Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ'

КОНЦЕПТ «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
339
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / доброжелательность / дружелюбие / альтруизм / эмпатия. / concept / benevolence / friendliness / altruism / empathy.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребнева Валентина Викторовна

в статье предлагается алгоритм построения психологической модели концепта «доброжелательность». Предложена методика, позволяющая определить его структуру и содержание. Приведены результаты эмпирического исследования, позволившего выявить ядро и периферию «доброжелательности». Описаны ее основные элементы. Выявлено, что ядром доброжелательности выступает личностная черта «дружелюбие». Указаны психологические методики, с помощью которых можно осуществлять психолого-педагогический мониторинг доброжелательности в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "BENEVOLENCE". PSYCHOLOGICAL MODEL

the article proposes an algorithm for constructing a psychological model of the concept of "benevolence". A technique is proposed to determine its structure and content. The results of an empirical study that revealed the core and periphery of "benevolence" are presented. Its main elements are described. It was revealed that the core of benevolence is the personal trait "friendliness". Psychological methods are indicated, with the help of which it is possible to carry out psychological and pedagogical monitoring of goodwill in the education system.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ»

THE CONCEPT OF "BENEVOLENCE". PSYCHOLOGICAL MODEL Grebneva V.V. (Russian Federation)

Grebneva Valentina Viktorovna - Candidate of Psychology, Associate Professor, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, BELGOROD NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD

Abstract: the article proposes an algorithm for constructing a psychological model of the concept of "benevolence ". A technique is proposed to determine its structure and content. The results of an empirical study that revealed the core and periphery of "benevolence" are presented. Its main elements are described. It was revealed that the core of benevolence is the personal trait "friendliness". Psychological methods are indicated, with the help of which it is possible to carry out psychological and pedagogical monitoring of goodwill in the education system.

Keywords: concept, benevolence, friendliness, altruism, empathy.

КОНЦЕПТ «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Гребнева В.В. (Российская Федерация)

Гребнева Валентина Викторовна - кандидат психологических наук, доцент,

кафедра психологии, Белгородский национально-исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье предлагается алгоритм построения психологической модели концепта «доброжелательность». Предложена методика, позволяющая определить его структуру и содержание. Приведены результаты эмпирического исследования, позволившего выявить ядро и периферию «доброжелательности». Описаны ее основные элементы. Выявлено, что ядром доброжелательности выступает личностная черта «дружелюбие». Указаны психологические методики, с помощью которых можно осуществлять психолого-педагогический мониторинг доброжелательности в системе образования.

Ключевые слова: концепт, доброжелательность, дружелюбие, альтруизм, эмпатия.

Важной составляющей социального потенциала общества во все времена является духовное развитие человека, его эмоционально-нравственная культура, заключающаяся в способности проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другим людям, их образу жизни, мыслям и чувствам, их привычкам и поведению.

Понятие «доброжелательность», активно используемое в педагогической науке и практике, в психологии до сих пор еще не имеет общепринятого описания, а значит, не является объектом постоянного внимания для данной научной отрасли. Чаще всего оно рассматривается в структуре характера личности как показатель эмоционального интеллекта. В словаре Ожегова «доброжелательный» - это желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный. Но какими же качествами должен обладать человек, способный к такому поведению?

Из разных источников следует, что доброжелательность, в первую очередь предполагает наличие таких черт как: «способность отдавать лучшую частичку себя другим», «талант искреннего, душевного общения с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений», «позитивное отношение к окружающему миру», «открытость характера и готовность поделиться и духовным, и материальным», «сила и благородство» и т.п.

Для того чтобы понять, как воспитать доброжелательность в человеке, разработать стратегию и технологию такого воспитания, на наш взгляд, следует начать с поэтапной разработки модели психологического концепта «доброжелательность» [3]. Первый этап моделирования - описание структуры, что предполагает выявление когнитивных признаков и их распределение по структурным компонентам концепта. Данная процедура позволит наглядно представить, какие типы информации преобладают в концепте и как они соотносятся друг с другом.

На втором этапе следует выявить иерархию когнитивных признаков концепта «доброжелательность». Заключительный третий этап предполагает описание полевой организации концепта: выявление ядра «доброжелательности», его ближней, дальней и крайней периферии.

Когнитивные признаки концепта «доброжелательность» (1-й этап) были выявлены с применением, разработанной нами методики «Шкала личностных черт». Данная методика включает 60 черт личности, характеризующих позитивную природу человека: отзывчивость, ответственность, честность, воспитанность, пунктуальность, альтруистичность, скромность, эмпатия, самостоятельность, доверие, нравственность и т.п. Согласно инструкции к методике, испытуемый должен оценить по 5-балльной

системе каждую черту, исходя из того, насколько близко в его представлении она соотносится с понятием «добрый человек»: 1 - совсем не соотносится; 2 - соотносится незначительно; 3 - соотносится умеренно; 4 - почти соотносится; 5 - полностью соотносится.

Применение данной методики позволило нам выявить «ядро» концепта «доброжелательность», а также черты, наиболее близко соотнесенные с понятием «доброжелательность», а также определить его ближнюю и дальнюю периферию: «скромность», «эмпатия», «альтруизм», «отзывчивость», «сотрудничество», «нравственность», «терпимость» (рис. 1).

Как показали результаты исследования, ядро концепта представлено личностной чертой «дружелюбие». По мнению авторов методики диагностики личностных черт «Большая Пятерка» (Big five), разработанной в конце прошедшего столетия американскими психологами Р. Мак Крае и П. Коста и применяемой в отечественной психологии в настоящее время, «дружелюбные люди искренне любят других людей и открыто демонстрируют позитивные чувства по отношению к ним. Они быстро заводят друзей и близкие, интимные отношения. Обладатели низких результатов не обязательно холодны и враждебны, но они не тянутся к другим и воспринимаются как отдаленные и сдержанные» [5]. Следует отметить, что выявленные нами главные признаки доброжелательности, в основном совпадают с перечнем черт, используемых в пятифакторном личностном опроснике [2].

Авторы рассматривают «доброжелательность» как кластер, состоящий из шести личностных черт: «доверие», «нравственность», «альтруизм», «сотрудничество», «скромность», «сочувствие». Таким образом, в случае необходимости данная методика может быть использована для диагностики доброжелательности.

Ближнюю периферию составили «альтруизм», «эмпатия», «сочувствие», «отзывчивость» и «открытость», при этом две первые черты наиболее тесно соотносятся с конструктом «доброжелательность». В самом кратком понимании альтруизм - это готовность к бескорыстной помощи другим. В отношении данного свойства существует две противоположные точки зрения: биологическая (альтруизм как врожденная форма поведения) и социальная (приобретенная в процессе воспитания). К примеру, в исследованиях В.И. Гарбузова, данная черта рассматривается как инстинкт, сглаживающий конфликт между фемининными (самосохранение и продолжение рода) и маскулинными (исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства) инстинктами человека. В качестве диагностической методики альтруизма можно использовать таблицу символов, разработанную автором и в силу своей простоты и доступности наиболее часто применяемую в образовательной практике как психологами, так и педагогами [1].

Эмпатия как элемент доброжелательности достаточно широко представлена в современных психологических исследованиях и имеет несколько форм проявления: эмоциональная (как способность к воспроизведению механизма психического заражения); рациональная (сопереживание другим людям с опорой на интеллектуальные процессы); эстетическая (эмпатия к произведениям искусства); предикативная (способность предсказывать реакции другого человека в той или иной ситуации). Для выявления особенностей данного элемента доброжелательности мы рекомендуем применять методику диагностики социальной эмпатии [4].

Ближняя периферия конструкта представлена триадой доброжелательности, включающей черты: «открытость», «отзывчивость» и «терпимость». Триада дальней периферии - «скромность», «сотрудничество» и «доверие».

Психологическая модель исследования концепта «доброжелательность» может быть использована в качестве диагностического инструмента для осуществления психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении.

Список литературы /References

1. Гарбузов В.И. Инстинкты и судьба человека. СПб. АСТ, 2006. 477 с.

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. 607 с.

3. Полухин О.Н., Тарабаева В.Б., Гребнева В.В. и др. Доброжелательная среда вуза как условие формирования доброжелательности будущего учителя (из опыта Белгородского Государственного национального исследовательского университета) / Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей и докладов XIV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием от 12.05.2021 г. / отв. редакторы Т.Н. Шурухина, Е.В. Глухих. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. С. 79-84.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Диагностика социальной эмпатии. М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 15-16.

5. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Издательство Курганского гос. университета, 2000. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.