Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ «ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ» В СОВРЕМЕННОМ ЛИБЕРАЛЬНОМ ИСЛАМЕ: ОТ ФИЛОСОФИИ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ К ПОЛИТИКЕ ПАМЯТИ'

КОНЦЕПТ «ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ» В СОВРЕМЕННОМ ЛИБЕРАЛЬНОМ ИСЛАМЕ: ОТ ФИЛОСОФИИ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ К ПОЛИТИКЕ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / интеллектуалы / умма / арабский Восток / Иран / Индонезия / исламский либерализм / история / историческое время / прогресс / Islam / intellectuals / Ummah / Arab East / Iran / Indonesia / Islamic liberalism / history / historical time / progress

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Максим Валерьевич Кирчанов

В статье в сравнительной перспективе рассматриваются основные особенности восприятия исторического времени в арабской, иранской и индонезийской мусульманских интеллектуальных традициях. Цель статьи — анализ концепта «историческое время» и его производных в современном либеральном сегменте уммы. Методологически статья основана на принципах, предложенных в рамках междисциплинарной историографии, сформулированных в интеллектуальной истории и новой культуральной истории через призму имагинативного и инвенционистского поворотов. Автор рассматривает историческое время в либеральной мусульманской традиции как интеллектуальной практике, которая одновременно актуализирует культурное наследие уммы и современный потенциал социальной и политической мысли. Поэтому автор анализирует 1) особенности восприятия исторического времени либеральными мусульманскими интеллектуалами, 2) направления ассимиляции западной гуманитарной методологии, 3) перспективы трансформации восприятия исторического времени в современной гуманитарной ситуации через призму растущей междисциплинарности. Новизна исследования состоит в анализе общих и уникальных особенностей восприятия исторического времени и его производных современными мусульманскими либеральными интеллектуалами. В статье показано, что либеральное течение в умме демонстрирует широкий спектр восприятия исторического времени, ис торическое время в исламе воспринимается плюралистично, интерпретации исторического времени в либеральном исламе зависимы от культурных особенностей уммы. Результаты исследования позволяют предположить, что 1) ислам стал важным фактором восприятия «исторического времени»; 2) категории событийной истории и исторического прогресса редуцируются до истории прогрессивного развития и распространения ислама; 3) важным фактором в изобретении исторического времени стала трансплантация западной междисциплинарной эпистемологии. В целом в статье показано, что историческое время воспринимается как символическое пространство для локализации ключевых моментов исторической памяти мусульманской уммы. Автор полагает, что воображение исторического времени через призму современности редуцирует историю до актуального настоящего, воспринимаемого в категориях реализации предназначения ислама, связанного с достижением его глобального доминирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “HISTORICAL TIME” IN MODERN LIBERAL ISLAM: FROM THE PHILOSOPHY OF TEMPORALITY TO THE POLICY OF MEMORY

In this article, the author examines the main features of the perception of historical time in the Arab, Iranian and Indonesian Muslim intellectual traditions in a comparative perspective. The purpose of the article is to analyze the images of «historical time» and its derivatives in the modern liberal segment of the Ummah. Therefore, the author analyzes 1) the peculiarities of the perception of historical time by liberal Muslim intellectuals, 2) the directions of assimilation of Western humanitarian methodology, 3) the prospects for transforming the perception of historical time in the modern humanitarian situation through the prism of rising interdisciplinarity. The article shows that 1) the liberal trend in the ummah demonstrates a wide range of perception of historical time, 2) historical time in Islam is perceived pluralistically, 3) the interpretation of historical time in liberal Islam is dependent on the cultural characteristics of the ummah. Methodologically, the article is based on the principles proposed in interdisciplinary historiography, proposed in intellectual history and new cultural history through the prism of imaginative and interventionist turns. The novelty of the study lies in the analysis of common and unique features of the perception of historical time and its derivatives by modern Muslim liberal intellectuals. The results of the study suggest that 1) Islam has become an important factor in the perception of «historical time», 2) the categories of “event history” and “historical progress” are reduced to the history of the progressive development and spread of Islam, 3) the transplantation of Western interdisciplinary epistemology has become an important factor in the invention of historical time. In general, the article shows that historical time is perceived as a symbolic space for localizing the key moments of the historical memory of the Muslim Ummah. The author believes that the imagination of historical time through the prism of modernity reduces history to the actual present, perceived in terms of the realization of the mission of Islam, associated with the achievement of its global dominance.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ «ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ» В СОВРЕМЕННОМ ЛИБЕРАЛЬНОМ ИСЛАМЕ: ОТ ФИЛОСОФИИ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ К ПОЛИТИКЕ ПАМЯТИ»

Вестник ПСТГУ

Максим Валерьевич Кирчанов, д-р ист. наук,

Воронежский государственный университет Россия, г. Воронеж maksymkyrchanoff@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-3819-3103

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2023. Вып. 108. С. 59-74

Б01: 10.15382Миг12023108.59-74

Концепт «историческое время»

В СОВРЕМЕННОМ ЛИБЕРАЛЬНОМ ИСЛАМЕ: ОТ ФИЛОСОФИИ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ К ПОЛИТИКЕ ПАМЯТИ

Аннотация: В статье в сравнительной перспективе рассматриваются основные особенности восприятия исторического времени в арабской, иранской и индонезийской мусульманских интеллектуальных традициях. Цель статьи — анализ концепта «историческое время» и его производных в современном либеральном сегменте уммы. Методологически статья основана на принципах, предложенных в рамках междисциплинарной историографии, сформулированных в интеллектуальной истории и новой культуральной истории через призму имагинативно-го и инвенционистского поворотов. Автор рассматривает историческое время в либеральной мусульманской традиции как интеллектуальной практике, которая одновременно актуализирует культурное наследие уммы и современный потенциал социальной и политической мысли. Поэтому автор анализирует 1) особенности восприятия исторического времени либеральными мусульманскими интеллектуалами, 2) направления ассимиляции западной гуманитарной методологии, 3) перспективы трансформации восприятия исторического времени в современной гуманитарной ситуации через призму растущей междисциплинар-ности. Новизна исследования состоит в анализе общих и уникальных особенностей восприятия исторического времени и его производных современными мусульманскими либеральными интеллектуалами. В статье показано, что либеральное течение в умме демонстрирует широкий спектр восприятия исторического времени, историческое время в исламе воспринимается плюралистично, интерпретации исторического времени в либеральном исламе зависимы от культурных особенностей уммы. Результаты исследования позволяют предположить, что 1) ислам стал важным фактором восприятия «исторического времени»; 2) категории событийной истории и исторического прогресса редуцируются до истории прогрессивного развития и распространения ислама; 3) важным фактором в изобретении исторического времени стала трансплантация западной междисциплинарной эпистемологии. В целом в статье показано, что историческое время воспринимается как символическое пространство для локализации ключевых моментов исторической памяти мусульманской уммы. Автор полагает, что воображение исторического времени через призму современности редуцирует историю до актуального настоящего, воспринимаемого в категориях реализации предназначения ислама, связанного с достижением его глобального доминирования.

Ключевые слова: ислам, интеллектуалы, умма, арабский Восток, Иран, Индонезия, исламский либерализм, история, историческое время, прогресс.

М. В. Кирчанов

© Кирчанов М. В., 2023.

Введение

На протяжении нескольких столетий от Хиджры мусульманский мир представлял собой уникальное культурное и интеллектуальное пространство, в рамках которого развивалось собственное восприятие исторического времени, что привело к появлению исламской философии истории. Начиная с Нового времени мусульманские государства постепенно утратили конкурентные преимущества, что было связано с подъемом Запада. На протяжении XVIII и XIX столетий мусульманские страны не только приходили в состояние политического и институционального кризиса, но и становились пространством европейской экспансии.

Европейский колониализм на Востоке оказал значительное воздействие на местные социальные структуры, но не смог поставить под сомнение доминирование ислама. В результате колонизированный Восток развивался как пространство сосуществования, соразвития и софункционирования двух различных культурных моделей. Влияние западных культурных и образовательных институций было столь велико и значительно, что часть представителей мусульманских элит Востока не только получали европейское образование, но и привносили подходы, возникшие в западной науке, для описания и анализа восточных мусульманских социальных, культурных и экономических реалий. Этот фактор не мог не повлиять на восприятие исторического времени в мусульманской интеллектуальной традиции.

Принимая во внимание многоуровневость интеллектуального сообщества в исламском мире, в данной статье автор ограничит источниковый корпус текстами мусульманских интеллектуалов либеральной направленности. Под либеральным исламом автор понимает тренды в современной мусульманской политической, культурной и исторической мысли, основанные на попытках умеренной или радикальной модернизации уммы путем привнесения как западных политических стандартов, так и эпистемологических практик и стратегий1. Анализируя либеральные тренды в современной мусульманской мысли, следует принимать во внимание их вторичность и привнесенность, намеренный и подчеркнутый радикализм, основанный на игнорировании отличий между суннитами и шиитами, воспринимаемыми в качестве потребителей формально-идеальной привнесенной западной модели, что визуализирует определенную маргинальность либерального проекта под мусульманскими лозунгами.

Необходимо также ограничить географические рамки, рассмотрев три модели восприятия исторического времени, представленные современным арабским, иранским и индонезийским интеллектуальными сообществами. Объединяющим фактором для анализа именно этих мусульманских интеллектуальных сообществ является наличие либерального течения в умме. Выбор последних в качестве объектов изучения объясним тем, что арабский Восток является родиной ислама, а Индонезия — моделью развития ислама в регионе с ярко выраженной этнической и культурной спецификой. Арабский Восток представляет собой зону доминирования суннитского ислама (сунниты составляют большин-

1 См.: Кирчанов М. В. Либеральный ислам в современной Индонезии: основные векторы идеологического развития в первой половине 2010-х гг. // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2016. № 1. С. 99—110.

ство мусульман), а современная Индонезия — самая густонаселенная страна, в населении которой преобладают мусульмане. Иран, в свою очередь, крупнейшее шиитское государство, которое аккумулирует значительные интеллектуальные и культурные ресурсы, определяя векторы и траектории развития современного шиизма.

В центре авторского внимания в представленной статье — проблемы восприятия исторического времени мусульманскими либеральными интеллектуалами в контекстах культурного дрейфа самой концепции времени из философии в направлении исторической политики и мемориальной культуры. Целью статьи является анализ восприятия категории «историческое время» и его производных в интеллектуальном арабском, иранском и индонезийском дискурсах, ограниченных либеральными сегментами уммы. В число задач статьи входят: 1) изучение особенностей восприятия исторического времени анализируемыми группами, 2) выяснение специфики ассимиляции западной гуманитарной методологии, 3) выявление перспектив трансформации изучаемой категории в современной гуманитарной ситуации в условиях растущей междисциплинарно-сти, широко используемой для изучения мемориальных культур, функционирование которых невозможно без актуализации концепта «историческое время».

Таким образом, в статье фактически анализируются вариативные национальные модели восприятия времени в мусульманском мире. Анализ столь различных и в ряде случаев чуждых интеллектуальных моделей, как полагает автор, не только возможен, но и потенциально продуктивен, так как актуализирует векторы сближения и траектории расхождения между формами исламской мысли, которые во второй половине ХХ в. были вынуждены в результате модернизации стать национальными. Исходя именно из подобных методологических оснований, концепты времени, анализируемые в представленной статье, намеренно редуцируются до вторичных трансплантатов и концептов, заимствованных из светского невосточного дискурса или возникших под влиянием западной интеллектуальной традиции.

Методология исследования основана на принципах современной междисциплинарной и постмодернистской историографий. Среди ее наиболее активно и динамично развивающихся направлений — интеллектуальная история, история идей, археология идей и культуральная история. Суммируя достижения методологии и эпистемологии гуманитарных исторических исследований, культурная активность мусульманских интеллектуалов в изучаемых регионах, принимая во внимание их исторические, социальные и политические характеристики, может восприниматься как процесс конструирования нарративов и редуцироваться до изобретения историографических традиций. К числу последних мы относим понятие «историческое время».

В историографии концепт «историческое время» в исламе традиционно интерпретируется в контекстах истории ислама2, исламской философии3 и

2 См.: Stern M. S. Time in Islam // Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-Western Cultures / H. Selin, ed. Dordrecht, 2018. P. 2132-2134.

3 См.: Bowering G. The Concept of Time in Islam // Proceedings of the American Philosophical Society. 1997. Vol. 141. No 1. P. 55-66.

Корана4. Анализ различных национальных восприятий времени мусульманскими интеллектуалами возможен через призму инвенционистского и имагинатив-ного поворотов в современной историографии. Арабские, иранские и индонезийские интеллектуалы, которые вовлечены в процессы изобретения, воображения и конструирования исторического времени и его производных, фактически легитимируют различные проекты идентичности, которые в той или иной степени используют ресурс ислама как консолидирующего фактора. В рамках подобной методологии концепты исторического времени редуцируются до культурных и интеллектуальных конструктов «историческое время», «архаика», «развитие» и «прогресс», которые воспроизводят различные версии и формы идентичности, отражая проблемы, важные и актуальные для современных обществ мусульманских стран.

Историческое время в исламе

Либеральное течение в индонезийской умме демонстрирует широкий спектр восприятия исторического времени. История как процесс в современном либеральном дискурсе индонезийского ислама персонифицирована. Прошлое соотносится с отдельными историческими деятелями, что актуализирует антропологическое измерение истории. Историческое время конструируется как линейное время, что свидетельствует об ассимиляции западной эпистемологии истории. В этой ситуации история редуцируется до тематических аспектов, а ее протекание в хронологической перспективе описывается от условного начала до не менее условного завершения. В восприятии прошлого индонезийскими авторами заметна устойчивая дихотомия «время» / «событие»5.

Подобная пара воспринимается как центральная в анализе хронологической компоненты истории мусульманскими интеллектуалами, которые полагают, что события, зафиксированные на протяжении прошлого как исторического времени, реальны только тогда, когда они фиксируются в различных версиях коллективной памяти6. Линейное восприятие времени формирует неопозитивистский гранд-нарратив, который сводит историческое время до событийно-политической истории государственных образований7 и их лидеров8, что актуа-

4 См.: Tamer G. The Concept of Time in the Qur3an // Studying the Near and Middle East at the Institute for Advanced Study, Princeton, 1935-2018 / S. Schmidtke, ed. Piscataway, N. J, 2018. P. 118-124.

5 См.: Maarif S. Penjelasan Konsep Ruang dan Waktu dalam Pembelajaran Sejarah // Tirto. 2021. Juli 31. URL: https://tirto.id/penjelasan-konsep-ruang-dan-waktu-dalam-pembelajaran-sejarah-gibk (дата обращения: 02.08.2023).

6 См.: Jâvdân M. Haqiqat yâ afsâne: arzyâbi-ye dânesmandân-e mosalmân az "hâfezeye târixi" (Джавдан М. Правда или миф: оценка мусульманскими учеными «исторической памяти») // Haftâsemân. 1399. No 79. P. 5-24.

7 См.: Raditya I. N. Sejarah Singkat Kerajaan Majapahit // Tirto. 2022. September 23. URL: https://tirto.id/sejarah-singkat-kerajaan-majapahit-awal-berdiri-dan-silsilah-raja-f9Ul (дата обращения: 02.08.2023).

8 См.: Parinduri A. Sejarah Pemberontakan Ra Kuti di Majapahit yang Ditumpas Gajah Mada // Tirto. 2021. Februar 15. URL: https://tirto.id/sejarah-pemberontakan-ra-kuti-di-majapahit-yang-ditumpas-gajah-mada-f978 (дата обращения: 02.08.2023).

лизирует одновременное персонифицированное и географическое измерение завершенного исторического времени. Конструирование образа времени в либеральном индонезийском дискурсе несет в себе элементы влияния привнесенной западной позитивистской рациональности.

Диахроническая концепция в либеральном мусульманском дискурсе Индонезии является «основой для мысли о том, что события в истории проходят в упорядоченном течении времени, так как они динамичны, протекая через причинно-следственные процессы и влияя друг на друга»9. Историческое время в индонезийском либеральном мусульманском дискурсе воспринимается в зависимости от контекста как завершенное или незавершенное10 и описывается через призму рациональности, что фрагментирует его на денотативное и конно-тативное. Аналогичные тенденции заметны в тех стратегиях, которые используются для воображения исторического времени иранскими либералами, активно смешивающими различные хронологические пласты истории для продвижения политических идей.

Ахмад Саиф считает возможным утверждать, что режим Реза-хана можно интерпретировать как возвращение к методам управления, применяемым Фатх Али Шахом11. В рамках такой модели восприятия времени Реза-хан как лидер вообще может описываться как Дарий ХХ века12, что указывает на роль времени как символического ресурса в политическом воображении и функционировании мемориальной культуры. Восприятие исторического времени эпохи подвергается миксации, а завершенное прошлое начинает описываться как еще более отдаленное, что делает историческое время не только политически и идеологически мотивированным, но и воспроизводит множественность режимов воображения темпоральности, где прошлое воображается как прошлое, но с разной степенью завершенности.

Восприятие прошлого как исторической последовательности событий «имеет важное значение для легитимации современных идеологий»13, которые конструируют образы исторического времени, интегрированные в различные идеологические системы. Историческое время воспринимается как форма современности в тех обществах, где правящие элиты активно используют религиозный фактор, что вело не к уменьшению роли ислама, а, как полагал Э. Гел-лнер, к усилению его влияния14. Историческое время в мусульманском дискурсе

9 См.: Hadi A. Cara Berpikir Diakronik dan Sinkronik dalam Mempelajari Sejarah // Tirto. 2021. Oktober 25. URL: https://tirto.id/cara-berpikir-diakronik-dan-sinkronik-dalam-mempelajari-sejarah-gkGC (дата обращения: 02.08.2023).

10 См.: Maarif S. Penjelasan Konsep Ruang dan Waktu dalam Pembelajaran Sejarah // Tirto. 2021. Juli 31. URL: https://tirto.id/penjelasan-konsep-ruang-dan-waktu-dalam-pembelajaran-sejarah-gibk (дата обращения: 02.08.2023).

11 См.: Yusofi M. Goftogu bä Ahmad-e Seyf: estebdäd-e rezäxäni bäzgast be asr-e Fath'ali Sah bud (Юсофи М. Интервью с Ахмадом Саифом: Тирания Реза-хана была возвращением в эпоху Фатх Али Шаха) // Tarikh Irani. 1390. Äbän-e 28. URL: http://tarikhirani.ir/fa/news/1533/ (дата обращения: 02.08.2023).

12 См.: Däryus-e qarn-e bistom (Дарий ХХ века) // Tarikh Irani. 1930. Sahrivar-e 11. URL: http://tarikhirani.ir/fa/news/7310/ (дата обращения: 02.08.2023).

13 Coakley J. Mobilizing Past // Nationalism and Ethnic Politics. 2004. Vol. 10. No 4. Р. 531.

14 См.: Геллнер Э. Условия свободы / пер. М. Б. Гнедовский. М., 2004. С. 25.

современной Индонезии связывается с распространением ислама на территории страны. Интеграция Индонезии во всемирную умму актуализирует включенность исторического времени в контексты не просто истории, но истории ислама15, что лишает историческое прошлое индонезийского ислама уникальности, актуализируя внешние религиозные влияния16.

Воображение истории через призму ислама интегрирует в индонезийское историческое время события17, протекавшие отдаленно от Индонезии, но имеющие отношение к истории ислама в целом, что существенно расширяет мемориальную культуру общества в условиях интеллектуальной конфронтации между исламистами и светскими националистами, склонными конструировать память через призму опыта уммы или достижений нации, воспринимаемой в политической или гражданской системе координат. Если в индонезийском случае апелляция к исламу призвана интегрировать индонезийское историческое время в историю всемирной уммы, то в Иране, который был подвергнут исла-мизации раньше, чем Юго-Восточная Азия, историческое время воспринимается более концентрированно, концептуализируясь до коллективной памяти18. Концептуализация времени через призму памяти стала попыткой ревизии восприятия цикличности. В такой ситуации время редуцируется до своеобразного темпорального пространства, где сменяются различные идеологические системы, которыми мусульманские интеллектуалы могут пользоваться для конструирования своего восприятия явления исторического времени. В мемориальных культурах, которые конструируются в рамках национальных версий исторической памяти в мусульманских странах, понятие «время» утрачивает цикличность, актуализируя характеристики завершенности и законченности, что позволяет редуцировать историческое время до коллективной исторической памяти, а интеллектуальные дискуссии как светских, так и мусульманских авторов относительно национального исторического опыта указывают на смену парадигм восприятия времени. Вместо цикличности и ожидания неизбежного повторения и возвращения прошлого в форме авторитарных режимов время становится объектом не только исторического ревизионизма, но и открытой деконструкции с призывом признать позитивный эффект коллективной исторической амнезии. Признание последнего качества исторического времени позволяет воспринимать его через призму деконструкции, что проявляется и в

15 См.: Anwar I. 4 Teori Masuknya Islam ke Indonesia: Sejarah dan Penjelasannya // Tirto. 2022. September 1. URL: https://tirto.id/4-teori-masuknya-islam-ke-indonesia-sejarah-dan-penjelasan-nya-f8pm (дата обращения: 02.08.2023).

16 См.: Dewi Y. Jenis 6 Saluran Islamisasi di Indonesia, Sejarah, dan Proses // Tirto. 2022. Januar 24. URL: https://tirto.id/jenis-6-saluran-islamisasi-di-indonesia-sejarah-dan-proses-gn3N (дата обращения: 02.08.2023).

17 См.: Agung M. Sejarah Perang Uhud: Latar Belakang dan Hasil Pertempuran // Tirto. 2022. September 23. URL: https://tirto.id/sejarah-perang-uhud-latar-belakang-dan-hasil-pertempuran-f68N (дата обращения: 02.08.2023).

18 Sabäne R. Häfezeye tärixi-yo ämuzes-e tärix (Шабанэ Р. Историческая память и историческое образование) // Rosd-e ämuzes-e tärix (Развитие исторического образования). 2018. No 71. P. 31-37.

периодическом вспоминании19, и в регулярном забывании тех фактов, которые мусульманские интеллектуалы стремились бы вытеснить как из памяти сообщества, так и из исторического времени в целом в более широком контексте.

Признание исламизации как центрального события в истории индонезийцев как мусульман в определенной степени лишает понятие «историческое время» категории «историчности», так как история Индонезии после проникновения в Нусантару ислама воспримется как история актуального современного, но не завершённого исторического времени. Историческое время воспринимается плюралистично как множественные «пересечения временных границ»20. Для иранских авторов, вынужденных соотносить историю Ирана с внешними контекстами, историческое время множественно. Подобный плюрализм, например, может проявляться в применении летоисчисления по Хиджре21, но используемого для описания как иранских, так и западных исторических процессов. Например, утверждение, что «государственный переворот 28 августа 1332 г. и революция 22 февраля 1357 г., несомненно, являются самыми важными событиями в современной истории Ирана»22 стали общим местом в либеральных попытках конструирования исторического времени. Миксация исторического времени заметна и в арабском интеллектуальном дискурсе. Сама Хассан, например, указывает на то, что в арабской мысли «история прошлого похожа на то, что происходит сегодня и каждый день, это не что иное, как подтверждение того, что сегодня является таким же, как и вчера»23.

Интеллектуальные приемы конструирования исторического времени применяются и иранскими либералами, склонными систематизировать историческое время при помощи больших нарративов, которые могут редуцировать «время» до конкретных эпох и периодов, например столетий24. Для интеллектуалов Востока характерно «хронологическое понимание прошлого, позволяющее вписывать различные элементы в современную политическую нацию... история прошлых веков — это только факты прошлого, которые не отягощены дополни-

19 См.: Кирчанов М. В. Восприятие коммунизма в современной политике памяти Индонезии: между «возвращением» и «забвением» // Восточный курьер. 2022. № 2. С. 25—35.

20 Umam Z. K. Mohammed Arkoun // Tirto. 2020. April 29. URL: https://tirto.id/mohammed-arkoun-menggali-islam-intelektual-melawan-islam-politik-fcWb (дата обращения: 02.08.2023).

21 См.: Goftogu ba Seyyed Hoseyn-e Musaviyan (Интервью с Сейедом Хоссейном Мусави-аном) // Tarikh Irani. 1401. Mehr 1. URL: http://tarikhirani.ir/fa/news/8830/ (дата обращения: 02.08.2023).

22 Malikipur E. Peyamadha-ye enqelabi-ye yek kudeta / sarneguni-ye Mosaddeq cegune bar soqut-e sah ta'sir gozast? (Маликипур Э. Как революционные последствия переворота / свержения Мосаддыка повлияли на падение шаха?) // Tarikh Irani. 1401. Sahrivar-e 5. URL: http:// tarikhirani.ir/fa/news/8818/ (дата обращения: 02.08.2023).

23 Hasan S. Farhat al-mutalasisa zawaya (Хассан С. Вуайеристское наслаждение) // Al-Araby al-Jadeed. 2022. December 7. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/farhatu-almutalasisa (дата обращения: 02.08.2023).

24 См.: Goftogu ba Mohammad-e Tavassoli: kudeta-ye 28 mordad zarbe be demokrasi bud (Интервью с Мохаммадом Тавассоли: Переворот 28 августа стал ударом по демократии) // Tarikh Irani. 1401. Sahrivar-e 5. URL: http://tarikhirani.ir/fa/news/8823/ (дата обращения: 02.08.2023).

тельными политическими смыслами, в то время как настоящее конструируется через свободную интерпретацию прошлого»25.

В исламском дискурсе восприятие исторического времени осложнено тем, что прошлое интерпретируется как прошедшее незавершенное время или в более радикальной версии — как продолжающееся прошлое, то есть политически актуальное настоящее, восприятие которого невозможно вне идеологических предпочтений. Восприятие исторического времени в иранском либеральном дискурсе актуализирует тенденцию его редукции до хронологически ограниченных событий, которым интеллектуалы склонны приписывать особое, политически символическое значение. Например, по мнению Мусы Ганинеджада, «два года и три месяца пребывания доктора Мосаддыка на посту премьер-министра можно по праву считать поворотным моментом в современной истории Ирана»26.

Такие нарративные стратегии, применяемые для описания прошлого, указывают на то, что история может восприниматься через призму интенсификации течения исторического времени. Интерпретация исторического времени становится зависимой от идеологической конъюнктуры, склонной к его редукции до современности, связываемой с «дискурсами национализма, марксизма, секуляризма, политического исламизма и либерализма»27. Тенденции к «сворачиванию» диапазона исторического времени характерны и для иранского интеллектуального дискурса, в котором история редуцируемого до социального, культурного и исторического времени, описываемого в категориях «память», оказывается чрезвычайно подверженной политически и идеологически мотивированным интерпретациям. Склонность либеральных интеллектуалов трансформировать само понятие «историческое время», наполняя его новыми политическими и идеологическими смыслами, ведет к его миграции из философии в направлении политической культуры. Поэтому вопросы времени как категории истории оказываются в центре исторической политики, а пространством бытования и существования исторического времени становится не воображаемая история, но уже сконструированная коллективная историческая память.

Историческое время воспринимается как символическое пространство для локализации ключевых моментов исторической памяти, большинство из которых интерпретируются в соответствии с идеологическим запросом, что, например, относится к истории Исламской революции или ирано-иракской войны28. В рамках такого понимания историческое время воспринимается как услов-

25 Акудовiч А., Казакевiч А. Навука i стратэгн працы з мшулым. Дыскусш у межах семшара «Сучаснае беларускае мысленне», 1нстытут сацыялоги, 1нстытут фшасофн НАН, 16 сакавжа 2006 года // Палиычная сфера. 2006. № 6. С. 45.

26 Ganinezad M. Negâh-i be andise-vo amal-e siyâsi-ye Mohammad-e Mosaddeq (Ганинежад М. Взгляд на политическую мысль и действия Мохаммада Мосаддыка) // Tarikh Irani. 1401. Farvardin-e 1. URL: http://tarikhirani.ir/fa/news/8758/ (дата обращения: 02.08.2023).

27 Umam Z. K. Taha Abdurrahman & Islam sebagai Modernitas Alternatif Selain Barat // Tirto. 2020. Mei 14. URL: https://tirto.id/taha-abdurrahman-islam-sebagai-modernitas-alternatif-selain-barat-ftl1 (дата обращения: 02.08.2023).

28 См.: Farzbad M., Janalizâde H. Hâfezeye jam'i naslhâ az jang-e hastsâleye Irân-o Arâq (Фарз-бад М., Джанализаде Х. Коллективная память поколений о восьмилетней ирано-иракской войне) // Motâleât-e farhangi-yo ertebâtât (Культурология и коммуникация). 1397. No 50. P. 35-57.

ность, а история — как современность, основанная на допущении, что «ислам продолжает быть актуальным в ином времени и пространстве... будто Пророк только что умер и передал нам Коран»29. Подобное восприятие исторического времени актуализирует не только его исключительно современный характер, но и показывает то, что оно может быть не только прошедшим завершенным, но и иметь при этом характеристики не просто исторического, но и политически будущего времени.

Стратегии воображения исторического времени политически мотивированы, так как прошлое последовательно воспринимается как настоящее, отягощенное «борьбой против империализма, колониализма и локальных форм национального угнетения»30. Шуайб аль Фитури полагает, что в восприятии исторической темпоральности в современном либеральном дискурсе заметен «отрыв от реальности с помощью громких лозунгов и надежд на наступление того дня, когда он уйдет в прошлое, особенно в странах, пошедших по пути арабских революций»31. В этой ситуации становится заметной близость современных анализируемых концептов исторического времени с исторически традиционной для исламской философии версии восприятия, описания, воображения и изобретения времени, которое интерпретируется не просто в религиозной системе координат, но и в значительной степени рационально. Подобная мусульманская рациональность в ХХ в. была вынуждена конкурировать с другой, формально не менее рациональной идеологией — национализмом32. Ситуация восприятия исторического времени осложняется тем, что оно лишено национальной компоненты, что редуцирует историю до истории Хиджры, вынуждая историков интегрировать элементы лингвистического описания в исторический дискурс, классифицируя историческое время по степени завершённости и направленности в будущее33.

В таком контексте следует интерпретировать попытки некоторых иранских авторов проецировать прошлое на будущее, что проявляется в попытке вообразить «модель Mосаддыка» в качестве «идеальной модели будущего Ирана»34. Аналогичная отстраненность от восприятия истории как времени характерна и для арабского интеллектуального либерального дискурса, так, как, например, Mах-

29 Umam Z. K. Reformasi Pemikiran Muhammad Shahrur, Martin Luther-nya Dunia Islam // Tirto. 2020. Mei 9. URL: https://tirto.id/reformasi-pemikiran-muhammad-shahrur-martin-luther-nya-dunia-islam-forL (дата обращения: 02.08.2023).

30 Джемаль Г. Пролегомены к идеологии универсального радикализма // Он же. Логика монотеизма: Избранные лекции. M., 2021. С. 15.

31 al Fituri S. Al-shiearat walwaqie al-mueakis (аль Фитури Ш. Логос и противоположная реальность) // Al-Araby al-Jadeed. 2022. August 19. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/ alshiearatu-walwaqieu-almueakis (дата обращения: 02.08.2023).

32 См.: Крчанау M. В. Псторыя юламу як аб'ект палиыю памящ у 1нданезй // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2022. № 3. С. 82-92.

33 См.: Mirrezi F., Ja'fariyän R. Gozaste-ye gozaste-vo äyande-ye gozaste ^иррези Ф., Джа-фарян Р. Прошедшее прошлое и будущее прошлое) // Pazuheshä-ye olum-e tärixi-ye päyiz (Исследования исторических наук). 1400. № 27. Р. 145-167.

34 Malikipur E. Goftogu bä Lotfolläh-e Meysami (Mаликипур Э. Интервью с Лотфоллой Mайтами) // Tarikh Irani. 1401. Äbän-e 3. URL: http://tarikhirani.ir/fa/news/8832/ (дата обращения: 02.08.2023).

муд аль Рахби констатирует отстранение памяти от времени как исторического завершенного, так и современного настоящего35. Восприятие времени отягощено актуальными политическими проблемами, что стимулирует рост радикальных настроений, фрагментируя умму и тем самым увеличивая число людей, которые «живут вне орбит своего времени, не знают цветов спектра, кроме черного и белого, и не видят окружающих кроме как верующих или неверующих»36.

Некоторые интеллектуалы в Иране признают одновременное соразвитие двух систем координат для интерпретации исторического времени — исламскую и западную37, полагая, что такая дихотомия ведет к сосуществованию в культурных пространствах Ирана двух интерпретационных и описательных моделей критики исторического времени, применяемых соответственно для изучения прошлого Ирана и исторического опыта Запада. Интерпретации исторического времени оказываются зависимы от принадлежности интеллектуалов к «исламским наукам» или «светским наукам»38. Знакомство иранских авторов с западной и исламской моделями исторического времени позволяет в европейской версии исторического летоисчисления выделять «три периода: традиционный, модернистский и постмодернистский»39, которые соотносятся с иранским опытом, прочитываемым не в национальной, но в мусульманской системе координат.

Если первая вынужденно редуцирует историю до исторического времени, совпадаемого или сопоставимого с Хиджрой40, то вторая обеспечивает ббльшую интерпретационную свободу, но их сосуществование свидетельствует о том, что восточные интеллектуалы не преодолели влияние ориенталистской парадигмы41, вынуждающей интерпретировать историческое время через призму колониализма, основанного на культурной иерархии различных подходов к пониманию исторического времени. Западная модель определяется как ошибочная, на чем, например, настаивает М.-Д. Ноурузи, полагающий, что модерн, возникший в западной системе хронологических координат воображения истории, разрушил связь Европы с ее прошлым42, в то время как редукция исторического времени

35 См.: al Rahbi M. Sarad "al-harba" bisighat al-madarie (аль Рахби М. Назовите слово «война» в настоящем времени) // Al-Araby al-Jadeed. 2022. December 5. URL: https://www.alaraby. co.uk/opinion/sarda-alharbi-bisighatu-almadarie (дата обращения: 02.08.2023).

36 al Shuaybee I. Kayf yfkkralmttrrf (аль Шуайби И. Как мыслит экстремист?) // Al-Araby al-Jadeed. 2022. December 5. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/kayf-yfkkralmttrrf (дата обращения: 02.08.2023).

37 См.: Abdolkarimi B., Malayeri S. Barresi-ye vaz'iyyat-e naqd dar Iran: zaman-e tarixi-ye ma ba zaman-e jahani yeki nist (Абдулкарими Б., Малаири С. Изучение ситуации критики в Иране: наше историческое время не совпадает с мировым временем) // Gozares (Отчет). 1389. № 222. Р. 41-43.

38 AI-Qurtuby S. Islam, Muslim and Anthropology // International Journal of Islamic Thought. 2021. Vol. 20. December. P. 138-155.

39 Хосроупанах А. Ислам и модерн // Ислам и модерн / ред. Е. А. Фролов. М., 2017. С. 7.

40 См.: Mendel M. Rethinking the Islamic Hijra: A Religious Paradigm or an Ideological Instrument of Political Action // Archiv orientalni: Quarterly Journal of African and Asian Studies. 2009. Vol. 77. No 1. P. 1-26.

41 См.: Bashir S. On Islamic Time: Rethinking Chronology in the Historiography of Muslim Societies // History and Theory. 2014. Vol. 53. P. 519-544.

42 См.: Ноурузи М.-Дж. Исламская революция и конфликт между традицией и модерном // Ислам и модерн. М., 2017. С. 31.

на Востоке до перманентного настоящего как современности, предназначенной для реализации только и исключительно исламского проекта, в шиитском видении исторического времени представляется ему вполне нормальной.

Если либеральными мусульманскими авторами ранняя история ислама воспринимается как «золотой век», то современность укрепляет их в уверенности наступления кризиса исторического времени, так как они наблюдают сотрудничество недемократических режимов43. Невозможность их демократизации убеждает их если не в «конце истории», то как минимум в замедлении темпов исторического времени. Восприятие исторического времени как незавершенного неизбежно, так как мусульманские интеллектуалы Индонезии видят всемирную умму не как единую, но разделенную и угнетенную на национальном уровне44, что переводит историю в контекст современности, так как история начинает восприниматься как история актуальной и незавершенной борьбы.

При сближении западной и мусульманской моделей протекания истории признается ее принципиальная поливариативность и отличие исторического времени на Западе и на Востоке. Признавая системные отличия в понимании истории, мусульманские интеллектуалы указывают на то, что заимствованная ими концепция культурного времени45 может оказаться полезной для понимания исторического времени, так содействует динамизации рефлексий в данном направлении. Либеральными представителями уммы периодически актуализируются несостоявшиеся сценарии, что визуализирует хронологические развилки и точки невозврата в историческом времени46. История неизбежно описывается в категориях современности. Несмотря на то что восточные общества могут быть объектами секуляризации47, светские формы исторической эпистемологии не могут существенно повлиять на восприятие исторического времени при помощи редукции, которая неизбежно сокращает его до актуального политического времени. История ислама редуцируется до актуальной политики, позволяя описывать историческое время в «терминах современного опыта»48.

43 См.: Ibrahim J. Bayn tabkhis al-hukumat watabkhis al-shueub (Ибрахим Дж. Между недооценкой правительства и недооценкой людей) // Al-Araby al-Jadeed. 2022. November 27. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/bin-tibkhiis-alhukumat-wtbkhis-alshueub (дата обращения: 02.08.2023).

44 См.: Umam Z. K. Rachid Ghannouchi, Seorang Demokrat Tulen dalam Tubuh Islamisme // Tirto. 2020. Mei 12. URL: https://tirto.id/rachid-ghannouchi-seorang-demokrat-tulen-dalam-tu-buh-islamisme-frnk (дата обращения: 02.08.2023).

45 См.: ал-Джашбй М. М. Философия истории в современной арабской общественно-политической мысли // Прошлое и настоящее исламской философии. Избранные статьи участников научного семинара «Сагадеевские чтения» (2008-2019). М., 2020. С. 37.

46 См.: Raditya I. N. Sejarah Kandasnya Gagasan Negara Islam ala Ki Bagus Hadikusumo // Tirto. 2019. Mei 16. URL: https://tirto.id/sejarah-kandasnya-gagasan-negara-islam-ala-ki-bagus-hadikusumo-dD9m (дата обращения: 02.08.2023).

47 См.: Zubaida S. Islam and Secularization // Asian Journal of Social Science. 2005. Vol. 33. No 3. P. 438-448.

48 ал-Джашбй М. М. Указ. соч. С. 43.

Категория «время» в либеральном исламе: основные признаки

Важным фактором восприятия «исторического времени» является ислам. В случае развития религиозно-центричной модели исторического воображения история может ограничиваться пределами истории ислама. В рамках такого восприятия история как процесс и история ислама фактически синтезируются, а собственно событийная сторона истории редуцируется до истории распространения ислама. Поэтому смысл истории сводится к всемирному триумфу ислама, а Хиджра стала не символической, а реальной границей появления образа Бога в истории для верующих мусульман. Понимание времени в мусульманской традиции лишено линейности, а история не конструируется в категориях социального и политического прогресса.

Восприятие времени в рамках современных интеллектуальных мусульманских сообществ отмечено наличием противоречий. Оно не только подчинено влиянию ислама в осознании «временности» и «хронологичности» исторического времени, но и соотносится с категориями «прогресс» и «развитие», привнесенными из западной гуманитарной методологии. Глобализация и интеграция мусульманского мира в вестернизированные культурные пространства актуализирует футуристическое измерение исторического времени, что свидетельствует о синтезе традиционно мусульманского и привнесенного западного понимания исторического времени, которое локализуется в пространственных категориях развития и прогресса, соотносимых вместе с тем с пониманием истории через призму Хиджры.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, современные либеральные тренды в исламской мысли стали пространством генерации и продвижения концепта исторического времени, который в значительной степени отличен от идей традиционной мусульманской философии в сфере восприятия ею проблем темпоральности, хотя родовые травмы возникновения анализируемых концептов в рамках именно ислама дают о себе знать. Либеральное восприятие исторического времени в современном исламе развито крайне неравномерно, а интеллектуальная история подобных штудий мусульманскими интеллектуалами наполнена разрывами и лакунами.

В этом отношении либеральное восприятие времени в современной мусульманской мысли, как и сам либеральный ислам в целом, является вторичным конструктом, который возник под влиянием западной политической и интеллектуальной традиции. В такой ситуации либеральное восприятие времени в анализируемых в данной статье интеллектуальных традициях не только подверглось маргинализации как чуждое, но и постепенно вытеснялось из сферы собственно религиозной философии в направлении политической мысли, став частью идеологического дискурса. Поэтому смыкание либеральных интерпретаций времени современными мусульманскими интеллектуалами с концептами национализма фактически оказалось неизбежным.

Такая социальная и культурная мутация привела к тому, что категория «историческое время» в либеральной мусульманской мысли начинает интерпре-

тироваться политически с учетом идеологической повестки дня. Политизация самой категории «время» неизбежно привела к его миграции в направлении концептов, призванных описать коллективную историческую память. Кроме этого, во внимание следует принимать не только маргинальность и вторичность либеральной идеи для современного мусульманского мира, но и то, что идеологии, которые могут быть проанализированы в изучаемых в данной статье странах через призму либерализма, как правило, не могли в достаточной степени укорениться в национальных политических культурах. В этой ситуации категория «время» оказывается максимально приближенной как к историческому, так и к политическому воображению, став системным элементом политики памяти, представленной ее либеральными сегментами.

Таким образом, проблемы развития и функционирования либеральных концептов «времени» в современной мусульманской традиции, несмотря на их альтернативность и внесистемность, а также маргинальность и привнесенность, нуждаются в дальнейшем анализе, фокус которого может быть смещен в направлении коллективной памяти как одного из последствий воображения самого концепта «время» мусульманскими либеральными интеллектуалами.

Список литературы

Акудовiч А., Казакевiч А. Навука i стратэги працы з мшулым. Дыскушя у межах семшара «Сучаснае беларускае мысленне», 1нстытут сацыялоги, 1нстытут фшасофи НАН, 16 сакавка 2006 года // Палиычная сфера. 2006. № 6. С. 44-48. ал-Джанабй М. М. Философия истории в современной арабской общественно-политической мысли // Прошлое и настоящее исламской философии: Избранные статьи участников научного семинара «Сагадеевские чтения» (2008-2019). М.: Садра,

2020. С. 29-48.

Геллнер Э. Условия свободы / пер. М. Б. Гнедовский. М.: Московская школа политических исследований, 2004. Джемаль Г. Пролегомены к идеологии универсального радикализма // Он же. Логика

монотеизма: Избранные лекции. М.: Эксмо, 2021. С. 14-19. Кирчанов М. В. Восприятие коммунизма в современной политике памяти Индонезии:

между «возвращением» и «забвением» // Восточный курьер. 2022. № 2. С. 25-35. Кирчанов М. В. Либеральный ислам в современной Индонезии: основные векторы идеологического развития в первой половине 2010-х гг. // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2016. № 1. С. 99-110. Юрчанау М. В. Псторыя юламу як аб'ект палиыю памящ у 1нданези // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2022. № 3. С. 82-92. Ноурузи М.-Дж. Исламская революция и конфликт между традицией и модерном // Ислам и модерн / ред. Е. А. Фролов. М.: ООО «Садра», 2017. С. 31-52. Хосроупанах А. Ислам и модерн. М., 2017. С. 7-30.

Abdolkarimi B., Maläyeri S. Barresi-ye vaz'iyyat-e naqd dar Iran: zaman-e tärixi-ye ma ba zaman-e jahäni yeki nist (Абдулкарими Б., Малаири С. Изучение ситуации критики в Иране: наше историческое время не совпадает с мировым временем) // Gozares (Отчет). 1389. № 222. Р. 41-43. Al-Qurtuby S. Islam, Muslim and Anthropology // International Journal of Islamic Thought.

2021. Vol. 20. December. P. 138-155.

Bashir S. On Islamic Time: Rethinking Chronology in the Historiography of Muslim Societies //

History and Theory. 2014. Vol. 53. P. 519-544. Bowering G. The Concept of Time in Islam // Proceedings of the American Philosophical

Society. 1997. Vol. 141. No 1. P. 55-66. Coakley J. Mobilizing Past // Nationalism and Ethnic Politics. 2004. Vol. 10. No 4. Р. 531-560. Farzbad M., Janalizade H. Hafeze-ye jam'i naslha az jang-e hastsale-ye Iran-o Araq (Фарзбад М., Джанализаде Х. Коллективная память поколений о восьмилетней ирано-иракской войне) // Motaleat-e farhangi-yo ertebatat (Культурология и коммуникация). 1397. No 50. P. 35-57.

Javdan M. Haqiqat ya afsane: arzyabi-ye danesmandan-e mosalman az "hafeze-ye tarixi" (Джав-дан М. Правда или миф: оценка мусульманскими учеными «исторической памяти») // Haftaseman. 1399. No 79. P. 5-24. Mendel M. Rethinking the Islamic Hijra: A Religious Paradigm or an Ideological Instrument of Political Action // Archiv oriental: Quarterly Journal of African and Asian Studies. 2009. Vol. 77. No 1. P. 1-26.

Mirrezi F., Ja'fariyan R. Gozaste-ye gozaste-vo ayande-ye gozaste (Миррези Ф., Джафарян Р. Прошедшее прошлое и будущее прошлое) // Pazuhesha-ye olum-e tarixi-ye payiz (Исследования исторических наук). 1400. № 27. Р. 145-167. Sabane R. Hafeze-ye tarixi-yo amuzes-e tarix (Шабанэ Р. Историческая память и историческое образование) // Rosd-e amuzes-e tarix (Развитие исторического образования). 2018. No 71. P. 31-37.

Stern M. S. Time in Islam // Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine

in Non-Western Cultures / H. Selin, ed. Dordrecht: Springer Verlag, 2018. P. 2132-2134. Tamer G. The Concept of Time in the Qur3an // Studying the Near and Middle East at the Institute for Advanced Study, Princeton, 1935-2018 / S. Schmidtke, ed. Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2018. P. 118-124. Zubaida S. Islam and Secularization // Asian Journal of Social Science. 2005. Vol. 33. No 3. P. 438-448.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2023. Vol. 108. P. 59-74

DOI: 10.15382/sturI2023108.59-74

Maksym Kyrchanoff Doctor of Sciences in History Voronezh State University Voronezh, Russia maksymkyrchanoff@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-3819-3103

The Concept of "Historical Time" in Modern Liberal Islam: From the Philosophy of Temporality to the Policy of Memory

M. Kyrchanoff

Abstract: In this article, the author examines the main features of the perception of historical time in the Arab, Iranian and Indonesian Muslim intellectual traditions in a comparative perspective. The purpose of the article is to analyze the images of «historical time» and its derivatives in the modern liberal segment of the Ummah.

Therefore, the author analyzes 1) the peculiarities of the perception of historical time by liberal Muslim intellectuals, 2) the directions of assimilation of Western humanitarian methodology, 3) the prospects for transforming the perception of historical time in the modern humanitarian situation through the prism of rising interdisciplinarity. The article shows that 1) the liberal trend in the ummah demonstrates a wide range of perception of historical time, 2) historical time in Islam is perceived pluralistically, 3) the interpretation of historical time in liberal Islam is dependent on the cultural characteristics of the ummah. Methodologically, the article is based on the principles proposed in interdisciplinary historiography, proposed in intellectual history and new cultural history through the prism of imaginative and interventionist turns. The novelty of the study lies in the analysis of common and unique features of the perception of historical time and its derivatives by modern Muslim liberal intellectuals. The results of the study suggest that 1) Islam has become an important factor in the perception of «historical time», 2) the categories of "event history" and "historical progress" are reduced to the history of the progressive development and spread of Islam, 3) the transplantation of Western interdisciplinary epistemology has become an important factor in the invention of historical time. In general, the article shows that historical time is perceived as a symbolic space for localizing the key moments of the historical memory of the Muslim Ummah. The author believes that the imagination of historical time through the prism of modernity reduces history to the actual present, perceived in terms of the realization of the mission of Islam, associated with the achievement of its global dominance.

Keywords: Islam, intellectuals, Ummah, Arab East, Iran, Indonesia, Islamic liberalism, history, historical time, progress.

References

Abdolkarimi B., Malayeri S. (1389) "Barresi-ye vaz'iyyat-e naqd dar Iran: zaman-e tarixi-ye ma ba zaman-e jahani yeki nist" [Studying the situation of criticism in Iran: our historical time does not coincide with world time]. Gozares, no. 222, pp. 41—43 (in Persian).

Akudovic A., Kazakievic A. (2006) "Navuka i stratehii pracy z minulym. Dyskusija u miezach sieminara 'Sucasnaje bielaruskaje mysliennie', Instytut sacyjalohii, Instytut filasofii NAN, 16 sakavika 2006 hoda" [Science and strategies for dealing with the past. Discussion within the seminar "Modern Belarusian thinking", Institute of Sociology, Institute of Philosophy of the National Academy of Sciences, March 16, 2006]. Palitycnaja sfiera, no. 6, pp. 44—48 (in Belarusian).

al-Janabl M. M. (2020) "Filosofiia istorii v sovremennoi arabskoi osbshchestvenno-politicheskoy mysli" [Philosophy of history in modern Arab social and political thought], in Proshloe i nastoiashchee islamskoi filosofii. Izbrannye stat'i uchastnikov nauchnogo seminara "Sagadeevskie chteniia" (2008—2019) [The past and the present of Islamic philosophy. Selected articles of the participants of the scientific seminar "Sagadeevsky Readings" (2008-2019)], Moscow, pp. 29-48 (in Russian).

al-Qurtuby S. (2021) "Islam, Muslim and Anthropology". International Journal of Islamic Thought, vol. 20, pp. 138-155.

Bashir S. (2014) "On Islamic Time". History and Theory, vol. 53, pp. 519-544.

Bowering G. (1997) "The Concept of Time in Islam". Proceedings of the American Philosophical Society, vol. 141, pp. 55-66.

Coakley J. (2004) "Mobilizing Past". Nationalism and Ethnic Politics, vol. 10, no. 4, pp. 531560.

Dzhemal' G. (2021) "Prolegomeny k ideologii universal'nogo radikalizma" [Prolegomena to the ideology of universal radicalism], in Logika monoteizma [The logic of monotheism], Moscow, pp. 14-19 (in Russian).

Farzbad M., Janalizade H. (1397) "Hafeze-ye jam'i naslha az jang-e hastsale-ye Iran-o Araq" [The collective memory of generations about the eight-year Iran-Iraq war]. Motaleat-e farhangi-yo ertebatat, no. 50, pp. 35-57 (in Persian).

Gellner E. (2004) Usloviiasvobody [Conditions of freedom]. Moscow (in Russian).

Hosroupanah A. (2017) "Islam i modern" [Islam and the New Age], in E. Frolov (ed.) Islam i modern [Islam and the New Age], Moscow, pp. 7-30 (Russian translation).

Javdan M. (1399) "Haqiqat ya afsane: arzyabi-ye danesmandan-e mosalman az "hafeze-ye tarixi"" [Truth or myth: Muslim scholars' assessment of "historical memory"]. Haftaseman, no. 79, pp. 5-24 (in Persian).

KirCanau M. V. (2022) "Historyia islamu iak abiekt palityki pamiaci й Indaniezii" [The history of Islam as an object of memory politics in Indonesia]. ZurnalBielorusskoho hosudarstviennoho univiersitieta. Istorija, no. 3, pp. 82-92 (in Belarusian).

Kirchanov M. (2016) "Liberal'nyi islam v sovremennoy Indonezii: osnovnye vektory ideologicheskogo razvitiia v pervoi polovine 2010-kh gg." [Liberal Islam in modern Indonesia: main vectors of ideological development in the first half of the 2010s]. Vostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost', no. 1, pp. 99—110 (in Russian).

Kirchanov M. (2022) "Vospriiatie kommunizma v sovremennoi politike pamiati Indonezii: mezhdu "vozvrashcheniem" i "zabveniem"" [The perception of Communism in modern politics of memory in Indonesia: between "Bringing Back" and "Oblivion"]. Vostochnyi kur'er, no. 2, pp. 25—35 (in Russian).

Mendel M. (2009) "Rethinking the Islamic Hijra: A Religious Paradigm or an Ideological Instrument of Political Action". Archiv orientalni: Quarterly Journal of African and Asian Studies, vol. 77, no. 1, pp. 1-26.

Mirrezi F., Ja'fariyan R. (1400) "Gozaste-ye gozaste-vo ayande-ye gozaste" [Past and future past]. Pazuhesha-ye olum-e tarixi-yepayiz, no. 27, pp. 145-167 (in Persian).

Nouruzi M.-J. (2017) "Islamskaia revoliutsiia i konflikt mezhdu traditsiei i modernom" [Islamic revolution and the conflict between tradition and modernity], in E. Frolov (ed.) Islam i modern [Islam and the New Age], Moscow, pp. 31-52 (in Russian).

Sabane R. (2018) "Hafeze-ye tarixi-yo amuzes-e tarix" [Historical memory and historical education]. Rosd-e amuzes-e tarix, no. 71, pp. 31-37 (in Persian).

Stern M. S. (2018) "Time in Islam", in H. Selin (ed.) Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-Western Cultures, Dordrecht, pp. 2132-2134.

Tamer G. (2018) "The Concept of Time in the Qur3an", in S. Schmidtke (ed.) Studying the Near and Middle East at the Institute for Advanced Study, Princeton, 1935—2018, Piscataway, NJ, pp. 118-124.

Zubaida S. (2005) "Islam and Secularization". Asian Journal of Social Science, vol. 33, no. 3, pp. 438-448.

Статья поступила в редакцию 10.06.2023

The article was submitted 10.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.