьбами королеву мышей

Рамину, чтобы разбудить заснувшего на

маковом поле Льва. «Но находчивый Страшила быстро перебил его: – Спасите нашего друга Льва! Он в маковом поле!» [3, с.

83]. В отличие от Болваши, принявшего такое решение после долгих колебаний, Дровосека и Дороти это вообще не заботит.

Элли же «сердечно благодарила мышей за

спасение верного друга, которого успела

сильно полюбить» [3, с. 84].

В главе «Маковое поле» есть замечательные строки: «Страшила рассказал, как

мыши вывезли льва с макового поля. Лев

покачал головой: «Как это удивительно! Я

всегда считал себя очень большим и сильным. И вот цветы, такие ничтожные по

сравнению со мной, чуть не убили меня, а

жалкие, маленькие существа, мыши, на которых я всегда смотрел с презрением, спасли меня! А всё это потому, что их много,

они действуют дружно и становятся сильнее меня, льва, царя зверей!»» [3, с. 87].

Разумеется, герои выходят победителями

из трудной, практически неразрешимой

ситуации, благодаря тому, что действуют

сообща.

Принципиальное отличие в том, что

метаморфозы с персонажами А. Волкова

происходят благодаря не столько вновь обретённой уверенности в собственных силах, сколько доброте, верности и крепкой

дружбе.

Элли справлялась со всеми трудностями

(нападение Людоеда, встреча с саблезубыми тиграми, переправа через реку, переход

через маковое поле и т. д.), потому что рядом были верные друзья.

Спутники девочки на самом деле стали её самыми верными и преданными

друзьями. Неслучайно, после неудачной

попытки добраться до Канзаса по воздуху,

они решительно оставляют все свои дела

и отправляются провожать Элли домой.

«Я пойду с Элли, – внезапно сказал лев,

– Надо защищать Элли во время путешествия». «Правильно! – вскричал Железный

Дровосек. – Пойду точить топор: он, кажется, затупился», «Мы выступает завтра

утром! – сказал Страшила» [3, с. 163].

Высоконравственны и добрые волшебницы в стране Гудвина Виллина и Стелла.

Вспомните, как названные правительницы

относятся к Элли. Виллина, указывая путь

девочке, говорит: «Иди, ищи, борись! Я

буду время от времени заглядывать в волшебную книгу, чтобы знать, как идут твои

дела… Прощай, моя дорогая!» [3, с. 19].

О благородстве Стеллы можно судить не

только по её отношению к Элли и её друзьям, но и по поступку с Золотой Шапкой.

Стелла, получив от Элли Золотую шапку,

использовала Летучих Обезьян для того,

чтобы вернуть Страшилу в Изумрудный

город, Железного Дровосека – в страну

Мигунов, а Смелого Льва – к его зверям,

которые, конечно, будут счастливы, имея

такого царя. «Потом, – сказала Стелла, –

когда исполнятся три последних волшебства Золотой Шапки, я верну её Летучим

Обезьянам, чтобы никто больше не мог

беспокоить их выполнением своих желаний, часто бессмысленных и жестоких» [3,

с. 185]. Разве такой поступок не говорит о

мудрости и благородстве юной правительницы?

А. Волков говорил о своей самой известной книге: «Написана она по мотивам

сказки американского писателя Фрэнка

Баума «Мудрец из страны Оз», но я очень

многое в ней изменил, дописал новые главы. В своей сказке я старался показать, что

самое лучшее, самое дорогое на свете – это

дружба и взаимная выручка».

Большим жизненным уроком для Элли

и её друзей стало путешествие по Волшебной стране: «Нам больно и грустно расставаться с тобой, Элли, – сказали Страшила,

Дровосек и Лев, – но мы благословляем ту

минуту, когда ураган забросил тебя в Волшебную страну. Ты научила нас самому

дорогому и самому лучшему, что есть на

свете – дружбе!» [3, с. 186].

Следовательно, шагая по страницам

сказочной повести «Волшебник Изумрудного города», думая о приключениях доброй маленькой девочки Элли и её верных

друзей – Страшилы, Железного Дровосека,

Трусливого Льва и смешного пёсика Тотошки, маленькие читатели найдут много

образцов для подражания.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Петровский М.С. Книги нашего детства: [сборник историко-литературных новелл о судьбах классических произведений

советской детской литературы]. –2-е изд.,

испр. и доп. – СПб: Изд-во Ивана Лимбаха,

2008. – 424 с.

2.Черных С.С. берегов Иртыша. – Алма-Ата: Казахстан, 1981. – Добрый волшебник: о Волкове А. М. – С. 201-233.

3.Волшебник Изумрудного города: [сказочная повесть] / А. Волков. Москва: Издательство АСТ, 2022. – 192 с.

4.Изумруды нашего детства [Текст] / Д.

Ефремова // Свой. Приложение к газете

«Культура». – 2016. – С. 36-38. - № 6.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.