Научная статья на тему 'Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений'

Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1252
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СУБКОНЦЕПТ / ПОНЯТИЕ / ПРОТОТИП / НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федосина Светлана Сергеевна

В статье анализируется содержание субконцептов понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений. Проведенный анализ позволяет говорить о существовании процессуального субъектно-объектного, биологического, процессуально поведенческого и физиологического субконцептов концепта «эмоция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений»

____________________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_________________________

2011 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (5)

УДК 159.9

КОНЦЕПТ «ЭМОЦИЯ» И ЕГО СУБКОНЦЕПТЫ В НАУЧНЫХ ТЕОРИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ

С.С. Федосина

В статье анализируется содержание субконцептов понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений. Проведенный анализ позволяет говорить о существовании процессуального субъектно-объектного, биологического, процессуально - поведенческого и физиологического субконцептов концепта «эмоция».

Ключевые слова: концепт; субконцепт; понятие; прототип; научная теория эмоций.

Введение

Уже в начале ХХ в. философия приходит к пониманию того, что как научные термины, так и теоретические системы по большей части субъективны по своей природе: ученый не только произвольно расчленяет действительность, но и постоянно работает с понятиями, порожденными его интеллектом. Что же касается теорий, то они в конечном итоге — лишь удобные инструменты для упорядочения опытных данных

[1]. Внимание философии к проблемам взаимосвязи научного и обыденного знания подчеркивает важность рефлексии по отношению к науке в целом. Особенно актуально обращение к самоанализу в психологии как науке о наиболее сложном в человеке — его внутреннем мире.

Обсуждающийся в последнее время плюрализм психологического знания [8] особенно заметен в такой области, как психология эмоциональных явлений. С нашей точки зрения, научная теория имеет концептуальное основание, исходный набор идей, который может быть выявлен путем эмпирического анализа. Единицей такого анализа в нашем исследовании выступал концепт. Данный термин трактуется как единица концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания [4]. Как и термин

«когнитивные науки», объединяющий дисциплины, изучающие «язык мысли», термин «концепт» является зонтиковым, он функционирует в предметных областях нескольких научных направлений: прежде всего когнитивной психологии и когнитивной лингвистики, занимающихся проблемами мышления и познания, хранения и переработки информации. В этом плане он выступает как единица анализа обыденного или научного сознания [2]. Распространенным способом описания структуры концепта является его представление в виде структуры, имеющей дефиниционную и прототипическую часть [10]. Дефиниционная часть представляет собой определение через набор свойств, необходимых и достаточных для отнесения объекта к какому-либо классу [9]. Прототип представляет собой абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того же паттерна

[11]. Содержательно каждый концепт включает в себя ряд субконцептов, представляющих различные варианты его смыслового наполнения [6].

Организация исследования

Целью нашего исследования являлось изучение субконцептов концепта «эмоция» в научных

Федосина Светлана Сергеевна — старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии, Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected]

теориях эмоций. Для того чтобы выявить теории эмоций, в наибольшей степени повлиявшие на становление психологии эмоций, и составить впечатление о представленности проблемы в литературе, мы проанализировали ряд литературных источников [7]. Для анализа психологических теорий эмоций нами были отобраны фамилии авторов, характеризуемые частотой встречаемости 3 и более (П.К. Анохин, Аристотель, М. Арнольд, Ф. Бард, Н.Я. Батова,

Н.П. Бехтерева, Л.М. Веккер, В.К. Вилюнас, В. Вундт, Л.С. Выготский, Ч. Дарвин, Э. Даффи, Р. Декарт, У.Джемс, Б.И. Додонов, Дж. Дьюи, П. Жане, Р. Зайонц, Х. Левенталь, А.В. Запорожец, К. Изард, У. Кеннон, Э. Клапаред, Р. Лазарус, К. Ланге, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Д. Лин-дслей, Р. Липер, Дж. Локк, А.Р. Лурия, У. Мак-Дугалл, Д. Миллер, Дж. Моруцци, Ж. Нюттен, Дж. Олдс, А.Е. Ольшанникова, И.П. Павлов, Дж. Пейпец, Р. Плутчик, Д. Рапапорт, Дж. Расселл, Дж. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, Ж.-П. Сартр, Г. Селье, П.В. Симонов, Дж. Сингер, Г. Спенсер, Б. Спиноза, С. Томкинс, Дж. Уотсон, Л. Фестингер, З. Фрейд, П. Фресс, Н. Фрийда, Д. Хебб, Е.Д. Хомская, С. Шехтер, Х. Шлос-берг, Ч. Шеррингтон, Дж. Эверилл, П. Экман, А.М. Эткинд, К. Юнг, С.Г. Якобсон).

Понятийный компонент концепта «эмоция» в научных теориях перечисленных авторов изучался путем контент-анализа определений понятия «эмоция»: «определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя два приема: 1) подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие (род) и 2) указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род» [3. С. 48]. Изучение прототипического компонента концепта «эмоция» происходило посредством частотного анализа классификации конкретных видов эмоциональных явлений в научных теориях эмоций. Критерием прототипичности выступала продуктивная частотность [5].

Результаты

При контент-анализе родовых понятий и указаний на видовые отличия определений были выявлены следующие категории (см. табл. 1):

Таблица 1. Частота встречаемости категорий контент-анализа понятийного компонента концепта «эмоция» в научных теориях эмоций

1) указание на род: («процесс», «переживание», «реакция», «состояние», «чувство», «отражение», «отношение»;

Понятийный компонент Частота

(категории контент-анализа встречаемости,

определений) научного %

концепта «эмоция»

1. Указание на род

1.1.Процесс 19,69

1.2. Переживание 15,15

1.3.Реакция 12,12

1.4.Состояние 13,63

1.5.Чувство 7,57

1.6.Отражение 7,57

1.7.Отношение 4,54

2. Указание на видовое отличие

2.1. Носитель эмоционального явления

2.1.1.Субъект 12,12

2.1.2.Человек 7,57

2.1.3.Организм 9,09

2.2. Объективная действительность

2.2.1.Объект 12,12

2.2.2.Событие 9,09

2.2.3.Ситуация 6,06

2.2.4.Мир 6,06

2.2.5.Стимул 4,54

2.2.6.Среда 3,03

2.3. Поведение и деятельность

2.3.1.Поведение 13,63

2.3.2.Действие 9,09

2.3.3. Деятельность 7,57

2.3.4.Выражение 4,54

2.3.5.Ответ 4,54

2.4. Мозг 6,06

2.5. Функции эмоций

2.5.1.Оценка 9,09

2.5.2. Значимость 7,57

2.5.3.Регуляция 6,06

2.5.4.Смысл 3,03

2.6. Указание на конкретные эмоциональные

явления

2.6.1.Возбуждение 6,06

2.6.2.Радость 4,54

2) указание на вид («объективная действительность (объект, ситуация, событие, стимул, мир)», «носитель эмоции (субъект, человек, организм)», «поведение и деятельность», «мозг», «функции (оценка, значимость, смысл, регуляция)», «указание на конкретные эмоциональные явления»).

В число прототипических эмоций (с частотой встречаемости больше 3) вошли: страх (13,33%), гнев (9,09%), отвращение (7,27%), радость (6,66%), любовь (6,06%), удивление (5,45%), удовольствие (4,24%), печаль (4,24%), ярость (3,63%), горе (3,63%), счастье (3,63%), возбуждение (2,42%), напряжение (2,42%), неудовольствие (2,42%), ненависть (2,42%), тревога (2,42%), стыд (1,8%), нежность (1,8%), надежда (1,8%), интерес (1,8%), испуг (1,8%), уныние, (1,8%), грусть (1,8%), гордость (1,8%), вина (1,8%).

Субконцепты концепта «эмоция» выявлялись путем иерархического кластерного анализа понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция». В результате анализа авторы научных теорий эмоций были объединены в четыре группы:

1. Для первой группы (П.К. Анохин, Л.М. Веккер, В. Вундт, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Д. Линдсли, Дж. Нюттен, Д. Рапапорт, Дж. Рассел, Л. Фестин-гер, Н. Фрийда, К. Юнг, С.Г. Якобсон) характерно преимущественное использование в качестве родового понятия слова «процесс» (60%). Указание на видовые отличие осуществляется в первую очередь через такие признаки, как «объект» (46,66%), «субъект» (33,33%), «событие» (20%), «ответ» (20%), «деятельность» (20%), «значимость» (20%), «регуляция» (20%). К прототипической части относятся следующие эмоциональные явления: «напряжение» (26,66%), «грусть» (20%), «счастье» (20%), «возбуждение» (13,33%), «неудовольствие» (13,33%), «удивление» (13,33%), а также «гордость» (6,66%), «желание» (6,66%), «интерес» (6,66%), «нежность» (6,66%), «радость» (6,66%), «решимость» (6,66%), «удовольствие» (6,66%), «уныние» (6,66%).

2. Вторая группа (Аристотель, М. Арнольд, Ф. Бард, В.К. Вилюнас, Р. Декарт, У. Джемс, У. Кеннон, Б. Лазарус, Р. Липер, А.Е. Ольшанни-кова, Дж. Пейпец, П.В. Симонов, Дж. Сингер, Б. Спиноза, Дж. Уотсон, З. Фрейд, П. Фресс, Д. Хебб, С. Шехтер, Дж. Эверилл) чаще предлагает определять понятие «эмоция» через «состояние» (23,8%) и в меньшей степени — «чувство» (14,28%) и «переживание» (14,28%). При этом указание на видовые отличия представлено ответами с малой частотностью — наиболее частыми из них являются: «организм» (14,28%), «деятельность» (9,52%), «действие» (9,52%), упоминание конкретного эмоционального явления «радость» (9,52%), реже встречаются ответы «отражение» (4,76%), «объект» (3,76%), «мир» (4,76%), «субъект» (4,76%), «поведение» (4,76%), «оценка» (4,76%), «возбуждение» (4,76%). Диапазон прототипических эмоций включает такие виды, как «страх» (76,19%), «гнев» (47,61%), «радость» (42,85%), «любовь» (38,09%), «печаль» (28,57%), «ярость» (28,57%), «горе» (23,8%), «отвращение» (19,04%), «ненависть» (14,28%), «желание» (14,28%), «возбуждение» (9,52%), «испуг» (9,52%), «надежда» (9,52%), «счастье» (9,52%), «тревога» (9,52%), «вина» (4,76%), «гордость» (4,76%), «стыд» (4,76%), «удивление» (4,76%), «удовольствие» (4,76%), «уныние» (4,76%).

3. В третьей группе (Н.Я. Батова, Ч. Дарвин, К. Изард, У. Мак-Дугалл, Р. Плутчик, Дж. Рейковский, С. Томкинс, Е.Д. Хомская, Х. Щлосберг, П. Экман) родовыми понятиями «эмоции» являются «процесс» (30%) и «переживание» (20%), а к видовым отличиям относятся: «человек» (30%), «субъект» (20%) и «поведение» (20%), «мир» (10%), «организм» (10%), «выражение» (10%), «действие» (10%), «значимость» (10%), «возбуждение» (10%). Прототипическая часть концепта представлена рядом эмоциональных явлений, из которых чаще всего упоминаются: «гнев» (100%), «отвращение» (100%), «страх» (100%), «удивление» (70%), «радость» (50%); кроме того, приводятся такие виды эмоциональных явлений, как «интерес» (40%), «печаль» (30%), «презрение» (30%), «страдание» (30%), «удовольствие»

(30%), «решимость» (20%), «стыд» (20%), «вина» (20%), «горе» (20%), «любовь» (20%), «нежность» (20%), «гордость» (10%), «испуг» (10%), «надежда» (10%), «ненависть» (10%), «неудовольствие» (10%), «счастье» (10%), «тревога» (10%), «уныние» (10%).

4. К четвертой группе (Н.П. Бехтерева, Л.С. Выготский, Э. Даффи, Дж. Дьюи, П. Жане, Р. Зайонц, Э. Клапаред, К. Ланге, Х. Левенталь, Дж. Локк, А.Р. Лурия, Д. Миллер, Дж. Моруц-ци, Дж. Олдс, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Ж.-П. Сартр, Г. Селье, Г. Спенсер, Ч. Шерринг-тон, А.М. Эткинд) относятся определения понятия «эмоция» через родовое понятие «реакция» (23,8%); при указании на видовые отличия встречаются такие ответы, как «поведение» (19, 04%), и с меньшей частотой встречаемости —

«стимул» (9,52%), «событие» (9,52%), «ситуация» (9,52%), «мозг» (9,52%), «регуляция» (9,52%), «состояние» (4,76%), «отражение» (4,76%), «отношение» (4,76%), «среда» (4,76%), «организм» (4,76%), «выражение» (4,76%), «действие» (4,76%), «значимость» (4,76%), «смысл» (4,76%). Прототипическая часть представлена тремя эмоциями: «удовольствие»

(14,28%), «неудовольствие» (4,76%), «тревога» (4,76%).

Частотный анализ позволяет говорить о том, что авторы научных теорий эмоций в выявленных группах характеризуются различной частотностью ответов при обозначении родовидовых характеристик понятия «эмоция» и перечислении конкретных эмоций.

Таблица 2. Частотный анализ содержательного наполнения концепта «эмоция»

в научных теориях эмоций

Группа авторов теории эмоций по результатам кластерного анализа Средняя частота встречаемости в категориях контент-анализа понятийного компонента концепта «эмоция», % Количество наименований эмоций, характеризующихся высокой частотой встречаемости

1 29,9 1,5

2 9,52 4,0

3 15,0 3,3

4 7,14 1,6

На основании количественных показателей были выделены субконцепты концепта «эмоция», содержащие наиболее часто встречающиеся элементы (с частотой равной или вышеприведенной в табл. 2):

1) «процессуальный субъектно-объектный»: эмоция (напряжение) как процесс, возникающий при взаимодействии субъекта и объекта;

2) «биологический»: эмоция (страх, гнев, радость, любовь) как состояние (чувство, переживание) организма в деятельности;

3) «процессуально-поведенческий»: эмоция (гнев, отвращение, страх) как процесс переживания человека, выражающийся в поведении;

4) «физиологический»: эмоция (удовольствие, неудовольствие, тревога) как реакция мозга на событие, ситуацию, стимул, регулирующая поведение.

Список литературы

1. Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. М.: Научный мир, 2000. 256 с.

2. Воркачев С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. М.,

2003. Вып. 24. С. 5-12.

3. КирилловВ.И., СтарченкоА.А. Логика. М.: Юристь, 2001. 256 с.

4. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996. 245 с.

5. Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 1999. №2. С.50-61.

6. Минченков А.Г. Мысль как основа сопоставления языков при переводе и интенция мыслевы-ражения // Вестник Челябин. гос. ун-та. Серия. Филология. Искусствоведение. 2008. Вып.23. № 21 (122). С. 114-120.

7. Федосина С.С. Особенности значения понятия «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к

психологии человека и социальному взаимодействию людей». СПб.: Изд-во НИИРР, 2011. C. 33-39.

8. Юревич А. В. Методологический плюрализм в психологии // Вопросы психологии. 2001 . № 5. С. 5-18.

9. Horsey R.S. The content and acquisition of lexical concepts. London: University College London,

2006. 260 pp.

10. Margolis E., Laurence S. Concepts // The Blackwell Guide to Philosophy of Mind. Ed. by Stich

S.P., Warfield T.A. 2002. P. 190-213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Rosch E., Mervis C.B., Gray W.D., Johnson D.M., Boyes-Braem P. Basic Objects in Natural Categories // Cognitive Psychology. 1976. Vol.8, No.3.

P. 382-439.

CONCEPT OF “EMOTION” AND ITS SUBCONCEPTS IN SCIENTIFIC THEORIES OF EMOTIONAL PHENOMENA

S. Fedosina

Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990

The article describes the content of definitional and prototypical components of concept of “emotion” in scientific theories of emotional phenomena. The given analysis shows the existence of process-subject-object, biological, process-behavioral and physiological subconcepts of concept the “emotion”

Key words: concept; subconcept; notion; prototype; scientific theory of emotions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.