УДК 398.5 ББК 80
Дьяконова Мария Петровна
соискатель Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
г.Якутск Dyakonova Mariya Petrovna applicant
Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
Yakutsk [email protected]
Концепт ЧЕЛОВЕК в эвенкийском мифологическом цикле творения The concept of MAN in the Evenki mythological cycle of creation
В статье рассмотрен концепт «человек» в фольклоре эвенков. Данный концепт является многоуровневым - каждый уровень соответствует мышлению определенной исторической эпохи. Эвенкийский концепт «первочеловек» в мифах первотворения складывался поэтапно. На начальном этапе возникает понятие человека как одного из биологических видов, обитающих на земле, затем возникает следующий уровень понятия «человек», где акцентируется внимание на физиологических характеристиках человека в отличие от животных. В итоге в эвенкийских мифах формируется этноспецифический концепт первочеловека. И лишь и много позднее формируется концепт человека-эвенка.
The concept of "human" is considered in folklore of the Evenki in the article. This concept is multi-level - each level corresponds to the thinking of a certain historical period. The Evenki concept of "the first human" is formed in stages in the myths of the first creation. At the initial stage, there is the concept of man as a biological species on earth, then there is the next level of the concept of "human", where the attention is focused on physiological characteristics of the person unlike animals. As a result, in the Evenki myths the ethnospecific concept of "the first human" is formed. And only much later the concept of the human - Evenki is formed.
Ключевые слова: эвенки, концепт, фольклор, мифы, нимнгакан, Сэвэки, цикл первотворения в фольклоре эвенков, этноспецифический концепт.
Key words: Evenki, concept, folklore, myths, nimngakans, Seveki, cycle of the first creation in the Evenki folklore, ethnospecific concept.
Фольклорные тексты в традиционном эвенкийском обществе, в первую
очередь, являются текстами культуры в самом широком смысле слова. Эвенкийский фольклор был для своего бесписьменного народа единственным способом сохранения, передачи и воспроизводства многообразной этнической и
другой культурно-значимой общечеловеческой информации. С обретением письменности появляется новый способ передачи информации - через письменный тексты. Однако, большая часть эвенков стала активно пользоваться навыками грамотности лишь к 60-м годам ХХ столетия. По мнению С.Ю. Неклюдова, появление письменности, если и приводит к «отчуждению текста от этого живого человеческого голоса», все же «не уничтожает фольклор», а «модифицирует его, снабжая новыми темами и новыми моделями текстообразования» [8]. Он отмечает несколько важных признаков, присущих народной фольклорной памяти. Главный признак - передача текстов «веерным» образом», когда, как бы сказали мы, передача и сохранение информации происходит в арифметической прогрессии.
В настоящее время в среде эвенков присутствует социокультурная востребованность в своем фольклоре и не исчезает из культурной памяти. Ю.Д.Анчабадзе относительно этого писал: «Казалось бы, забытые или полузабытые художественные и духовные ценности народного искусства снова актуализируются, человек начинает пристально вглядываться в удивительный мир народного творчества и как бы заново открывает для себя огромный пласт отечественной культуры» [1, с. 30].
Многие исследователи общественных наук отмечают поразительную устойчивость и постоянство определенных смыслов (концептов) в человеческой культуре. В сообществе младописьменной культуры эвенков (не смотря на частичную утерю способа передачи живой традиции «из рук в руки») и в наше время продолжает работать «мощный и единообразно действующий механизм, гарантирующий постоянство отбора подобных мотивов» [8].. Можно с уверенностью отметить, что насущная потребность в собственном фольклоре остро ощущается молодым поколением эвенков. Они пытаются воспользоваться традиционными знаниями, прошлыми приобретениями своего народа в культурной области при адаптации в современный российский социум в самых разнообразных сферах жизни. Именно при таких условиях, как отмечает
С.Ю.Неклюдов, «вполне реальна опора на мифологический фонд именно данной традиции», т.е. своей этнической, поэтому «импортируемый «культурный продукт» не подавил «полноценную реализацию автохтонных фольклорных традиций» [8]. Фольклор эвенков остался по своей сути их полноценным достоянием. Он сохранил в новых условиях свои матрицы, структурные модели, мотивный фонд и т.д. Естественно, что при этом существуют культурные потери, ощущаемые сегодня. Как показывает сама жизнь, в первую очередь, чрезмерно сузились функции родного языка и фольклора. Не смотря на процессы урбанизации, эвенкийский фольклор сохраняет сюжеты и мотивы в новых условиях жизни.
Задача данной статьи, используя междисциплинарный подход, выявить этноконцепт человек фольклоре эвенков.
С. А. Аскольдов-Алексеев определил концепт как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода [2]. Термин концепт имеет целый ряд близких по смыслу значений. По определению Е. С. Кубряковой концепт «оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания...» [5, с. 45]. Д.С. Лихачев термин концепт определил как «послание» [7, с. 5], передающееся из поколения в поколение в определенном этническом обществе. Этноспецифический концепт понимается как «специализированные этнокультурные концепты, в концентрированном виде выражающие особенности соответствующей культуры» [4, с. 9].
Фольклор, как этнически маркированный элемент, объединяет, интегрирует свои сообщества. Концепты, сформированные в фольклоре эвенков, дают представление о взгляде на мир (картину мира), отражая эвенкийскую менталь-ность. Фольклор, в первую очередь, явление вербальное, связанное с сознанием и мышлением этноса. Фольклорное мышление осуществляется через образы-концепты, а фольклорная память оперирует и использует готовые понятия, вы-
работанные этносом. К примеру, эвенкийским героическим сказаниям характерен тип одинокого героя. Он представляет концепт одинокого героя, отраженный в его полном имени собственном (имени с определительным эпитетом). В героических сказаниях эвенков герой-богатырь всегда имеет полное распространенное имя, состоящее из определительного эпитета и краткого имени героя. Например, в сказании «Уму-Умусликэн (досл.: Одинокий-Одиночка)» концепт одинокого героя заключен как в кратком, так и его полном эпическом имени. Кратко героя именуют Умусликэн (от слова умун - один), а также Уму-Умусликэн. Полное же имя составляет словосочетание Эмукин оскечэ Уму-Умусликэн сониу. Пример из текста: «... оскэдечэн дулин буга сониу гэрбин бими/ Эмукин оскечэ Уму-Умусликэн сониу», перевод: « ... взрастал на средней земле богатырь-воин по имени Одиноким родившийся Один-Одиночка богатырь». В другом сказании имеется богатырь по имени Умун-Умусникэн (досл.: Один-Одиночка): «Билир бичэ умун бэе. Эр гэрбин бими Умун-Умусникэн» - « Давно жил один человек-мужчина. /Его имя было Одинокий-Одиночка» [3, с. 90]. Таким образом, приведенный пример этноконцепта иллюстрирует специфичные представления и понятия, сформированные эвенками. Как показывают фольклорные материалы, национальные концепты пронизывают весь эвенкийский фольклор, имеют свое языковое оформление.
В фольклоре эвенков концепт «человек» - понятие объемное, включает в себя такие концепты как человек вообще - т.е. как биологическое создание природы, человек-эвенк, человек-мужчина, человек-богатырь и др. Следует отметить, что понятие человек в различных жанрах специфично. Например, концепт человека в мифах первотворения отличается от концепта человека в эпосе.
В эвенкийских мифах творения присутствует концепт первочеловека, который следует понимать как «человек вообще». Отправной точкой формирования концепта человек является обозначение человека как одного из биологических видов, обитающих на земле и отличающийся от животных. В мифах первый уровень концепта человек оформлен устойчивыми языковыми формулами
«пенек с глазами - мугдэкэн эвуныки есачи» или «пенек, имеющий уши - му-гдэкэн сечи». Примеры: В одном из сюжетов лис и медведь выясняют, кто чего боится. Медведь пугается внезапно вылетающих из-под ног птиц, лиса же боится человека, называя его «пеньком с поперечными глазами»: Би уэлэчиунэм мугдэкэнди эвуникин есал - Я боюсь пенька с поперечными глазами [8, с.
16]. Далее по сюжету медведь называет человека «ушастым пеньком»: Амикан гэлэгтилдэн, тала арчаран мугдэкэн сечива. Амикан, - гунэн мугдэкэн, нэлгэ сечи, - илэ уэнэденди? - Медведь пошел искать, и там встретил пенька с ушами. Медведь, - сказал пенек, имеющий уши (коряга с ушами), - куда идешь?» [8, с. 16].
В данных формулах акцентировано внимание на главном физиологическом отличии человека от животных - человек вертикален земле, в отличие от животных он ходит (передвигается) вертикально - он прямоходящее существо. В эвенкийском языке слово мугдэкэн подразумевает «стоячий пенек». Вырванный пень, находящийся в горизонтальном положении, обозначается словом го-локон букв.: 'лежащая часть дерева'. Следует также добавить сведения этнографического характера, касающиеся национального представления «о пеньке». Эвенки рубят деревья стоя, не наклоняясь, отчего «эвенкийские пеньки» бывают немногим меньше среднего роста эвенков. Пилу, которой обычно пилят дерево ближе к корню, эвенки стали применять в относительно поздний период. Эвенки прекрасно владели знаниями о физиологическом строении человека и животных.
Далее в мифах творения имеется следующая ступень понятия человек. Второй уровень концепта - человек оформлен формулами-клише со значением «имеющий поперечные глаза»: 1) Сулаки гунэн: «Би эвунки ехалкандук хомат уэлэчиунэм. - Лисица говорит: Я имеющего поперечные глаза очень боюсь. [8, с. 16], Сулаки гуллэн: «Тар-ка гундечэс, би эунэм уэлэттэ эвункилди есата-рилди» - Лисица сказала: «Так то говорил, я не боюсь поперечноглазых» [8, с.
17].
По мере развития мифов творения формируется более сложный уровень -концепт человека-эвенка. В сюжете о том, как человек получил лук от творца Сэвэки, присутствует формула человека-эвенка. Сюжет: Сэвэки созывает всех на собрание-суглан, чтобы решить, кто будет владеть луком как орудием, позволяющим ему добывать себе пищу. Все звери просят лук, но Сэвэки отказывает им, мотивируя тем, что у зверей есть все качества, которые помогут им добывать себе пищу без лука. Он вручает лук человеку со словами: -Туксакигачин хима халгана ачинду, экэгэчин эмэр окиктая ачинду эр бэркэнмэ би буктэ. Эдук дюлэски эр бэркэнди бэйуэе наннадин тэтычэнэ, си бидиуэс. Экилэ эдук дюлэски си мэнми, бэе бинэ, Дулин дуннэду биденэ, тыкэн гэрбикэл -дюр Налгалкан, эвуники эНалкан, коунорин дылилкан ураукай-эвэнки. - 'Не имеющему быстрых ног как у зайца, не имеющему острых когтей, как у медведя я дам лук. Впредь этим луком зверей добывая, ты жить будешь. Звериным и птичьим мясом питаясь, в звериные шкуры, одеваясь, ты будешь жить. С этого момента ты сам себя, будучи человеком, живя на средней земле, так называй -Двуногий, поперечноглазый, черноголовый человек-эвенк [6, с. 33].
Как видим, только на третьей завершающей ступени формируется этнос-пецифический концепт человека-эвенка, выраженный формулой: двуногий, поперечноглазый, черноголовый уранкай-эвенк.
Национальное самосознание не является прирожденным свойством человека. Оно развивается и соответствует стадиям развития своего общества, т.е. национальное самосознание исторично. Этническое сознание эвенков есть продукт, сложившийся в процессе их исторического развития в своей социально -экономической формации. Эвенки сформировали национальные концепты человека, соответствующие ступеням и формам социально-исторической эпохи, на протяжении которой складывался их этнос.
Для наглядности приведем составленную нами схему этапов развития понятия человек в мифах эвенков:
Развитие понятия "человек" в мифах эвенков
го •е- % 3 ступень
ш О) ш дюр Иалгалкан,
о О) 2 ступень эвуники эЬалкан, коцнорин дылилкан
ураукаи-эвэнки -
двуногии, поперечноглазый,
1-к I эвунки ехалкан -
о имеющий черноголовый
о; X 1 ступень попречные глаза; человек-эвенк'
1-X (начальный) эвункил есатарил -
поперечноглазыи
го мугдэкэн эвуныки
I всачи- пенек с
О) с глазами; мугдэкэн
1-о сечи - пенек, имеющий уши
этапы
Таким образом, анализ эвенкийских мифов творения показал, что развитие понятия «человек» имеет несколько ступеней.
Концепт человек в мифах отражен традиционными формулами - «имеющий поперечные глаза», «пенек, имеющий глаза», «пенек, имеющий уши». В мифах эвенков понятие «человек» развивалось и формировалось постепенно, и слово бэе ^человек) в них малоупотребительно.
Библиографический список
1. Анчабадзе Ю.Д. Народное искусство в современном обществе (социальная роль и перспективы развития) [Текст]/ Ю.Д. Анчабадзе //Советская этнография №4, 1987, с. 38-48.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово [Текст] / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. с. 267-279.
3. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания [Текст]/ Сост. Василевич Г.М. - Л.: Наука, 1966. - 400 с.
4. Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Иная ментальность. [Текст] / В.И. Карасик, О.Г. Прохвачева, Я.В. Зубкова, Э.В. Грабарова - М.: Гнозис, 2005. 352 с.
5. Кубрякова, Е.С. Возвращаясь к определению знака. Памяти Р. Якобсона [Текст] / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. 1993 №4. - С. 20-27.
6. Кэптукэ Г. Двуногий да поперечноглазый черноголовый человек - эвенк и его земля Дулин Буга [Текст] / Г.И. Кэптукэ //Розовая чайка. - Якутск, 1991. 50 с.- 33 с.
7. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д.С.Лихачев // Известия Российской Академии наук. Сер. лит. и яз. 1993. Т. 52, № 1. - С. 3-9.
8. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору [Текст] / Сост. Г.М. Василе-вич. - Л.: Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. - 290 с.
9. Неклюдов С.Ю. Культурная память в устной традиции: историческая глубина и технология передачи [Электронный ресурс] / С.Ю.Неклюдов // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика: [сайт]. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm.
10. Попова З,Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика [Электронный ресурс] /Понятие концепта // Библиотека Zinki.ru: [сайт]. - Режим доступа: http://zinki.ru/book/kognitivnaya-lingvistika/.
Bibliography
1. Anchabadze, Y.D. Folk art in modern society (social role and prospects of development) [Text] / Y.D. Anchabadze - M.: Soviet Ethnography №4, 1987. - P. 38-48.
2. Ascoldov, S.A. The concept and the word [Text] / S. A. Ascoldov // Russian literature. From the theory of literature to structure of the text. Anthology. - M., 1997. - P. 267-279.
3. Historical folklore of the Evenki. Legends and stories [Text] / Compiled by G.M. Vasilevich. - L.: Science, 1966. - 400 p.
4. Karasik, V.I., Prohvacheva, O.G., Zubkova, Y.V., Grabarova, E.V. The other mentality [Text] / V.I. Karasik, O.G. Prohvacheva , Y.V. Zubkova, E.V. Grabarova - M.: Gnosis, 2005. - 352 p.
5. Kubryakova, E.S. Returning to the definition of a sign. Memory of R. Yakobsona [Text] / E.S. Kubryakova // Questions of linguistics. - №4. - 1993. - P. 20-27.
6. Keptuke, G. Bipedal and cross-eyed black-headed man - a Evenki and his land Dulin Buga [Text] / G. Keptuke // Pink seagull. - Yakutsk, 1991. - P. 50-33.
7. Lihachev, D.S. Conceptosphere of the Russian language [Text] / D.S. Lihachev // News of the Russian Academy of Science. The series of literature and language. - M., 1993. Pr. 52, №1. P. 3-9.
8. Materials on the Evenki (the Tungus) folklore [Text] / Compiled by G.M. Vasilevich - L.: Publishing house of the institute of the North people of the Central Election Commission of the USSR named by P.G. Smidovich, 1936. - 290 p.
9. Neklyudov, S.Y. The cultural memory in oral tradition: historical depth and technology of transfer [online-source] / S.Y. Neklyudov // Folklore and postfolklore: structure, typology, semiotics [email]. -Access mode: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov78.htm.
10. Popova, Z.D., Sternin I.A. Cognitive linguistics [online-source] / Notion of the concept // Virtual library: zinki.ru
Access mode: http://zinki.ru/book/kognitivnaya-lingvistika/