Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ МНОЖЕСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: РАЗНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ'

КОНЦЕПТ МНОЖЕСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: РАЗНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
489
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ / СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО / НЕЛИНЕЙНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР ЛИЧНОСТИ / ГИБРИДНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Курбатов Владимир Иванович

В статье рассматриваются разные форматы концепта множественной идентичности, как единства разнообразия признаков с точки зрения различных концептуальных исследовательских подходов, при этом сам концепт множественной идентичности трактуется как формируемый на основе понятий, которые соответственно являются обобщением социальных практик механизмов идентификации в конкретных дисциплинарных исследованиях феномена множественной идентичности. Согласно этому концепт множественной идентичности трактуется как трансдисциплинарное метапонятие. Основными форматами феномена множественной идентичности являются изменение процесса идентификации в виде распада самотождественности и формирования целостного образа своего собственного «Я» и перехода к децентрации субъекта в современном обществе со сложной социальной динамикой, в соответствии с чем, идентичность индивида является плюралистичной, перманентно трансформируемой, гибридной, не сводимой к одному ценностному основанию, производной от многих социокультурных практик, т.е. множественной. Объективными социальными основаниями множественной идентичности являются глобальная динамика развития социальной среды, в том числе глобальные миграционные процессы, развитие городской среды, являющейся социокультурной основой множественных идентификационных процессов, развитие информационного общества, в частности, развитие таких глобальных форм коммуникации и информационного взаимодействия, как социальные сети, расширение ролевого потенциала индивидов в множестве социокультурных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF MULTIPLE IDENTITY: DIFFERENT RESEARCH APPROACHES

The article discusses different formats of the concept of multiple identity, as a unity of the diversity of features from the point of view of various conceptual research approaches, while the concept of multiple identity itself is interpreted as being formed on the basis of concepts that, respectively, are a generalization of the social practices of identification mechanisms in specific disciplinary studies of the phenomenon of multiple identity. According to this, the concept of multiple identity is interpreted as a transdisciplinary meta-concept. The main formats of the phenomenon of multiple identity are the change in the identification process in the form of the disintegration of self-identity and the formation of a holistic image of one’s own “I” and the transition to the decentration of the subject in a modern society with complex social dynamics, in accordance with which, the identity of the individual is pluralistic, permanently transformable, hybrid, not reducible to one value base, derived from many sociocultural practices, i.e. multiple. The objective social foundations of multiple identities are the global dynamics of the development of the social environment, including global migration processes, the development of the urban environment, which is the sociocultural basis of multiple identification processes, the development of the information society, in particular, the development of such global forms of communication and information interaction as social networks, expansion of the role potential of individuals in a variety of sociocultural practices.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ МНОЖЕСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: РАЗНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ»

Концепт множественной идентичности: разные исследовательские подходы

Волков Юрий Григорьевич,

заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института социологии и регионоведения ЮФУ, Южный федеральный университет, профессор Адыгейского государственного университета E-mail: ugvolkov@sfedu.ru

Курбатов Владимир Иванович,

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Южно-Российский филиал ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский Социологический центр Российской Академии наук» E-mail: kurbashy@list.ru

Ключевые слова: идентичность, идентификационные механизмы, самотождественность, сложное общество, нелинейная социальная динамика, ролевой репертуар личности, гибридная идентичность, дискурсивные практики идентификации

В статье рассматриваются разные форматы концепта множественной идентичности, как единства разнообразия признаков с точки зрения различных концептуальных исследовательских подходов, при этом сам концепт множественной идентичности трактуется как формируемый на основе понятий, которые соответственно являются обобщением социальных практик механизмов идентификации в конкретных дисциплинарных исследованиях феномена множественной идентичности. Согласно этому концепт множественной идентичности трактуется как трансдисциплинарное метапонятие. Основными форматами феномена множественной идентичности являются изменение процесса идентификации в виде распада самотождественности и формирования целостного образа своего собственного «Я» и перехода к децентрации субъекта в современном обществе со сложной социальной динамикой, в соответствии с чем, идентичность индивида является плюралистичной, перманентно трансформируемой, гибридной, не сводимой к одному ценностному основанию, производной от многих социокультурных практик, т.е. множественной. Объективными социальными основаниями множественной идентичности являются глобальная динамика развития социальной среды, в том числе глобальные миграционные процессы, развитие городской среды, являющейся социокультурной основой множественных идентификационных процессов, развитие информационного общества, в частности, развитие таких глобальных форм коммуникации и информационного взаимодействия, как социальные сети, расширение ролевого потенциала индивидов в множестве социокультурных практик.

202

Идентичность, будучи сложным, многозначным и многомерным понятием, в самом общем смысле представляет собой выражение самоопределения человеком своей самости, и образа самого себя, который индивид транслирует другим, и модели повседневного поведения, и способа существования. Оно формулируется и на индивидуальном, и на социальном уровне, а также является сложным по своей структуре и включает в себя много составляющих. Это связано с тем, что оно призвано отражать то, что индивид в обществе имеет много социальных связей и отношений. Сложились различные конкретные достаточно многозначные дисциплинарные дискурсы относительно обоснования и изучения идентичности, в соответствии с чем идентичность индивида принято считать множественной. Свои коннотации понятие множественной идентичности умножает и углубляет благодаря конкретным дисциплинарным исследованиям в области психологии, социологии, культурологии других социальных и гуманитарных дисциплин.

Само понятие множественной идентичности, с точки зрения социально-психологического подхода, ввел Э. Эрик-сон, который в рамках теории эгопси-хологии сформулировал понятие психосоциальной идентичности. Понятие идентичности выражалось в чувстве перманентной самотождественности, которое было основано на формировании личностью целостного образа своего собственного «Я». Этот образ является внутренне многозначным и неразрывно связан со всеми социальными связями и отношениями личности. Изменение этой целостности приводило на психическом уровне к утрате своей целостности и к раздвоению личности [1].

Развитие представлений о множественной идентичности осуществляется на основе конкретных дисциплинарных практик идентификации. Соответственно, в каждой дисциплинарной практике рассматриваются специфические множественные идентификационные механизмы, выражающиеся в анализе конкретной системы самоописаний и со-

циальной рефлексии, в характеристике самоопределений и самооценок, в выявлении самопрезентаций и самопредставлений, в изучении идентификационных дискурсов, в квалификации идентичности как нарратива и даже в представлении социальной сети как множественной идентификации.

Соответственно этому, в различных дисциплинарных исследованиях, формируются различные понятия множественной идентичности, имеющие достаточно разные смыслы. На наш взгляд, при генерализации понятия множественной идентичности, т.е. при рассмотрения данного концепта, возникает проблемное поле, в котором непростыми являются вопросы многозначности самого дискурса множественной идентичности, соотнесения дисциплинарных представлений о множественной идентичности, целостности индивидуального «Я» при подобной интерпретации идентичности, соотнесения различных подходов в трактовке множественной идентичности.

Исследования в области множественности идентичности продолжаются, и они связаны не только с изучением вопроса о том, как описать или измерить принадлежность индивида к нескольким социальным группам и социальным общностям, охарактеризовать его социальное и гражданское состояние или место постоянного проживания и характер его ценностных ориентаций, что несомненно очень важно, но и с некоторыми вопросами, выходящими за пределы указанных параметрических черт. Учитывая обозначенные выше проблемы, эти исследования должны быть связаны и с вопросами, фундирующими сущность множественной идентичности индивида, а именно, с вопросами генерализации понятия множественной идентичности в соответствующем концептуальном проблемно-теоретическом дискурсе.

Концепт множественной идентичности формируется на основе понятий, которые соответственно являются обобщением дискурсивных практик идентификации в конкретных дисциплинарных исследованиях феномена множественной идентичности. Будучи метапоняти-

203

ем, концепт множественной идентичности, является трансдисциплинарным метапонятием. Соответственно, данный концепт проблематизируется множественностью конкретных дисциплинарных подходов, множественностью механизмов формирования идентичности, а также тем, что в современных социокультурных исследованиях множественная идентичность трактуется не как объект, а как процесс, в соответствие с чем исследуются проблемы противоречия между множественной, гибридной идентичностью и целостностью субъекта этого процесса, которая в реализации механизмов идентификации распадается на множественность фрагментарных процессов.

Указанные выше соображения говорят о том, что это требует прежде всего дискуссионного теоретического обсуждения, что на наш взгляд, является актуальной теоретической задачей.

В соответствии с этим, основной целью данной статьи является анализ разных форматов концепта множественной идентичности, как единства разнообразия признаков с точки зрения различных концептуальных исследовательских подходов.

Методологической основой статьи являются общетеоретические принципы системности, структурного функционализма, принципы феноменологии, принципы типологии, систематизации, определения и категоризации. Для экспликации целостности концепта множественной идентичности, базирующегося на основе соответствующих различных дисциплинарных понятий в разнообразных исследовательских подходах, применяется трансдисциплинарная методология, в соответствии с которой конкретные дисциплинарные и междисциплинарные методологические подходы, дающие локальные результаты в области социальной психологии, социологии, культурологии и социальной антропологии и других социальных и гуманитарных дисциплинах, проблематизируют-ся и концептуализируются в концепте множественной идентичности в форме мета-понятия, обобщающего конкрет-

ные дисциплинарные экспликации этих понятий на новом уровне концептуального единства различных признаков множественной идентичности, выражающейся в индивидуально-личностных, социально-групповых и социально-массовых формах проявления.

Социокультурная среда, в которой существует индивид, особенно современная городская среда, как отметил еще У. Ханнерц, является гибридной или кре-олизированной. Индивид, населяющий указанную социальную среду, обладает соответственно гибридной или креоли-зированной идентичностью, в соответствии с чем имеет место объединение различных культурных практик и социальных норм, которые нельзя отнести исключительно к одному первоисточнику.

Такие исследователи городской среды, как Ж. Николаева и А. Троицкая, относительно идентичности подобного типа, называют дискурс гибридной или креолизированной идентичности своеобразным способом объяснения и осмысления социального пространства, социальной коммуникации и социального взаимодействия, а Х.Г. Тхапсагоев даже называет ее мерой современного социального бытия и навигатором индивидуального сознания индивида в социальном мире [2].

Согласно С. Гэйзер, множественная идентичность возникает в культурной городской среде как выражение взаимовлияния различных культурных практик, обусловленных всеобщими процессами урбанизации. Свою роль в этом играет и глобализация, и такое ее проявление как превращение миграции в глобальный процесс. Так, множественная идентификация характерна для различных переселенцев, мигрантов, которые становятся бикультурными людьми, билингвами. В этом плане указанные выше глобальные процессы, а особенно городская среда дают широкое поле для формирования двойной и даже множественной идентичности, которые перекрывают традиционные сингулярные категоризации [3].

В различных дисциплинарных дискурсах идентичности речь идет об инди-

204

видуальности, целостности и единстве в самых разных контекстах, а именно, в этическом, этническом, историческом, антропологическом, социально-философском, социологическом и о разновидностях идентичности индивидуальной и коллективной, национальной и гражданской, исторической, региональной, гендерной, сексуальной, культурной и т.п. Соответственно, в таких дискурсах идентичность трактуется как многозначная, многоплановая, многоуровневая, включающая в себя различные составляющие, элементы и слои.

Концепт множественной идентичности представляет собой объяснительную модель мира и человека в этом мире, характеризующую отношение к себе самому, к другим людям и к этому миру. Объективным основанием данного концепта является то, что каждый человек обладает самыми разными признаками, например, национальность и этничность, пол и возраст, род занятий и профессия, гражданское, политическая, социальная и даже сексуальная ориентация и т.д. Этот список можно продолжать и продолжать. Тем не менее, исследования в данной области продолжаются, и они связаны не только с изучением вопроса о том, как описать или измерить принадлежность индивида к нескольким социальным группам, охарактеризовать его социальное и гражданское состояние или место постоянного проживания, что несомненно очень важно, но и с некоторыми вопросами, выходящими за пределы указанных параметрических черт, например, с вопросами, фундирующими сущность множественности указанного индивида, множественности его социальных ролей материально-практического и информационного взаимодействия, множественности социальных проявлений его «Я» или даже множественности самого его «Я». А это задает проблему, которая требует прежде всего теоретического обсуждения.

Отечественные исследователи, в частности, А.А. Шевченко отмечают, что понимание множественной идентичности связано с легитимацией концепции множественной и реляционной иден-

тичности, а еще точнее, с концепцией децентрации субъекта [4]. В концептуальной ясности вопрос стоит очень просто: «Я» индивида, обладающего множественной идентичностью является целостным, единым или оно распадается на множество составляющих? В данном случае вопрос о природе множественной идентичности затрагивает проблемы философии и метафизики, а также вопросы социальной психологии и психологии личности.

Другой угол зрения на эту проблему, говорит о следующем: современный мир, как глобальный культурный контекст представляет собой процесс взаимовлияние различных культур, в соответствии с чем множественная идентичность есть по сути гибридная, в соответствии с чем, как пишут исследователи, такие как А.В. Багаева, М.А. Карелин, Дж. Баттилана, С. Дорадо, Дж. Питерсе и другие, квалифицируют как гибридную идентичность. По их мнению, это формирование новых идентификационных механизмов, основанных на формировании так называемого сложного общества, социальная динамика которого характеризуется нелинейностью и многофакторностью [5].

Экспликация концепта множественной идентичности в терминах гибридной идентичности задает целый пласт исследований, включающих в себя анализ взаимопроникновение культурных обычаев и социокультурных практик. С точки зрения психолого-лингвистического подхода механизмом идентификации становятся дискурсивные практики, позволяющие интерпретировать и переинтерпретировать события в рамках более успешной адаптации индивидов при встраивании людей в разные типы общностей: языковую, культурную, территориальную. Это, как пишет С.П. Толкачев, создает условия подвижных границ социальной гибридизации [6].

Следующий подход концептуально может быть обозначен как социально-стратификационный. На дисциплинарном социологическом уровне данный подход проявляется в характеристиках индивида, включенного в разные соци-

205

альные общности (социальные группы). Примером этого являются так называемые двухрасовые идентичности, транс-гендерные идентичности, а также множественные национально-этнические и социально-гражданские идентичности. Это нашло свое отражение в работах таких исследователей, как Дж. Бо-денхаузен, С. Гайзер, И. Дунхан, С. Кэнг, К. Ольсон [7]. В сухом остатке особенность данного подхода такова: множественная идентичность индивида определяется тем, что индивид включается в две или несколько социальных групп, форматируя свое «Я» базовыми ценностями указанных социальных групп.

Выделение указанного подхода не проясняет вопроса, который поставили еще Х. Тэйфель и Дж. Тюрнер в конце ХХ века о том, с базовыми ценностями какой группы (или групп) соотносится индивид, формируя свою множественную идентичность: с ценностями внешних групп или со своими внутренними ценностями [8].

В некотором отношении разрешение данной проблемы связано с так называемым дискурсивным подходом. Идентичность, как осознание индивидом своей принадлежности к той или иной социальной группе, системе ценностей или персональной позиции в рамках некоторого репертуара социально-личностных ролей и статусов, находит свое выражение дискурсе как организации системы речи и речевого поведения, в котором указанные роли, статусы и позиции репрезентируются и проявляются. Идентичность репрезентируется в дискурсе, в речевом поведении, коммуникативных и лингвистических маркерах, репрезентирующих уже сформулированную индивидуальную идентичность.

В социуме формируются дискурсивные практики идентификации и соответствующие идентификационные механизмы, имеющие свои признаки и типы, одним из которых является так называемый нарративный тип идентификации. Как отмечают такие отечественные исследователи, как Л.В. Енина и О.С. Ис-серс, направления исследования дискурсивной идентичности стремятся вы-

явить закономерности организации множественных идентификаций, связанных тематически с исследуемым концептом дискурса, и определить дискурсивные практики идентификации, конкурирующие за его «истинное» смысловое наполнение [9].

В различных дискурсах идентичности речь идет об индивидуальности, целостности и единства в самых разных контекстах, а именно, в этическом, этническом, историческом, антропологическом, социально-философском, социологическом и других, и о разновидностях, а именно, об идентичности индивидуальной и коллективной, национальной и гражданской, исторической, региональной, гендерной, сексуальной, культурной и т.п. Соответственно, в таких дискурсах идентичность трактуется как многозначная, многоплановая, многоуровневая, включающая в себя различные составляющие, элементы и слои.

Вместе с этим, в каждом отдельном дискурсе идентичности, самоотождествление индивида рассматривается через разнообразие дискурсивных контекстов, таких как коммуникативный контекст, личностный контекст, контекст категоризации членства в некотором сообществе или социуме в целом, контекст ценностных личностных, социальных и институциональных установок и других экспликаций, что позволяет квалифицировать идентичность как множественную, а сам дискурс идентичности как дискурс множественной идентичности. Дискурс множественной идентичности конструирует объяснительную модель мира, как объекта и квалифицирует того, формулирует свое отношение к этой модели мира.

Й. Дунхам и К. Ольсон отмечают, что идентичность есть маркер, позволяющий описывать отношение к миру посредством его индивидной категоризации, а последняя играет важную фундаментальную роль в организации повседневного жизни индивида в характеристике тех илы иных признаков себя самого. Социальная категоризация формируется как соотнесение указанных признаков с социальными системами ценностей [10].

Гз

I и!

206

Дискурс множественной идентичности конструирует объяснительную модель мира, как объекта и квалифицирует его, формулирует свое отношение к этой модели мира. Различные способы коммуникации, разговора или наррати-ва, как отмечает М. Везерел, вызывают у говорящих разные индивидуально-личностные и социально-групповые субъектные позиции. Индивиды, как пишет Б. Дэвидс, конструируются и реконструируются посредством различных дискурсивных практик, в которых они участвуют, в соответствии с чем такой подход к идентичности, по словам Р. Моле, дает представление о множественном и интерактивном характере социальной динамики, которые и принято называть множественной идентичностью [11].

В целом возникновение феномена множественной идентичности, как отмечает такой отечественный исследователь, как М.В. Тлостанова, связано с глобальными социальными процессами, в частности, с развитием информационного общества, с тем, что миграционные процессы глобализировались и стали во многом определять динамику социальной структуры принимающего общества, с развитием социальных сетей, и возникновением сетевой личности и виртуализации человеческого «Я». Все это характеризовало кризис идентичности, который выражался прежде всего в распаде нормы самотождественности [12].

Осмысление концепции социальной идентификации в меняющемся мире, в котором индивид играет множество социальных ролей выразилось в использовании методов социального конструктивизма, у истоков которых стояли Н. Лук-ман, П. Бергер и Э. Гоффман, в соответствии с чем социальную идентификацию стали трактовать как непрерывный процесс конструирования идентичности. В соответствии с чем идентичность стала трактоваться как конструкт, впрочем, конструктом считалась и социальная реальность [13]. Свой вклад в разрушение идентичности как целостной самотождественности внесли Дж. Лакан и К. Мак-

Кэйб, разработавшие концепциюдецен-трации субъекта и его реляционной субъективности. Его индивид фрагментарен, разорван и не равен самому себе. В концепции реляционная, децентрированная и ситуативная идентичность характеризуется не столько самотождественностью, т.е. отношением к самому себе, сколько определяется через оппозицию «Я и Другой» [14].

Такой исследовательский подход, как отмечают Дж. Бурк, Т. Овенс, Р. Серп, П. Труатс и другие исследователи, окончательно порывает с идентичностью как с самотождественностью и акцентирует внимание на том, как идентичность соотносится с другими идентичностя-ми. Отсюда делается вывод о том, что идентичность сама по себе не может быть осмыслена в дискурсе без ее соотнесения (подтверждения) с другими идентичностями. А это делает дискурс идентичности многозначным и саму множественную идентичность наполняет новым смыслом [15].

Отказ от понимания идентичности как от некоторой неизменной и фиксированной внутренней сущности реализовался к концепции М. Фуко, согласно которому ранее существовавшее представление относительно идентичности, как самоопределения индивида (в том числе его самопредставления, самооценки, самопрезентации и самопредъявления) должно быть дополнено непрерывной коммуникацией, посредством чего конституируется культура и общество. Это является основанием нового понимания дискурса множественной идентичности [16].

Новое представление о множественной идентичности концептуализируется посредством понятия сложного общества, в которое такие исследователи как П. Турчин, Л. Грини и А. Коротаев характеризуют как множество различных пространств, имеющих сложную нелинейную социальную динамику. Именно на этих разнообразных пространствах осуществляется процесс идентификации индивида, обретающего свою идентичность, которая является, во-первых, множественной, во-вторых, неустойчи-

207

вой и нецелостной и, в-третьих, смешанной, т.е. гибридной [17].

Дискурс множественной идентичности дополняется еще и тем, что в процессе идентификации в сложном обществе индивид реализует множество личных и социальных статусов и играет множество личных и социальных ролей, где статус - это положение, которое о занимает в социуме, а роль - система действий, реализуемые индивидом, наделенным определенным статусом. Социально-статусные и социально-ролевые практики, как отмечают Л. Такса, Дж. Поуэлл и Л. Джасингхе, очень разнообразны, как правило гибридны и характеризуются множественностью [18].

Соответственно, каждый индивид в процессе идентификации, с учетом множества социальных статусов и социальных ролей имеет несколько (множество) измерений идентичности. Это дает новое представление о дискурсе множественной идентичности. М. Кастельс отмечает, что это не единственная характеристика множественной идентичности, поскольку ее множественность, если можно так сказать, умножается в силу того, что исполнение своего ролевого репертуара индивидом определяется существующими в социуме нормами и ценностями, установленными традициями, законами и институтами общества, в соответствии с чем та или иная идентичность может быть одобряемой или неодобряемой, позитивной или негативной, поверхностной или глубокой, фундаментальной или ситуативной [19].

К основным результатам можно отнести следующие положения: - объективными основаниями множественной идентичности, как в индивидуальном, так и в социальном формате являются следующие: а) кризис традиционной идентичности, в соответствии с чем осуществляется распад нормы самотождественности и формирования целостного образа своего собственного «Я», что связано с процессом децентрации субъекта в современном обществе со сложной социальной динамикой, в соответствии с чем, идентичность индивида становится не-

устойчивой, гибридной, не сводимой к единственному ценностному основанию, производной от многих социокультурных практик;

б) динамика изменения социальной среды, в числе которой глобализация социальных процессов, в том числе и мировой миграции, влияющей на развитие социальной структуры общества, развитие информационного общества, в частности, развитие социальных сетей, и возникновение сетевой личности и виртуализации человеческого «Я», согласно чему социальная среда становится сложной, гибридной и креолизиро-ванной, включающей в себя множество социокультурных практик, в том числе и идентификационных, в которых основание идентификации невозможно свести к одному источнику и к одной базисной ценности;

в) глобальные процессы, а особенно развитие городской среды, являющейся социокультурной основой идентификационных процессов, дают широкое поле для формирования двойной и множественной идентичности, которые перекрывают традиционные сингулярные категоризации;

г) современное общество является многослойным, что нашло свое выражение в понятии сложного общества, в котором множественная идентичность индивида становится своеобразным способом объяснения и осмысления сложного и многоярусного социального пространства, информационного взаимодействия, социальной коммуникации и выступает навигатором индивидуального сознания в сложном социальном мире;

д) множественная идентичность индивида выражает множественность индивидуальных и социальных признаков человека и множественность социальных ролей в ролевом репертуаре современной личности в сложном обществе, в соответствии с чем возникают и развиваются множественные идентификационные механизмы, выражающиеся в системах самоописаний и социальной рефлексии, в характеристике самоопределений и самооценок, в выявлении самопрезентаций и самопредставлений;

208

е) множественная идентичность индивида обуславливается и на психолого-лингвистическом уровне, в соответствии с чем множественная гибридная идентичность проявляется в форме наррати-ва и дискурсивных идентификационных практик, на основе чего осуществляется более успешная адаптация индивидов при встраивании людей в разные типы общностей: языковую, культурную, территориальную, поскольку создаются более подвижные границы социальных общностей.

Экспликация концепта множественной идентичности в терминах гибридной идентичности открывает новые направления исследований множественной идентичности, а именно: анализ смешения культурных обычаев, языков, социальных практик и традиций различных социальных и этнических групп.

Литература

1. Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность

и кризис. М., 1996. - 244 С. 6.

2. Hannerz, U. Cultural Complexity: Studies in the Social Organization of Meaning. New York: Columbia University Press. 1992. - 347 Р.; Николаева, Ж., Троицкая, А. Дискурс об идентичности 7. как способ осмысления городского пространства // Журнал пограничных исследований. 2020. № 5 (1). - С. 1128.; Тхагапсоев, Х.Г. Идентичность

как философская категория и мера социального бытия // Философские науки. Спец. Выпуск. 2011. Будущее России: стратегия философского осмысления. - С.12-17.

3. Gaither, S.E. Belonging to multiple groups: Pushing identity research beyond binary thinking. Self & Identity, Special Issue: New Directions in the Study of Self and Identity, 2018. № 17, -Р. 443-454.

4. Шевченко, А.А. Дискурс идентич- 8. ности: варианты трансформации // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2006. Том 4. Вып. 2. - С. 28-32.

5. Багаева А.В. Гибридная самоидентичность: итог совместимости несоединимого // Общество: социология, пси- 9. хология, педагогика. 2021. № 10. -

209

С. 31-34.; Карелин М.А. Теоретико-методологические основания гибридизации поколенческого пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 6, № 1. - С. 36-39.; «Гибридные войны» в хаотизирующемся мире XXI века / под ред. П.А. Цыганкова. М., 2015. -384 С.; Battilana, J., Dorado, S. Building sustainable hybrid organizations: The case of commercial microfinance organizations. Academy of Management Journal, 2010. 53(6). Р. 1419-1440.; Marot-ta, V. Hybrid identities in a globalised world // Germov, J., Poole, M. (ed), Public sociology: an introduction to Australian society, Allen & Unwin, Crows Nest, N.S.W., 2011. - Р.188-204 // http://hdl. handle.net/10536/DR0/DU:30049722 (Date of appeal - 15.01.2011).; Piet-erse J.N. Globalization as Hybridization // International Sociology. 1994. Vol. 9, № . 2. - P. 161-184. Толкачев С.П. Проблемы гибридной идентичности в современной муль-тикультурной литературе // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. -С.177-182.

Dunham, Y., Olson, K.R. Beyond discrete categories: Studying multiracial, intersex, and transgender children will strengthen basic developmental science. Journal of Cognition and Develop-men. 2016. № 17, - Р. 642-665.; Gaither, S.E. Belonging to multiple groups: Pushing identity research beyond binary thinking. Self & Identity // Special Issue: New Directions in the Study of Self and Identity. 2018. № 17, - Р. 443-454.; Kang, S.K., Bodenhausen, G.V. Multiple identities in social perception and interaction: Challenges and opportunities. Annual Review of Psychology, 2015. № 66, - Р. 547-574. Tajfel, H., Turner, J.C. An integrative theory of intergroup conflict // W.G. Austin & S. Worchel (Eds.). The social psychology of intergroup relations. Monterey, California: Brooks/Cole. 1979. - Р. 3347.

Енина, Л.В. Идентичность как дискурсивный концепт и механизмы

дискурсивной идентификации // Политическая лингвистика. 2016. № 6. -С. 159-166.; Иссерс, О.С. Дискурсивная практика: к определению понятия // Современная речевая коммуникация: новые дискурсивные практики: моногр. / отв. ред. О.С. Иссерс. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - С. 37-61.

10. Dunham, Y., Olson, K.R. Beyond discrete categories: Studying multiracial, intersex, and transgender children will strengthen basic developmental science. Journal of Cognition and Development, 2016. № 17, - Р. 642-665.

11. Wetherell, M. Debates in Discourse Research // M. Wetherell, S. Taylor, & S. Yates (Eds.), Discourse Theory and Practice. London: Sage Publication. 2001. - P. 380-399.; Davies, B. Positioning: The Discursive Production of Selves // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2007. № 20(1). - P. 43-63.; Mole, R. Discursive Identities/Identity Discourses and Political Power // Discursive Constructions of Identity in European Politics. 2007. - P. 1-21.

12. Тлостанова, М.В. Человек в современном мире: проблемы множественной идентичности // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV. -С. 191-217.

13. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М.: «Медиум», 1995. - 323 С.; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ, и вступ. статья А.Д. Ковалева - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. - 304 С.

14. Lacan, J. Autres écrits. London, 2001. -605 Р.; MacCabe C. Theoretical Essays. Manchester, 1985. - 152 Р.

15. Burke, P.J. (2003). Relationships among Multiple Identities. In: Burke, P.J., Owens, T.J., Serpe, R.T., Thoits, P.A. (eds) Advances in Identity Theory and Research. Springer, Boston, MA. https:// doi.org/10.1007/978-1-4419-9188-1_14

16. Foucault, М. Confessions of the Flesh: History of Sexuality Volume IV, translat-

ed by Robert Hurley, edited by Frédéric Gros - Penguin February 2021 (a translation of Les Aveux de la chair, Gallimard, 2018).

17. History and Mathematics: Historical Dynamics and Development of Complex Societies // Eds. P. Turchin, L. Grini, A. Korotayev, V.C. de Munck. Moscow, 2006. - 216 P.

18. Taksa, L., Powell, G., Jayasinghe, L. In-tersectionality, social identity theory, and explorations of hybridity: a critical review of diverse approaches to diversity. In R. Bendl, I. Bleijenbergh, E. Hent-tonen, & A.J. Mills (Eds.), The Oxford handbook of diversity in organizations. 2015. - P. 518-535. Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxford-hb/9780199679805.013.19

19. Castells, M. The Power of Identity, 2nd ed., Blackwell Publishing, Malden, MA. 2004. - 537 P.

THE CONCEPT OF MULTIPLE IDENTITY: DIFFERENT RESEARCH APPROACHES

Volkov Yu.G., Kurbatov V.I.

Southern Federal University Professor, South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

The article discusses different formats of the concept of multiple identity, as a unity of the diversity of features from the point of view of various conceptual research approaches, while the concept of multiple identity itself is interpreted as being formed on the basis of concepts that, respectively, are a generalization of the social practices of identification mechanisms in specific disciplinary studies of the phenomenon of multiple identity. According to this, the concept of multiple identity is interpreted as a transdis-ciplinary meta-concept. The main formats of the phenomenon of multiple identity are the change in the identification process in the form of the disintegration of self-identity and the formation of a holistic image of one's own "I" and the transition to the decentration of the subject in a modern society with complex social dynamics, in accordance with which, the identity of the individual is pluralistic, permanently transformable, hybrid, not reducible to one value base, derived from many sociocultural practices, i.e. multiple. The objective social foundations of multiple identities are the global dynamics of the development of

210

the social environment, including global migration processes, the development of the urban environment, which is the sociocultural basis of multiple identification processes, the development of the information society, in particular, the development of such global forms of communication and information interaction as social networks, expansion of the role potential of individuals in a variety of sociocultural practices.

Keywords: identity, identification mechanisms, self-identity, complex society, non-linear social dynamics, role repertoire of personality, hybrid identity, discursive practices of identification

References

1. Erickson, E.G. Identity: youth and crisis. M., 1996. - 244 p.

2. Hannerz, U. Cultural Complexity: Studies in the Social Organization of Meaning. New York: Columbia University Press. 1992. -347 R.; Nikolaeva, Zh., Troitskaya, A. Discourse on identity as a way of understanding urban space // Journal of Border Studies.

2020. No. 5 (1). - S. 11-28.; Tkhagapsoev, Kh.G. Identity as a Philosophical Category and Measure of Social Being // Philosophical Sciences. Specialist. Release. 2011. The future of Russia: a strategy for philosophical reflection. - P. 12-17.

3. Gaither, S.E. Belonging to multiple groups: Pushing identity research beyond binary thinking. Self & Identity, Special Issue: New Directions in the Study of Self and Identity, 2018. No. 17, - P. 443-454.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Shevchenko, A.A. Discourse of Identity: Variants of Transformation // Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Philosophy. 2006. Volume 4. Issue. 2. - S. 28-32.

5. Bagaeva A.V. Hybrid self-identity: the result of the compatibility of the incompatible // Society: sociology, psychology, pedagogy.

2021. No. 10. - S. 31-34.; Karelin M.A. Theoretical and methodological foundations of generational space hybridization. Izvesti-ya of Saratov University. New series. Series: Sociology. Political science. 2016. V. 6, No. 1. - S. 36-39.; "Hybrid wars" in the chaotic world of the XXI century / ed. P.A. Tsy-gankov. M., 2015. - 384 S.; Battilana, J., Dorado, S. Building sustainable hybrid organizations: The case of commercial microfinance organizations. Academy of Management Journal, 2010. 53(6). R. 1419-1440.; Marotta, V. Hybrid identities in a globalized world // Germov, J., Poole, M. (ed), Public sociology: an introduction to Australian so-

ciety, Allen & Unwin, Crows Nest, N.S.W., 2011. - P. 188-204 // http://hdl.handle. net/10536/DRO/DU:30049722 (Date of appeal - 01/15/2011).; Pieterse J.N. Globalization as Hybridization // International Sociology. 1994 Vol. 9, no. 2. - P. 161-184.

6. Tolkachev S.P. Problems of hybrid identity in modern multicultural literature // Knowledge. Understanding. Skill. 2013. No. 2. -S. 177-182.

7. Dunham, Y., Olson, K.R. Beyond discrete categories: Studying multiracial, intersex, and transgender children will strengthen basic developmental science. Journal of Cognition and Developmen. 2016. No. 17, - R. 642-665.; Gaither, S.E. Belonging to multiple groups: Pushing identity research beyond binary thinking. Self & Identity // Special Issue: New Directions in the Study of Self and Identity. 2018. No. 17, - R. 443454.; Kang, S.K., Bodenhausen, G.V. Multiple identities in social perception and interaction: Challenges and opportunities. Annual Review of Psychology, 2015. No. 66, -P. 547-574.

8. Tajfel, H., Turner, J.C. An integrative theory of intergroup conflict // W.G. Austin & S. Worchel (Eds.). The social psychology of intergroup relations. Monterey, California: Brooks/Cole. 1979. - R. 33-47.

9. Enina, L.V. Identity as a discursive concept and mechanisms of discursive identification // Political Linguistics. 2016. No. 6. -S. 159-166.; Issers, O.S. Discursive practice: to the definition of the concept // Modern speech communication: new discursive practices: monograph. / resp. ed. O.S. Issers. - Omsk: Om Publishing House. state un-ta, 2011. - S. 37-61.

10. Dunham, Y., Olson, K.R. Beyond discrete categories: Studying multiracial, intersex, and transgender children will strengthen basic developmental science. Journal of Cognition and Development, 2016. No. 17, -pp. 642-665.

11. Wetherell, M. Debates in Discourse Research // M. Wetherell, S. Taylor, & S. Yates (Eds.), Discourse Theory and Practice. London: Sage Publication. 2001. - P. 380-399.; Davies, B. Positioning: The Discursive Production of Selves // Journal for the Theory of Social Behavior. 2007. No. 20(1). - P. 4363.; Mole, R. Discursive Identities/Identity Discourses and Political Power // Discursive Constructions of Identity in European Politics. 2007. - P. 1-21.

211

12,

13.

14,

15,

16,

Tlostanova, M.V. Man in the modern world: problems of multiple identity // Issues of social theory. 2010. Volume IV. - P. 191-217. Berger, P., Lukman, T. Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. - M .: "Medium", 1995. - 323 S .; Hoffman I. Presenting yourself to others in everyday life / Per. from English, and intro. article by A.D. Kovalev - M .: "KANON-press-C", "Kuchkovo field", 2000. - 304 S. Lacan, J. Autres écrits. London, 2001. - 605 R.; MacCabe C. Theoretical Essays. Manchester, 1985. - 152 R. Burke, P.J. (2003). Relationships among Multiple Identities. In: Burke, P.J., Owens, T.J., Serpe, R.T., Thoits, P.A. (eds) Advances in Identity Theory and Research. Springer, Boston, MA. https://doi. org/10.1007/978-1-4419-9188-1_14 Foucault, M. Confessions of the Flesh: History of Sexuality Volume IV, translated by

Robert Hurley, edited by Frédéric Gros -Penguin February 2021 (a translation of Les Aveux de la chair, Gallimard, 2018).

17. History and Mathematics: Historical Dynamics and Development of Complex Societies // Eds. P. Turchin, L. Grini, A. Korotayev, V.C. de Munch. Moscow, 2006. - 216 R.

18. Taksa, L., Powell, G., Jayasinghe, L. Inter-sectionality, social identity theory, and explorations of hybridity: a critical review of diverse approaches to diversity. In R. Bendl, I. Bleijenbergh, E. Henttonen, & A.J. Mills (Eds.), The Oxford handbook of diversity in organizations. 2015. - R. 518-535. Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/ox-fordhb/9780199679805.013.19

19. Castells, M. The Power of Identity, 2nd ed., Blackwell Publishing, Malden, MA. 2004. -537 R.

212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.